Адаптированная программа по физической культуре по ФГОС

Ибрагимова Айслу  Шарифьяновна

помощь в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5fb17c817a4de723284386.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

           

Пункт 2.2.2 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом

МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2020 № 304

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предметная область: физическая культура  

Учебный предмет: физическая культура

Класс: 1

Составлена в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

1.Пояснительная записка

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Цели рабочей программы по физической культуре

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Задачи:

― развитие и совершенствование основных физических качеств;

― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;

― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.

― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

2. Общая характеристика учебного предмета

Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

      В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

                                          

3. Место предмета в учебном плане

На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

         4. Личностные и предметные  результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к труду, бережному отношению к материальным  ценностям.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры).

5. Основное содержание учебного предмета

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

-Легкая атлетика;

- Гимнастика;

-Подвижные игры.

    Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

    Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки.

    Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.

    Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).

    В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.

    Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

    Преподавание предмета «Физическая культура» имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.

    Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:

  1. Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.
  2. Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.
  3. Содействовать формированию у учащихся правильной осанки
  4. Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
  5. Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.
  6. Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

Основы знаний:

Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

I. Легкая атлетика 

Ходьба.  (4 часа)

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Ходьба в полуприседе.

Ходьба с различными положениями рук.

Ходьба с перешагиванием через предмет.

Ходьба по разметке.

Бег (3часа)

Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).

Бег с преодолением простейших препятствий.

Бег на скорость до 30 м.

Медленный бег до 2 мин.

Прыжки  (2часа)

Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).

Метание. (2часа)

Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места.

Метание м/м на дальность.

Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).

II. Подвижные игры: (5часов)

игры с бросанием,  ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».

III. Гимнастика 

Строевые упражнения (3 часа)

Построение в шеренгу.

Выполнение  строевых команд.

Перестроение из колонны по одному в круг.

Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.

Расчет по порядку.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с       гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами)  ( 3часа )

Элементы акробатических упражнений (2часа)

Кувырок вперед по наклонному мату.

Стойка на лопатках, согнув ноги.

Лазанье (2часа)

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.

Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.

Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.

Висы и упоры (2часа)

Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.

Равновесие (2 часа)

Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.

Ходьба на носках с различным движением рук.

IV.Подвижные игры   (3часа)

Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»;

V.Гимнастика 

Равновесие(2часа)

Ходьба боком приставными шагами.

Ходьба по наклонной скамейке.

Ходьба по полу по начертанной линии.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с       гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами)     (2часа)

Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)         (2часа)

Построение в шеренгу по заданному ориентиру.

Движение в колонне с изменением направлений.

Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.

Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.

Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.

Подбрасывание мяча вверх до определенного.

Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.

Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.  

VI.Подвижные игры (14 часов)

  • Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу»,
  • «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».

VII.Легкая атлетика (5часов)

Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.

Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.

VIII. Подвижные игры (10часов)

Игровые упражнения и игры-задания.

Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»

6. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

 Древнегреческие Олимпийские игры. Легенды и мифы об их зарождении(теория).

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам физической культуры.
Предметные:
Учащиеся научатся:
• выполнять правила поведения на уроках физической культуры;
• рассказывать об истории возникновения физической культуры;
• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;
• понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
• называть основные способы передвижений человека;
• рассказывать о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;
• определять подбор одежды и инвентаря для лыжных прогулок;
• называть основные физические качества человека;
• определять подвижные и спортивные игры;
• выполнять строевые упражнения;
• выполнять различные виды ходьбы;
• выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с поворотом на 90°;
• прыгать через неподвижную и качающуюся скакалку;
• метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 3 м;
• выполнять перекаты в группировке;
• лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке;
• перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;
• выполнять танцевальные шаги;
• передвигаться на лыжах ступающим и скользящим ша¬гом, выполнять спуски и подъёмы на небольшой склон, выполнять повороты переступанием;
• играть в подвижные игры;
• выполнять элементы спортивных игр.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД
Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя; 
• вносить коррективы в свою работу

Познавательные УД
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словаре учебника;
• различать понятия «физическая культура» и «физические упражнения»;
• определять влияние физических упражнений на здоровье человека. 

Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать, группировать подвижные и спортивные игры;
• характеризовать основные физические качества;
• группировать народные игры по национальной принадлежности;
• устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.

Коммуникативные УД
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы и задавать вопросы;
• выслушивать друг друга;
• рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня, о личной гигиене, о правильной осанке.

Основы личной гигиены. Процедуры в режиме дня (теория).

Бег с высоким подниманием бедра. ТБ.

Длительный бег. Бег с высоким подниманием бедра.

Длительный бег с ускорением.

Длительный бег с ускорением.

Спринтерский бег.

Спринтерский бег.

Бег 30 м.

Бег 30 м.

Бег 60 м.

Бег 60 м.

Бег 100 м.

Прыжки на месте и с поворотом на 900 и 1800.

Прыжки по разметкам

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с места

Метание малого мяча.

Метание малого мяча.

Подвижные игры «Вызов номеров», «Шишки, желуди, орехи».

Подвижные игры «Вызов номеров», «Шишки, желуди, орехи».

Подвижные игры «Невод», «Заяц без дома».

Подвижные игры «Невод», «Заяц без дома».

Подвижные игры «Пустое место», «Космонавты».

Подвижные игры «Пустое место», «Космонавты».

Подвижные игры «Мышеловка», «Кто быстрее?».

Подвижные игры «Мышеловка», «Кто быстрее?».

Характеристика основных физических качеств

Значение утренней гигиенической гимнастики.

Подвижные игры. «Море волнуется»

Подвижные игры. «Самый меткий»

Подвижные игры «Что изменилось», «Посадка картофеля».

Подвижные игры «Что изменилось», «Посадка картофеля».

Подвижные игры «Прокати быстрее мяч», «Веселый обруч», «Пробеги сквозь обруч».

Подвижные игры «Прокати быстрее мяч», «Веселый обруч», «Пробеги сквозь обруч».

Подвижные игры «Хоп-стоп».

Подвижные игры «Меткий удар».

Подвижные игры «Хоп-стоп», «Меткий удар».

Строевая подготовка. ТБ.

Игры на меткость.  «Снежки»

Игры на меткость. «Снежки»

Лазание по гимнастической стенке.

Лазание по гимнастической стенке.

Игры на ловкость и быстроту реакции.

Игры на ловкость и быстроту реакции.

Игры с кеглями и мячами.

Перекатывание тела влево, вправо.

Перекатывание тела влево, вправо.

Перекатывание тела влево, вправо.

Игры на ловкость и быстроту реакции.

Равновесие на скамейке с перешагиванием предметов.

Равновесие на скамейке с перешагиванием предметов.

Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.

Характеристика здорового образа жизни

Подвижные игры с прыжками. «Через ручеек», «Кто дальше прыгнет».

Стойка на лопатках.

Стойка на лопатках.

Игры со скакалкой и мячами.

Вис на согнутых руках.

Вис на согнутых руках.

Вис, стоя спереди, сзади.

Вис завесом одной, обеими ногами.

Вис завесом одной, обеими ногами.

Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев.

Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев.

Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев.

Упражнение в равновесии.

Упражнение в равновесии.

Упражнение в равновесии.

«Мост» из положения лежа на спине.

«Мост» из положения лежа на спине.

Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы. ТБ.

Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы

Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам.

Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам.

Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении.

Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении.

Остановка в шаге и прыжком. Передача мяча.

Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в корзину.

Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в корзину.

Миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом.

Формы осанки.

Бег с изменением темпа. ТБ.

Бег с изменением темпа.

Прыжки через препятствия

Прыжки через препятствия

Прыжки по разметкам

Прыжки по разметкам

Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину с места.

Прыжок в высоту с прямого разбега.

Прыжок в высоту с прямого разбега.

Прыжок в высоту с прямого разбега.

Метание набивного мяча.

Метание набивного мяча.

Метание малого мяча.

Метание малого мяча.

Метание малого мяча.

Подвижные игры с бегом «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Попади в обруч».

Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Попади в обруч».

Итого:

7. Материально-техническое обеспечение

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря;

- альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические коврики, футбольные, волейбольные мячи;

- технические средства: ноутбук, колонка;

- аудио и видеоматериалы.

Список используемой литературы:

1. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со

сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили.

– М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

3 Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации

«Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие по

подготовке, организации и проведению педагогической практики студентов по специализации «Адаптивное физическое воспитание» – СПб, 2006.

4. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. ред.

Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.