Методические материалы по литературе
Методические материалы по литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтение. Диагностика читательской компетенции. 5 класс
Вариант 1.
Прочитай текст и выполни задания А1-А7, В1, В2, С1-С3. |
Когда в тихий ясный июньский полдень от слабого дуновения ветерка колышутся голубые и лиловые головки колокольчиков, чудится, что плывёт над цветочным ковром тихий, серебристый звон – это колокольчики названивают дивный гимн молодому лету. По поверьям кельтов, колокольчик не только красивый цветок, но и оберег для людей, рождённых с 1 по 11 июня. Его надо сорвать, засушить и всегда носить с собой, тогда он защитит от бед и сглаза. А люди, рождённые под знаком колокольчика, умны и надёжны. В стародавние времена с помощью этих цветков люди передавали друг другу информацию. Так, древние греки, даря кому-либо колокольчик, упрекали того в болтливости, а на Востоке по числу его лепестков уточняли час свидания. Колокольчики издавна любили и на Руси, давая им ласковые прозвища: голубки, синельки, балаболки, котелочки, звонцы, существует поверье, что один раз в году – в ночь на Ивана Купалу – можно услышать тихий перезвон колокольчиков, колокольчики напоминают нам об изобретении церковных колоколов. Предание гласит, что святому Павлину во сне явился ангел с золотыми колокольчиками, издававшими дивные звуки, а полевые цветы колокольчики подсказали ему форму колоколов, которые стали использоваться при богослужении.
Колокольчики знают все. Но не всем известно, сколько существует разных видов этих прелестных цветов. А их около 300! В естественных условиях колокольчик встречается на Кавказе, в Сибири, Средней и Передней Азии, в Европе, в Северной Америке. На территории России и соседних стран насчитывается около 150 видов, в европейской части Росс – до 15. Места обитания колокольчиков разнообразны: им доступны луга, леса, степи, встречаются они на пустынных и скальных участках, в альпийских поясах гор. Одни колокольчики любят солнечные места, другие тенистые, но всех их объединяет одно – трогательное очарование. На протяжении тысячелетий люди не только любовались колокольчиками на природе, они пересаживали их в свои сады, отбирая самые лучшие. Например, в Европе сначала в моде были крупноцветковые высокорослые. Потом, когда вспыхнул интерес к высокогорным растениям, в садах стали появляться альпинарии, воссоздающие горный пейзаж с альпийскими растениями, в том числе колокольчиками. А научное описание этих цветов появилось только в середине XVIII века, и сделано оно было шведским учёным Карлом Линнеем.
Относится это растение к травам, чаще встречаются многолетние виды, реже двулетние и однолетние, стебли у колокольчиков бывают простые или ветвистые, длиной от 5 до 200 см. Листья очередные, иногда собраны в розетку. Цветки чаще объединены в метельчатые, кистевидные, колосовидные соцветия. Цветки пятилепестковые (кроме махровых сортов), колокольчатые, воронковидные, реже блюдцевидные или колесовидные. Разной может быть не только форма, но и размер цветков (от 1 до 8 см). Окраска чаще синяя, фиолетовая или голубая, но есть виды с розовыми, розово-сиреневыми, тёмно-красными, жёлтыми и белыми цветками.
Каждый колокольчик хорош по-своему. Вот колокольчик скученный: цветки будто тесно прижались друг к другу, скучились по 15-20 на одном стебле. Цветки тёмно-фиолетовые, днём в хорошую погоду они широко раскрыты, но едва соберётся дождь или начнёт темнеть, наглухо закрываются. У другого колокольчика самое характерное – листья, похожие на листья крапивы. Так его и назвали – колокольчик крапиволистный. А у персиколистного колокольчика листья похожи на листья персика. Он вырастает высотой до 1 м. Репчатолистный колокольчик не только очень красив (цветки у него лазоревого цвета), не только высок (до 120 см), но он ещё и очень популярен среди шестиногих и восьминогих лесных обитателей. К ночи становится холодней в лесу, выпадает роса. Намокают крылышки у насекомых, мёрзнут они от ночной прохлады. Выручает их репчатолистный колокольчик. Он не закрывает свои цветки на ночь. Забираются насекомые в цветки колокольчика и проводят в них ночь, а в ненастную погоду и днём отсиживаются. Сухо им в цветке и тепло: в колокольчике температура на 3-4 градуса выше, чем на улице.
Колокольчики не только внешне привлекательны, но и полезны. Отвары, настои из колокольчика скученного применяют для полоскания горла при ангине и как примочку при головных болях, нарывах. Колокольчик персиколистный используют как обезболивающее при боли в желудке, он же, а также колокольчик жестковолосистый могут быть противовоспалительными средствами при нарывах и порезах. Колокольчик рапунцелевидный поможет при кровотечениях, заболеваниях голосовых связок, головной боли. В это трудно поверить, но колокольчики даже выращивают как съедобные растения. Знатоки утверждают, что у колокольчиков крапиволистного, молочноцветкового, рапунцелевидного, персиколистного листья и молодые побеги содержат большое количество аскорбиновой кислоты и минеральных солей, а корни по вкусу напоминают шпинат. Их едет свежими в салатах, тушат, запекают, солят, кладут в зелёные щи.
С июня до сентября цветут на лугах и в садах колокольчики, радуя взоры, и все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды колокольчиков уже занесены в Красную книгу растений. Уж очень активно уничтожают их люди: собирают большие охапки, нередко вырывая с корнями. Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в воде невозможно. Пусть лучше кажется нам, что плывёт над пёстрым ковром цветов серебристый тоненький перезвон…
(По Ю. Дмитриеву)
Выполняя задания А1-А7, обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования. При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в указанном месте в тексте, а затем в бланке тестирования. |
А1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
- в каких местах нашей планеты растут колокольчики
- каковы особенности разных видов колокольчиков и их применение
- почему не следует собирать букеты из дикорастущих колокольчиков
- как в древности относились к этому полевому цветку
А2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
- научное описание колокольчиков было сделано Карлом Линнеем
- форма церковного колокола подсказана святому Павлину формой полевого цветка
- в европейской части России можно встретить 15 видов колокольчиков из 300 существующих
- колокольчик – красивый и полезный цветок с древней историей
А3.Теперь ты знаешь, что
- колокольчик растут только на полях, лугах и опушках лесов
- все колокольчики предпочитают открытые, солнечные места
- кельты считали засушенный колокольчик оберегом от бед и сглаза
- съедобные листья и корни колокольчика используют только в салатах
А4.Прочитав текст, ты узнал, что
- лепестки всех колокольчиков имеют голубой или лиловый цвет
- высокорослые виды колокольчиков могут достигать 2 м в высоту
- изначально в европейских садах были модны колокольчики с мелкими цветками
- в листьях колокольчика скученного содержится много аскорбиновой кислоты
А5.После чтения текста стало понятно, что
- по древним поверьям, тот, кто родился 20 июня, будет умным человеком и надёжным другом
- период жизни всех видов колокольчиков – два года
- названия многих разновидностей колокольчиков связаны с формой их листьев
- при ветре колокольчики на полях издают тихий звон
А6.Какие из утверждений соответствуют содержанию текста? Обведи кружочком соответствующие буквы.
Репчатолистный колокольчик очень популярен у насекомых, потому что
А) в нём они могут в любое время найти убежище от холода и сырости
Б) его цветки имеют красивый лазоревый оттенок
Укажи верный ответ.
- верно только А
- верно только Б
- оба утверждения верны
- оба утверждения неверны
А7.Если ты захочешь узнать побольше о садовых видах колокольчиков, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?
- Сборник «Легенды о цветах»
- Толковый словарь
- Справочник «Лекарственные растения»
- Справочник юного цветовода
В1.Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. Необходимость бережного отношения к цветку.
Б. Поверья и предания, связанные с колокольчиками.
В. Особенности некоторых видов колокольчиков.
Г. Применение колокольчиков в медицине.
Д. Размеры, формы и цвета разных видов колокольчиков.
Е. Места произрастания и многообразие видов колокольчиков.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В2.Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ
- кельт А) высокогорный альпийский луг, покрытый
цветущими растениями
2) альпинарий Б) представитель древних индоевропейских
племён, обитавших в Западной Европе
В) национальная одежда шотландских горцев-
кусок клетчатой ткани, обёрнутый вокруг
талии наподобие юбки
Г) искусственная горка из камней с небольшими
участками земли между ними, на которых
выращиваются горные растения
Запишите в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
1 | 2 |
Ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 и т.д.). |
С1. В тексте есть сведения об использовании колокольчиков в качестве лекарственных растений, одно из которых уже вписано в таблицу. Дополни таблицу, приведя 3 разных примера растения и излечиваемой им болезни (так, чтобы сведения в правом столбце не повторялись).
Разновидность колокольчика | Заболевание |
1) скученный | 1) головная боль |
2) | 2) |
3) | 3) |
4) | 4) |
С2. Как ты думаешь, почему люди уже давно используют колокольчик в садоводстве как декоративное растение? Приведи 2 причины.
С3. Было ли тебе интересно читать этот текст? Объясни, почему.
Предварительный просмотр:
Анкета
«Круг чтения»
1. Как часто вы читаете?
А) ежедневно;
Б) 2-3 часа в неделю;
В) гораздо реже.
2. Чем для вас является книга?
А) источник духовного познания;
Б) источник эстетического наслаждения;
В) средство для подъема образовательного уровня.
3. Как вы оцениваете собственное чтение?
А) читаю много;
Б) читаю мало, но достаточно для себя;
В) читаю много, но хотелось бы больше;
Г) читаю мало.
4. Что предпочитаете читать?
А) русскую классику;
Б) современную русскую литературу;
В) зарубежную классику;
Г) современную зарубежную литературу.
5. От кого узнаете о новых книгах?
А) от учителей;
Б) от родителей;
В) от библиотекаря;
Г) от знакомых, друзей;
Д) из прессы.
6. Какое произведение вы недавно прочитали?
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие выработать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения
- Чтение строчек наоборот по словам
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Проказы старухи-зимы
Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались.
(К.Д.Ушинский)
- Чтение строчек наоборот по буквам
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ядл акитарб акилваП.
(В.Катаев «Цветик-семицветик»)
3. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… .
(М.Пришвин «Лесная капель»)
4. «Заколдованное слово»
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Баран, заяц и ёж.
Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё.
(К.А.Коровин)
5. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит… Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет… Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран: -Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю: -Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
Приложение
Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой
Цель данной стратегии — определение качества чтения.
Ход работы
Всего: 16 заданий.
Из них:
ВО (выбор ответа): 9 заданий.
КО (краткий, лаконичный ответ): 3 задания.
РО (развёрнутый ответ): 4 задания.
Таблица 3
Направленность заданий | Задания с ВО | Задания с открытым ответом | |
КО | РО | ||
Извлечение фактической информации, информации в явном виде, факты и мнения | 1 | 8, 10, 16 |
|
Подтекстовая информация | 5,6,7 |
|
|
Концептуальная информация | 2,11, 12 |
| 3,4 |
Язык, структура текста | 9, 13 |
|
|
Время выполнения работы:
Выполнение заданий — 40 мин.
Оценка заданий:
Верно выполненные задания:
№1,2,5,6,7,9,11,12,13 — 1 балл. Итого: 9 баллов.
№ 3, 4,8,10,14,15,16 — 2 балла. Итого: 14 баллов.
Всего: 23 балла.
Менее 14 баллов — низкий уровень.
14 — 16 баллов — низкий средний уровень.
17—19 баллов — средний уровень.
20 — 21 балла — высокий средний уровень.
22 — 23 балла — высокий уровень.
ТЕКСТ
Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?
К середине I века до нашей эры римская Республика была обессилена восстаниями покорённых провинций и ожесточённой борьбой в самом Риме между различными группами рабовладельцев, которая переходила в кровопролитные гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь — выдающийся политический деятель Римской империи — создал в Риме «союз трёх» — триумвират, состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. Правление римскими владениями было разделено между триумвираторами. Цезарь правил Галлией, Помпей — Римом и Испанией, Красс — Сирией.
Галлия занимала пространство от Альп и Рейна до Атлантического океана. Все эти области, а также Северная Италия были населены 1леменами кельтов, которых римляне называли галлами.
Пока Цезарь был в Галлии, погиб Красс. С его смертью триумвират распался. Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника в борьбе за власть и сблизился с его врагами. Подстрекаемый Помпеем, сенат потребовал, чтобы Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта. Цезарь отказался выполнить это требование и в 49 году до нашей эры двинул свои войска на Рим.
У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение. Перейти с войсками через границу значило объявить войну Республике. Он приказал воинам идти вперёд. Со словами: «Вперёд... Жребий брошен, Рубикон перейдён!» Цезарь начал междоусобную войну. Она увенчалась установлением его диктатуры в Римской империи.
Вопросы и задания к тексту «Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?»
- Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста:
Гай Юлий Цезарь -
а) выдающийся финансист;
б) правитель Рима и Испании;
в) выдающийся политический деятель;
г) руководитель восстания рабов.
2. Когда была установлена диктатура в Римской империи?
а) в середине I века до н.э.;
б) в 49 году н.э.;
в) в 49 году до н.э.;
г) в I веке н.э.
3. Где Гай Юлий Цезарь принял решение об объявлении войны Римской империи? В каком состоянии он находился в этот момент? Дайте развёрнутый ответ.
4. «Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника…». Почему? Что в тексте помогает в ваших рассуждениях?
5. О чём главным образом рассказывается в тексте?
а) о создании триумвирата;
б) о нравах Римской империи;
в) о начале междоусобной войны;
г) о том, как Цезарь шёл к власти.
6. Цезарь сказал: «...жребий брошен», потому что:
а) он его уронил;
б) принял решение;
в) отступать было некуда;
г) медлить было нельзя.
7. Какова главная мысль текста?
а) объяснить происхождение выражения «перейти Рубикон»;
б) показать, к чему может привести недоверие;
в) раскрыть значение слова «диктатура»;
г) показать роль Цезаря в истории.
8. Напишите, каким словосочетанием из текста автор характеризует Цезаря.
9. В какой из сборников надо поместить этот текст?
а) сборник исторических рассказов для детей;
б) легенды и мифы Древней Греции;
в) сборник научных статей;
г) рассказы из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).
10. Значение какого слова объясняется в тексте?
а) триумвират;
б) сенат;
в) диктатура.
Обоснуйте свою точку зрения.
11.Восстановите последовательность, в которой встречаются следующие предложения:
А) ...римская Республика была обессилена...
Б) она увенчалась установлением ...диктатуры...
В) Цезарь...двинул свои войска на Рим.
Г) правление римскими владениями было разделено...
Д) Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта.
а) А, Б, Г, В, Д.
б) А,Г,Д,В,Б.
в) В, Г, А, Б, Д.
г) Г, А, Д, Б, В.
12. Что означает выражение «перейти Рубикон»?
а) переправиться через реку;
б) объявить войну;
в) идти вперёд;
г) принять решение.
13. «Перейти Рубикон» — это:
а) скороговорка;
б) пословица;
в) крылатое выражение;
г) олицетворение.
14. Приходилось ли тебе «переходить Рубикон»? Напиши об этом в 4-5 предложениях.
15. Знаешь ли ты другие крылатые выражения? Приведи 1-2 примера, объясни их значение.
16. Гай Юлий Цезарь пожелал править единолично и погубил римскую Республику. Справедливо ли это мнение? Дай краткий ответ и объясни его.
Таблица 4
Принципы оценивания качества выполнения заданий к тексту
«Откуда пошло выражение «перейти Рубикон»?»
№ вопроса | Ответ | Принципы оценивания |
1 | Верный ответ — «в». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
2 | Верный ответ — «в». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
3 | Цезарь принял решение об объявлении войны на берегу пограничной реки Рубикон. В момент принятия решения он колебался, тщательно обдумывая его. «У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение...» | Отсутствие ответа, неверно указано место — 0 баллов. Дан ответ только на один из пунктов вопроса (указано только место принятия решения или описано состояние Цезаря); только на один из пунктов вопроса дан правильный ответ — 1 балл. Дан верный ответ на оба пункта вопроса — 2 балла. |
4 | Со смертью Красса неизбежно встал вопрос о переделе территорий. Цезарь как выдающийся политический деятель и полководец представлял для Помпея опасность. Это подтверждается следующими выражениями: Гай Юлий Цезарь — выдающийся политический деятель; создал в Риме триумвират. | Отсутствие ответа, неверно указаны причины опасений Помпея — 0 баллов. Верное объяснение не подтверждается примерами из текста, объяснение является неполным или же приведены не все примеры из текста — 1 балл. Даны верные ответы на оба вопроса — 2 балла. |
5 | Верный ответ — «г». | Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
6 | Верный ответ — «б». | Отсутствие ответа, неверный ответ —0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
7 | Верный ответ — «а». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0баллов. Верный ответ — 1 балл. |
8 | Выдающийся политический деятель Римской империи. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0баллов. Верный ответ — 1 балл. |
9 | Верный ответ — «а». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0баллов. Верный ответ — 1 балл. |
10 | Верный ответ— «а». Триумвират — «союз трёх», состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0баллов. Верный ответ с отсутствием обоснования — 1 балл. Верный ответ и верное обоснование — 2 балла. |
11 | Верный ответ — «б». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
12 | Верный ответ — «г». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
13 | Верный ответ — «в». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. |
14 | Данный вопрос предполагает ответ в нескольких развёрнутых предложениях, описывающих личный опыт ребёнка в ситуации принятия сложного решения. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Неразвёрнутый ответ — 1 балл. Развёрнутый ответ — 2 балла. |
15 | Данный вопрос предполагает ответ в нескольких предложениях. | Отсутствие ответа, неверный ответ, неверное объяснение крылатых выражений — 0 баллов. Приводится 1-2 крылатых выражения без объяснения их значения — 1 балл. Приводится 1-2 крылатых выражения с верным объяснением их значения —2 балла. |
16 | Верный ответ «Нет». Это мнение несправедливо, так как решение Цезаря идти на Рим было вынужденным. | Отсутствие ответа, неверный ответ —0 баллов. Верный ответ без объяснения — 1 балл. Верный ответ с объяснением — 2 балла. |
Приложение
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5 КЛАСС
- Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
- В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
- Е. Велтистов «Приключения Электроника»
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
- В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
- П. Треверс «Мери Поппинс»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера»
- А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
- Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка» (все книги)
- Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
- К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
- А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
- А.И. Свирский «Рыжик»
- М. Прилежаева «Семиклассницы»
6 КЛАСС
- Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
- А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
- Дж.Свифт «Гулливер»
- Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
- В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
- В. Осеева «Динка»
- Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
- А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
- Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник»
- Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
- А.Н. Толстой «Детство Никиты»
- Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
- Н.С. Лесков «Зверь»
- В. Гюго «Козетта»
- Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Л. Андреев «Кусака», «Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
- А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
- А.С. Пушкин «Дубровский»
7 КЛАСС
- Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
- А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс» (рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
- Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
- А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
- Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
- Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
- М. Твен «Принц и нищий»
- А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
- Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»
8 КЛАСС
- Ч. Диккенс «Большие надежды»
- В. Гюго «Отверженные»
- А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
- В. Каверин «Два капитана»
- А. Дюма «Три мушкетёра»
- В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
- А. Фадеев «Молодая гвардия»
- В. Скотт «Айвенго»
- М. Рид «Всадник без головы»
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
- Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
- А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
- К. Федин «Необыкновенное лето»
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
9 КЛАСС
- А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- Ф. Достоевский «Бедные люди»
- В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
- А. Беляев «Старая крепость»
- А. Кронин «Замок Броуди»
- У. Коллинз «Лунный камень»
- Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо»
- В. Обручев «Земля Санникова»
- Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
- Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба
10-11 КЛАСС
- Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
- Л. Улицкая «Рассказы»
- Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
- Г. Щербакова «Вам и не снилось»
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»