Проектная деятельность на различных уроках
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс технология проектной деятельности учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность помогает научить детей учиться самим.
Проектная технология направлена на развитие:
- предметных знаний и умений;
- универсальных умений;
- социальной компетентности;
- проектных умений.
Цель проектной деятельности – научиться понимать и применять имеющуюся информацию, приобрести умения и навыки для решения выделенной проблемы.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию, целеполаганию, контролю достижения цели;
- развитие навыков сбора и обработки информации;
- формирование позитивного отношения к учёбе.
Роль ученика и учителя в проектной технологии меняется на протяжении обучения: на начальном этапе учитель выступает как руководитель, а далее становится наставником.
Этапы овладения проектной деятельностью
Ученик | Подмастерье | Мастер |
Учитель указывает ученикам на проблему, с которой они будут работать | Учитель создает проблемную ситуацию, чтобы ученики выявили проблему | Ученики самостоятельно выявляют проблему |
Учитель ставит цель в беседе с учениками | В ходе беседы учитель лишь подводит учеников к цели проекта | Ученики самостоятельно ставят цель |
Планирование работы проходит совместно с учителем | Учитель лишь корректирует план работы по мере необходимости | Планирование проекта проходит самостоятельно |
Учитель делит учеников на группы, помогает распределить роли | Учитель контролирует распределение ролей, учитывая способности учеников | Ученики самостоятельно делятся на группы и распределяют роли |
Учитель регулярно контролирует работу детей, следит за сроками | Учитель предлагает листы для самоконтроля промежуточных и итоговых результатов работы | Дети самостоятельно контролируют работу |
Ученики создают презентацию по эталону учителя | Учитель корректирует план презентации по мере необходимости | Ученики сами создают план презентации с учётом особенностей проекта |
Учитель дает оценку работе команды | Учитель дает оценку работе команды, но и дети оценивают свою работу | Ученики проводят самооценку и взаимооценку |
Технология проектного обучения формирует умения:
добывать знания; делать выводы;
собирать информацию; выдвигать гипотезы;
работать в команде; оценивать себя.
Проектное обучение требует от учащихся применения межпредметных умений и реализации творческого потенциала для получения конкретного результата, направленного на решение какой-либо проблемы.
Преимущества : соответствует принципам системно-деятельностного подхода; содержит элементы проблемного обучения; часто предполагает групповую форму работы; развивает универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, работу с информацией, кооперацию и коммуникацию, рефлексию; способствует достижению личностных результатов, в числе которых: самовыражение, самопроявление, самопрезентация, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.