Разработка урока музыки в 1 классе Тема урока: ««Карнавал животных».
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки в 1 классе
Тема урока: ««Карнавал животных».
Эпиграф: Живёт на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
А человек – он друг природы
И должен знать повадки всех зверей
Тип урока: комбинированный
Жанр: урок - путешествие в «Музыкальный зоопарк»
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством Камиля Сен-Санса, симфонической сюитой «Карнавал животных»; выделить изобразительные интонации на примере пьес «Курицы и петухи», «Слон», научить слушать музыку, понимать её настроение, закрепить умение различать долгие и короткие звуки, формировать навык вокального исполнения под аккомпанемент.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- Применять полученные ранее знания на новом музыкальном материале.
Ученик получит возможность научиться:
- Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство.
Приёмы: слушание, исполнение, сюжетно-ролевая игра
Оборудование:
- технические средства: мультимедийный проектор (презентация), магнитофон;
- оформление доски: тема семестра, художественное название урока, эпиграф, картинки животных.
Музыкальный материал:
- Камиль Сен-Санс «Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных»
- Камиль Сен-Санс «Куры и петухи» из сюиты «Карнавал животных»
- Камиль Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных»
- Музыка Р.Рустамова, слова Л.Миронова «Мы запели песенку»
Ход урока:
- Орг. момент
Входят в класс под «Королевский марш льва» из цикла «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Приветствие.
- Актуализация опорных знаний
Учитель: Послушайте загадку и определите, о ком мы сегодня на уроке будем говорить.
В музыке этой, - Увидите сами! –
Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Дети: О животных.
Учитель: Правильно. Мы продолжим узнавать «Что и как изображает музыка». Как вы думаете, с помощью голоса и звука можно изобразить животных?
Дети отвечают.
Учитель: Скажите, какие музыкальные произведения о животных мы с вами уже слушали на наших уроках?
Дети отвечают.
Учитель: И сегодня на уроке мы узнаем, кто еще может «жить» в музыке или как через мелодию, композиторы показывают нам животных.
Живёт на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
А человек – он друг природы
И должен знать повадки всех зверей
- Изучение нового материала.
- Беседа
- Наш сегодняшний урок называется «В мире животных». СЛАЙД №1. Но урок будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо-приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте.
С самого утра, поверь, в зоопарк открыта дверь.
Ждут животные ребят, каждый встрече будет рад.
Ребята, а кто знает, что такое зоопарк?
Дети: В зоопарке живут животные и птицы.
Учитель: Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоопарки. Мы сегодня совершим путешествие по музыкальному зоопарку. Мы с вами принимаем приглашение?
Дети: Да
Учитель: Тогда мы сейчас пойдём на станцию, чтобы сесть на паровозик. Он повезёт нас в путешествие по миру животных. Идём друг за другом, высоко поднимаем колени и хорошо работаем руками.
- Музыкальная гимнастика №1
Садимся на паровоз. Будем крутить руками как будто колёсами. Сперва идём – паровоз набирает ход, потом будем бегать, а потом опять будем ходить – паровоз подъезжает к станции.
- Музыкальная гимнастика №2
Учитель: Остановка «Зоопарк». И первая пьеса расскажет нам о птицах. А написал её французский композитор Камиль Сен-Санс. Посмотрите на портрет этого композитора СЛАЙД №2
Давайте вместе проговорим Камиль Сен-Санс. (Произносят вместе, используя метод хорового чтения).
Он написал 13 пьес о животных под общим названием «Карнавал животных». СЛАЙД №3
Слушайте внимательно музыку и, я думаю, что вам будет нетрудно догадаться, какую из этих птиц изображает пьеса. СЛАЙД №4
Звучит пьеса «Куры и петухи» Камиля Сен-Санса
Учитель: Выберите птицу, которую изобразила музыка.
Дети отвечают.
Учитель: Почему вы так думаете?
Дети отвечают.
Учитель: Давайте посмотрим правы ли вы… СЛАЙД №5
А как бы вы назвали эту пьесу?
Дети отвечают.
Учитель: Камиль Сен-Санс назвал эту пьесу «Куры и петухи».
- Слуховой диктант «Петушок»
А вот и следующее животное идёт к нам на встречу. А что это за животное – нам расскажет музыка. Слушайте внимательно.
Звучит пьеса «Слоны» Камиля Сен-Санса
Учитель: Подумайте и ответьте, какое животное изобразил Камиль Сен-Санс в этой пьесе. А я дам вам подсказку:
Он большой неимоверно –
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом – этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И – накормлю, и – почешу.
Но не войдёт в квартиру он.
Всё потому, что – это …
Дети: Слон. СЛАЙД №6
Учитель: Правильно. А как звучала музыка? Какая она была?
Дети: Музыка звучала низко, медленно…
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду включать фрагменты пьес Камиля Сен-Санса «Слон» и «Курицы и петухи», а вы будете изображать соответствующее животное.
- Проводится игра «Зверобика»
Поиграем с вами ещё и изобразим других животных. «Зверобика»
Учитель: Нам пора собираться в обратный путь. Пройдём по асфальтовой дорожке, можно хорошо потопать ножками. А дальше – узенькая тропинка. Давайте остановимся и подышим.
- Дыхательная гимнастика. Распевание.
А чтобы было веселей путешествовать по весеннему лесу – выучим с вами песню, которая называется «Мы запели песенку».
- Вокально-хоровая деятельность.
Работа над песней «Пойте тише малыши».
IY. Закрепление нового материала. Подведение итога урока.
Учитель: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие.
Скажите, с произведениями какого композитора мы с вами познакомились во время нашего путешествия?
Дети отвечают.
Учитель: На примере какого произведения мы рассматривали изобразительные интонации?
Дети: «Карнавал животных»
Учитель: Назовите пьесы, которые входят в этот цикл.
Дети: «Слон», «Курицы и петухи».
Учитель: Что использовал композитор для того, чтобы мы лучше поняли, какое животное или птицу он изображает?
Дети отвечают.
Учитель: Перед вами на партах лежат изображения животных. После прослушивания вы должны раскрасить изображение того животного, кого изображает музыка.
Звучат произведения, дети выполняют задание.
Учитель: Дома нарисуйте понравившееся животное.
Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Молодцы, ребята! Сегодня вы поработали хорошо. Всем спасибо за работу.