«Программа занятий по психологической коррекции состояния страхов и тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» 2016 г.
Данная компилированная программа имеет коррекционно- развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок: Алябьевой Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; Чистяковой М.И. «Психогимнастика»; Хухлаевой О.В. «Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте»; Н.В. Клюевой, Н.В.Устиленцевой «Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста.
Цель программы: индивидуальная коррекция страхов и повышенного уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить родителей информацией об источниках тревожности и страхов и способах самопомощи.
- Обучить родителей способам преодоления страхов и повышенной тревожности у детей.
4.Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игровому проигрыванию своих переживаний. Коррекционно-развивающие:
- Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
- Снизить уровень личностной и ситуативной тревожности
- Уменьшить количество страхов
- Гармонизировать самооценку и уровень притязаний ребенка (повысить уверенность в себе у детей).
- Развить навыки саморегуляции и эффективного поведения в ситуациях, провоцирующих тревогу.
Воспитательные:
- Сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, повысить уровень принятия его личностных особенностей
- Воспитать у ребенка и родителей интерес к внутреннему миру, позитивное отношения к себе и окружающим.
Предполагаемые результаты:
- понижение уровня тревожности ребенка
- снятие мышечного напряжения
- снижение количества и устранение имеющихся страхов.
- обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения
- расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций. Методологически данная программа опирается на работы Л.С
Выготского о переходных возрастных кризисах, в период которых появляются качественно новые изменения (новообразования), необходимые для развития личности; на работы А. Бодалева, В. Столина о стилях поведения в конфликтах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 120.69 КБ |
korrektsiya_strahov_i_trevozhnosti_detey_5-7_let_.docx | 155.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проблемы.
- Основные цели и задачи программы.
- Цель, задачи.
- Структура программы
- Структура занятий
III Требования к реализации программы.
- Предполагаемые результаты
- Оценка достижения планируемых результатов.
- Основные материалы и оборудование. IV. Тематический план.
Список литературы
Приложение №1. Конспекты занятий. Приложение №2. Диагностический инструментарий. Приложение №3. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в Центре.
I. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проблемы.
В настоящее время при смене социальной ситуации развития детей, когда зачастую в семье воспитывается только один ребенок, когда дети воспитываются только одним родителем, когда нет поддержки со стороны старшего поколения, когда возрастает неуверенность и тревога самих родителей, увеличивается число детей, имеющих психологические проблемы. Все чаще к нам обращаются родители, воспитатели, учителя детей, имеющих либо высокий уровень тревожности, различные страхи и невротические реакции, либо высокий уровень агрессивности, конфликтности, что является свидетельством о психологическом нездоровье. Ведь психологическое здоровье - одно из важных характеристик в развитии ребенка, необходимых для успешной адаптации и социализации его в обществе. При нормальном развитии ребенок должен уметь не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать ее в соответствии со своими потребностями. На пути поиска этого хрупкого баланса ребенок проходит через ряд внутриличностных конфликтов. При успешном разрешении внутриличностного конфликта приобретается что-то новое, что способствует успешной адаптации и социализации (конструктивный внутриличностный конфликт). При неуспешном разрешении
внутриличностного конфликта (деструктивный внутриличностный конфликт) повышается уровень тревожности. Ролло Мэй пишет: «При постоянном неразрещенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта и тогда проявляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт».
Страхи - это проявления в поведении ребёнка его внутриличностного конфликта. При такой форме проявления внутриличностного конфликта ребёнок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность такого поведения проявляется в ригидности, в результате его ребёнок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.
Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, о неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность и новизна темы:
В современных условиях проблема коррекции детской тревожности становится все более актуальной. Это обусловлено увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали. Исследования показывают значительное негативное влияние этого состояния на поведение, особенности восприятия себя и окружающих, успешность в общении и деятельности. Работа с личностной тревожностью является профилактической развития невротических состояний и социальной дезадаптации у детей и подростков.
Новизна программы заключается в возможности ее индивидуальной направленности в сочетании с работой с родителями, т.к. при серьезных нарушениях эмоционально-волевой и коммуникативной сферы групповая работа может быть не только неэффективна, но и опасна.
Индивидуальная психологическая коррекция выбирается в следующих случаях:
- если проблемы ребенка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;
- если ребенок отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;
- если у ребенка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.
Индивидуальная форма психологической коррекции в основном используется в работе с детьми, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений: тяжелые формы психического недоразвития, выраженные парциальные формы задержанного развития, глубокие аффективные нарушения у детей с дисгармоничным, искаженным и поврежденным развитием. В нашем случае индивидуальные занятия проводятся с детьми с высоким уровнем личностной тревожности и страхами.
Данная компилированная программа имеет коррекционно- развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок: Алябьевой Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; Чистяковой М.И. «Психогимнастика»; Хухлаевой О.В. «Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте»; Н.В. Клюевой, Н.В.Устиленцевой «Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста.
Основополагающими нормативно-правовыми документами при составлении программы явились:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Адресность:
«Программа занятий по психологической коррекции состояния страхов и тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста» рассчитана на детей 5-7 лет с повышенным уровнем тревожности, наличием страхов, неуверенности в себе.
Цель программы: индивидуальная коррекция страхов и повышенного уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить родителей информацией об источниках тревожности и страхов и способах самопомощи.
- Обучить родителей способам преодоления страхов и повышенной тревожности у детей.
4.Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игровому проигрыванию своих переживаний. Коррекционно-развивающие:
- Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
- Снизить уровень личностной и ситуативной тревожности
- Уменьшить количество страхов
- Гармонизировать самооценку и уровень притязаний ребенка (повысить уверенность в себе у детей).
- Развить навыки саморегуляции и эффективного поведения в ситуациях, провоцирующих тревогу.
Воспитательные:
- Сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, повысить уровень принятия его личностных особенностей
- Воспитать у ребенка и родителей интерес к внутреннему миру, позитивное отношения к себе и окружающим.
Принципы работы:
- Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.
- Принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия.
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Форма занятий: групповая
Режим занятий:
Данная программа имеет коррекционную направленность и рассчитана на 18 занятий. Длительность одного занятия для ребенка дошкольного возраста составляет 60 минут с динамической паузой. Частота встреч - 1 раз в неделю.
- Основная коррекционная работа - 20 минут.
- Игровая деятельность под наблюдением педагога - 5 минут.
- Основная коррекционная работа - 20 минут.
- Свободная игровая деятельность под наблюдением педагога - 7 минут.
5. Завершение занятия, подведение итогов, беседа с родителями по
результатам занятия и домашнему заданию - 8минут.
Занятия предполагают индивидуальную работу с ребенком по коррекции страхов, повышенного уровня тревожности, но возможна работа и в малых группах. Стоит отметить, что при работе со страхами необходима психологическая помощь и родителям. Выявление возможных причин появления деструктивного внутриличностного конфликта и факторов его усугубляющих. В связи с этим, родители могут получить индивидуальные консультации и рекомендации по оптимизации отношений с ребенком и влиянию негативных факторов.
До начала реализации программы дети проходят индивидуальную диагностику по следующим методикам (Приложение №2):
- Анкетирование родителей (оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу по А. И Захарову
- Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
- Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
- Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках" М.А. Панфиловой
На основе диагностики психологом определяются особенности индивидуальной работы с ребенком.
Требования к результату усвоения программы
Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система занятий предназначена для коррекции страхов у детей, не имеющих серьезных отклонений в развитии (нарушение интеллектуальной деятельности, задержка психического развития, искаженное развитие).
Данная программа предназначена для педагогов-психологов, работающих как в коррекционно-развивающих, так и в общеобразовательных учреждениях.
Предлагаемая программа построена таким образом, что любое изменение упражнений их выключение может привести к изменению структуры программы и как следствие, к снижению эффективности достижения поставленных задач.
В то же время, работа с аффективной сферой личности ребёнка при необходимости допускает увеличение часов работы по основным темам (в зависимости от динамики и интенсивности изменений эмоциональных переживаний и реакций ребёнка).
Предполагаемые результаты:
- понижение уровня тревожности ребенка
- снятие мышечного напряжения
- снижение количества и устранение имеющихся страхов.
- обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения
- расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций. Методологически данная программа опирается на работы Л.С
Выготского о переходных возрастных кризисах, в период которых появляются качественно новые изменения (новообразования), необходимые для развития личности; на работы А. Бодалева, В. Столина о стилях поведения в конфликтах.
Оценка достижения планируемых результатов
Представленная программа направлена на нормализацию эмоционально - аффективной сферы ребенка, снятие внутриличностного конфликта, что, в свою очередь, ведет к исчезновению страхов (или достаточному их снижению), тревожности, внутренней напряженности. Кроме того, проведение занятий способствует повышению самооценки ребенка и укреплению его «Я», что обеспечивает более успешную адаптацию ребенка в окружающей среде.
Таким образом, проводимая коррекционная работа способствует обеспечению полноценного психологического здоровья ребенка, как участника образовательного процесса, что является основной целью психолого -педагогического сопровождения.
Контрольная диагностика позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Прослеживаются изменения по всем параметрам : внешние проявления тревожности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и учителей.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение уровня тревожности;
- снижение количества страхов;
- умение решать проблемные ситуации;
- повышение коммуникативных навыков;
Формы и методы контроля
Наблюдение
Качественная оценка продукта арт-терапевтических и игровых техник Диагностическое обследование в начале работы - проведение тестирования согласно календарному плану
Диагностическое обследование в конце работы - проведение тестирования согласно календарному плану
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов/тем | Всего | В том числе | Форма контроля | |
занятий | часов | теории | практики | ||
1. | «Первичная Диагностика» | 1 | 0,5 | 0,5 | диагностическое обследование |
I | Аффективная стимуляция страха | - | |||
2. | «Моё имя» | 1 | - | 1 | наблюдение |
3. | «Баба-яга» | 1 | - | 1 | наблюдение |
4. | «Воздушный бой» | 1 | - | 1 | наблюдение |
II | Актуализация страха | наблюдение | |||
5 | «Чего я боялся...» | 1 | - | 1 | наблюдение |
6. | «Расскажи о своих страхах» | 1 | - | 1 | наблюдение |
7. | «Чужие рисунки» | 1 | - | 1 | наблюдение |
8. | «Я любимый» | 1 | - | 1 | наблюдение |
III | Коррекция страха | ||||
9. | «Дневник моего настроения» | 1 | - | 1 | наблюдение |
10. | «Я хороший». | 1 | - | 1 | наблюдение |
11. | «Азбука страхов» | 1 | - | 1 | наблюдение |
12. | «Я - смелый» | 1 | - | 1 | наблюдение |
13. | «Сказочное путешествие» | 1 | - | 1 | наблюдение |
14. | «Вот они какие, наши страхи» | 1 | - | 1 | наблюдение |
IV | Укрепление «Я» ребенка | ||||
15. | «Я не боюсь.» | 1 | - | 1 | наблюдение |
16. | «Я умею.» | 1 | - | 1 | наблюдение |
17. | «Мои подвиги» | 1 | - | 1 | наблюдение |
18. | Контрольная диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | диагностическое обследование |
Итого | 18 | 1 | 17 |
Содержание разделов программы: см. приложение № 1 Методическое обеспечение программы
Каждое коррекционное занятие состоит из трёх блоков.
- БЛОК упражнений направлен на создание положительного эмоционального настроя, повышение самооценки ребёнка.
- БЛОК - основной направлен на непосредственную работу со страхами.
- БЛОК - завершающий направлен на полное расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.
Непосредственно работа со страхами (2 блок) строится по следующим этапам, предложенным О. Хухлаевой:
- этап - аффективная стимуляция ребёнка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребёнком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Данная задача может реализовываться через следующие упражнения: «Петушиный бой», «Кто больше», «Воздушный бой», «Злюки» и другие.
Для детей, не умеющих проявлять агрессивные реакции, можно вводить упражнения на проигрывание непослушных, невоспитанных учащихся.
- этап - включает в себя актуализацию страха (выражение в любой форме). То есть нужно создать возможность для проявления страха (вербально или не вербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха. Данная задача может реализовываться через следующие упражнения: «Дом ужасов», «Альбом страхов», «Чего я боялся, когда был маленьким».
- этап - коррекционный блок должен помочь ребёнку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразование их - например, через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.
Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на 2 группы:
- идентификация с объектом (можно использовать следующие упражнения: игра «Маски».
- дистанциирование от него.
Дистанциирование в свою очередь может осуществляться следующими способами:
- через гротескизацию - усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным (можно использовать прием сочинения
- страшной сказки с веселым окончанием.
- через создание ситуации сопереживания страшному герою
- этап - коррекции направлен на усиление «Я» ребёнка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребёнка для преодоления стрессовых ситуаций.
Упражнения 2 блока (коррекция страхов) начинаются с упражнений направленных на снятие различных мышечных зажимов, обеспечение регуляции мышечного тонуса. Задания в каждом из занятий можно адаптировать по степени сложности в зависимости от возраста. Упражнения
в программе можно заменять или дополнять, но таким образом, чтобы они не противоречили концепции построения данной программы. (Приложение №1)
Основные материалы и оборудование:
- Краски, фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, клей, кисточки
- Стол
- Игрушки, игровое оборудование
- Диван или удобное кресло
- Магнитофон
Календарный план
№ п/п | Тема | Основная цель | Количество занятий | Количество часов |
1. | Диагностика уровня и количества страхов | Инструктаж по технике безопасности и Правилам поведения в Центре. Выявление уровня страха на момент первичной диагностики | 1 занятие | 1 час |
1 | Аффективная стимуляция страха | Аффективная стимуляция ребёнка, или повышение его психического тонуса | 2 - 4 занятия | 2 часа |
2 | Актуализация страха | Создание возможности для проявления страха с помощью различных средств. | 5 - 8 занятие | 4часа |
3 | Коррекция страха | Символическое уничтожение страха | 8 занятие | 1 час |
Преобразование страха через:
несвойственных, непривычных характеристик
| 9 - 14 занятия | 6 часов 2 часа 2 часа 1 час 1 час | ||
4 | Укрепление «Я» ребенка | Стимуляция собственных возможности ребёнка для преодоления стрессовых ситуаций | 15 - 17 занятия | 3 часа |
Контрольная диагностика | Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики. | 18 занятие | 1 | |
Всего | 18 занятий | 18 часов |
Литература:
- Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
- Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
- Клюева Н.В., Устиленцева Н.В. «Программа коррекции личностно- эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста», Ярославль, 1995 г.
- Коломинский Я.Л, Панько Е.А. «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» Минск,1997 г.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
- Леви В. «Ближе к телу», М., 2003 г.
- Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., «Школа- Пресс», 1996.
- Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5
- Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
- Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие. Тренинги социальных навыков», Ярославль, 2001 г.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы», М. 2004 г.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика/Под редакцией М. И. Буянова. - 2-е изд.-М: Просвещение: Владос, 1995.
Литература для родителей:
- Винникотт Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2003
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М.: Издательство: Знание, 1992
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
5. Эда Ле Шан. Мудрая книга для умных родителей. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009