Статья "Развитие УУД через применение дифференцированных контрольных заданий".
Предварительный просмотр:
МБОУ «Украинская школа»
Публикация в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации»
Развитие УУД через применение дифференцированных контрольных заданий
Булатова Эльвина Зейнуровна
Учитель начальных классов
высшая категория
ВВЕДЕНИЕ
В процессе работы многие учителя сталкиваются с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определённого навыка или при самостоятельной работе. В классе обучаются дети, разные по характеру, темпераменту, способностям, по интеллектуальному развитию, поэтому работают они все в разном темпе. При работе в парах, групповой или коллективной медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить. Они успевают за общим ходом работы. Однако при самостоятельной работе или при отработке какого - то навыка, что необходимо в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока медлительный ученик ещё только осмысливает задание или вникает в его суть, затем приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, учитель постоянно торопит или ученику, который услышал, что другие дети уже справились с заданием, думать о качестве выполняемой работы просто некогда, это время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получают от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем - просто будут ждать остальных детей, мешая им работать.
Представленные задания позволяют каждому ученику работать в своём темпе, дают полную нагрузку умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.
Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни отличаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, задании логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой. Работа ведётся по алгоритму:
- Знаешь, как решать, - решай.
- Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня.
Таким образом, все ученики обязаны выполнять задания первого уровня, что способствует повторению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются по мере их возможностей, задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют продвижению вперёд и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.
Организация самостоятельной работы на уроке. На каждой парте лежит карточка с заданием. На доске записан алгоритм (см. выше). У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, желтый и зелёный цвета. На оставшихся трёх записаны цифры 1,2, 3. Класс не делится на группы, все дети находятся в одинаковых условиях.
При выполнении задания «Решить задачу» дети читают условие. Если ученик понял, как решать задачу, он ставит кубик зелёной гранью к учителю, что означает: «Я могу сам решить», Кубик повёрнутый к учителю красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса, обычно при таких работах испытывают затруднения 6-8 учеников. Учитель приглашает этих детей за отдельный стол или к доске, где предоставлены разные предметы, таблицы схемы, которые могут помочь в решении задачи, и работает с ними, при этом ограничивается минимальными пояснениями и не вмешивается в самостоятельные домыслы детей, дает каждому ученику возможность самому преодолевать трудности, связанные с решением рассматриваемой задачи. Одновременно следит за остальными детьми. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании всей работы.
Использование сигнальных кубиков позволяет видеть всех учащихся в каждый момент их работы, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней.
Задания второго и третьего уровней помогают выявлять учеников, способных к выполнению более трудных заданий, развивать их умственные способности, отрабатывать навыки решения задач, счёта, а также занимать их в то время, когда приходится помогать другим детям.
Проверка работы проводится тоже в определённой последовательности. Сначала задания первого уровня, которые должны выполнить все. В этот момент дети ставят кубик гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении задания первого уровня. Решение обсуждается и проверяется Далее прочитывается задание второго уровня и на партах появляются сигналы с цифрой 2 - их, конечно же, меньше. Дети, выполнившие это задание, предлагают свои варианты решения, в их обсуждении принимает участие весь класс. Аналогично проверяется и задание третьего уровня.
Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задания только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более высокий уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются вычислительные навыки и навыки решения задач, их письменного оформления, развиваются психические процессы, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
Данная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне их активность, формирует мотивацию к знаниям, самостоятельность, ответственность и самооценку. С каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. Отметки выставляются за выполнение заданий первого уровня обязательно, а за задания второго и третьего уровней - по усмотрению учителя.
Далее будут представлены варианты заданий для учащихся 3 класса.
Организация учебного процесса по предложенным заданиям позволит каждому ученику реализовать свои индивидуальные способности, а учителю обеспечить дифференцированный подход в обучении и последовательное формирование УУД.
К-1
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
Масса курицы 4 кг. А индюка в 3 раза больше. Сколько весят курица и индюк вместе? | Поясни выражения: (4*3)-4 | Сколько витаминизированного корма надо этим птицам на месяц. Если на 1 кг веса птицы в месяц дают 2 кг корма |
К-2
К-3
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
В городе построили 18 общеобразовательных школ,а специализированных в 6 раз меньше. Сколько всего школ построили в городе? | Измени вопрос задачи так, чтобы её решением было выражение : 18-(18:6) | На сколько больше скамеек нужно общеобразовательным школам, чем специализированным, если возле каждой школы ставят 5 скамеек? |
К-4
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
На 8 пальто пришили по 4 пуговицы на каждое и ещё осталось 24 пуговицы. Сколько пуговиц было? | Измени вопрос задачи так, чтобы её решением было выражение: 4*8-24 | Поясни выражения: 24:4+8 ______________________________________________ 8-24:4 |
К-5
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
На кухне было 40 тарелок. На 2 стола поставили по 8 тарелок на каждый. Сколько тарелок осталось? | Сколько столов ещё можно сервировать? | Составь обратную задачу и реши её? |
К-6
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
К празднику привезли 40 коробок конфет. Конфеты разложили на 6 столов по 6 коробок на каждый. Сколько коробок осталось? | Сколько стоят оставшиеся конфеты, если одна коробка стоит 12 рублей? | Преобразуй задачу так, чтобы её решение было (40-4):6 |
К-7
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
В одном альбоме у Пети 20 страниц по 6 фотографий, во втором -8 страниц по столько же фотографий. Сколько всего фотографий Пети? | Из всех фотографий 12 штук с изображением зверей, а остальные- птиц. Сколько фотографий с изображением птиц у Пети? | Измени условие согласно данному выражению: 6*(20+8)-12-10 |
К-8
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
Маша купила 4 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Оля купила 5 таких же коробок карандашей. Сколько всего карандашей купили девочки? | 36 карандашей они подарили детям детского сада. Сколько карандашей осталось у девочек? | Оставшиеся карандаши девочки поделили поровну. Сколько карандашей получила каждая из них? |
К-9
Уровень-1 | Уровень-2 | Уровень-3 |
Один мастер за день собирает 8 шкафов. Второй 6 шкафов. Сколько шкафов соберут оба мастера за неделю? | На каждый шкаф нужно 10 навесов. Сколько всего навесов израсходовали оба мастера на эти шкафы? | Дополни условие задачи и поясни выражение: (8+6)*10*7 |
К -10
Уровень 1 | Уровень 2 Уровень 3 | |||
Вариант - 1 | 16*6 24*3 45*2 17*3 23*4 | 14*2 25*3 16*4 32*4 24*4 | 22*9 31*7 103*4 | 5*18*2 45*2*2 210*3 |
Вариант -2 | 14*2 13*7 19*3 15*2 5*14 | 25*4 35*2 4*22 21*4 43*2 | 47*4 81*2 94*3 | 23*3*7 5*24*6 206*6 |
К -11 | ||||
Уровень 1 | Уровень2 | Уровень 3 | ||
Вариант - 1 | 24:2 36:3 45:3 72:6 42:2 | 82:7 68:4 99:3 91:7 105:5 | 144:8+64 126:9 | 26:2*7 112:8+45:3 |
Вариант - 2 | 56:4 66:3 70:5 51:3 64:4 | 72:4 96:8 26:2 92:4 122:6 | 128:8+24 126:7 | 85:5*9 126:9+72:6 |
К-12
Уровень 1 | Уровень2 | Уровень 3 | ||
Вариант -1 | 38:5 42:8 75:9 63:5 93:6 | 56:9 83:9 23:7 45:8 74:9 | (27+42):6 (85-40):9 | 126:9 (82+41):6 |
Вариант -2 | 37:5 41:8 73:9 73:5 94:6 | 67:8 54:8 56:9 34:6 71:8 | (57+24):8 (93-24):5 | 115:6 (52+117):8 |