Уроки русского языка

Илюшечкина Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Никитинская СОШ

Урок русского языка в 6 классе «Общеупотребительные  слова. Диалектные слова».

Учитель русского языка и литературы

                                                             Илюшечкина Татьяна Сергеевна

Цель урока: формировать знания об общеупотребительных и диалектных словах; прививать навыки находить данные слова в тексте и в толковом словаре.

Задачи урока: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в тексте и в толковом словаре. Привитие навыков работы с учебником (работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения); воспитание бережного отношения к родному слову.

ОБОРУДОВАНИЕ:  «Грамматический дом» (рисунок дома). Плакат с высказыванием, предметные картинки, ИКТ –  презентации к уроку, игра «Подбери антоним». «Подбери синоним». Выставка книг, словари.

ЛЕКСИКА: общеупотребительные слова, диалектные.

                                         Х О Д    У Р О К А

1. ОРГМОМЕНТ.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (выборочная) УПР.57

УЧИТЕЛЬ: «Как вы написали  глаголы сэкономить, сделать? Объясните. Почему. Какие синонимы вы подобрали к глаголу ОТВЕТИЛ?»

3. ПОВТОРЕНИЕ:

-Ребята. Обратите внимание на высказывание К.Паустовского, которое является эпиграфом к нашему уроку: «В мире нет ничего. Что не было бы названо, наименовано. СЛОВО- одежда всех фактов, всех мыслей». О чем идет речь в этом высказывании? О слове. Если  учащиеся не понимают слово факт. Учитель объясняет (факт - действительное, вполне реальное событие, явление : то, что действительно произошло).

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг. На словари.

- Ребята. А как вы думаете, в каком грамматическом доме живут слова? /ЛЕКСИКА/. А как называется раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Употребление и происхождение слов? /ЛЕКСИКОЛОГИЯ/. Еще раз скажем, что такое лексикология.

-Вся наша жизнь. Наши мысли и чувства связаны со словом. С языком. Мы так привыкли к нему. Что порой не замечаем. Как красив. Точен. Как много вмещает в себя русский  язык. Вслушайтесь в привычные слова: голубизна. Простор, беспредельная  ширь…Как  поэтичны, выразительны  слова:  поляна, береза, тропинка, белка…

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как киты и слоны. Но только человек обладает даром  слова. И как бы мы ни определили этот дар - священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный, - мы неотразим во всей полноте его огромного значения.

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ О СЛОВАХ.

- Давайте, ребята, заселим наш ДОМ «ЛЕКСИКА» жильцами-словами, которые мы уже знаем из курса 5 класса. (Учащиеся говорят определения слов, приводят примеры_ синонимы, антонимы, омонимы, однозначные слова, многозначные слова. Берут таблички с названиями слов и прикрепляют вокруг дома – «заселяют»).

ИГРА «Подбери синоним, антоним». (Учащиеся получают карточки со словами, подбирают синонимы, антонимы).

-А что такое лексическое значение слова? Где мы можем его найти? /Стихотворение о словарях/.

 4. НОВАЯ   ТЕМА:

-Видите, ребята, какой большой ДОМ «ЛЕКСИКА». Но мы еще многого не знаем по этой теме. И вот сегодня пополним наши знания о словах новыми словами. Узнаем, в чем  их   особенность, научимся находить их в тексте и в толковом словаре. Знание этих слов        сделает   нашу речь более яркой, выразительной. Какие же новые слова мы с вами сегодня узнаем? Записываем тему урока «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».  Посмотрите на строение слова общеупотребительные. Это слово сложное. Из каких морфем оно состоит? Что вы можете сказать об этом слове? Какие  СЛОВА МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?

-откройте учебник – стр.25 параграф 14. Работаем с теоретическим материалом. В каком стиле всегда написан теоретический материал? Если вы не будете внимательно  читать текст. А только  просмотрите его. На что вы сразу обратите внимание? /Какая-то информация выделена жирным шрифтом, очевидно, что-то важное. Главное. Почему-то выделены слова, возможно, это примеры./. Посмотрите. Это сплошной текст или он разделен на абзацы? Сколько абзацев? Что это значит? /Значит, несколько важных мыслей. Связанных между собой/. Подведем первый итог: мы еще не читали текст, только его просмотрели, но уже много узнали о его содержании и построении. Что же?

1.В тексте будет сообщено о словах, т.е. мы углубимся в тему.

2.В тексте несколько мыслей, несколько частей.

3.Очевидно приводятся  примеры для иллюстрации каких-то положений.

Уточнить наши предположения мы сможем, когда внимательно прочитаем текст и поймем его. /Прочитайте текст про себя. Выделяя главное/.Как мы озаглавим первый абзац? Второй? /Общеупотребительные слова. Необщеупотребительные/.

-Какие же слова называются общеупотребительными?  Необщеупотребительными? (Заселяем ими ДОМ).

-Идем дальше. Прочитаем диалог (2-е уч-ся).

ХОРОМ: диалектные слова. Диалект - говор. Местное наречие. Областной язык. Прочитайте примечание к параграфу (ознакомительное чтение).

Какая помета диалектных слов дается в толковом словаре?

- Где используютя диалектные слова? Что вы можете сказать о кубанском говоре? Приведите примеры.  (Просмотр презентации «Диалектные слова»).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.УПР.62. Работа с толковым словарем учебника. Выписать 2-3 диалектных слова, а рядом – соответствующее им общеупотребительное.

2. Запишите к диалектным словам общеупотребительные: кочет-…(петух), утирка, ручник -….(полотенце), баз-…(двор), курень- …(изба), бисной-… (седой), забор, плетень, ограда-…. (изгородь).

3.СЛАЙД: анализ примеров: употребление диалектов в произведениях И.С. Тургенева:

Кругом такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. (казюли –по-орловски – змеи). Я бы свел тебя, пожалуй. На осечки (Осечки – срубленное место в лесу). От него отказались,  как от человека, ни на какую работу не годгого – ледащего, как говорят у нас в Орле.

4. СЛАЙД. Найти в стихотворении диалектные слова. (А.Яшин «Родные слова»):

       Родные, знакомые с детства слова

       Уходят их обихода:

       В полях  поляши – тетерева,

       Летятина – дичь,

       Пересмешки – молва,

       Залавок – подобье комода.

6. ОБОБЩЕНИЕ.

-С какими словами мы сегодня с вами познакомились?

-Какие слова называются общеупотребительными, диалектными?

-Какой пометой обозначаются эти слова в толковом словаре?

Закончить наш урок хочется словами А. Ахматовой:

        И мы сохраним тебя, русская речь.

        Великое русское слово.

        Свободным и чистым тебя пронесем.

        И внукам дадим. И от плена спасем

        НАВЕКИ.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УПР.64. Подготовить рассказ о В.И. Дале

(индивидуально). Подобрать из произведений литературы примеры с диалектными словами.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.



Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие»

(7 класс)

Автор: Илюшечкина Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования цель  школы – формирование разносторонней личности, способной  неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения, анализировать и прогнозировать ситуации. Приоритетной составляющей для воплощения этой цели является формирование творческого потенциала личности обучающегося методами и средствами технологии дифференцированного обучения, которая дает возможность организовать комфортные условия для обучения, учитывая индивидуальные возможности школьников.  

Дифференциация учебной работы – одна из дидактических основ построения учебного процесса на уроке. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей (памяти, мышления, восприятия, характера, темперамента и т.п.) для отдельного обучения. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.


Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие».

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Класс:  7. 

Форм проведения: урок.

Актуальность: Дифференцированный подход в обучении создает благоприятные условия для развития и становления личности ребенка, развития   индивидуальных способностей каждого учащегося в условиях обучения по одной программе.  

Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Причастие».

Данная тема изучается на двух уроках.

Задачи первого урока:                                                                                                                

1. Обучающая. Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».

2. Развивающая. Развивать богатство и правильность речи, приёмы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности учащихся. Прививать навыки самостоятельной работы.

3. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к языку.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Планируемые результаты:

1) предметные:

- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) метапредметные: 

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности учащихся.

2. Постановка цели и задач урока (2 мин.)

Чтение стихотворения.

               Вот свойство мое обязательное:

               Склоняюсь я, как прилагательное.

               На все вопросы его отвечаю.

               Глагол по значению напоминаю.

                                                            П. Чесноков.

Учитель:

- О чем эти строки?

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Чему мы должны научиться на уроке?

Дети: формулируют задачи урока:

- повторить основные признаки причастия;

- обобщить орфографии и пунктуационные правила по теме «Причастие»;

- рассмотреть роль причастия в тексте.

Запись темы урока в тетради.

СЛАЙД №1,2

3. Повторение теоретического материала. Работа с учебником (7 мин.)

Учитель: Для повторения теоретического материала обратимся к контрольным вопросам и заданиям учебника на странице 70.

4. Словарно-орфографическая работа (7 мин.)

Выполняется дифференцированно:

Группа А - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками.

запускать – ( действ. наст. вр.)

расклеить – ( страдат. наст. вр.)

осиротеть – (действ. прош. вр.)

ласкать – (действ. страд. наст. вр.)

Группа B - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов.

запускать – ( действ. наст. вр.)

расклеить – ( страдат. наст. вр.)

осиротеть – (действ. прош. вр.)

ласкать – (действ. страд. наст. вр.)

Группа C - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками, объясните правописание суффиксов, распространите причастия.

запускать – ( действ. наст. вр.)

расклеить– ( страдат. наст. вр.)

осиротеть – (действ. прош. вр.)

ласкать – (действ. страд. наст. вр. )

СЛАЙД №3

Проверка и оценка результатов производится путем фронтальной проверки в каждой группе.

5. Работа с учебником. Упражнение на повторение. (10 мин.)

Упр.149 – коллективная фронтальная работа.

6. Устная пунктуационно - орфографическая работа (5 мин.)

Текст спроецирован на доску.

1 вариант – обозначьте орфографические задачи, которые вам пришлось решать при написании данного текста.

2 вариант – обозначьте пунктограммы данного текста, какие правила вам пришлось вспомнить?

Замер…шие на око(н,нн)ых стеклах ледя(н,нн)ые узоры окрасились в (нежно) розовый цвет утре(н,нн)ей з…ри. Ясное сверка…щ…е утро. Снег напад…вший ночью и еще (не) изб…рожде(н,нн)ый полозьями л…жал ровными пеленами. В воздухе ст…ял прозрачный морозный блеск захват…вающий при дыхании горло. (А. Куприн)

СЛАЙД №4

Проверка и оценка результатов производится в каждой группе по желанию обучающихся.

Учитель: 

- Ребята, а какое причастие, из использованных в тексте, имеет переносное значение? Для чего это сделал автор?

7. Работа по индивидуальным карточкам (5 мин.)

8. Исправь ошибки (5 мин.) 

Учитель: На доске предложения с ошибками в употреблении причастий, вы должны исправить ошибки и записать в тетрадь. При проверке объясняем орфограммы и пунктуацию.

1. Спасательное судно шло к терпящему катеру бедствие.

2. Эта избушка заброшена, стекла в ней выставившие.

3. Крестьяне, засеянные поля, отдыхали.

4. Напугавшееся людьми стадо куропаток полетело к холмам.

9. Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.)

- Правописание каких орфограмм пунктограмм мы сегодня повторили на уроке?

- Что самое сложное было для вас при изучении темы «Причастие»?

Оценивание работы класса в целом, групп и отдельных учащихся.

10. Домашнее задание (1 мин.)

  1. Обязательное задание.

Упр. 150

2. Дополнительное задание.

Расставьте знаки препинания в предложении, выполните синтаксический разбор предложения.

Бурное море бешено мчит свои воды освещенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч.

СЛАЙД №5


Заключение

Дифференцированное обучение на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развивающего обучения.

Кроме того, дифференцированное обучение  на уроках русского  языка имеет ещё один важный аспект — повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка.


Литература

1. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова и др. – М.: Просвещение, 2014.

2. Сборник дифференцированных и тестовых заданий к разделу «Причастие» по предмету «Русский язык»/ Сост. Л.Г. Парпулова, И.С. Платицына. – Кемерово: МБВ(с)ОУ «В(с)ОШ № 16 при ИК №5», 2013.

3. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.


Приложение

Карточка 1.

Кипяче…ая вода, тяжело груже…ая баржа, занавеше…ое окно, засыпа…ая песком площадка, (не)отправле…ая телеграмма, (ни)чем (не)заглушаемые крики, обессил…вшие противники, (не)вспаха…ая земля.

Карточка 2.

(Не)сдела…ая работа, тетради (не)собраны, (ни)кем (не)собранные ягоды, пиш…щий человек, выкаче…ая из подвала бочка, расстреле…ые патроны, знавеше…ое шторой окно, (не) отложе…ое дело.

Карточка 3.

Еще (не)вспаха…ая земля, се…щий дождь, порва…ое платье, (не)пойма…ая рыба, колебл…мый ветром, вид…мый в дали, замаскирова…ый дом, моче…ые яблоки, глаже…ая рубашка.

Карточка 4.

Письмо (не)отправле…ое вовремя, шепч…щиеся соседи, оджаре…ое мясо, стро..щийся дом, отчая…ый хрип, стел…щееся растение, проснувш…мся детям, (не)краше…ый пол, кваше…ая капуста.

Карточка 5.

(Не)отправле…ое письмо, движ…щийся обоз, подстреле…ая птица, колющ…м предметом, (не)заряже…ое ружье, огороже…ый участок, кова…ый подсвечник, укута…ая в одеяло девочка, краше…ый пол.


Карточка 6.

(Не)Собра…ые грибы, пен…щийся поток, (не)пойма…ая мною рыба, (не)линова…ый лист, избалова…ый ребенок, ране…ый в прошлом году медведь, поле засея…о кукурузой, деньги истраче…ы.

Карточка 7.

Стро…щийся дом, (не)утрамбова…ая площадка, (не)заряже…ое охотником ружье, (не)жда…ый гость, вызволе…ый из беды, ла…щая собака, кваше…ая капуста, замаскирова…ый дом

Карточка 8.

Скач…щие кони, (не)сдела…ая, а только начатая работа, (ни)чем (не)объяснимое явление, краше…ый пол, приглаше…ый в дом гость, щебеч…щие птицы, укута…ая в одеяло девочка



Предварительный просмотр:

Тест теме «Лексика. Культура речи»

5 класс

Выберите правильный вариант ответа.

А1. Что такое лексикология?

  1. Наука, которая изучает правила постановки знаков препинания,
  2. Наука, которая изучает слово и его лексическое значение,
  3. Это словарный запас,
  4. Все слова в русском языке.

А2. Что такое лексическое значение слова?

  1. Смысл слова; то, что слово обозначает,
  2. Это корень слова,
  3. Наука, которая изучает лексические значения слов,
  4. Так называют состав слова.

А3. Как называются словари, в которых можно посмотреть лексическое значение слов?

  1. Словари синонимов,
  2. Словообразовательные словари,
  3. Толковые словари,
  4. Словари антонимов.

А4. Однозначные слова – это:

  1. Слова, имеющие два или более значений,
  2. Слова, не имеющие лексического значения,
  3. Слова, схожие по смыслу,
  4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

А5. Многозначные слова – это:

  1. Слова, имеющие несколько лексических значений,
  2. Слова, имеющие несколько лексических значений, сходных между собой,
  3. Противоположные по смыслу слова,
  4. Похожие по лексическому значению слова.

А6. Найдите многозначные слова, у которых общее в лексических значениях форма предмета.

  1. Стальное полотно – полотно ткани,
  2. Варить кашу – варить железо,
  3. Барабанить в барабан – барабанить по крыше,
  4. Срезать неровности бумаги – срезать путь.

А7. Найдите слово в переносном значении, в котором перенос происходит на основе сходства:

  1. Снег идет,
  2. Лес спит,
  3. Холодное сердце,
  4. Мальчик заплакал.

А8. Найдите слово в переносном значении, в котором перенос происходит на основе одушевления неживых предметов:

  1. Красивое платье,
  2. Плачущее небо,
  3. стеклянное море,
  4. живая вода.

А9. Омонимы – это:

  1. слова, разные по лексическому значению,
  2. слова, которые одинаково пишутся и произносятся,
  3. слова одной части речи и разные по лексическому значению,
  4. слова одной части речи, которые одинаково произносятся и пишутся, но разные по лексическому значению.

А10. Найдите синонимы:

  1. высокий – низкий,
  2. соленый - пересоленный,
  3. ночь – день,
  4. зима – лето.

А11. Найдите антонимы:

  1. изморозь – изморось,
  2. большой – огромный,
  3. снег – снежный,
  4. веселый – грустный.

А12.  Списать текст, вставить, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Лесная ст...ловая

1) Морозное утро выд...лось тихим. 2) Из ельника выл...тел ря...чик и сел на п...ньке подставил спинку со...нцу. 3) На высокой берё...ке пристроилась стайка воробьёв снегирей с...ниц. 4) Позаботились люди о л...сных ж...телях. 5) Для оленей и косуль они зап...сли душистого сена а для зайцев подрубили несколько ...синок и развесили веники. 6) Для белок ребята пом...стили на деревьях к...рмушки с орехами и желудями. 7) Целый день в л...сной ст..ловой раздаёт...ся шум потому что стаи птиц прил...тают сюда. 8) Только под вечер пустее...т лесная ст...ловая. 9) Пернатые  друзья человека. 10) Бер...гите их ребята! советуют биологи.

                                      Грамматические задания:    

1. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

2. Произвести морфемный разбор слова: морозное   

3. Найти в тексте предложения (по 1-му):

a)  Сложные

б) С однородными членами

в) С прямой речью

г) С обращением



Предварительный просмотр:

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

(урок развития речи)

Цель: подготовить учащихся к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

         

Задачи: образовательная: 1.Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.

                                              2.Совершенствовать умения определять тему и основную мысль   картины.

                                              3.Учить пятиклассников собирать рабочие материалы к сочинению по картине.

                                              4. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

                развивающая:      1.Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное  восприятие произведения живописи.

                                             2.Развивать речь учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.

                                             3.Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.

                                             4.Развивать умения редактировать текст.

               воспитательная:     Воспитывать интерес к национальной русской культуре и   положительное отношение к национальным ценностям.

Оборудование:  портрет И.И.Шишкина, репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», аудиозапись «Звуки леса».


Ход урока.

Предваряющее задание: прочитать рассказ Г.Скребицкого «Неожиданное знакомство», отрывки из книги Е.Спангеберга «Встречи с животными» (глава «На большой Уссерке»).

Этапы

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

1.Орг. момент.

Сообщение целей и задач урока.

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной замечательного художника XIX века Ивана Ивановича Шишкина, любившего изображать прекрасные просторы своей Родины, «Утро в сосновом лесу».  Думаю, что картина эта вам понравится.

   Наша задача заключается в том, чтобы понаблюдать за красками летнего утра в сосновом лесу, за косолапыми обитателями бора на картине художника  и описать их в своем сочинении.

2.Вступительное

слово. Рассказ о художнике.

   Иван Иванович Шишкин(1832-1898)- один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Всем своим творчеством он прославлял красоту, мощь и богатство одной природы. Большинство полотен И.И.Шишкина посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща» и многие другие.

    Особой популярностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году. Фигуры медведей в ней написаны другом И.И.Шишкина-

Известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905).

 

3.Беседа по картине (анализ

картины как литературовед-

ческого произведения).

   Рассмотрим репродукцию картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

 - Почему она так названа?

 - Какие детали картины убеждают нас в том, что на ней изображено раннее летнее утро?

 - Что отражено в названии – тема или основная мысль автора?

   Объясните свой ответ.

 - Что изображено на центральном плане картины?

 - Сколько всего  медведей на картине И. Шишкина?

 - Что они делают? Чем заняты?

 

 - Когда-то по ярмаркам ходили скоморохи с медведями, которые выделывали разные штуки или танцевали под музыку. А чтобы еще больше развеселить публику, на медведей надевали человеческую одежду. Во многих местах медведь стал чуть ли не священным животным. В некоторых индейских племенах медведей почитают, так как, согласно древнему поверью, мертвые соплеменники воскресают  в медвежьем обличье. У других индейцев одолеть медведя считается геройством. Удачливый охотник украшает себя зубами и когтями убитого медведя. Едва ли не в каждой стране есть символизирующее страну животное. Очень часто иностранцы, характеризуя Россию, вспоминают медведя. Почему-то именно это животное чаще других связывают с Россией. Кстати, именно медведь символизировал Олимпийские игры в Москве (1980 г.).

- Ребята, а что вы знаете про этих зверей? Про их характер, повадки? Как они выглядят? Какие это животные домашние или дикие?

 

- Одинаковы ли медвежата?

- Давайте внимательно посмотрим на шерсть медвежат.

  - Что вы можете о ней сказать?

 

- Между топтыжками явно происходит какой-то разговор. Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?

   Давайте попробуем оживить эту картину.

 

 - Вы сказали, что шерсть у мишек коричневая, а какой  еще синоним можно подобрать к слову «коричневый»?

 - Как выглядит взрослая медведиха?

 - Как мы догадались, что это мать малышей?

 - Вы когда-нибудь видели

настоящего медведя? Где?

 - Медведи на поваленной бурей сосне изображены в центре полотна. А что же мы видим вокруг?

- А как называется сосновый лес?

 - Вы правильно сказали об основных составляющих картины, то есть о ее композиции. Как и литературное произведение, картина обладает определенной композицией. Что такое композиция в литературном произведении?

 Композиция картины – это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника.

 - Создавая целостный и ясный пейзажный образ художник использует всю систему цветовых отношений?

- Какие цвета применяет художник при изображении природы?

 

 

На ней изображено утро в лесу.

Картина воспроизводит мгновения утреннего пробуждения глухого соснового бора. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Заискрились позолоченные им кроны громадных старых сосен. Из низин начали медленно подниматься и рассеиваться молочные серо-голубые туманы. В омытых росой траве и листьях ощущается особая свежесть.

В названии картины отражена тема, так как «Утро в сосновом лесу» - это то, о чем говорится в картине.

На центральном плане картины изображены медведи.

Три медвежонка и медведиха-мать

Медвежата сидят на поваленном дереве, а мать медведиха стоит на земле. Малыши резвятся.

Медведи – это очень большие животные. Они неуклюжие, нерасторопные. Зимой впадают в спячку. Питаются медведи ягодами, могут есть мясо других животных, но больше всего любят мед. Чаще всего медведи бывают бурого и белого цвета. Медведи – дикие животные.

По внешнему виду они одинаковые – темно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру малыши – разные. Первый топтыжка – любитель поесть. Он  нашел в коре старой сосны какое-то лакомство и так этим увлекся, что не замечает ничего вокруг. Второй косолапка внимательно наблюдает за своим братишкой, как будто хочет сказать: «Что ты там нашел? Вкусное? Дай попробовать!» Третий мишутка- мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он жадно вглядывается вдаль – туда, откуда огромным огненным шаром выплывает солнце.

Шерсть у косолапых темная, коричневая, а кое-где почти черная. Сразу видно, что она пушистая и теплая.

Бурый.

Она строга, оскалила белые острые зубы, грозно рыча, как только шалуны разойдутся.

Она крупнее малышей, внимательна и строга.

Да, видели. В зоопарке.

Вокруг одни деревья – это лес.

Бор.

Это его построение.

Художник использует изменчивые оттенки, начиная с интенсивных, сочных тонов (зеленые, темно-коричневые, черные) переднего плана и кончая голубоватыми, полупрозрачными (желтые, серо-голубые, молочные) тонами дали.


4.Словарно-стилистическая и орфографии-ческая

работа.

 

        

Предметы,

использован-ные  на картине

Признаки

Действия

 

Деревья

Тонкие, высокие,

молодые, одинокие, согнутые,

вдали густые,

сильные,

зеленые,

мощные,

вековые,

могучие,

громадные

и т.д.

Гнуться,

сгибаются,

колышется листва,

просыпаются,

трещат,

гудят,

уходят ввысь,

пробуждаются

и т.д.

Трава

Как ковер,

темно-зеленая,

сочная,

росистая,

свежая

и т.д.

Растет,

стелется,

трепещет, тянется,

пробуждается

и т.д.

Туман

Молочный,

серо-голубой,

густой

и т.д.

Поднимается,

окутывает,

рассеивается,

стелется

и т.д.

Медведи

Большие,

бурые,

неуклюжие,

нерасторопные,

косолапые

и т.д.

Лазят,

рычат,

карабкаются,

взбираются,

резвятся

и т.д.

 - Подберите синонимы к словам: картина, художник, лес, лесная глушь, сосны, медвежата.   

 

 

- Объясните значения выражений: медвежий угол,

медведь на ухо наступил, делить шкуру неубитого медведя.

 - Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.

   Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: Ранее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д. 

 - Повторим орфографические правила.

Вспомним, как                        Смотри, как

пишутся эти слова:                пишутся эти слова:

растут                                         стелется

поднимается                              темно-коричневые

медвежонок                               будто

замер                                          будто бы

замирает                                     как будто

чувствуют                                  сломанная

в безопасности                          вглядывается

из-под                                         выковыривает

медвежья                                    заботливая

медвежьей

Картина-холст, полотно; художник-живописец, пейзажист, певец русского леса; лес-бор;

лесная глушь-чаща, чащоба, глухомань;

сосны-деревья, лесные стражи;

медвежата-мишки, косолапые, топтыжки, малыши, шалуны, братишки, мишутки.

Медвежий угол-захолустье; медведь на ухо наступил – о человеке, лишенном музыкального слуха;

делить шкуру неубитого медведя – о преждевременных расчетах.


5.Составление

плана.

  - Вам, ребята, предстоит описать картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.

   - С чего же мы можем начать наше сочинение?

   - Вариантов начала сочинения – безграничное множество: например, «Летом я был в Москве, в Третьяковской галерее. Долго стоял перед картиной И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Или: «Я люблю русский лес, и мне очень нравиться картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».

   - После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.

   - С чего же начать?

   - О каких элементах, составляющих композицию картины, мы должны обязательно сказать в своем сочинении?

   - После описания леса мы должны перейти к описанию главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана?

   - Но кроме медвежат на картине

Изображена и медведиха-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?

  - В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете  высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.

Можно рассказать о раннем утре.

Лучше всего начать с описания раннего летнего утра.

Нужно описать лес, в котором происходит сцена.

Забавные медвежата.

О том, что она заботливая и строгая мать.

План:

1.Раннее летнее утро.

2.Вековые сосны и молодая поросль.

3.Сломанная бурей сосна.

4.Забавные медвежата.

5.Заботливая  и строгая мать.

6.Мое отношение к картине.  

        

6.Чтение и анализ примера

сочинения по картине И.И.Шишкина

«Утро в сосновом лесу».

- Послушайте сочинение вашего сверстника по картине «Утро в сосновом лесу». Оно поможет вам написать собственное сочинение, предупредить возможные ошибки, поэтому во время прослушивания будьте очень внимательны.

       Утро в сосновом лесу.

  Раннее летнее утро. Свежо в лесу. Из оврага к высокому небу  поднимается туман. Облака еще хранят отблески розовой зари. Первые лучи солнца брызжут на вековые могучие сосны. Они стоят серые , молчаливые, величавые, как будто не хотят ничего, кроме тишины и солнца. А пониже «стариков» пробиваются зеленые сосенки. Им мало света, и они тянутся и тянутся к солнцу, догоняя старших. На бугре лежит сломанная бурей сосна. Это – любимое место игр медвежат.

   Лимонно-блеклый « зайчик» бегает по их пушистым коричневым шубкам. Топтыжки немного неуклюжи, забавны, но не все одинаковы. Один из них, видимо, очень любознательный. Он не полез далеко на сломанную сосну, а, встав на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается в даль. Другой мишутка – любитель поесть, отыскивает в коре личинку, третий – внимательно следит своими блестящими коричневыми глазами за движениями братишки.

   Строгая мать любовно сторожит своих непосед: мало ли что может случиться в бору?

   Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны ее чересчур разойдутся.

  Так проходит утро медвежьей семейки.

 Как посмотришь на эту картину, сразу представляешь Русь великую с ее богатыми лесами и утренней зарей, и становится на душе легко и радостно.

   

 - Соответствует и композиция сочинения составленному нами плану?

7.Работа над текстом сочинения.

 - Воспользовавшись рабочими материалами и составленным на уроке планом, напишите сочинение-описание с элементами повествования по данной картине.


              Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.

урока

                Тема урока

Количество

часов

    1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

     2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

     3

Русские былины и их герои.«Вольга и Микула Селянинович».

1

     4

Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-рабойник».

1

5

Былина «Садко». Подготовка устного сочинения (по картине В.М.Васнецова «Богатыри»).

1

6

Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

1

7

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

1

8

Отражение библейской мудрости в устном народном творчестве.

1

9

Владимир Мономах – государь и писатель. Знакомство с его «Поучением».

1

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

11

Подготовка к сочинению «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе».

1

12

Написание сочинения.

1

13-14

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Елизаветы Петровны 1747 года».

2

15

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

16

А.С.Пушкин «Полтава».

1

17

Повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

18

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

19

Своеобразие жанра баллады.

1

20

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцены в Чудовом монастыре.

1

21

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина».

1

22

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

23

М.Ю.Лермонтов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…» Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

1

24

Природа в поэзии и живописи (по творчеству

М.Ю.Лермонтова).

1

25

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова.

1

26

Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба».

1

27

Тарас Бульба и его сыновья.

1

28

Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба».

1

29

Трагедия Тараса Бульбы.

1

30

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

31

Написание сочинения по повести «Тарас Бульба».

1

32-33

И.С.Тургенев. Художественное своеобразие рассказа «Бирюк».

1

34

Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

1

35

Образ человека и природы в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева.

1

36-37

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».

2

38

Сравнительный анализ «Записок княгини Волконской» и поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».

1

39

Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

1

40

А.К.Толстой «Князь Серебряный».

1

41-42

М.Е. Салтыков- Щедрин. Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2

43

М.Е.Салтыков- Щедрин. Сказка «Дикий помещик».

1

44

Письменная работа по творчеству М.Е.Салтыкова- Щедрина.

1

45

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова- Щедрина.

1

46

Л.Н.Толстой и Ясная Поляна.

1

47-48

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство».

2

49-50

Подготовка к написанию сочинения по повести Л.Н.Толстого «Детство».

2

51

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». История одной ссоры.

1

52

Рассказ И.А.Бунина «Лапти».

1

53

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

1

54

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

55

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска»,

«Размазня» и др.

1

56-57

«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.

2

58-59

М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

2

60

Сочинение – характеристика литературного героя.

1

61-62

М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».

1

63-64

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

2

65

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

66

Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака».

1

67

Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».

1

68-69

А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».

2

70

Сказка- быль А.Платонова «Неизвестный цветок».

1

71

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

1

72

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»(по произведениям писателей XX века).

1

73

Б.Л.Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике поэта.

1

74

Контрольная работа(письменный анализ одного из стихотворений).

1

75

Поэзия А.Т.Твардовского.

1

76-77

Песни военных лет. Литературно- музыкальная композиция по стихам и песням военных лет.

2

78-79

Ф.А.Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади».

2

80

Е.И.Носов. Рассказ «Живое пламя».

1

81

Красота родной земли. Рассказ Е.И.Носова «Кукла».

1

82

Рассказ Ю.Казакова «Тихое утро».

1

83

«Искренность и доброта» театра А.Вампилова.

1

84

Рассказ В.Мирнева «Ночью».

1

85-86

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

2

87

Д.С.Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Своеобразие публицистического жанра.

1

88

М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1

89

Песни на слова русских поэтов ХХ века.

1

90

Из литературы народов России. Р. Гамзатов.

1

91

«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!»(Р.Бернс «Честная бедность».

1

92

«Властитель наших дум». (Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!...»)

1

93

Японские  хокку.

1

94

Д.Олдридж «Отец и сын».

1

95-96

О.Генри «Дары волхвов».

2

97-98

Р.Д.Бредбери «Каникулы», «Зеленое утро».

2

99

Л.Пиранделло «Черепаха».

1

100-102

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса (тестирование).

3

 


Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.                

урока

Тема урока

Количество

часов

1

2

3

4

1

Введение.

1

2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгея» (шестой подвиг). Миф «Яблоки Гесперид».

1

3

Геродот.«Легенда об Арионе».

1

4

Гомер.«Илиада» и «Одиссея».

1

5

Устное народное творчество. Мифы древних славян.

1

6

Знакомство с мифологией других народов.

1

7

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

1

8

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

1

9

Знакомство с Библией. Рождество Иисуса Христа.

1

10

Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о Белгородском киселе».

1

11

Русские былины. И.И. Хемницер «Лев, учредивший совет». И.И.Дмитриев «Муха».

1

12

И.А.Крылов «Осел и Соловей», «Ларчик», «Листы и корни».

1

13

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».

1

14

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро».

1

15

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину».

1

16

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Метель».

1

17

А.С.Пушкин. «Выстрел».

1

18

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

1

19

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

1

20

Маша Троекурова и Дубровский.

1

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

22

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи», «Три пальмы».

1

23

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус».

1

24

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «На севере диком…»

1

25

Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

26

Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

27

Реалистическое и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

28

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

1

29

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг».

1

30

Родная природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева.

1

31

Природа как воплощение прекрасного в стихах А.А.Фета.

1

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

33

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

34

Картины подневольного труда и мысль о величии народа- созидателя в стихотворении «Железная дорога».

1

35

Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

1

36

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша».

1

37

 Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

1

38

А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

1

39

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

1

40

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (урок- концерт).

1

41

А.П.Платонов «Неизвестный цветок».

1

42

А.П.Платонов. Сила любви в рассказе «Корова».

1

43

А.С.Грин. «Алые паруса».

1

44

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.

1

45

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

1

46

Миниатюры М.М.Пришвина.

1

47

М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша».

1

48

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

49

А.А.Лиханов. «Последние холода».

1

50

В.А.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

1

51

Нравственные проблемы рассказа В.А.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

52

В.Г.Распутин «Уроки французского».

1

53

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

54

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.А.Астафьева и В.Г.Распутина.

1

55

Н.М.Рубцов. Человек и природа «тихой» лирики поэта.

1

56

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

57

Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

1

58-59

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

2

60

К.Кулиев, Г.Тукай. Любовь к малой родине, верность традициям народа.

1

61

В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критерии».

1

62

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна».

1

63

Джек Лондон «Любовь к жизни».

1

64

Э.Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап».

1

65

Э.Сетон- Томпсон «Рассказы о животных».

1

66

Ж.Верн. Знакомство с романом «Таинственный остров».

1

67

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

1

68

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе.

урока

Тема урока

Количество

часов

1

2

3

4

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

2

Фонетика. Орфография.

1

3

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

4-5

Орфограммы в корнях слов.

2

6

Части речи.

1

7

Орфограммы в окончаниях слов.

1

8

Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

9

Подготовка к диктанту.

1

10

Диктант.

1

11

Повторение  изученного по лексике в V классе.

1

12

Развитие речи. Словари.

1

13

Развитие речи. Изложение.

1

14

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

1

15

Профессионализмы.

1

16

Жаргонизмы.

1

17

Эмоционально окрашенные слова.

1

18

Устаревшие и новые слова.

1

19-20

Исконно русские и заимствованные слова.

1

21-22

Фразеологизмы.

1

23

Повторение по теме «Лексика».

1

24-25

Повторение изученного в V классе.

1

26

Развитие речи. Описание помещения.

1

27-28

Основные способы образования слов в русском языке.

2

29

Этимология слова.

1

30

Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению.

1

31

Развитие речи.

1

32

Буквы О - А в корне – КОС-  - -КАС-.

1

33-35

Буквы О – А в корне – ГОР- - -ГАР-.

3

36

Подготовка к диктанту.

1

37

Диктант.

1

38

Буквы И и Ы после приставок.

1

39-44

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

6

45

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

46

Сложносокращенные слова.

1

47-48

Развитие речи. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

2

49

Разбор слова по составу и словообразовательный  разбор слова.

1

50

Повторение изученного по теме «Словообразование».

1

51

Диктант.

1

52-54

Повторение изученного в V классе.

3

55-56

Разносклоняемые существительные.

2

57

Несклоняемые имена существительные.

1

58

Род несклоняемых имен существительных.

1

59

Имена существительные общего рода.

1

60

Морфологический разбор имен существительных.

1

61

Проверочная работа.

1

62-63

Развитие речи. Сочинение.

2

64-65

НЕ с существительными.

2

66

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК и –ЩИК.

1

67

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК.

1

68

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

69-70

Развитие речи. Описание сочинения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера.

2

73

Итоговый тест.

1

74-75

Повторение изученного  в V классе.

2

76

Развитие речи. Сочинение-описание.

1

77-78

Степени сравнения прилагательных.

2

79

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1

80

Относительные прилагательные.

1

81

Развитие речи. Выборочное изложение.

1

82-83

Притяжательные прилагательные.

2

84

Морфологический разбор имен прилагательных.

1

85-86

НЕ с именами прилагательными.

2

87

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

88

Развитие речи. Сочинение по картине.

1

89-90

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

2

91

Различение на письме суффиксов прилагательных

-К- и –СК-.

1

92

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

93

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

94

Диктант.

1

95-98

Повторение изученного в V классе.

4

99

Развитие речи. Сочинение-рассказ.

1

100

Разноспрягаемые глаголы.

1

101-102

Глаголы переходные и непереходные.

2

103-104

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

105

Развитие речи. Изложение.

1

106

Условное наклонение.

1

107-108

Повелительное наклонение.

2

109-110

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

2

111

Развитие речи. Рассказ по рисункам.

1

112

Диктант.

1

113

Употребление наклонений.

1

114-115

Безличные глаголы.

2

116

Морфологический разбор глагола.

1

117

Развитие речи. Рассказ на основе услышенного.

1

118

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

119-121

Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

3

122

Диктант.

1

123-124

Развитие речи. Сочинение.

2

125

Имя числительное как часть речи.

1

126

Простые и составные числительные.

1

127

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

128

Разряды количественных числительных.

1

129-130

Числительные, обозначающие числа.

2

131

Развитие речи. Выборочное изложение.

1

132

Дробные и собирательные числительные.

1

133-134

Порядковые числительные.

2

135

Морфологический разбор числительного.

1

136

Развитие речи.

1

137

Систематизация и обобщение изученного о числительном.

1

138

Тест.

1

139

Местоимение как часть речи.

1

140-141

Разряды местоимений. Личные местоимения.

2

142

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

143

Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам.

1

144

Вопросительные местоимения.

1

145

Относительные местоимения.

1

146-147

Неопределенные местоимения.

2

148-150

Отрицательные местоимения.

3

151-152

Притяжательные местоимения.

2

153

Развитие речи. Сочинение-рассуждение.

1

154-155

Указательные местоимения.

2

156-157

Определительные местоимения.

2

158

Морфологический разбор местоимения.

1

159

Развитие речи.

1

160

Диктант.

1

161-169

Повторение и систематизация изученного в VI классе.

9

170

Итоговый тест за курс VI класса.

1

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок пре- и при-

Слайд 2

ПРИ- присоединение; конец действия; близость; смежность. приближение;

Слайд 3

ПРЕ - очень; пере-; через.

Слайд 4

Музыка в траве пр..тихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался. В августе в пр..роде улавливались пр..меты наступающей осени. В этих пр..метах нежность и грусть. Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то преподнесёт нам осень? Можно ли эти предложения назвать текстом, почему? Переставьте абзацы в том порядке, чтобы получился текст. Осенние зарисовки

Слайд 5

В августе в пр..роде улавливались пр..меты наступающей осени. В этих пр..метах нежность и грусть. Музыка в траве пр..тихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался. Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то пр..поднесёт нам осень? Осенние зарисовки И И И И И И И И Е

Слайд 6

" Пустое место " Задание: Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте. Дано: 1. Пр…бить, 2. пр…высокий, 3. пр…мирение, 4. пр…сыщение, 5. пр…брежный, 6. пр…кармливать, 7. пр…успеть, 8. пр…града, 9. пр…встать, 10. пр..забавный. Запись в тетрадях: 1. 2. превысокий, 3. 4. пресыщение, 5. 6. 7. преуспеть, 8. преграда, 9. 10. презабавный.

Слайд 7

Но есть приставки, правописание которых надо ЗАПОМНИТЬ ! ПРЕ-: прекословить, беспрекословно, прекратить, преломление, премьер-министр, пренебрегать, преобладать, преобразовать, преодолевать (преодолеть) ПРЕ-: препарат, преподаватель, препровождать, препятствие, пререкания, преследовать, пресмыкающиеся, престарелый, престиж, престол, преступление, преступник, претендент, претензия, камень преткновения, преувеличение, префектура. ПРЕ-: превозмочь, превосходство, превращение, превратить, преграда, предание, преданность, предатель, презентация, президент, президиум, преимущество, преклонный (возраст)

Слайд 8

Запомнить ! ПРИ-: прибаутка, приблизительный, прибой, прибор, привал, приватизировать, привередливый, привет, приветливый, прививка, привилегия, привлечь, приволье, привыкать, привычка, пригласить, приглашение, пригодиться, приговор, пригожий, пригородный, пригорок, приготовить, приданое ПРИ -: придираться, придумать, призвание, признательность, приказ, приказать, приказчик, приключение, прилавок, прилежный, прилив, приличный, применять, применение, пример, примета, примечание, примитивный, принадлежать, принуждать, принцесса, принципиальный, приободрить ПРИ- : приобрести, приоритет, припев, приправа, природа, приручить, причесать, причёска, присмотреться, приспособить, пристрастие, неприступный, присутствовать, неприхотливый, причина, причудливый, приют, приятный



Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

за курс 9 класса

Русский язык

1. В каком случае дано сложное предложение?
      а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
      б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
      в) Есть терпение, будет и умение.
      г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

2. Какое предложение является сложносочиненным?
      а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
      б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
      в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
      г) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

3. Какое предложение является сложноподчиненным?
      а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
      б) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
      в) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
      г) То раздавались удары, то пели колеса.

4. Какое предложение является сложным бессоюзным?
      а) Я не знаю, будет ли свидание.
      б) Если уж эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
      в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
      г) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.
      а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
      б) 2, 3, 4, 5, 6
      в) 1, 2, 3, 4, 6
      г) 3, 4, 5, 6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.
      а) 1, 2, 3, 4, 5
      б) 2, 3, 4, 5
      в) 1, 2, 3
      г) 2, 3, 5

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.
      а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
      б) 2, 3, 4, 5, 6
      в) 1, 2, 3, 5, 6
      г) 1, 2, 4, 5, 6

8. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
      Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.
      а) сложносочиненное предложение
      б) сложноподчиненное предложение
      в) бессоюзное предложение
      г) предложение с разными видами связи

9. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?
      а) или [ ], или [ ].
      б) [ ], (что ...).
      в) [ ]; [ ].
      г) (если ...), [ ].

10. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
      а) что, если, когда
      б) зато, однако
      в) потому что, в связи с тем что, оттого что
      г) как, хотя

11. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
      а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
      б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
      в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
      г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

12. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
      а) Солнце зашло и начало смеркаться.
      б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
      в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
      г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
      а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
      б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
      в) Метет и нет конца метели.
      г) Снега сошли и смыли след.

14. В каком случае слово что является союзным словом?
      а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
      б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
      в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
      г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

  15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству. 
      а) 1, 2, 3
      б) 1, 2, 3, 4
      в) 1, 3
      г) 2, 3

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой. 
      а) 1
      б) 1, 2
      в) 1, 2, 3
      г) 1, 3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. 
      а) 1, 2, 3
      б) 1, 2, 3, 4 
      в) 1, 3
      г) 1, 3, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
      а) 2, 4 
      б) 1, 2, 3, 4
      в) 1, 2, 3
      г) 1, 3, 4

    г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

19. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
      а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
      б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
      в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
      г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось

20. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
      а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
      б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
      в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
      г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

21. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
      а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
      б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
      в) Ширь даль зелень.
      г) Не хватит света факел сердца выну.

22. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
      а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
      б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
      в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
      г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

23. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
      Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал. 
      а) тире
      б) двоеточие
      в) точка с запятой
      г) запятая

24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?
      а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
      б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
      в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
      г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

25. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?
      а) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
      б) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
      в) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева , как  где-то над крышами гудит мокрый флаг.
      г) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

26. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?
      а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
      б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
      в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян,  каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
      г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.