Рабочие программы по физике
Для 7, 8, 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике, 7 класс | 71 КБ |
Рабочая программа по физике, 8 класс | 88 КБ |
Рабочая программа по физике, 9 класс | 69.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
пгт Каа-Хем
РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО ________________ /Широкова Н.П/ от «___»________2014г | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Ооржак А-Ч.С./ «___» ___________2014г | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 153 МБОУ СОШ №1 пгт.Каа-Хем от «___»___________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса физики
в 7 классе
учителя Сарыглар Алены Оюн-ооловны
на основе программы по физике 7-11 классы
/Авт.сост. В.А.Попова.-2-е изд., стереотип.- М.Планеты, 2010/
Всего часов в год – 70 ч.
Всего часов в неделю – 2 ч.
пгт Каа-Хем, 2014 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с Примерной программой основного общего образования по физике, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства Российской Федерации от 2004 года и учебным планом МБОУ СОШ № 1 п.г.т. Каа-Хем , на основе авторской программы по физике. 7 – 11 классы В.А. Поповой. – М., Глобус, 2009 г.
Материал выстроен в соответствии с Обязательными требованиями содержания основного общего образования по физике.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса
Главной целью школьного образования
является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели и задачи изучения физики :
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 1 п.г.т. Каа-Хем на 2014-2015 учебный год и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие вариант организации процесса обучения: в 7 классе базового уровня предполагается обучение в объеме70 часов (2часа в неделю).
В итоге изучения курса физики у учащихся должны быть сформированы:
- навыки мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация, гибкость и критичность ума;
- общеучебные умения: организовывать свой труд, пользоваться учебной и справочной литературой, вычислять, проводить физический эксперимент
- знания об опытных фактах, понятиях, законах, а также умение применять эти знания для объяснения физических процессов и решения задач;
- система методологических знаний, к которым относятся представления о том, что физика изучает реально существующий материальный мир, что материя существует в виде вещества и поля, находится в постоянном движении, что изменение состояния системы обусловлено взаимодействием и определяется причинно-следственными связями;
- политехнические знания о физических основах устройства и функционирования приборов, бытовой и промышленной техники, об основных направлениях научно-технического прогресса, о перспективах развития энергетики, транспорта и др.;
- экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой, о возможности и способах охраны природы.
.
Основные методы работы на уроке –
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся
– фронтальная, парная, индивидуальная
Практическая деятельность -
лабораторные работы и опыты.
Ведущая технология:
уровневая дифференциация обучения (используется на всех этапах урока).
Формы и средства контроля.
- Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются: устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы.
- Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.
- Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершению темы (раздела) школьного курса с целью проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни
Примерное распределение часов по пунктам учебника и темам
Темы | Количество часов |
. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ | 2 ч |
. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА-- | 5ч |
. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 21ч |
. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ | 21ч |
. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ | 13ч |
Итоговое повторение. Резерв | 6ч 2ч |
Итого | 70ч |
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Учебно-методический комплекс:
- учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7», Дрофа, 2009 г
- «Поурочные разработки по физике 7 класс. К учебникам А.В.Перышкина и С.В.Громова». В.А.Волков, С.Е.Полянский. М., ВАКО, 2009г.
- Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – М., Глобус, 2009 г. – расширенное календарно-тематическое планирование.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011г.
- Е.М. Гутник , Е.В. Рыбакова «Физика 7 класс». Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс». М., Дрофа, 2009 г.
- Программа: « Физика. 7 - 9классы», авторы: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Дрофа, 2008 г., «Программы для общеобразовательных учреждений».
- ФГОС. УМК. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В.Перышкин; сост. Г.А.Лонцова,М., Экзамен, 2011г.
Мультимедийные пособия:
- Комплект электронных пособий по курсу физики.( - 20 компакт-дисков.)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
пгт Каа-Хем
РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО ________________ /Широкова Н.П/ от «___»________2014г | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Ооржак А-Ч.С./ «___» ___________2014г | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 153 МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем от «___»___________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса физики
в 8 классе
учителя Сарыглар Алены Оюн-ооловны
на основе программы по физике 7-11 классы
/Авт.сост. В.А.Попова.-2-е изд., стереотип.- М.Планеты, 2010/
Всего часов в год – 70 ч.
Всего часов в неделю – 2 ч.
пгт Каа-Хем, 2014 г
Пояснительная записка.
Материал выстроен в соответствии с Обязательными требованиями содержания основного общего образования по физике.
70 часов (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи изучения физики :
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
Тепловые явления
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Лабораторные работы:
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. /
Лабораторные работы:
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
«Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Электромагнитные колебания и волны
\Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Лабораторные работы: Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
В итоге изучения курса физики у учащихся должны быть сформированы:
— навыки мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация, гибкость и критичность ума;
— общеучебные умения: организовывать свой труд, пользоваться учебной и справочной литературой, вычислять, проводить физический эксперимент;
— знания об опытных фактах, понятиях, законах, а также умение применять эти знания для объяснения физических процессов и решения задач;
— система методологических знаний, к которым относятся представления о том, что физика изучает реально существующий материальный мир, что материя существует в виде вещества и поля, находится в постоянном движении, что изменение состояния системы обусловлено взаимодействием и определяется причинно-следственными связями;
— политехнические знания о физических основах устройства и функционирования приборов, бытовой и промышленной техники, об основных направлениях научно-технического прогресса, о перспективах развития энергетики, транспорта и др.;
— экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой, о возможности и способах охраны природы.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершению темы (раздела) школьного курса с целью проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся.
График проведения контрольных работ.
№ | дата | ТЕМА |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Количество теплоты» | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | |
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления». | |
4 | Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления». | |
5 | Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления». | |
6 | ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
№ | дата | ТЕМА |
1 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры | |
2 | Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | |
3 | Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | |
4 | Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | |
5 | Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | |
6 | Лабораторная работа № 6 « Сборка электромагнита и испытание его действия». | |
7 | Лабораторная работа № 7 «Получение изображения при помощи линзы». |
График проведения фронтальных лабораторных работ.
Учебно-методический комплекс
- Авторская программа Е.М. Гутника А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы –М Дрофа
- Е.М. Гутник А.В. Перышкин «Физика» 8 М Дрофа
- Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина. Физика, 8 класс М Дрофа
- В. И. Лукашик «Сборник задач по физике» 7-9 кл М Просвещение 2009
- А. Е. Марон Е. А. Марон «Самостоятельные и контрольные работы» 8 класс
- Информационно-методическая поддержка (Журнал «Физика в школе», газета «1 сентября», приложение «Физика»);
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО ________________ /Широкова Н.П/ от «___»________2014г | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Ооржак А-Ч.С./ «___» ___________2014г | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 153 МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем от «___»___________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса физики
в 9 классе
учителя Сарыглар Алены Оюн-ооловны
на основе программы по физике 7-11 классы
/Авт.сост. В.А.Попова.-2-е изд., стереотип.- М.Планеты, 2010/
Всего часов в год – 68 ч.
Всего часов в неделю – 2 ч.
пгт Каа-Хем, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материал выстроен в соответствии с Обязательными требованиями содержания основного общего образования по физике по учебнику А.В. Перышкина и Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» 2часа в неделю.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи изучения физики:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы :
- Законы движения и взаимодействия тел
- Механические колебания и звук
- Электромагнитные явления
- Строение атома и атомного ядра.
- Использование энергии атомных ядер
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
В начале каждого урока указан его тип, перечислены умения, которые должны формироваться на этом уроке, а также приведен список необходимого оборудования.
Основные методы работы на уроке -объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся– фронтальная, парная, индивидуальная
Практическая деятельность - лабораторные работы и опыты
Ведущая технология: уровневая дифференциация обучения. (используется на всех этапах урока)
В итоге изучения курса физики у учащихся должны быть сформированы:
— навыки мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация, гибкость и критичность ума;
— общеучебные умения: организовывать свой труд, пользоваться учебной и справочной литературой, вычислять, проводить физический эксперимент;
— знания об опытных фактах, понятиях, законах, а также умение применять эти знания для объяснения физических процессов и решения задач;
— система методологических знаний, к которым относятся представления о том, что физика изучает реально существующий материальный мир, что материя существует в виде вещества и поля, находится в постоянном движении, что изменение состояния системы обусловлено взаимодействием и определяется причинно-следственными связями;
— политехнические знания о физических основах устройства и функционирования приборов, бытовой и промышленной техники, об основных направлениях научно-технического прогресса, о перспективах развития энергетики, транспорта и др.;
— экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой, о возможности и способах охраны природы.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершению темы (раздела) школьного курса с целью проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся.
График проведения фронтальных лабораторных работ.
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Измерение ускорения тела при равноускоренном движении | |
2 | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | |
3 | Исследование свободного падения | |
4 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | |
5 | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины | |
6 | Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника | |
7 | Изучение явления электромагнитной индукции | |
8 | Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков |
График проведения контрольных работ.
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики» | |
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и звук» | |
4 | Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле» | |
5 | Контрольная работа № 5 по теме «Ядерная физика» | |
6 | Итоговая контрольная работа № 6 |
Учебно-методический комплекс
- Авторская программа Е.М. Гутника А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы –М Дрофа
- Е.М. Гутник А.В. Перышкин «Физика» 9 М Дрофа
- Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина. Физика, 9 класс М Дрофа
- В И Лукашик «Сборник задач по физике» 7-9 кл М Просвещение 2009
- АЕ Марон ЕА Марон «Самостоятельные и контрольные работы» 9 класс
- Информационно-методическая поддержка (Журнал «Физика в школе», газета «1 сентября», приложение «Физика»);
Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к учащимся- Знания умения. | Домашнее задание | Дата | |||
План | Факт | ||||||||
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (25 ЧАСОВ) | |||||||||
После изучения данного раздела физики учащиеся должны: | |||||||||
ЗНАТЬ | |||||||||
Понятия: материальная точка, система координат, тело отсчета, относительность механического движения, путь, перемещение, движение (прямолинейное равноускоренное), движение без начальной скорости, мгновенная скорость, скорость (прямолинейного равноускоренного движения), ускорение, системы отсчета (инерциальная и неинерциальная), масса, сила, вес, свободное падение тел, ускорение свободного падения, криволинейное движение, космическая скорость, невесомость, импульс, реактивное движение. Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, законы всемирного тяготения, закон сохранения импульса. Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты. | |||||||||
УМЕТЬ | |||||||||
Пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, период колебаний маятника, ускорение свободного падения).Читать и строить графики, выражающие зависимость кинетических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорость и ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, ускорения свободного падения по периоду колебания маятника. Изображать на чертеже при решении задач направление векторов скорости, ускорения, силы, импульса тела. | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | Комбинированный урок | Вводный инструктаж по ТБ в физ. кабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение нового материала. Решение задач. | Правила техники безопасности в физ. Кабинете. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчёта, поступательное движение ОДЭ -1 | §1, упр 1(1-3) | ||||
2 | Перемещение | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: вектор, перемещение. | § 2, упр 2 | ||||
3 | Определение координаты движущегося тела. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: проекция вектора, формулы координаты тела. | § 3, упр 3 | ||||
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении. Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении. | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при равномерном движении, геометрический смысл графика скорости. | § 4, упр 4 | ||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Формула, единицы ускорения. Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение . ОДЭ-2 | § 5, упр 5 | ||||
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Объяснение нового материала. Решение задач не чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении. | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении. | § 6, упр 6 (4) | |||||
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение». | Урок контроля знаний | Объяснение нового материала. Решение задач. Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение». | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. | § 7, упр 7 | ||||
8 | Перемещение тела при прямолинейном движении без начальной скорости. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | § 8 упр 8 | ||||
9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Решение задач. | Урок-практикум | Инструктаж по ТБ при выполнении ЛР. Выполнение работы по инструкции под руководством учителя | Правила ТБ при выполнении ЛР. Понятия: ускорение, прямолинейное движение. Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Стр 229-231 | ||||
10 | Решение задач | Урок-практикум | Решение задач. | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равномерном движении. | § 1-8 | ||||
11 | Контрольная работа по теме «Основы кинематики». | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. | Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равномерном движении. Понятия: перемещение тела, материальная точка. | § 1 -8 | ||||
12 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. | Комбинированный урок | Анализ контрольной работы. Самостоятельное изучении темы. Решение задач. | Сущность относительности движения. Понятия: ИСО, относительность. ОДЭ-1 | § 9, упр 9 | ||||
13 | Первый и второй законы Ньютона. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. Доклад «Ньютон». | Понятия: Первый и второй законы Ньютона. Определения и математическая формулировки законов, физический смысл . ОДЭ-2.3 | § 10-11, упр 11 | ||||
14 | Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Демонстрация «Свободное падение».Решение задач. | Третий закон Ньютона, формула, физический смысл. Понятие свободное падение тел. Факты: особенности свободного падения тел. Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел . ОДЭ-4.5 | § 12, 13, упр 12 | ||||
15 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». | Урок-практикум | Решение задач. | Законы Ньютона. | § 9-12 | ||||
16 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» | Урок-практикум | Объяснение нового материала. Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела. Инструктаж по ТБ при выполнении ЛР. Выполнение работы по инструкции под руководством учителя. | Формулы скорости и перемещения тел, брошенного вертикально вверх. | § 14, упр 14 | ||||
17 | Закон Всемирного тяготения | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: всемирное тяготение, ЗВТ. Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной. | §15, упр 15 | ||||
18 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Формула ускорения свободного падения. Факты? Зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли. | § 16-17, упр 16 | ||||
19 | Прямолинейное и криволинейное движение. Решение задач. | Комбинированный урок | Объяснение учителя. Повторение по темам «Основы кинематики», «Основы динамики». Решение качественных задач. | Понятия: криволинейное движение. | § 18, упр 17 | ||||
20 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: период, частота обращения. Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения. | § 19, упр 18 | ||||
21 | Искусственные спутники Земли | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость. Формулы первой космической скорости. | § 20, упр 19 | ||||
22 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ». | Понятия: импульс тела. Формула и единицы импульса тела. Закон сохранения импульса ОДЭ-6. | § 21, 22, упр 20 | ||||
23 | Реактивное движение. Ракеты. Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» | Урок-практикум | Самостоятельное изучение. Решение задач. | Понятия: реактивное движение. Факты: устройство, принцип движения ракет. ОДЭ-7 | §23, упр 22 | ||||
24 | Решение задач по теме «Основы динамики» | Урок-практикум | Физический диктант. Решение типовых задач. Доклады «К.Э.Циолковский», «Ю.А.Гагарин», «Терешкова». | 1,2,3 законы Ньютона, ЗВТ, ЗСИ. Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремительного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении. | § 10-23 | ||||
25 | Контрольная работа по теме «Основы динамики» | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. | § 10-23 | |||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 ЧАСОВ) | |||||||||
ЗНАТЬ | |||||||||
Понятия: колебательное движение; свободные, вынужденные, гармонические и затухающие колебания; амплитуда, период, частота колебаний; поперечные и продольные волны, длина волны, скорость распространения волн; интерференция звука. Практическое применение: использование звуковых волн в технике . | |||||||||
УМЕТЬ | |||||||||
Измерять и вычислять физические величины (период колебаний маятника, длину волны, скорость распространения волны) . Решать простейшие задачи на определение длины волны, ускорения свободного падения по периоду колебаний маятника. Расчет скорости тела при колебательном движении с использованием закона сохранения механической энергии. | |||||||||
26 | Колебательное движение. Маятник. Свободные колебания. | Комбинированный урок | Анализ контрольной работы. Объяснение нового материала. Демонстрация «»Колебательное движение. | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний. Факты: особенности колебательного движения. ОДЭ- | § 24, 25 упр 23 | ||||
27 | Величины, характеризующие колебательное движение | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний. Формулы периода и частоты колебаний. ОДЭ- | § 26, упр 24 | ||||
28 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | Урок-пактикум | Инструктаж по ТБ при выполнении ЛР. Выполнение работы по инструкции под руководством учителя. | Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний. | § 24-26 | ||||
29 | Превращения энергии при колебательном движении. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: затухающие, вынужденные колебания. Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний. Причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях. | §24-26 | ||||
30 | Контрольная работа за I четверть | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. Индивидуальные задания. | Итоговая контрольная за I четверть. | §24-26 | ||||
31 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Составление таблицы сравнительной характеристики волн. Проверочная работа по теме: «Механические колебания». | Понятия: волна, продольная волна, поперечная волна. Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн. ОДЭ- | § 27-32, упр 25 | ||||
32 | Решение задач по теме «Механические колебания» | Урок-практикум | Решение задач. | § 24-32 | |||||
33 | Длина и скорость распространения волны. | Комбинированный урок | Самостоятельное изучение. Решение задач. | Понятия: длина волны. Формула связи периода и длины волны. | § 33, упр 28 | ||||
34 | Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Демонстрация «Источники звука». Решение задач. Проверочная работа по теме «Механическое волны». | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон. Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, ОДЭ- | § 34, упр 29 | ||||
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Демонстрация «Звуковые волны». Сообщения. | Понятия: высоты и тембра звука, связь частоты колебаний источника и высоты тона. | § 35, упр 30 | ||||
36 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе. | § 36-38, упр 31 | ||||
37 | Отражение звука. Эхо. | Комбинированный урок | Тестовая работа по теме «Звуковые волны». Сообщения. | Понятие: эхо | § 39-40, доклады | ||||
38 | Решение задач. | Урок-практикум | Фронтальное и самостоятельное решение типовых задач на расчет характеристик колебаний и волн | Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний; частоты колебаний. Факты: причина затухания колебаний, условие возникновения колебаний | § 27-40 | ||||
39 | Контрольная работа по теме «Механические колебания и звук» | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. | § 27-40 | |||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (12 ЧАСОВ) | |||||||||
После изучения данного раздела физики учащиеся должны: | |||||||||
ЗНАТЬ | |||||||||
Понятия: электрический заряд, электромагнитное и магнитное поля; индукция магнитного поля, магнитный поток. Явления: электромагнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные волны, интерференция света. Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы; получение переменного электрического тока (генератор); применение электромагнитных волн. | |||||||||
УМЕТЬ | |||||||||
Решать простейшие графические задачи с использованием правил: буравчика и правой руки. Решать задачи на определение: магнитной индукции; длины, периода и частоты колебания электромагнитной волны. обирать электрические цепи. Измерять длину световой волны. | |||||||||
40 | Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. Анализ контрольной работы. | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле. Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера. ОДЭ- | § 43-44 | ||||
41 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Правило правой руки, буравчика. ОДЭ- | § 45-46, упр 35 | ||||
42 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач на применение правила левой руки. | Правило левой руки. ОДЭ- | § 46, упр 36 | ||||
43 | Индукция магнитного поля. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное поле, магнитное поле, неоднородное магнитное поле. Формулы и единицы магнитной индукции. | § 47, упр 37 | ||||
44 | Магнитный поток | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятие магнитный поток. Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура. | § 48, упр 38 | ||||
45 | Решение задач «Индукция магнитного поля» | Урок-практикум | § 43-48 | ||||||
46 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле» | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Демонстрация «Явление электромагнитной индукции». | § 49, упр 39 | |||||
47 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Демонстрация «ГПТ», решение задач на чтение графиков переменного тока. | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток. Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока. ОДЭ- | § 50, упр 40 | ||||
48 | Электромагнитное поле. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток». | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле. Факты: отличи электростатистического пол и вихревого поля. | § 51, упр 41 | ||||
49 | Электромагнитные волны. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач. | Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля. Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн. Формула связи длины волны и скорости. | § 52, упр 42(3,4) | ||||
50 | Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны» | Комбинированный урок | Самостоятельное изучение. Самостоятельная работа «Электромагнитные волны». | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн. | § 53, 54 | ||||
51 | Контрольная работа | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. | Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн. Читать графики переменного тока. Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле. | § 43-54 | ||||
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (14 ЧАСОВ) | |||||||||
После изучения данного раздела физики учащиеся должны: | |||||||||
ЗНАТЬ | |||||||||
Понятия: ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; электромагнитная реакция; элементарная частица; атомное число. Закон радиоактивного распада. Практическое применение: устройство и принцип действия приборов для регистрации и исследования элементарных частиц; устройство и принцип действия ядерного реактора; биологическое действие радиации. | |||||||||
УМЕТЬ | |||||||||
Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа. Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях. | |||||||||
52 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Анализ контрольной работы. | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы. | § 55, вопросы | ||||
53 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач на описание и схематическое изображение состава атома. | Факты: сущность планетарной модели атома. | § 56 | ||||
54 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Решение задач на написание ядерных реакций. | Законы сохранения заряда и массового числа. Правило смещения. | § 57, упр 43 | ||||
55 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Комбинированный урок | Самостоятельное изучение. Самостоятельная работа «Состав атома, правило смещения». | Факты: устройство назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона. | § 58 | ||||
56 | Открытие протона и нейтрона. | Комбинированный урок | Сообщение учащихся. Заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне». Объяснение материала. | Понятия: массовое число, зарядовое число. Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне. | §59-60, доклады | ||||
57 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. | Понятия: ядерные силы, состав атомного ядра, сведения о ядерных силах. | § 61-64, упр 45 | ||||
58 | Энергия связи. Дефект масс. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Нахождение дефекта масс, энергии связи лития. | Понятия: дефект масс, энергия связи. Формулы дефекта масс, энергии связи. | § 65 | ||||
59 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Самостоятельное изучение. Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи». | Понятия: цепная реакция, критическая масса. Факты: механизм деления ядер урана. | § 66-67 | ||||
60 | Ядерный реактор. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. | Понятия: Ядерный реактор. Факты: принцип действия ядерного реактора. | § 68 | ||||
61 | Атомная энергетика. | Комбинированный урок | Объяснение нового материала. Сообщения учащихся. Доклад «Чернобыльская катастрофа». | Понятия: атомная энергетика. | § 69, доклады | ||||
62 | Биологическое действие радиации. | Комбинированный урок | Самостоятельное изучение. | Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. | § 70, 71, доп материал | ||||
63 | Термоядерная реакция. | Комбинированный урок | Самостоятельное изучение. Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций | Понятия: термоядерная реакция. Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций. | § 72 | ||||
64 | Обобщение материала темы. | Комбинированный урок | Подготовка к контрольной работе. | Правила смещения. Формулы дефекта масс, энергии связи. Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра. | |||||
65 | Контрольная работа по теме «Ядерная физика» | Урок контроля знаний | Самостоятельное выполнение работы по вариантам. | § 55-72 | |||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ЧАСА) | |||||||||
66-68 | РЕЗЕРВ | Анализ контрольной работы. Повторение всего курса. | ПОВТОРЕНИЕ |