ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел
тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /
тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /
тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Выбирайте любой понравившийся способ
Неужели это так сложно - определить размер стиха?
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.
Предварительный просмотр:
Починковский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никитинская средняя школа
Починковского района Нижегородской области
РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор
объединения учителей _____________ Кошкина Т.А. МБ ОУ Никитинская СОШ
гуманитарного цикла, биологии от «___»____________ 2016г. ___________ Т.И. Чичерова
и географии Приказ №__
Протокол № 1 от «___»__________ 2016г.
от «30» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
для 11 класса
Составитель: Илюшечкина Татьяна Сергеевна, учитель
(первая квалификационная категория)
2016 год
Программа индивидуально-группового занятия
"Готовимся к ЕГЭ по литературе", 11 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-группового занятия по подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе, спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по литературе, демонстрационного варианта 2017 года.
Цель индивидуально-группового занятия – обеспечить качественную подготовку обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Задачи индивидуально-группового занятия:
- формировать у обучающихся систему знаний по литературе;
- совершенствовать универсальные учебные действия обучающихся и развивать у них специфические умения выполнения тестовых заданий литературного содержания различного уровня сложности;
- показывать необходимость литературного образования для решения жизненно важных проблем;
- развивать у обучающихся познавательный интерес и устойчивые внутренние мотивы к изучению литературы как части и феномену общечеловеческой культуры;
В соответствии с целью и задачами в программе нашли отражение содержательные линии:
- знания по теории литературы;
- знания по истории литературы:
- история древнерусской литературы,
- история литературы XVIII века,
- история литературы 1-ой половины XIX века,
- история литературы 2-ой половины XIX века,
- история литературы конца XIX – начала ХХ века,
- история литературы 1-ой половины XX века,
- история литературы 2-ой половины XX века
Общая характеристика учебного предмета
Программа индивидуально-группового занятия «Готовимся к ЕГЭ по литературе» предназначена для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа предусматривает повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений, отработку навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В программу индивидуально-группового занятия включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для изучения индивидуально-группового занятия "Готовимся к ЕГЭ по литературе" в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом,
дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем.
Общие учебные умения, навыки в освоении учебного предмета
В результате изучения программы индивидуально-группового занятия "Готовимся к ЕГЭ по литературе" обучающийся должен
знать:
- особенности подготовки к ЕГЭ по литературе;
- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;
- структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии.
Содержание учебного предмета
1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе (1ч.)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
2. Фольклор и Древнерусская литература (1ч.)
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
3. Литература русского Просвещения XVIII века (1ч.)
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.
Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
4. Литература первой половины XIX века ()
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.
А.С.Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.
А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
5. Литература второй половины XIX века ()
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.
А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.
Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»».
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.
М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.
Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
6. Литература XX века ()
Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.
А.А.Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.
А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания.
В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.
Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.
М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля, А.Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Литература о Великой Отечественной войне
А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева, Б.Васильева.
Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного образа.
Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. ЕГЭ 2017. Литература. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. С.А. Зинина. ― М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 208 с.
2. ЕГЭ 2017. Литература: тренировочные задания/ Е.А. Самойлова. ― М.: Эксмо, 2016. – 160 с.
Электронные ресурсы
- http://www.fipi.ru
- http://www.examen.ru
- http://www.ege.edu.ru
- http://ege.yandex.ru
- http://ege.43edu.ru
- http://reshuege.ru
Календарно-тематическое планирование (приложение 1)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Средства ИКТ:
- компьютер;
- мультимедийый проектор;
- принтер;
- интерактивная доска.
Приложение 1
Количество часов: 34
Класс: 11
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
I. Введение | |||
1 | Содержание ЕГЭ по литературе. | 1 | |
II. Фольклор и древнерусская литература | |||
2 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. | 1 | |
III. Литература русского Просвещения XVIII века | |||
3 | Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 1 | |
IV. Литература первой половины XIX века | |||
4 | Романтизм как художественное направление. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. | 1 | |
5 | А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. | 1 | |
6 | Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. | 1 | |
7 | Реализм как художественное направление. Роман «Евгений Онегин». Своеобразие композиции романа. | 1 | |
8 | Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. | 1 | |
9 | Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. | 1 | |
10 | «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.Гоголя. Пьеса «Ревизор». | 1 | |
11 | Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский замысел и его воплощение в поэме. | 1 | |
V. Литература второй половины XIX века | |||
12 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. | ||
13 | А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально- нравственная направленность драмы. | 1 | |
14 | «Герой времени» в романах И.С.Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары». | 1 | |
15 | Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. | 1 | |
16 | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н.А.Некрасова. | 1 | |
17 | Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства создания сатирических образов. | 1 | |
18 | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Полифоническое звучание романа | 1 | |
19 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. | 1 |
20 | Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). | 1 | |
21 | Новаторство Чехова – драматурга. Ремарка как средство художественной выразительности. | 1 | |
22 | Своеобразие реализма русской реалистической прозы И.А.Бунина и А.И.Куприна. | 1 | |
23 | Традиции и новаторство русского романтизма врассказах М.Горького. | 1 | |
VI. Литература XX века | |||
24 | А.А.Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса. | 1 | |
25 | А.А.Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии. | 1 | |
26 | В.В.Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии. | 1 | |
27 | С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии. | 1 | |
28 | Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И.Бабеля, М.Булгакова, А.Фадеева. | 1 | |
29 | Возвращенная литература: произведения Л.Андреева, В.Набокова, А.Солженицына. Антиутопии А.Платонова и Е.Замятина. | 1 | |
30 | Литература о Великой Отечественной войне. | 1 | |
31 | Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. | 1 | |
32 | Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры. | 1 | |
33-34 | Диагностическая работа по литературе. | 2 |