Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (7.1)

Ершова Лариса Петровна

Рабочая программа по предоставлению внеурочной деятельности в образовательной области "Психологии"

Корркционно-развивающая программа "Развиваясь - учимся".

Программа воспитательной работы для обучающихся по АООП

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

«Развиваясь-учимся»

Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности

Коррекционно-развивающее

Указание класса, параллели, уровня образования

1 класс (АООП 7.1)

Количество часов - годовых и недельных

33 часа в год, 1 час в неделю

Срок реализации программы

1 год

Фамилия, имя и отчество

разработчика рабочей программы

Ершова Лариса Петровна

Год разработки программы

2022 год


Содержание:

Разделы

Страницы

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3 стр.

2. Содержание учебного предмета с указанием форм  организации и видов деятельности

6 стр.

3. Тематическое планирование

8 стр.

4. Приложение:

 4.1. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся»  для 1 класса на 2022-2023 учебный год


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных частей тела;
  • 1 пальчиковою игру;
  • 1 подвижную игру;
  • 2 геометрические формы, 2 цвета;
  • 2 времени года;
  • неречевые звуки;
  • отличительные особенности своей внешности;
  • знать правила поведения в школе.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть и показывать основные части собственного чела;
  • правильно держать ручку, карандаш.
  • находить предметы того же цвета и формы;
  • соблюдать элементарные правила гигиены;
  • действовать одновременно с 1 - 2 предметами;
  • классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • названия частей тела;
  • 2 - 3 пальчиковые игры;
  • 2 - 3 подвижные игры;
  • геометрические формы, цвет, величину;
  • правую, левую стороны;
  • части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
  • неречевые звуки;
  • названия качеств и свойства предметом на основе тактильных ощущений;
  • отличительные особенности своей внешности;
  • знать правила поведения в школе, других общественных местах.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть и показывать различные части собственного чела;
  • свободно владеть своим телом;
  • правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложныe изображения.
  • различать предметы по цвету и величине;
  • выделять части и соединять их в целое;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • последовательно называть дни недели, части суток;
  • различать неречевые звуки.
  • соблюдать правила гигиены;
  • обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
  • различать предметы по вкусу и запаху.
  • действовать одновременно с 2 - 3 предметами;
  • сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
  • переходить от одного вида деятельности к другому;
  • запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
  • сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
  • делить простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
  • применять правила поведения в школе, других общественных местах.
  • распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека, обозначать их словом.

Промежуточная аттестация – собеседование.


2. Содержание учебного предмета с указанием форм  организации и видов деятельности

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков и бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Форма организации: беседа, упражнения, работа со сказками, ролевая игра, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом, раскатывание. Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Запах приятный и неприятный.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). На эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставаление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые и тюдю). Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Развитие зрительного  и слухового восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двухпредмето: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Различение звуков окружающей среды (стук, звон, стон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие времени.

Сутки. Часть суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.


3. Тематическое планирование

п/п

Название разделов, темы уроков

Количество

часов

1.

Входная диагностика

2 ч.

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков

8 ч.

3.

Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)

4 ч.

4.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

6 ч.

5.

Развитие зрительного и слухового восприятия

5 ч.

6.

Восприятие пространства

3 ч.

7.

Восприятие времени

3 ч.

8.

Вторичная диагностика

2 ч.

Итого:

33 часа


4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2022-2023 учебный год

4.1. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2022-2023 учебный год

п/п

Дата урока

Название разделов, тема урока

Корректировка

программы

По плану

По факту

Входная диагностика (2 часа)

1.

Общая осведомленность. Мелкая моторика

2.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

3.

Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий.

4.

Развитие слуховой и тактильной координации.

5.

Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем.

6.

Обводим по трафарету, разукрашиваем.

7.

Соединяем точки и рисуем узоры.

8.

Контурная аппликация из пластилина.

9.

Нанизываем бусы. Завязываем узелки.

10.

Аппликация из полосок бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие.

 Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) (4 часа)

11.

Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов.

12.

Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий).

13.

Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).

14.

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов)

15.

Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.

16.

Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками.

17.

Размер. Высота. Большой - маленький.

18.

Простая форма. Конструирование с опорой на образец.

19.

Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.

20.

Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные).

Развитие зрительного и слухового восприятия  (5 часов)

21.

Цвета предметов. Различение основных цветов.

22.

АРТ-Тренинг «Солнечные зайчики»

23.

АРТ-тренинг «Цветная сказка»

24.

Знакомимся с миром звуков.

25.

Аудиотренинг «Слушаем звуки леса»

Восприятие пространства (4 часа)

26.

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.

27.

Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже.

28.

Движение в заданном направлении.

29.

Пространственная ориентировка в помещении.

 Восприятие времени (3 часа)

30.

Времена года. Смена времени года.

31.

Последовательность событий. Раньше - позже.

32.

Дни недели. Сегодня, завтра, вчера.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)

33.

Общая осведомленность. Мелкая моторика.

34.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный  план психологического сопровождения педагогом – психологом Ершовой Л.П. учащейся 2 класса по программе для детей с НОДА

Фамилия, имя ребенка: Екатерина

Дата рождения:  29.10.2016 г.

Выписка из заключения ПМПК: ДЦП,  спастический тетрапарез. Интеллект сохранен.

Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:

  • Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;
  • Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия;
  • Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2022 г.), итоговая диагностика (май 2023г)

Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

п/п

Направление (вид) коррекционно-развивающей  работы

Основные пути их решения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы

Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.

Развитие познавательных навыков

Формирование позна-вательных процессов

Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы  

Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей

Итоговая диагностика  познавательной сферы детей-инвалидов.

Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь)

Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. (Декабрь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель)

Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май)

Рекомендации для педагогов

Все занятия с Вероникой  имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу Вероники с отклонениями в развитии являются:

 1. Игровые ситуации;

2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

 - Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

 - Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

 - Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

 - Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

 - Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

 - Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

 - Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию

самостоятельности.

 - Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Рекомендации для родителей

 Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!

Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 8

с углубленным  изучением  отдельных  предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

       

 

                                                                        СОГЛАСОВАНО:                                                      

                                                                        Зам. директора по ВР                                            

                                                                               _________________________  

                                                                                                                                                                                                                                     «____»__________ ___20__  г.                                        

                                                        

                        УВЕРЖДЕНО:                                                                                            

                                                 на МО классных руководителей  

                                                        

                                                 «____» ___________20__  г.                                                                                                                        

Программа воспитательной работы

для обучающихся

по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Мы разные, но мы вместе»

1 – 4 (малокомплектный) класс

Разработала:   Ершова Лариса Петровна

Срок реализации программы: 4 года

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Нормативно-правовая основа

3. Аналитическая справка

4. Цели и задачи

5. Ведущие направления деятельности способствующие реализации данной цели

6. Ожидаемые результаты

7. Реализация программы воспитания

8. Структура воспитательной системы. Цели и задачи  по направлениям

- Нравственно-этическое воспитание

- Основы гражданско-патриотического воспитания

- Трудовое и профориентационное  воспитание

- Физическое воспитание. Охрана здоровья. Безопасность

- Художественно-эстетическое и экологическое воспитание

9. Содружество семьи и школы.

Направления работы с родителями

Работа с родителями

Формы работы с родителями

Содержание работы с родителями.

1. Пояснительная записка

Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Дети и подростки с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:

-  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

-  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;

-  у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

- воспитанникам присуще такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;

г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

2. Аналитическая справка.

Воспитанники 1 (дополнительного)-4 класса обучающихся по АООП УО - это особый контингент.

Класс малокомплектный, разновозрастной, возраст учащихся от 7 до 11 лет.

В классе 8 человек (6 мальчиков, 2 девочки), все учащиеся посещают школу:

1 класс – 1 (1 мальчик – 7 лет)

2 класс – 3 (2 мальчика - 9 лет, 1 девочка - 9 лет)

3 класс – 2 (1 мальчик - 10 лет, 1 девочка - 10 лет)

4 класс – 2 (1 мальчик - 11 лет, 1 девочка - 11 лет)

Детей-инвалидов - 5 (62%)  

В неполных семьях проживает - 1 (13%) обучающихся; в многодетных - 4 (50%).

Коллектив в своём формировании находится на номинальной стадии. В течении года, по решению ТПМПК, в класс могут поступить новые учащиеся.

В начале, и в конце учебного года, а также по запросу в классе проводится комплексное обследование учащихся школьным психологом и логопедом.  На основании результатов обследования определяются «уровень актуального развития ребенка», «зона ближайшего развития».

По результатам логопедического обследования на начало 2022-2023 уч. года у всех учащихся  наблюдается нарушение лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия (2 кл. - развитие связной речи - пересказ по картинке не сформирован, идет перечисление предметов; 3-4 кл. - пересказ и составление рассказа только с помощью учителя, связность рассказа нарушена, сокращение текста, аграмматизмы в предложениях).

По результатам психологического обследования: общие представления об окружающем мире ниже возрастной нормы. Общая учебная активность и работоспособность класса низкая. Низкий уровень развития творческих способностей, в силу психического и умственного развития не развиты познавательные интересы.  Не умеют самостоятельно ставить коллективные цели и сплоченно их достигать, не способны сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы делаю уровень общественной активности низкий. Уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде коллективной деятельности низкий.  Уровень выполнения учащимися устава школы средний. Общий уровень воспитанности класса средний. Общий уровень соблюдения правил здорового образа жизни средний. В классе нет лидеров и нет отверженных.

Результаты психологического обследования

(количество учащихся)

3. Цель и задачи программы.

Цель воспитательной работы – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

           Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к  воспитанию;
  • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении через чтение  художественной литературы, семейных традиций, народных праздников и обычаев;
  • воспитание художественного и эстетического вкуса у  учащихся;
  • формирование здорового образа жизни учащихся;
  • создание  и развитие дружного классного коллектива.

   

4. Ведущие  направления деятельности, способствующие реализации данной цели.

      У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Поэтому учителю, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл:

    1) стремление стать школьником; учиться, приобретать новые знания;

    2) быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него самого, но и для окружающих.

Ведущие виды деятельности:

   1) игры: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности;

   2) учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром.

     Исходя из этого, воспитательная работа в начальном звене спланирована таким образом, чтобы можно было решить проблемы:

I.  Личностного развития.

           При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:

•   на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера младших школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);

•   формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;

•   развитии умения играть;

•   создании условий для развития соуправленческих начал в формирующемся коллективе класса; культурно-нравственной ориентации.

          Реализация программы воспитания предполагает целенаправленное, поступательное освоение первоклассниками начал школьной азбуки:

•   овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;

•   прочное усвоение правил школьника;

•   формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.

II. Охраны здоровья и физического развития. Безопасное поведение.

        Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание, а именно:

  • воспитание потребности в физических упражнениях;
  • овладение культурно-оздоровительными технологиями;
  • формирование ответственности за своё здоровье;
  • отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.
  • особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики;
  • овладение знаниями по основным правилам дорожного движения, практическая отработка правильных действий;
  • формирование у детей ответственности за свою жизнь, навыков разумной предосторожности на дороге;
  • формирование у  детей правильного, безопасного поведения; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость в различных ситуациях при появлении опасности.

III. Трудового воспитания и профориентация.

•    Отработка навыков и умений учебного поведения;

•    формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;

•    формирование первоначальных представлений о личной гигиене;

•    привитие навыков самообслуживания;

•     выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;

•     формирование навыков коллективной трудовой деятельности;

•     формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;

•     развитие интереса к трудовой деятельности взрослых;

•     знакомство с разными видами профессий, и пояснение их важности.

IV. Социализации и общения. Нравственно-этического воспитания.

          Особое внимание и усилия концентрируются:

•      на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;

•      практической отработке этических норм и правил;

•      определении сущности нравственных понятий;

•       формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;

•      воспитании доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим;

• анализе своих поступков;

• реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;

•    экологическом воспитании.

V. Развития творческого воображения.

           Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации (социальный  процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп);  развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

VI. Основ гражданского и патриотического воспитания.

       Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.                                                  

Достижение этой цели реализуется благодаря:

•     воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

•     уважительному отношению к языку своего народа;

•     гордости за социальные и культурные достижения своей страны;

•     уважительному отношению к историческому прошлому Родины;

•     воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

VII. Художественно-эстетического воспитания. Досуговой деятельности.

         Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.

        Деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ. - восстановление сил). Полноценный отдых играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил детей, поскольку создаёт в их жизни необходимый баланс и гармонию. Отдых - состояние покоя, либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, а досуг - средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительские занятия), то есть досуг является частью отдыха.

       От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологический климат в школьном коллективе.

        В структуре свободного времени выделяют:

•    активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка);

•    культурное (духовное) потребление:

         - чтение газет, книг, журналов;

        -  просмотр кино и видеофильмов;

        - спорт;

        - любительские занятия, игры с детьми;

        - общение с другими людьми;

        - занятия в кружках;

        - прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня;  

        - спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады;

        - конкурсы, тематические дни, ярмарки;

        - экскурсии, лекции, викторины и пр.

5. Ожидаемые результаты

Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням.

        Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

         Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

         Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников

6. Реализация программы воспитания.

Предложенная программа определяет на каждом возрастном этапе уровень развития, учитывая особенности возраста.                                              

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Доминирующей целью является: формирование общечеловеческих культурных ценностей.

- Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.

- Культура умственного труда. Привитие устойчивого интереса к чтению. Культура устной и письменной речи.

- Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой.  Правила общения со старшими, младшими, стариками, инвалидами, сверстниками.

- Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика.

- Культура питания.

- Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры.

- Культура одежды.

-  Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.

В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

  • - иметь начальные представления и навыки коммуникативного поведения,
  • - владеть навыками личной гигиены, самообслуживающего труда,
  • - развиты начальные механизмы творческого воображения,
  • - сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье,
  • - иметь первоначальное представление о профессиях,

Подростковый возраст (11-13 лет)

Доминирующая цель: формирование гражданского, социального самосознания.

- Родина - страна, где человек родился. История Родины, её герои. Соотечественники. Родина - страна многонациональная. Патриотизм, как нравственные качества человека. - --- Государство. Способы взаимоотношений человека и государства.

- Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде.

- Культура отбора и восприятия информации. Роль информационных источников в жизни человека.

- Общество- как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе.  Долг человека по отношению к обществу.

- Правила общения. Человек в отношении к самому себе. Чувство собственного достоинства.

-  Определение профессиональных интересов.

- Человек и природа. Отношение к флоре и фауне. Элементы природы в жизни человека.

- Приобщение к физической культуре.

Основные виды деятельности:

- Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.

- Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.

В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

  • -  знать «какой Я?», «что я могу»,
  • - знать, что здоровье – бесценный дар,
  • - владеть навыками самообслуживающего труда,
  • - знать о видах профессий,
  • - отработаны навыки общения с окружающими: «я – как друг», «я умею понимать других», «я и другие»,
  • - иметь положительное отношение к экологии

  1. Структура воспитательной системы.

Цели и задачи  по направлениям

Нравственно-этическое воспитание. Социализация и общение. Личностное развитие.

Цель. Создание условий для становления духовно- нравственной культуры у учащихся.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  2. Развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
  3. Формирование толерантности.
  4. Научить различать  хорошие  и плохие поступки.
  5. Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
  6. Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.
  7. Формировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Основы  гражданско-патриотического воспитания.

Цели: Создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, для формирования у детей сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина.

Задачи:

  1. Воспитывать  чувство долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
  2. Формировать у детей  уважительное отношение к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
  3. Воспитывать  у детей любовь  к родному краю, к своей родине, к своему народу.
  4. Формировать основы  правовой культуры учащихся;
  5. Формировать  у детей нравственные  качества:  доброту,  любовь к близким, терпимость к окружающим.
  6. Развивать  ребёнка как члена общества;
  7. Приобщать  воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;
  8. Развивать умение отвечать за свои поступки.
  9. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Трудовое и профориентационное воспитание. Творческое развитие.

Цель. Создание условия для воспитания добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

Задачи:

  1. сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. сформировать элементарные представления о профессиях;
  4. сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
  5. развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  6. формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
  7. воспитать бережливость, экономное использование средств.

Физическое воспитание.  Охрана здоровья. Безопасное поведение.

Цель. Создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни и культуры безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья. Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта среди учащихся.
  2. Формировать  навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
  3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни.
  4. Формировать культуру безопасного поведения,  положительные навыки, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.
  5. Формирование у учащихся навыков аккуратности, ответственности за совершенные поступки.
  6. Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.

Художественно-эстетическое и экологическое воспитание

Цель: Создание условий  для воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений о художественно - эстетических идеалах и ценностях,  формирования у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом.

Задачи:

  1. Формировать  у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им.
  2. Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности, приобщение их к культурным ценностям.
  3. Выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней.
  4. Формировать навыки природоохранного  поведения в окружающем мире.
  5. Воспитать  ценностное отношение к природе, окружающей среде

Содержание программы

  1. Нравственно-этическое воспитание. Социализация и общение. Личностное развитие.

- Путешествие на планету чистых слов. Вежливость. Формы речевых обращений.

- Моя одежда, мой костюм.

- Спешите делать добро.

- Веселый день 8 Марта.

- Этика и этикет. Правила этикета.

- Что такое ответственность?

  1. Основы  гражданско-патриотического воспитания

- День защитников Отечества.

- День народного единства.

- Путешествие по столице России – Москве.

  1. Трудовое и профориентационное воспитание. Творческое развитие.

- Терпение и труд все перетрут.

  1. Художественно-эстетическое и экологическое воспитание.

- Берегите лес от пожара!

- Правила поведения в природе.

- Берегите Землю.

- Что такое экология?

  1. Физическое воспитание.  Охрана здоровья. Безопасное поведение.

- ПДД. Переход улицы.

- Правила безопасного движения. Культура поведения на улице и в транспорте.

- Разговор о правильном питании.

- Что может носовой платок?

- Спорт в нашей жизни.

- Твое здоровье в твоих руках.

          - Правила поведения у водоемов.

          - Осторожно, пиротехника!

      6.  Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Дополнительные темы занятий  по ПДД на классных часах                                                                                              

Тема

Содержание

1

Правила дорожного движения

Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины  (Использовать материалы и статистику предоставленные отделом ГИБДД на августовском совещании. )

2

Элементы улиц и дорог.

Дорога, ее составные части- проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение

3

Безопасность пешеходов.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных «ловушек» на дорогах

4

Виды транспортных средств

Любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека.

5

Соблюдение правил дорожного движения на каникулах.

Инструктаж о безопасности движения во время осен-них каникул.  О правилах поведения на дорогах, о соблю-дении правил во время каникул, ответственность.

6

Погодные условия и дорога.

Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года

7

Железнодорожный переезд.

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды

8

Велосипед.

Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов

9

Инструктаж перед зимними каникулами.

О соблюдении правил дорожного движения во время каникул.

10

Опасная дорога.

Об опасности игр вблизи дорог.

11

Законы дорожного движения.

Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность

12

Причины несчастных случаев на улицах и дорогах

О переходе улицы в неположенном месте, о подчинении сигналам светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта.

13

Как перейти дорогу по сигналам регулировщика?  

Правила перехода через дорогу  по сигналам регулировщика.

14

Дорожные знаки

Викторина по знанию дорожных знаков

15

Инструктаж перед весенними каникулами

О соблюдении правил дорожного движения во время каникул.

16

Правила поведения в автобусе.

О соблюдении правил поведения в  автобусе, на остановке при посадке и высадке.

17

Повторение изученного материала.

Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами

8. Содружество семьи и школы.

Направления работы  с родителями:

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  3. Привлечение родителей к организации работы  с классом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

       Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительское собрание  

сентябрь

Кл. рук.

2.

Родительское собрание

октябрь

Кл. рук.

3.

Родительское собрание  

декабрь

Кл. рук.

4.

Родительское собрание  

март

Кл. рук.

6.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

  • Совместно с классным руководителем составление плана работы на год;
  • Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений  школе;

В течение года

Кл. рук.

7.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

еженедельно

Кл. рук.

8.

Участие родителей в совместных делах класса:

  • Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;
  • Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;
  • Помощь в оформительской работе.

ежемесячно

Родительский комитет

9.

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку)

В течение года

Кл. рук.

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

 Групповые формы работы с родителями:

  • организационные
  • тематические
  • итоговые 

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации (групповые и тематические)
  • посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя необходимо проводить следующие формы работы с родителями:

  • различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
  • совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, концерты);
  • семейные праздники и традиции, конкурсы.

Содержание работы

Родительские собрания

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организационное родительское собрание  

«О готовности ребенка к новому учебному году» Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед

сентябрь

Классный  руководитель

2.

Родительское собрание «Первые школьные отметки»

октябрь

Классный  руководитель

3.

Родительское собрание  «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

декабрь

Классный  руководитель

4.

Родительское собрание  «Почему наши дети лгут?»

март

Классный  руководитель

5.

Родительское собрание «Агрессия ребенка и ее причины»

апрель

Классный  руководитель

6.

 Родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни»

май

Классный  руководитель