Перспективное планирование
Перспективное планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Перспективный план
по конструктивно-модельной деятельности
в средней группе общеразвивающей направленности
№ 6 «Колобок» на 2022 – 2023 учебный год
г. Советский, 2022 г.
«Конструирование»
Задачи:
- Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т.д.).
- Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и до.). Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала
- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
- Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
Прикладное творчество
- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещать стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка) приклеивать к основной форме детали (к дому-окна, двери, трубу; к автобусу – колёса, к стулу – спинку).
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ёжики и т.п.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Планируемые результаты:
Ребенок 4-5 лет
- Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого
Конструирование организована 3 раза в неделю во второй половине дня, во вторник в 15.30-15.50.
Конструктивные игры организуются с детьми ежедневно в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной детской деятельности.
Перспективный план
по конструктивно-модельной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности № 6 «Колобок»
на 2022-2023 учебный год
№ | Тема | Срок реализации | Содержание темы | Методические приёмы | Материал, оборудование, литература |
1 | Конструирование из строительного материала. «Загородки и заборчики» | Сентябрь 3 неделя 20.09 | Упражнять в замыканиии пространства способом обстраивания плоскостных фигур, в различении и назывании четырех основных цветов и геометрических фигур, закреплять представления об основных строительных деталях. | Загадывание загадки Рассматривание картинки со схемой постройки Выполнение работы Обыгрывание построек | Кубик, коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.13 |
2 | Конструирование из природного материала. «Ковер из листьев» (по образцу). | Октябрь 1 неделя 4. 10 | Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество. | Беседа «Время года» Рассматривание иллюстраций «Деревья» Д/и «С какого дерева упал лист?» Физминутка Выполнение работы | Иллюстраций «Деревья», «Листья деревьев», образец, набор засушенных листьев (по 4-5 листочков) клей, кисточка, салфетка И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа стр. 34 |
3 | Конструирование из строительного материала. «Домики, сарайчики» | Октябрь 3 неделя 18. 10 | Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент». | Чтение С.Я. Маршак «Кто построил этот дом» Рассматривание иллюстраций «Домики зверюшек» Игровое задание «Конструирование зоопарка» | Деревянный конструктор, иллюстраций «Домики зверюшек», игрушечные животные Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.21 |
4 | Конструирование из природного материала «Ёжик» | Октябрь 4 неделя 25. 10 | Учить детей видеть образ в природном материале; использовать для закрепления частей пластилин; делать поделки аккуратными и устойчивыми. | Беседа об осени Загадывание загадки «Ёжик», беседа Показ этапов выполнения поделки Физкультминутка Самостоятельная работа детей | Ежик игрушка Шишки на каждого ребенка Пластилин Интернет-ресурсы |
5 | Конструирование из строительного материала. «Терема» | Ноябрь 1 неделя 1. 11 | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая постройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке; развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Чтение стихотворения «Ранним утром на заре» Рассматривание терема из строительного материала Игровое задание «Конструирование терема для лесных животных» | Цветные карандаши, строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные). Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.28 |
6 | Конструирование из строительного материала. «Грузовые автомобили» | Ноябрь 3 неделя 15. 11 | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию | Загадывание загадки Рассматривание грузовой машины Д/игра «Угадай на ощупь» Рассматривание готовой постройки грузовой машины Физкультминутка Конструирование грузовой машины | Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.35 |
7 | Конструирование из природного материала «Воробей» | Ноябрь 4 неделя 22. 11 | Учить составлять образец из частей (шишки, перышки, семена), соединять между собой пластилином. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность. | Отгадывание загадок Рассматривание образца Пальчиковая игра «Чив-чив воробей» П/и «Птички и птенчики» Выполнение работы | Птичка – игрушка, иллюстрации «Птицы», образец, шишки, пластилин, доска. Интернет-ресурсы |
8 | Конструирование из строительного материала. «Лесной детский сад для животных» | Ноябрь 5 неделя 29. 11 | Учить организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; приобщать к совместной деятельности; развивать конструктивные способности; формировать представления о геометрических фигурах; развивать пространственное мышление. | Чтение письма Рассматривание геометрических фигур Предложить помочь животным построить лесной детский сад Физкультминутка Конструирование «Лесной детский сад» . | Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.34 |
9 | Конструирование из бумаги «Елочка» | Декабрь 2 неделя 13. 12 | Упражнять в обрывании бумаги по контуру; упражнять в скатывании бумажных шариков; формировать навык составления изображения из частей на плоскости. | Чтение стихотворения З. Александрова «Ёлочка» Рассматривание образца Игра – разминка «холодок» Рассматривание образца Выполнение работы | Иллюстрации «Елка», образец, белые листы с контуром ёлочки, двухсторонняя зеленая бумага, клей, кисточка, салфетка. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа стр. 54 |
10 | Конструирование из бросового материала. «Игрушки на ёлку» (по показу). | Декабрь 3 неделя 20. 12 | Учить делать игрушки из различных материалов, развивать мелкую моторику рук и творческие способности. | Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки» Чтение Я. Воронкова «Как ёлку наряжали» Рассматривание образца Выполнение работы | Образец, ёлочные игрушки, бумажные стаканчики, разноцветные нитки, ножницы, клей, кисточка, салфетка. Интернет-ресурсы |
11 | Конструирование из бумаги. «Фонарики» | Декабрь 4 неделя 27. 12 | Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, четко соединяя половинки кругов. | Рассматривание иллюстраций «Фонарики красивые» Игровое упражнение «Фонарики» Рассматривание образца Выполнение работы | Иллюстраций «Фонарики красивые», образец, заготовки цветной бумаги, ножницы, клей, кисточка, салфетка. Интернет-ресурсы |
12 | Конструирование из строительного материала. «Мосты» | Январь 3 неделя 17. 01 | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия | Беседа «Какие бывают мосты?» Чтение «Идет лисичка по мосту» Рассматривание иллюстраций «Мосты» Выполнение работы | Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.45 |
13 | Конструирование из бумаги «Будка для собаки» | Январь 4 неделя 24. 01 | Продолжать учить детей складывать лист пополам; аккуратно работать с клеем; | Беседа «Наши верные друзья» Рассматривание образца «Будки для собачки» Игра с мячом «Кто в каком домике живёт?» Выполнение работы | Бумага, клей, кисточки, карандаши, готовый образец. Интернет-ресурсы |
14 | Конструирование из строительного материала. «Ворота». | Январь 5 неделя 31. 01 | Закрепить умение делать постройку, соразмерную игрушке, уточнить понятия «высокий», «низкий». | Беседа «Какие бывают ворота?» Рассматривание образца П/и «Цветные автомобили» Игра «Перестрой ворота» | Иллюстрация «Ворота», образец, деревянный конструктор О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста» стр.88 Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.26-27 |
15 | Конструирование из строительного материала «Самолеты» | Февраль 2 неделя 14. 02 | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы. | Чтение С. Колесниковой «Самолёт» Рассматривание постройки С/и «Летает- не летает» Выполнение работы | Игрушка – самолёт, строительные наборы. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.51 |
16 | Конструирование из бумаги «Матрос» | Февраль 3 неделя 21. 02 | Продолжать обучать конструированию из бумаги: закреплять умение вырезать полоски из бумаги, украшать объемный предмет орнаментом из геометрических элементов. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Развивать мелкую моторику. | Рассматривание картинки моряка Беседа Показ этапов выполнения поделки | Иллюстрация «Моряк» Заготовки из цветной бумаги, полоса белой бумаги, клей, салфетка. Интернет-ресурсы |
17 | Конструирование из бумаги. «Цветок» (по образцу). | Февраль 4 неделя 28. 02 | Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца. | Стихотворение «Мамин день» Рассматривание иллюстраций «Цветы» (образец) Д/и «Собери цветок» Физминутка «Цветочки» Выполнение работы | Иллюстраций «Цветы» (образец), цветная бумага, соломинка из-под коктейля, ножницы. Г. И. Долженко «100 оригами» |
18 | Конструирование из бумаги. «Корзиночка» (по образцу). | Март 2 неделя 14. 03 | Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их. | Рассматривание иллюстраций «Корзина» (корзина, образец) С/и «Что можно положить в корзину?» Физминутка Выполнение работы | Корзина, иллюстрации «Корзина» (образец), квадрат бумаги (корзина), полоска бумаги (ручка), клей, кисточка, салфетка. В. Н. Дегтева «Оригами с детьми 3-7 лет» |
19 | Конструирование из строительного материала «Кораблики» | Март 3 неделя 21. 03 | Дать детям представление о разных видах судов, о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Загадывание загадки «Корабль» Чтение стихотворения А.Барто «Корабль» Выполнение работы | Коробки со строительным материалом, ножницы. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Стр.49 |
20 | Конструирование из бумаги «Лодочка, кораблик» | Март 4 неделя 28. 03 | Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (кораблик). Поощрять проявление активности и творчества. Воспитывать навыки аккуратной работы. | Рассматривание игрушки кораблик Беседа Показ этапов выполнения поделки | Бумага квадратной формы на каждого ребенка, карандаши. Интернет-ресурсы |
21 | Конструирование из строительного материала. «Гараж» (по образцу). | Апрель 2 неделя 11. 04 | Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. | Чтение В. Степанов «Шофёр» Рассматривание образца Д/и «Угадай на ощупь» (геометрические формы) Выполнение работы | Деревянный конструктор, иллюстраций, игрушечные машины, образец Интернет-ресурсы |
22 | Конструирование из строительного материала. «Домик с заборчиком для гномов» (по условию). | Апрель 3 неделя 18. 04 | Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер. | Чтение Е. Баратынский «Дом гнома, гнома дом!» Игра с мячом «Кто в каком домике живёт?» Игровое задание «Построй домик с заборчиком для гномов» | Деревянный конструктор, иллюстрации, игрушечные гномики О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста» стр.87 |
23 | Конструирование из бумаги. «Вертушка» | Апрель 4 неделя 25. 04 | Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре. | Беседа «Воздух» Рассматривание образца Физминутка «листочки» Выполнение работы | Образец, цветная бумага (квадрат), ножницы, трубочку из-под коктейля, клей (кнопку канцелярскую) Г. И. Долженко «100 оригами» |
24 | Конструирование из строительного материала. «Постройка по рисунку» | Май 5 неделя 30. 05 | Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей. | Чтение А. Барто «Дома» Рассматривание рисунка Физминутка Выполнение работы | Деревянный конструктор, иллюстрации Л. В. Куцакова стр.34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Перспективный план
по разделу «Приобщение к художественной литературе»
в средней группе общеразвивающей направленности № 6 «Колобок»
на 2022-2023 учебный год
г. Советский, 2022 г
«Литературная гостиная»
Задачи приобщения к художественной литературе детей 4-5 лет:
- Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
- Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
- Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
- Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым. Е. Чарушиным.
Литературная гостиная проводится 3 раза в месяц в пятницу в 15.30-15.50
№ | Тема | Срок реализации | Задачи | Методические приёмы | Материал и оборудование, литература |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Сентябрь 22.09. | Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Воспитывать эмоционально-образное восприятие сказки. | Выставка р.н.с. Чтение сказки Д/и «Разложи картинки» (последовательность сказки) Физминутка «Лисичка» Беседа о прочитанном | Выставка книг р.н.с., сказка «Лисичка со скалочкой», иллюстрации к сказке, д/и «Разложи картинки» О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 77 | |
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Сентябрь 29.09. | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение. Воспитывать эмоционально-образное восприятие сказки. | Выставка р.н.с. Чтение сказки П/и «Гуси-гуси гага…» Беседа о прочитанном | Выставка книг р.н.с., сказка «Гуси-лебеди», маска «Волка». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 78 | |
Стихотворение И. Мазина «Осень» | Октябрь 6.10 | Закреплять знания о признаках осени. Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове. Выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы. | Выставка «Золотая осень» Д/и «Осень - весна» Чтение стихотворения Физминутка «Осень» Читать стихотворение наизусть | Иллюстрации «Золотая осень», Д/и «Осень- весна», текст стихотворения О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 97 | |
Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат» | Октябрь 20.10 | Знакомить с жанром рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа. Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. Развивать интерес к информации, которую несет текст. | Выставка произведений Е. Чарушина Беседа «Как себя вести если вдруг вы нашли в лесу детёныша животного?» Чтение рассказа Речевая разминка «заяц мчится, что есть мочи…» | Портрет и произведения Е. Чарушина, картина с изображением зайчат из серии «Дикие животные» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 82 | |
Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад» | Октябрь 27.10 | Познакомить детей с новым стихотворением И. Бунина «Листопад», учить детей слушать и анализировать стихотворение о ранней осени. И. Бунина «Листопад». Учить замечать красоту осенней природы, запечатленную в репродукции, уточнить с детьми приметы осени. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени. Развивать интерес к поэзии. Воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус и любовь к природе. | Игра «Я твой друг и ты мой друг» Беседа на тему «Осень» Разминка «Солнце вышло из-за тучи» Чтение стихотворения | репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Игрушка Незнайка. Творческий конспект воспитателя | |
Рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
| Ноябрь 3.11 | Учить понимать юмор, придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. | Выставка произведений Н. Носова Беседа «Что такое рассказ?» Чтение рассказа и беседа Физминутка Задание «Нарисуй конец сказки» | Лист белый и цветные карандаши О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 99 | |
Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Ноябрь 17.11 | Познакомить с жанром загадки. Помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Рассказать о жанрах скороговорки. Научить четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету. Объяснить назначение и особенности колыбельной песни. | Игра «Чудесный- мешочек» Отгадывание загадок Проговаривание скороговорок С/и «Придумай историю» Физминутка Прослушивание колыбельной песни (аудиозапись) | «Чудесный- мешочек», иллюстрации скороговоркам и загадкам, аудиозапись «Колыбельная песня» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 80 | |
Русская народная сказка «Жихарка» | Ноябрь 24.11 | Учить замечать образные слова и выражения в тексте. Закреплять умение подбирать синонимы. Помогать детям понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | Выставка р.н.с. Чтение сказки | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 91 | |
Веселые стихотворения | Декабрь 1.12 | Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Побуждать детей к активному общению, расширять словарный запас; продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук. | Чтение стихотворений о смешных историях Беседа Физкультминутка | Картинки дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 83 | |
Продолжение ознакомления с малыми фольклорными формами | Декабрь 15.12 | Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа. Помогать произносить чистоговорки, скороговорки, знакомые считалки. Выучить текст народной игры «Панас» (Жмурки). | Пословицы Беседа «Как понимаешь?» С/и «Повтори за мной» (чистоговорку и скороговорку) Заучивание текста народной игры «Панас» Н/и «Панас» | Пословицы, скороговорки, чистоговорки, текст народной игры: «Панас» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 80 | |
Русская народная сказка в обработке О. Капицы «Лисичка-сестричка и Серый Волк» | Декабрь 22.12 | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Закреплять представления о жанровых особенностях сказки. | Выставка р.н.с. Чтение сказки Беседа о прочитанном Д/и «Собери картину» П/и «Хитрая лиса» | Выставка р.н.с. Д/и «Собери картину», маска лисы О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 96 | |
Стихотворения о зиме | Декабрь 29.12 | Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Развивать образность речи. | Выставка произведений И. Сурикова Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа Чтение стихотворения Физминутка Чтение наизусть стихотворения | Портрет и произведения И. Сурикова, картины с изображением зимнего пейзажа. И. Суриков «Снег» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 86 | |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Январь 19.01 | Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. Подводить детей к пониманию образного содержания пословиц. | Отгадывание загадок Чтение сказки Беседа о прочитанном Физминутка Пословица «У страха глаза велики», «Трусливому зайцу и пенёк- волк» | Загадки, иллюстрации, текс сказки. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 89 | |
Стихотворение И. Сурикова «Зима»
| Январь 26.01 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. | Выставка произведений И. Сурикова Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа Чтение стихотворения Физминутка «Зима» Чтение наизусть стихотворения | Портрет и произведения И. Сурикова, картины с изображением зимнего пейзажа. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 100 | |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Февраль 2.02 | Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения. Закреплять представление о жанровых особенностях произведения. Подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи. | Выставка р.н.с. Чтение сказки Беседа о прочитанном П/и «Зайцы и волк» | Выставка р.н.с. Игрушка Заяц Иллюстрации к сказке Маска волка О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 95 | |
Рассказ Е. Чарушина «Воробей» | Февраль 16.02 | Познакомить с рассказом Е. Чарушина «Воробей». Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. | Выставка произведений Е. Чарушина Отгадывание загадки Чтение и пересказ сказки П/и «Воробушки и автомобиль» | Портрет и произведения Е. Чарушина, иллюстрации с птицами О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 104 | |
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» | Март 2.03 | Рассказать детям о писателе и художнике В. Г. Сутееве, познакомить с новым произведением. Помочь освоить содержание прочитанного произведения. | Выставка произведений писателя и художника В. Г. Сутеева Чтение сказки Беседа о прочитанном П/и «Мыши в кладовой» | Портрет писателя и художника В. Г. Сутеева Картинки героев сказки, | |
Стихотворения о весне | Март 16.03 | Учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать образность речи, творческое воображение. | Выставка картин «Весна» Чтение стихотворения С/и «Весенние слова» Физминутка Задание «Назови приметы весны» | Я. Колос стихотворение «Песня о весне», картина «Весна», иллюстрации «Приметы весны» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 92 | |
Русская народная сказка в обработке А.Толстого «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Март 23.03 | Формировать умение внимательно слушать сказки; развивать умение передавать содержание сказки; отрабатывать интонационную выразительность речи; обогащать активный словарь детей; расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение. | Чтение сказки, беседа Рассматривание иллюстраций к сказке Физкультминутка Пересказ сказки своими словами, придумывание продолжения сказки, рефлексия | Книги с текстом, иллюстрации к произведению, портрет писателя О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 103 | |
Рассказ Л. Пантелеева «На море» | Март 30.03 | Вызвать у детей радостное настроение от встречи героями; развивать умение эмоционально воспринимать содержание | Пальчиковая игра «Дружок» Чтение сказки Беседа о прочитанном | Творческий конспект воспитателя | |
Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» | Апрель 13.04 | Познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто, учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихи А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии; тренировать зрительную память детей. | Беседа по картинкам к стихотворениям А.Барто Физкультминутка Волшебный сундучок Чтение стихлтворения | портрет Агнии Барто, картинки к стихам А. Барто, зеленые прозрачные пластинки Творческий конспект воспитателя | |
Чтение сказки «Три поросёнка» | Апрель 20.04 | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка», помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Выставка произведений С. Михалкова Три поросёнка (игрушки) Чтение сказки Беседа о прочитанном Физминутка Д/и «Собери дом» | Портрет и произведения С. Михалкова, три поросёнка (игрушки) Иллюстрации к сказке «Три поросёнка» Д/и «Собери дом» (разрезные картинки) В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»: Средняя группа, стр. 37 | |
Сказка «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака | Апрель 27.04 | Учить видеть сказочный образ героев, сопереживать им. Развивать усидчивость, желание слушать произведения. | Выставка произведений С. Маршака Пальчиковая гимнастика «Русская игра» Чтение сказки Беседа о прочитанном Игра «Букет дружелюбия» | Портрет и произведения С. Маршака, иллюстрации к сказке (игрушки: заяц и ёж), цветы для игры для каждого ребёнка Творческий конспект воспитателя | |
Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» | Май 25.05 | Формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию; закреплять умение составлять загадки, развивать зрительную память при рассматривании иллюстраций к сказке; развивать артикуляционный аппарат; развивать фразовую речь посредством ответов на вопросы полными предложениями, воспитывать интерес к художественной литературе, сопереживание к героям сказки. | Игра «Я возьму тебя с собой» Чтение сказки Беседа по сказке Рассматривание иллюстраций | Картинка с изображением Красной Шапочки, книга Ш. Перро «Красная Шапочка», иллюстрации к сказке. Творческий конспект воспитателя |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Перспективный план
по основам безопасности
в средней группе общеразвивающей направленности
№ 6 «Колобок» на 2022 -2023 учебный год
г. Советский, 2022 г.
«Минутки безопасности»
Цель: Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.
Содержание образовательной работы по основам безопасности детей 4-5 лет
Содержание работы по освоению основ безопасности организовано через «Минутки безопасности» 1 раз в месяц и ежедневно в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов.
Задачи по формированию основ безопасности у детей 4-5 лет:
Безопасность на дорогах
- Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- Продолжать знакомить с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка общественного транспорта" и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
- Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», автобус).
- Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте (разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).
Безопасность собственной жизнедеятельности
- Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Планируемые результаты:
Ребенок 4-5 лет
- имеет элементарные представления, что такое «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта».
- имеет элементарные представления о правилах дорожного движения и поведения на улице.
- имеет элементарные представления о назначении светофора и работе полицейского.
- имеет элементарные представления о различных видах городского транспорта, об особенностях их внешнего вида и назначении («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», автобус).
- имеет элементарные представления о знаках дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- имеет элементарные представления о навыках культурного поведения в общественном транспорте.
- имеет элементарные представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
Минутки безопасности проводятся 1 раз в месяц, в пятницу в 15.30-15.50
Перспективный план работы по основам безопасности в средней группе общеразвивающей направленности
№ 6 «Колобок» на 2022-2023 учебный год
№ | Тема | Срок реализации | Задачи | Приёмы работы | Материал, оборудование, литература | ||
1 | «Путешествие по улице» | Сентябрь 15.09. | Знакомить с некоторыми правилами поведения на улице. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией). | Беседа «Улица города» Рисование «Дорога для автомобилей» Дидактическая игра «Какой знак спрятан» Чтение С. Михалков «Светофор» | Иллюстрации «Улица города» Д/ игра «Какой знак спрятан» Листы белые и цветные карандаши К. Ю. Белая Стр.40 | ||
2 | «Будь осторожен с открытым огнём» | Октябрь 13.10. | Знакомить детей с правилами пожарной безопасности; Формировать у детей навыки осторожного обращения с огнем. | Дидактическая игра «Огонь» Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом» Дидактическая игра «Если случилась беда – вызывай 01, 02, 03 всегда» Игровая ситуация «Алгоритм тушения пожара» Рисование «Пожарные машины», «Пожар». | Д/игра «Огонь» Иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом» Раскраска «Пожарные машины», «Пожар». К. Ю. Белая Стр.18 | ||
3 | «Контакты с животными» | Ноябрь 10.11 | Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе. Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | Чтение стихотворений и загадок про животных. С. Маршак «Детки в клетке» Подвижная игра «Кот и воробушки», «Лохматый пёс». | Иллюстрации «Животные» К. Ю. Белая Стр.56 | ||
4 | «Контакты с незнакомыми людьми на улице» | Декабрь 8.12. | Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице. Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми. | Игровая ситуация «Где можно и где нельзя играть» Дидактическая игра «Правила взаимодействия с незнакомыми людьми» Дидактическая игра: «Знакомый, свой, чужой» Дидактическая игра: «Составим модель хорошего и злого человека» | Д/игра «Правила взаимодействия с незнакомыми людьми» Д/игра: «Знакомый, свой, чужой» Д/и «Составим модель хорошего и злого человека» К. Ю. Белая Стр.26 | ||
5 | «Это не игрушки, это опасно» | Январь 12.01. | Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. | Рассматривание альбома «Люди героической профессии» Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (огонь) Дидактическая игра «Предметы – источники пожара» Рисование «Спички не тронь - в спичках огонь!» | Альбом «Люди героической профессии» Д/игра «Хорошо-плохо» (огонь) Д/игра «Предметы – источники пожара» Листы бумаги и цветные карандаши К. Ю. Белая Стр.20 | ||
6 | «Городской общественный транспорт» | Февраль 9.02. | Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта. | Дидактическая игра «Найди такой же знак». Проблемная ситуация: «Кто поступает неправильно? Почему?» Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе» Дидактическая игра «Куда спешат машины?». «Светофор». | Д/игра «Найди такой же знак». Д/игра «Куда спешат машины?». «Светофор». К. Ю. Белая Стр.45 | ||
7 | «К кому нужно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице» | Март 9.03. | Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и дома. Объяснить детям, к каким взрослым нужно обратиться за помощью, если потеряешься на улице. | Игровая ситуация «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живёшь» Дидактическая игра «Ищу тебя» С. Михалков отрывок из стихотворения «Дядя Стёпа» (На вокзале, плачет мальчик лет пяти. | Д/игра «Ищу тебя» Иллюстрации «Дядя Стёпа» К. Ю. Белая Стр.16 | ||
8 | «Конфликты между людьми» | Апрель 6.04. | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами | Чтение А. Кузнецова «Мы поссорились с подругой…» Беседа «Хороший друг» Игра «Скажи о друге ласковое слово» | Игрушка «Зайчик», воздушный шарик К. Ю. Белая Стр.8 | ||
9 | «Электроприборы» | Май 4.05. | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. | Отгадывание загадок «Наши помощники» Рассматривание иллюстраций «Электроприборы» Игровая ситуация «Что можно, что нельзя» | Иллюстраций «Электроприборы», игрушки К. Ю. Белая Стр.11 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Перспективный план
по приобщению к искусству
детей средней группы общеразвивающей направленности
№ 6 «Колобок» на 2022 – 2023 учебный год
г. Советский, 2022 г.
«Приобщение к искусству»
Задачи:
- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
- Познакомить детей с профессиями (артист, художник, композитор, писатель).
- Учить узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
- Развивать умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
- Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
- Познакомить детей с архитектурой. Формировать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), - это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.
- Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
- Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
- Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
- Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.
- Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
- Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.
- Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства).
- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусств.
Планируемые результаты:
Ребенок 4-5 лет знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности.
Приобщение к искусству проводится в совместной деятельности взрослых и детей 1 раз в месяц во второй половине дня, во вторник в 15.30-15.50 и еженедельно через беседы, игры, рассматривание.
Перспективный план по приобщению к искусству
детей средней группы общеразвивающей направленности № 6 «Колобок» на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема | Срок | Задачи | Приёмы работы | Материал, оборудование, литература |
«Беседа о натюрморте» | Сентябрь 27.09 | Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, поверхности, сочетанием предметов, их расстановкой (композицией). Воспитывать эстетический вкус. | Выставка картин (рассматривание натюрморта) Игровое задание «Составим композицию» Физминутка Выполнение работы | Картины с изображением натюрморта, ваза, ткань, гуашь, тонированные листы бумаги на которых изображен фон и ваза. кисточки, стаканчики, матерчатые салфетки, яблоко. | |
«Знакомство с пейзажной живописью» | Октябрь 11.10 | Дать детям понятие о живописи как о виде искусства. Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений И.И. Шишкина. Дать понятия «пейзаж», «художники-пейзажисты». Активизировать переживание пейзажного образа. Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пейзаж, натюрморт, живопись. Воспитывать эстетическое отношение к живописи. | Беседа «Осень» Рассматривание произведений И. И. Шишкина Н/и «Собери картину» (разрезные картинки) Выполнение работы | Произведения И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», тонированные листы бумаги, гуашь, кисточки, стаканчики, матерчатые салфетки | |
«Знакомство с портретом» | Ноябрь 8.11 | Дать первоначальное понятие портрета как жанра живописи. Учить рассматривать портрет. Формировать представления о содержании портрета (о чем художник может рассказать в портрете). | Беседа «Портрет» Рассматривание портретов Физминутка Выполнение работы | Портреты, фотографии мам, альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисточки, стаканчики, матерчатые салфетки. | |
«Профессия - музыкант» | Декабрь 6.12 | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о профессиях людей, связанных с творчеством: музыканта, певца, танцора, композитора. Закрепить ранее полученные знания детей о свойствах музыкального звука, на изученном материале, название и звучание музыкальных инструментов. Воспитывать художественно-эстетический вкус. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга. | Выставка музыкальных инструментов Беседа (вопросы- ответы) Игра «Убери лишнее, что не относится к музыке» Выступление на музыкальных инструментах Музыкальная пауза «Мы танцуем» Исполнение песни «Новый год» | Музыкальные инструменты, иллюстрации, музыкальное сопровождение | |
«Знакомство с архитектурой» | Январь 10.01 | Познакомить детей с архитектурой. Формировать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), - это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). | Выставка иллюстраций «Здания, мосты, башни, Кремль и т.д.» Беседа «Архитектура» С/и «Архитектура нашего города» Аппликация «Дома» | Иллюстрации «Здания, мосты, башни, Кремль и т.д.» Альбом «Наш город» Цветная бумага, клей, кисточки, салфетки | |
«Народные игрушки» | Февраль 7.02 | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Вспомнить и закрепить знания детей о дымковских, филимоновских игрушках. Учить детей различать особенности, характерные для игрушек различных промыслов. Формировать умение образовывать прилагательные. Совершенствовать умение правильно образовывать форму множественного числа имен существительных в родительном падеже. Развивать диалогическую речь через участия в беседе. Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. | Выставка «Дымковские и филимоновские игрушки» Рассматривание альбома «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки» | Дымковские и филимоновские игрушки» Альбом «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки» Шаблон рисунка филимоновского петушка, гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая), салфетки, кисть, непроливайка с водой | |
«Русская матрёшка» | Март 7.03 | Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой, развивать способность воспринимать художественные образы, развивать музыкальное творчество, упражнять в проговаривании скороговорок. Познакомить детей с семёновской матрешкой и игрушками Полхова - Майдана. Воспитывать интерес к народному искусству. | Выставка «Матрёшек» Рассматривание иллюстраций и игрушек Беседа «Русско- народные игрушки» Скороговорки (проговаривание) Танец матрёшек | Игрушки «Матрешки» Иллюстрации «Матрешки» Альбом «Семёновские матрешки и игрушками Полхова – Майдана» | |
«Зачем в книжках нужны картинки» | Апрель 4.04 | Ввести детей в мир книжной графики, в мир творчества художников-иллюстраторов. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, развивать художественное видение, зрительную память детей. Учить рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях. Воспитывать художественный вкус, любовь к детской книге, бережное и аккуратное к ней отношение. | Выставка «Книжный магазин» Отгадывание загадки Беседа «Зачем в книжках нужны картинки» Физминутка Рисование «Картинки к сказкам» | Портреты художников – иллюстраторов Книги с иллюстрациями В. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева Белые листы и цветные карандаши | |
«На выставке скульптур» | Май 2.05 | Формировать представление о понятиях: «объёмное изображение», «плоскостное изображение»; о материалах изготовления скульптур (глина, дерево, фарфор, керамика, металл, пластилин); о свойствах керамики и фарфора; о назначении скульптур; о правилах поведения на выставках. Закреплять представления о свойствах глиняных изделий, о дымковских игрушках. Развивать тактильные органы чувств, эстетическое восприятие, умение видеть красоту вокруг себя. Воспитывать интерес к скульптуре как виду искусства, уважение к профессии «скульптор». | Выставка «Скульптур» (глина, дерево, фарфор, керамика, металл, пластилин) Д/и «Что из чего сделано?» Физминутка Лепка «Дымковский конь» | Игрушки «Скульптура» (глина, дерево, фарфор, керамика, металл, пластилин), доски, пластилин. |