Уроки в начальных классах
Материалы, методические рекомендации для проведения уроков в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения в 4 классе по теме Вера Иванова "Трудный случай" | 17.23 КБ |
Презентация к уроку | 100.18 КБ |
Паспорт урока | 16.73 КБ |
Урок литературного чтения во 2 классе по теме Н.Артюхова "Трусиха" | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: В.Иванова «Трудный случай»
Цель: Через анализ текста, выявить основную мысль произведения Веры Ивановой «Трудный случай».
Задачи, направленные на формирование:
Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста; выделять в нем нужные отрывки; формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей.
Личностные УУД: формировать интерес к чтению; ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников.
Регулятивные УУД: ставить цель, адекватно оценивать свою деятельность; принимать алгоритм выполнения учебной цели.
Познавательные УУД: добывать новые знания: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
| Слайд «…чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» Илличевский -Как понимаете эти строчки? | Когда мы читаем, наша душа становится богаче, мы развиваемся… | |
Целеполагание | Сегодня мы тоже будем читать произведение давайте поставим себе цель: | Цель: узнать…(содержание произведения) Определить… (замысел автора) Сделать… (выводы) | Регулятивные УУД: ставить цель; принимать алгоритм выполнения учебной цели. |
Актуализация опорных знаний | -Кто автор этих строчек? -На последних уроках мы говорили о мечте. А о чем мечтал Пушкин? -Когда мы мечтаем о чём-то и эта мечта сбывается, то что мы ощущаем? -Мы на прошлом уроке начали читать рассказ Веры Ивановой «Трудный случай» -О чем мечтал Петька? Перескажите кратко 1 часть | Илличевский – друг А.Пушкина по лицею. Мечтал, чтобы не было рабства… Счастье, радость Петька мечтал прокатиться на машине скорой помощи Краткий пересказ | |
Мотивация Антиципация | -Петькина мечта сбылась? -И что он должен ощутить? -Откройте последний абзацс.29 -хочется вам узнать почему так случилось? Давайте прочитаем. | Да Радость, счастье ..а Петька всё плакал, и плакал, глотая слезы… | |
| Чтение текста по цепочке. В середине чтения физкультминутка для глаз. После чтения: -Почему же Петька не ощутил радости от сбывшейся мечты? | Целостное восприятие текста Он понял свою ошибку | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста |
Диалог с автором Выборочное чтение | Давайте разберемся поподробнее: -Прочитайте, что ответил Петька врачам, зачем он съел таблетки? -Что такое ВОЗ? -Почему врачи жевали бутерброды? | Стр.26-27 зачитывают Всемирная организация здравоохранения. Им некогда покушать. Заняты. | Предметные УУД: выделять в тексте нужные отрывки Познавательные УУД: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением. Предметные УУД: обогащать словарный запас детей. |
Работа в парах | Расставьте цифры вместо точек в той последовательности, как встречается в тексте. Проверка по слайдам -Почему именно в таком порядке автор берет истории? | 1.Как лечили обезьянку 2.Врачи едут в театр 3.Автокатастрофа Одинокий старик Рассказывает нам сначала смешной случай, потом уже тяжелые, трагические. | : участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников. |
Прием «Инсерт» | Когда мы читали рассказ, то я видела, что настроение ваше менялось: то вы грустили, то смеялись. Найдите и подчеркните строчки, где настроение Петьки меняется. -Почему же рассказ так называется? | 1.Была мечта 2.Петька ликовал! 3.Но когда через час распахнутую дверь… 4.Потом все было, конечно, так как Петька и мечтал 5. Петька слушал, слушал и чувство невыносисости… | |
Рассказ об авторе | Автор рассказа Вера Иванова – как вы её себе представляете? Это наша современница, закончила медицинский институт в г. Москве. Работала врачом скорой помощи. А сейчас пишет рассказы для детей. И не понаслышке знает о таких случаях. | Предположения детей | |
Работа врача очень трудная. Просмотрим социальный ролик о скорой помощи. | |||
Возвращаемся к цели: достигли ли мы ее? | Не сделали выводы. | ||
Прием «узелки на память» | -Какие же выводы сделаем для себя? Безобидные детские шалости только кажутся такими. Они приносят боль и страдание близким людям. (бабушка) Сейчас проблема стоит очень остро: многие не пропускают скорую помощь на дороге. | -Не обманывать взрослых -Не шутить серьезными вещами -Думать о последствиях поступков Сопереживать людям -Признавать свою вину. | Предметные УУД: формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей. Личностные УУД: ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков. |
| Достигли ли мы цели? | ||
Домашнее задание | Составите картинный план, по плану приготовьтесь пересказать | ||
Самооценка | Напишите СМС на модели телефона: как вы оцениваете себя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» Илличевский
Цель: Узнать… Определить… Сделать…
Как лечили обезьянку Врачи едут в театр Автокатастрофа Одинокий старик
Вера Иванова
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 4 класс |
Тема: | Вера Иванова «Трудный случай» |
Место урока в системе уроков | Урок проводится во 2 четверти по первой части учебника Е.И.Матвеевой «Литературное чтение» по системе Эльконина-Давыдова. |
Цель: | Через анализ текста, выявить основную мысль произведения Веры Ивановой «Трудный случай». |
Задачи: | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста; выделять в нем нужные отрывки; формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей. Личностные УУД: формировать интерес к чтению; ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков. Метапредметные: Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников. Регулятивные УУД: ставить цель, адекватно оценивать свою деятельность; принимать алгоритм выполнения учебной цели. Познавательные УУД: добывать новые знания: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением. |
Форма урока | Урок как коллективное действие |
Технология | Продуктивного чтения |
Методы и приемы | Исследовательский метод, метод дискуссии Приемы: 1. Антиципация 2.Проблематизация 3.Работа в парах. 4.»Инсерт» 5 Подводящий диалог
|
Средства | 1.Учебник Е.И.Матвеева «Литературное чтение» часть 1 2.Мультимедиа презентация 3. Карточки для работы в парах |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 4 класс |
Тема: | Природная зона пустыни России |
Место урока в системе уроков | Урок проводится во 2 четверти по первой части учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» по системе Эльконина-Давыдова. |
Цель: | Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь России |
Задачи: | Предметные УУД: формировать представление о природных условиях, растительном и животном мире природных зон пустынь. Способствовать умению работать с географической и контурной картой, пользоваться учебником и дополнительной литературой. Личностные УУД: формировать мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: Коммуникативные УУД:слушать собеседников; оцениватьсвои достижения на уроке;осуществлять работу в группе; слушать и понимать других ребят. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную задачу; обобщать собственные представления. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить простые рассуждения на основе подводящей информации. |
Форма урока | Урок как коллективное действие |
Технология | Технология сотрудничества Игровая технология |
Методы и приемы | Метод исследования Приемы: 1.Моделирование 2.Проблематизация 3.Работа в группах 4. Подводящий диалог
|
Средства | 1.Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2.Мультимедиа презентация 3. Дополнительная литература: энциклопедии, книги, статьи. |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Предмет: литературное чтение.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Отгадайте загадку: Открыть свои тайны Любому готова Но ты от неё Не услышишь и слова (книга) - Действительно – книги открывают нам много тайн. Из книг мы узнаём то, чего раньше не знали, книга – наш учитель. С помощью книг мы можем путешествовать по городам и странам сидя дома, учимся дружить и лучше понимать других людей. Сегодня мы будем читать новое произведение. Давайте поставим себе цель: прочитать…(произведение) Выявить… (главную мысль или идею произведения) | |
- Читать мы будем по отрывкам, делая небольшие остановки. Для чего будем останавливаться? | Что – то уточнять, отвечать на вопросы. |
Рассказ называется «Трусиха» автор Нина Михайловна Артюхова | |
Прежде чем начнем читать, давайте разберемся в двух словах: трусливый и смелый. Подберите синонимы к этим словам. Трусливый и смелый это антонимы. Противоположные по смыслу слова. Мотивация Как вы думаете: может ли один и тот же человек быть и трусливым и смелым одновременно? | Трусливый- боязливый, пугливый, робкий Смелый- отважный, решительный, мужественный. |
Читает 1 часть учитель. -Почему Валю называли трусихой? Зачитайте из текста. - Кто играл во дворе? -Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Найдите в тексте -Что нарушило игру детей? -Как вы себе представляете Лохмача? -Как же повели себя ребята в этой ситуации? | Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха Валя, малыш Андрюша и ребята. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Лохмач с цепи сорвался!...К нам бежит Большая лохматая собака Все разбежались, только Андрюша остался. Разбежались , спрятались |
Физкультминутка!!! А теперь ребята, встали! | |
Антиципация. Предположите, что произойдёт дальше. | |
Чтение 2 части детьми. ( читает учитель, очень эмоционально) « Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости… до конца -Кто же встал на защиту маленького Андрюши? - Прочитайте, как автор описывает собаку? - Как вы думаете- страшно Вале? - Почему же она бросилась защищать Андрюшу? - Как можно назвать такой поступок?
- Что же мы можем сказать о Вале сейчас? -Наши предположения были верными? -Какое произведение по жанру? Учитель объясняет детям как построено произведение. Кульминация
Завязка Развязка Перечитайте рассказ и определите: где завязка, кульминация и развязка. Сделайте пометки карандашом. Проверка. 1 ряд зачитывают завязку, 2 ряд кульминацию, 3 ряд развязку. |
Валя
Зачитывают из текста
Смелый, решительный
Она оказалась вовсе не трусихой, а смелой.
Рассказ
Учителя-ученики
|
Работа в парах. -Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа: 1) Трус своей тени боится. 2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. 3) Кто дрожит – тот и бежит. 4) У страха глаза велики.
Проверка работы в парах. - Какую пословицу выбрала ваша пара? Почему?
- Кто согласен с этой парой? А кто думает по другому? Почему? | ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ. 1.Внимательно выслушать задание. 2.Выслушать мнение каждого участника. 3. Выбрать верное решение. 4. Выбрать представителя от пары |
Дополнение учителя. Слайды: «Смелость –это преодоление страха» М.Твен «Истинно храбр тот, кто боится, но всё-таки идёт наперекор страху» И.Тургенев | |
-Понравился ли вам рассказ? Рассказ об авторе: все произведения писательницы учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, защищать слабых, уважать старших и быть верными своему слову. Что же вы сегодня узнали? Чему научились, читая рассказ «Трусиха»? Что положим в мешочек мудрости? Именно такие люди совершают подвиг и становятся настоящими героями! И увековечивают своё имя. Люди благодарной памятью чтут их имена. Приведите примеры, когда люди преодолевая страх, совершали смелые, героические поступки: Алдар Цыденжапов матрос эсминца «Быстрый» Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек[1][2]. Герой Российской Федерации Базар Ринчино - Герой Советского Союза (посмертно). Пал смертью храбрых в бою с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1943 года в Житомирской области Украины. Похоронен в селе Бельковцы. Дарима Аликова-Базарова трагически погибшая во время теракта в городе Беслане. В Осетии свято чтут память о ней. Учительница истории Дарима Аликова-Базарова - одна из героев событий 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили школу. Во время нападения погибло 334 человека, из них 186 детей. Дарима Аликова, спасая своих воспитанников, погибла от пули террористов. Балдану Цыдыпову 23 года. Он вырос в Агинском, ученик нашей школы позднее учился в АОГимназии. военным мечтал стать с детства. Окончил Новосибирское высшее военное училище, затем был отправлен на службу в Бурятию. 4 мая лейтенанту из Бурятии Балдану Цыдыпову, который спас во время спецоперации на Украине более 150 сослуживцев, вручили орден Мужества. Награду молодой офицер получил в Российской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится на лечении Какую цель ставили? Достигли ли её? Оцените себя на отрезке. Домашнее задание: Прочитайте рассказ маме и папе, нарисуйте обложку книги. Напишите с родителями письмо для Балдана Цыдыпова или его мамы. Мы передадим его родителям, чтобы поднять ему настроение. Чтобы он быстрее поправился. |
в жизни смелый не тот кто ничего не боится, а кто может сам свой страх побороть как Валя. Она собаки испугалась, но не смогла убежать и бросить Андрюшу. Истинное лицо человека проявляется в настоящем испытании, Валя выдержала это испытание, а мальчики, которые называли её трусихой – нет! Валя выдержала испытание не потому, что оказалась смелее мальчиков, нет, просто она оказалась способна на самопожертвование ради спасения другого, более беззащитного. Она надёжный друг и товарищ, не оставит в беде, потому что способна забыть о себе ради спасения другого, преодолеть свой страх, если это нужно! |
Приложение 1
Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:
1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.
4) У страха глаза велики.
Приложение2
Самоанализ урока
В классе 32 ученика. 15 девочек и 17 мальчиков.
По результатам входного контроля на высоком уровне 2
На среднем –22
На низком -8
Класс сформирован по заявлениям родителей, все дети посещали детский сад до школы.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Структура урока: 1.Вводно-мотивацинный этап ( положит настрой на урок, актуализация опорных знаний, мотивация )
2.Операционно-содержат(ознакомл с новым материалом, закрепление изученного)
3.Рефлексивно-оценочный (выводы, рефлексия, самооценка, д/з)
Начало урока –загадка о книге для положит настроя, подобрали к слову трусливый синонимы и антонимы для актуализации опорных знаний.
Мотивация: может ли человек быть одновременно смелым и трусливым?
Целеполагание прочитать… , выявить… Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи,
Ознак с новым материалом: 1 часть читал учитель, вопросы на понимание текста. Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок
Перед чтением 2 части 6 антиципация –предвосхищение, предположение.: что же будет дальше?
Чтение 2 части. Вопросы по содержанию.
Закрепление: повторное самостоят чтение текста с заданием: найти кульминацию. Это новый литературный термин.
Не менее 20 минут на уроке -читать
Работа в парах: выбор пословицы для определения главной мысли произведения. Регулятивные умение работать в паре Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников;
Дополнительны материал учителем.
№ этап рефл оценочный.
Об авторе, выводы по содержанию, жизненные примеры проявления смелости.. Коммуникативные: ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость.. храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.(Личностные)
Возвращение к цели
Вид контроля: Самооценка на отрезке Регулятивные УУД: самоконтроль результатов
Домашнее задание
Понята ли тема?
Интересен ли урок?
Работоспособность детей
Гигиена урока : динамическая пауза, санитарное состояние класса, посадка,
На протяжении урока использовалась презентация, для работы зрительных, слуховых анализаторов уч-ся.
Настрой на следующие уроки
Продолжение работы в системе.
Приложение 3
Нина Михайловна Артюхова
Трусиха.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегись, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!
– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл обратно к сараю.
На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она. – Он не укусил... Просто я очень испугалась.