конспект урока по окружающему миру "Когда изобрели велосипед"

Булатова Эльвина Зейнуровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_v_1-a_klasse.zip2.23 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ №     В 1 КЛАССЕ                                  ДАТА(16.02.17)

Тема урока: «Когда изобрели велосипед?»

Цели урока: уточнить знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; получат возможность научиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

                                                

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Мотивация к обучению.

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Актуализация опорных знаний.

--Что мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? А для чего нам это нужно знать? Сейчас проверим ваши знания по данной теме.

- Рассмотрите картинки, что на них изображено? (пиджак, пальто, платье, туфли и т.д.)

- Назовите эти предметы одним словом (одежда)

- Может ли одежда быть всегда одинаковой? Почему. Какая одежда бывает? (СЛАЙД  2,3)

ЗАГАДКА (СЛАЙД  3)

II.Работа над новой темой урока. 

– Я не сомневаюсь, что вы все видели велосипед и даже ездили на нем. - Давайте сформулируем тему урока.  Какие цели мы поставим сегодня на уроке? Что хотели бы вы узнать?

Итак, тема урока  «Когда  изобрели велосипед?»

- План урока наш таков:

1.История изобретения

2.Детали велосипеда

3. Виды велосипеда

4.Безопасность движения

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: 1 группа-историки, 2 группа-конструкторы, 3 группа – механики, 4 группа- дорожный патруль.

 Работа в группах. Правила работы в группах.

-  Один юный спортсмен как-то похвастался, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке», и велосипеде. Кто успел подсчитать, сколько механизмов освоил юный спортсмен? (4)

- Оказывается, это разные названия знакомого нам велосипеда. Просто в разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.

Выступление 1 группы.

Историческая справка:

1)Проект первого велосипеда предложил ещё в 1495 году великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколёсный механизм со всеми подробностями. Но этот рисунок увидели люди только в конце 19 века. Поэтому так много изобретателей в разных странах мира пытались создать двухколёсную машину и в 17 , и в  18 веках.  

2) В 1817 году в Германии появился двухколёсный велосипед. Это была тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом – ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога».    Передвигаться на нём было неудобно, седока трясло. Прозвали эту машину тогда «костотряс».  

3) На смену ему пришёл «паук». Это был велосипед, в котором вместо деревянных колёс появились  металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами.

4)«Пауки уже имели рычаги управления и педали, прикреплённые к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным. По свидетельству современников было далеко не простым делом не только садиться на него, но и ехать. Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, опрокидывался вперед и летел через колесо головой вниз.  

5)Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.

- Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса, руль. Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы. Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.

- Шло время менялся вид велосипеда, менялись его названия: самокат, “костотряс”, “паук” и только 92 года назад он получил свое нынешнее имя – велосипед, что в переводе означает “быстрая нога”.

Выступление 2 группы.

Устройство велосипеда Рассмотрите велосипед:  все его детали и как он устроен.

Название частей

Шина – резиновая оболочка (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение.

Рама – несущая часть велосипеда.

Седло- это основная часть велосипеда, принимающая на себя большую часть  веса велосипедиста

Спица – металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом.

-Что такое обод?

Обод -  наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной.

Педаль – ножной рычаг в  велосипеде.

Руль – устройство для управления движением в заданном направлении.

Фара – фонарь для освещения движения.

ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Кот Леопольд»)

-А сейчас представьте себе, что мы попали в волшебную страну и  ваши стулья превратились в велосипеды. Поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Видеокассета с записью песни “Кручу педали”.)

Выступление 3 группы.

Виды  велосипеда

-Рассмотрите рисунки. На всех ли велосипедах вы могли прокатиться?

-В зависимости от назначения  и особенностей конструкций велосипеды делятся: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.

- Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.

- Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используются такие велосипеды? Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколёсный велосипед. Он может  развивать скорость до 70 километров  в час.    

  • подростковые
  • Детские          
  • специальные   велосипеды – это цирковые  , грузовые, трёхколёсные и велоколяски. Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза  . На них доставляют почту. Есть трёхколёсные велосипеды для взрослых. Они специально созданы для пожилых людей. Существуют водные велосипеды.

Выступление 4 группы.

Правила езды на велосипеде.

- Ребята, а с какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (С 14 лет.)

- А где сейчас вам можно кататься? (В парке, во дворе, на стадионе, но не по дорогам.)

- Почему нельзя ездить по дороге ?(Опасно).

При езде на велосипеде надо помнить правила дорожного движения и знать дорожные знаки.

Велосипед, изображенный на синем фоне— разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место,

где вы сможете ехать. («Велосипедная дорожка»)

Любой знак в красном круге — запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде. ( «Движение на велосипедах запрещено»)

Можно провести такое сравнение: красный свет светофора говорит нам: «Стой, идти нельзя!», а дорожный знак в красной рамочке говорит: «Стой, на велосипеде ехать здесь нельзя!» Запомните эти знаки и разукрасьте в тетради на с.18.

Ребята, у нас сегодня в классе присутствует велосипед. Скажите, а мы могли бы на таком покататься? Почему?

  Самый лучший друг колёс

  Называется…… ( насос)

-  Для чего он нужен?

 ( дети дают ответ).

Практическая работа: «Собери велосипед!»

-Ребята, а сейчас практическая работа. Ваша задача нарисовать велосипед  в рабочей тетради на с.17

VI. Итог урока Подведем итог урока.

Я знаю и расскажу родителям и друзьям:

Велосипед изобрели 209 лет назад.

  • Правила безопасности.
  • Велосипед помогает нам сохранить здоровье и чистоту окружающей среды.

-  Назовите тему урока? Когда изобрели велосипед?( Более 200 лет назад)

-  Назовите части велосипеда?

-  С какого возраста можно ездить на велосипедах по дорогам?

-   Где можно ездить на велосипеде?

-  Какие знаки дорожного движения вы узнали?

РЕФЛЕКСИЯ.

-  Если вам урок понравился, то вы вешаете на доску красный флажок. Если вы чего то не поняли на уроке, то желтый флажок. Если не понравился, то синий флажок.   -  Вы, сегодня молодцы!