Учебно методический комплекс.
Урок музыки творческий и основная задача педагога сделать его ярким, интересным, а главное любимым для учеников. Применение различных методик позволит успешно решить эту задачу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Музыкальные и ритмические игры для дошкольников и младших школьников».
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в работу.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.
В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.
Ритмические игры , теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, отдыхают, повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм лучше развивается слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.
Мне хочется предложить наиболее подходящие, на мой взгляд, игры, которые подойдут для любого объединения нашего Центра:
«Танцевальная композиция»
Педагог ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5-8 чел или разбиваются на пары, если этого требует танец.
Каждой группе руководитель даёт задание использовать определённый размер танца. Например ,размер вальса – трёхдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный. Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный учащимися.
«Скульптор и глина»
Участники делятся по парам. Один из них скульптор, второй- глина. Задаётся тема : «животные», «муз. инструменты», «природа», «сказочные персонажи» и т.п. Задание: слепить из «глины» скульптуру по теме. Под соответствующую музыку выполняется задание. После все отгадывают, что же слепил скульптор. После чего «скульптуры» оживают. Затем дети меняются, скульпторы становятся «глиной» и наоборот… Развивается воображение детей.
«Найди своё место»
Дети стоят на своих местах, в линиях. Исходное положение :1поз. ног ,руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по 6 поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка заканчивается ,учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз.
«Приглашение»
Дети распределены по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру .
«Собери фигуру»
Под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т.п.), когда музыка прекращается дети должны все вместе построить заданную педагогом фигуру (прямую линию, круг, колонну, диагональ, квадрат, треугольник). Игра продолжается до 5-6 раз.
«Солдатики»
Дети лежат на спине на гимнастических ковриках, изображая «неподвижных солдатиков». Под музыку «солдатики» «оживают», двигают руками и ногами в хаотичном порядке. Когда музыка заканчивается «солдатики» замирают , педагог ходит проверяет чтобы руки и ноги детей были «деревянными» в натянутом и не подвижном состоянии. Игра повторяется 3-5 раз.
Ритмические игры:
«Повтори»
Педагог прохлопывает в ладоши ритм, а дети должны его повторить, начинаем с простого ритма, затем усложняем + к хлопкам добавляются притопы и прыжки. При наличии аккомпаниатора, задаётся ритм на фортепиано.
«Воспроизведи стих»
Прохлопать стих руками, протопать ногами ,соблюдать ритм.
Например: хлопок на каждый слог стихотворения:
«Щи да каша пища наша
После щей и после каши дети просят простокваши.
Ели , ели две недели, не полнели, не худели!
Ели , ели, пили, пили, две недели сыты были!»
«Чижик, чижик, где ты был?
-Я всю зиму в клетке жил.
Где ты клювик замочил?
-В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
-Я всю зиму проболел.
Чем же клеточка плоха?
-Ведь неволя так горька.
Чижик хочешь к нам сюда?
-Ой! Да-да-да-да-да-да-да!
Ну кА чижик вылетай!
-ай ,ай,ай,ай,ай,ай,ай!! »
«Прилетели питички,
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зернышки клевали».
А так же и многие другие стихи : «Одеяло убежало», «Я куклу Наташу, катаю в коляске», «Лошадка», «Зайка», «Самолет», «Мишка» и т.п.
«Догонялки»
Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.
Исходная позиция: 6 позиция ног,руки «по швам».
-раз-ноги в сторону (2 поз.), правая рука на пояс;
-два-ноги вместе(6 поз), левая рука на пояс;
-три- ноги в сторону, правая рука на правое плечо;
-четыре- ноги вместе, левая рука на левое плечо;
-пять- ноги в сторону, правая рука прямая наверх;
-шесть- ноги вместе, левая рука прямая наверх;
-семь- прыжок по 6 поз,хлопок руками над головой;
-восемь- прыжок по 6 поз,хлопок руками над головой;
Все повторяется обратно- сверху- вниз.
«Печатная машинка».
Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.
Исходная позиция: 6 позиция ног, руки на поясе.
-раз- прыжок, ноги во 2 поз., колени согнуты;
-два- удар руками по коленям;
-три- щелчок руками по сторонам;
-четыре- хлопок в ладоши перед грудью.
Все повторяется обратно- сверху- вниз.
А также игры:
на внимание и координацию: «карлики и великаны», «нос - пол - потолок», «запрещенные движения», «знакомство», «движение на счет», «найди сородича по голосу»;
на воображение: «фигура замри», «поезд», «скульптор и глина», «метро»,(ритмическая)«сказочные диагонали» (музыкальные);
на ловкость: упражнения и игры с мячом, «лишний» (со стулом) (музыкальные).
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Игры и упражнения для рук и пальчиков – обязательная составная часть начального обучения. Это, прежде всего, ШКОЛА ИГРЫ, в которой ребенок осознает свои руки. Игры укрепляют пальцы и суставы, развивают тонкие мышечные движения и осязание.
КОМАР и МЕДВЕДЬ (этюд – игра).
Наш Комарик здесь живет, - находим черную «двойняшку»
Тонким голосом поет: в 4-ой октаве – гнездышко;
- зу – зу з узу зу – зу зу! исполняем ритм «зу»-
- зу – зу – зу! – зу – зу зу! 2 и 3 пальцами правой руки;
Здесь лежит Медведь в берлоге, - находим черную «тройняшку»
Промочил он сильно ноги в контр-октаве – берлога;
- ох – ох –ох! – ох – ох – ох! - исполняем ритм «охов»
4, 3, 2 пальцами лев.руки.
Полетел Комар к соседу - - спускаемся «двойняшками»
вниз, к Медведю;
Укусил Комар Медведя! - «укусил» - сильный акцент!
От обиды наш Медведь
Заворчал и стал кряхтеть: - «кряхтим» «тройняшками»
- ох – ох ох! – ох – ох – ох! в ритме 4, 3, 2 пальцами;
Комаришка маленький - поднимаемся вверх по «двойняш
Улетел – удаленький! -кам» вверх в гнездышко пр.рукой.
ДЯТЕЛ (таинственное ЭХО).
Упражнение выполняем стоя.
(Предварительно нажимаем правую педаль).
Мы в лесу слыхали стук - - ладошками ритмично стучим по
Тук, тук, тук – тук – тук! стенке пианино, слышим – «гул»,
Это дятел сел на сук, - повторяем ритмичные удары
Тук – тук – тук, тук – тук – тук! ладошками по стенке пианино.
Дослушиваем «гул»!
КОЗЛЕНОК
Остры рожки, - 2 и 3 пальчиками «бодаемся».
активно шевелим ими.
Остры рожки, - «бодаемся», но уже 2 и 5 п.
Быстры ножки, - стучим «копытцами» - 4, 3 и 2 п.
по ладошке, колену, по столу и т.д.
Быстры ножки. – то же самое, но другой рукой.
Шел козленок по дорожке. –синхронно, двумя руками сходимся
и расходимся пальчиками.
СОРОКА
Сорока – сорока, - круговые вращательные движения
Кашу варила, 1-ым пальчиком левой руки
Деточек кормила: (помешиваем «кашу»)
Этому – дала (2 п.) 1 –ый пальчик «кормит» братцев,
Этому – дала (3 п.) поглаживая каждого от подушечки
Этому – дала ( 4 п.) до основания.
А этому давала (мизинчик) - 1, 2, 3 («горсткой») правой руки
И приговаривала: сжимаем 5 п. лев. Рукой.
- Зачем дров не носил!
Воды не носил!
Знай наперед –
- Здесь водичка – холодненька, - поглаживаем запястье,
- Здесь водичка – тепленька, - поглаживаем сгиб локтя,
- Здесь водичка – горяченька, - поглаживаем плечо,
А здесь – кипяток! Кипяток! - щекочем!
Кролик и Винни-Пух идут в гости к Ослику.
1 п. – Винни – Пух, 2 п. – Кролик.
Винни –пух очень любит мед. Он знает, что Ослик обязательно угостит его целым горшочком самого свежего меда… Вот и торопится Винни – пух, все время обгоняет он Кролика, старается идти быстрее.
Эта игра исполняется на столе или крышке пианино. 1 и 2 пальчики проходят определенное расстояние. Главное – учимся подкладывать 1 п. – т.е. «опережать» 2 п., т.е. Кролика. 1 п. обязательно должен научиться ходить!
КУЗНЕЦ
Эй, кузнец, молодец! - 2, 3, 4 пальчики пр.р. ритмично ударяют
по левому плечу, затем – пальчики лев.р.
по правому плечику
Расковался жеребец! - ритмичное постукивание по коленкам
2, 3 и 4 п. Одновременно двумя руками.
Ты подкуй его опять! - то же, но уже по икрам ножек.
Отчего не подковать! - постукиваем кулачками-молоточками по
крышке, по коленкам.
Вот – гвозди, вот – подкова, - раскрываем все пальчики ладошкой
к себе, от себя (пальчики-гвоздики),
Раз, два – и готово! «подкова» - сжимаем пальчики в кулачки
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! - 2, 3, 4 п. пр.р., поочередно – по ладошке
лев.р. (гвоздики)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! - теперь – левая по пр. ладошке.
Тук, тук, тук! Все!! - хлопки. «Все» - громко.
Предварительный просмотр:
Структура плана-конспекта занятия
обучения игры на музыкальных инструментах
1. Приветствие.
Перед началом занятия приветствие всех обучающихся занятия.
2. Повторение пройденного материала.
Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную цель (мысль) предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате занятия.
3. Проверка домашнего задания (если задавалось).
Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям установленной формы. В тетрадях обучающихся, если они ведутся, должна быть отражена данная форма методологии выполнения задания.
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.
Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у обучающихся к новому материалу. Возбудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.
5. Предлагаемый образовательный материал или информация.
Новый материал или информация может быть в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия (портреты композиторов и др.) и материалы (ноты), вопросы аналитического содержания:
Обобщение. Обучающимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.
Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
6. Для закрепления информации проводится творческая часть занятия.
Творческая часть:
- (разбор, разучивание, исполнение произведения);
7. Контрольный опрос обучающихся по всему ходу занятия.
8. Краткая информация на период ближайшего последствия (Выбор самостоятельной деятельности для закрепления полученных знаний, умений).
9. Список рекомендуемой литературы.
По структуре занятия вы работаете в системе, ежедневно, но на открытое занятие у вас должен быть конспект. Для этого, я подготовила для вас конспект учебного занятия по дисциплине «Фортепиано». Это примерный конспект. Вы можете взять электронный вариант и адаптировать его для своего занятия. Благодарю за работу.
Предварительный просмотр:
Самоанализ учебного занятия
«Сильным, опытным становится
педагог, который умеет
анализировать свой труд...».
В. А Сухомлинский
Что есть «анализ».
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
По отношению к проведённому занятию часто используются процедуры, называемые "анализ занятия", "самоанализ", "рефлексия". Часто их смешивают или подменяют одно другим. В то же время, содержание этих процедур различно и имеет разные, хотя и связанные цели. Попробуем разобраться.
1. Анализ занятия. Предметом анализа является занятие как целое. Такой анализ могут делать все его участники - субъекты: педагог, обучающиеся, присутствующие на занятии педагоги и т.д. Они могут это делать письменно или устно, отдельно или по группам, сразу после занятия или спустя некоторое время. Цели анализа могут задаваться внешними рамками или самостоятельно формулироваться каждым субъектом занятия. Анализ производится на основе той или иной педагогической позиции (концепции). Продуктом анализа являются, как правило, положительные стороны занятия, его недостатки, выводы, пожелания. Для проведения анализа занятия существуют различные алгоритмы, планы, памятки и т.п.
2. Самоанализ относится, обычно к деятельности самого субъекта занятия, а не к занятию в целом. Субъект самоанализа (педагог, обучающийся) анализирует свою деятельность и свои действия на занятии. Если задачей анализа занятия является выявление и оценка структуры и содержания занятия - как ячейки, модели учебного процесса, то задачей самоанализа выступает выявление особенностей собственной педагогической или учебной деятельности субъекта самоанализа, выявление успешно применённых методов обучения или учения, фиксация полученных результатов, установление их соответствия поставленным целям и возникающим ситуациям. Самоанализ необходим для перехода к оценке собственной деятельности, её последующей корректировке, планированию дальнейших шагов самосовершенствования.
3. Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей. Как правило, рефлексии подвергается соответствие поставленных (декларируемых) целей реально полученным результатам. Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на занятии? Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник занятия. Рефлексия достаточно субъективна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов. В любом случае рефлексия - это не столько анализ занятия или самоанализ своих действий, сколько выявление и фиксация смыслового поля происходящего с позиций разных субъектов занятия и последующая организация коммуникаций по отношению к выявленному многообразию.
Мы с вами кратко разобрались в том, что различает и объединяет эти понятия.
Нужен ли самоанализ занятия педагогу? Самоанализ необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения обучающихся. «Настраивает" мышление, и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы занятия.
Что дает самоанализ занятия педагогу? Действенное средство совершенствования профессионально-педагогического мастерства. Василий Шукшин однажды сказал: «Не должно наступать никогда, то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно». На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без него. (Борис Натанович Стругацкий)
Умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать своё собственное занятие, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нём, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа занятия во многом зависит педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.
Для чего анализируется занятие?
Самоанализ занятия необходим для повышения качества обучения.
Занятие рассматривается сегодня не только как деятельность педагога, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма обучения. Самоанализ любого занятия представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, самоанализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего занятие. В ходе самоанализа педагог получает возможность взглянуть на своё занятие как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретным учеником. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
При самоанализе занятия, как правило: оцениваются методы, способы активизации обучающихся, эффективность освоения материала.
Крайне редко занятие анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.
Для выбора схемы самоанализа занятия педагогу достаточно знать современные критерии качества образованности обучающихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
Крайне важен самоанализ педагога, его оценка собственной педагогической деятельности.
Самоанализ – показатель профессионализма педагога, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного занятия. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать занятия применительно к различным целям.
Занятие анализируется с позиций деятельности педагога и обучающегося, отдельных дифференцированных групп обучающихся (обучающиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций.
Методическая служба ЦДТ предлагает разные схемы анализа и самоанализа занятия.
Модель наблюдения за учебной деятельностью обучающихся и педагога для последующего самоанализа соответственно этапам занятия.
При использовании данной схемы наблюдения, на разных этапах занятия можно ставить перед собой разные цели контроля работы педагога.
Этапы занятия
- Контроль деятельности обучающихся
- Контроль деятельности педагога
- Организация начала занятия
- Психологический настрой на занятие, умение переключить внимание на учебную деятельность.
- Знание педагогом психологических особенностей обучающихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания обучающихся.
- Постановка цели занятия (педагогом или обучающимся)
- Осознание цели занятия каждым обучающимся.
- Работа педагога над формированием учебной мотивации обучающихся.
В зависимости от типа занятия:
- изучение нового материала,
- закрепление и развитие знаний, умений и навыков,
- формирование умений и навыков,
- актуализация опорных знаний,
- проверка знаний.
Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах обучающихся по ходу занятия, активность обучающихся на занятии, реакция обучающихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления обучающихся.
Дисциплина:
а) готовность к занятию;
б) во время занятия;
в) во время самостоятельной работы;
г) во время объяснения;
д) во время дачи домашнего задания;
Степень подготовленности педагога к занятию (логика в ответах обучающихся свидетельствует о продуманности вопросов педагога), высокая активность обучающихся на занятии свидетельствует о хорошем эмоциональном контакте с педагогом, о его работе над развитием познавательной деятельности обучающихся.
Адекватная реакция обучающихся на неправильный ответ говорит о постановке и выполнении воспитательных задач занятия.
При наличии признаков переутомления обучающихся на протяжении второй половины занятия можно говорить о невосприимчивости педагога к психологическому состоянию группы, обучающемуся.
Подведение итогов занятия
Установление связи между целью и итогом занятия.
При наличии данной связи можно говорить о работе педагога над формированием учебной мотивации обучающихся, о хорошо продуманном ходе занятия.
В зависимости от типа занятия, этапы занятия могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания обучающимся нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные.
Самоанализ занятия
(Модель 1)
Установить место и роль данного занятия в изучаемой теме.
Характеристика целей и задач занятия с опорой на характеристику группы (обучающегося), чего надо добиться на занятии, исходя из специфики обучающихся.
Характеристика замысла занятия:
а) что собой представляет содержание учебного материала;
б) каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;
в) какую часть материала они могут усвоить сами;
г) какая часть материала потребует помощи педагога при его усвоении;
д) что необходимо прочно запомнить;
е) что ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при изучении нового;
ж) как закрепить вновь изученное;
з) что будет интересным и легким, а что будет трудным;
и) каким образом будут достигнуты на занятии развивающие аспекты.
Как было построено занятие, исходя из его замысла:
а) характеристика учебно-воспитательных задач;
б) выделение этапов, моментов занятия, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход занятия, на формирование конечного результата.
Структурный аспект самоанализа: доказательства оптимальности выбора содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности (анализ осуществляется через поставленные цели и задачи занятия).
Функциональный аспект анализа:
а) определяется, насколько структура занятия соответствовала поставленной цели и задачам занятия, возможностям группы (обучающегося);
б) каким образом действия педагога и обучающихся повлияли на конечный результат занятия (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности педагога и обучающихся);
в) анализируется соответствие стиля отношений педагога и обучающихся успешному формированию конечного результата педагога.
Аспект оценки конечного результата занятия:
а) оценка качества знаний, полученных обучающимися на занятии;
б) определение разрыва между темой, целью занятия и конечным результатом;
в) выводы и самооценка занятия.
Самоанализ занятия
(Модель 2)
Группа:
Предмет:
Тема занятия:
Тип занятия и его структура:
Каково место данного занятия в изучении темы? Как это занятие связано с предыдущим и работает на последующие занятия?
Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (обучающегося, например: количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности обучающихся были учтены при планировании занятия?
Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) занятия (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ занятия. Как она отражает продукт занятия?
Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на занятии. Какое сочетание методов обучения было выбрано.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор учебно-методического обеспечения занятия (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для обучающихся).
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся? На каких этапах занятия? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний обучающихся? Получен ли запланированный продукт занятия? Каково его качество?
Психологическая атмосфера на занятии и рефлексия педагога и обучающихся.
Как вы сами оцениваете результаты занятия? Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то выявить причины.
Наметить перспективы своей деятельности.
Схема самоанализа урока
(Модель 3)
1. Каково место данного занятия в теме, разделе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающегося? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи решались на занятии
• общеобразовательные;
• воспитательные;
• развивающие (что?)
Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности группы или обучающегося?
4. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами занятия.
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?
9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия?
10. За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, обучающимся? Как педагог вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности педагога?
11.Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения занятия?
12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач?
Самоанализ занятия с позиций здоровье сбережения
(Модель 4)
1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на занятии? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?
2. Какова специфика занятия? Каков его тип? Каково место занятия в разделе, теме?
3. Как учитываюсь индивидуальные особенности обучающихся при планировании занятия?
4. Рациональна ли выбранная структура занятия и распределение времени на отдельных этапах занятия с учетом особенностей обучающихся?
5. На каком этапе занятия был сделан главный акцент? Почему?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для занятия формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на занятии? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний обучающегося?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность обучающегося в течение всего занятия?
11. Каким образом предупреждалась перегрузка обучающегося?
12. Как проявлялась забота педагога о здоровье обучающихся на занятии?
13. Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?
14. Достигнуты ли поставленные цели и почему?
15. Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении занятия?
Самоанализ урока модель № 5
Схема для самоанализа занятия с позиции системного подхода
Компоненты занятия как системы
Какими планировались?
Что и как пришлось изменить в процессе занятия?
Объяснения и выводы
Цель
Содержание
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Формы, методы, средства
Результаты занятия и их этапов
ПРАКТИКУМ.
Памятка педагогу при самоанализе своего занятия
Приучите себя к самоанализу занятия.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
работа с книгой;
использование справочников и словарей;
развитие речи обучающихся;
самоконтроль обучающихся за своей учебной деятельностью;
самостоятельная работа.
2.Сколько обучающихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с обучающимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями обучающихся на занятии? Учли ли вы следующее:
как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников? Я попытались подобать для Вас наиболее часто встречающиеся в современной методической литературе карты оценки учебных занятий, которые используются администрацией при анализе занятия
СХЕМА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Анализ цели занятия
Правильность и обоснованность цели занятия с учетом:
Программных требований;
Содержание материалов;
Необходимого уровня знаний и умений обучающихся;
Места занятия в системе занятий по данной теме;
Подготовленности группы, обучающегося;
Возможностей самого педагога;
Прогнозов на конечный результат обучения.
Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.
Степень достижения поставленной цели.
Анализ структуры и организации занятия
Соответствие структуры занятия его цели и типу.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.
Целесообразность распределения времени по этапам занятия.
Рациональность использования оборудования кабинета.
Научная организация труда педагога и обучающихся.
Организация начала и конца занятия.
Оптимальный темп ведения занятия.
Наличие плана и степень его выполнения.
Анализ содержания занятия
Соответствие содержания занятия требованиям стандарта.
Логичность изложения.
Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала педагогом уровню понимания содержания обучающимися).
Выделение ведущих идей по данной теме.
Связь содержания занятия с потребностями и интересами обучающегося.
Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся средствами самого материала занятия.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого занятия
- Педагог (фортепиано): Горбан Т.А.
- Занятие проводится 17.12.15г. с учащейся 4-го года обучения Хасановой Азалией.
- Тема занятия: Раскрытие художественного образа.
- Цель занятия: Научить понимать художественно-музыкальный образ и передавать в звуках его выразительные оттенки.
- Задачи:
- научить обучащегося воспринимать смысл музыки и выразительно исполнять музыкальное произведение, через звукоизобразительные приемы (динамические оттенки, звукоизвлечение, ритм, темп, фразировку и др.);
- развивать чувство музыкального воображения, эмоционального переживания и образно-художественного воздействия музыки;
- воспитывать в детях стремление к красоте, делать его соучастником творческого процесса.
- Тип занятия: комбинированный.
- Форма занятия: индивидуальная.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование: фортепиано.
- Литература:
И.В.Нестьев «Учитесь слушать музыку»;
Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»;
Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста»;
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»;
А.Петрушин «Музыкальная психология».
11. Наглядность: исполнение произведений педагогом, ритмические и пластические приемы, рисунки, картинки.
12. Межпредметные связи: муз.литература, ИЗО, сольфеджио, теорией музыки.
13 Организационный момент: представить учащуюся.
Занятие проводится с Хасановой Азалией, учащейся 4-го года обучения.
Структура занятия:
- Организационный момент: проверка посадки, настрой на занятие.
- Повторение прошлой темы, над чем работали.
- Проверка домашнего задания. Исполнение пьесы Д.Штейбельта«Адажио». Работа над выразительным исполнением.
- Беседа о характере. Картинки осеннего пейзажа, передача образного содержания.
- Работа над пьесой А.Николаева «Тихая песня». Работа над раскрытием фраз с использованием динамических оттенков. В чем отличие от предыдущей?
- Исполнение двумя руками Р.Шуман «Солдатский марш». Ведется работа над звукоизвлечением. Обращается внимание на характер произведения и художественный образ.
- Предлагаются иллюстрации и красочные картинки к пьесе. А также показ картинки и игра педагогом … марша. Дискуссия по поводу двух маршей, исходя от художественно-музыкального образа.
- Разбор пьесы А.Хачатурян «Андантино».
- На занятии используется специальная терминология (легато, нон легато, крещендо, диминуэндо, стаккато, форте, пиано и др.)
- В течение всего занятия спрашивается мнение, что удалось, что не удалось, над чем надо поработать.
- При заполнении дневника учащегося предложить самому говорить о том, над чем нужно дома поработать.
- Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.
Структура занятия
- Организационный момент – 30 сек.
- Повторение прошлой темы – 2 мин.
- Проверка домашнего задания. Исполнение Д.Штейбельт «Адажио» - 5мин.
- Беседа о характере – 4 мин.
- Исполнение А.Николав «Тихая песня» - 5 мин.
- Работа над звукоизвлечением Р.Шуман «Солдатский марш» - 12мин.
- Показ картинок и исполнение педагогом марша – 4мин.
- Разбор отдельными руками А.Хачатурян «Андантино» - 10 мин.
- Знакомство с музыкальной терминологией - 30 сек.
- Итог занятия - 1 мин.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
- Педагог фортепиано: Горбан Т.А.
- Занятие проводится 24.04.2019 г. года с учащимся 1-го года экспресс обучения Утягановой Ренатой.
- Тема занятия: Целостное исполнение.
- Цель занятия: исполнение произведения грамотно, выразительно, без ошибок и остановок, передавая жанровое содержание пьесы, стиля, звуковедения, выдерживание темпо-ритма, точной аппликатуры и средств исполнительской выразительности. Показать знание теории.
- Задачи занятия:
- Научить учащегося исполнять произведение на одном дыхании без остановок и ошибок, соблюдая основные компоненты музыкальной ткани, воспринимать смысл музыки, через звукоизобразительные приемы и жанровые особенности музыкального произведения;
- Развить музыкально-образное чувство, осмысленное воспроизведение произведения на инструменте, слуховой контроль;
- Воспитать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Тип занятия: комбинированный.
- Формы занятия: индивидуальная.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование: фортепиано, нотная литература.
- Литература:
Г.Коган «У врат мастерства. Работа пианиста»
Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
Б.Е.Милич «Фортепиано»
11. Наглядность: исполнение произведений в процессе урока педагогом, ритмические движения, картинки.
12. Межпрежметные связи: музыкальная литература, теория музыки, ритмика, ИЗО.
13. Организационный момент: представить учащуюся. Занятие проводится с Утягановой Ренатой, учащейся 1 – года экспресс обучения.
Структура занятия
- Организационный момент: проверка посадки, настрой на урок. Предложить обучающемуся быть педагогом.
- Исполнение «Украинской народной песни». Рассказать о ней (какие приемы-штрихи игры она применяла (legato – связанное исполнение). Мелодичная игра мягкими пальчиками, «пропевая» лиги. Ключ. Размер. Темп. Фразировка. Обращается внимание на обозначение динамических оттенков «p»(тихо) и «f»(громко), придвижении мелодии вверх – крещендо (постепенное увеличение силы звука).
- Исполнение «Ночь» (арм.нар.песня). Размер. Темп. Спокойная песня, грустного характера. В правой руке – легато, в левой – нон легато (не связанное исполнение). Музыкальные паузы – знак молчания. Знаки альтерации, ключевой – бемоль (знак понижения звука на пол тона). Пол тона? (самое близкое расстояние от одного звука до другого)
- Исполнение «Ах, вы сени мои сени» (рус.нар.песня). Подвижное произведение предназначенное для развития моторики в правой руке (короткое легато). Веселый танцевальный характер. Затакт (неполный такт). Аккомпанемент – музыкальное сопровождение, в левой руке - интервалы. Что такое интервал?(одновременно взятые два звука). Реприза? (повторение)
- Беседа о форме песни, музыкальном образе, характере, особенностях. Песня – это простой и доступный вид музыки, который объединяет поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни бывают разные, их можно разделить на композиторские (профессиональные) и народные. Сопоставить две проигранные песни (минор-грустно и мажор-весело, характер, темп, песенность и танцевальность)
- Исполнение «Сон-дрема» Н.Владыкина-Бачинская. Размер. Координация правой и левой рук в исполнении разных штрихов. Аппликатура. Фразировка. Динамические оттенки (mp, p, mf, диминуэндо – постепенное уменьшение силы звука, фермата – задержка звучания). Знаки альтерации (ключевые и проходящие; бемоль и диез- знак повышения звука на пол тона).
- Целостное исполнение «Колыбельная»И.Филипп. Исполнение на легато, в характере. Размер. Знак альтерации ключевой – диез. Скрипичный (соль) и басовый ключ (фа) в левой руке. Знание нюансов – динамических оттенков (крещендо, диминуэндо). Нота с точкой. Сильные и слабые доли.
- Исполнение «На горе-то калина» (р.н.п.). Размер. Темп. Характер. Знаки альтерации (бемоль). Звуковедение – плотные, активные пальчики. Контраст между фразами в динамическом соотношении (форте и пиано).
- Целостное исполнение К.Акимов «Кукла спит». Размер. Темп. Характер. Звукоизвлечение. Правая рука легато, левая – поступенное движение ровными четвертями, точная аппликатура.
- Исполнение Я.Кептис «Утро в лесу». Размер –вальса трехдольный. Знаки альтерации при ключе (бемоль) и проходящий – бекар (знак отмены всех знаков). Два предложения похожих, во втором нет первой доли.
- Целостное исполнение «Вальс» В.Курочкин. Размер трехдольный. Проходящие знаки альтерации. Сильные и слабые доли, как в танце.
- На занятии используется специальная терминология (легато, нон легато, стаккато, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, и др.).
- В течении всего занятия спрашивается мнение учащегося, что удалось, что не удалось, над чем нужно поработать.
- Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
- Педагог фортепиано: Горбан Т.А.
- Занятие проводится 23.04.2018 г. года с учащимся 2-го года обучения Зайцевым Никитой.
- Тема занятия: Целостное исполнение.
- Цель занятия: исполнение произведения грамотно, выразительно, без ошибок и остановок, передавая жанровое содержание пьесы.
- Задачи занятия:
- Научить учащегося исполнять произведение на одном дыхании без остановок и ошибок, соблюдая основные компоненты музыкальной ткани, воспринимать смысл музыки, через звукоизобразительные приемы и жанровые особенности музыкального произведения;
- Развить музыкально-образное чувство, осмысленное воспроизведение произведения на инструменте, слуховой контроль;
- Воспитать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Тип занятия: комбинированный.
- Формы занятия: индивидуальная.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование: фортепиано, синтезатор, подставка.
- Литература:
Г.Коган «У врат мастерства. Работа пианиста»
Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
Б.Е.Милич «Фортепиано»
11. Наглядность: исполнение произведений в процессе урока педагогом, ритмические движения, картинки.
12. Межпрежметные связи: музыкальная литература, теория музыки, ритмика, ИЗО.
13. Организационный момент: представить учащуюся. Занятие проводится с Зайцевым Никитой, учащимся 2 – года обучения.
Структура занятия
- Организационный момент: проверка посадки, настрой на урок.
- Проверка домашнего задания. Исполнение «Палочка-выручалочка» Т.Салютринская. Обращается внимание на обозначение динамических оттенков. Знаки альтерации (диез).
- Исполнение «Этюд» В.Волков. Техническое произведение предназначенное для развития моторики. Проведение мелодии в правой, а затем в левой руках. Координация в динамике при ведении темы. Знание динамических оттенков (крещендо). Аккомпанемент. Что такое интервал и чем он отличается от аккорда.
- Беседа о форме песни, музыкальном образе, характере, особенностях. Песня – это простой и доступный вид музыки, который объединяет поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни бывают разные, их можно разделить на композиторские (профессиональные) и народные.
- Ансамблевое исполнение «Маме» Г.Цыганова сначала инструментальное, затем с вокалом.
- Беседа о целостном исполнении произведения, о характере, фразировке, прием игры legato, мажоре и миноре. Привести слова из песни.
- Исполнение Ю.Слонов «Веселая игра».
- Показ педагога. Игра – жизнерадостная пьеса, которая требует яркого, энергичного, уверенного звука, цепкими пальчиками, которое передается приемом игры staccato – отрывистое исполнение, необходимое для передачи изображения движения играющих, веселых детей. Танцевальность, легкость, темп. Размер. Сильные и слабые доли. 3-ех частная форма с повторением 1 и 3 ей частей.
- Исполнение «Старинной французской песни», отрабатывается целостное исполнение пьесы без остановок и ошибок с соблюдением основ музыкального текста, ритма, динамики (диминуэндо), характера и фразировки. Мягкими пальчиками, Знаки альтерации. Затакт. Знаки альтерации (бемоль). Музыкальная пауза. 3-ех частная форма, зеркальная.
- Исполнение «Походная песня», которая представляет собой маленький ансамбль очень полезный для развития четкого маршевого ритма.
- Жанр – марш, размер, характер, ритм. Марш – музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, мужественным, героическим характером. Под него удобно размеренно и ритмично ходить, маршировать.
- Исполнение в ансамбле «Походная песня». Энергичными, цепкими пальцами, передавая шаг.
- Восприятие различие простейших музыкальных жанров «три кита» на начальной стадии музыкального развития, как основы музыки, ее фундаментом. Музыка – это сама жизнь.
- На занятии используется специальная терминология (легато, нон легато, стаккато, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, и др.).
- В течении всего занятия спрашивается мнение учащегося, что удалось, что не удалось, над чем нужно поработать.
- Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
- Педагог фортепиано: Горбан Т.А.
- Занятие проводится 26.04.2019 г. года с учащимся 1-го года обучения Валеевой Сабриной.
- Тема занятия: Целостное исполнение.
- Цель занятия: исполнение произведения грамотно, выразительно, без ошибок и остановок, передавая жанровое содержание пьесы, стиль, звуковедение, выдерживание темпо-ритма, точной аппликатуры и средств исполнительской выразительности. Показать знание теории.
- Задачи занятия:
- Научить учащегося исполнять произведение на одном дыхании без остановок и ошибок, соблюдая основные компоненты музыкальной ткани, воспринимать смысл музыки, через звукоизобразительные приемы и жанровые особенности музыкального произведения;
- Развить музыкально-образное чувство, осмысленное воспроизведение произведения на инструменте, слуховой контроль;
- Воспитать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Тип занятия: комбинированный.
- Формы занятия: индивидуальная.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование: фортепиано, нотная литература.
- Литература:
Г.Коган «У врат мастерства. Работа пианиста»
Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
Б.Е.Милич «Фортепиано»
11. Наглядность: исполнение произведений в процессе урока педагогом, ритмические движения, картинки.
12. Межпрежметные связи: музыкальная литература, теория музыки, ритмика, ИЗО.
13. Организационный момент: представить учащуюся. Занятие проводится с Валеевой Сабриной, учащейся 1 – года обучения.
Структура занятия
- Организационный момент: проверка посадки, настрой на урок. Предложить обучающемуся быть педагогом.
- Исполнение «Украинской народной песни». Рассказать о нем (какие приемы-штрихи игры она применяла (legato – связанное исполнение). Мелодичная игра мягкими пальчиками, «пропевая» лиги. Размер. Темп. Фразировка. Обращается внимание на обозначение динамических оттенков «p»(тихо) и «f»(громко).
- Исполнение «Ой, лопнув обруч» (укр.нар.песня). Размер. Подвижное произведение предназначенное для развития моторики в правой руке (короткое легато). Веселый танцевальный характер. Аккомпанемент – музыкальное сопровождение, в левой руке. Двух частная форма. 1 часть – игра нон легато – не связанное исполнение. 2 часть- интервалы. Что такое интервал?(одновременно взятые два звука).
- Беседа о форме песни, музыкальном образе, характере, особенностях. Песня – это простой и доступный вид музыки, который объединяет поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни бывают разные, их можно разделить на композиторские (профессиональные) и народные. Сопоставить две проигранные песни (минор-грустно и мажор-весело, характер, темп, песенность и танцевальность)
- Исполнение «Курочка» Н.Любарский, прием игры staccato – что это? (Стаккато - отрывистое исполнение). Размер. Игра цепкими, крепкими пальчиками. Какой придает характер? (Деловитости, уверенности). Аппликатура. Знаки альтерации (ключевые и проходящие; бемоль и диез). Пол тона – самое близкое расстояние от одного звука до другого.
- Целостное исполнение «Обида» Н.Шейко. Пропевая лиги, в характере. Знание нюансов – динамических оттенков (крещендо, диминуэндо). Реприза? (знак повторения).
- Исполнение «Старинная французская песня». Отрабатывается целостное исполнение без остановок и ошибок с соблюдением основ музыкального текста, ритма, динамики (диминуэндо), характера и фразировки. Размер. Начало из-за такта. Затакт? (неполный такт). Штрихи. Мелодия – это мысль любого музыкального произведения. Сравнить с вокалом. (Пропевать мелодию про себя, играя мягкими пальчиками). Сильные и слабые доли. Музыкальные паузы – знак молчания. Знаки альтерации (бемоль). Нота с точкой. Нюансы (mf и mp). Тише аккомпанемент. Трехчастная форма. Размер.
- Целостное исполнение Г.Перселл «Ария». Вокальное произведение. Темп Andante – спокойно. Размер трех дольный. Правая рука легато, левая – нон легато, поступенное движение ровными четвертями, точная аппликатура. Дыхание на первую долю, как на вокале. Знаки альтерации (ключевые и проходящие). Динамика, тише концы фраз, лиг. Двухчастная: 1часть – грустная (минор), 2 часть – повеселее (мажор). Нюансы (p, f, mp, mf, крещендо, диминуэндо).
- Показ педагога новой пьесы Д.Штейбельт «Адажио».
- Д.Штейбельт «Адажио»- в переводе с итальянского – медленно, исполнение от дельными руками в ансамбле с педагогом. Размер. Затакт. Знаки альтерации (ключевые, проходящие). Музыкальные паузы. Мелодия переходит из правой руки в левую и обратно.
Применяется прием игры легато.
- Восприятие различие простейших музыкальных жанров «три кита» на начальной стадии музыкального развития, как основы музыки, ее фундаментом. Музыка – это сама жизнь.
- На занятии используется специальная терминология (легато, нон легато, стаккато, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, и др.).
- В течении всего занятия спрашивается мнение учащегося, что удалось, что не удалось, над чем нужно поработать.
- Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта итогового занятия
- Педагог фортепиано: Горбан Т.А.
- Занятие проводится 18.05.2017 г. года с учащимся 1-го года обучения Зайцевым Никитой.
- Тема занятия: Исполнение пьес.
- Цель занятия: исполнение произведений грамотно, выразительно, придерживаясь формы, характера и средств выразительной исполнительности.
- Задачи занятия:
- Научить учащегося исполнять произведение на одном дыхании без остановок и ошибок, соблюдая основные компоненты музыкальной ткани, воспринимать смысл музыки, через звукоизобразительные приемы;
- Развить музыкально-образное чувство, осмысленное воспроизведение произведения на инструменте, слуховой контроль;
- Воспитать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Тип занятия: комбинированный.
- Формы занятия: индивидуальная.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Оборудование: фортепиано.
- Литература:
Г.Коган «У врат мастерства. Работа пианиста»
Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
Б.Е.Милич «Фортепиано»
11. Наглядность: исполнение произведений в процессе урока педагогом, ритмические движения, картинки.
12. Межпрежметные связи: музыкальная литература, теория музыки, ритмика, ИЗО.
13. Организационный момент: представить учащегося. Занятие проводится с Зайцевым Никитой, учащимся 1 года обучения.
Структура занятия
- Организационный момент: проверка посадки, настрой на урок.
- Проверка домашнего задания. Исполнение «Полька»Ю.Лонгшамп-Друшкевич.
- Беседа о танце - это движение, легкие подскоки, которые в музыке выражены приемом игры на стаккато, то есть отрывистое исполнение с опорой на сильную долю.
- Исполнение «Осенней песенки» Ю.Абелев.
- Беседа о форме песни, музыкальном образе, характере, особенностях. Песня – это простой и доступный вид музыки, который объединяет поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни бывают разные, их можно разделить на композиторские (профессиональные) и народные. Беседа о форме песни, музыкальном образе, характере, особенностях. Авторская песня, написанная композитором Ю.Абелевым, простая форма, образ поздней осени, темп медленный, динамическое развитие, прием игры легато - связанное исполнение, фраза 4 такта – законченная муз.мысль. Чем отличается песня от танца.
- Исполнение «Пьеса» Д.Тюрк.
- Беседа о целостном исполнении произведения, о характере, фразировке, прием игры legato, мажоре и миноре, размер ¾, об особенностях метроритма вальса, затакт, слабые доли. Что такое затакт? Приходить на сильную долю. Показать движение вальса.
- Исполнение «Елочная новогодняя» М.Красев в характере. Праздничная, веселая. Какой динамикой исполняется. Поднимать руки после окончания лиг, брать дыхание на музыкальные паузы, что такое паузы? (знак молчания в музыке). Пение с педагогом под музыкальное сопровождение
- Исполнение «Пришла весна» Ю.Абелев, отрабатывается целостное исполнение на легато, пьесы без остановок и ошибок с соблюдением основ музыкального текста, ритма и динамики, окончания фраз на диминуэндо, хотя вся пьеса в конце при движении мелодии вверх заканчивается торжественно и ярко. Отличие от осенней песни.
- Исполнение «Мамины руки» Г.Цыганова.
- Стихи о маме. Игра нежно, ласково, пропевая лиги, окончания лиг играть тише. Повторить знаки альтерации.
- Исполнение новой пьески «Летней песенки» Г.Цыганова. Повторить затакт. Характер, играть легко, без напряжения, нота с точкой. Работа с текстом. Исполнение ансамблем с педагогом.
- На занятии используется специальная терминология (форте, пиано, легато, стаккато, нон легато, крещендо, диминуэндо, ритенуто и др.).
- В течении всего занятия спрашивается мнение учащегося, что удалось, что не удалось.
- Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.