Уроки окружающего мира в начальных классах

Гаврилова Светлана Михайловна

Уроки  окружающего мира в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 4 класс Плешаков А.А.

Тема: Природная зона пустыни России

Цель: способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь России

Задачи, направленные на формирование  Предметных УУД: формировать представление о природных условиях, растительном и животном мире природных зон пустынь. Способствовать умению работать с географической и контурной  картой, пользоваться учебником и  дополнительной литературой.  

    Личностных УУД: формировать мотивацию к учебной деятельности.

         Метапредметных:

  Коммуникативных УУД: слушать собеседников; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять работу в группе; слушать и понимать других ребят.

  Регулятивных УУД: формировать способность принимать учебную задачу; обобщать собственные представления.

Познавательных УУД:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Оборудование:  мультимедиа презентация, справочная литература, заготовка модели пустынь.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

  1. Вводно-мотивационный

Актуализация опорных знаний

Проблемная ситуация

Постановка цели

2.Операционно-содержательный этап

Разграничение:

знаю-не знаю

Поисковая деятельность детей с целью решения поставленной цели.

Работа в группах

Выступление групп

Работа с контурной картой.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-О какой природной зоне эти строчки?

-Назовите природные  зоны России с севера на юг.

Игра: растения и животные заблудились. Расставьте правильно по природным зонам.

Остался джузгун- дети должны затрудниться: к какой зоне отнесем? Значит мы еще какую-то природную зону не изучили? Разгадайте ребус

- От какого слова образовалось слово «пустыня»?

Так ли уж пусто в пустыне, будем сегодня изучать.

Поставим себе цель на урок:

Изучить…

- Давайте определим, в каком порядке надо изучить природную зону.

Возьмите карточки «Знаю, узнал на уроке, хочу еще узнать» и запишите, что вы уже знаете о пустынях России.

Теперь будем узнавать новое и сделаем модель пустыни.

Распределимся на 4 группы. Учитель напоминает о справочной литературе.

Физкультминутка во время работы в группах: динамическая пауза.

1 группа Географическое положение

Покажите на карте, закрасим на контурной карте.

( о степи)

1. Зона арктических пустынь 2. Зона тундры 3.зона лесов 4. Зона степей

Зона арктических пустынь: белый медведь, кайра, полярный мак;

Тундра: северный олень, мох ягель, песец;

Лесов: заяц, суслик, сосна

Степей: ковыль, тюльпан, дрофа.

Пустыни

От слова «пусто»

Изучить природную зону пустынь:

  1. Географическое положение
  2. Особенности климата
  3. Растительный мир
  4. Животный мир

Дети записывают и затем зачитывают.

Дети распределяют работу, готовят выступление, заполняют табличку «Знаю, узнал на уроке, хочу еще узнать», изготавливают модели.

1гр. Природная зона пустынь и полупустынь в России расположена южнее зоны степей. Полупустыни занимают большие пространства, а настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря на юго-западе реки Волга. На карте обозначается оранжевым цветом.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные УУД:

формировать способность принимать учебную задачу

Предметные УУД:

формировать представление о природных условиях, растительном и животном мире природных зон пустынь

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других ребят

Регулятивные УУД:

обобщать собственные представления.

Предметные УУД:

Способствовать умению работать с географической и контурной  картой

пользоваться учебником и  дополнительной литературой.  

Добавление учителя: Порой за все лето не выпадает ни капли дождя. Кто побывает в пустыне – начинает особенно ценить воду.

2гр.Климат. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до +70 градусов, даже в тени +40 градусов. А ночи прохладные. В пустыне мало осадков. Зима теплая не ниже+2 градусов. Снег выпадает редко.

На модели приклеивают солнце, градусники и насыпают песок.

пользоваться учебником и  дополнительной литературой.  

Учитель показывает слайды: как же приспособились растения к жизни в пустыне?

3гр. Растения. Дети рассказывают о самых распространенных растениях пустыни: верблюжья колючка, джузгун, колосняк, саксаул.

Коммуникативные УУД:

осуществлять работу в группе

4группа.Животные. Дети рассказывают  о том как приспособились животные пустыни: маскирующая окраска- песочного цвета, ночной образ жизни, а днем в норах, долго могут обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют: тушканчики, песчанки, черепахи.

осуществлять работу в группе

Работа в парах

В зоне пустынь есть экологические проблемы. Сформулируйте их. Учебник. стр124.

Работают в парах, делают записи на карточках: Браконьеры, подвижные пески, орошение земель – засоление почвы.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Что бы вы еще хотели узнать о прир. зоне пустынь? Напишите в карточке. «Хочу еще узнать» - это ваше домашнее задание. Можете подготовить выступление или написать рассказ «Путешествие по пустыне»

Оазисы

Заповедник «Черные земли»

миражи

Личностные УУД:

формировать мотивацию к учебной деятельности

Возвращаемся к цели: достигли ли мы её?

Самооценка

Оцените себя  с помощью карты самооценки

Карта самооценки

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Устал/не устал

Мое настроение

Улучшилось/ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Своей работой в группе

Доволен/не доволен

Регулятивные УУД:

оценивать свои достижения на уроке

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира

Слайд 3

Цель: Изучить…

Слайд 4

Природная зона пустынь

Слайд 5

Джузгун

Слайд 6

Верблюжья колючка

Слайд 8

колосняк

Слайд 12

Оазис в пустыне



Предварительный просмотр:

Карта самооценки

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Устал/не устал

Мое настроение

Улучшилось/ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Своей работой в группе

Доволен/не доволен

Карта самооценки

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Устал/не устал

Мое настроение

Улучшилось/ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Своей работой в группе

Доволен/не доволен



Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Автор урока:

Гаврилова Светлана Михайловна

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

4 класс

Тема:

Природная зона пустыни России

Место урока в системе уроков

Урок проводится во 2 четверти по первой части учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» по системе Эльконина-Давыдова.

Цель:

Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь России

Задачи:

Предметные УУД: формировать представление о природных условиях, растительном и животном мире природных зон пустынь. Способствовать умению работать с географической и контурной  картой, пользоваться учебником и  дополнительной литературой.  

    Личностные УУД: формировать мотивацию к учебной деятельности.

         Метапредметные:

  Коммуникативные УУД:слушать собеседников; оцениватьсвои достижения на уроке;осуществлять работу в группе; слушать и понимать других ребят.

  Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную задачу; обобщать собственные представления.

Познавательные УУД:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Форма урока

Урок как коллективное действие

Технология

Технология сотрудничества

Игровая технология

Методы и приемы

Метод исследования

Приемы:  1.Моделирование

                    2.Проблематизация

                    3.Работа в группах

                    4. Подводящий диалог

                     

Средства

1.Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир»

2.Мультимедиа  презентация

3. Дополнительная литература: энциклопедии, книги, статьи.

Протяженность урока

40 минут

Контроль (виды и формы)

  1. Самоконтроль
  2. Устный опрос
  3. Динамическая работа в группах