Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся
В помощь учителям физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_2021-2022_0.doc | 72 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 624.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6» г. Когалыма ХМАО-Югры
МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Подготовил:
учитель первой квалификационной категории
Айслу Шарифьяновна Ибрагимова
2022г.
Введение
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» ставит следующие задачи перед каждой школой, перед каждым педагогом физической культуры:
- распространение стандартов здорового образа жизни, внедрение и закрепление в жизни общества физической культуры и спорта, формирование привычки и тяги населения к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом;
- создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и методических подходов;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений с учетом необходимости подготовки спортсменов, в том числе по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Параолимпийских игр, а также в различных природно-климатических зонах и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
-создание условий для подготовки и совершенствования отраслевых кадров;
-создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа детско-юношеского спорта.
Каждое общеобразовательное учреждение и методические объединение разрабатывают свои требования к критериям и правилам проведения мониторинга учебной и внеучебной деятельности.
Каким образом педагогам включиться в данную деятельность?
Конечно, через внеурочную и урочную деятельность. Огромна роль мотивации - зачем человеку быть здоровым? Как педагогу привить любовь, потребность к занятиям физической культурой у каждого ученика?
Каким же путем идти педагогу? В урочной деятельности – мониторинговые исследования, один из путей.
Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта — форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.
Одной из задач мониторинга является выделение и видение тех показателей, способных охарактеризовать образовательное учреждение и процесс, увидеть взаимосвязь мониторинга с функциями педагогического контроля и педагогического анализа, которые являются его методологическими корнями. Представляется целесообразным использовать единые показатели и критерии, параметры их оценивания, которые будут сопоставимы и определяемыми во всех образовательных учреждениях России.
В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалыма.
Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалыма
В последние время наметился высокий рост спортивных результатов, причем не только в игровых видах спорта, но и во всех спортивных дисциплинах, включая летние и зимние виды спорта. Существенные сдвиги в результатах произошли за счет изменения системы и методов подготовки, увеличения времени, отведенного на физическую подготовку спортсменов; развития нервно-мышечной координации (ловкости), включения в тренировочный процесс большого количества эффективных вспомогательных средств.
Важным фактором в физической и технической подготовке является развитие нервно-мышечной координации посредством постепенного включения сложно-координированных упражнений.
Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Возьмем для мониторинга характеристики двигательных качеств человека как быстрота, сила, гибкость, выносливость.
Показатель: Развитие двигательных качеств человека
Оценка быстроты у мальчиков осуществлялась с помощью теста – бег 30 м. Показатель качества быстроты в 7 классе 5,33±0,17 с., в 8 классе 4,99±0,12 с., что соответствует среднему уровню подготовленности учащихся.
Оценка быстроты у девочек осуществлялась с помощью теста – бег 30 м. Показатель качества быстроты у девочек в 7 классе 5,6±0,12 с., что соответствует среднему уровню. В 8 классе 5,4±0,12 с., что соответствует среднему уровню подготовленности учащихся.
Выводы:
В 7-8 классах (параллели, на которых веду уроки) обучается 259 учеников. Из них: к основной медицинской группе здоровья относятся 212 учащихся; к подготовительной медицинской группе здоровья относятся 132 учащихся; к специальной медицинской группе здоровья относятся 6 учащихся; освобождены от занятий физической культурой 2 учащихся.
Показатели физических качеств, находящихся на низком уровне физической подготовленности.
Время измерения | Физические качества | |||||
Быстрота (бег 30м.) | Скорост. сила (прыжок в длину) | Сила (девочки) | Сила (мальчики) | Гибкость (наклон туловища) | Вынос. (бег 1000м) | |
Сентябрь 2021г. | 13,6% | 15,0% | 2,7% | 20,1% | 16,1% | 15% |
Май 2022г. | 7,2% | 6,9% | 0,7% | 17,3% | 10,1% | 7,8% |
Выводы:
По сравнению с сентябрем 2021 года в данной возрастной группе произошло улучшение всех результатов по кондиционным качествам: быстрота на 6,4%; скоростная сила на 8,1%; сила у девочек на 2%; Сила у мальчиков на 2.8%; выносливость на 7,2%; гибкость на 6%.
В средней школе мы продолжаем работу по мотивации учащихся на самостоятельную деятельность в области физической культуры и спорта. Продолжаем отслеживать склонности одаренных детей и передаем их опытным тренерам по различным видам спорта. Ведется большая внеклассная работа. Увеличивается количество школьников, принимавших участие в школьном и городском этапе Всероссийской Олимпиады школьников.
Очень много детей в этом учебном году принимают участие в Президентских спортивных играх и состязаниях. На уроках физической культуры в различных разделах программы включаются упражнения на развитие силы, как у мальчиков, так и у девочек. В качестве дополнительных часов, для желающих, предложены часы плавания. Вся эта работа способствует повышению физической подготовленности учащихся и достойному выступлению в городской Спартакиаде. Учащиеся 7 – 8 классов в 2021 – 2022 учебном году стали победителями Спартакиады Президентские старты «ГТО»
Технологии, применяемые в обучении в средней школе:
-помогают оптимизировать процесс обучения, применяя технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе; -в учебно-воспитательный процесс школы все глубже внедряются информационные технологии;
- технология дифференцированной модели личностно-ориентированного образования.
Данная технология позволяет ученику и учителю воздействовать друг на друга, учитывая личностный потенциал каждого. Одновременно они влияют и на социальный заказ. Совместная деятельность ученика и учителя на всех этапах развития личности в перспективе должна перерасти в новую модель, где ученик сам ставит цели, определяет условия и планирует свою деятельность, преодолевает возникшие трудности, самооценивает и самоконтролирует ход своей деятельности.
-технология психологической модели личностно-ориентированного образования. Использую в своей работе компьютерные презентации в качестве средства наглядности, что позволяет учителю значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре.
«Президентские состязания» в системе физического воспитания
На протяжении нескольких лет определение уровня физической подготовленности проходит по тестовым испытаниям предложенных в «Президентских состязаниях», что позволяет проводить мониторинг физической подготовленности учащихся.
Как вид соревнований «Президентские состязания» входят в ежегодную Спартакиаду школы
Методика оценивания результатов и подведения итогов тестовых испытаний «Президентских состязаний».
Спецификой учебной деятельности учителя физической культуры является:
- работа с большим количеством результатов и оценок учащихся в различных тестах и контрольных упражнениях;
- постоянный контроль за развитием физической подготовленности школьников;
- проведением большого количества внеклассных мероприятий и участия в городских соревнованиях;
- работы в спортивных секциях и т.д.
В связи с этим, контроль и диагностика учебной деятельности должны быть предельно простыми в исполнении и максимально информативными. Для контроля за уровнем качества физической подготовленности учащихся разработана методика, которая позволяет:
- в доступной и общепринятой в педагогической практике форме представить результаты тестовых испытаний «Президентских состязаний»;
- максимально сократить время на обработку результатов тестирования;
- выявить «качественный» и «количественный» показатель «Президентских состязаний», провести их сравнительный анализ.
- учитывать при подведении итогов состязаний не только уровень физической подготовленности школьников, но и соревновательной активности, тем самым влиять на формирование сплоченности класса, взаимопомощи и взаимоконтроля, ответственности за результаты классного коллектива;
- следить за динамикой уровня качества тестовых испытаний и своевременно корректировать работу над его повышением;
- выявлять возрастные изменения динамики физической подготовленности;
- сопоставлять и анализировать результаты как одного класса, так и параллели, лицея в целом.
Программа состязаний состоит из следующих тестовых испытаний:
1. Прыжок в длину с места.
2. Поднимание туловища из положения, лежа за 1 мин.
3. Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической тумбе.
4. Подтягивание на перекладине (юноши), сгибание разгибание рук из упора лежа (девушки).
Результат:
Итоговый протокол (муниципального) этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 7 – 8 классов г. Когалыма в 2021 – 2022 учебном году.
№ п/п | Команда МАОУ № | Прыжок в длину с места | Наклон в перед стоя на гимнастической тумбе | Подъём туловища за 1 мин | Подтягивание (юноши), сгибание разгибание рук (девушки) | очки | место |
1 | МАОУ №1 | 512 | 481 | 518 | 434 | 1945 | 5 |
2 | МАОУ №3 | 502 | 481 | 470 | 436 | 1889 | 6 |
3 | МАОУ №5 | 498 | 461 | 525 | 351 | 1835 | 7 |
4 | МАОУ №6 | 529 | 529 | 544 | 510 | 2112 | 1 |
5 | МАОУ №7 | 534 | 513 | 518 | 411 | 1976 | 4 |
6 | МАОУ №8 | 547 | 502 | 547 | 450 | 2046 | 3 |
7 | МАОУ №10 | 517 | 523 | 531 | 490 | 2061 | 2 |
Планирование педагогической деятельности по результатам мониторинга
на 2022-2023 год
С целью сохранения и улучшения достигнутых результатов необходимо:
- на каждом уроке, а также на переменах, больше применять упражнения на развитие силы
- часто болеющих детей, на время освобождения после болезни, выводить для работы в специальные медицинские группы;
- отслеживать динамику результатов учащихся с низким уровнем физической подготовленности, так как для некоторых детей одержать победу над собой – это уже большой прогресс;
- продолжать работу с учащимися начальной школы по организации подвижных перемен;
- Целенаправленно вести работу с учащимися на переменах для подбора физических упражнений на различные группы мышц из картотеки физических упражнений с целью индивидуальной, самостоятельной работы;
- продолжить работу по повышению мотивации учащихся старшей школы к занятиям по физической культуре и пропаганде здорового образа жизни. С целью развития физической культуры и спорта в МАОУ «Средняя школа №6» определены дополнительные направления деятельности:
1. Сохранение и дальнейшее развитие дополнительного образования на бесплатной основе.
2. Коррекция здоровья школьников, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата – направление адаптивной физической культуры.
3. Совершенствование механизмов организации и проведения спортивно-массовых мероприятий среди школьников, детей дошкольного возраста, направленных на укрепление здоровья и физического развития.
4. Привлечение к занятиям физической культурой и спортом максимально возможное количество учащихся города. («Президентские состязания», ГТО)
5. Организация и проведение соревнований по видам спорта с учащимися школы. 6. Участие в работе городского ресурсного центра по данному направлению.
7. Организация и проведение Муниципальных этапов олимпиады по физической культуре среди общеобразовательных учреждений города
8. Продолжить работу по обеспечению необходимым спортивным оборудованием и спортинвентарѐм отделения по видам спорта.
9. Продолжить работу по внедрению ФГОС ООО.