Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (7.1)
Рабочая программа по предоставлению внеурочной деятельности в образовательной области "Психологии"
Корркционно-развивающая программа "Развиваясь - учимся".
Программа воспитательной работы для обучающихся по АООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 436.73 КБ |
![]() | 166.5 КБ |
![]() | 19.84 КБ |
![]() | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность | «Развиваясь-учимся» |
Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности | Коррекционно-развивающее |
Указание класса, параллели, уровня образования | 1 класс (АООП 7.1) |
Количество часов - годовых и недельных | 33 часа в год, 1 час в неделю |
Срок реализации программы | 1 год |
Фамилия, имя и отчество разработчика рабочей программы | Ершова Лариса Петровна |
Год разработки программы | 2022 год |
Содержание:
Разделы | Страницы |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 3 стр. |
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности | 6 стр. |
3. Тематическое планирование | 8 стр. |
4. Приложение: 4.1. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса на 2022-2023 учебный год |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- названия основных частей тела;
- 1 пальчиковою игру;
- 1 подвижную игру;
- 2 геометрические формы, 2 цвета;
- 2 времени года;
- неречевые звуки;
- отличительные особенности своей внешности;
- знать правила поведения в школе.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и показывать основные части собственного чела;
- правильно держать ручку, карандаш.
- находить предметы того же цвета и формы;
- соблюдать элементарные правила гигиены;
- действовать одновременно с 1 - 2 предметами;
- классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- названия частей тела;
- 2 - 3 пальчиковые игры;
- 2 - 3 подвижные игры;
- геометрические формы, цвет, величину;
- правую, левую стороны;
- части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
- неречевые звуки;
- названия качеств и свойства предметом на основе тактильных ощущений;
- отличительные особенности своей внешности;
- знать правила поведения в школе, других общественных местах.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и показывать различные части собственного чела;
- свободно владеть своим телом;
- правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложныe изображения.
- различать предметы по цвету и величине;
- выделять части и соединять их в целое;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- последовательно называть дни недели, части суток;
- различать неречевые звуки.
- соблюдать правила гигиены;
- обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
- различать предметы по вкусу и запаху.
- действовать одновременно с 2 - 3 предметами;
- сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
- переходить от одного вида деятельности к другому;
- запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
- сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
- делить простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-демонстрационного характера.
- применять правила поведения в школе, других общественных местах.
- распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека, обозначать их словом.
Промежуточная аттестация – собеседование.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков и бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Форма организации: беседа, упражнения, работа со сказками, ролевая игра, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом, раскатывание. Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Запах приятный и неприятный.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). На эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставаление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые и тюдю). Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двухпредмето: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Различение звуков окружающей среды (стук, звон, стон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
Восприятие времени.
Сутки. Часть суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Форма организации: беседа, игровой практикум, упражнения, входная диагностика, работа со сказками, игротренинг, арттерапия, рефлексия.
Вид деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, темы уроков | Количество часов |
1. | Входная диагностика | 2 ч. |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков | 8 ч. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) | 4 ч. |
4. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 6 ч. |
5. | Развитие зрительного и слухового восприятия | 5 ч. |
6. | Восприятие пространства | 3 ч. |
7. | Восприятие времени | 3 ч. |
8. | Вторичная диагностика | 2 ч. |
Итого: | 33 часа |
4. Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2022-2023 учебный год
4.1. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Развиваясь-учимся» для 1 класса (7.1) на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Дата урока | Название разделов, тема урока | Корректировка программы | |
По плану | По факту | |||
Входная диагностика (2 часа) | ||||
1. | Общая осведомленность. Мелкая моторика | |||
2. | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. | |||
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов) | ||||
3. | Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. | |||
4. | Развитие слуховой и тактильной координации. | |||
5. | Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. | |||
6. | Обводим по трафарету, разукрашиваем. | |||
7. | Соединяем точки и рисуем узоры. | |||
8. | Контурная аппликация из пластилина. | |||
9. | Нанизываем бусы. Завязываем узелки. | |||
10. | Аппликация из полосок бумаги. | |||
Тактильно-двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) (4 часа) | ||||
11. | Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. | |||
12. | Контрастные температурные ощущения (холодный-горячий). | |||
13. | Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). | |||
14. | Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый-лёгкий). | |||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов) | ||||
15. | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. | |||
16. | Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. | |||
17. | Размер. Высота. Большой - маленький. | |||
18. | Простая форма. Конструирование с опорой на образец. | |||
19. | Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. | |||
20. | Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). | |||
Развитие зрительного и слухового восприятия (5 часов) | ||||
21. | Цвета предметов. Различение основных цветов. | |||
22. | АРТ-Тренинг «Солнечные зайчики» | |||
23. | АРТ-тренинг «Цветная сказка» | |||
24. | Знакомимся с миром звуков. | |||
25. | Аудиотренинг «Слушаем звуки леса» | |||
Восприятие пространства (4 часа) | ||||
26. | Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. | |||
27. | Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже. | |||
28. | Движение в заданном направлении. | |||
29. | Пространственная ориентировка в помещении. | |||
Восприятие времени (3 часа) | ||||
30. | Времена года. Смена времени года. | |||
31. | Последовательность событий. Раньше - позже. | |||
32. | Дни недели. Сегодня, завтра, вчера. | |||
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа) | ||||
33. | Общая осведомленность. Мелкая моторика. | |||
34. | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план психологического сопровождения педагогом – психологом Ершовой Л.П. учащейся 2 класса по программе для детей с НОДА
Фамилия, имя ребенка: Екатерина
Дата рождения: 29.10.2016 г.
Выписка из заключения ПМПК: ДЦП, спастический тетрапарез. Интеллект сохранен.
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:
- Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;
- Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия;
- Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2022 г.), итоговая диагностика (май 2023г)
Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
№ п/п | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Основные пути их решения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации. Развитие познавательных навыков Формирование позна-вательных процессов Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов. | Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь) Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. (Декабрь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март) Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель) Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май) |
Рекомендации для педагогов
Все занятия с Вероникой имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.
Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.
В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу Вероники с отклонениями в развитии являются:
1. Игровые ситуации;
2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.
Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.
Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.
Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.
- Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
- Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
- Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
- Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
- Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
- Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию
самостоятельности.
- Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
Рекомендации для родителей
Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
1) Активность и самостоятельность ребёнка
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2) Постоянная упорная тренировка каждый день
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3) Сознательная беспомощность родителя
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!
Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.
Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.
4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями
Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа № 8»)
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
_________________________
«____»__________ ___20__ г.
УВЕРЖДЕНО:
на МО классных руководителей
«____» ___________20__ г.
Программа воспитательной работы
для обучающихся
по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Мы разные, но мы вместе»
1 – 4 (малокомплектный) класс
Разработала: Ершова Лариса Петровна
Срок реализации программы: 4 года
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Нормативно-правовая основа
3. Аналитическая справка
4. Цели и задачи
5. Ведущие направления деятельности способствующие реализации данной цели
6. Ожидаемые результаты
7. Реализация программы воспитания
8. Структура воспитательной системы. Цели и задачи по направлениям
- Нравственно-этическое воспитание
- Основы гражданско-патриотического воспитания
- Трудовое и профориентационное воспитание
- Физическое воспитание. Охрана здоровья. Безопасность
- Художественно-эстетическое и экологическое воспитание
9. Содружество семьи и школы.
Направления работы с родителями
Работа с родителями
Формы работы с родителями
Содержание работы с родителями.
1. Пояснительная записка
Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Дети и подростки с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- воспитанникам присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
2. Аналитическая справка.
Воспитанники 1 (дополнительного)-4 класса обучающихся по АООП УО - это особый контингент.
Класс малокомплектный, разновозрастной, возраст учащихся от 7 до 11 лет.
В классе 8 человек (6 мальчиков, 2 девочки), все учащиеся посещают школу:
1 класс – 1 (1 мальчик – 7 лет)
2 класс – 3 (2 мальчика - 9 лет, 1 девочка - 9 лет)
3 класс – 2 (1 мальчик - 10 лет, 1 девочка - 10 лет)
4 класс – 2 (1 мальчик - 11 лет, 1 девочка - 11 лет)
Детей-инвалидов - 5 (62%)
В неполных семьях проживает - 1 (13%) обучающихся; в многодетных - 4 (50%).
Коллектив в своём формировании находится на номинальной стадии. В течении года, по решению ТПМПК, в класс могут поступить новые учащиеся.
В начале, и в конце учебного года, а также по запросу в классе проводится комплексное обследование учащихся школьным психологом и логопедом. На основании результатов обследования определяются «уровень актуального развития ребенка», «зона ближайшего развития».
По результатам логопедического обследования на начало 2022-2023 уч. года у всех учащихся наблюдается нарушение лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия (2 кл. - развитие связной речи - пересказ по картинке не сформирован, идет перечисление предметов; 3-4 кл. - пересказ и составление рассказа только с помощью учителя, связность рассказа нарушена, сокращение текста, аграмматизмы в предложениях).
По результатам психологического обследования: общие представления об окружающем мире ниже возрастной нормы. Общая учебная активность и работоспособность класса низкая. Низкий уровень развития творческих способностей, в силу психического и умственного развития не развиты познавательные интересы. Не умеют самостоятельно ставить коллективные цели и сплоченно их достигать, не способны сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы делаю уровень общественной активности низкий. Уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде коллективной деятельности низкий. Уровень выполнения учащимися устава школы средний. Общий уровень воспитанности класса средний. Общий уровень соблюдения правил здорового образа жизни средний. В классе нет лидеров и нет отверженных.
Результаты психологического обследования
(количество учащихся)
3. Цель и задачи программы.
Цель воспитательной работы – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Задачи:
- способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
- построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
- воспитание духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейных традиций, народных праздников и обычаев;
- воспитание художественного и эстетического вкуса у учащихся;
- формирование здорового образа жизни учащихся;
- создание и развитие дружного классного коллектива.
4. Ведущие направления деятельности, способствующие реализации данной цели.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Поэтому учителю, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл:
1) стремление стать школьником; учиться, приобретать новые знания;
2) быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него самого, но и для окружающих.
Ведущие виды деятельности:
1) игры: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности;
2) учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром.
Исходя из этого, воспитательная работа в начальном звене спланирована таким образом, чтобы можно было решить проблемы:
I. Личностного развития.
При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
• на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера младших школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);
• формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;
• развитии умения играть;
• создании условий для развития соуправленческих начал в формирующемся коллективе класса; культурно-нравственной ориентации.
Реализация программы воспитания предполагает целенаправленное, поступательное освоение первоклассниками начал школьной азбуки:
• овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;
• прочное усвоение правил школьника;
• формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
II. Охраны здоровья и физического развития. Безопасное поведение.
Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание, а именно:
- воспитание потребности в физических упражнениях;
- овладение культурно-оздоровительными технологиями;
- формирование ответственности за своё здоровье;
- отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.
- особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики;
- овладение знаниями по основным правилам дорожного движения, практическая отработка правильных действий;
- формирование у детей ответственности за свою жизнь, навыков разумной предосторожности на дороге;
- формирование у детей правильного, безопасного поведения; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость в различных ситуациях при появлении опасности.
III. Трудового воспитания и профориентация.
• Отработка навыков и умений учебного поведения;
• формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
• формирование первоначальных представлений о личной гигиене;
• привитие навыков самообслуживания;
• выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
• формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
• формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
• развитие интереса к трудовой деятельности взрослых;
• знакомство с разными видами профессий, и пояснение их важности.
IV. Социализации и общения. Нравственно-этического воспитания.
Особое внимание и усилия концентрируются:
• на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;
• практической отработке этических норм и правил;
• определении сущности нравственных понятий;
• формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
• воспитании доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим;
• анализе своих поступков;
• реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
• экологическом воспитании.
V. Развития творческого воображения.
Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации (социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп); развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
VI. Основ гражданского и патриотического воспитания.
Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Достижение этой цели реализуется благодаря:
• воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительному отношению к языку своего народа;
• гордости за социальные и культурные достижения своей страны;
• уважительному отношению к историческому прошлому Родины;
• воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.
VII. Художественно-эстетического воспитания. Досуговой деятельности.
Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.
Деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ. - восстановление сил). Полноценный отдых играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил детей, поскольку создаёт в их жизни необходимый баланс и гармонию. Отдых - состояние покоя, либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, а досуг - средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительские занятия), то есть досуг является частью отдыха.
От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологический климат в школьном коллективе.
В структуре свободного времени выделяют:
• активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка);
• культурное (духовное) потребление:
- чтение газет, книг, журналов;
- просмотр кино и видеофильмов;
- спорт;
- любительские занятия, игры с детьми;
- общение с другими людьми;
- занятия в кружках;
- прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня;
- спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады;
- конкурсы, тематические дни, ярмарки;
- экскурсии, лекции, викторины и пр.
5. Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников
6. Реализация программы воспитания.
Предложенная программа определяет на каждом возрастном этапе уровень развития, учитывая особенности возраста.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Доминирующей целью является: формирование общечеловеческих культурных ценностей.
- Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.
- Культура умственного труда. Привитие устойчивого интереса к чтению. Культура устной и письменной речи.
- Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, инвалидами, сверстниками.
- Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика.
- Культура питания.
- Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры.
- Культура одежды.
- Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
- - иметь начальные представления и навыки коммуникативного поведения,
- - владеть навыками личной гигиены, самообслуживающего труда,
- - развиты начальные механизмы творческого воображения,
- - сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье,
- - иметь первоначальное представление о профессиях,
Подростковый возраст (11-13 лет)
Доминирующая цель: формирование гражданского, социального самосознания.
- Родина - страна, где человек родился. История Родины, её герои. Соотечественники. Родина - страна многонациональная. Патриотизм, как нравственные качества человека. - --- Государство. Способы взаимоотношений человека и государства.
- Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде.
- Культура отбора и восприятия информации. Роль информационных источников в жизни человека.
- Общество- как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе. Долг человека по отношению к обществу.
- Правила общения. Человек в отношении к самому себе. Чувство собственного достоинства.
- Определение профессиональных интересов.
- Человек и природа. Отношение к флоре и фауне. Элементы природы в жизни человека.
- Приобщение к физической культуре.
Основные виды деятельности:
- Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
- Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
- - знать «какой Я?», «что я могу»,
- - знать, что здоровье – бесценный дар,
- - владеть навыками самообслуживающего труда,
- - знать о видах профессий,
- - отработаны навыки общения с окружающими: «я – как друг», «я умею понимать других», «я и другие»,
- - иметь положительное отношение к экологии
- Структура воспитательной системы.
Цели и задачи по направлениям
Нравственно-этическое воспитание. Социализация и общение. Личностное развитие.
Цель. Создание условий для становления духовно- нравственной культуры у учащихся.
Задачи:
- Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
- Формирование толерантности.
- Научить различать хорошие и плохие поступки.
- Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
- Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.
- Формировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Основы гражданско-патриотического воспитания.
Цели: Создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, для формирования у детей сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина.
Задачи:
- Воспитывать чувство долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
- Формировать у детей уважительное отношение к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, к своей родине, к своему народу.
- Формировать основы правовой культуры учащихся;
- Формировать у детей нравственные качества: доброту, любовь к близким, терпимость к окружающим.
- Развивать ребёнка как члена общества;
- Приобщать воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;
- Развивать умение отвечать за свои поступки.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Трудовое и профориентационное воспитание. Творческое развитие.
Цель. Создание условия для воспитания добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать элементарные представления о профессиях;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
- воспитать бережливость, экономное использование средств.
Физическое воспитание. Охрана здоровья. Безопасное поведение.
Цель. Создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни и культуры безопасного поведения.
Задачи:
- Формировать у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья. Осуществлять пропаганду физической культуры, спорта среди учащихся.
- Формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
- Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни.
- Формировать культуру безопасного поведения, положительные навыки, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.
- Формирование у учащихся навыков аккуратности, ответственности за совершенные поступки.
- Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.
Художественно-эстетическое и экологическое воспитание
Цель: Создание условий для воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений о художественно - эстетических идеалах и ценностях, формирования у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом.
Задачи:
- Формировать у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им.
- Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности, приобщение их к культурным ценностям.
- Выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней.
- Формировать навыки природоохранного поведения в окружающем мире.
- Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде
Содержание программы
- Нравственно-этическое воспитание. Социализация и общение. Личностное развитие.
- Путешествие на планету чистых слов. Вежливость. Формы речевых обращений.
- Моя одежда, мой костюм.
- Спешите делать добро.
- Веселый день 8 Марта.
- Этика и этикет. Правила этикета.
- Что такое ответственность?
- Основы гражданско-патриотического воспитания
- День защитников Отечества.
- День народного единства.
- Путешествие по столице России – Москве.
- Трудовое и профориентационное воспитание. Творческое развитие.
- Терпение и труд все перетрут.
- Художественно-эстетическое и экологическое воспитание.
- Берегите лес от пожара!
- Правила поведения в природе.
- Берегите Землю.
- Что такое экология?
- Физическое воспитание. Охрана здоровья. Безопасное поведение.
- ПДД. Переход улицы.
- Правила безопасного движения. Культура поведения на улице и в транспорте.
- Разговор о правильном питании.
- Что может носовой платок?
- Спорт в нашей жизни.
- Твое здоровье в твоих руках.
- Правила поведения у водоемов.
- Осторожно, пиротехника!
6. Профилактика дорожно-транспортного травматизма
Дополнительные темы занятий по ПДД на классных часах
№ | Тема | Содержание |
1 | Правила дорожного движения | Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины (Использовать материалы и статистику предоставленные отделом ГИБДД на августовском совещании. ) |
2 | Элементы улиц и дорог. | Дорога, ее составные части- проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение |
3 | Безопасность пешеходов. | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных «ловушек» на дорогах |
4 | Виды транспортных средств | Любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека. |
5 | Соблюдение правил дорожного движения на каникулах. | Инструктаж о безопасности движения во время осен-них каникул. О правилах поведения на дорогах, о соблю-дении правил во время каникул, ответственность. |
6 | Погодные условия и дорога. | Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года |
7 | Железнодорожный переезд. | Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды |
8 | Велосипед. | Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов |
9 | Инструктаж перед зимними каникулами. | О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. |
10 | Опасная дорога. | Об опасности игр вблизи дорог. |
11 | Законы дорожного движения. | Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность |
12 | Причины несчастных случаев на улицах и дорогах | О переходе улицы в неположенном месте, о подчинении сигналам светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта. |
13 | Как перейти дорогу по сигналам регулировщика? | Правила перехода через дорогу по сигналам регулировщика. |
14 | Дорожные знаки | Викторина по знанию дорожных знаков |
15 | Инструктаж перед весенними каникулами | О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. |
16 | Правила поведения в автобусе. | О соблюдении правил поведения в автобусе, на остановке при посадке и высадке. |
17 | Повторение изученного материала. | Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами |
8. Содружество семьи и школы.
Направления работы с родителями:
- Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
- Привлечение родителей к организации работы с классом.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Родительское собрание | сентябрь | Кл. рук. |
2. | Родительское собрание | октябрь | Кл. рук. |
3. | Родительское собрание | декабрь | Кл. рук. |
4. | Родительское собрание | март | Кл. рук. |
6. | Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:
| В течение года | Кл. рук. |
7. | Проведение индивидуальных консультаций родителей | еженедельно | Кл. рук. |
8. | Участие родителей в совместных делах класса:
| ежемесячно | Родительский комитет |
9. | Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку) | В течение года | Кл. рук. |
Формы работы с родителями.
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
- организационные
- тематические
- итоговые
Индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы с родителями
- консультации (групповые и тематические)
- посещение семьи
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя необходимо проводить следующие формы работы с родителями:
- различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
- совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, концерты);
- семейные праздники и традиции, конкурсы.
Содержание работы
Родительские собрания
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организационное родительское собрание «О готовности ребенка к новому учебному году» Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед | сентябрь | Классный руководитель |
2. | Родительское собрание «Первые школьные отметки» | октябрь | Классный руководитель |
3. | Родительское собрание «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» | декабрь | Классный руководитель |
4. | Родительское собрание «Почему наши дети лгут?» | март | Классный руководитель |
5. | Родительское собрание «Агрессия ребенка и ее причины» | апрель | Классный руководитель |
6. | Родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни» | май | Классный руководитель |