Открытое занятие "Воздух вокруг нас"

Мустафина Залифа Робертовна

Открытое занятие которое я провела в 2013 году про природу .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

«Воздух вокруг нас»

конспект мероприятия

с несовершеннолетними от 9 до 14 лет

с ограниченными возможностями здоровья

Подготовил:

М.З.Робертовна ,

воспитатель первой

квалификационной категории

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Когалым, 2013 г.

Цель: формирование у детей представлений о свойствах воздуха через опытно-экспериментальную деятельность.

Социальные задачи:

  • развивать положительную мотивацию к мероприятиям и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки творческой, исследовательской работы;
  • способствовать развитию когнитивных (познавательных) качеств;
  • формировать навыки запоминания, используя символику;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать диалогическую речь;
  • обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать ее доступными способами.

Методы и приемы

Практический:

  • сюрпризный момент;
  • игра;
  • практическая деятельность;
  • проблемно-поисковый;
  • помощь, поощрение.

Наглядный:

  • демонстрация карточек-схем, картинок-отгадок;
  • показ действий;
  • использование ИКТ.

Словесный:

  • беседа, рассказ;
  • пояснения, исправления;
  • вопросы разного характера, ответы на вопросы;
  • использование художественного слова.

Основные понятия: воздушный океан, атмосфера, невидимый, бесцветный, упругий.

Исследовательские задания:

  1. Проведение опытов на определение свойств воздуха.

Материал и оборудование к мероприятию

Демонстрационный:

  • мешочек с воздушным шариком;
  • игра «Убери лишнее»;
  • прозрачный стакан;
  • карточки-символы;
  • пустая пластиковая бутылка;
  • ведерко со льдом;
  • воздушный шарик
  • емкости с водой;
  • полоски ткани;
  • игра-опыт «Где спрятался воздух»;
  • игра «Отгадай загадку»;
  • плакаты с правилами безопасного поведения при экспериментировании;
  • мультимедийная презентация «Что загрязняет воздух вокруг нас»;
  • мультимедийный проектор, экран.

Раздаточный:

  • пустые стаканы;
  • бумажные салфетки;
  • целлофановые пакеты;
  • плоскостные воздушные шарики;
  • надутые воздушные шарики;
  • белые халаты.

Предварительная работа:

  • игры и опыты с водой, льдом, снегом, песком;
  • развлекательное мероприятие «Царица воды»;
  • беседы: «Рукотворный мир», «Живая и неживая природа», «Чистый воздух – здоровый воздух»;
  • дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Четвертый – лишний»;
  • наблюдения за природными явлениями;
  • рассматривание иллюстраций;
  • разгадывание загадок о воздухе и ветре;
  • чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
  • чтение и заучивание стихов: «Воздух», М. Скребцовой, «Ветер» М. Исаковского.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • работа в группах.

Длительность мероприятия: 35 минут

Ход мероприятия:

I. Вводная часть (дети стоят в кругу).

  1. Дидактическая игра «Мешочек с секретом»

Цель: организация детей на мероприятие, формирование творческого воображения с использованием зрительного и тактильного восприятия.

  • Ребята, я принесла вам красивый мешочек. Он с секретом. Посмотрите и, не трогая мешочек руками, скажите, как вы думаете, что в нем лежит? (Предполагаемые ответы детей: подушка, мячик.)
  • Потрогайте мешочек. Какие теперь у вас предположения? (Дети трогают мешочек, высказывают свои мнения: «Там лежит воздушный шарик».)

  1. Загадка о воздушном шарике 

Цель: активизация мыслительных процессов. 

  • Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в мешочке.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шар.)

  • Вы отгадали – это воздушный шарик (воспитатель достает воздушный шарик из мешочка). Он будет главным героем нашего мероприятия.

  1. Дидактическая игра «Убери лишнее»
  • Цель: развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, умения классифицировать.
  • Если вы отгадаете, что у шарика внутри – узнаете, о чем мы будем говорить на мероприятии. Найти ответ на этот вопрос вам поможет следующая игра.
  • Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека.
  • Назовите их.
  • Уберите предметы, созданные руками человека.
  • На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (Предполагаемые ответы детей: предметы живой и неживой природы.)
  • Назовите предметы, относящиеся к живой природе? (Предполагаемые ответы детей: виноград, дерево, улитка, хомяк.)
  • К какой природе относятся облако и звезда? (Предполагаемые ответы детей: к неживой природе.)
  • Прочитайте буквы, выделенные синим цветом и составьте слово.
  • Какое слово получилось? (Предполагаемый ответ детей: воздух.)
  • К какой природе относится воздух? (Предполагаемый ответ детей: к неживой природе.)
  • Сегодня мы поговорим о воздухе и познакомимся с некоторыми его свойствами.
  • Ребята, приглашаю вас в наш кинозал. (Дети проходят к экрану, садятся на стулья.)

II. Основная часть.

Цель: обогащение представлений о свойствах воздуха.

  1. Рассказ об атмосфере (с показом слайдов)

Цель: расширение кругозора детей, пополнение словарного запаса.

  • Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на Земле больше воды, чем суши. Сушу омывают четыре огромных океана. Кроме Атлантического, Индийского, Тихого, Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. Океан этот не соленый, не пресный и, к тому же, он без берегов и воды. (Слайд 1).
  • Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Дети затрудняются ответить.)
  • Не догадались? Еще одной подсказкой будет стихотворение, которое расскажет Сюйкум.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

  • Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись? (Предполагаемые ответы детей: это воздух.)
  • Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. (Слайд 1/1.) Как только не называют воздух: воздушный океан, воздушная оболочка, атмосфера. (Слайд 1/2.)
  • Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. (Слайд 2.)
  • Ребята, а вы верите мне, что воздух находится повсюду? (Предполагаемые ответы детей: да, верим.)
  • Посмотрите вокруг. Что вы видите? (Предполагаемые ответы детей: стол, доску, окно.)
  • А воздух видите? (Предполагаемые ответы детей: нет, не видим.)
  • Я считаю, что нет вокруг никакого воздуха. А как считаете вы? (Предполагаемые ответы детей: воздух есть, мы им дышим; воздуха вокруг нет.)
  • Сегодня перед нами стоит задача: постараться с помощью опытов доказать, что воздух находится всюду вокруг нас и имеет разные свойства. Для проведения опытов я предлагаю вам надеть халаты и пройти в лабораторию.

Дети надевают белые халаты, проходят в «лабораторию» и садятся на стулья.

  • Но прежде чем мы приступим к проведению опытов, давайте повторим правила безопасного поведения при экспериментировании. (Дети читают плакаты.)
  • Не толкай соседа во время работы.
  • Сначала посмотри, потом повтори.
  • Выполнил, положи на место.
  • Будь внимателен и осторожен!

  1. Опыт со стаканами

Цель: знакомство со свойствами воздуха: бесцветный, прозрачный; формирование умений наблюдать за ходом и результатами опыта, выполнять их самостоятельно.

  • У меня в руках стакан. Что в нем? (Предполагаемые ответы детей: он пустой.)
  • Давайте проверим, так ли это? Перед началом эксперимента я предлагаю вам потрогать стакан внутри и снаружи.
  • Какой он на ощупь? (Предполагаемые ответы детей: стакан сухой.)
  • Для проведения опыта на дно стакана я приклеила сухую салфетку. Переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в воду. Обратите внимание, что стакан я держу ровно, донышком вверх.
  • Попадает ли вода в стакан? (Предполагаемые ответы детей: нет.)
  • Вытаскиваю стакан из воды. Потрогайте стакан снаружи. Каким он стал? (Предполагаемые ответы детей: мокрый.)
  • Вытрите руки. Потрогайте стакан внутри. Какой он? (Предполагаемые ответы детей: сухой.)
  • Намокла ли салфетка внутри стакана? ((Предполагаемые ответы детей: салфетка сухая.)
  • Почему вода не попала в стакан и не намочила салфетку? (Предполагаемые ответы детей: потому что там воздух.)
  • Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
  • А теперь попробую еще раз опустить стакан в воду: сначала прямо, а потом немного его наклоню. Смотрите внимательно, что появилось в воде? (Предполагаемые ответы детей: появились пузырьки.)
  • Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? (Предполагаемые ответы детей: он был в стакане.)
  • Достанем стакан из воды. Каким он стал внутри? (Предполагаемые ответы детей: мокрый.)
  • Что произошло с салфеткой внутри стакана? (Предполагаемые ответы детей: салфетка намокла.)
  • Какой можно сделать вывод? (Предполагаемые ответы детей: когда стакан наклонили, туда попала вода.)
  • Правильно. Стакан был не пустой, в нем был воздух. При опускании стакана в воду, вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, поэтому салфетка внутри стакана намокла.

Дети повторяют опыт. После проведения опыта дети вытирают руки салфеткой и садятся на стулья.

  • Какого цвета наш шарик? А платье у Алины? (Предполагаемые ответы детей: синий, красное.)
  • Как вы думаете, какого цвета воздух? (Предполагаемые ответы детей: у воздуха нет цвета.)
  • Вывод: мы доказали, что воздух находится вокруг нас и открыли первое его свойство: воздух невидимый и бесцветный.
  • Поставим на доску карточки-символы - «Воздух не имеет цвета», «Воздух невидимый».

  1. Опыт с целлофановым пакетом

Цель: продолжение знакомства со свойствами воздуха: он упругий; формирование умений строить умозаключения.

  • Ребята, как вы думаете можно ли поймать воздух? (Предполагаемые ответы детей: нет.)
  • Возьмите целлофановый мешочек. Сложите его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
  • Взмахните мешочком и начинайте скручивать его со стороны отверстия.
  • Что происходит? (Предполагаемые ответы детей: мешочек надувается.)
  • О чём это говорит? (Предполагаемые ответы детей: воздух попал в мешочек.)
  • Если мы сожмём и разожмём мешочек, он принимает свою первоначальную форму. О чём это говорит? (Предполагаемые ответы детей: воздух упругий.)
  • Это же свойство мы можем продемонстрировать на воздушном шарике. (Дети слегка сдавливают шарик.)
  • Обозначим это свойство воздуха карточкой-символом - «Воздух сжимается, он упругий».

  1. Опыт - игра «Где спрятался воздух?» 

Цель: продолжение знакомства со свойствами воздуха: он легче воды.

  • Ребята! Мы с вами установили, что воздух невидимый, что его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.
  • А мне этот мешочек кое-что напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух на речке, на море!
  • Как вы думаете, что это было? (Предполагаемые ответы детей: надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг.)
  • Сейчас мы проведем еще один опыт и выясним, какие предметы будут плавать, а какие нет? И почему?

Дети поочерёдно берут с подноса предметы и опускают их в воду.

  • Почему не тонет мячик? (Предполагаемые ответы детей: он легкий.)
  • Почему утонула железная ложка? (Предполагаемые ответы детей: она железная, она тяжелее воды.)
  • Какой вывод мы сделаем: почему одни предметы держатся на поверхности воды, а другие пошли ко дну? (Предполагаемые ответы детей: одни легкие, другие тяжелые.)
  • Вывод: внутри у одних предметов есть воздух, а внутри других нет! Воздух легче воды! И если внутри предмета есть воздух, то этот предмет будет плавать! Поэтому не тонут на море надувные матрасы и спасательные круги.
  • Давайте поставим на доску карточку-символ - «Воздух легче воды».

  1. Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности; продолжение знакомства со свойствами воздуха: он движется.

  • Нам пора сделать перерыв. Проведем небольшую разминку. Но сначала надо открыть окно.

Дети вместе с воспитателем подходят к окну, открывают его.

  • Что вы ощутили? (Предполагаемые ответы детей: повеяло холодом.)
  • Правильно, вы ощутили холод. Но это не просто холод. Это к нам в группу «забежал» холодный воздух, он, наверное, хочет согреться.
  • Почему холодный воздух оказался в группе? (Предполагаемые ответы детей: потому что открыли окно.)
  • Мы открыли форточку, и возникло движение воздуха. Мы этого не видим, а только ощущаем. Но я поднесу к форточке легкие полоски ткани – что с ними происходит? (Предполагаемые ответы детей: полоски шевелятся.)
  • Кто шевелит полоски ткани – ведь их никто не трогает? (Предполагаемые ответы детей: их шевелит ветер.)
  • Итак, воздух, как видите, движется, перемещается. Давайте и мы немного подвигаемся.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

Дети садятся на места.

  • Какое свойство воздуха мы определили, открыв окно? (Предполагаемые ответы детей: воздух движется.)
  • Поставим на доску карточку-символ - «Воздух движется».

  1. Опыт с надуванием воздушного шарика

Цель: продолжение знакомства со свойствами воздуха: при нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

  • Скажите, как можно надуть шарик? (Предполагаемые ответы детей: надуть ртом, насосом.)
  • Ребята, я покажу вам, еще один способ надувания шарика.
  • Я достану из ведерка со льдом пустую открытую пластиковую бутылку, надену на горлышко воздушный шарик, затем поставлю бутылку в ведерко с горячей водой.
  • Что происходит? Почему шарик надувается? (Дети затрудняются ответить.)
  • Воздух в бутылке холодный. При нагревании воздух расширяется. В бутылке ему становится тесно, и он заполняет шарик. Поэтому шарик надувается.
  • Как можно сдуть шарик? (Предполагаемые ответы детей: снять с бутылки, проткнуть иголочкой.)
  • Попробуем поставить его снова в ведерко со льдом. Пока шарик охлаждается, мы поиграем в игру.

  1.  Игра «Отгадай загадку»

Цель: развитие способности детей мыслить и рассуждать.

  • Правила игры: я загадываю загадку. Вы должны ее отгадать, найти картинку с отгадкой на столе, ответить на вопрос, используется ли воздух при работе этого предмета, и поставить картинку-отгадку к соответствующему знаку. За правильный ответ получаете плоскостной воздушный шарик. В конце мероприятия мы определим победителя.

Загадки.

Маленький, удаленький

Громко кричит. (Свисток.)

Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь о землю кидать -

Станет кверху летать. (Мяч.)

На что взглянет этот глаз –

Всё картинке передаст. (Фотоаппарат.)

Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы.)

Плывет белый гусь - брюхо деревянное

Крыло полотняное. (Парусник.)

Он с хоботом резиновым

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос.)

Он горяч, как сковородка.

Так и пышет жаром.

На рубашке разровняет

Складки влажным паром. (Утюг.)

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (Ветряная мельница.)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник.)

Угадай, кто ветром дует

И над головой колдует?

Смыв с волос густую пену,

Сушат их все люди…(феном).

  • Что же стало с нашим шариком? Давайте достанем его из ведерка со льдом.
  • Что произошло с шариком? Почему? (Предполагаемые ответы детей: он сдулся, потому что воздух остыл.)
  • После проведенного опыта мы можем сделать вывод, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Обозначим это свойство воздуха карточкой-символом.
  • На этом работа в лаборатории закончена. Все, выявленные сегодня свойства воздуха, мы обозначили на схеме. (Воспитатель обращает внимание детей на схему.)
  • Предлагаю вам снять халаты, и снова пройти в зрительный зал. (Дети снимают халаты, садятся на стулья перед экраном.)

  1.  Демонстрация мультимедийной презентации о загрязнении воздуха

Цель: закрепление представлений о причинах загрязнения воздуха, воспитание желания заботиться о его чистоте.

  • Людям, животным, растениям - всем нужен воздух. И всем хочется дышать чистым воздухом. Как вы считаете, может ли воздух быть грязным? (Предполагаемые ответы детей: может.)
  • Что же загрязняет воздух? (Слайд 3.)
  • Работающие заводы и фабрики. (Слайд 4.)
  • Транспорт. (Слайд 5.)
  • Извержение вулканов, лесные пожары, пыльные бури. (Слайд 6.)
  • Свалки мусора. (Слайд 7.)
  • От загрязнения воздуха страдают люди, животные, растения. (Слайд 8.)
  • Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (Слайд 9.)
  • На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. (Слайд 10.)
  • Ученые разрабатывают новые машины, экологическое топливо, которые не будут загрязнять воздух. (Слайд 11.)
  • А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. (Слайд 12.)
  • А мы с вами можем способствовать сохранению чистоты воздуха? Как? (Слайд 13.)
  • Воздух будет чище, если мы не будем ломать деревья, рвать цветы. Если мы не будем оставлять в лесу костры. Если будем соблюдать чистоту. (Слайд 14.)
  • И тогда мы будем дышать чистым воздухом! (Слайд 15.)

III. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Цель: обобщение и закрепление представлений о свойствах воздухе.

  • Ребята, о чём мы говорили на мероприятии? (Предполагаемые ответы детей: о воздухе.)
  • Давайте вспомним свойства воздуха, о которых вы сегодня узнали. Я буду называть свойство воздуха, а вы показывать карточку-символ. За правильный ответ – шарик-жетон.
  • Кто же сегодня стал победителем? (Дети считают шарики-жетоны, выявляют победителя.)
  • Всем ребятам «поощрительные» воздушные шарики. А победителю вручаем воздушный шарик, который был главным героем нашего мероприятия.

Домашнее задание.

Цель: стимулирование детей продолжать исследовательскую деятельность вместе с родителями.

Предложить детям изготовить дома вместе с родителями игрушку-вертушку. На прогулке посмотреть, как движение воздуха заставляет ее крутиться.