Открытое занятие "Мы живем в Когалыме"

Мустафина Залифа Робертовна

Мое открытое занятие с детьми с ограниченными возможностями  по ознакомлению с окружаюшим миром и художественному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mustafina_konspekt_zanyatiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

«Мы живем в Когалыме»

Конспект интегрированного развивающего мероприятия

с детьми от 6 до 9 лет с ограниченными возможностями

по ознакомлению с окружающим миром и художественному труду

Подготовил:

М.З.Робертовна, воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями

Когалым, 2014

Цель мероприятия:

- развитие и закрепление представлений детей о родном городе.

Социальная задача:

- формировать социальный опыт детей, стимулируя положительную мотивацию к занятию и совместному взаимодействию со взрослым.

Развивающие задачи:

- развивать коммуникативную функцию речи; совершенствовать ручные умения и навыки через складывание объемной фигурки оригами «Капля», на основе базовой формы «Двойной треугольник»;

- корригировать мышление, память, внимание, мелкую моторику рук;

- обогащать словарный запас детей названиями детских учреждений и любимых мест прогулок и отдыха детей и взрослых в родном городе.

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать любовь и интерес к родному городу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением природы города, коренных жителей, достопримечательностей города, парков, детских учреждений и мест отдыха детей и взрослых. Занятие по ознакомлению с окружающим по теме «Мой край – Югра». Разучивание народных игр хантов. Экскурсия в краеведческий музей города.

Материал:

Демонстрационный: мультимедийная презентация по теме «В Когалыме мы живем». Костюм хантыйки. Атрибуты к играм: «Охота на волка» (фигурка волка-мишени на веревке, снежки), «Оленьи упряжки» (шапочки оленей, кегли-ориентиры), «На новое стойбище» (шапочки оленей). Пооперационная карта «Двойной треугольник». Образец фигурки «Капля» в технике оригами.  Музыкальный центр. Музыкальное сопровождение «Варган», «Горловое пение».

Раздаточный: бумага черного цвета 20Х20, по количеству детей. Подставки для фигурки «Капля» по количеству детей.

Ход занятия

Дети в сопровождении воспитателя входят в подготовленный к занятию музыкальный зал.

I. Вводная часть

1. Разминка «Ласковое приветствие»

Цель: формирование коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.

Ведущий предлагает, передавая «солнышко» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок». При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза. 

Воспитатель: ребята, а вы любите путешествовать? (Да) Сегодня я предлагаю отправиться нам в путешествие по нашему городу. Но сначала поиграем в игру «Не зевай, быстро отвечай»

2. Словесная игра «Не зевай, быстро отвечай»

Цель: выявление знаний и представлений по изучаемой теме. Развитие умения отвечать на вопросы воспитателя.

- Как называется наш город? (Когалым)

- Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский округ)

- Чем богат наш округ? (Реками, озерами, тайгой, птицами, животными, нефтью, газом и т.д.)

- Как называются коренные жители нашего края? (ханты)

- Как называется жилище ханта? (чум)

3. Сюрпризный момент «В гости к детям пришла Югорочка»

Звучит  музыка «Горловое пение» и в группу входит хантыйка.

Югорочка: здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы разговариваете о моем народе – ханты. Скажите, пожалуйста, чем занимаются ханты? (Ловят рыбу, разводят оленей, собирают ягоду, грибы, шишки, занимаются охотой)

Югорочка: правильно ловят рыбу, разводят оленей, собирают ягоду, грибы, шишки, занимаются охотой. Жизнь у хантов сложная, но интересная. А чем вы занимаетесь в городе?

Воспитатель: дети в городе тоже интересно живут. Хочешь, мы с ребятами тебе расскажем, как мы живем в нашем городе? 

Югорочка: хочу.

Воспитатель: сейчас мы все вместе отправимся  в нашу студию, как настоящие ханты, на оленях, где и расскажем о нашей жизни в городе.

II. Основная часть.

Игра является переходом от вводной части занятия к основной.

1. Подвижная игра «На новое стойбище»

Цель: развитие умения двигаться в парах, соблюдая определенную последовательность и ритм движения. Коррекция общей координации, памяти, внимательности, умения действовать по сигналу.

Дети становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой.

Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают».

После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего «Привал!». Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры: начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Воспитатель: вот мы и добрались!

        Дети и Югорочка рассаживаются на стулья.

Воспитатель: скажите ребята, вам скучно жить в нашем городе? (Нет)

Воспитатель: правильно, потому, что в нашем городе есть много мест для детей, где они могут заниматься, развиваться, играть и отдыхать пока родители находятся на работе. Давайте расскажем о таких местах нашего города.

2. Беседа о городе «Мы живем в Когалыме».

Цель: закрепление знаний и представлений по теме «Родной город». Развитие умения отвечать на вопросы воспитателя.

Беседа сопровождается показом презентации «Мы живем в Когалыме».

Воспитатель: а начнем мы рассказ с нашего учреждения. (Слайд 1) Как называется наше учреждение? (Центр «Жемчужина»)

Воспитатель: чем вы занимаетесь в центре? (играем, занимаемся, получаем массаж, лечение…)

Воспитатель: ребята, какие еще детские учреждения посещают дети. ( Детские сады) (Слайд 2)

Воспитатель: чем занимаются дети в детском саду. (Играют, занимаются, кушают, делают зарядку…)

Воспитатель: а Сюйкум нам расскажет, чем дети занимаются в школе (Слайд 3). (Учатся читать, писать, занимаются физкультурой, английским языком…)

Воспитатель: еще в нашем городе есть учреждения, где дети развивают свое творчество и другие умения. Назовите такие учреждения. (Слайд 4). («Дом детского творчества», «Школа искусств»)

Воспитатель: чем же занимаются дети в этих домах творчества? (Слайд 5)(Учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать…)

Воспитатель: и взрослые, и дети с большим удовольствием посещают библиотеку и музей. (Слайд 6) Чем занимаются в библиотеке и музее люди? (Читают книги, посещают выставки художников, знакомятся с историей края, города…)

Югорочка: да, многому можно в городе научиться, а спортом ваши дети занимаются? Вот хантыйские дети очень любят спорт, потому, что без силы и ловкости не стать охотником!

Воспитатель: да. В нашем городе есть, где и спортом заниматься. Ребята, куда ходят заниматься спортом дети и взрослые? (Слайд 7)(«Дворец спорта», спорткомплекс «Юбилейный», ледовый дворец «Айсберг»)

Воспитатель: какими видами спорта занимаются наши дети? (Слайд 8) (хоккей, гимнастика, волейбол, футбол…)

Воспитатель: Югорочка, а мы знаем любимую спортивную игру хантыйских детей «Охота на волка». Давай вместе поиграем!

3. Спортивно - подвижная игра «Охота на волка»

Цель: развитие ловкости, меткости, зрительного внимания, быстроты реакции. Коррекция общей координации.

        Вырезанная из картона или фанеры фигура волка крепится на длинную веревку. Двое игроков держат веревку вдоль комнаты или площадки. Остальные игроки (охотники) стоят на расстоянии 3-4 метра от «волка». Фигура «волка» при помощи веревки перетягивается то вправо, то влево, таким образом, имитируется движение волка. Задача остальных игроков (охотников) – попасть в «бегущего» волка шишкой.

        Правила игры: «охотники» бросают в волка по одной шишки. «Охотники», которые не попали в волка с первого броска выходят из игры. Затем «охотники» бросают второй раз в волка шишки и т.д. В конце игры остается один самый ловкий и меткий игрок, который ни разу не промахнулся.

Воспитатель: наши дети и их родители, их дедушки и бабушки, и все жители города любят совершать прогулки по городу. А если кто устал, то в городе много мест, где можно посидеть, отдохнуть. Поговорить с друзьями и просто знакомыми. Побегать, поиграть и просто полюбоваться родным городом. Давайте расскажем, где в городе мы отдыхаем. (Слайды 9, 10) (Детские городки, фонтаны, скверы, парк аттракционов, парк военной техники ит.д.)

Воспитатель: ребята, а какое место в нашем городе самое любимое для прогулок и отдыха? (это памятник нефтяной капле на «Рябиновом бульваре»)

Воспитатель: почему у нас в городе есть такой необычный памятник? (Потому что наш край богат нефтью)

Воспитатель: правильно. Нефть является самым главным богатством города. Без нее не работает ни один вид транспорта. Почему? (Потому, что из нефти делают бензин)

Воспитатель: поэтому к нефти относятся бережно и с любовью. И памятник «Нефтяная капля» является символом нашего города.

Югорочка: как много всего у вас в городе интересного! И город ваш молодой, красивый, светлый. Я обязательно расскажу своим друзьям о вашем городе.

        Воспитатель шепчется с детьми, собравшись в кружок. Потом обращается к Югорочке. 

Воспитатель: мы с ребятами посовещались и решили сделать для тебя и твоих друзей небольшие сувениры. (Показывает сувенир «Капля», выполненный в технике оригами)

Югорочка: я буду рада, если вы подарите мне и моим друзьям символ вашего города на память!

Воспитатель: тогда мы приглашаем тебя в нашу мастерскую, где и сделаем для тебя и твоих друзей сувенир. И поедем мы опять на оленьих упряжках.

Игра является переходом от основной части занятия к практической.

4. Подвижная игра «На новое стойбище»

Цель: развитие умения двигаться в парах, соблюдая определенную последовательность и ритм движения. Коррекция общей координации, памяти, внимательности, умения действовать по сигналу.

Дети становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой.

Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают».

После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего «Привал!». Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры: начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

5. Практическая часть

Воспитатель: посмотрите на фигурку, которую мы будем делать. Она выполнена в технике оригами из базовой формы «двойной треугольник». Сейчас я покажу и расскажу вам, как выполнять фигурку «Капля» в технике оригами.

        (воспитатель рассказывает и показывает технику выполнения фигурки)

- На какую фигурку похожа фигурка «Капля»? (на тюльпан)

- Из какой базовой формы выполняется фигурка? («двойной треугольник»)

- Из чего сделана фигурка? (из бумаги)

- Бумага, какого цвета нам понадобится? (черная)

- Почему бумагу берем черного цвета? (потому, что нефть черного цвета)

- А теперь, прежде чем мы будем выполнять фигурку, разогреем наши руки.

6. Пальчиковое упражнение «Разминка»

Цель: развитие общей координации, зрительной и двигательной памяти; снятие мышечного напряжения с рук и подготовка руки к работе с бумагой.

Раз, два, три, четыре, пять –           ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук

Будем пальцы разминать!

Кулачки сожмем сильнее,              Далее, дети выполняют движения по тексту

И вращаем их быстрее.

А теперь их разожмем

И встряхнем, встряхнем, встряхнем.

Разогреем мы ладошки

И похлопаем немножко.

Мы разминку завершаем                вдох, руки вверх

И работать начинаем!                     Выдох, руки вниз

7. Выполнение фигурки «Капля»

Цель: совершенствование ручных умений и навыков через складывание объемной фигурки оригами «Капля», на основе базовой формы «Двойной треугольник»;

Дети выполняют фигурку «Капля» по показу воспитателя. Воспитатель показывает и объясняет приемы складывания фигурки, опираясь на пооперационную карту, следит за правильностью выполнения. Оказывает практическую помощь и дает словесные инструкции. Контролирует взаимоотношения детей во время работы. Югорочка помогает воспитателю оказывать помощь детям в процессе изготовления фигурки.

        Готовые «Капли» дети соединяют с  заранее заготовленной подставкой из картона. 

8. Упражнение «Зарядка»

Цель: снятие мышечного напряжения с рук после  работы с бумагой в технике оригами.

Дети встали, потянулись.                            Движения по тексту

Раз – нагнулись, два – нагнулись.

Три – присели, снова встали.

На двух ножках поскакали.

Через носик все вдохнули…

Выдох! Вот и отдохнули!

III. Итог

Готовые сувениры «Капля» дети дарят Югорочке, а она составляет их на подносе.

Югорочка: какие замечательные сувениры получились! Глядя на них, я буду вспоминать о вас, о нашем занятии. Спасибо большое вам, ребята! Мне пора уходить. На прощанье я хочу поиграть с вами в еще одну хантыйскую игру.

1. Подвижная игра «Оленьи упряжки»

Цель: развитие быстроты реакции, умения бегать в парах. Коррекция общей координации, внимательности, умения действовать по сигналу.

Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки (зала) - флажки. Между упряжками и флажком стоят кегли на расстоянии 1,5 метра друг от друга. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки бегут к флажку и обратно, оббегая кегли змейкой. Чья упряжка первой пробежит всю дистанцию, та и побеждает.        

После игры Югорочка прощается с детьми и уходит.

2. Ответы на вопросы

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?

- О чем мы говорили на занятии? (о нашем городе, о Когалыме)

- какие детские учреждения города вы знаете?

- Где занимаются спортом наши дети и т.д.

- Что является символом нашего города?

- Какую фигурку делали? («Капля»)

- Для кого делали фигурку? (Для Югорочки)

- Из чего делали фигурку? (из бумаги)

- Какого цвета бумагу мы использовали? (Черного цвета)

- Из какой базовой формы мы делали фигурку? («двойной треугольник»)

- Молодцы, ребята. Вы так хорошо занимались сегодня. Я вами очень довольна.

        Воспитатель отмечает самых активных и старательных детей. Отметила, что все фигурки получились правильными и аккуратными. Поблагодарила всех за занятие и дала домашнее задание.

3. Домашнее задание:

Цель: стимулирование интереса детей к истории и традициям родного города.

Воспитатель: ребята, расскажите своим родителям о сегодняшнем занятии, о чем мы говорили, что делали, кто приходил к нам в гости на занятие. А в выходные, в нашем городе, будет проходить хантыйский народный праздник «День оленевода». Предложите родителям посетить его вместе с вами и к следующему занятию принесите семейные фотографии или рисунки об этом празднике.

(Занятие окончено)