Адаптированная программа по физической культуре по ФГОС
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Пункт 2.2.2 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2020 № 304 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: физическая культура
Учебный предмет: физическая культура
Класс: 1
Составлена в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
1.Пояснительная записка
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Цели рабочей программы по физической культуре
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи:
― развитие и совершенствование основных физических качеств;
― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.
― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета
Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
3. Место предмета в учебном плане
На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, бережному отношению к материальным ценностям.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры).
5. Основное содержание учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Программа состоит из следующих основных разделов:
-Легкая атлетика;
- Гимнастика;
-Подвижные игры.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки.
Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.
Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).
В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Преподавание предмета «Физическая культура» имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.
Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:
- Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.
- Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.
- Содействовать формированию у учащихся правильной осанки
- Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
- Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.
- Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Основы знаний:
Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
I. Легкая атлетика
Ходьба. (4 часа)
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Ходьба в полуприседе.
Ходьба с различными положениями рук.
Ходьба с перешагиванием через предмет.
Ходьба по разметке.
Бег (3часа)
Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).
Бег с преодолением простейших препятствий.
Бег на скорость до 30 м.
Медленный бег до 2 мин.
Прыжки (2часа)
Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).
Метание. (2часа)
Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места.
Метание м/м на дальность.
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
II. Подвижные игры: (5часов)
игры с бросанием, ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».
III. Гимнастика
Строевые упражнения (3 часа)
Построение в шеренгу.
Выполнение строевых команд.
Перестроение из колонны по одному в круг.
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.
Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами) ( 3часа )
Элементы акробатических упражнений (2часа)
Кувырок вперед по наклонному мату.
Стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье (2часа)
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Висы и упоры (2часа)
Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие (2 часа)
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.
Ходьба на носках с различным движением рук.
IV.Подвижные игры (3часа)
Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»;
V.Гимнастика
Равновесие(2часа)
Ходьба боком приставными шагами.
Ходьба по наклонной скамейке.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами) (2часа)
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) (2часа)
Построение в шеренгу по заданному ориентиру.
Движение в колонне с изменением направлений.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.
Подбрасывание мяча вверх до определенного.
Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.
Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
VI.Подвижные игры (14 часов)
- Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу»,
- «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».
VII.Легкая атлетика (5часов)
Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.
Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.
VIII. Подвижные игры (10часов)
Игровые упражнения и игры-задания.
Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»
6. Тематическое планирование | ||
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности |
Древнегреческие Олимпийские игры. Легенды и мифы об их зарождении(теория). | Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: Базовые учебные действия Регулятивные УД | |
Основы личной гигиены. Процедуры в режиме дня (теория). | ||
Бег с высоким подниманием бедра. ТБ. | ||
Длительный бег. Бег с высоким подниманием бедра. | ||
Длительный бег с ускорением. | ||
Длительный бег с ускорением. | ||
Спринтерский бег. | ||
Спринтерский бег. | ||
Бег 30 м. | ||
Бег 30 м. | ||
Бег 60 м. | ||
Бег 60 м. | ||
Бег 100 м. | ||
Прыжки на месте и с поворотом на 900 и 1800. | ||
Прыжки по разметкам | ||
Прыжок в длину с места | ||
Прыжок в длину с места | ||
Метание малого мяча. | ||
Метание малого мяча. | ||
Подвижные игры «Вызов номеров», «Шишки, желуди, орехи». | ||
Подвижные игры «Вызов номеров», «Шишки, желуди, орехи». | ||
Подвижные игры «Невод», «Заяц без дома». | ||
Подвижные игры «Невод», «Заяц без дома». | ||
Подвижные игры «Пустое место», «Космонавты». | ||
Подвижные игры «Пустое место», «Космонавты». | ||
Подвижные игры «Мышеловка», «Кто быстрее?». | ||
Подвижные игры «Мышеловка», «Кто быстрее?». | ||
Характеристика основных физических качеств | ||
Значение утренней гигиенической гимнастики. | ||
Подвижные игры. «Море волнуется» | ||
Подвижные игры. «Самый меткий» | ||
Подвижные игры «Что изменилось», «Посадка картофеля». | ||
Подвижные игры «Что изменилось», «Посадка картофеля». | ||
Подвижные игры «Прокати быстрее мяч», «Веселый обруч», «Пробеги сквозь обруч». | ||
Подвижные игры «Прокати быстрее мяч», «Веселый обруч», «Пробеги сквозь обруч». | ||
Подвижные игры «Хоп-стоп». | ||
Подвижные игры «Меткий удар». | ||
Подвижные игры «Хоп-стоп», «Меткий удар». | ||
Строевая подготовка. ТБ. | ||
Игры на меткость. «Снежки» | ||
Игры на меткость. «Снежки» | ||
Лазание по гимнастической стенке. | ||
Лазание по гимнастической стенке. | ||
Игры на ловкость и быстроту реакции. | ||
Игры на ловкость и быстроту реакции. | ||
Игры с кеглями и мячами. | ||
Перекатывание тела влево, вправо. | ||
Перекатывание тела влево, вправо. | ||
Перекатывание тела влево, вправо. | ||
Игры на ловкость и быстроту реакции. | ||
Равновесие на скамейке с перешагиванием предметов. | ||
Равновесие на скамейке с перешагиванием предметов. | ||
Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. | ||
Характеристика здорового образа жизни | ||
Подвижные игры с прыжками. «Через ручеек», «Кто дальше прыгнет». | ||
Стойка на лопатках. | ||
Стойка на лопатках. | ||
Игры со скакалкой и мячами. | ||
Вис на согнутых руках. | ||
Вис на согнутых руках. | ||
Вис, стоя спереди, сзади. | ||
Вис завесом одной, обеими ногами. | ||
Вис завесом одной, обеими ногами. | ||
Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев. | ||
Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев. | ||
Перекаты вперед из стойки на лопатках до упора присев. | ||
Упражнение в равновесии. | ||
Упражнение в равновесии. | ||
Упражнение в равновесии. | ||
«Мост» из положения лежа на спине. | ||
«Мост» из положения лежа на спине. | ||
Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы. ТБ. | ||
Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы | ||
Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам. | ||
Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам. | ||
Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении. | ||
Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении. | ||
Остановка в шаге и прыжком. Передача мяча. | ||
Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в корзину. | ||
Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в корзину. | ||
Миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. | ||
Формы осанки. | ||
Бег с изменением темпа. ТБ. | ||
Бег с изменением темпа. | ||
Прыжки через препятствия | ||
Прыжки через препятствия | ||
Прыжки по разметкам | ||
Прыжки по разметкам | ||
Прыжок в длину с места. | ||
Прыжок в длину с места. | ||
Прыжок в длину с места. | ||
Прыжок в высоту с прямого разбега. | ||
Прыжок в высоту с прямого разбега. | ||
Прыжок в высоту с прямого разбега. | ||
Метание набивного мяча. | ||
Метание набивного мяча. | ||
Метание малого мяча. | ||
Метание малого мяча. | ||
Метание малого мяча. | ||
Подвижные игры с бегом «Хитрая лиса», «Бездомный заяц». | ||
Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Попади в обруч». | ||
Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Попади в обруч». | ||
Итого: |
7. Материально-техническое обеспечение
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря;
- альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические коврики, футбольные, волейбольные мячи;
- технические средства: ноутбук, колонка;
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили.
– М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3 Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации
«Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие по
подготовке, организации и проведению педагогической практики студентов по специализации «Адаптивное физическое воспитание» – СПб, 2006.
4. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. ред.
Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.