конспект урока по окружающему миру "Когда изобрели велосипед"
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ № В 1 КЛАССЕ ДАТА(16.02.17)
Тема урока: «Когда изобрели велосипед?»
Цели урока: уточнить знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; получат возможность научиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Мотивация к обучению.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Актуализация опорных знаний.
--Что мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? А для чего нам это нужно знать? Сейчас проверим ваши знания по данной теме.
- Рассмотрите картинки, что на них изображено? (пиджак, пальто, платье, туфли и т.д.)
- Назовите эти предметы одним словом (одежда)
- Может ли одежда быть всегда одинаковой? Почему. Какая одежда бывает? (СЛАЙД 2,3)
ЗАГАДКА (СЛАЙД 3)
II.Работа над новой темой урока.
– Я не сомневаюсь, что вы все видели велосипед и даже ездили на нем. - Давайте сформулируем тему урока. Какие цели мы поставим сегодня на уроке? Что хотели бы вы узнать?
Итак, тема урока «Когда изобрели велосипед?»
- План урока наш таков:
1.История изобретения
2.Детали велосипеда
3. Виды велосипеда
4.Безопасность движения
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: 1 группа-историки, 2 группа-конструкторы, 3 группа – механики, 4 группа- дорожный патруль.
Работа в группах. Правила работы в группах.
- Один юный спортсмен как-то похвастался, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке», и велосипеде. Кто успел подсчитать, сколько механизмов освоил юный спортсмен? (4)
- Оказывается, это разные названия знакомого нам велосипеда. Просто в разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.
Выступление 1 группы.
Историческая справка:
1)Проект первого велосипеда предложил ещё в 1495 году великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколёсный механизм со всеми подробностями. Но этот рисунок увидели люди только в конце 19 века. Поэтому так много изобретателей в разных странах мира пытались создать двухколёсную машину и в 17 , и в 18 веках.
2) В 1817 году в Германии появился двухколёсный велосипед. Это была тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом – ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога». Передвигаться на нём было неудобно, седока трясло. Прозвали эту машину тогда «костотряс».
3) На смену ему пришёл «паук». Это был велосипед, в котором вместо деревянных колёс появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами.
4)«Пауки уже имели рычаги управления и педали, прикреплённые к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным. По свидетельству современников было далеко не простым делом не только садиться на него, но и ехать. Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, опрокидывался вперед и летел через колесо головой вниз.
5)Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.
- Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса, руль. Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы. Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.
- Шло время менялся вид велосипеда, менялись его названия: самокат, “костотряс”, “паук” и только 92 года назад он получил свое нынешнее имя – велосипед, что в переводе означает “быстрая нога”.
Выступление 2 группы.
Устройство велосипеда Рассмотрите велосипед: все его детали и как он устроен.
№ | Название частей |
Шина – резиновая оболочка (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение. | |
Рама – несущая часть велосипеда. | |
Седло- это основная часть велосипеда, принимающая на себя большую часть веса велосипедиста | |
Спица – металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом. | |
-Что такое обод? | |
Обод - наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной. | |
Педаль – ножной рычаг в велосипеде. | |
Руль – устройство для управления движением в заданном направлении. | |
Фара – фонарь для освещения движения. |
ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Кот Леопольд»)
-А сейчас представьте себе, что мы попали в волшебную страну и ваши стулья превратились в велосипеды. Поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Видеокассета с записью песни “Кручу педали”.)
Выступление 3 группы.
Виды велосипеда
-Рассмотрите рисунки. На всех ли велосипедах вы могли прокатиться?
-В зависимости от назначения и особенностей конструкций велосипеды делятся: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.
- Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.
- Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используются такие велосипеды? Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколёсный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час.
- подростковые
- Детские
- специальные велосипеды – это цирковые , грузовые, трёхколёсные и велоколяски. Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза . На них доставляют почту. Есть трёхколёсные велосипеды для взрослых. Они специально созданы для пожилых людей. Существуют водные велосипеды.
Выступление 4 группы.
Правила езды на велосипеде.
- Ребята, а с какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (С 14 лет.)
- А где сейчас вам можно кататься? (В парке, во дворе, на стадионе, но не по дорогам.)
- Почему нельзя ездить по дороге ?(Опасно).
При езде на велосипеде надо помнить правила дорожного движения и знать дорожные знаки.
Велосипед, изображенный на синем фоне— разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место,
где вы сможете ехать. («Велосипедная дорожка»)
Любой знак в красном круге — запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде. ( «Движение на велосипедах запрещено»)
Можно провести такое сравнение: красный свет светофора говорит нам: «Стой, идти нельзя!», а дорожный знак в красной рамочке говорит: «Стой, на велосипеде ехать здесь нельзя!» Запомните эти знаки и разукрасьте в тетради на с.18.
Ребята, у нас сегодня в классе присутствует велосипед. Скажите, а мы могли бы на таком покататься? Почему?
Самый лучший друг колёс
Называется…… ( насос)
- Для чего он нужен?
( дети дают ответ).
Практическая работа: «Собери велосипед!»
-Ребята, а сейчас практическая работа. Ваша задача нарисовать велосипед в рабочей тетради на с.17
VI. Итог урока Подведем итог урока.
Я знаю и расскажу родителям и друзьям:
Велосипед изобрели 209 лет назад.
- Правила безопасности.
- Велосипед помогает нам сохранить здоровье и чистоту окружающей среды.
- Назовите тему урока? Когда изобрели велосипед?( Более 200 лет назад)
- Назовите части велосипеда?
- С какого возраста можно ездить на велосипедах по дорогам?
- Где можно ездить на велосипеде?
- Какие знаки дорожного движения вы узнали?
РЕФЛЕКСИЯ.
- Если вам урок понравился, то вы вешаете на доску красный флажок. Если вы чего то не поняли на уроке, то желтый флажок. Если не понравился, то синий флажок. - Вы, сегодня молодцы!