Проектная деятельность на различных уроках

Гаврилова Светлана Михайловна

В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс  технология проектной деятельности учащихся.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

            Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность помогает научить детей учиться самим.

Проектная технология направлена на развитие:

  • предметных знаний и умений;
  • универсальных умений;
  • социальной компетентности;
  • проектных умений.

Цель проектной деятельности – научиться понимать и применять имеющуюся информацию, приобрести умения и навыки для решения выделенной проблемы.

Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию, целеполаганию, контролю достижения цели;
  • развитие навыков сбора и обработки информации;
  • формирование позитивного отношения к учёбе.

Роль ученика и учителя в проектной технологии меняется на протяжении обучения: на начальном этапе учитель выступает как руководитель, а далее становится наставником.

Этапы овладения проектной деятельностью

Ученик

Подмастерье

Мастер

Учитель указывает ученикам на проблему, с которой они будут работать

Учитель создает проблемную ситуацию, чтобы ученики выявили проблему

Ученики самостоятельно выявляют проблему

Учитель ставит цель в беседе с учениками

В ходе беседы учитель лишь подводит учеников к цели проекта

Ученики самостоятельно ставят цель

Планирование работы проходит совместно с учителем

Учитель лишь корректирует план работы по мере необходимости

Планирование проекта проходит самостоятельно

Учитель делит учеников на группы, помогает распределить роли

Учитель контролирует распределение ролей, учитывая способности учеников

Ученики самостоятельно делятся на группы и распределяют роли

Учитель регулярно контролирует работу детей, следит за сроками

Учитель предлагает  листы для самоконтроля промежуточных и итоговых результатов работы

Дети самостоятельно контролируют работу

Ученики создают презентацию по эталону учителя

Учитель корректирует план презентации по мере необходимости

Ученики сами создают план презентации с  учётом особенностей проекта

Учитель дает оценку работе команды

Учитель дает оценку работе команды, но и дети оценивают свою работу

Ученики проводят самооценку и взаимооценку

 

Технология проектного обучения  формирует умения:

добывать знания;                                  делать выводы;

собирать информацию;                        выдвигать гипотезы;

работать в команде;                              оценивать себя.
 Проектное обучение  требует от учащихся применения межпредметных умений и реализации творческого потенциала для получения конкретного результата, направленного на решение какой-либо проблемы.

Преимущества : соответствует принципам системно-деятельностного подхода; содержит элементы проблемного обучения; часто предполагает групповую форму работы; развивает универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, работу с информацией, кооперацию и коммуникацию, рефлексию; способствует достижению личностных результатов, в числе которых: самовыражение, самопроявление, самопрезентация, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.