Психологическое сопровождение ФГОС НОО "Дорожная карта"
психологическое сопровождение образовательной деятельности начальной школы МАОУ "Средняя школа№8" на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта
психологического сопровождения образовательной деятельности начальной школы МАОУ «Средняя школа №8» на 2020 – 2021 учебный год
Направления работы: | Цель | Задачи | Мероприятия | ||
1. | Организационно-методическое. | Планирование работы на учебный год. | Определение основных направлений работы. |
| Май, Сентябрь 2020г. |
2. | Диагностика учащихся, | Мониторинг возможностей и способностей учащихся. | Определение уровня личностного, общего развития. | 1 классы: - Оценка эмоционального состояния учащихся на этапе адаптации к обучению в школе - Изучение структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости - Обследование динамики интеллектуального развития учащихся - Выявление категории «одарённых» детей. - Изучение школьной тревожности - Диагностика сформированности УУД (Приложение «Методы изучения результатов деятельности по формированию УУД»). 2классы: - Уровень психологической комфортности; эмпатия и эмоциональная ригидность; - Мотивация межличностного общения, уровень самоконтроля и регуляции. Социометрия. 3 классы: - Уровень притязаний и самооценки учащихся, ориентации на окружающих (коммуникативный компонент УУД). Социометрия. 4 классы: - Готовность к переходу на следующую ступень обучения | Сентябрь-октябрь 2020г Октябрь-ноябрь. февраль Ноябрь – декабрь Март - апрель |
Выявление детей с особыми образовательными потребностями. | - Обследование первоклассников. - Обследование учащихся по запросам классных руководителей, администрации, МСЭ. - Мониторинг развития учащихся с ОВЗ. | Сентябрь-октябрь. В течение учебного года. | |||
Выявление и поддержка одарённых детей. | - Обследование учащихся по запросам классных руководителей. - Занятия с одарёнными, способными учащимися (4кл). | В течение учебного года. Январь 2021г. | |||
Диагностика педагогов, родителей. | Мониторинг проблем социально-психологического характера. | Выявление психологических проблем в работе с детьми. | Анкетирование.
( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко
| В течение учебного года. Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Январь 2021 Март 2021 | |
3. | Психологическое просвещение и консультирование. | Психологическая поддержка учащихся со стороны педагогов и родителей. |
(Лектории. Индивидуальные беседы. «Круглые столы» (инвалиды). Информация на сайте школы, стендах) | - УСВ «Адаптационный период первоклассника» - УСВ «Введение отметочной системы» 2 кл. - УСВ «Введение отметочной системы по ин. языку». 3кл. - УСВ «Готовность к обучению в 5 классе» 4кл. Круглый стол «Мой особенный ребенок» | Октябрь 20г. Ноябрь 20г. Январь 21г. Февраль 21г. Март 21г. |
4. | Коррекция и развитие. | Положительная динамика в развитии личностных особенностей учащихся. | Помощь в усвоении программного материала | Программы: «Помощь первокласснику» «Развитие интеллектуальных способностей ребенка»3-4кл. О.Г.Синякова Психологический курс развивающих занятий для младших школьников «Я учусь учится» Т.Н.Князева Цикл занятий по профилактике школьной тревожности «Маленький волшебник» О.Рудякова Коррекционная программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»Е.Д.Барсуков | В течение года. |
Формирование УУД. | Приложение 1 | ||||
Социальная адаптация. | |||||
Педагог-психолог Л.П.Ершова
Методы изучения результатов деятельности
по формированию личностных УУД
Мотивация учебной деятельности | Действия, направленные на выявление сформированности мотивов - познавательный мотив(стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями); - мотив достижения (потребность добиваться успеха в разного рода деятельности); - социальные мотивы. Действия, направленные на установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. | Выявление структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. | 2-3 класс (промежуточная, итоговая) |
Самооценка (когнитивный компонент) | Действия, направленные на определение своей позиции в отношении к социальной роли ученика и школьной действительности, устанавливающие смысл учения. | Выявление сформированности Я-концепции (представленность в Я-концепции социальной роли ученика) | 3-4 класс (промежуточная, итоговая). |
Личностные особенности | Действия, направленные на изучение личностных особенностей школьника:
| Изучение личностных особенностей младших школьников. | 2-4 класс Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р.Кетелла |
Коммуникативные УУД
Коммуникация как взаимодействие (интеракция) | Действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности(интеллектуальный аспект коммуникации) | Коммуникативные действия | 1 класс (вводная) | Задание «Левая и правая стороны» Ж.Пиаже |
2-4класс (промеж.,итоговая) | ||||
Методика «Кто прав?» | ||||
Действия нравственно-этического оценивания | Выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы. | 1-4 (вводная, итоговая) | Методика «Как я веду себя» (Л.С.Колмагорова) | |
Коммуникация как кооперация | Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности | Коммуникативные действия | 1 класс (вводная) | Задание «Руковички» Г.А.Цукерман |
Регулятивные УУД
Целеполагание | Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. | Выявление уровня развития регулятивных действий. | 1 класс (вводн.) | Выкладывание узора из кубиков | Методика оценки уровня сформир-ти учебной деятельности Г.В.Репкина, Е.В.Заика |
Планирование | |||||
Прогнозирование | |||||
Контроль | |||||
Коррекция | |||||
Контроль | Регулятивные действия контроля | Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. | 2-3 класс. | Проба на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницк.) Методика «графический диктант» Д.Б.Эльконин | |
Регулятивный компонент | Личностное действие самооцениваниярегулятивное действие оценивания результата своей учебной деятельности | Выявление адекватности понимания уч-ся причин успеха/неуспеха в деятельности | 1 класс (вводн.) 2-3 класс (пром., итогов.) | Методика выявл-я характера атрибуции успеха-неуспеха в деятельности | |
Действия, направленные на определение соотношения положительных и отрицательных оценочных суждений | Выявление сформированности Я-концепции | 3-4 кл. пром., итог-я | Методика «Кто я?» (самоотношение М.Кун) | ||
Контроль | Регулятивные действия контроля, знаково-символические действия | Выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов. | 1 класс (вводн.) 2-3 класс (пром., итогов.) | методика «Кадирование» Д.Векслер |