Стажировочная площадка

Кальмина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Лексический, синтаксический и словообразовательный анализ текста на уроках литературы

Уроки литературы – творческая мастерская для учителя, где он размышляет, наблюдает над словом, раскрывает творческие возможности своих учеников.  Всё это невозможно без книги,  без знания литературного произведения, поэтому  важными  и значимыми  на уроках  становятся  различные виды анализа текста.  

Анализ эпизодов литературного произведения на лексическом, словообразовательном и синтаксическом уровнях помогает  точнее  раскрыть идею  текста, осмыслить  роль  того или иного персонажа, понять особенности времени и пространства  литературного произведения.

Конечно, говорить о полном лексическом, синтаксическом и словообразовательном анализе не приходится, мы говорим о частичном анализе текста, поэтому на уроках литературы очень важен выбор подходящих  эпизодов.

На своих уроках  я стараюсь  на примере одного эпизода показать  данные уровни анализа текста.

 Сначала вместе с учениками  выбираем эпизод, который  должен быть значимым в  контексте всего произведения.  Определяем основную мысль отрывка, озаглавливаем его и доказываем, к какому типу речи относится данный эпизод. Затем начинаем  анализировать  отрывок из текста, включая  анализ на лексическом, синтаксическом и словообразовательном уровнях.

Например, при изучении повести И.С.Шмелёва «Лето Господне» можно взять следующий отрывок и задать по нему несколько вопросов: 

«Пахнет горячими ватрушками, по ветерку доносит. Я сижу на досках у сада. День настоящее летний. Я сижу высоко, ветки берёз вьются у моего лица. Листочки до того сочные, что белая моя курточка обзеленилась, а на руках – как краска. Пахнет зимней рощей. Я умываюсь листочками, тру лицо, и через свежую зелень их вижу я новый двор, новое лето вижу. Сад уже затенился, яблони – белые от цвета, в сочной, густой траве крупно желтеет одуванчик. Я иду по доскам к сирени. Её клонит от тяжести кистями. Я беру их в охапку, окунаюсь в душистую прохладу и чувствую капельки росы. Завтра все обломают, на образа. Троицын день завтра.

А какова же основная мысль прочитанного отрывка?

(Основная мысль данного отрывка – ожидание праздника -  «Троицын день завтра»)

Что это за Троицын день или 50 день?

(Он празднуется на 50 день после Пасхи. В этот день принято украшать жилище цветами, ветками берёзы, ходить в церковь).

Теперь попытайтесь озаглавить отрывок. В заголовке может быть обозначена либо тема, либо основная мысль текста.

(Можно озаглавить «Ожидание праздника», «День настояще летний», «Троицын день»)

Вы знаете, что любой текст относится к определённому типу речи. Определите и докажите, к какому.

(Тип речи – повествование с элементами описания. Здесь наблюдается последовательность действий, на которую указывают глаголы пахнет, доносит, сижу, вьются, обзеленилась, умываюсь. Явное авторское начало, так как повествование ведётся от 1 лица – я сижу, я иду. Кроме того, даётся описание летнего дня. Ведущие части речи – прилагательное и существительное: горячие ватрушки, листочки сочные, свежая зелень. За счёт данных словосочетаний усиливается восприятие ребёнком окружающего мира)»

При анализе отрывка следует выделить ведущие  предложения, доказать их значимость по отношению ко всему отрывку.

«А теперь перейдём к анализу текста. Посмотрим, как автору удаётся передать картину летнего дня. Как вы думаете, какие ведущие предложения можно выделить в тексте? Почему выделили именно эти предложения?

(«День настоящее летний» - мы видим, о каком времени года идёт речь. «…вижу я новый двор, новое лето вижу» - для мальчика всё становится новым и необычным с приходом лета.  «Троицын день завтра» - это предложение характеризует праздник, о котором рассказывает герой).

Так почему же автор пишет «…новый двор. Новое лето вижу»?

(Двор для ребёнка – целый мир, полный открытий. Лето новое, так как в детстве каждый год и каждое лето необыкновенно значимы)»

Синтаксический анализ позволяет не только выявить наиболее  значимые  конструкции, но и понять, какую роль они играют в определении основной мысли  отрывка и идеи всего  произведения.

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств.

Порой важную роль в тексте  играет цветовая или звуковая лексика, отражающая порой внутреннее состояние героев. Использование  устаревших слов может  говорить о временных особенностях произведения.  Использование героями групп той или иной лексики может свидетельствовать об их социальном положении или происхождении.

«Теперь посмотрим на лексику. Какая лексика преобладает в тексте? Назовите основные цвета, которые использует автор. Если бы вы были художником, какие цвета понадобились вам для создания картины?

(В тексте преобладает конкретная лексика: яблони, роща, листочки, сирень, курточка, сад, двор. Автору важно рассказать о предметах, которые окружают героя. Основные цвета: зелёный, жёлтый, белый. «Обзеленилась белая курточка», «зелёная роща», «желтеет одуванчик». Чтобы создать свою картину лета, можно использовать обилие зелёных красок, так как летом всё кругом зелёное, обновлённое).

Ребята, посмотрите на доску. Вы видите репродукции картин И.И.Левитана «Опушка леса», В.Д.Поленова «Ранняя весна», А.Г.Саврасова «Весна». Как вы думаете, какая картина подошла бы к нашему отрывку по описанию, по внутреннему содержанию?

(К отрывку подходит картина И.И.Левитана «Опушка леса», так как на ней изображён солнечный  летний день: кругом зелёная травка, деревья в зелени. Кроме того, художник использовал яркие краски для написания картины).

А теперь попробуйте написать несколько предложений о лете, используя цветовую лексику.

 (Ученики зачитывают полученные тексты)»

Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя. 

   С помощью словообразовательного анализа текста можно увидеть, каких слов, с какими морфемами больше в данном отрывке. В тексте могут употребляться однокоренные слова, которые  важны и значимы именно для определённого эпизода. Также автор может использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами, имеющими разные значения: род занятий, детёныш животного, начало действия. Употребление слов с данными морфемами в тексте тоже направлено на  раскрытие основной мысли произведения.

«Как вы думаете, какие слова часто употребляют, обращаясь к ребёнку, или слова, которые часто использует сам ребёнок?

(Ласковые, нежные, добрые слова)

Правильно, такие слова называются словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами или деминутивами. Давайте запишем значение нового термина в тетрадь.

Найдите такие слова в тексте.

(Ветерку, листочки, курточка, капельки)

Как вы думаете, для чего автор использует такие слова?

(Для того, чтобы ярче представить картину лета глазами ребёнка, чтобы лучше передать ощущения маленького мальчика, для которого всё стало необыкновенным и новым с приходом лета).

Разберите данные слова по составу. Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы можно выделить в данных словах? Какое значение они вносят в слова? Что изменится, если данных суффиксов не будет в словах?

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы –к-, -очк-. Они несут в себе что-то ласковое, доброе. Это связано с тем, что мир показан глазами ребёнка. Суффикс –к- имеет ласкательное значение, выражает положительную оценку. Суффикс –очк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Если бы автор использовал слова без уменьшительно- ласкательных суффиксов, то было бы непонятно, что повествование ведётся от лица ребёнка).

Как вы думаете, какую роль играет употребление того или иного суффикса в организации текста?

(Если, например, автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, то данный текст относится к художественному стилю речи, так как в научном или публицистическом данный вид лексики не употребляется. Кроме того, такие слова выражают отношение автора к своему герою или к событиям, описанным в тексте).

Теперь давайте рассмотрим слово одуванчик. Разберите его по составу.

Вы выделили корень одуванчик, но давайте поработаем с этимологическим словарём и найдём, какие морфемы имеет данное слово.

(Ученики находят слово в этимологическом словаре и дают его морфемный анализ. Одуванчик от дуть +суффиксы –ва + н + чик. Наблюдается связь с действием, выполняемым по отношению к предмету. Приставка о-, которая имеет значение «дуть со всех сторон, одувать»).

Итак, мы убедились, что повествование ведётся от лица ребёнка. Об этом свидетельствует употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов».

Таким образом, можно сделать вывод, что использование  на уроках литературы словообразовательного, лексического и синтаксического анализов текста  помогает не только глубже понять  отрывок, но и всё произведение в целом. Кроме того,  интеграция предметов  помогает вспомнить  и повторить  изученный материал по русскому языку.  А  музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства помогут  более ярко и эмоционально провести урок.



Предварительный просмотр:

Практические советы по совершенствованию навыков полноценного чтения на уроках литературы в среднем звене

 

          Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, является, на мой взгляд, читательская подготовка. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается.

      Программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить учеников 5-х, 6-х и 7-х классов «осмысленно и бегло» читать. Методическая наука закрепила в терминах «чтение осмысленное» и «чтение беглое» две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию текста осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. А как обстоят дела с совершенствованием технической стороны чтения?

        Техника чтения – это озвучивание текста во внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционно формирование техники чтения считается задачей начальной школы, но на практике мы убеждаемся, что большинство учеников приходят в пятый класс с недостаточно сформированными навыками полноценного чтения. К сожалению, современная программа средней школы мало способствует решению этой проблемы. Уроков литературы в 5-х – 8-х классах всего два часа в неделю, произведения для изучения объемные – на уроках едва успеваем проанализировать содержание прочитанного. Где уж тут работать над техникой чтения! И все же задача совершенствования чтения в среднем звене не должна уходить на второй план.

Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

       Надо ли в школе формировать высокую скорость чтения? Считается, что быстрое чтение требуется далеко не всем и связано, скорее, с профессиональной деятельностью. Опровержением этому мнению может служить утверждение Л. С. Выготского: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении, однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Подтверждение этой мысли мы найдем в цифрах, отражающих прямую зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности. Пятиклассники-отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» - 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту.

        Совершенствование техники чтения предполагает знание барьеров, мешающих динамичному продвижению читателя по тексту, и правил, позволяющих их преодолеть.

        Чтение – чрезвычайно сложный и активный психофизиологический процесс, в котором особую роль работа глаз и внутренняя речь. Зрительное восприятие текста – необходимый компонент чтения. Глаза человека движутся по строчкам не плавно, а рывками. Рывок – и глаза, охватив 5 – 6 букв, останавливаются на долю секунды. Еще рывок – и образуется поле чтения между двумя фиксациями. Таких полей на строке 6 – 8. Неопытный читатель фиксирует взгляд на каждой букве в слове, а нужно читать не буквами, и даже не словами, а фразами.

         Первый совет читающему: при чтении всегда смотри чуть-чуть вперед. Помни! Глаз всегда должен идти вперед языка.      

         Второй совет: увеличивай поле зрения.

 Как этого добиться? Следует читать не горизонтально, а вертикальным движением глаз, стараясь боковым зрением охватить информацию, зафиксированную слева и справа, допускать лишь одну – две фиксации на строке.

         Со зрением связан и второй барьер чтения. Часто, скользя глазами по строке, читающий без необходимости возвращается назад. Происходит так называемая регрессия, которая тормозит движение. Ее причиной может быть незнание какого-нибудь слова или невнимание читателя. У хорошего чтеца регрессии незначительны или вовсе отсутствуют. Значит, второе правило быстрого чтения: читай без регрессий, т.е. не возвращайся назад к ранее прочитанному.

        Все исследователи процесса чтения отмечают, что в нем задействованы такие психологические механизмы, как внимание, память, антиципация (предугадывание слов, фраз текста). Умение антиципировать способствует не только ускорению чтения, но и углублению восприятия содержания читаемого. Совершенствование этих механизмов существенно повышает продуктивность чтения.

Решение этой задачи – развитие внимания, памяти, догадки-антиципации – и будет третьим правилом для читающего.      

 Чтобы научиться хорошо читать, надо тренировать глаза. Можно провести зарядку для глаз.

1. Упражнение «Молния» (чтение слов с табличек)

Чтобы хорошо читать,  надо уметь выговаривать слова: отчетливо и ясно, чтоб было всем понятно.

2. Упражнение «Скажи скороговорку» для тренировки речевого аппарата. Развивает умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

3. Упражнение «Фотоглаз».  В течение 20 секунд дети читают и запоминают слова,  затем устно воспроизводят их.

 Пейзаж, картина, природа, палитра, многоцветье, раздолье, просторы, долина

4. «Угадай-ка» - антиципация слов, предложений, пословиц.

         Моск…, зооп…, медв…

Слово – не воробей, вылетит – не п……

Чтение текста с пропущенными словами

5. «Собери пословицу» - слова пословицы вразброс записаны на доске. Следует быстро прочитать пословицу. Упражнение помогает расширять поле чтения.

Плох, книга, да, хороша, чтец. (Хороша книга, да чтец плох.)

Двигай, книгой, умом, а, книга. (Книга книгой, а умом двигай.)

Прочел, о, говори, том, о, что, а, том, понял, что. (Не говори о том, что прочел, а о том, что понял.)

6.   «Кто быстрее?» - требуется найти в тексте данное слово или предложение. Упражнение помогает расширять поле чтения.

         7. «Буксир» - чтение за учителем. Учитель читает текст с определенной скоростью. Ученики стараются читать вместе с учителем с той же скоростью. Это упражнение способствует развитию артикуляции, навыка слитного прочтения слов.

8. «Многократное прочтение одного предложения»

- медленное прочтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

- повторное медленное чтение без учителя;

-чтение в темпе разговорной речи;

- чтение с логическим ударением;

-чтение в темпе скороговорки

9. «Чтение в паре» - тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на качество чтения слабых учащихся.

10. «Чтение с отрывом взгляда от текста» - приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения кратковременной памяти и умения распределять внимание.

11. «Пересказ с опорой на текст» - приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Естественно и гармонично увязанные друг с другом все выше перечисленные

упражнения и операции совершенствуют технику чтения, помогают ученикам понимать произведение, чувствовать его.

Безусловно, все упражнения для совершенствования техники чтения невозможно применять на каждом уроке, но 2-3 операции использовать ежеурочно, я совершенно уверена, необходимо.

 



Предварительный просмотр:

Упражнения

по развитию навыка чтения

Л.Н. Копытова

Чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребенка. А осознанное чтение  активизирует  процессы мышления и является одним из средств успешного обучения детей. Книги, по выражению М. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость

и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект от чтения книг всегда пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения поделены на четыре группы: для развития сознательного чтения;

для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения в свою очередь делятся на подгруппы.

Первая из них – логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назовите одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

Курица, гусь, утка, индейка.

Зеленый, синий, красный, желтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Ель, сосна, кедр, осина.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

а) У них одинаковое количество букв.

б) Они одного рода.

в) Они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составьте слово.

Уклбо; сноас; упкс.

6. Составьте новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

7. Разделите слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

8. К выделенному слову подберите нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи.

Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найдите четвертое слово.

а) Песня – композитор; самолет – …(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).

б) Школа – обучение; больница – …(доктор, ученик, лечение, учреждение,

больной).

в) Нож – сталь; стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

г) Лес – деревья; библиотека – …(город, здание, библиотекарь, театр, книги).

д) Утро – ночь; зима – … (мороз, день, январь, осень, сани).

Вторая подгруппа упражнений – игры со словами.

1. Найдите слово в слове.

Гроза, шутка, часовщик, газета, поднос, прищепка, кустарник, шоколадка,

ярмарка.

2. Подберите пару.

а) Песня площадь подруга подарок полотенце парикмахер

б) Загар звонок забор задача земляника

3. Закончите предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р , и т г ы р , в д р ы ы , о ы б б р.

4. Шарады.

С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина)

5. Загадки.

Любые, которые подходят к теме урока.

6. Найдите животное среди строк.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Третья подгруппа упражнений – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

1. Составьте текст (перестановка предложений).

Практичный популярный прилежный праздничный полосатый прекрасный

Занимательный золотистый звонкий зрелый зеленый

Тексты подбираются к теме урока.

2. Составьте предложения (3–4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки,  лодка,  рыбалка,  удочки,  улов, чайки.

3. Закончите рассказ.

Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне...

Четвертая подгруппа упражнений – работа с текстом (в учебнике).

1. Прочитайте текст самостоятельно, ответьте на вопросы, написанные на доске.

2. Расположите вопросы по порядку содержания текста.

3. Задайте вопросы по тексту или по части текста.

4. Определите, сколько частей в тексте; есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажите, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выберите заголовок из предложенных.

Расставьте заголовки частей по порядку содержания текста.

Подберите к заглавию часть текста.

Озаглавьте части текста.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

II. Упражнения для формирования правильности чтения также включают несколько подгрупп.

Первая подгруппа – упражнения на развитие внимания, памяти.

1. Назовите картинки – 5 предметов (постепенно их количество увеличивается).

Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опишите предмет (показать и убрать).

3. Повторите, что сказал учитель (называются попарно шесть слов, сходных по звучанию).

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

4. Выберите слова с данным звуком (чтение четверостишия, предложений, текста).

5. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

7. Выберите предмет, в названии которого ударение падает на 1?й слог (2?й, 3?й) (показать предметы).

8. Выберите слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнесите 8–10 слов.

9. Повторите скороговорку, предложение, текст.

10. Заучивание четверостиший.

Вторая подгруппа – упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял.

Мышка – мошка – мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш –

шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения. Большое место на уроках отводится чтению детей вслух и про себя. При этом систематически пользуюсь приемами, направленными на формирование осознанного беглого чтения.

1. Внедряю элементы технологии В.Н. Зайцева, в частности жужжащее

чтение, которое помогает ясному и правильному произношению слов и

развитию скорости чтения.

2. Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух  отрабатываю  одинаковый темп, ритм, правильную постановку ударения в словах, логические паузы. Такое чтение использую как для чтения всем классом, так и группами, парами.

3. Чтение про себя. Совершенствует навыки сознательного, правильного, беглого чтения и учит самостоятельности в работе с текстом.

4. Многократное чтение. Развивает и совершенствует беглость чтения, умение сознательно и правильно читать вслух и про себя, совершенствует механизм памяти.

5. Индивидуальное чтение. Показывает, насколько сформирована техника чтения учащихся.

6. Поочередное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2–3 слова, а ученики продолжают. Это вызывает у школьников интерес к чтению, помогает найти ключ к пониманию прочитанного.

7. Объяснительное чтение. Развивает логическое мышление и эстетический вкус учащихся, способствует обогащению языка и развитию речи.

8. Эмоционально окрашенное чтение. Связано с выборочным. Ученики

должны отыскать в тексте вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нем.

9. Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией, интонацией голоса, выразительностью.

10. Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма, темпа чтения.

11. Чтение в парах. Используется жужжащее чтение. Сидящие за одним столом ученики по очереди читают друг другу. Это чтение дает возможность развивать внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.

12. «Продолжи чтение». Ученик читает текст с любого абзаца, остальные ребята находят его в тексте и продолжают чтение. Это помогает осмыслению прочитанного, развитию зрительной памяти.

13. «Найди предложение». Учитель читает ключевое слово из фрагмента текста, а детям нужно найти и прочитать все предложения с ним. Это развивает вдумчивое чтение, мышление, память.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мчимся наперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

7. Чтение по ролям, в лицах.

8. Использование «памятки»:

Представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

Читай четко слова и окончания.

Выделяй голосом важные мысли, учитывай знаки препинания.

Кроме работы с учебником, регулярно использую на уроках чтение

детской художественной литературы, которая расширяет представления

учеников об окружающей действительности, совершенствует технику чтения, способствует полноценному восприятию текста произведений в соответствии с их жанрово-видовыми особенностями.



Предварительный просмотр:

                    5 – 6 класс                                                              7 – 8 класс

Автор, название книги

 

Главные герои

Краткое содержание книги

Авторские афоризмы

Мнение о прочитанном произведении

Изобразительно-выразительные средства

Автор, название книги

Главные герои

Краткое содержание книги

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Декорации и костюмы

Цветовое восприятие произведения

Иллюстрация эпизода или

Образа-символа

9 – 11 класс

                                                  Роль  литературного героя в системе образов

                                         

                                                        Высказывание из текста, которое характеризует героя                                    

Характеристика героя (существительное, прилагательное, глагол, наречие)

                                    герой                                                          герой                                                     герой

 

Автор, название произведения

                                                                         герой                     герой                            герой

                                           Характеристика героя (существительное, прилагательное, глагол, наречие)

                                         

                                       

                                                               Высказывание из текста, которое характеризует героя  

                                                               

                                                                    Роль  литературного героя в системе образов



Предварительный просмотр:

Банк игровых заданий для развития качества чтения

    Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Игры для развития  скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) чтения.

Очередь. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

Буксир. 1 вариант  учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученик показывает слово, где остановился учитель.

 2 вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

3 вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Ловушка. Учитель  или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет одно слово синонимом. Учащиеся ищут замену.

Голова и хвост. Ученик начинает читать предложение, дети быстро находят и дочитывают его все вместе.

Прятки.  Нахождение слова по каким – либо признакам: начинается на букву а, состоит из двух слогов т.д.

Фотоглаз. На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время, затем слова закрываются, а дети называют их по памяти.

Угадай. Чтение текста через решётку.

Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

Кто быстрее. На доске записано предложение, по сигналу ученики ищут его в тексте.

Найди меня.  а)Учитель называет слово, которое ученики должны найти в тексте.

б)Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.

в)  Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

Чтение-разведка. Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

Пятиминутки чтения.  У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.

Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе

Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Бросок – засечка.  Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Молния. Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Спринт. По команде начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Губы. При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость.


Игры для формирования навыков выразительного чтения.

Эхо. Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики следом повторяют с той же интонацией.

Ускорение. Одно предложение перечитывается несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

Окончания. Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

Чтение с настроением. Ученик читает предложение, дети должны угадать настроение.

Узнай по голосу. Ученик читает, подражая чьему-то голосу, ученики узнают.

На одном дыхании. Сделать глубокий вдох и прочитать короткое предложение после подготовки на одном дыхании.

Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.

Конкурс чтецов. Чтение по ролям. Инсценирование. Конкурсное чтение.

В работе над выразительностью чтения важна тренировка дыхания и дикции.

Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.

Душ для цветов.  Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы (в один прием, три, пять)

Морской бриз. Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Кочки. Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки)

Задуйте свечу Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Для разогрева голосовых связок распевные упражнения.

  Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.

   В ракете. Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.

Игровые задания для понимания смысла текста.

Пропущенное слово. Учитель читает текст и пропускает слово, дети должны по смыслу вставить подходящее по смыслу.

Иллюстрация. 1) Подбор иллюстрации к тексту.

2) по иллюстрации определить содержание текста.

Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

Сделай сам. Восстановление логической последовательности текста из отдельных частей. (Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов)

Викторины по одному или нескольким произведениям.

Составление кроссвордов по тексту.

Твой выбор. Выбор заголовка к тексту или его частям.

Составление диафильма. Текст делится на части, распределяется между детьми, после прочтения своих отрывков дети рисуют к ним рисунки, которые затем скрепляются и используются для пересказа.

Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.

  1. В хорошо знакомом тексте изменяется дно условие (герой, время года, местот действия и др.) ученики фантазируют, как изменится содержание;
  2. Придумать продолжение рассказа;
  3. Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одинаковые). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и опрделяются лучшие.

Составление ребусов к словам из текста.

Подбор пословиц, поговорок, раскрывающих тему текста. Перевертыши.

Разгадывание загадок, шарад.

Одно упражнение целесообразно использовать на протяжении нескольких уроков подряд. После привыкания детей к заданию большинство начинает его успешно выполнять, следует выбирать новое задание.


Литература

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

6.  Материалы сайта: «Страна школярия» http://www.strana-shkolyariya.org/dlya-roditelej/uprazhneniya-dlya-razvitiya-tekhniki-chteniya/



Предварительный просмотр:

Схема написания отзыва на литературное произведение

  1. Кто главные герои? Как они выглядят? Какие поступки совершают?
  2. Какова основная мысль, которую хотел передать автор читателю? (идея)
  3. Важный эпизод из произведения, его значимость.
  4. Чем понравилось произведение?

Отзыв на сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

События сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» происходят во время войны. Одним  из главных героев является кавалерийский конь, который  остаётся в деревне у мирных жителей только потому, что был ранен в ногу.  Мальчик по имени Филька обижает коня, бросив хлеб  в снег. Он совершает жестокий поступок, после которого на деревню нападает лютый мороз. Филька исправляет ситуацию, но усваивает данный урок на всю жизнь.
Сказка К. Г.  Паустовского "Тёплый хлеб" повествует о добре и зле, жадности и щедрости. Она, как и все сказки, учит читателей проявлять только хорошие качества души.  В произведении переплетаются сказка и реальность. На фоне реальных событий показаны сказочные  герои: сорока, которая позвала тёплый ветер на помощь людям,  метель, поднявшаяся сразу после  жестокого поступка Фильки.

Одним из важных эпизодов данного произведения является эпизод, когда Филька идёт просить прощения у коня. Автор показывает, что нужно делать добрые дела, не бояться  признать свою вину, если кого-то обидел.

Мне сказка понравилась, так как  она учит нас отвечать за свои поступки.



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок «Герои книг мелькают перед нами…»

1 ведущий:  Ум, сердце книга окрыляет,

С героями знакомит нас.

И разобраться помогает

В вопросах жизненных подчас.

2 вед: Всё с басни началось…

Сей жанр был популярен,

И поколения воспитаны на них.

Глубокой мысли, правды сочетанье,

Народной мудростью наполнен данный стих.

1 вед: Крылов – великий  русский баснописец,

Он мастерства словесного пример.

Не перечислить басни, их так много:

«Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».

2 вед: Вы сами лучше на героев посмотрите,

Талант, игру актёров оцените.

Инсценирование басни «Волк и Ягнёнок»

(У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву".

 -"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу".

-"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!

 "Помилуй, мне еще и от роду нет году",-
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат".

 -"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи".

-"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок).

1 вед.:

Пушкин, Лермонтов, Тургенев,

Гоголь, Чехов, граф Толстой…

Всё для гениев присуще:

И талант, и мастерство.

2 вед: По степи козак несётся,

Страшен он и гнев в глазах.

Грозный голос раздаётся,

Сына ждёт уже Тарас.

Инсценирование отрывка  из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Смерть Андрия

(Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

И видел он перед собою одного только страшного отца.

– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

– Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

– Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова).

1 вед: Говорят,  чудес на  свете не бывает,

Только нужно верить в чудеса.

Как Ассоль, тихонько Грея дожидаясь,

Верила, мечтой своей жила.

Чтение наизусть отрывка из феерии «Алые паруса»

(Однажды  утром  в морской дали под  солнцем сверкнет алый парус.  Сияющая громада  алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны,  прямо  к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без  криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь  и ахая: и ты  будешь стоять  там  Корабль  подойдет  величественно  к  самому  берегу  под  звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах,  в  золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. -- "Зачем вы  приехали?  Кого вы  ищете?" -- спросят люди  на

берегу.  Тогда ты  увидишь  храброго  красивого принца;  он будет  стоять  и

протягивать  к   тебе  руки.  --  "Здравствуй,  Ассоль!  --  скажет  он.  -- Далеко-далеко отсюда  я  увидел тебя  во сне  и приехал, чтобы  увезти  тебя навсегда  в  свое  царство.  Ты будешь  там жить со мной в розовой  глубокой долине. У тебя будет  все, чего только ты пожелаешь;  жить с тобой мы станем так дружно и весело,  что никогда твоя  душа  не узнает слез  и печали".  Он посадит  тебя  в  лодку,  привезет  на  корабль,  и  ты  уедешь  навсегда  в блистательную  страну,  где всходит солнце и  где звезды спустятся  с  неба,

чтобы поздравить тебя с приездом).

2 вед: Учит нас книга добру, состраданию,

Как  поступать человеку  нельзя.

Герою рассказа «Конь с розовой гривой»

Запомнится пряник конём навсегда.

Инсценирование отрывка из рассказа «Конь с розовой гривой»

   (Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
      — Бабушки Петровны испугался! Эх ты! — закривлялся Санька, а  я несмело заявил:
      — Зато мне бабушка пряник конем купит!
      — Может, кобылой?  Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!
      — Я?
      — Ты!
      — Жадный?
      — Жадный!
      — А хочешь, все ягоды съем? 

      — Слабо! — сказал он.
      — Мне слабо — Вот! Ешьте вместе со мной!

   Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед         собой…
      Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
      Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой).

1 вед: Ты не притча и не причуда,

Не прибежище и не профессия,

Ты всегда – ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия.

(Чтение стихов наизусть)

Викторина, которую проводят работники библиотеки

  1. Какого поэта называли «гением русской поэзии»?
  2. Каких вы знаете писателей и поэтов, чьё отчество Сергеевич?
  3. Каких вы знаете писателей, чьё имя Николай?
  4. Назовите писателей, у которых были псевдонимы?
  5. Назовите произведения, главными героями которых являются мальчик и девочка?
  6. Угадайте, из какой басни строчка?

 - «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

 - «Ты всё пела? Это дело. Так поди же, попляши!»

 - «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»

 - «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»

 - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»

  1. Как называется описание своей жизни?
  2. Есть мораль, события и герои изображаются иносказательно. Что это за жанр литературы?
  3. Главная мысль произведения?
  4. Из какого произведения строчки?

 - «Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали, ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

 - Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

  - «На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьём у его кровати»

 - «Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому»

 - Не смейся, не смейся, батьку! – сказал, наконец, старший из них.

 - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

 - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

1 вед: Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

 А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

 Мир науки и знаний.

                       2 вед: В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый         том         на         полке         словно         дом…
Обложку-дверь откроешь         второпях         – 
И         ты         вошёл,         и         ты уже         в         гостях.
Как         переулок – каждый         книжный         ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…