Взаимодействие с родителями
Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Перспективные планы реализации программы на 4 года
Перспективный план работы с родителями
детей второй младшей группы (3 - 4 года)
Подготовила и провела:
Зубаерова А.В., воспитатель
1.6. Перспективные планы реализации программы на 4 года
Перспективный план работы с родителями
детей второй младшей группы (3 - 4 года)
Месяц | Групповые и индивидуальные консультации | Тематика наглядной информации | Активные формы работы | |
Сентябрь | 1.Индивидуальные беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации, совместные игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель». 2.Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (приложение 4) Цель: ознакомление родителей с возрастными особенностями детей. 3. Консультация «Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: педагогическое просвещение родителей. | 1.Оформление стендового уголка и постоянно действующей выставки «Изучаем ФГОС» (со сменной информацией) Цель: педагогическое просвещение родителей. 2. «Для вас, родители!» - ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, с режимом дня, с возрастными особенностями детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Фотовыставка «Как мы провели лето». Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений. | 1.Заполнение социального паспорта группы. Цель: Сбор информации о социальном положении семей воспитанников. (Собеседование, анкетирование). 2. «Как живешь?» Цель: выявление жилищно-бытовых условий жизни семьи ребенка.(Посещение семей, общение с родителями). 3. Круглый стол «Все о программе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: ознакомление родителей с работой ДОУ и особенностями реализуемой программы. | |
Октябрь | 1.Консультация «Поговорим о правильном питании» (приложение 5) Цель: повышение уровня знаний родителей о правильном и здоровом питании. 2. Консультация «Как интересно провести досуг в кругу семьи» (приложение 6) Цель: мотивация к улучшению отношений между детьми и родителями. 3. Индивидуальные беседы, подготовка памяток «Причины затянувшейся адаптации». Цель: педагогическое просвещение родителей и пропаганда знаний по психологии. | 1.Оформление ширмы «Азбука здоровья» Цель: привлечь внимание родителей к изучению информации о составляющих здорового образа жизни в семье и детском саду. 2. Папка-передвижка «ОРВИ – это простуда». Цель: повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний. 3. Оформление стенда «Дорога и мы». Цель: педагогическое просвещение родителей по изучению правил дорожного движения. | 1.Вечер вопросов и ответов. Родительское собрание «Дети трехлетнего возраста» (приложение 7) Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста. 2. Совместный досуг «Здравствуй, осень!» (приложение 8) Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, развитие мотивации родителей к улучшению детско-родительских отношений. 3. Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения». Цель: мотивация к совместной трудовой деятельности. | |
Ноябрь | 1.Беседа «О необходимости развития мелкой моторики рук» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития речи детей. 2. Консультация «Права и обязанности родителей» (приложение 9) Цель: правовое просвещение родителей. | 1.Памятка «Живу по расписанию» Цель: повышение родительской компетентности по соблюдению режима дня детей дошкольного возраста. 2.Оформление уголка – выставки «Наши мамы просто класс!» Цель: формирование мотивации к совместному творчеству.
| 1.День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела. 2.«Нужно ли ребенку общение с матерью?» (посещение семьи ребенка). Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений. | |
Декабрь | 1.Правовая страничка «Понимаем ли мы друг друга» Цель: повышение родительской компетентности по вопросам соблюдения прав детей. 2.Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка» (приложение 10) Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам соблюдения режима дня и значения прогулок для растущего организма ребенка. | 1.Наглядная информация «Игровые самомассажи» Цель: педагогическое просвещение родителей по проведению самомассажа. 2. Памятка «Как появилась традиция встречать Новый год в семье». Цель: воспитание и сохранение семейных традиций. 3.Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!» Цель: мотивация родителей к улучшению детско-родительских отношений. | 1.Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!» Цель: мотивация на совместную продуктивную деятельность. 2. Музыкальная гостиная «Встречаем вместе Новый год» (приложение 11) Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений. | |
Январь | 1.Консультация «Дидактические игры по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам развития речи детей. 2.Устный журнал «Игры, которые развивают» (приложение 12) Цель: повышение родительской компетенции в организации игр с ребенком. | 1.Памятка «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть». Цель: повышение родительской компетентности в вопросах приобретения игрушек. 2. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» («Зимние развлечения»). Цель: мотивировать родителей на создание условий для полноценного общения в кругу семьи. | 1.Экспресс – опрос «Как поживает ваш ребенок в детском саду?» Цель: выявление отношения родителей к работе детского сада. 2. День добрых дел «Снежные постройки!» Цель: привлечение родителей к совместному участию в постройке снежного городка на участке детского сада. 3.Родительское собрание «Речь младшего дошкольника» (приложения 13, 14) Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в области педагогики и психологии. | |
Февраль | 1.Консультация - практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах организации здорового образа жизни. 2.Консультация «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома» Цель: расширение знаний родителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей. | 1.Фотогазета «Самый лучший папа мой!» Организация фотовыставки с рассказами о папах. Цель: пропаганда семейных ценностей. 2. Выставка изобразительного исскуства в рубрике «Домашние зарисовки» Цель: мотивация родителей к улучшению детско-родительских отношений. | 1.Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!» (приложение 15) Цель: мотивация родителей к улучшению детско-родительских отношений. | |
Март
| 1.Консультация «Путь в сказку. Развитие театрализованной деятельности детей» (приложение 16) Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам познавательного развития детей. 2. Индивидуальные беседы «Кризис трехлетнего возраста». Цель: повышение знаний родителей по вопросам психологии ребенка. | 1.Оформление поздравительной газеты «Самым милым и красивым поздравления мы шлём» Цель: формирование мотивации к совместному творчеству. 2.Памятка «Ваши отношения с детьми» Цель: пропаганда, воспитание и сохранение семейных ценностей.
3. Оформление стенда «Улица и дети» Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД. | 1.Неделя «Театральная весна» Постановка сказки «Как кукла Майя пирог испекла» (приложение17) Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений. 2.Совместное создание в группе огорода Цель: мотивация родителей к совместной продуктивной деятельности. 3.Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!» | |
Апрель
| 1.Устный журнал «Закаливание ребенка в домашних условиях» Цель: пропаганда здорового образа жизни. 2. Беседа с выставкой блюд «Правильное питание» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта. | 1.Памятка «Комплекс пальчиковых игр «Играем дома» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам использования здоровьесберегающих технологий. | 1.Педагогическая гостиная «Где моя большая ложка?» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах организации питания детей. 2. Тренинг «Босиком от простуды» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья детей. | |
Май | 1.Оформление картотеки блюд «Оптимальное меню для растущего организма» Цель: повышение родительской компетентности по формированию знаний о физиологической потребности в питании растущего организма. 2. Консультация «Как с пользой провести лето?» Цель: пропаганда семейных ценностей. | 1.Информационный бюллетень «Как уберечь ребенка от ядовитых растений» Цель: педагогическое просвещение родителей. | 1.Анкетирование «Что нового вы узнали в детском саду?» Цель: выявление отношения родителей к работе детского сада. 2. Родительское собрание «Наши успехи» Цель: ознакомление родителей с результатами работы за год. 3. Совместная деятельность «Собираем гербарий» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Родительское собрание на тему:
"Готовимся к школе вместе"
Разработчики:
Зубаерова А.В.,
Нурудинова М.А.
г. Когалым, 2019 г.
Тема: "Готовимся к школе вместе"
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
Предварительная работа:
1.Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Анкетирование родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Повестка собрания:
I. Консультация на тему: «Как воспитывать у ребенка самостоятельность» Нурудинова М.А.
II. Выступление учителей школы №6 на тему «Готовим детей к школе» «Знакомство с задачами воспитания и обучения детей 6-7 лет».
III. « Роль игры при подготовке ребенка к школе.». Зубаерова А.В.
IV. Выбор родительского комитета.
V. Разное.
I. Консультация на тему: «Как воспитывать у ребенка самостоятельность» Нурудинова М.А.
Наши дети стали взрослее на один год. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребёнка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок — это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
(Воспитатель предлагает родителям ознакомиться с содержанием памятки.)
Памятка.
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.
II. Выступление учителей школы №6 на тему «Готовим детей к школе» «Знакомство с задачами воспитания и обучения детей 6-7 лет».
III. « Роль игры при подготовке ребенка к школе.». Зубаерова А.В.
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что- то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка — в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность — ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо — это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе — это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка — это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, — пишет Б.В. Никитин. — Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы
в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Памятка.
Правила игры с детьми.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
• во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
• обязательно поощрять победителя игры.
IV. Выбор родительского комитета.
V. Разное.
ПРОТОКОЛ
родительского собрания в подготовительной группе №6
от 8 ноября 2019года
Протокол №1
родительского собрания подготовительной группы №6 от 08 ноября 2019г.
Председатель: Саксонова В.И. - родитель
Секретарь: Михайлова О.Г. - родитель
Приглашены: учителя школы №6, педагог-психолог Демидова А.В., учитель-логопед Муллагулова Л.А.
Присутствовало 14 человек, список прилагается.
Тема: "Готовимся к школе вместе"
Предварительная работа: наблюдение за поведением и общением детей в разных видах деятельности; индивидуальные беседы с детьми («Открытое письмо родителям», Ответы детей на вопросы по организации труда дома); анкетирование родителей (Анкета «Готовим детей к школе»); подготовка памятки «Готовимся к школе».
Повестка дня:
I. Консультация на тему: «Как воспитывать у ребенка самостоятельность» Нурудинова М.А.
II. Выступление учителей школы №6 на тему «Готовим детей к школе» «Знакомство с задачами воспитания и обучения детей 6-7 лет».
III. « Роль игры при подготовке ребенка к школе.». Зубаерова А.В.
IV. Выбор родительского комитета.
V. Разное.
- По первому вопросу выступала воспитатель группы №6 Нурудинова М.А. на тему «Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
- Выступление учителей школы №6 на тему: «Готовим детей к школе». Учителя обратили внимание родителей на то, что в современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа — это совершенно новая жизнь для него. Они довели до сведения родителей, что такое готовность к школьному обучению – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для успешного обучения ребёнка.
Решили:
Принять к сведению информацию из выступления воспитателя подготовительной группы Нурудиновой М.А., ее рекомендации.
Поместить в родительский уголок информацию о психологической подготовке детей к школе.
При необходимости обращаться за помощью к психологу, логопеду.
I. Голосовали:
За – 14
Против – 0
Воздержались – 0
- « Роль игры при подготовке ребенка к школе.». Зубаерова А.В.
Решили:
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.
Стремиться к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для воспитания и образования детей. Периодически информировать родителей по усвоению детьми учебного материала, о жизни группы, давать своевременные советы, организовывать индивидуальные беседы.
Голосовали:
За – 14
Против – 0
Воздержались – 0
IV. Выбор родительского комитета.
По четвертому вопросу выступила воспитатель группы Нурудинова М.А.. Она внесла предложение о выборе родительского комитета. Воспитатель Нурудинова М.А. разъяснила родителям полномочия и обязанности родительского комитета.
Выступили:
От родителей выступила родительница Саксонова Виктория Ивановна и внесла кандидатуры в состав родительского комитета это: Саксонова В.И. – председатель, Михайлова О.Г., Кузьмина Г.С.Данные кандидатуры все поддержали.
Решили:
Утвердить кандидатуры родительского комитета Саксонова В.И. – председатель, Михайлова О.Г., Кузьмина Г.С.
Голосовали:
За – 14
Против – 0
Воздержались – 0
V Разное. В следующем вопросе о разном воспитатель Нурудинова М.А. напомнила родителям о соблюдении режима, о своевременной оплате как за детский сад, так и за дополнительные услуги, а так же об одежде детей.
Соблюдать требования в ДОУ согласно положениям.
Голосовали:
За – 14
Против – 0
Воздержались – 0
Председатель: ___________________ Саксонова В.И.
Секретарь: ___________________ Михайлова О.Г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Родительское собрание на тему:
«Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников»
Разработчики:
ЗубаероваА.В.,
Нурудинова М.А.
г. Когалым, 2022 г.
Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников»
Цель:
· установление контакта между родителями и педагогами;
· моделирование перспектив взаимодействия.
повышение педагогической культуры родителей.
1. Вступительная часть. Проведение игры с родителями «Чему научился мой ребенок за летний период»
2. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет. Памятка о возрастных особенностях детей среднего дошкольного возраста. (Докладчик:
Зубаерова А. В.)
3. Особенности образовательного процесса в средней группе, цели и задачи ДОУ на новый учебный год. Ознакомление с сеткой занятий и режимом дня в средней группе. (Докладчик: Нурудинова М. А.)
4. Приказ о внесении изменений в родительской плате за содержание ребенка в ДОУ. Заполнение дополнительных соглашений к образовательному договору.
5. Выбор родительского комитета группы (председателя, секретаря и членов).
6. Разное.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть. Знакомство с родителями.
1. Родители заходят, рассаживаются . Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в новом учебном году! Хотим поздравить вас с новым учебным годом. Дети наши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада. Хотим выразить благодарность родителям, которые активно принимали и на данный момент принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагаю познакомиться.
Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет нам узнать друг друга. Я передаю клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слово о своем ребенке, а затем передайте клубочек следующему.
Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Проведение игры с родителями «Чему научился мой ребенок за летний период»
А теперь мы просим Вас присесть. Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д. Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
2.Сегодня мы поговорим о тех вещах, с которыми ежедневно сталкиваемся, и порой для нас они не имеют значения. Хотя, эти мелочи так важны для ребенка и мешают ему быть в полной мере счастливым и уверенным в себе.
Сейчас предлагаю вам поиграть в игру-викторину, где вы наглядно сможете со стороны посмотреть в чем нужна помочь вашему ребенку.
Если ребёнок самостоятельно выполняет данное действие, то вы кладёте на стол фишку желтого цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – красного; а если не выполняет совсем – зеленого.
Игра – викторина.
- Ребёнок самостоятельно моет руки, без напоминания перед едой, после посещения туалета.
- Раздеваясь, аккуратно складывает одежду в шкафчик или вешает на стул.
-У него всегда при себе носовой платок.
- Обращается за помощью к взрослым с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть куртку и сапоги надеть перчатки (варежки) при этом благодарит за оказанную помощь.
- Умеет самостоятельно извиняться ели кого-то обидел.
- Не вмешивается в разговор взрослых, не перебивая, требуя к себе внимания.
- При встрече здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Не мусорит.
- Не требует срочной покупки понравившейся вещи, громко крича и топая ногами.
Проанализировав, данное задание, вы должны понять , где нужна ваша помощь и чему нужно научить ребенка.
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным.
Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном.. Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях.
К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие»;
. «Социально-коммуникативное развитие», где ребятам прививается нравственное воспитание, формируется умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Формируется готовность детей к совместной деятельности, развитие самостоятельно договариваться и разрешать конфликты. Развитие навыков самообслуживания, трудовое воспитание. Формирование первичных представлений о безопасности.
«Познавательное развитие»,Формирование элементарных математических представлений (форма, цвет, размер, количество, числе, части и целом, пространстве и времени). Представление о малой Родине и Отечестве, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о особенностях природы и бережного отношения к ней. Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
«Речевое развитие».Занятия способствуют развитию свободного общения с взрослыми и детьми, Развитие всех компонентов устной речи детей (монолог, диалог).Воспитание интереса и любви к чтению. - Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
«Художественно-эстетическое развитие». Прежде всего происходит приобщение детей к искусству: музыкальному, изобразительному, театральному. Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Развивать музыкальный слух .Дети обучаются элементарной музыкальной грамоте. Формировать начальные певческие навыки.
«Физическое развитие». Развивается представление о здоровом образе жизни. Дети уверенно и активно выполнять основные элементы общеразвивающих упражнений, , воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
7. Коротко о разном.
В заключение хочется сказать, что мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку вдетском саду было весело, хорошо. Интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. И я бы хотела раздать вам
Желаем вам успехов, открытий в новом учебному году!
Протокол родительского собрания №1 в средней группе №10
Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников»
Дата проведения: 01.10.22г.
Форма проведения: «круглый стол».
Присутствовало: 20 родителей.
Воспитатели группы :Зубаерова А. В., Нурудинова М. А.
Повестка собрания:
1. Вступительная часть. Проведение игры с родителями «Чему научился мой ребенок за летний период»
2. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет. Памятка о возрастных особенностях детей среднего дошкольного возраста. (Докладчик:
Зубаерова А. В.)
3. Особенности образовательного процесса в старшей группе, цели и задачи ДОУ на новый учебный год. Ознакомление с сеткой занятий и режимом дня в средней группе. (Докладчик: Нурудинова М. А.)
4. Приказ о внесении изменений в родительской плате за содержание ребенка в ДОУ с 01.07.2018г. Заполнение дополнительных соглашений к образовательному договору.
5. Выбор родительского комитета группы (председателя, секретаря и членов).
6. Разное.
Ход собрания:
1. Слушали: Зубаерову А. В.., воспитателя группы, которая поздравила родителей с началом учебного года. Провела с ними игру «Чему научился мой ребенок за летний период?»
2. Слушали: Зубаерову А. В. с выступлением о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей 4-5 лет. Педагог представила каждому родителю памятку о возрастных особенностях воспитанников среднего возраста.
Решили: взаимодействовать с воспитателями группы по созданию благоприятных условий для всестороннего развития детей.
3. Слушали: Нурудинову М. А.., которая ознакомила родителей с целями и задачами воспитания и обучения детей пятого года жизни. Далее, ознакомила с режимом дня группы, сеткой занятий как по основной образовательной деятельности, так и по дополнительным услугам: «Шашки для малышей» и «Умелые ручки».
Решили: Принять к сведению выступление воспитателя об основных направлениях и задачах на 2022-2023 образовательный год; выполнять рекомендации педагогов по поддержании режима дня и в выходные и праздничные дни.
4. Слушали: Зубаерову А. В., воспитателя группы, которая ознакомила родителей с Приказом о внесении изменений в родительскую плату за содержание ребенка в ДОУ с 01.09. 2022г. Она предложила заполнить дополнительные соглашения к образовательному договору на собрании.
Решили: выполнить рекомендации педагогов, заполнить дополнительные соглашения.
5. Слушали: Нурудинову М. А., воспитателя группы, которая предложила выбрать членов родительского комитета.
Решили: выбрать единогласно председателем родительского комитета –Кудакаеву А. В., секретарем –Михайлову О. Г, членами –Ткаченко Л. А., Заплитную М. В.
6. Разное. Родители обсуждали вопросы по спортивной форме, канцелярии в группу, обменивались контактами.
Общее решение: взаимодействовать с воспитателями группы по созданию благоприятных условий для всестороннего развития детей, соблюдать рекомендации по режиму дня и участвовать в образовательном процессе группы