Методическая копилка

Кальмина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/10/izobrazhenie_053.jpghttp://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/10/izobrazhenie_052.jpg



Предварительный просмотр:

Зимой, раскопав снег, можно найти зелёные веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозелёное растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зелёным. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.

В лесу под деревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже темнели проталины. Древесные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть мохнатыми.

Блестят коньки,

Блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки

Свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что оставила часть степи и место, где небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья.

Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поваерхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

Задания к текстам (работа ведётся в группах)

1 блок заданий:

  1. Выразительное прочтение каждого текста.
  2. Определение темы и идеи каждого текста.
  3. Нахождение средств связи между предложениями.           Работа с признаками текста
  4. Выделение ключевых слов в текстах.
  5. Озаглавливаем тексты.

2 блок заданий:

  1. Находим изобразительно-выразительные средства в текстах

(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

  1. Находим синтаксические средства  языка

(однородные члены предложения, обращения).

  1. Роль языковых средств в раскрытии главной идеи текстов.

3 блок заданий:

  1. Выписываем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Выписываем однокоренные слова и формы одного слова.
  3. Роль данных слов в раскрытии главной идеи текстовю

4 блок заданий:

  1. Придумываем продолжение  текста, используя выразительные средства языка, однородные члены предложения,  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Анализируем продолжение текста участников других групп.
  3. Выявляем ошибки  и недочёты в работе других групп


Предварительный просмотр:

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы

Развитие речи учащихся осуществляется на уроках литературы и русского языка. На уровне русского языка развитие речи идёт через освоение грамматических норм, строя языка. На уроках литературы развитие речи осуществляется через постижение законов, по которым создаётся искусство слова. Развивая речьшкольника, необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Работа по развитию речи школьников должна осуществляться на непосредственно литературных и жизненных  впечатлениях учеников, и задача учителя организовать эти впечатления. Если знакомство с литературными произведениями, с жизненными явлениями вызвало у школьников впечатление, то для их выражения потребуются слова.
  2. Формы по развитию речи должны быть разнообразными и осуществляться на каждом уроке.

«Я шла по улице, как вдруг…» - продолжите текст. Задание направлено на развитие фантазии ребёнка, словарного запаса учеников.

  1. Необходимо помнить, что развитие речи – это творческий процесс и поэтому, развивая речь, необходимо обратиться к творческим способностям учеников.

Виды работ на уроках литературы и русского языка

  1. Работа со словом. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти верное слово, ощутить его органичность в контексте. Школьнику приходится применять те слова, которые у него наготове. Если активный словарь ученика беден, то у него не хватит слов, чтобы выразить свои чувства, мысли. Он допускает  оговорки, использует  «сорные слова», паузы. Перед учителем стоит задача обогащать лексический запас ученика.  Можно расширять словарь школьника по различным тематическим группам:

- слова процесса движения;

 - оттенки звуков, красок;

 - слова, выражающие психологическое состояние человека;

Следует также знакомить учеников с фразеологическими оборотами, проводить работу над пословицами и поговорками, крылатыми выражениями.

  1. Работа  над связной речью. Основная форма развития связной речи – пересказ текста. Работая над пересказом, ученику нужно объяснить основные требования к пересказу: завязка, развитие мысли, основной тезис, чёткие аргументы, вывод.  В пересказе не должно быть ничего лишнего, речь должна быть логично аргументирована. Это не значит, что не  может быть повторов. Порой они необходимы, помогают сохранить внимание аудитории.  Ученики должны не просто заучивать материал, они должны свободно им владеть.

Основные виды творческих работ учеников

  1. Анализ литературного эпизода
  2. Рецензия на произведение
  3. Составление киносценария
  4. Отзыв о фильме, фрагменте
  5. Описание картины
  6. Инсценирование отрывков
  7. Письмо от имени героя
  8. Сравнение переводов
  9. Сопоставление актёрских трактовок
  10.  Написание басни, рассказа, стихотворения
  11.  Продолжение произведения
  12.  Составление диалога
  13. Написание эссе



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами

Слайд 6

Синкве́йн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 8

Русский язык Богатый, красивый Говорить, учить, знать Мы должны знать наш язык Речь

Слайд 9

- Работа со словарями; - Теоретический диктант; - Создание текстов; - Комплексный анализ текста; - Заучивание стихов наизусть; - Произношение скороговорок; - Синтаксический разбор всем классом; - Опрос по цепочке; - Тихий опрос; - Анализ текста с иллюстрациями; - Словарная работа;



Предварительный просмотр:

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Константин Бальмонт

Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской. Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо, в голове кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях, - одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины, природа грубая, тяжелая, не способная ни к домостроительству, ни к сердечным убеждениям, маловерная, ленивая, исполненная беспрерывных сомнений и вечной боязни. Они говорили, что все это вздор, что похищенье губернаторской дочки более дело гусарское, нежели гражданское, что Чичиков не сделает этого, что бабы врут, что баба что мешок: что положат, то несет, что главный предмет, на который нужно обратить внимание, есть мертвые души, которые, впрочем, черт его знает, что значат, но в них заключено, однако ж, весьма скверное, нехорошее.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С.А.Есенин

Печальная береза

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А.А.Фет

Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом − снеговорот. Над каждой елью − белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

Н.Сладков «Круговерть»

Война закончилась давно, за полвека выросли и возмужали новые поколения. Прискорбно, однако, что человеческая память о ней не только сокращается в своих возможностях - подменяется как бы антипамятью, активно замещается в сознании пропагандистскими стереотипами. Да, мы победили коварнейшего врага немецкий фашизм, но имеем ли мы право забывать о цене нашей победы? Чем больше времени проходит с памятного мая 1945 года, тем больше вопросов выдвигает прошедшая война. Обесцениваются многие из, казалось бы, безусловных ценностей, возникают новые. Поколениям помоложе кажется, что для них наступило новое время, не связанное с проклятым прошлым, ставшим заслуженной участью их отцов и дедов. Но поостережемся с выводами. Все-таки многое в мире связано прочной бечевой, и, не распутав ее крепкие узлы, не очень-то продвинешься в счастливое будущее. Хотя история, как известно, ничему не учит, но и учиться у себя никому не воспрещает. Тому, конечно, кто хочет чему-нибудь научиться. Для прочих она - штука никчемная. В том числе и история прошлой большой и кровавой войны.

В.Быков «Цена прошедших боёв»



Предварительный просмотр:

Тесты по содержанию литературных произведений

Н.В.Гоголь «Заколдованное место» - 5 класс

1. С кем произошла необычная история?

А) с дьячком

Б) с дедом дьячка

В) с отцом дьячка

2. Что случилось однажды, когда герой пошёл плясать?

А) он упал

Б) его не слушались ноги

В) он провалился под землю

3. Где горела свеча?

А) на кладбище

Б) в церкви

В) в поле

4. Что нашёл герой?

А) мусор

Б) скелеты

В) клад

5. Что оказалось у героя, когда он вернулся домой?

А) котёл с золотом

Б) котёл с мусором

В) котёл с бриллиантами

И.С.Тургенев «Муму» - 5 класс

  1. С кем жила барыня?

А) с сыновьями

Б) одна с дворней

В) с мужем и детьми

  1. Кем стал работать Герасим?

А) пахал землю

Б) дворником

В) дворником и по ночам караулил дом

  1. Что решила сделать барыня с пьяницей Капитоном?

А) побить его

Б) женить на Таьяне

В) выгнать из дома

  1. Как Татьяна отделалась от Герасима?

А) притворилась хмельной

Б) убежала из дома

В) Герасим сам оставил её в покое

  1. Что нашёл Герасим, когда шёл вдоль реки?

А) котёнка

Б) щенка

В) деньги

  1. Почему у барыни однажды испортилось настроение?

А) она заболела

Б) Муму на неё грызнулась

В) Герасим ослушался барыню

  1. Куда  однажды пропала Муму?

А) убежала сама

Б) была поймана Степаном и продана

В) барыня её выгнала

  1. Кто утопил Муму?

А) Герасим

Б) Степан

В) барыня

  1. Куда зашёл Герасим и что делал перед тем, как утопить Муму?

А) зашёл к барыне

Б) погулял с Муму

В) зашёл в трактир и накормил собаку

10.Чем закончился рассказ?

А) Герасим по-прежнему жил у барыни

Б) Герасим вернулся к себе в деревню

В) Герасим завёл новую собаку

И.С.Тургенев «Бежин луг» - 6 класс

  1. Кем является герой – рассказчик?

А) рыбаком

Б) охотником

В) строителем

Г) учителем

  1. Сколько мальчиков встретил он у костра?

А) 4

Б) 5

В) 6

Г) 7

  1. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

А) о Бабе-Яге

Б) о водяном

В) о лешем

Г) о русалке

  1. Кто рассказал о Домовом?

А) Илюша

Б) Костя

В) Павлуша

Г) Федя

  1. Кто рассказал о водяном?

А) Илюша

Б) Костя

В) Павлуша

Г) Федя

  1. Кто рассказал о Васе, который утонул в реке?

А) Илюша

Б) Костя

В) Павлуша

Г) Федя

  1. Кто из мальчиков погиб?

А) Илюша

Б) Костя

В) Павлуша

Г) Федя

А.С.Пушкин «Дубровский» - 6 класс

  1. Как звали Троекурова?

А) Антон Пафнутьич

Б) Кирила Петрович

В) Андрей Гаврилович

  1. Троекуров в романе…

А) высокообразованный дворянин

Б) человек необразованный и грубый

В) получил блестящее образование в Петербурге

  1. Троекуров…

А) имел много крепостных

Б) был бедный, жил со старой няней

В) отпустил всех крепостных на волю

  1. Поместье Троекурова называлось…

А) Кистенёвка

Б) Покровское

В) Арбатово

  1. Как звали старогоДубровского?

А) Антон Пафнутьич

Б) Кирила Петрович

В) Андрей Гаврилович

  1. Поместье Дубровского называлось…

А) Кистенёвка

Б) Покровское

В) Арбатово

  1. Причина ссоры между Троекуровым и Дубровским?

А) наглая шутка псаря Парамошки

Б) право владения Кистенёвкой

В) зависть Дубровского

  1. Владимир Дубровский…

А) жил с отцом

Б) воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге

В) скрывался за границей

  1. Владимир приехал домой по просьбе няни и …

А) застал отца живым и здоровым

Б) нашёл отца больным и впавшим в детство

В) не застал отца в живых

10. Владимир Дубровский…

А) любил  Троекурова как родного отца

Б) боялся Троекурова

В) ненавидел Троекурова и хотел отомстить за смерть отца

11.Дефорж, появившийся в доме Троекуровых, это…

А) Владимир Дубровский

Б) настоящий француз-учитель

В) переодетый крепостной Дубровских

12. Свою  смелость Дефорж показал…

А) когда занимался с Машей

Б) спасением Троекурова

В) в случае с медведем

13. Маша не согласилась уехать с Дефоржем, потому что…

А) очень любила князя Верейского

Б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым

В) считала, что Дефорж не любил её

14. Дефорж в конце романа…

А) возвращается к своим разбойникам

Б) погибает от выстрела Верейского

В) навсегда оставляет шайку разбойников и сбегает за границу

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» - 5 класс

  1. Какое прозвище имел главный герой рассказа?

А) Ох ты!

Б) Ну тебя!

В) Я тебя!

  1. Какой масти был конь?

А) гнедой

Б) скакун

В) вороной

  1. Кто взял себе коня?

А) мельник

Б) Филька

В) солдат

  1. Что сделал Филька с куском хлеба, когда вышел к коню?

А) съел хлеб сам

Б) скормил коню

В) кинул хлеб в снег

  1. Что случилось после этого в природе?

А) началось потепление

Б) начался дождь

В) началась метель, и наступил сильный мороз

  1. Сколько лет назад такое же случилось в природе?

А) 100

Б) 200

В) 300

  1. Что придумал Филька?

А) решил ждать

Б) решил продолбить лёд на реке

В) решил задобрить коня

  1. Какую роль сыграла сорока в рассказе?

А) позвала тёплый ветер

Б) просто была рядом

В) прогнала стужу

  1. Что понёс Филька раненому коню?

А) воду

Б) сено

В) буханку свежего хлеба

  1. Что сделал конь в ответ?

А) убежал

Б) положил голову на плечо Фильке

В) не стал есть  хлеб

А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»

  1. Где обучался Алёша?

А) в школе

Б) в институте

В) в пансионе

  1. Что делал Алёша в свободное от учёбы время?

А) гулял

Б) читал книги

В) спал

  1. Как звали любимую курицу Алёши?

А) Чернавка

Б) Чернышка

В) Чернушка

  1. От чего спас Алёша курицу?

А) от смерти

Б) от другой курицы

В) от мальчишек

  1. Кого разбудил Алёша, когда отправился с курицей в подземное царство в первый раз?

А) собак

Б) рыцарей

В) учителя

  1. Разбудил ли Алёша кого-нибудь во второй раз?

А) да

Б) нет

  1. Что получил Алёша в подарок от подземных жителей?

А) конопляное семечко

Б) пшеничный колосок

В) подсолнечное семечко

  1. Какое обещание дал Алёша подземным жителям?

А) больше к ним не приходить

Б) никому о них не рассказывать

В) рассказать о них всем

  1. Выдал ли Алёша подземных жителей?

А) да

Б) нет

  1. Какое желание  загадал Алёша?

А) чтобы всегда были выучены уроки

Б) чтобы никогда не болеть

В) чтобы все были здоровы

  1. Как Алёшу наказали за хвастовство?

А) поставили в угол

Б) высекли

В) заперли в комнате

  1. Чем всё закончилось?

А) подземные жители остались с Алёшей

Б) подземные жители ушли в другое место

В) о подземных жителях узнали все

Н.В.Гоголь «Шинель» - 8 класс

  1. Фамилия главного героя?

А) Башмаков

Б) Башмачечкин

В) Башмачкин

  1. В честь кого  назвали главного героя?

А) отца

Б) святого Акакия

В) деда

  1. Сколько было главному герою лет?

А) 40

Б) за 60

В) за 50

  1. Как фамилия  портного,  к которому Акакий Акакиевич отнёс старую шинель?

А) Петрович

Б) Иваныч

В) Гаврилыч

  1. Где у героя украли шинель?

А) в гостях

Б) на улице

В) на работе

  1. Причина смерти главного героя?

А)  он заболел

Б) его избили

В) у него украли шинель

  1. Где появлялся дух главног героя?

А) у Калинкина моста

Б) на сельском пустыре

В) у Соснового мостика

Басня как литературный жанр – 5 класс

  1. В какой форме могут быть написаны басни?

А) только прозой

Б) только  стихом

В) и прозой и стихом

  1. Из скольки частей состоит басня?

А) 3

Б) 2

В) 1

  1. Как называется главная мысль в басне?

А) олицетворение

Б) мораль

В) аллегория

  1. Как называется троп – перенос качества живого на неживое?

А) олицетворение

Б) мораль

В) аллегория

  1. Когда под каким-либо образом  подразумевается  качество или свойство предмета, это…

А) олицетворение

Б) мораль

В) аллегория

  1. Главное назначение басни?

А) рассказать о животных

Б) высмеять пороки людей

В) рассказать об исторических событиях

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - 7 класс

  1. Какая основная тема поэмы?

А) любви

Б) свободы

В) дружбы

Г) природы

  1. Кто главный герой произведения?

А) монах

Б) пленный юноша

В) генерал

Г) грузинка

  1. Основной жанр произведения?

А) сказочная поэма

Б) повесть

В) поэма-исповедь

Г) стихотворение

  1. Где Мцыри чувствовал себя свободным?

А) в монастыре

Б) в саду

В) на природе

Г) рядом с монахом

  1. С кем борется Мцыри?

А) с тигром

Б) со львом

В) с барсом

Г) со змеёй

  1. Что для Мцыри было свободой?

А) монастырь

Б) Родина

В) горы

Г) озеро

  1. Для чего Лермонтов использует монолог?

А) чтобы рассказать о детстве Мцыри

Б) чтобы показать отношения с монахом

В) чтобы показать внутренний мир героя

Н.В.Гоголь «Ревизор» - 8 класс

  1. Кто дал сюжет для произведения?

А) М.Ю.Лермонтов

Б) А. С.Пушкин

В) И.С.Тургенев

  1. Кто сообщает, что должен приехать Ревизор?

А)  Ляпкин-Тяпкин

Б) Чмыхов

В) Сквозник-Дмухановский

  1. Кто берёт взятки борзыми щенками?

А) Добчинский

Б) Ляпкин-Тяпкин

В) Хлестаков

  1. Как звали слугу Хлестакова?

А) Мишка

Б) Иван

В) Осип

  1. Где происходит знакомство городничьего и Хлестакова?

А) на квартире

Б) в гостинице

В) в трактире

  1. Куда приглашают Хлестакова?

А) в самую лучшую гостиницу

Б) в ресторан

В) домой к городничьему

  1. На кого обращает внимание Хлестаков в доме  городничьего?

А) на Марью Антоновну

Б) на Анну Андреевну

В) на обеих

  1. Что дают Хлестакову все действующие лица?

А) деньги

Б) поесть

В) каждый что-то особое

  1. Кого высек городничий?

А) слугу

Б) унтер-офицерову вдову

В) слесаршу

  1.  Куда Хлестаков пишет письмо о том, что с ним произошло?

А) отцу в деревню

Б) в Москву другу

В) в Петербург  Тряпичкину

  1. Кому делает предложение Хлестаков?

А) Марье Антоновне

Б) Анне Андреевне

В) никому

  1.  Кем мечтает стать городничий?

А) купцом

Б) генералом

В) министром

  1. Кто сообщает, что  ревизор ненастоящий?

А) почтмейстер

Б) Бобчинский и Добчинский

В) Лука Лукич

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - 9 класс

  1. Как звали главную героиню повести?

А) Элоиза

Б) Лиза

В) Луиза

  1. Кто обеспечивал семью?

А) главная героиня, так как отец умирает

Б) отец героини

В) мать героини

  1. Зачем героиня поехала в Москву?

А) чтобы наняться на работу

Б) чтобы встретиться с юношей

В) чтобы продать  цветы

  1. Как звали молодого человека, с которым познакомилась героиня?

А) Эраст

Б) Эрнест

В) Эрнель

  1. Как развивались их отношения?

А) они начали встречаться

Б) юноша сначала пришёл в гости к девушке, а затем они начали встречаться

В) они не встречались, так как матушка была против их отношений

  1. Куда пропадает юноша?

А) женится на другой

Б)  уезжает в армию

В) уезжает в армию, а затем женится на богатой вдове

  1. Заветное желание матери девушки - …

А) чтобы она вышла замуж за героя

Б) чтобы вышла замуж за богатого крестьянина из соседней деревни

В) чтобы никогда не выходила замуж и жила с ней

  1. Что стало с героиней?

А) она вышла замуж

Б) она осталась жить с матерью

В) она утопилась

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - 9 класс

  1. Годы жизни поэта?

А) 1798-1837

Б) 1799-1837

В) 1737-1899

Г) 1799-1816

  1. Тенденция развития каких литературных направлений отразилась в творчестве Пушкина?

А) сентиментализм и романтизм

Б) романтизм и реализм

В) сентиментализм и классицизм

В) классицизм и реализм

  1. Годы создания произведения «Евгений Онегин»?

А) 1820-1830

Б) 1823-1831

В) 1800-1820

Г) 1830-1840

  1. Сколько полных глав в поизведении?

А) 7

Б) 8

В) 9

Г) 10

  1. Жанр произведения?

А) роман

Б) роман в стихах

В) повесть

Г) роман-эпопея

  1. Почему В.Г.Белинский называет «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»?

  1. Укажите строки, котрые открывают первую главу?

А) Не мысля гордый свет забавить…

Б) Мой дядя самых честных правил…

В) Чем меньше женщину мы любим…

Г) Зима! Крестьянин, торжествуя…

  1. Каков финал произведения?

А) свободный

Б) законченный

В) непонятный

Г) понятный

  1. Укажите приём, на котором основана система персонажей

Онегин – Татьяна

Онегин – Ленский

Онегин – высший свет

Ольга – Татьяна

Татьяна – барышни

А) метафора

Б) антитеза

В) гипербола

Г) литота

  1. В «Онегинской строфе»…

А) 12 строк

Б) 10 строк

В) 14 строк

Г) 8 строк

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - 9 класс

  1. Печорина зовут?

А) Григорий Александрович

Б) Григорий Алексеевич

В) Григорий Андреевич

  1. Сколько лет Печорину?

А) 20

Б) 25

В) 30

  1. Кем является по своему социальному положению Бэла?

А) княжна

Б) крестьянка

В) графиня

  1. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

А) на прогулке

Б) на балу

В) на свадьбе

  1. Как ховут брата Бэлы?

А) Казбич

Б) Терке

В) Азамат

  1. Что не делал  Печорин, когда ухаживал  за Бэлой?

А) дарил цветы

Б) гулял с ней в крепости

В) помогал учить русский язык

  1. Кто Бэла по национальности?

А) татарка

Б) грузинка

В) черкешенка

  1. Как Казбичу удалось похитить Бэлу?

А) Азамат помог выманить сестру

Б) Бэла вышла из стен крепости к реке

В) Казбич выкрал девушку ночью из крепости

  1. Как заканчивается глава «Бэла»?

А) смертью Бэлы

Б) прощанием дорожного офицера с Максим Максимычем

В) уездом Печорина из крепости

  1. Воинское звание Максим Максимыча?

А)  штабс-капитан

Б) штабс-лейтенант

В) майор

  1. Почему Печорин оказался в домике контрабандистов?

А) он захотел переночевать у моря

Б) не было свободных квартир

В) он решил разобраться, что за люди здесь живут

  1. Как звали слепого мальчика?

А) Янко

Б) Иванко

В)  имя не названо

  1. Почему Ундина решила утопить Печорина?

А) он приставал к ней днём

Б) он  узнал о контрабанде

В) он видел её ночью на берегу моря с мальчиком и контрабандистами

  1. Какова судьба Ундины?

А) она уплывает вместе с контрабандистом

Б) она погибает в море

В) Печорин разоблачил её

  1. Кто был медиком в произведении?

А) Вернер

Б) Вера

В) Грушницкий

  1. Почему Печорин добивается любви Мэри?

А) чтобы разозлить Грушницкого

Б) сам не знает зачем

В) чтобы развлечься

  1. Как Печорин узнал о поединке?

А) сказал Грушницкий

Б) Печорин узнал от Мэри

В) Печорин подслушал разговор

  1. Каким эпизодом заканчивается  глава «Княжна Мэри»?

А) отъезд Веры из города

Б) встреча – объяснение Веры с Печориным

В) отъезд Печорина из Кисловодска



Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы

Класс

Предмет

Раздел

Тема

ИКТ

5 класс

Русский язык

Язык и общение

Повторение

Синтаксис. Пунктуация

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/9547-rech-i-obschenie.html

https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-russkomu-jazyku/9826-bukvy-u-i-a-posle-shipyaschih-5-klass.html

            http://www.myshared.ru/slide/411478/

Презентация «Обращение»

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/1545-obraschenie.html

Литература

Русские народные сказки

М.В.Ломоносов

Презентация «Сказка как вид русского народного творчества»

http://prezentacii.com/literatura/9879-skazka-kak-vid-narodnogo-tvorchestva.html

Презентация «Биография М.В.Ломоносова»

http://all-biography.ru/prezentaciya/lomonosov-biografiya

6 класс

Русский язык

Язык. Речь. Общение

Повторение

Текст

Лексика

Презентация «Язык и речь. Общение»

http://pwpt.ru/presentation/russkiy_yazyik/yazyik_i_rech_obschenie/

Презентация «Прямая речь. Диалог»

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prjamaja-rech-dialog.html

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/urok-russkogo-jazyka-klass-samostojatelnaja-rabota-s-tekstom.html

Презентация на тему «Лексика»

http://www.myshared.ru/slide/1232461/

Литература

Древнерусская литература

Теория литературы

Презентация «Возникновение Древнерусской литературы»

http://5klass.net/literatura-6-klass/Vozniknovenie-drevnerusskoj-literatury.html

8 класс

Русский язык

Синтаксис. Пунктуация

Культура речи

Презентация «Тире между подлежащим и сказуемым» https://infourok.ru/user/kalmina-tatyana-vladimirovna

Презентация «Способы выражения подлежащего» https://infourok.ru/user/kalmina-tatyana-vladimirovna

Презентация «Случаи согласования подлежащего со сказуемым» https://infourok.ru/user/kalmina-tatyana-vladimirovna

Презентация «Типы сказуемых» https://infourok.ru/user/kalmina-tatyana-vladimirovna

            Презентация «Памятники культуры»

http://prezentacii.com/mhk/3006-arhitekturnye-pamyatniki-rossii.html

Литература

А.С.Пушкин

Презентация  «Пушкин и история»

http://ppt4web.ru/literatura/as-pushkin-i-istorija.html

 http://public-library.narod.ru/.

 http://www.feb-web.ru .

 http://www.bibliogid.ru/.

 http://www.likt590.ru/project/museum/.

 http://pisatel.org/old/

 http://www.rvb.ru/.

 http://ege.edu.ru/.

 http://gia.edu.ru/.

 http://schools.dnevnik.ru.

 http://www.openclass.ru.

 http://www.gramota.ru.

 http://pedsovet.org.

http://qps.ru/c5trH



Предварительный просмотр:

  1. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастный оборот, обозначьте определяемое слово, выделите суффиксы причастий, напишите, какое причастие: действительное или страдательное, обозначьте время, вид, род, число, падеж

  1. Бабочки привлечённые светом кружились под потолком.
  2. Лёгкий ветер шевелил густые травы пестревшие разноцветными головками.
  3. Приученные к работе слоны становятся прекрасными помощниками человеку.
  4. Люди занимающиеся ловлей слонов используют для охоты длинные верёвки.

  1. Вставьте пропущенные буквы

(Не) прикрытая дверь, (не) закрытая мною дверь, (не)придуманное, а взятое из книги предложение, задача (не) решена, (не) убранная постель,  волосы (не) подстрижены, (не)скошенные луга, (не) выписанный врачом рецепт, рва(н,нн)ое платье, поджаре(н,нн)ое мясо, кипячён(н,нн)ый чай, рассыпа(н,нн)ый мел, краше(н,нн)ые  в парикмахерской волосы, краше(н,нн)ые волосы, маринова(н,нн)ые грибы, печё(н,нн)ые яблоки.

  1. Выполните морфологический разбор причастий

Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает.

Капающая из крана вода стала раздражать мальчика.



Предварительный просмотр:

  1. Теоретический диктант в 7 классе по теме «Причастие»

  1. Причастие -  это самостоятельная часть речи, которая…
  2. Причастие имеет грамматические признаки от…..
  3. Причастия, обозначающие признак, который возник в результате действия самого предмета, называются…
  4. Причастия, обозначающие признак, который возник у предмета под действием другого  предмета, называются…
  5. Суффиксы  -ущ-ющ-  в причастии пишутся, если…
  6. Суффиксы  -ащ-ящ-  в причастиях пишутся, если…
  7. В полных причастиях  пишется…, а в кратких  причастиях  пишется…
  8. Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?
  9. Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
  10.  Причастный оборот – это…
  11. Причастный оборот выделяется запятыми, если
  12. Причастный оборот не выделяется, если…



Предварительный просмотр:

 Кроссворд по предмету русскому языку - на тему 'Части речи'

По горизонтали
4. Часть речи, которая обозначает действие предмета
6. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет? 8. Часть речи, которая обозначает предмет
9. Существительные бывают собственными и … 
10. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает
13. Служебная часть речи, не употребляется самостоятельно,  всегда относится к какому-нибудь существительному
14. Морфема, которая служит для образования новых слов

По вертикали
1. Как правильно: одеваться или одеватся. 
2. Часть речи, которая обозначает признак предмета 
3. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что? 
5. Как правильно: лицей или лецей?
7. Основная часть слова 
11. Часть речи, обозначающая признак действия 
12. Буквы, которые поются 

Снег медленно опускаясь на землю покрывает всё сплошной пеленой.

Деревья погружённые в сон утопают в сугробах.

Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.

Засыпанный снегом лес словно замер.

Небо покрывается тучами  приобретая грозный вид.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий

  1. Задев ветку, она медленно закачалась.
  2. Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
  3.  Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.

Тест

I. Найдите предложения с причастным оборотом:

  1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
  2. Река, загромождённая белым торосом, слегка искрилась.
  3. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
  4. Комья снега, лежащие на ветвях, давили их книзу.

II. Найдите предложения с деепричастным оборотом:

  1. Едва осветив снега, день быстро уходил в сумерки.
  2. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями.
  3. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.
  4. Давно запряжённые кони продрогли в снегу.

III. Найдите предложения с причастным оборотом:

  1. В застывшем небе гасло последнее облачко, освещённое холодным закатом.
  2. Лиса роется в снегу, разбрасывая вокруг снежную пыль.
  3. Набуянившись за ночь, лес затих, поникнув ветвями сосен.
  4. Слепит глаза морозный жгучий день, рассыпавший скрипучие сугробы.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом:

  1. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
  2. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки.
  3. Пушистые снежинки, легко порхая и кружась, опускались на землю.
  4. Небеса рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением.