Уроки литературного чтения
Уроки литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Драгунский "Арбузный переулок" | 23.21 КБ |
Презентация к уроку | 557.55 КБ |
Паспорт урока | 13.17 КБ |
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx | 18.38 КБ |
pasport_uroka.docx | 12.75 КБ |
Урок литературного чтения во 2 классе по теме Н. Артюхова "Трусиха" | 48.32 КБ |
Урок литературного чтения в 3 классе по теме А.И.Куприн "Чудесный доктор" | 113.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Ф. И. О. педагога: Гаврилова С.М.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: В. Драгунский «Арбузный переулок»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в группе, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: забота, сострадание.
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Содержание и ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1.Вводно-мотивацион ный II. Операцион но-содержательный этап Анти ципа ция III. Рефлексивно-оценочный этап | Постановка цели и определение темы урока -Какое произведение начали читать на прошлом уроке? - Мы прочитали первую часть рассказа. Перескажите кратко. Слайд: заголовок рассказа - А что делают ваши родители, когда вы не хотите что-то есть? -По 1 части скажите, каким вы представляете себе писателя Виктора Юзефовича Драгунского? ? - Всё ли мы знаем об этом писателе или что-то ещё нам предстоит на уроке узнать? А теперь откроем сразу конец произведения и прочитаем. (И мне от этого просто жутко сделалось, и я прямо вцепился в свою тарелку и быстро, ложка за ложкой, выхлебал ее всю, и наклонил потом к себе, и выпил остатки, и хлебом обтер донышко, и ложку облизал.) А вам хочется узнать, как же все-таки родители заставили Дениску покушать? Давайте прочитаем текст. Поставим себе цель на урок:… Слайд: Цель: дочитать произведение до конца, больше узнать о писателе Чтение текста. Начало читает учитель для создания эмоционального настроя. (До слов «читано-перечитано…») -О каком же времени вспомнил Денискин папа-Почему он был всегда голодным? Далее учащиеся по-цепочке. В середине текста физкультминутка: Упражнения выполняются на массажных ковриках. Упражнение №1 «Мишка косолапый» Ноги поставить на наружный край стопы. Шагаем по коврику. Упражнение №2 Перекаты стопы ноги на носочек и на пяточку. Упражнение №3. Для осанки. Ноги на ширине плеч. Руки полуопущены вниз, ладони развернуты назад и напряжены. Начинаем махи руками за спину, чтобы лопатки при этом соприкасались. Далее касаемся пальцами сначала плеч, затем лопаток – правую левой рукой и наоборот. Работа с текстом после чтения -Понравился рассказ? -Как же папа убедил Дениску покушать? -Какой была осень в Москве 1941года? -Автор показывает войну глазами ребенка. Он создает образ военного времени по-иному. Как? Найдите в тексте описание -Почему переулок мальчики назвали арбузным? -Подействовал ли рассказ отца на Дениску? - Найдите с тексте слова, которые описывают этот переломный момент, которые так резко изменили его настроение и заставили его не просто съесть лапшу, а выхлебать ее всю! Найдите место, где говорится об этом? - Ведь чудо на то и чудо, что оно никогда не повторяется. - Так, почему же они ждали этого чуда? Так в чем главная мысль рассказа? Что хотел сказать писатель своим маленьким читателям? Работа в группах. 1 группа. Дети другого класса хотели составить диафильм. Рисунки нарисовали, а подписи не сделали. Рисунки расставьте по порядку. Выделите в тексте нужный отрывок для подписи рисунка. Подготовьтесь выразительно озвучить диафильм. (Прием «ИНСЕРТ») 2 группа. В это военное время хлеб выдавали по карточкам, нельзя было купить в магазине столько, сколько хочешь. На ребенка была установлена норма 125г. (Это осенью в ноябре). А в феврале (зимой) норму снизили на 25г. Посчитайте, какая стала норма хлеба зимой, взвесьте на весах такой кусочек. Сделайте вывод. 3 группа. Из предложенных книг выберите те, которые подходят для нашего урока. Объясните свой выбор. Выступление групп 1 группа. От слабости люди умирали прямо на улицах. Весь ужас войны перенесли не только взрослые, но и дети. Поэтому говорят, что война вошла в каждую семью. Слайды диафильма. Дети озвучивают. 2 группа. Эту норму нужно разделить на 3-4 части, т.к. это норма на сутки. 3 группа. Почему выбрали именно эти книги? Самооценка работы групп по карточкам самооценивания. Так какой же это писатель: В.Ю.Драгунский? Так какой же это писатель: В.Ю.Драгунский? Слайд: Портрет Драгунского Друзья называли Драгунского «человек-оркестр». По первой части и тем произведениям, которые вы читали дома, можно ли объяснить почему? Всё ли мы знаем об этом писателе или ещё что-то нужно узнать? Человек –оркестр: в оркестре играет несколько разных инструментов. А Драгунский может быть разным (серьезным или веселым ) в своих рассказах. Дополнительный материал: Слайды: Драгунский Денис и Ксения – дети писателя. (Денис - пишет сценарии для спектаклей, а Ксения –писательница) Достигли ли мы цели урока? | Вхождение в тему (подготовка восприятия) Дениска не хотел есть лапшу, чем очень расстроил маму. Папа попробовал убедить Дениску шуткой, но это не помогло. -Убеждают, иногда ругают. - пишет о детях -Главный герой Дениска -Пишет веселые рассказы
-прочитать произведение до конца, больше узнать о писателе - О Великой Отечественной войне - -Он не ругался, не заставлял, а рассказал историю из детства Денис позволял себе ковыряться в еде и выражать недовольство пенками до тех пор, пока не услышал рассказ отца о голодном военном детстве. Он сравнил свою сытую, теплую, уютную жизнь с голодным детством своего отца. Ему стало стыдно за свое поведение, он понял, что он с жиру бесится. Холодной, голодной -нет описания бомбежек, налетов вражеской авиации. Холодно, голодно, взрослые ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно. Ужасно хотелось есть. Родители отдавали мне свой хлеб, но все равно не хватало. Во сне я видел хлеб. -Они надеялись и ждали, что приедет грузовик с арбузами. -Подействовал на его душу. «….и мне показалось, что я прямо вот вижу папу и его товарища, как они дрогнут и ждут. Ветер по ним бьет, и снег тоже, а они дрогнут и ждут, и ждут, и ждут... И мне от этого просто жутко сделалось» Он живо представил себя на месте тех мальчиков, которые ждут грузовик с арбузом без всякой надежды. «Пойдем, Валька, сходим в тот арбузный переулок, может быть, там опять арбузы разгружают, и, может быть, опять один упадет, и, может быть, нам его опять подарят». - Они понимали, что это чудо вряд ли повторится. Но эта слабая надежда им помогало выживать, они держались за нее как за соломинку, чтобы не умереть от отчаяния, от безысходности! Главная мысль рассказа «Арбузный переулок» состоит в том, что: 1. Надо ценить то, что имеешь! 2. Все постигается в сравнении! 3. В трудные минуты человек всегда надеется на чудо, и эта надежда помогает человеку держаться, выживать. Не зря говорят, что надежда умирает последней. Создание диафильма Дети должны посчитать 125-25=100грамм. Взвешивают на весах кусочек хлеба массой 100грамм. Готовят выставку книг по теме урока. Серьезный, воздействует на душу читателя. Он может быть веселым, а может быть серьезный. Он разный. (поэтому его называют человек-оркестр.) Возвращаются к слайду в начале урока.:какую цель себе ставили на урок и достигли ли её. | На доске вывешиваются карточки-опоры Важно, чтобы дети захотели узнать что-то новое о писателе и его творчестве. Возникает интерес и желание решить учебную задачу, формируются Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста Предметные УУД:выделять в тексте нужный отрывок Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; Метапредметные УУД: формировать представление о массе взвешиваемых предметов. . Личностные УУД: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу Регулятивные УУД: самоконтроль результатов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Дочитать… Постараться понять…
Денис Драгунский Сын детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского и прототип героя его « Денискиных рассказов ».
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 2 класс |
Тема: | В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок» |
Место урока в системе уроков | Второй урок по теме |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель: | Через анализ выявить основную мысль произведения |
Задачи | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы. Личностные УУД: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией. Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в группе, самоконтроль результатов. Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: забота, сострадание. |
Технология | Продуктивного чтения |
Методы и приемы | Исследовательский метод, метод дискуссии, антиципация, проблематизация, актуализация опорных знаний, подводящий диалог, поисковый.
|
Средства | 1.Мультимедиа презентация 2. Подборка книг В.Ю.Драгунского 3. Карточки для работы в группах ( для составления диафильма) 4. Весы для взвешивания 5. Текст рассказа Драгунского «Арбузный переулок» 6. Релаксационные коврики для физминутки |
Протяженность урока | 45 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Предварительный просмотр:
Содержание и ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1.Вводно-мотивационный | Постановка цели и определение темы урока. Нам жалко дедушку Корнея В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве «Бармалея» И «Крокодила» не читал, Не восхищался «Телефоном», И в «Тараканище» не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг? - О ком это стихотворение? -Почему К.И.Чуковский не читал в детстве перечисленных сказок? -Чем мы будем заниматься на уроке? -А вы что-то знаете о К.И.Чуковском?
-Вы многое знаете об этом поэте. Нужно ли посвящать ему еще один урок? Поставьте себе цель | Вхождение в тему (подготовка восприятия) -о К.И.Чуковском -потому что он сам эти произведения написал -Читать произведения Чуковского. Дети рассказывают те сведения, которые знают: писал стихи для детей, называют известные им с детского сада произведения Возникает проблемная ситуация, дети дискутируют. больше узнать о жизни К.И.Чуковского и его произведениях. | важно, чтобы дети захотели узнать что-то новое о писателе и его творчестве. Учитель может задать вопросы, на которые дети не знают ответа, чтобы заинтересовать их. Например, почему поэт учился в гимназии только до 5 класса? Или – Какое первое стихотворение написал Чуковский? Возникает интерес и желание решить учебную задачу, формируются Регулятивные УУД: ставить цель. |
2. Организационно-деятельностный | Откройте учебник стр.54 1отрывок: «Мойдодыр» -Определите какое произведение по жанру: стихотворение или проза? Сказка или рассказ? 2отрывок «Муха-Цокотуха» 3 отрывок «Телефон» Разбирается непонятное слово: Кало́ши или гало́ши — непромокаемые накладки, надеваемые на обувь, некоторые виды используются как самостоятельная обувь... 4 отрывок «Доктор Айболит». Учитель показывает книгу. -Чему учит эта сказка? -Кто же сочинил все эти сказки? -Задайте вопросы друг другу по тексту. -Каким человеком был К.Чуковский? Физкультминутка. Учитель показывает портрет писателя: крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность К.Чуковского. В 60-х годах Чуковский на собственные средства построил детскую библиотеку и подарил ей множество книг. По сей день эта библиотека существует в Москве. Учитель показывает слайды. Работа в парах. Как соединить правую и левую части? Айболит разбойник Бармалей бабушка Федора доктор Каракула акула Работа в группах: Каждой группе раздаются предметы на картинках, дети должны вспомнить стихи Чуковского, в которых о них говорится. -Телефон -Воздушный шарик -Мыло -Шоколадка | Зачитываются отрывки из произведений, дети определяют названия произведений уточняется, что неживые предметы разговаривают, двигаются, значит это сказка Работа над выразительным чтением отрывка. Дети пользуются толковым словарем -Доброте, взаимопомощи -К.И.Чуковский Чтение текста по цепочке стр.55. Дополнительные сведения о писателе могут рассказать заранее подготовленные хорошо читающие ученики 1 ученик: Родился в г. Петербурге в крестьянской семье. В то время учеба была платной. Поэтому он доучился только до 5 класса, а затем самостоятельно изучал предметы гимназического курса и сдал экзамены. 2 ученик: Он самостоятельно изучил английский язык и впоследствии перевел с английского на русский язык такие произведения, как «Приключения Тома Сойера», «Шалтай-Болтай», «Принц и нищий». 3 ученик: До 37 лет Чуковский не писал детских произведений. Он считал себя взрослым писателем. У него было 4 детей. Случилось так, что ему пришлось ехать с больным сыном в поезде, он плакал и чтобы успокоить сынишку он стал придумывать: «Жил да был крокодил Он по улицам ходил. Папиросы курил, По-турецки говорил Крокодил, крокодил, крокодилович.» Сын перестал плакать и уснул. А когда проснулся утром, то пересказал сказку. Оказывается он запомнил ее полностью и попросил продолжения. 4 ученик: А однажды его дочь не хотела умываться. К.И. Чуковский вышел из комнаты и сказал: «Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым - трубочистам Стыд и срам…» Учащиеся работают в парах, чья пара готова, поднимают руки в замочке. У меня зазвонил телефон… Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса… И всем по порядку дает шоколадку… | Формируются предметные УУД: способствовать умению выявлять какое произведение по жанру (сказка, рассказ; стихотворение, проза), работать над выразительностью при чтении. Развивать умение обобщать, анализировать и доказывать. На основе прочитанных отрывков и текста в учебнике, дети делают вывод, что Чуковский был добрым, веселым, любящим детей человеком. Формируются Личностные УУД: появляется интерес к чтению книг К.Чуковского Формируются личностные качества: жить не для себя, а делать добрые дела для других. Совершать поступки, от которых польза для людей даже после смерти.
Формируются Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности, развивать умение договариваться между собой. |
3. Рефлексивно-оценочный | -Какие цели ставили себе в начале урока? Справились или нет? -Захотелось ли вам подробнее познакомиться с произведениями Чуковского? В нашей библиотеке много книг Чуковского. Показать или сделать выставку. Домашнее задание: взять в библиотеке или дома книги Чуковского и прочитать. | Осмысление, анализ работы на уроке, принятие домашнего задания. | Формируются регулятивные УУД:, адекватно оценивать свою деятельность. |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 1 класс |
Тема: | Творчество К.И.Чуковского |
Место урока в системе уроков | Урок проводится в 3 четверти по второй части учебника В.В.Репкина «Букварь» стр.54-55 по системе Эльконина-Давыдова. |
Цель: | познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского |
(Задачи) Ожидаемые результаты: | Предметные УУД: способствовать умению выявлять какое произведение по жанру (сказка, рассказ; стихотворение, проза), работать над выразительностью при чтении. Развивать умение обобщать, анализировать и доказывать. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности, развивать умение договариваться между собой. Личностные УУД: формировать интерес к чтению Регулятивные УУД: ставить цель, адекватно оценивать свою деятельность. |
Форма урока | Урок как коллективное действие |
Методы и приемы | Исследовательский метод, метод дискуссии Приемы: 1. Антиципация 2.Проблематизация 3.Работа в парах, группах.
|
Средства | 1.Учебник В.В. Репкин «Литературное чтение» часть 2 стр.54-55 2.Мультимедиа презентация 3. Подборка книг К.И.Чуковского 4. Карточки для работы в парах и работы в группах |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Предмет: литературное чтение.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Отгадайте загадку: Открыть свои тайны Любому готова Но ты от неё Не услышишь и слова (книга) - Действительно – книги открывают нам много тайн. Из книг мы узнаём то, чего раньше не знали, книга – наш учитель. С помощью книг мы можем путешествовать по городам и странам сидя дома, учимся дружить и лучше понимать других людей. Сегодня мы будем читать новое произведение. Давайте поставим себе цель: прочитать…(произведение) Выявить… (главную мысль или идею произведения) | |
- Читать мы будем по отрывкам, делая небольшие остановки. Для чего будем останавливаться? | Что – то уточнять, отвечать на вопросы. |
Рассказ называется «Трусиха» автор Нина Михайловна Артюхова | |
Прежде чем начнем читать, давайте разберемся в двух словах: трусливый и смелый. Подберите синонимы к этим словам. Трусливый и смелый это антонимы. Противоположные по смыслу слова. Мотивация Как вы думаете: может ли один и тот же человек быть и трусливым и смелым одновременно? | Трусливый- боязливый, пугливый, робкий Смелый- отважный, решительный, мужественный. |
Читает 1 часть учитель. -Почему Валю называли трусихой? Зачитайте из текста. - Кто играл во дворе? -Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Найдите в тексте -Что нарушило игру детей? -Как вы себе представляете Лохмача? -Как же повели себя ребята в этой ситуации? | Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха Валя, малыш Андрюша и ребята. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Лохмач с цепи сорвался!...К нам бежит Большая лохматая собака Все разбежались, только Андрюша остался. Разбежались , спрятались |
Физкультминутка!!! А теперь ребята, встали! | |
Антиципация. Предположите, что произойдёт дальше. | |
Чтение 2 части детьми. ( читает учитель, очень эмоционально) « Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости… до конца -Кто же встал на защиту маленького Андрюши? - Прочитайте, как автор описывает собаку? - Как вы думаете- страшно Вале? - Почему же она бросилась защищать Андрюшу? - Как можно назвать такой поступок?
- Что же мы можем сказать о Вале сейчас? -Наши предположения были верными? -Какое произведение по жанру? Учитель объясняет детям как построено произведение. Кульминация
Завязка Развязка Перечитайте рассказ и определите: где завязка, кульминация и развязка. Сделайте пометки карандашом. Проверка. 1 ряд зачитывают завязку, 2 ряд кульминацию, 3 ряд развязку. |
Валя
Зачитывают из текста
Смелый, решительный
Она оказалась вовсе не трусихой, а смелой.
Рассказ
Учителя-ученики
|
Работа в парах. -Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа: 1) Трус своей тени боится. 2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. 3) Кто дрожит – тот и бежит. 4) У страха глаза велики.
Проверка работы в парах. - Какую пословицу выбрала ваша пара? Почему?
- Кто согласен с этой парой? А кто думает по другому? Почему? | ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ. 1.Внимательно выслушать задание. 2.Выслушать мнение каждого участника. 3. Выбрать верное решение. 4. Выбрать представителя от пары |
Дополнение учителя. Слайды: «Смелость –это преодоление страха» М.Твен «Истинно храбр тот, кто боится, но всё-таки идёт наперекор страху» И.Тургенев | |
-Понравился ли вам рассказ? Рассказ об авторе: все произведения писательницы учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, защищать слабых, уважать старших и быть верными своему слову. Что же вы сегодня узнали? Чему научились, читая рассказ «Трусиха»? Что положим в мешочек мудрости? Именно такие люди совершают подвиг и становятся настоящими героями! И увековечивают своё имя. Люди благодарной памятью чтут их имена. Приведите примеры, когда люди преодолевая страх, совершали смелые, героические поступки: Алдар Цыденжапов матрос эсминца «Быстрый» Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек[1][2]. Герой Российской Федерации Базар Ринчино - Герой Советского Союза (посмертно). Пал смертью храбрых в бою с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1943 года в Житомирской области Украины. Похоронен в селе Бельковцы. Дарима Аликова-Базарова трагически погибшая во время теракта в городе Беслане. В Осетии свято чтут память о ней. Учительница истории Дарима Аликова-Базарова - одна из героев событий 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили школу. Во время нападения погибло 334 человека, из них 186 детей. Дарима Аликова, спасая своих воспитанников, погибла от пули террористов. Балдану Цыдыпову 23 года. Он вырос в Агинском, ученик нашей школы позднее учился в АОГимназии. военным мечтал стать с детства. Окончил Новосибирское высшее военное училище, затем был отправлен на службу в Бурятию. 4 мая лейтенанту из Бурятии Балдану Цыдыпову, который спас во время спецоперации на Украине более 150 сослуживцев, вручили орден Мужества. Награду молодой офицер получил в Российской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится на лечении Какую цель ставили? Достигли ли её? Оцените себя на отрезке. Домашнее задание: Прочитайте рассказ маме и папе, нарисуйте обложку книги. Напишите с родителями письмо для Балдана Цыдыпова или его мамы. Мы передадим его родителям, чтобы поднять ему настроение. Чтобы он быстрее поправился. |
в жизни смелый не тот кто ничего не боится, а кто может сам свой страх побороть как Валя. Она собаки испугалась, но не смогла убежать и бросить Андрюшу. Истинное лицо человека проявляется в настоящем испытании, Валя выдержала это испытание, а мальчики, которые называли её трусихой – нет! Валя выдержала испытание не потому, что оказалась смелее мальчиков, нет, просто она оказалась способна на самопожертвование ради спасения другого, более беззащитного. Она надёжный друг и товарищ, не оставит в беде, потому что способна забыть о себе ради спасения другого, преодолеть свой страх, если это нужно! |
Приложение 1
Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:
1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.
4) У страха глаза велики.
Приложение2
Самоанализ урока
В классе 32 ученика. 15 девочек и 17 мальчиков.
По результатам входного контроля на высоком уровне 2
На среднем –22
На низком -8
Класс сформирован по заявлениям родителей, все дети посещали детский сад до школы.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Структура урока: 1.Вводно-мотивацинный этап ( положит настрой на урок, актуализация опорных знаний, мотивация )
2.Операционно-содержат(ознакомл с новым материалом, закрепление изученного)
3.Рефлексивно-оценочный (выводы, рефлексия, самооценка, д/з)
Начало урока –загадка о книге для положит настроя, подобрали к слову трусливый синонимы и антонимы для актуализации опорных знаний.
Мотивация: может ли человек быть одновременно смелым и трусливым?
Целеполагание прочитать… , выявить… Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи,
Ознак с новым материалом: 1 часть читал учитель, вопросы на понимание текста. Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок
Перед чтением 2 части 6 антиципация –предвосхищение, предположение.: что же будет дальше?
Чтение 2 части. Вопросы по содержанию.
Закрепление: повторное самостоят чтение текста с заданием: найти кульминацию. Это новый литературный термин.
Не менее 20 минут на уроке -читать
Работа в парах: выбор пословицы для определения главной мысли произведения. Регулятивные умение работать в паре Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников;
Дополнительны материал учителем.
№ этап рефл оценочный.
Об авторе, выводы по содержанию, жизненные примеры проявления смелости.. Коммуникативные: ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость.. храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.(Личностные)
Возвращение к цели
Вид контроля: Самооценка на отрезке Регулятивные УУД: самоконтроль результатов
Домашнее задание
Понята ли тема?
Интересен ли урок?
Работоспособность детей
Гигиена урока : динамическая пауза, санитарное состояние класса, посадка,
На протяжении урока использовалась презентация, для работы зрительных, слуховых анализаторов уч-ся.
Настрой на следующие уроки
Продолжение работы в системе.
Приложение 3
Нина Михайловна Артюхова
Трусиха.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегись, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!
– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл обратно к сараю.
На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она. – Он не укусил... Просто я очень испугалась.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор»
Цель: познакомить учащихся с произведением Куприна и через анализ выявить основную мысль.
Задачи:
Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста; находить в нём нужные отрывки, формулировать несложные выводы, обогащать словарный запас, способствовать формированию умения бегло читать.
Личностные УУД: формировать интерес к чтению, ориентироваться в нравственных понятиях: добро, неравнодушие, сочувствие к другим людям.
Метапредметные:
Коммуникативные: Развивать умение работать в парах, высказывать своё мнение, уважать мнение собеседников.
Регулятивные: Ставить цель, принимать алгоритм выполнения учебной цели.
Познавательные: добывать новые знания- выделять фрагменты, рассуждать и делать выводы по прочитанному.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Речевая разминка | Откройте книжки для дополнительного чтения. Сначала проведем речевую разминку. | Читают на время 1мин, а затем этот же текст снова 1 мин, но нужно постараться прочитать больше. | Упр. на увеличение скорости чтения |
I. Вводно-мотивационный Актуализация опорных знаний | -На прошлом уроке мы начали читать произведение. Как оно называется? Кто автор? Мы с вами читали и другие произведения Куприна. Какие? -По 1 части и ранее прочитанным произведениям скажите каким вы себе представляете Александра Ивановича Куприна? Перед тем как стать писателем Куприн работал в цирке и рекламном агентстве, работал актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему всегда хотелось пробовать себя в новом деле. А всего он сменил около 20 профессий. А потом стал писателем и занимался литературой. | -Чудесный доктор -Александр Иванович Куприн -Барбос и Жулька -Синяя звезда -Собачье счастье -Куприн писал рассказы о людях и животных. | Дополнительные сведения об авторе |
Мотивация Целеполагание | - Для наших гостей давайте кратко перескажем содержание 1 части. -Хочется ли вам узнать чем закончился рассказ? Давайте поставим себе цель и начнем работать. | Гриша и Володя возвращались домой. Они видели в домах нарядные ёлки и радостных детей. Мальчики жили вдали от этих праздничных улиц, в старом и мокром подвале. Их младшая сестра Маша лежала больная и стонала. Мальчики рассказали маме, что письмо о помощи даже не стали читать. Мать спокойно приняла эту новость и велела детям поесть холодного супа. В этот момент вернулся отец. Уже год, как на него сыпались несчастья. Всё началось с тяжёлой болезни, после которой он потерял работу. Его никуда не брали и семье пришлось переехать в подвал. Мерцалов сказал, что пойдёт просить милостыню и вышел. -дочитать произведение, понять его главную мысль | Краткий пересказ |
II. Операционно-содержательный этап | Чтение 2 части рассказа | Первичное знакомство с текстом | |
Физминутка | Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали Ножками потопали Ручками похлопали Поклонились, повертелись И за парты все уселись | ||
Работа после чтения текста | -понравился рассказ? -Как вы думаете: почему рассказ называется «Чудесный доктор»? ( не хороший, не добрый, а именно чудесный? -А какое чудо совершил доктор? | -Делятся впечатлениями. -то что сделал доктор для семьи Мерцаловых – было настоящим чудом. -Еще действие происходит накануне Нового года, а Новый год мы всегда ждем чудес. И эти чудеса происходят. Он спас семью Мерцаловых от гибели. Оказался неравнодушным к чужой беде. | |
Работа в парах | Возьмите красный карандаш. Будем искать «Говорящие» детали или подсказки автора, чтобы лучше понять содержание. Но не нужно текст от начала до конца читать, читаете бегло: просматриваете страничку, стараетесь найти нужный отрывок. Эту работу вы будете делать на время: 3мин. По песочным часам. | Отработка беглого чтения с ограничением времени | |
Найдите отрывок, где доктор разговаривает с Мерцаловым. Подчеркните как он слушал собеседника, как говорил. | |||
Проверка работы | Зачитывают отрывки из текста Это был действительно чудесный доктор. Выслушать человека, посочувствовать, помочь – этого никто не смог сделать. Все были заняты подготовкой к празднику, а неравнодушный доктор – смог. Он не прошел мимо как все остальные. Всего 1 человек смог изменить жизнь целой семьи. -Это выдуманный персонаж? | Голос у него был мягкий, ласковый, старческий Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо и сказал добродушно… -Это настоящий человек. Николай Иванович Пирогов –Знаменитый врач, хирург, профессор медицины. Если захотите про него больше узнать – почитайте с родителями в интернете. | |
Сейчас в наше время эта тема особенно актуальна, т.к. мы стали равнодушными, не замечаем других людей. Посмотрите Ролик о равнодушии. Он длится всего 2 минуты, но нужно его посмотреть всем присутствующим: и взрослым, и детям. Слайд «Неважно есть ли у тебя стиль, репутация, или деньги, если у тебя нет хорошего сердца, ты ничего не стоишь. Луи де Фюнес - Итальянский актер. -Как понимаете? | Ценится в людях не деньги, звания, а человеческие качества: доброта, сочувствие. | Просмотр видеоролика 3 минуты Слайд | |
Выводы | 1)выберите какие пословицы подойдут к этому рассказу. Доброе дело дороже богатства Крепкую дружбу и топором не разрубишь Дорога помощь вовремя Добро век не забудется | ||
2) Доскажите фразу: -Один неравнодушный человек может… Помощь пришедшая вовремя.. Чудо может совершить каждый человек, нужно только… | Многое изменить Может сделать людей счастливыми Не остаться в стороне и не закрыть глаза на проблемы ближнего | Заполнение таблицы | |
Словарная работа | Этот рассказ написан в 1897году с тех пор прошло 126 лет. Поэтому здесь есть непонятные слова, которые сейчас не употребляем в речи. Давайте их разберем: | калоши, баки, кредитные билеты | Слайды |
Рефлексия | Составьте высказывания по нашему уроку: -Прочитав рассказ, я задумался… -После этого урока мне захотелось… Я буду читать книги, чтобы… -Мне было трудно… | Задания вывешиваются на доске | |
Возвращение к цели : достигли ли мы её? | |||
Домашнее задание | Кроссворд по произведениям Куприна |
Приложения
Кроссворд по произведениям И.А.Куприна
Карточки для работы в парах
Выберите какие пословицы подойдут к этому рассказу.
• Доброе дело дороже богатства
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь
• Дорога помощь вовремя
• Добро век не забудется
Выберите какие пословицы подойдут к этому рассказу.
• Доброе дело дороже богатства
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь
• Дорога помощь вовремя
• Добро век не забудется
Ссылка на социальный ролик о равнодушии