Знакомство с русской матрешкой.
Цель: Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской матрёшки; способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту; развивать творческую активность.
Материал: Семеновская матрёшка, матрешки-эмблемы для каждого ребенка, корзинка, детали матрешки для игры на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание матрёшки, игры с ней, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка».
Ход занятия
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Воспитатель:
- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке
Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. Делали такие игрушки в разных городах и селах. Эта самая яркая, красивая матрешка из Семенова. Семеновские мастера придали своей матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.
А давайте, внимательно рассмотрим нашу матрешку.
Воспитатель: Как называется эта игрушка?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Из чего сделал её мастер?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Как он её делал?
Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыл лаком.
Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: Какими узорами украсил?
Дети: Цветами, листьями, ягодами.
Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.
Физкультминутка
"Мы матрёшки, вот такие крошки"
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Девчёнки озорные, матрёшки расписные (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим во что одеты наши матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, на голове платочек красивый. Сарафан длинный. Вся украшена цветами и узорами.
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей: старинная
А Матрешечки сами какие?
Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку-эмблему)
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про нашу матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
Ответы детей.
Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Воспитатель показывает кто спрятался в матрешке.
Ребята, а вы знаете матрешки еще и затейницы. Наша гостья-матрешка приготовила для нас игру «Собери матрешку».
Дети собирают матрешку за столами.
Воспитатель: А теперь, ребята, нашей матрешке пора уходить и прощаться с нами. Она говорит вам спасибо -все сегодня были активные, внимательные и поэтому заслужили небольшой подарок- матрешку –эмблему. Вы можете взять ее домой рассказать маме, папе об этой удивительной игрушке. Скажем «До свидания» матрешке.
Дети прощаются с матрешкой.