Статья по теме: «Выработка навыков выразительного и беглого чтения учащихся начальных классов»
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Выработка навыков выразительного и беглого чтения учащихся начальных классов»
Автор: Булатова Эльвина Зейнуровна, учитель начальных классов МБОУ «Украинская школа» Симферопольского района Республики Крым
Описание материала: Предлагаю Вам практический материал для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках литературного чтения с целью выработки навыков выразительного и беглого чтения учащихся.
Литературное чтение, как учебный предмет в младших классах, предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который продолжается в старших классах, построенный на историко-литературной основе. Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём». Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Произведения, изучаемые в школе, не должны быть лишены самых важных переживаний доступных юным читателям в детские годы, а именно возможности постепенно – сравнивая, испытывая, отграничивая свою личность – учиться видеть самих себя. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний. Произведения курса как бы выманивают из этого запаса те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по- новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами.
Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел». Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Сложность диалога на уроках литературного чтения заключается в наличии между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во время обсуждения, открытия новых авторских приемов… Автор – то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.
На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.
Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности».
В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)
Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом. Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.
Я предлагаю Вам ознакомиться с наиболее эффективными методами и приёмами работы, которые будут способствовать развитию навыка беглого и выразительного чтения у учащихся на уроке литературного чтения в 1-4 классах.
С чего начинать?
Прежде всего - заинтересовать родителей, настроить на положительный результат. Для этого следует провести родительское собрание: убедить родителей в том, что только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребенок научился читать правильно и бегло; научить их специальным упражнениям по увеличению скорости чтения детей и формирования у них интереса к чтению. Параллельно с решением задачи выполнение норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Для консультаций родителей были мною разработаны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома.
Чтобы заинтересовать детей, настроить на серьезную работу и в то же время неутомительную, а даже увлекательную, я использовала систему тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут и включающий в себя следующие пять последовательно выполняемых упражнений:
- Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
- Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений. Развитие оперативной памяти.
- Отработка дикции.
- Коррекционно-развивающие упражнения.
- Интонационная разминка.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р.Львова «Школа Творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений:
- «Задуйте свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух; сделать вдох и выдохнуть тремя порциями - три свечи, пятью-пять свечей и т.п.)
- «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять - глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье),
- «В цветочном магазине» (шумный вдох носом и выдох ртом), «Выдох со счетом» (глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор пока не кончится воздух),
- «В лифте» (представить ,что едем в лифте и объявляем этажи ,чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот) и т.д.
- *на выдохе произносим
Ок- ок –ок –падает снежок
Ип- ип- ип – слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
Отработка дикции, развитие поля зрения
- *логопедическая распевка «Лиса»
- *игры «Собери алфавит» , «Прочитай слова в алфавитном порядке»
(апрель, дождик, май, март, подснежник, птицы, солнце)
АПРЕЛЬ
ПОДСНЕЖНИК
ДОЖДИК
СОЛНЦЕ
МАРТ
ПТИЦЫ
МАЙ
- Кто сможет повторить на память?
3. работа со скороговорками
Летит скворец - зиме конец.
Увидел скворца - весна у крыльца.
- Прочитайте с вопросительной интонацией;
- Прочитайте с восклицательной интонацией;
-Прочитайте шепотом и медленно;
-А теперь прочтите ее громко и быстро.(затем увеличивая темп)
4. постановка логического ударения:
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса
5. Словарная работа «Снежный ком». Например:
куча
санки
лопата
сгребали
свалили
трудились
замёрзнет
-Найди пару слову
Куча-гора
Санки-сани
Лопата-лопатка
Сгребали-собирали
Сваливали- смешали
Трудились-работали
Замёрзнет-покроется льдом
Найти пару слов к словам и постараться прочитать быстро:
Планета
Собрание
Геометрическая фигура
мама
куча
Планета- Земля
Собрание – сбор
Геометрическая фигура-круг
Мама-мамаша
Куча-гора
- -«Поочерёдное чтение» (учитель-ученик, ученик-ученик)
- -«Прохлопываем каждое слово»
- -«Запутай-ка»
- -«Найди пропущенное слово»
- -«Переверни учебник»
Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка на раннее выявление дефектов речи. А также на отработку навыка беглого чтения.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется в 3-4-х классах с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально. Коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха». Оригинальным и удачным является здесь прием – запись предложения на доске мокрой тряпкой.
Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.
Интонационная разминка.
Работу над выразительным чтением необходимо начинать со второго класса ,когда дети уже умеют читать целыми словами и еще не стесняются изменять свой голос, подражать героям произведений.. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений:
1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.
2. Выбирать нужный темп чтения: быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание.
3. Ставить логическое ударение в предложении.
Для практической работы подбираю хороший, доставляющий ребенку радость короткий рассказ, но это может быть и стишок-небылица, забавные и смешные герои которого ему известны, т.е. это тексты с эмоционально-оценочной лексикой. Это могут быть шутливые стихи Б.В. Заходера, короткие миниатюры «Лесные шорохи» Н.И. Сладкова, веселые стихи С.Я. Маршака и др.
Коррекционно-развивающие упражнения.
Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений, разработанных отечественными психологами ,помогают учителю устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Это такие упражнения как: «Словесные горки», «Чтение пунктирно написанных слов», «Задуманное слово», «Мягкие буквы», «Буквографика», «Найди меня», «Прочитай быстро», «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Паутина», «Самый внимательный», «Полубуковка» и т.д.
Таким образом, уроки литературного чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают многие положительные качества: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному. Осуждают трусость, жадность, подлость. И главную роль в развитии выразительности речи отводится именно учителю. Учитель был, есть и будет эталоном, образом правильной речи для ученика.