Самообразование
Самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Когалыма «Золушка»
Тема самообразования:
«Использование в образовательной деятельности
технологии Гришаевой Н.П. «К родителям через детей»
Составила: Зубаерова А.В.
Когалым 2022
Специальность: Учитель башкирского языка, литературы и английского языка по специальности «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Иностранный язык»
Образование: Гоувпо «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акумуллы», Профессиональная переподготовка в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»: «Педагогика и методика дошкольного образования», 2016г.
Тема по самообразованию: «Использование в образовательной деятельности технологии Гришаевой Н.П. «К родителям через детей»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 года.
Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
• Разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Организовать работу взаимодействия с родителями;
• Создание предметно-пространственной среды группы
•Показать мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей посредством технологии «К родителям через детей» ".
• Публиковать собственный опыт педагогической деятельности в социальной сети (в журнале)
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно - образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с родителями по данной теме.
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.
• обогащение предметно-пространственной среды группы
На уровне семьи:
- улучшение взаимоотношений у детей с родителями;
- формирование психологической готовности к школе (развитие коммуникативных навыков у детей, в том числе умение доносить информацию);
- снятие эмоционального напряжения у детей во взаимоотношениях с родителями;
- развитие уверенности в себе и способности выступать публично у детей и родителей;
- развитие интереса родителей к жизни детей в детском саду;
- более глубокое понимание индивидуальности своих детей;
- включение родителей в развитие и воспитание детей, как полноправных участников образовательного процесса;
- гармонизация жизни в семье.
На уровне детского сада:
- создание единого сообщества «родители – дети – педагоги»;
- создание общегрупповых ценностей, норм и правил;
- создание коллектива единомышленников среди родителей;
- удовлетворенность качеством работы детского сада, снижение конфликтов «родитель – детский сад»;
- самодиагностика воспитателя;
- проверка знаний детей.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игры,
- чтение художественной литературы,
- работа с родителями.
Основными направлениями
моей педагогической работы являются:
- подбор и изучение методической литературы по теме;
• планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями;
• разрабатывается перспективный план работы
• разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
• подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
• изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
1 этап: Установочный
Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной
теме.
2 этап: Теоретический
1.Работа с детьми и родителями:
- Ознакомление родителей с целями и задачами работы дошкольного
учреждения, целями и задачами моей работы
- Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные детско-родительские проекты и пр.);
- Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.
2.Самореализация
- Работа с методической литературой;
- Подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах внедрения технологии Гришаевой «К родителям через детей»
3 этап: Практический
1.Работа с детьми и родителями:
В течение года участие воспитанников и родителей:
- во всероссийских, международных, окружных, муниципальных конкурсах;
-в обогащении предметно-пространственной среды группы
4 этап: Презентация опыта работы.
- Разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы.
- Подведение итогов проекта;
- Обобщение опыта работы по технологии «К родителям через детей»
План работы по технологии «К родителям через детей»
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | «Дружат в нашей группе мальчики и девочки ». | 1.Ознакомление с возрастными особенностями детей. 2.Изучение литературы 3.Анкетирование родителей | Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки ». Консультация для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми» |
Октябрь | «Осенних красок карнавал». | Оформление папки – передвижки | Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Осень разноцветная» |
Ноябрь | «Загляните в семейный альбом». | Оформление папки –передвижки «Моя семья» | 1. Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Праздник мам» 2. Подборка игр «Играем дома и в детском саду» |
Декабрь | «Волшебница зима». | Помощь в организации предметно-развивающей среды | 1.Оформление окон: «Сказка на окне» 2. Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Новогодний праздник» |
Январь | «Зимние забавы». | Обмен опытом родителей | 1.Спартакиада 2. Разработка родительского собрания «Дети-родители-педагоги» |
Февраль | «Азбука безопасности». |
Организация родителей и педагогов для совместной деятельности | 1.Консультация для родителей на тему: «Азбука безопасноти». 2. Акция для родителей по изготовлению дидактического материала. |
Март | «Мамочку милую очень люблю». | Акция «Тюльпаны для мамы» | 1. Итоговое мероприятие по ситуации месяца: «Мамочку милую очень люблю». |
Апрель | «Земля- наш общий дом». | Конкурс рисунков | Выставка поделок на тему «Береги природу» |
Май | «Россия- родина моя». | Оформление совместно с родителями картотеки патриотических игр | Поход к Вечному огню совместно с детьми и родителями |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Когалыма «Золушка»
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»
Составила: Зубаерова А.В.
Когалым 2019
ФИО: Зубаерова Алиса Варисовна
Специальность: Учитель башкирского языка, литературы и английского языка по специальности «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Иностранный язык»
Образование: Гоувпо «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акумуллы»
Профессиональная переподготовка в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»: «Педагогика и методика дошкольного образования», 2016г.
Тема самообразования: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Начало изучения темы: 01.09.2019 г.
Окончание изучения темы: 30.05.2020 г.
Воспитатель: Зубаерова А.В.
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Актуальность:
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие ,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Сроки и этапы реализации: Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
- Изучение учебно- методической литературы.
- Разработка плана работы по развитию мелкой моторики рук.
- Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Разработка дидактических игр и пособий.
2. Основной этап.
- Реализация идеи, цели, задач, плана.
3.Заключительный этап
- Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: игра и упражнения:
• Самомассаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами, кинезиологические упражнения.
Подготовительный этап. | Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме | Методы и приемы работы: | Взаимодействие с родителями |
ЭКСМО-Пресс, 2001г.
"Пальчиковые шаги" С-Пб, «Корона», 2007г.
|
|
|
План работы
Сентябрь | 1.Изучить литературу и опыты работ по данной теме. 2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень». 3.Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. | Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. |
Октябрь | 1.Д/и.: «Прищепки» 2.Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" 3.Д/и. «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Цель: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развитие пространственного ориентирование, способствование усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" ,развитие усидчивости терпения. |
Ноябрь
| 1.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 2.Создание разнообразного «Пальчикового театра» 3.Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» 4.Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. | Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста; Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развитие мелкой моторики рук с использование пальчикового театра. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики. |
Декабрь | 1.Д/и «Веселые упражнения с карандашами» 2.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима». 3.Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» | Цель: Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | 1.Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» 2.Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» 3.Настольная игра «Мозаика». 4.Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег». | Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Цель:Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам. |
Февраль | 1."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 2.Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», 3.Заучивание стихов о зиме. | Цель: Развитие моторики, зрительного восприятия, внимание, памяти, усидчивости, интуиции, знакомство со свойствами разных предметов и поверхностей. Цель: Развитие действия, координации действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Цель: Развитие моторики рук, при выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста. |
Март | 1.Консультация для родителей «Мнемотехника-это…» 2.Пальчиковые шаги.( Упражнения на развитие мелкой моторики.) 3.Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» 4.Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». | Цель: Повысить компетентность родителей по мнемотехнике. Цель: Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Апрель | 1.Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; 2.Работа с конструктором Лего. 3.Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников. Цель: Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Цель: Развивать мелкую моторику ребенка, воображение. |
Май | 1.Рисование по трафаретам. (собрать картотеку трафаретов). 2.Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. 3. Анализ работы по теме самообразования. Проведение контрольного диагностического исследования. | Цель: Развивать фантазию и воображение. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. |
Литература:
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развитиядетей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
- Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Ярославль: Академия развития, 2009.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.