План-конспекты по физике, 8 класс
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Урок
физики в 8 классе
по теме «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.»
2014 – 2015 учебный год
Учитель - Сарыглар А. О.
Каа-Хем 2015
Тема урока: Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока: 1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний
а) Мотивация
б) Формулировка темы урока
в) Постановка цели урока
3. Изучение нового материала
4. Видеофрагмент
5. Работа в группах
6. Физ. минутка
7. Первичная проверка знаний (Тест)
8. Подведение итогов урока (Закрепление знаний)
9. Рефлексия
10. Домашнее задание
• изучение понятия электрического заряда и его свойств;
• изучение и объяснение явления электризации;
• изучение практической направленности полученных знаний;
• формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
• способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
• способствовать развитию логического мышления;
• развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
• способствовать формированию научного мировоззрения;
• способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
• пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
• формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления.
1. Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята! Давайте отметим, кто у нас отсутствует.
2. Актуализация знаний.
- Подготовка к усвоению нового материала.
а) Мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.
- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?
- А я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему? (Потому что бензин, стекая по стенкам полиэтиленовой канистры, образует сильный электростатический разряд (он, бензин, словно "натирает" полиэтиленовые стенки канистры почище, чем шелковым платочком эбонитовую палочку. Потом - искра и воспламенение паров.)
- Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой? (В типографиях при печатании книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется).
- А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?
б) Формулировка темы урока
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.
Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.
- Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Трение расчёски об волосы, после расчёска может притянуть небольшие кусочки бумаги.
Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока (тема записана на закрытой доске).
Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. ПИШЕМ!
Учащиеся должны знать:
- что такое электризация,
- какие виды зарядов существуют в природе,
- как взаимодействуют друг с другом заряженные тела,
уметь:
приводить примеры электризации.
в) Постановка цели урока
Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и, в частности, электризация тел широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?
- Изучить явление электризации тел.
3. Изучение нового материала.
Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление, замеченное дочерью, Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).
Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел.
А сейчас понаблюдаем опыт.
С помощью этого опыта мы выясним, как же все-таки электризуется тело и какими способами.
Оборудования: электроскоп, эбонитовая палочка, кусочек шерсти.
Я беру эбонитовую палочку, подношу к электроскопу, что произошло? (Ничего).
А сейчас эбонитовую палочку натираю шерстью, снова подношу к шару, что происходит? (Стрелки электроскопа отклоняются, так как металлический шар получил у эбонитовой палочки заряд). Если наэлектризованную палочку поместить в металлический шарик, то стрелки опять отклоняются. Почему? Потому что палочка отдала (оставила) свои заряды внутри шара.
Значит,
- Тело можно наэлектризовать, т. е. дать ему заряд (q) через:
а) трение;
б) соприкосновение;
в) влияние. ПИШЕМ!
2. Почему тела электризуются?
Ответ: потому что одно тело отбирает у другого электроны. ПИШЕМ!
Принято считать, что эбонитовая палочка, потертая о шерсть или мех заряжается отрицательно (-), а стеклянная палочка, потертая о бумагу или шелк, заряжается положительно (+).
4. Видеофрагмент (опыт с листочками султана).
С помощью этого опыта мы выясним, как взаимодействуют заряженные тела и почему.
Таким образом, мы выяснили, что существуют 2 вида зарядов: положительные и отрицательные. Заряды одного знака (+ +, - -) называются одноименными, а заряды разного знака (+ -) – разноименными или противоположными зарядами. Разноименные (противоположные, + - ) заряды притягиваются друг к другу, а одноименные (- -, + +) отталкиваются. ПИШЕМ!
Таким образом, мы выяснили, что электризация – это получение телом заряда и взаимодействие заряженных тел. ПИШЕМ!
Электрический заряд – мера взаимодействия наэлектризованных тел. ПИШЕМ!
Если тело наэлектризовано, то говорят, что ему передан или сообщен электрический заряд.
5. Физ. минутка.
6. Работа в группах.
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа учащихся выполняют фронтальные эксперименты.
1 группа.
Приборы и материалы: эбонитовая палочка, кусочек шерсти, мелко нарезанные листы бумаги.
Порядок выполнения работы: берете эбонитовую палочку и натираете шерстью, затем палочку подносите к мелко нарезанным бумагам. Что происходит? Почему?
2 группа.
Приборы и материалы: резиновый шар.
Порядок выполнения работы: берете резиновый шар, натираете шерстяной одеждой (или волосы) и приложите к доске. Что происходит? Почему?
3 группа.
Приборы и материалы: металлическая гильза, прикрепленная к штативу, стеклянная палочка, бумага.
Порядок выполнения работы: берете стеклянную палочку, натираете бумагой и подносите к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Что происходит? Затем касаетесь заряженной стеклянной палочкой к гильзе. Что происходит? Почему?
3 группы показывают эксперимент, объясняют, записывают результат экспериментов на доске следующим образом:
Что делали | Что наблюдали | Как объяснили | |
1 группа | Берем эбонитовую палочку и натираем шерстью, затем палочку подносим к мелко нарезанным листам бумаги. | ||
2 группа | Берем шар резиновый, натираем шерстью и приложим к доске. | ||
3 группа | Берем стеклянную палочку, натираем бумагой и подносим к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Затем прикоснемся заряженной стеклянной палочкой к гильзе. |
С помощью этих экспериментов мы еще раз убедились, что некоторые тела после их натирания притягиваются друг к другу и как взаимодействуют заряженные тела.
7. Первичная проверка знаний
Тест.
1. К стеклянной палочке А, натертой о шелк, подносят палочку Б, и палочка А приходит в движение по направлению, указанному стрелкой (рис. 108). Какой заряд имеет палочка Б?
1. Положительный. 2. Отрицательный.
2. Если резину потереть о шерсть и коснуться ею некоторого тела, то это тело электризуется ...
1. Положительно. 2. Отрицательно.
3. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка?
1. Положительный. 2. Отрицательный.
4. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе?
1. Положительный. 2. Отрицательный.
5. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено ...
1. Положительно. 2. Отрицательно.
6. На рисунке изображены три пары шариков. Какая пара имеет одноименные заряды?
7. К эбонитовой палочке, натертой о мех, притягиваются тела, заряженные ...
1. положительным зарядом. 2. отрицательным зарядом.
Взаимопроверка теста, выставление оценок.
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 |
1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
8. Подведение итогов урока. (Закрепление знаний)
Задачи
1. Три пары легких шариков подвешены на легких нитях.
Какая пара шариков
а) не заряжена?
б) имеет разноименные заряды?
в) имеет одноименные заряды?
2. Как будет вести себя незаряженный легкий шарик, подвешенный на нити, если к нему поднести заряженное тело?
а) шарик притянется к заряженному телу,
б) шарик оттолкнется от заряженного тела,
в) шарик вначале притянется к заряженному телу, а затем оттолкнется.
1. Что такое электризация?
2. Приведите примеры электризации в жизни.
3. Какие существуют способы для электризации тел?
9. Рефлексия.
Ребята оценивают урок с помощью магнитиков:
мне урок понравился, я все понял; (красный магнитик).
мне урок понравился, но я не до конца понял; (синий магнитик).
я ничего не понял. (желтый магнитик).
10. Домашнее задание.
§ 25, 26. Домашние эксперименты.