План темы самообразования

Ибрагимова Айслу  Шарифьяновна

тема Самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_1.docx46.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования Ибрагимовой  Айслу  Шарифьяновны

                                       г. Когалым-2022

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………….....стр. 3

  1. Этапы реализации программы самообразования…………………………………..…5

  1. Направленность  на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций……………………………………………………..….5
  2. Основные направления и действия для повышения  личного самообразования……………………………………………………………………..….6
  3. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы…………………………...9

«Воспитание, полученное  человеком, закончено,

                                          достигло  своей  цели, когда  человек  настолько

                                                созрел, что  обладает  силой  и  волей  самого  себя

                                            образовывать  в  течение  дальнейшей  жизни  и

   знает  способ  и  средства, как  он  может  осуществить

в  качестве  индивидуума,  воздействующего на мир».

А.Дистервег

        Ведение:

Совершенствование качества обучения  и воспитания в МАОУ Средней школе №6  напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров  и конференций   невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  необходимо  знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования.  Поэтому и тема, над которой я работаю:  «Компетентностный  подход к формированию здорового образа жизни у учащихся»

    Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

    Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

   Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

Цель:   Повышение  образовательных компетенций  в области физкультурного образования.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий в Средней школе №6;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

-  формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Предполагаемый  результат:

1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  5, отсутствие  неуспевающих).

2. Разработанные  авторские программы  по  «Волейболу», а также программу «Здоровье».

3. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  физической  культуры  г. Когалыма

4. Доклады  и  выступления на конференциях.

5. Разработка  дидактических  материалов.

         6. Разработка  и  проведение  уроков  по  современным образовательным технологиям, в том числе информационным  технологиям»

7. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

8. Организация  работы  спортивных  кружков  и  секций.

9. Пакет  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

10. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

11. Личная  методическая  веб-страница., сайт.

12. Пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

13. Подаю  личный  пример  учащимся, участвуя  в различных  спортивных  соревнованиях .

  1. Этапы реализации программы самообразования

     Реализация  программы самообразования запланирована мною в срок от 3 до 5 лет с разбивкой по годам,  с подведением промежуточных итогов и  внесением коррективов в ходе работы над темой.

  1. 2022-2023 учебный год.
  2. 2023-2024 учебный год.
  3. 2024-2025 учебный год. 

  1. Направленность  на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

      В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни.                                                                  Воспитание  направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую  на основе образовательных компетенций:

       1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
     2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,  роль спорта и физкультуры в жизни человека.

     3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
    4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, врефератах.
     5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
   
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
   
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

     Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

  1. Основные направления и действия для повышения  личного самообразования

Свою компетентность  в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у учеников , я определила основные направления и действия для повышения  личного самообразования:

  • Профессиональное направление:

1. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры, организованных  в  Институте  образования.

2. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физическая  культура», «ОБЖ».

3. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методике  преподавания.

4.  Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

5. Принимать  активное  участие  в  работе  городском методическом объединении учителей  физической  культуры.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней, в том числе Интернет-конкурсы, семинары.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.

9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

10.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

11. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

12. Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.

  • Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

  • Информационно-коммуникативные технологии:

1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  для  получения  пользовательских  навыков  работы  на  компьютере.

2. Поиск  в  Интернете  информации  по  физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

  • Методическое направление:

1. Изучать   научно-методическую  и  учебную  литературу.

2. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  инновационных  форм  уроков  физической  культуры.

4. Проводить  научно-исследовательскую  работу  по  проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»

5. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  города Когалыма.

6. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

7. Внедрять  в  учебный  процесс  компьютеризированные  программы  оценивания  физического  состояния  учащихся:

8. Разрабатывать  пакет  стандартного  поурочного  планирования  по  темам  «Легкая  атлетика», «Гимнастика», «Спортивные  игры».

9. Создавать  комплект  дидактики  по  предмету (планирование спортивно-тренировочных занятий по волейболу, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).

10. Создавать  пакет  материалов  по  педагогическим  технологиям.

11. Проектировать  персональный сайт, а также сайт учителей физической культуры МАОУ Средней школы №6, имеющий личные Веб-страницы для каждого учителя физической культуры.

12. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

13. Создавать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

  • Эстетическое  направление:

1. Посещение  спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности, проводимых в лицее.

  • Охрана  здоровья:

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  секции.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни, заниматься  спортом (волейболом, настольным теннисом, лыжными гонками, плаванием).

  • Интересы  и  хобби:

1. Продолжать заниматься творчеством и спортом: рисованием и вышивкой, катанием на лыжах и играю в волейбол за сборную женскую команду  города Когалыма.

2. Участвовать  на  соревнованиях  различных  видов спорта.

    Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей,  отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода возможно обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

  1. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на заседаниях школы МО учителей физической культуры и ОБЖ

  Форма  отчета  по  проделанной  работе

 Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы  и города Когалыма.

Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях  школьного и городского МО учителей  физической  культуры.

    Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни учеников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.  На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни у учащихся на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.

Учитель физической культуры________________________А.Ш.Ибрагимова