УЧИТЕЛЬ ГОДА 2020

Илюшечкина Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Илюшечкина Татьяна Сергеевна , учитель русского языка и литературы Педагогическое кредо : «Если мы будем учить сегодня так , как учили вчера – мы украдем у наших детей завтра » ( Дж. Дьюи ) Место работы : МБ ОУ Никитинская СШ Починковского района Нижегородской области Образование : высшее, ГОУ ВПО Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара, 2006 г. Стаж : 13 лет. Категория : высшая

Слайд 2

Конкурсное задание « Методический семинар» Чтение в системе художественных интересов школьников

Слайд 3

Актуальность Снижение мотивации детей к чтению Снижение интереса к чтению как творческой духовной деятельности ведёт к снижению и искажению интереса школьников и к другим видам искусства: к театру, киноискусству, музыкальному творчеству , к изобразительному искусству. ФГОС ОО нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению важной задачи – формированию читательской самостоятельности

Слайд 4

Цель: развитие интереса к чтению, расширение круга чтения школьника Задачи: Изучение и использование в работе современных педагогических технологий, позволяющих формировать интерес к чтению. Выявление круга и направленности чтения учащихся разного возраста. Изучение уровня развития читательских интересов школьников. Подбор и внедрение системы упражнений, приемов, методов и стратегий современных педагогических технологий, с целью развития читательского интереса. Развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности. Разработка новых форм и приемов работы над художественным произведением, способными сформировать целостное восприятие произведения через позицию автора, свой эмоциональный и коммуникативный опыт.

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея: создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов

Слайд 6

Вопросы чтения и его организации, формирования вкуса к хорошей книге нашли отражение в работах Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова , В.П . Острогорского и других известных методистов-словесников XIX века Вопросами сознательного чтения занимались М.П.Воюшина , М.И.Оморокова , Т.А.Ладыженская и др. В школьной педагогике система чтения, направленная на восстановление традиций филологического изучения литературы, выразилась в опыте учителя – словесника 30 – 40 –х годов ХХ века М.А. Рыбниковой В 60-е годы ХХ века. появляется ряд работ о закономерностях восприятия литературы учащимися в зависимости от возраста ( О.И.Никифорова , Л.Г.Жабицкая , Н. Д.Молдавская и др.) В 70—80-е годы ХХ века В.Г.Маранцман приходит к выводу о наличии возрастных периодов читательского восприятия, которые имеют самостоятельные границы и определяются классом в общеобразовательной школе Одним из новых подходов, способствующих реализации задач по развитию интереса к чтению, является применение стратегий смыслового чтения, которые подробно описаны в работах Н.Н . Сметанниковой Теоретическая база опыта Проблемам внеклассной работы и процессу воспитания средствами литературы особое внимание уделяли такие методисты, как А.С . Акбашева , Л.П. Бессонов, В.П . Полухина , В.Г.Маранцман и др. .

Слайд 7

Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по привитию интереса к книге: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование современных методов и форм работы при организации уроков литературы и проведении внеклассных мероприятий. Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение для учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению у школьников. Она поможет при организации уроков литературного и внеклассного чтения, при проведении внеклассных мероприятий.

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моей методической копилке есть разнообразные формы уроков: - урок-диспут , - урок-праздник , - урок-интервью , - урок-эссе , - интегрированный урок, - урок-конференция , - урок -презентация.

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия : - неделя детской книги, - литературные викторины, - литературный календарь, - праздники, посвященные творчеству писателя и т.д.

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Выявление круга и направленности чтения учащимися разного возраста

Слайд 11

2. Анализ качества чтения Для анализа качества чтения использую: тестирование; мини-сочинения; ответы на проблемные вопросы. Эти методы сочетают в себе как контрольный, так и обучающий элементы. После каждой работы обязательно проводится анализ и работа над ошибками. Часто используется метод взаимопроверки, когда каждый ученик проверяет работу соседа по парте.

Слайд 12

Эмоции Осмысление содержания Воображение Реакция на художественную форму 1. Выразительное чтение. 2. Сочинения и ответы на вопросы после первого чтения произведения. 3. Оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом. 4. Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки 1. Составление плана. 2. Сжатый пересказ. 3. Комментирование текста. 4. Ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера. 5. Рассмотрение композиции художественного произведения. 6. Сопоставление литературных произведений. 7. Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции 1. Творческий пересказ (с изменением лица рассказчика). 2. Устное словесное рисование 3. Составление киносценария. 4. Инсценировка. 5. Домысливание сюжета. 6. Реконструкция внесценических эпизодов драмы 1. Пересказ, близкий к тексту. 2. Стилистический анализ. 3. Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования. 4. Сопоставление произведения и его реальной основы Критерии качества чтения В выявлении качества чтения школьников используется методика проверки разных сфер читательского восприятия (технологией выявления читательского восприятия школьников), разработанной В.Г. Маранцманом , которая позволяет судить о литературном развитии читателя, наблюдая его эмоциональные реакции, работу воображения, осознание содержания и художественной формы произведения.

Слайд 13

Качество чтения школьников и уровни развития способности к созданию интерпретации Качество чтения школьников и уровни развития способности создания интерпретации Критерии качества чтения школьников и развития способности к созданию интерпретации Высокий Потребность в интерпретации художественного произведения, изложение ответа в форме связанного, логически выстроенного текста, с аргументацией собственной позиции в его толковании. Адекватность читательских и авторских эмоций, умение вступить в диалог с автором, выйти на авторскую концепцию и принять ее. Наличие творческого воображения, осознания и оценки произведения на уровне содержания и формы, его нравственно-этической и эстетической значимости Средний Способность достаточно обстоятельно ответить на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию. Близость соотношения читательских и авторских эмоций в восприятии произведения. Преобладание творческого воображения над репродуктивным. Умение видеть соотношение элементов в сюжете произведения, движение авторской мысли. Умение видеть художественную деталь и ее функцию в тексте. Понимание авторской концепции. Способность к созданию собственной интерпретации Низкий Неспособность ответить на вопросы, задания. Односложность ответа, отсутствие аргументации. Неадекватность читательских эмоций, репродуцирование знаний, неразбуженность творческого воображения, подмена анализа пересказом, непонимание авторской концепции, неумение верно оценить произведение на уровне содержания, идеи, композиции, художественной детали. Невозможность создания собственной интерпретации произведения

Слайд 14

3. Организация урочной деятельности по «обогащению» читательского опыта Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моей методической копилке есть разнообразные формы уроков: - урок-диспут , - урок-праздник , - урок-интервью , - урок-эссе , - интегрированный урок, - урок-конференция , - урок -презентация.

Слайд 15

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия : - неделя детской книги, - литературные викторины, - литературный календарь, - праздники, посвященные творчеству писателя и т.д. 4. Внеклассная деятельность

Слайд 16

Формы работы с учреждениями культуры: библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки; экскурсии в музеи, посещение выставок; внутришкольные конкурсы чтецов ; 5. Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры Совместная работа с библиотекарем: беседы, знакомство с новинками детской литературы; практические занятия по выбору книг, периодических изданий.

Слайд 17

Качество знаний по литературе ( 2017-2018 учебный год) Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по литературе Уровень читательской активности учащихся (по данным школьной и сельской библиотек) Результаты государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по литературе Посещение библиотек (2017-2018 учебный год) Результаты ЕГЭ по литературе ( 2017-2018 учебный год)

Слайд 18

Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения Круг читательских интересов

Слайд 19

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 20

Транслируемость практических достижений выступление на ШМО, педагогических советах; публикации; участие в вебинарах, конференциях, круглых столах;

Слайд 21

Литература 1. Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Текст]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р 2. Овсянникова, Т.Г. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы: методические рекомендации / Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л.; [под ред. С.Ю. Баранова]; Департамент образования Вологод . обл., Вологод . ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2016. – 80 с.: табл. 3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. – М., 2012 (Образовательная система «Школа 2100»). 4. Тихонова, С.В. Чтение как социокультурный феномен новой школы: монография /Под ред. Л.В. Шамрей . – Н.Новгород : НИРО, 2016. -145 с. Интернет-ресурсы Бирюкова Л.Г. Чтение глазами участников первой конференции, посвященной читательской культуре в XXI веке/Л.Г. Бирюкова, О.А. Борисова: Русская ассоциация чтения http://www.rusreadorg. ru / issues / hl / hl 3-06. htm . Национальная программа поддержки и развития чтения http://www . fapmc . ru / news / info / item 2003. html . Система филологических задач по пониманию текста ( Л.Г.Борисова ). http://www.school2100.ru/upload/iblock/21d/21d8f4c01f01d108a37020c9623dd281



Предварительный просмотр:

        

Пояснительная запискашапка

«Чтение в системе художественных интересов школьников»

Книга, возможно, наиболее сложное и

великое чудо из всех чудес, созданных

 человечеством на пути к его счастью

и могуществу будущего

М.Горький

Введение

Тема педагогического опыта: «Чтение в системе художественных интересов школьников».

Актуальность и условия возникновения опыта: литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и т.д.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.) [1, с.5]

Снижение интереса к чтению как творческой духовной деятельности ведёт к снижению и искажению интереса школьников и к другим видам искусства: к театру, киноискусству, музыкальному творчеству, к изобразительному искусству. 

ФГОС ОО нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению важной задачи – формированию читательской самостоятельности.

Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов.

Цель работы: развитие интереса к чтению, расширение круга чтения школьника.

Задачи:

1. Изучение и использование в работе современных педагогических технологий, позволяющих формировать интерес к чтению.

2. Выявление круга и направленности чтения учащихся разного возраста. 

3. Изучение уровня развития читательских интересов школьников.

4. Подбор и внедрение системы упражнений, приемов, методов и стратегий современных педагогических технологий, с целью развития читательского интереса.

5. Развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности.

6. Разработка новых форм и приемов работы над художественным произведением, способными сформировать целостное восприятие произведения через позицию автора, свой эмоциональный и коммуникативный опыт.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по привитию интереса к книге: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование современных методов и форм работы при организации уроков литературы и проведении внеклассных мероприятий.

Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение для учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению у школьников. Она поможет при организации уроков литературного и внеклассного чтения, при проведении внеклассных мероприятий.

  1. Теоретическая база опыта

Вопросы чтения и его организации, формирования вкуса к хорошей книге занимают одно из ведущих мест в методических системах Ф.И. Буслаева,                                                   В.И. Водовозова, В.П. Острогорского и других известных методистов-словесников XIX века.

Вопросами сознательного чтения занимались М.П. Воюшина, М.И.Оморокова, Т.А.Ладыженская и др.

В школьной педагогике система чтения, направленная на восстановление традиций филологического изучения литературы, выразилась в опыте учителя – словесника                 30 – 40 –х годов ХХ века М.А. Рыбниковой.

В 60-е годы ХХ века впервые в методике преподавания литературы уделяется внимание функциональному значению чтения, чтению как интеллектуальному процессу, непосредственно влияющему на литературное и общекультурное развитие учащихся. Появляется ряд работ о закономерностях восприятия литературы учащимися в зависимости от возраста (О.И.Никифорова, Л.Г.Жабицкая, Н. Д.Молдавская и др.)          [4, c.9-10].

В 70—80-е годы ХХ века В.Г.Маранцман приходит к выводу о наличии возрастных периодов читательского восприятия, которые имеют самостоятельные границы и определяются скорее не возрастом юного читателя, а классом в общеобразовательной школе. Ученым зафиксированы доминанты, сходство и различие в восприятии художественного текста учащимися и на этом основании выделены соответствующие этапы его. Результаты этой творческой деятельности сказываются в проявлении отношения к художественному явлению, в обогащении личности читателя при восприятии произведения искусства. [там же, c. 10].

Одним из новых подходов, способствующих реализации задач по развитию интереса к чтению, является применение стратегий смыслового чтения, которые подробно описаны в работах Н.Н. Сметанниковой. Под стратегией чтения она понимает путь и программу действий читателя, которые должны привести к определенным результатам. [2, c. 63]. 

Проблемам внеклассной работы и процессу воспитания средствами литературы особое внимание уделяли такие методисты, как А.С. Акбашева, Л.П. Бессонов,                     В.П. Полухина, В.Г.Маранцман  и др.

II. Содержание опыта

1. Выявление круга и направленности чтения учащимися разного возраста

Целью исследования было определение круга и направленности чтения учащимися разного возраста, выявление сферы их художественных интересов и читательских предпочтений. Для этого использовались анкеты и опросники. Анкетирование показало, что 91% (20 чел.) школьников регулярно читают художественную литературу. При этом значительная часть прочитанных книг так или иначе связана со школьной программой.

Характер читательских предпочтений динамичен и склонен меняться в зависимости от возраста.

Данные анкетирования доказывают, что необходимо выработать новые подходы, поддерживающие интерес к чтению, стимулирующие самостоятельность и свободу выбора юного читателя.

2. Анализ качества чтения

Для анализа качества чтения я использую тестирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы. Эти методы сочетают в себе как контрольный, так

и обучающий элементы. После каждой работы обязательно провожу анализ и работу над ошибками. Часто использую метод взаимопроверки, когда каждый ученик проверяет работу соседа по парте.

Критерии качества чтения

В выявлении качества чтения школьников я пользуюсь методикой проверки разных сфер читательского восприятия (технологией выявления читательского восприятия школьников), разработанной В.Г. Маранцманом, которая позволяет судить о литературном развитии читателя, наблюдая его эмоциональные реакции, работу воображения, осознание содержания и художественной формы произведения.

Эмоции

Осмысление содержания

Воображение

Реакция на художественную форму

1. Выразительное чтение.

2. Сочинения и ответы на вопросы после первого чтения произведения.

3. Оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом.

4. Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки

1. Составление плана.

2. Сжатый пересказ.

3. Комментирование текста.

4. Ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера.

5. Рассмотрение композиции художественного произведения.

6. Сопоставление литературных произведений.

7. Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции

1. Творческий пересказ (с изменением лица рассказчика).

2. Устное словесное рисование

3. Составление киносценария.

4. Инсценировка.

5. Домысливание сюжета.

6. Реконструкция внесценических эпизодов драмы

1. Пересказ, близкий к тексту.

2. Стилистический анализ.

3. Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования.

4. Сопоставление произведения и его реальной основы

Качество чтения школьников и уровни развития способности к созданию интерпретации

Качество чтения школьников и уровни развития способности создания интерпретации

Критерии качества чтения школьников и развития способности к созданию интерпретации

Высокий

Потребность в интерпретации художественного произведения, изложение ответа в форме связанного, логически выстроенного текста, с аргументацией собственной позиции в его толковании.

Адекватность читательских и авторских эмоций, умение вступить в диалог с автором, выйти на авторскую концепцию и принять ее.

Наличие творческого воображения, осознания и оценки произведения на уровне содержания и формы, его нравственно-этической и эстетической значимости

Средний

Способность достаточно обстоятельно ответить на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию.

Близость соотношения читательских и авторских эмоций в восприятии произведения.

Преобладание творческого воображения над репродуктивным.

Умение видеть соотношение элементов в сюжете произведения, движение авторской мысли. Умение видеть художественную деталь и ее функцию в тексте. Понимание авторской концепции. Способность к созданию собственной интерпретации

Низкий

Неспособность ответить на вопросы, задания.

Односложность ответа, отсутствие аргументации.

Неадекватность читательских эмоций, репродуцирование знаний, неразбуженность творческого воображения, подмена анализа пересказом, непонимание авторской концепции, неумение верно оценить произведение на уровне содержания, идеи, композиции, художественной детали. Невозможность создания собственной интерпретации произведения

3. Организация урочной деятельности по «обогащению» читательского опыта

Проведенная диагностика поставила передо мной вопрос – как построить свои уроки так, чтобы формировать интерес к чтению?

Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит достичь поставленных целей образования?

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моей методической копилке есть разнообразные формы уроков:

  • урок-диспут;
  • урок-интервью;
  • урок-эссе;
  • интегрированный урок;
  • урок-конференция;
  • урок-исследование;
  • урок -презентация.

Основной формой деятельности в на уроке литературы становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная – учеников и учителя – работа над книгой, диалог, направленный на понимание произведения.

Для воспитания любви к книге я организую уроки читательского мастерства и внеурочные мероприятия, поощряю тех, кто много читает в свободное время дома.

Отзывы о прочитанном, диспуты и научно-практические конференции, уроки одного стихотворения и интегрированные уроки, пробы пера - всё это помогает стать более восприимчивым к слову.

На уроках литературы обращаю внимание на систематическое обучение выразительному чтению. При подготовке к выразительному чтению часто использую такие приемы, как словесное рисование, составление «режиссерских ремарок» к ключевым сценам драматического текста, «режиссерского комментария» к отдельным сценам и эпизодам произведений, а затем чтение по ролям, мини-конкурсы чтецов.

В своей учительской практике значительное внимание уделяю организации внеклассного чтения художественных произведений.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, создание литературной газеты

4. Внеклассная деятельность

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия:

- неделя детской книги,

- литературные викторины,

- литературный календарь,

- праздники, посвященные творчеству писателя и т.д. 

Внеклассная работа по литературе является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

В своей работе практикую следующие формы внеклассных занятий:

  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • конкурсы чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • библиотечный час;

На своих уроках стараюсь применять разные способы и методы, которые вызывают интерес учеников к чтению и формируют читательскую деятельность учеников.

5. Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры

В своей практике используются такие формы работы с учреждениями культуры:

  • библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки;
  • экскурсии в музеи, посещение выставок;
  • внутришкольные конкурсы чтецов;

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Совместная работа с библиотекарем:

  •  беседы, знакомство с новинками детской литературы;
  •  практические занятия по выбору книг, периодических изданий.

III. Результативность работы по формированию и развитию

читательского интереса

Итогами своей работы по формированию читательского интереса у школьников считаю следующие результаты:

  1. Уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по литературе.
  2. Уровень читательской активности учащихся.
  3. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по литературе.
  4. Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения.

Показателем результативности работы по формированию и развитию читательского интереса считаю активное участие школьников в конкурсах разного уровня:

- районный конкурс литературного творчества «Среди высоких слов – всех выше слово «Мать». Номинация: «Поэзия» (участие, 2012);

- Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс». Номинация: «Любимая литература, 6-7 кл.» (I место, 2013);

- Всероссийская интеллектуальная викторина «Знатоки литературы»

(I место, 2015);

- муниципальный этап областного конкурса чтецов «Тихая моя Родина…» (участие, 2016);

- районный конкурс литературных творческих работ «О моей маме», посвященный Дню матери (II место, 2016);

- муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных организаций Нижегородской области «Отечество». Номинация: «Родная природа в произведениях нижегородских писателей» (I место, 2016);

- муниципальный этап областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Мир книги». Номинация: «Бедная Лиза»

(III место, 2016);

- Всероссийская интеллектуальная викторина «М.А.Булгаков: страницы жизни и творчества» (III место, 2017);

- Всероссийский конкурс эссе «Подними голову, и ты увидишь небо!», посвященный выходу в открытый космос российского космонавта Алексея Архиповича Леонова» (участие, 2017);

- Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» номинация: «Я учу русский язык, потому что это язык Пушкина» (I место, 2017);

- Всероссийском конкурсе исследовательских, научно-проектных и творческих работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», посвященному жизни и творчеству А. С. Пушкина (участие, 2017, 2018).

Результатом своей работы в данном направлении считаю и то, что школьники для дальнейшего обучения стали выбирать филологический факультет (в 2017 г. Бекетова Е.А. стала студенткой историко-филологического факультета Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского, в 2018 г. Романова Е.А. – студенткой МГПИ                             им. М. Е. Евсевьева).

Заключение

Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника.

Важно на уроке литературы создать психологически комфортную обстановку для совместного творчества, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность.

Работа по развитию читательского интереса школьников должна вестись систематически: на уроках, во внеклассной работе, в работе с родителями, с учреждениями культуры.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, будь то родитель, писатель, учитель, библиотекарь.

Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

  • формированию устойчивого читательского интереса школьников;
  • умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;
  • формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. 
  • система литературного образования должна строиться по принципу диалога культур.

Планирую продолжить работу в данном направлении.

Литература

1. Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Текст]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р

2. Овсянникова, Т.Г. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы: методические рекомендации /                    Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л.; [под ред. С.Ю. Баранова]; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2016. – 80 с.: табл.

3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. – М., 2012 (Образовательная система «Школа 2100»).

4. Тихонова, С.В. Чтение как социокультурный феномен новой школы: монография /Под ред. Л.В. Шамрей. – Н.Новгород: НИРО, 2016. -145 с.

Интернет-ресурсы

  1. Бирюкова Л.Г. Чтение глазами участников первой конференции, посвященной читательской культуре в XXI веке/Л.Г. Бирюкова, О.А. Борисова: Русская ассоциация чтения  http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-06.htm.
  2. Национальная программа поддержки и развития чтения http://www. fapmc.ru/news/info/item2003.html.
  3. Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова). http://www.school2100.ru/upload/iblock/21d/21d8f4c01f01d108a37020c9623dd281


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Урок» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/Gh18LLCiNWGlIg



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Учитель-мастер» по работе с сервисом для видеоконференций и онлайн-встреч zoom можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://youtu.be/Jic8puFNi8g



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Классный час» с использованием сервиса для видеоконференций и онлайн-встреч zoom можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://youtu.be/Wv-DmFmBMI4