Самообразование

Зубаерова Алиса Варисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Когалыма «Золушка»

Тема самообразования: 

«Использование в образовательной деятельности

технологии Гришаевой Н.П. «К родителям через детей»

Составила: Зубаерова А.В.

Когалым 2022

        

Специальность: Учитель башкирского языка, литературы и английского языка по специальности «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Иностранный язык» 

Образование: Гоувпо «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акумуллы», Профессиональная переподготовка в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»: «Педагогика и методика дошкольного образования», 2016г.

Тема по самообразованию: «Использование в образовательной деятельности технологии Гришаевой Н.П. «К родителям через детей»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 года.

Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

• Разработать и реализовать   перспективный план работы с родителями;

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Организовать работу взаимодействия с родителями;

• Создание предметно-пространственной среды группы

•Показать мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей посредством технологии «К родителям через детей» ".

• Публиковать собственный опыт педагогической деятельности в социальной сети (в журнале)

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно - образовательного процесса.

• разработка и внедрение системы работы с родителями по данной теме.

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.

• обогащение предметно-пространственной среды группы

На уровне семьи:

  • улучшение взаимоотношений у детей с родителями;
  • формирование психологической готовности к школе (развитие коммуникативных навыков у детей, в том числе умение доносить информацию);
  • снятие эмоционального напряжения у детей во взаимоотношениях с родителями;
  • развитие уверенности в себе и способности выступать публично у детей и родителей;
  • развитие интереса родителей к жизни детей в детском саду;
  •  более глубокое понимание индивидуальности своих детей;
  • включение родителей в развитие и воспитание детей, как полноправных участников образовательного процесса;
  • гармонизация жизни в семье.

На уровне детского сада:

  •  создание единого сообщества «родители – дети – педагоги»;
  • создание общегрупповых ценностей, норм и правил;
  • создание коллектива единомышленников среди родителей;
  •  удовлетворенность качеством работы детского сада, снижение конфликтов «родитель – детский сад»;
  • самодиагностика воспитателя;
  • проверка знаний детей.

Методы и формы работы:

  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • работа с родителями.

Основными направлениями

 моей педагогической работы являются:

  • подбор и изучение методической литературы по теме;

•        планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями;

•        разрабатывается перспективный план работы  

•        разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

•        подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

•        изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

1 этап: Установочный

Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной

         теме.

2 этап: Теоретический

1.Работа с детьми и родителями:

  • Ознакомление родителей с целями и задачами работы дошкольного

учреждения, целями и задачами моей работы

  • Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные детско-родительские проекты и пр.);
  • Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

2.Самореализация

  • Работа с методической литературой;
  • Подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах внедрения технологии Гришаевой «К родителям через детей»

 

3 этап: Практический

1.Работа с детьми и родителями:

В течение года участие воспитанников и родителей:

-   во всероссийских, международных, окружных, муниципальных конкурсах;

-в обогащении предметно-пространственной среды группы

4 этап: Презентация опыта работы.

  • Разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы.  
  • Подведение итогов проекта;
  • Обобщение опыта работы по технологии «К родителям через детей» 

План работы по технологии «К родителям через детей»

                                                                                                                        Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

«Дружат в нашей группе мальчики и девочки ».

1.Ознакомление с возрастными особенностями детей.

2.Изучение литературы

3.Анкетирование родителей

Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки ».

Консультация для родителей     на тему: «Играйте вместе с детьми»

Октябрь

«Осенних красок карнавал».

Оформление папки – передвижки

  Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Осень разноцветная»

Ноябрь

«Загляните в семейный альбом».

Оформление папки –передвижки «Моя семья»

1. Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Праздник мам»

2. Подборка игр «Играем дома и в детском саду»

Декабрь

«Волшебница зима».

Помощь в организации предметно-развивающей среды

 1.Оформление окон: «Сказка на окне»

 2.   Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Новогодний праздник»

Январь

«Зимние забавы».

Обмен опытом родителей

1.Спартакиада

 2. Разработка родительского собрания «Дети-родители-педагоги»

Февраль

«Азбука безопасности».

 

Организация родителей и педагогов для совместной деятельности

 1.Консультация для родителей на тему: «Азбука безопасноти».

2. Акция для родителей по изготовлению дидактического материала.

Март

«Мамочку милую очень люблю».

Акция «Тюльпаны для мамы»

  1.  Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Мамочку милую очень люблю».

Апрель

«Земля- наш общий дом».

Конкурс рисунков

  Выставка поделок на тему «Береги природу»

Май

«Россия- родина моя».

 Оформление совместно с родителями картотеки патриотических игр

Поход к Вечному огню совместно с детьми и родителями

                                           



Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Когалыма «Золушка»

Тема самообразования: 

«Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»

Составила: Зубаерова А.В.

Когалым 2019

     ФИО: Зубаерова Алиса Варисовна

       Специальность: Учитель башкирского языка, литературы и английского языка по специальности «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Иностранный язык» 

     Образование: Гоувпо «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акумуллы»

          Профессиональная переподготовка в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»: «Педагогика и методика дошкольного образования», 2016г.

Тема самообразования: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Начало изучения темы: 01.09.2019 г.

Окончание изучения темы: 30.05.2020 г.

Воспитатель: Зубаерова А.В.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

Актуальность:

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие ,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: 

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Сроки и этапы реализации: Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап.  

  • Изучение учебно- методической литературы.
  • Разработка плана работы по развитию мелкой моторики рук.
  • Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Разработка дидактических игр и пособий.

2. Основной этап.

  • Реализация идеи, цели, задач, плана.

3.Заключительный этап

  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта

Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы:  игра и упражнения:

• Самомассаж кистей рук;

• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами, кинезиологические упражнения.

Подготовительный этап.

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме

Методы и приемы работы:

Взаимодействие с родителями

  • Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика»,изд. АСТ, 2007г.
  • Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

          ЭКСМО-Пресс, 2001г.

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.

         "Пальчиковые шаги" С-Пб, «Корона», 2007г.

  • Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  • Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки    
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • Пальчиковый театр
  • Работа с конструктором ЛЕГО
  • Рисование по трафаретам
  • Дидактические игры
  • Шнуровка
  • Игры с мелкими предметами
  • Пазлы, мозаика.
  • Работа с бизибордом
  • Консультации
  • Беседы
  • Папки-передвижки
  • Буклеты

План работы

Сентябрь

1.Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

3.Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени.

Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Октябрь

1.Д/и.: «Прищепки»

2.Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

3.Д/и. «Шнуровка».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.  Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Цель: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развитие пространственного ориентирование, способствование усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" ,развитие усидчивости терпения.

Ноябрь

 

 

1.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

2.Создание разнообразного «Пальчикового театра»

3.Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья»

4.Заучивание стихов об осени по мнемотехнике.

Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развитие мелкой моторики рук с использование пальчикового театра.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики.

Декабрь

1.Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».

3.Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

Цель: Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь

1.Консультация для родителей  «Игры на развитие мелкой моторики рук»

2.Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

3.Настольная игра «Мозаика».

4.Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег».

Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки;

Цель:Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Февраль

1."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

2.Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

3.Заучивание стихов о зиме.

Цель: Развитие моторики, зрительного восприятия, внимание, памяти, усидчивости, интуиции, знакомство со свойствами разных предметов и поверхностей.

Цель: Развитие действия, координации действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Цель: Развитие моторики рук, при выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста.

Март

1.Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»

2.Пальчиковые шаги.( Упражнения на развитие мелкой моторики.)

3.Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

4.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна».

Цель: Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.

Цель: Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель

1.Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

2.Работа с конструктором Лего.

3.Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.

Цель: Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Цель: Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май

1.Рисование по трафаретам.

(собрать картотеку трафаретов).

2.Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

3. Анализ работы по теме самообразования. Проведение контрольного диагностического исследования.

Цель: Развивать фантазию и воображение.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Литература:

  1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  3. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  4. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
  5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  7. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развитиядетей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
  8. Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
  9. Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
  10. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  11. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
  12. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  14. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  15. Ярославль: Академия развития, 2009.
  16. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


Предварительный просмотр: