Коррекционно-развиваюшая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию коммуникативных навыков «Вместе весело шагать...» 2016 г.
Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей младшего школьного возраста. Программа составлена на основе разработок: Короткой Е.В. «Коррекционно- развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе»; Хухлаевой О.В. уроки психологии, направленные на формирование психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему Я»; Сартан П.Н.. тренинг самостоятельности у детей психологические игры и упражнения; Фоппель К« Как научить детей сотрудничать?»; Чистяковой М. И.«Психогимнастика»,
Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 7-11 лет, с трудностями:
- во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний.
- во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п.
- во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.
Цель - формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме у детей младшего школьного возраста
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи: Коррекционно-развивающие:
- формирование уважительного отношения к собеседнику;
- снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности
- развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения;
- развитие навыков совместной деятельности в коллективе, доброжелательного отношение друг к другу.
- развитие внутренней активности детей, уверенности в себе. Воспитательные:
- Адаптация ребенка в коллективе сверстников.
- Формирование нравственных и моральных норм поведения.
- Формирование интеллектуальной деятельности, стиля поведения и расширение коммуникативных способностей
Обучающие:
1. Формирование умений работать в организованном учебном пространстве - следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму. Адресат: программа адресована учащимся 1-4 классов (детям в возрасте от 7 до 11 лет).
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:
- Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
- Снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Контрольная диагностика позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Прослеживаются изменения по всем параметрам : внешние проявления тревожности, агрессивности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_veselo_shagat.docx | 131.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.ru/ gppc@edu.mos.ru
«РЕКОМЕНДОВАНО»
Председаталь научно - методического совета
«УТВ Директор
Л.Е.Олтаржевская
15.09.2016 г. /
Ушакова Е.В
15.09. 20 16 г.
Коррекционно-развиваюшая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию коммуникативных навыков «Вместе весело шагать...»
Составитель: Титова М.С.
Утверждено научно-методическим советом ГБУ ГПЦЦ ДОгМ
Протокол №01 от 15.09.2016
Москва 2016
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Введение
- Актуальность программы
- Принципы реализации программы
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Адресат
- РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
- Форма взаимодействия
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- Условия реализации
- Оценка достижения планируемых результатов
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Приложение «Конспекты занятий»
- Приложение «Диагностические материалы»
- Приложение «Сборник физминуток для начальной школы»
- Приложение « ПРАВИЛА общения в нашей группе»
- Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в Центре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
Введение
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии школьника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, педагогами, детьми в
межличностном взаимодействии. В связи свыше сказанным необходимо создание действенной программы по развитию коммуникативных навыков у школьников.
Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей младшего школьного возраста. Программа составлена на основе разработок: Короткой Е.В. «Коррекционно- развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе»; Хухлаевой О.В. уроки психологии, направленные на формирование психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему Я»; Сартан П.Н.. тренинг самостоятельности у детей психологические игры и упражнения; Фоппель К« Как научить детей сотрудничать?»; Чистяковой М. И.«Психогимнастика»,
Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 7-11 лет, с трудностями:
- во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний.
- во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п.
- во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.
Актуальность программы
Младший школьный возраст - один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его. И, если проблемы в знаниях можно в последствие восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
К возрастным особенностям детей младшего школьного возраста относятся следующие:
- возрастная мотивационная непоследовательность ребенка;
- нестабильность и непрогнозируемость поведения;
- неадекватное влияние оценок личности ребенка, а также отрицательных замечаний;
- недостаточнаясформированность рефлексии, связанной со сферой самосознания;
- эмоциональная возбудимость, интенсивность и непосредственность эмоционального реагирования на внешние события.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном "Я" ребенка. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми), поэтому такие игры, как "Летел лебедь", "Мяч по кругу" и др. используются в программе не в традиционном варианте, а модифицированном.
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина и др.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Таким образом, трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в образовательной работе с детьми необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.
Основополагающими нормативно-правовыми документами при
составлении программыявились:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Устав образовательной организации.
Принципы реализации программы:
- Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
- Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
- Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.
- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа представляет собой систему групповых занятий, которая включает: социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказки, групповые дискуссии.
Цель - формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме у детей младшего школьного возраста
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи: Коррекционно-развивающие:
- формирование уважительного отношения к собеседнику;
- снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности
- развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения;
- развитие навыков совместной деятельности в коллективе, доброжелательного отношение друг к другу.
- развитие внутренней активности детей, уверенности в себе. Воспитательные:
- Адаптация ребенка в коллективе сверстников.
- Формирование нравственных и моральных норм поведения.
- Формирование интеллектуальной деятельности, стиля поведения и расширение коммуникативных способностей
Обучающие:
1. Формирование умений работать в организованном учебном пространстве - следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму. Адресат: программа адресована учащимся 1-4 классов (детям в возрасте от 7 до 11 лет).
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:
- Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
- Снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости.
Форма занятий: групповая.
Реализация и продолжительность программы: занятия можно проводить как на базе ГППЦ, так и в образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, школы-интернаты, спецшколы, гимназии и лицеи).
Программа рассчитана на 18 занятий или 36 занятий. Продолжительность занятий зависит от результатов диагностического и контрольного обследования и успешности освоения ребенком программы.
Требования к результату усвоения программы:
Ребенок овладевает приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Знакомится с приёмами и способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, и учится правильно их применять. Формируется способность управлять своим поведением и способами общения.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Контрольная диагностика позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Прослеживаются изменения по всем параметрам : внешние проявления тревожности, агрессивности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и учителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
- Вводная часть «Приветствие» (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия). Целью вводной части является эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения и скованности в поведении. 5мин.
- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике). 20 мин.
Физминутка (представляет собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений, а также упражнения для глаз, спины, рук.)Целью физминутки является восстановление физических и духовных сил учащихся. 10мин (Приложение № 9)
- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике). 20мин.
- Заключительная часть «Ритуал прощания». Целью заключительной части является подведение итогов занятия, выделение наиболее успешных ребят, их поощрение за старания, пожелание приятного друг другу. 5 мин.
Условия реализации:
Данная программа включает в себядва блока корреционно-развивающих занятий:
- блок основной
Состоит из 16-ти коррекционных занятий по 60 минут с динамической паузой, и 2-х диагностических занятий по 60 минут (первичная и контрольная диагностика). Продолжительность занятий зависит от результатов контрольной диагностики.
- блок закрепляющий:
Состоит из 18коррекционных занятий, которые могут пересекаться с упражнениями из 1 -го блока.
Режим проведения
Форма проведения: групповая 6-8 чел Адресат: младшие школьники 7-11 лет
Занятия | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Периодичность занятий | Кол-во часов в год |
1 блок | 1 час | 1 раз | Сентябрь - январь | 18 |
2 блок | 1 час | 1 раз | Февраль - май | 18 |
на протяжении всей коррекционно-развивающей работы проводится консультирование родителей по возникшим вопросам.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
До начала реализации программы проводится диагностика (индивидуальная/ групповая) по выявлению уровня тревожности, самооценки и тенденции к агрессии. Педагог подбирает диагностику из перечня представленных в программе методик, основываясь на возраст детей, и не использует весь перечень методик для одной возрастной группы
Материалы по диагностике
7-8 лет | 9-11 лет |
Методика «Нарисуй себя» | Методика С. В. Ковалева |
Анкета «необитаемый остров» | Методика «Шкала тревожности» Кондаша, |
Методика «Рисунок несуществующего животного» | Методика «Рисунок несуществующего животного» |
Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша |
- Методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте). изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей младшего школьного возраста. (1- 2 классы )Приложение №1
Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987.
- Анкета «необитаемый остров» выявление межличностных отношений и направленности личности. (1-2 классы)Приложение №2
Практическая психодиагностика. Методики и тесты, Райгородский Д.Я., Бахрах-М, 2006
- Методика « Рисунок несуществующего животного» позволяет оценить уровень агрессивного поведения ребенка, подтвердить результаты, полученные из наблюдения и остальных методик. (1-4 классы Приложение №3
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство
М.: Владос-пресс, 2003
- Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша , исследование школьной тревожности ( 1-2 классы)Приложение №4
Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002
- Методика С. В. Ковалева на выявление уровня самооценки, позволяет выявить насколько высоко подросток оценивает свои возможности, способности, качества, какое место он приписывает себе в группе, насколько он доволен собой.(4 класс) Приложение № 5
Справочник практического психолога. Психодиагностика. Под. Ред. Посоховой. АСТ Сова (СПб) 2006
- Методика «Шкала тревожности» Кондаша, позволяет оценить не наличие или отсутствие у ребенка каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. (4 класс)Приложение № 6
Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002
После первичной диагностики психолог формирует группы детей которые, будут заниматься по данной коррекционно-развивающей программе: «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию коммуникативных навыков»По окончании работы и подведении итогов психокоррекции (контрольная диагностика) психолог предоставляет ее результаты родителям детей, а также знакомит их с рекомендациями по поддержанию достигнутых результатов(Приложение №9,№10)
Рекомендации по проведению занятий:
-Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
-Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
-Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действиями ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять соответственные спонтанные, живые и естественные реакции.
-В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Сведениями о практической апробации программы на 2014-2015 уч. год
На диаграмме представлены результаты оценки эффективности коррекционно- развивающей программы «Вместе весело шагать...» ГБУ
70 60 50 40 30 20 10 0
до начала занятий
после завершения занятий
80
70
60
50
40
30
20
10
до начала после
занятий завершения занятий
I завышенный уровень самооценки средний уровень самооценки заниженный уровень самооценки
ЦППМиСП«Восточный»2014-15 уч. год.
Результаты диагностики по шкале тревожность 3 «А» класс, ГБОУ СОШ №2094 (403)
I школьная тревожность самооценочная тревожность межличностная тревожность
На диаграмме представлены результаты оценки эффективности коррекционно- развивающей программы «Вместе весело шагать.» ГБУ
ЦППМиСП«Восточный»2014-15 уч. год.
Результаты диагностики по шкале самооценка 3 «А» класс, ГБОУ СОШ №2094 (403)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1. | Занятие №1 Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в Центре. «Первичная Диагностика» | 1 | 0,5 | 0,5 | диагностическое обследование |
I | Пер | рвый раздел | |||
2. | Занятие №2 | 1 | - | 1 | наблюдение |
3. | Занятие №3 | 1 | - | 1 | наблюдение |
4. | Занятие №4 | 1 | - | 1 | наблюдение |
5. | Занятие №5 | наблюдение | |||
6. | Занятие №6 | 1 | - | 1 | наблюдение |
7. | Занятие №7 | 1 | - | 1 | наблюдение |
8. | Занятие №8 | 1 | - | 1 | наблюдение |
9. | Занятие №9 | 1 | - | 1 | наблюдение |
10. | Занятие №10 | 1 | - | 1 | наблюдение |
11. | Занятие №11 | 1 | - | 1 | наблюдение |
12. | Занятие №12 | 1 | - | 1 | наблюдение |
13. | Занятие №13 | 1 | - | 1 | наблюдение |
14. | Занятие №14 | 1 | - | 1 | наблюдение |
15. | Занятие №15 | 1 | - | 1 | наблюдение |
16. | Занятие №16 | 1 | - | 1 | наблюдение |
17. | Занятие №17 | 1 | - | 1 | наблюдение |
18. | Занятие №18 Контрольная диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | диагностическое обследование |
Итого | 18 | 1 | 17 | ||
II | Второй раздел | ||||
19. | Занятие №1 | 1 | - | 1 | наблюдение |
20. | Занятие №2 | 1 | - | 1 | наблюдение |
21. | Занятие №3 | 1 | - | 1 | наблюдение |
22. | Занятие №4 | 1 | - | 1 | наблюдение |
23. | Занятие №5 | 1 | - | 1 | наблюдение |
24. | Занятие №6 | 1 | - | 1 | наблюдение |
25. | Занятие №7 | 1 | - | 1 | наблюдение |
26. | Занятие №8 | 1 | - | 1 | наблюдение |
27. | Занятие №9 | 1 | - | 1 | наблюдение |
28. | Занятие №10 | 1 | - | 1 | наблюдение |
29. | Занятие №11 | 1 | - | 1 | наблюдение |
30. | Занятие №12 | 1 | - | 1 | наблюдение |
31. | Занятие №13 | 1 | - | 1 | наблюдение |
32. | Занятие №14 | 1 | - | 1 | наблюдение |
33. | Занятие №15 | 1 | - | 1 | наблюдение |
34. | Занятие №16 | 1 | - | 1 | наблюдение |
35. | Занятие №17 | 1 | - | 1 | наблюдение |
36. | Занятие №18 | 1 | диагностическое обследование | ||
37. | Итого | 18 | 1 | 17 |
Тематический план занятий
название темы | количес тво | цель | план занятия | время | Материалы | |
Первый раздел | ||||||
Инструктаж по | 1. Методика «Нарисуй | - простой | ||||
технике безопасности, | себя»Приложение №1 2. Анкета «необитаемый | карандаш средней | ||||
правилам | остров»Приложение №2 | твердости; | ||||
поведения в | 3. Методика «Рисунок | - стандартный | ||||
Центре. Первичная | несуществующего животного»Приложение | лист белой бумаги, | ||||
1 | Занятие | 1 | диагностика | №3 | 60 мин. | - шесть |
№1 | эмоционально- волевой сферы, межличностных отношений, уровня самооценки и тревожности на момент первичной |
| карандашей: синий, красный, зеленый, черный, коричневый и серый, - бланки |
диагностики учащихся. | 7. Тест оценки коммуникативных умеиийЛриложение № 7 | методик. | ||||
2. | Занятие № 2 | 1 | Социальное объединение детей, принятие групповых правил, развитие навыков партнерского общения |
| 60 мин.. |
|
3. | Занятие №3 | 1 | Объединение и эмоциональное раскрепощение участников группы, снятие эмоционального напряжения. |
| 60 мин. |
|
4. | Занятие №4 | 1 | Дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я |
| 60 мин. |
|
5. | Занятие № 5 | 1 | Осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие |
| 60 мин. |
|
произвольности движений. | ||||||
6. | Занятие № 6 | 1 | Развитие произвольности движений, помехоустойчиво сти интеллектуальных ресурсов, внутреннего плана действий. |
| 60 мин. |
разделенный на 9 клеточек (10х10 см). В центральном квадрате нарисована муха,
|
7. | Занятие №7 | 1 | Воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости; формирование адекватной самооценки. |
| 60 мин. | -цветные карандаши и листы бумаги, - корона, карточки (с чувствами). |
8. | Занятие №8 | 1 | Показать детям, кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы; -научить детей принимать и давать обратную связь. |
| 60 мин. |
|
9. | Занятие №9 | 1 | Закрепить умение детей давать и получать обратную связь: -способствовать осознанию своей |
| 60 мин. | - небольшой мяч среднего размера. |
личностной индивидуальност и; - формирование адекватной самооценки. | понял?»
| |||||
10. | Занятие №10 | 1 | Развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, позитивное социальное поведение; поддерживать у детей интерес друг к другу, сотрудничать. |
| 60 мин. | -цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой. |
11. | Занятие №11 | 1 | Актуализация школьных переживаний, предоставить детям возможность отреагировать свои чувства в отношении с учителем. |
| 60 мин. | -цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой. |
12. | Занятие №12 | 1 | Разрядка агрессивных импульсов, актуализация школьных переживаний, осознание детьми позиции учителя, родителей, учеников. |
Аплодисменты» | 60 мин. |
|
13. | Занятие №13 | 1 | Актуализация школьных переживаний, предоставить детям возможность |
| 60 мин. | - листы бумаги для оригами «самолетики». |
почувствовать себя в роли учителя, снятие вербальной агрессии, развитие уверенности в себе. | достижений.
| |||||
14. | Занятие № 14 | 1 | Снятие проявлений школьной тревожности; - гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе |
| 60 мин. | -цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой. |
15. | Занятие №15 | 1 | Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам и неудачам, избавление от неприятных воспоминаний. |
| 60 мин. | -цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой |
16. | Занятие № 16 | 1 | Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы. |
| 60 мин. |
воздушных шарика |
17. | Занятие №17 | 1 | Подвести итог групповой работы |
| 60 мин. | - цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с |
| водой,
| |||||
18 | Занятие № 18 | 1 | Контрольная диагностика учащихся |
| 60 мин. |
|
Всего | 18 часов | |||||
Второй раздел | ||||||
19 | Занятие №1 | Объединение и эмоциональное раскрепощение участников группы, снятие эмоционального напряжения. |
| 60 мин. |
| |
20. | Занятие №2 | 1 | Осознание отношений внутри семьи;
полноправного, принимаемого и любимого |
| 60 мин. | - домашние семейные фотографии. |
другими членами семьи. | ||||||
21. | Занятие № 3 | 1 | Закрепление положительного отношения ко всем членам семьи, формирование благоприятного психологического климата группы. |
| 60 мин. |
-корона,
|
22. | Занятие №4 | 1 | Формирование внимательного, доброжелательног о отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга. |
| 60 мин. | - бумага, ножницы, карандаши, фломастеры. |
23. | Занятие № 5 | 1 | Формирование доброжелательног о отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками. |
| 60 мин. |
|
24. | Занятие № 6 | 1 | Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других |
| 60 мин. | - большое покрывало, или несколько. |
детей, умения согласовывать свои действия с действиями других детей. | за прекрасный день». | |||||
25. | Занятие №7 | 1 | Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам. |
| 60 мин. |
|
26. | Занятие №8 | 1 | Снижение тревожности, страхов наказания, помочь детям осознать, что мама, как и все люди, имеет право на ошибки. |
| 60 мин. | - цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой |
27. | Занятие № 9 | 1 | снятие проявлений школьной тревожности; - гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе. |
| 60 мин. | цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой |
28 | Занятие №10 | 1 | актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам и неудачам, избавление от неприятных воспоминаний. |
| 60 мин. | |
29 | Занятие №11 | 1 | развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у |
| 60 мин. | Лист бумаги, простой карандаш, воздушные шарики, |
детей интерес друг к другу, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы. | 6. Тряпичная кукла и солдат» | |||||
30 | Занятие №12 | 1 | снижение тревожности, страхов наказания, снятие коммуникативных барьеров. |
| 60 мин. | |
31 | Занятие №13 | 1 | осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи. - тренировать тактильные, слуховые ощущения без опоры на зрительное восприятие |
| 60 мин. | |
32 | Занятие №14 | 1 | закрепление положительного отношения ко всем членам семьи, формирование благоприятного психологического климата группы. |
| 60 мин. | Листы бумаги А4, карандаши. |
33 | Занятие №15 | 1 | формирование внимательного, доброжелательног о отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. |
| 60 мин. | Бумага ,ножницы, цветные карандаши, фломастеры. |
34 | Занятие №16 | 1 | формирование доброжелательног о отношения друг |
| 60 мин. | Лист бумаги, карандаши, фломастеры. |
к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками. Ход занятия: |
| |||||
35 | Занятие №17 | 1 | закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам. |
| 60 мин. | Лист бумаги, карандаши, фломастеры. |
36 | Занятие №18 | 1 | Подведение итогов занятий, рефлексия, итоговая диагностика. |
Упражнение «Сердце класса»
| 60 мин. | цветные карандаши, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой,
|
Всего | 18 часов |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные материалы и оборудование:
- Краски, фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, клей, кисточки
- Стол
- Игрушки, игровое оборудование
- Магнитофон
- Просторное помещение