Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (7.1)
Рабочая программа по предоставлению внеурочной деятельности в образовательной области "Психологии"
Корркционно-развивающая программа "Развиваясь - учимся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayas_uchimsya.doc | 166.5 КБ |
individualnyy_plan_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 20.93 КБ |
razvivayas-uchimsya.pdf | 436.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность | «Развиваясь-учимся» |
Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности | Коррекционно-развивающее |
Указание класса, параллели, уровня образования | 1 класс (АООП 7.1) |
Количество часов - годовых и недельных | 33 часа в год, 1 час в неделю |
Срок реализации программы | 1 год |
Фамилия, имя и отчество разработчика рабочей программы | Ершова Лариса Петровна |
Год разработки программы | 2020 год |
Содержание:
Разделы | Страницы |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 3 стр. |
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности | 6 стр. |
3. Тематическое планирование | 8 стр. |
4. Приложение: 4.1. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса на 2020-2021 учебный год |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- названия основных частей тела;
- 1 пальчиковою игру;
- 1 подвижную игру;
- 2 геометрические формы, 2 цвета;
- 2 времени года;
- неречевые звуки;
- отличительные особенности своей внешности;
- знать правила поведения в школе.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и показывать основные части собственного чела;
- правильно держать ручку, карандаш.
- находить предметы того же цвета и формы;
- соблюдать элементарные правила гигиены;
- действовать одновременно с 1 - 2 предметами;
- классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- названия частей тела;
- 2 - 3 пальчиковые игры;
- 2 - 3 подвижные игры;
- геометрические формы, цвет, величину;
- правую, левую стороны;
- части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
- неречевые звуки;
- названия качеств и свойства предметом на основе тактильных ощущений;
- отличительные особенности своей внешности;
- знать правила поведения в школе, других общественных местах.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и показывать различные части собственного чела;
- свободно владеть своим телом;
- правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложныe изображения.
- различать предметы по цвету и величине;
- выделять части и соединять их в целое;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- последовательно называть дни недели, части суток;
- различать неречевые звуки.
- соблюдать правила гигиены;
- обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
- различать предметы по вкусу и запаху.
- действовать одновременно с 2 - 3 предметами;
- сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
- переходить от одного вида деятельности к другому;
- запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
- сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
- делить простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
- применять правила поведения в школе, других общественных местах.
- распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека, обозначать их словом.
Промежуточная аттестация – собеседование.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков и бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Форма организации: беседа, упражнения, работа со сказками, ролевая игра, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом, раскатывание. Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Запах приятный и неприятный.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). На эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставаление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые и тюдю). Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двухпредмето: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Различение звуков окружающей среды (стук, звон, стон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие времени.
Сутки. Часть суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, темы уроков | Количество часов |
1. | Входная диагностика | 2 ч. |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков | 8 ч. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) | 4 ч. |
4. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 6 ч. |
5. | Развитие зрительного и слухового восприятия | 5 ч. |
6. | Восприятие пространства | 3 ч. |
7. | Восприятие времени | 3 ч. |
8. | Вторичная диагностика | 2 ч. |
Итого: | 33 часа |
4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2020-2021 учебный год
4.1. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Дата урока | Название разделов, тема урока | Корректировка программы | |
По плану | По факту | |||
Входная диагностика (2 часа) | ||||
1. | Общая осведомленность. Мелкая моторика | |||
2. | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. | |||
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов) | ||||
3. | Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. | |||
4. | Развитие слуховой и тактильной координации. | |||
5. | Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. | |||
6. | Обводим по трафарету, разукрашиваем. | |||
7. | Соединяем точки и рисуем узоры. | |||
8. | Контурная аппликация из пластилина. | |||
9. | Нанизываем бусы. Завязываем узелки. | |||
10. | Аппликация из полосок бумаги. | |||
Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) (4 часа) | ||||
11. | Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. | |||
12. | Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). | |||
13. | Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). | |||
14. | Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). | |||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов) | ||||
15. | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. | |||
16. | Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. | |||
17. | Размер. Высота. Большой - маленький. | |||
18. | Простая форма. Конструирование с опорой на образец. | |||
19. | Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. | |||
20. | Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). | |||
Развитие зрительного и слухового восприятия (5 часов) | ||||
21. | Цвета предметов. Различение основных цветов. | |||
22. | АРТ-Тренинг «Солнечные зайчики» | |||
23. | АРТ-тренинг «Цветная сказка» | |||
24. | Знакомимся с миром звуков. | |||
25. | Аудиотренинг «Слушаем звуки леса» | |||
Восприятие пространства (4 часа) | ||||
26. | Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. | |||
27. | Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже. | |||
28. | Движение в заданном направлении. | |||
29. | Пространственная ориентировка в помещении. | |||
Восприятие времени (3 часа) | ||||
30. | Времена года. Смена времени года. | |||
31. | Последовательность событий. Раньше - позже. | |||
32. | Дни недели. Сегодня, завтра, вчера. | |||
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа) | ||||
33. | Общая осведомленность. Мелкая моторика. | |||
34. | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план психологического сопровождения
Фамилия, имя ребенка: Вероника П.
Дата рождения: 29.10.2012 г.
Выписка из заключения ПМПК: ДЦП, спастический тетрапарез. Интеллект сохранен.
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:
- Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;
- Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия;
- Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2020 г.), итоговая диагностика (май 2021г)
Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
№ п/п | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Основные пути их решения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации. Развитие познавательных навыков Формирование позна-вательных процессов Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов. | Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь) Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. (Декабрь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель) Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май) |
Рекомендации для педагогов
Все занятия с Вероникой имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.
Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.
В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу Вероники с отклонениями в развитии являются:
1. Игровые ситуации;
2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.
Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.
Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.
Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.
- Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
- Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
- Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
- Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
- Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
- Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию
самостоятельности.
- Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
Рекомендации для родителей
Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
1) Активность и самостоятельность ребёнка
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2) Постоянная упорная тренировка каждый день
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3) Сознательная беспомощность родителя
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!
Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.
Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.
4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями
Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.