Методические материалы по русскому языку
Методические материалы по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе Исходя из того, что комплексный анализ текста - оптимальная форма работы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, в данной части нашей работы рассмотрим вариант урока по комплексному анализу текста. Разработка урока «Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» Пояснительная записка Урок может быть проведен на этапе комплексного повторения как курса русского языка, так и курса литературы в 9 - 11 классах. Учебное занятие состоит из двух основных этапов: комплексного анализа текста и подготовки к написанию сочинения. Таким образом, работа на уроке способствует активизации знаний и отработке умений, необходимых для успешного выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока: проверку домашнего задания, организацию сопутствующего повторения и систематизации материала, выполнение творческого упражнения (сочинение). Деятельностный подход обеспечивает качественное повторение материала. Познавательная активность учащихся на уроке обеспечивается с помощью следующих приемов: - динамичная смена заданий достаточно высокого уровня сложности; - деятельностный подход и постоянное переключение с индивидуальной на фронтальную форму работы; - творческая работа.
Конспект урока Тема урока : «Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» Цель урока : подготовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ. Задачи урока Образовательные: актуализировать знания по курсу «Русский язык» («Литература»); обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению рецензии. Развивающие задачи: развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока; способность быстро переключаться с одного задания на другое; совершенствовать умение комплексного анализа текста; совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения; совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте; логично и доказательно выстраивать устный ответ; Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева; развивать способность ценить богатство русского языка; поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам. Тип урока: обобщающее повторение и систематизации знаний. Вид урока: урок-подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
План урока Домашнее задание к уроку: Повторить особенности притчи. Этапы урока Время выполнения 1. Орг. Момент. 1 минута 2. Сообщение темы и цели урока. 2 минуты 3. Комплексный анализ текста. 30 минут 4. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут 5. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Ход урока 1. Орг. Момент. Для того чтобы успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, необходимо владение теорией и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов. 2. Сообщение темы и цели урока. Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения. Записи в тетради (дата, тема урока) 3. Комплексный анализ текста. 3.1. Выразительное чтение текста учителем - Послушайте притчу И.С.Тургенева «Милостыня» (см. Приложение 1) . - Вспомните, что вы знаете о ее авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) - Определите тему и основную мысль текста. - Как мы определяем тему текста? - А основную мысль? Текст воспроизведён на интерактивной доске 3.2. Словарная работа - Что такое притча? На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка (см. Приложение 2) . 3.3. Проверка домашнего задания - Дома вы должны были вспомнить особенности жанра притчи. Назовите их.
3.4 . Работа с текстом - К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите. - Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение). Докажите. - К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)? Перед нами стихотворение в прозе. «Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя. - О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»? - Сформулируйте основные проблемы данного текста. Актуальны ли сформулированные вами проблемы? Аргументируйте вашу точку зрения. - Вспомните другие произведения русской и зарубежной литературы с данной проблемой. - Какое настроение преобладает в тексте? - Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев? - Какие понятия разграничивает писатель? - Отметьте основные образы текста. - Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев? - Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику? - Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении? - Подумайте над смыслом заглавия притчи. Почему именно такое заглавие выбрал автор? - Раскройте аллегорический подтекст притчи. - Что такое лексический повтор? - Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21? - Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос. - Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями. - Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение. - Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. - Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами. - Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд - Из предложения 1 выпишите предлоги. - Из предложений 8-10 выпишите частицы. - Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. - Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного) - Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом. - Найдите в тексте все сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы. - Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
4. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С). Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»): « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили… Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин». 5. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения. Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ОГЭ и ЕГЭ. 5.1 Домашнее задание к следующему уроку Написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комплексный анализ текста является важным условием подготовки школьников к итоговой аттестации. Во-первых, использование текста в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в-третьих, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую - в процессе выполнения заданий второй части, связанных с нормами литературного русского языка. Таким образом, осознанно анализируемый учащимися текст, становится инструментом воспитания языковой личности, владеющей языком и развитой речью, свободной в выборе языковых средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007. 2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе// Т.М. Пахнова. – Русский язык в школе. – 2010.–№10–С.3-8. 3. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984 4. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005. 5. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985 Интернет ресурсы: http://fs01.infourok.ru/uploads/files/26/tema-uroka.doc http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/04/teoriya-att.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Милостыня 1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. 2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал. 4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. 5. Он вспоминал... 6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно. 10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль. 11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца. 12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. 13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал! 15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь. 16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? 17. Старик ничего не ответил - и задумался. 18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. 19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий. 20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. 22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню. 23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. И. С. Тургенев
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Словарь русского языка в четырёх томах ( Т.3, М.,1984, с.452) Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве Словарь языка Пушкина (т.3, с.782) Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь. Словарь библейского богословия Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении. Литературоведческий словарь Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне. Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.