ЕГЭ по литературе

Илюшечкина Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /

тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий

Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

Выбирайте любой понравившийся способ

Неужели это так сложно - определить размер стиха?

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.



Предварительный просмотр:

Починковский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никитинская средняя школа

Починковского района Нижегородской области

РАССМОТРЕНО.                                   СОГЛАСОВАНО.                                              УТВЕРЖДАЮ.    

на заседании методического                 Заместитель директора по УВР                         Директор

объединения учителей                            _____________ Кошкина Т.А.                          МБ ОУ  Никитинская СОШ

гуманитарного цикла, биологии           от «___»____________ 2016г.                            ___________ Т.И. Чичерова

и географии                                                                                                                           Приказ №__

Протокол №  1                                                                                                                    от «___»__________ 2016г.

от «30» августа 2016г.                                                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

для 11 класса

Составитель: Илюшечкина Татьяна Сергеевна, учитель

                                                                         (первая  квалификационная категория)

2016 год


Программа индивидуально-группового занятия

"Готовимся к ЕГЭ по литературе", 11 класс

34 ч. (1 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально-группового занятия по подготовке к ЕГЭ по  литературе в  11  классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования, кодификатора элементов содержания и  требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения ЕГЭ по литературе, спецификации контрольно-измерительных  материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по литературе, демонстрационного варианта 2017 года. 

Цель индивидуально-группового занятия – обеспечить качественную подготовку обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе. 

Задачи индивидуально-группового занятия:

- формировать у обучающихся систему знаний по литературе;

- совершенствовать универсальные учебные действия обучающихся и развивать у них специфические умения выполнения тестовых заданий литературного содержания различного уровня сложности;

- показывать  необходимость  литературного  образования  для  решения  жизненно важных проблем;

- развивать  у обучающихся  познавательный  интерес  и  устойчивые внутренние мотивы к изучению литературы как части и феномену общечеловеческой культуры;

В соответствии с целью и задачами в программе нашли отражение содержательные линии:

- знания по теории литературы;

- знания по истории литературы:

  • история древнерусской литературы,
  • история литературы XVIII века,
  • история литературы 1-ой половины XIX века,
  • история литературы 2-ой половины XIX века,
  • история литературы конца XIX – начала ХХ века,
  • история литературы 1-ой половины XX века,
  • история литературы 2-ой половины XX века

Общая характеристика учебного предмета

Программа индивидуально-группового занятия «Готовимся к ЕГЭ по литературе» предназначена для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа предусматривает повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений, отработку навыков выполнения заданий базового, повышенного  и высокого уровня сложности.

В программу индивидуально-группового занятия включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Для изучения индивидуально-группового занятия "Готовимся к ЕГЭ по литературе" в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом,

дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем.

Общие учебные умения, навыки в освоении учебного предмета 

В результате изучения программы индивидуально-группового занятия "Готовимся к ЕГЭ по литературе" обучающийся должен

знать:

- особенности подготовки к ЕГЭ по литературе;

- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;

- структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ  по литературе;

- образную природу словесного искусства;

- содержание  изученных  литературных  произведений;  основные  факты  жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об  отдельных периодах его развития, черты литературных  направлений и  течений;

- основные теоретико-литературные понятия.  

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение,  используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с  проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни  и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать  конкретно-историческое  и  общечеловеческое  содержание  изученных литературных произведений; связывать литературную классику  со  временем  написания,  с  современностью  и  традицией;  выявлять  «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять  черты литературных  направлений  и  течений при  анализе  произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных  жанров на литературные темы.    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему  с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии.  

        Содержание учебного предмета

1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе (1ч.)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

2. Фольклор и Древнерусская литература (1ч.)    

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие  клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами  фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как  страны с феодальной раздробленностью.  

3. Литература русского Просвещения XVIII века (1ч.)        

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

«Памятник» как жанр и его  традиции в русской литературе.

Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как  основоположники двух направлений в русской литературе.

Д.И.Фонвизин и  русский театр. Черты классической комедии.  

4. Литература первой половины XIX века ()        

Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.

А.С.Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ  дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.  Исторические произведения. Понятие «маленького человека».        

М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова.  Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы  русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое  отступление как средство художественной выразительности.

5. Литература второй половины  XIX века ()        

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.  

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

Идейный раскол в  журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних  людей»».

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.  

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и  новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

М.М.Бахтин  о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.  

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания  героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

Политические и  социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

6. Литература  XX века ()      

Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности  прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические  мотивы в произведениях писателя.

Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.        

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм  как поэтические стили.

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

А.А.Ахматова и  традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в  поэзии, характеристика времени его создания.

В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

Традиции фольклора в поэзии  С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина.  Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.        

М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция  и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.  Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их  отражение в произведениях писателя.        

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение  Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в  творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.        

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие  утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из  «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре  «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина.  

Литература о Великой Отечественной войне       

А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный  образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.  Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева.  

Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века      

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности  народного образа.

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. ЕГЭ 2017. Литература. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/  под  ред. С.А. Зинина. ― М.:  Издательство  «Национальное  образование»,  2016. – 208 с.

2. ЕГЭ  2017.  Литература:  тренировочные  задания/  Е.А.  Самойлова. ―  М.:  Эксмо, 2016. – 160 с.  

Электронные  ресурсы  

  1. http://www.fipi.ru
  2. http://www.examen.ru
  3. http://www.ege.edu.ru
  4. http://ege.yandex.ru
  5. http://ege.43edu.ru
  6. http://reshuege.ru

Календарно-тематическое планирование (приложение 1)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства ИКТ:

- компьютер;

- мультимедийый проектор;

- принтер;

- интерактивная доска.


                        Приложение 1

Количество часов: 34        

Класс: 11

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

I. Введение

1

Содержание ЕГЭ по литературе.

1

II. Фольклор и древнерусская литература

2

Древнерусская литература и  фольклор как источник  художественных принципов  русской литературы.

1

III. Литература русского Просвещения XVIII века

3

Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и  сентиментализма в русском Просвещении.

1

IV. Литература первой половины XIX века

4

Романтизм как художественное направление.

Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма.  Жанры элегии и баллады.

1

5

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии.

1

6

Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений.

1

7

Реализм как художественное направление.

Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа.

1

8

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы.

1

9

Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе.

1

10

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор».

1

11

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме.

1

V. Литература второй половины XIX века

12

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова.

13

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально- нравственная направленность драмы.

1

14

«Герой времени» в романах И.С.Тургенева. Автор и его герои.  Художественный прием «психологической пары».

1

15

Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.  Традиции и новаторство в поэзии.  Философская лирика.

1

16

Традиции и новаторство  гражданской лирики в русской  поэзии. Образ народа в творчестве  Н.А.Некрасова.

1

17

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов.

1

18

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа

1

19

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».   Особенности жанра романа и его композиция.

1


20

Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

1

21

Новаторство Чехова – драматурга.  Ремарка как средство художественной выразительности.

1

22

Своеобразие реализма русской реалистической прозы И.А.Бунина и А.И.Куприна.

1

23

Традиции и новаторство русского романтизма врассказах  М.Горького.

1

VI. Литература  XX века

24

А.А.Блок. Лирика. Поэмы.  Понятие аллитерации и ассонанса.

1

25

А.А.Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии.

1

26

В.В.Маяковский. Лирика. Поэмы.  Сатира в русской поэзии.

1

27

С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии.

1

28

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева.

1

29

Возвращенная литература: произведения Л.Андреева,             В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина.

1

30

Литература о Великой Отечественной войне.

1

31

Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой.

1

32

Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры.

1

33-34

Диагностическая работа по литературе.

2