Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (7.1)

Ершова Лариса Петровна

Рабочая программа по предоставлению внеурочной деятельности в образовательной области "Психологии"

Корркционно-развивающая программа "Развиваясь - учимся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

«Развиваясь-учимся»

Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности

Коррекционно-развивающее

Указание класса, параллели, уровня образования

1 класс (АООП 7.1)

Количество часов - годовых и недельных

33 часа в год, 1 час в неделю

Срок реализации программы

1 год

Фамилия, имя и отчество

разработчика рабочей программы

Ершова Лариса Петровна

Год разработки программы

2020 год


Содержание:

Разделы

Страницы

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3 стр.

2. Содержание учебного предмета с указанием форм  организации и видов деятельности

6 стр.

3. Тематическое планирование

8 стр.

4. Приложение:

 4.1. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся»  для 1 класса на 2020-2021 учебный год


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных частей тела;
  • 1 пальчиковою игру;
  • 1 подвижную игру;
  • 2 геометрические формы, 2 цвета;
  • 2 времени года;
  • неречевые звуки;
  • отличительные особенности своей внешности;
  • знать правила поведения в школе.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть и показывать основные части собственного чела;
  • правильно держать ручку, карандаш.
  • находить предметы того же цвета и формы;
  • соблюдать элементарные правила гигиены;
  • действовать одновременно с 1 - 2 предметами;
  • классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • названия частей тела;
  • 2 - 3 пальчиковые игры;
  • 2 - 3 подвижные игры;
  • геометрические формы, цвет, величину;
  • правую, левую стороны;
  • части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
  • неречевые звуки;
  • названия качеств и свойства предметом на основе тактильных ощущений;
  • отличительные особенности своей внешности;
  • знать правила поведения в школе, других общественных местах.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть и показывать различные части собственного чела;
  • свободно владеть своим телом;
  • правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложныe изображения.
  • различать предметы по цвету и величине;
  • выделять части и соединять их в целое;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • последовательно называть дни недели, части суток;
  • различать неречевые звуки.
  • соблюдать правила гигиены;
  • обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
  • различать предметы по вкусу и запаху.
  • действовать одновременно с 2 - 3 предметами;
  • сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
  • переходить от одного вида деятельности к другому;
  • запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
  • сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
  • делить простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
  • применять правила поведения в школе, других общественных местах.
  • распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека, обозначать их словом.

Промежуточная аттестация – собеседование.


2. Содержание учебного предмета с указанием форм  организации и видов деятельности

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков и бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Форма организации: беседа, упражнения, работа со сказками, ролевая игра, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом, раскатывание. Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Запах приятный и неприятный.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). На эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставаление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые и тюдю). Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Развитие зрительного  и слухового восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двухпредмето: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Различение звуков окружающей среды (стук, звон, стон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.

Восприятие времени.

Сутки. Часть суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Форма организации: беседа, игровой практикум,  упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.

Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.


3. Тематическое планирование

п/п

Название разделов, темы уроков

Количество

часов

1.

Входная диагностика

2 ч.

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков

8 ч.

3.

Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)

4 ч.

4.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

6 ч.

5.

Развитие зрительного и слухового восприятия

5 ч.

6.

Восприятие пространства

3 ч.

7.

Восприятие времени

3 ч.

8.

Вторичная диагностика

2 ч.

Итого:

33 часа


4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2020-2021 учебный год

4.1. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2020-2021 учебный год

п/п

Дата урока

Название разделов, тема урока

Корректировка

программы

По плану

По факту

Входная диагностика (2 часа)

1.

Общая осведомленность. Мелкая моторика

2.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

3.

Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий.

4.

Развитие слуховой и тактильной координации.

5.

Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем.

6.

Обводим по трафарету, разукрашиваем.

7.

Соединяем точки и рисуем узоры.

8.

Контурная аппликация из пластилина.

9.

Нанизываем бусы. Завязываем узелки.

10.

Аппликация из полосок бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие.

 Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) (4 часа)

11.

Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов.

12.

Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий).

13.

Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).

14.

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов)

15.

Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.

16.

Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками.

17.

Размер. Высота. Большой - маленький.

18.

Простая форма. Конструирование с опорой на образец.

19.

Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.

20.

Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные).

Развитие зрительного и слухового восприятия  (5 часов)

21.

Цвета предметов. Различение основных цветов.

22.

АРТ-Тренинг «Солнечные зайчики»

23.

АРТ-тренинг «Цветная сказка»

24.

Знакомимся с миром звуков.

25.

Аудиотренинг «Слушаем звуки леса»

Восприятие пространства (4 часа)

26.

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.

27.

Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже.

28.

Движение в заданном направлении.

29.

Пространственная ориентировка в помещении.

 Восприятие времени (3 часа)

30.

Времена года. Смена времени года.

31.

Последовательность событий. Раньше - позже.

32.

Дни недели. Сегодня, завтра, вчера.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)

33.

Общая осведомленность. Мелкая моторика.

34.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный  план психологического сопровождения

Фамилия, имя ребенка: Вероника П.

Дата рождения:  29.10.2012 г.

Выписка из заключения ПМПК: ДЦП,  спастический тетрапарез. Интеллект сохранен.

Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:

  • Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;
  • Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия;
  • Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2020 г.), итоговая диагностика (май 2021г)

Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

п/п

Направление (вид) коррекционно-развивающей  работы

Основные пути их решения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы

Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.

Развитие познавательных навыков

Формирование позна-вательных процессов

Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы  

Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей

Итоговая диагностика  познавательной сферы детей-инвалидов.

Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь)

Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. (Декабрь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель)

Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май)

Рекомендации для педагогов

Все занятия с Вероникой  имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу Вероники с отклонениями в развитии являются:

 1. Игровые ситуации;

2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

 - Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

 - Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

 - Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

 - Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

 - Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

 - Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

 - Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию

самостоятельности.

 - Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Рекомендации для родителей

 Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!

Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.


Предварительный просмотр: