Конкурс "Учитель года -2017"
1. Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин https://youtu.be/axGnqdbAmA0
2. Внеклассное мероприятие на тему "Мы все приходим в этот мир" https://www.youtube.com/watch?v=AfmMX9BjLBU
3. Презентация методического семинара на тему "Повышение эффективности образовательного процесса и достижения высоких результатов в ВПР посредством технологии продуктивного чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 52.69 КБ |
Презентация к методическому семинару | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Слайд 1 Повышение эффективности образовательного процесса и достижения высоких результатов в ВПР посредством технологии продуктивного чтения. Слайд 2 В наступающем учебном году четвероклассники будут сдавать экзамены на постоянной основе в виде проверочных работ. Таким образом будут заменены традиционные проверки знаний в виде контрольных и сочинений. Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. В минувшем учебном году ученики 4-х классов участвовали во Всероссийских проверочных работах, выполняли задания по математике, русскому языку и окружающему миру. Им предложили выполнить довольно простые задания, поэтому «систематически занимающиеся дети никаких сложностей не испытали»- считает источник. В заданиях отсутствовала тестовая часть, все вопросы условно делились на практические и общеобразовательные. Были, например, такие задания: в одном предлагалось подсчитать сдачу в магазине, в другом – написать зеркальное отображение слова "Миша". Или вот такое: младшеклассников просили сформулировать вежливый отказ в просьбе, составить простой план задания и выделить основную мысль текста. В проверочных работах по окружающему миру предлагались такие задания: определить профессии по картинке (кисти и краски – художник, колбы – химик и т.д.), "расшифровать" дорожные знаки, указать в общей таблице сегодняшний прогноз погоды и т.д. Слайд 3 Все тексты заданий делились на сплошные и не сплошные. К первым относятся тексты – описания, рассуждения, повествования. К не сплошным – графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты, планы, чеки, расписания, меню и т.д. Анализируя задания ВПР, мы приходим к выводу о том, что дети должны уметь работать со сплошными и не сплошными текстами. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Но международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Слайд 4 Я решила убедиться в этом на примере своего класса. В начале года дала без подготовки образцы ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. Вот какие результаты я получила: Русский язык. 2 часть. В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) дети испытывали затруднения в распознавании и формулировании основной мысли текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты). По математике Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. Успешное выполнение обучающимися заданий 10 и 11 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Слайд 5 По-настоящему системным и универсальным, на мой взгляд, является ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Данная технология может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения. Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста, что очень важно для успешного написания ВПР. Слайд 6 Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Слайд 6 Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения Цель: учим самостоятельно понимать текст. Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения. Традиционный урок: До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению. Продуктивное чтение: До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. Продуктивное чтение может осваиваться обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. Слайд 7 Каковы же этапы работы с текстом? Слайд 8 Рассмотрим структуру урока продуктивного чтения Структура урока I Этап – Работа с текстом до чтения
Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Слайд 9 Например, произведение Паустовского «Кот-ворюга» Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите? Что общего у всех картинок? - А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые? – Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.) – А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.) - Кто знает как называется это произведение Паустовского? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского«Кот-ворюга» Слайд 10 - Предположите, о чём будет это произведение? -А кто такой вор? - Есть ли разница между словами воришка и ворюга? -А какой оттенок имеет слово ворюга? Давайте посмотрим значение слова «Ворюга» в словаре Ожегова. (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.) Слайд 11 II Этап – Работа с текстом во время чтения
Слайд 12 Например, стихотворение А.Л.Барто Наша Таня громко плачет
А как автор помог девочке? Что он ей объяснил? Какой мячик? Что мы узнали о самом человеке, который пришёл Тане на помощь?(добрый, умный) Мы провели диалог с автором. В чём заключается главная мысль этого произведения? (нет безвыходных ситуаций, автор учит сопереживанию, сочувствию, умению прийти на помощь ближнему в трудную минуту) Слайд 13 III Этап – Работа с текстом после чтения
Слайд 14 Например, творческое задание. Кубик Блума. Детям очень нравится прием «Кубик Блума». На его гранях написаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись». Приведу пример творческих заданий с использованием кубика Блума: Предложи свое название... Придумай продолжение истории... Назови неточности в рисунке …Придумайте продолжение стихотворения. Слайд 15 Применительно к школьной практике методика развития умений чтения не сплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с не сплошными текстами. Остановлюсь на приемах работы по их формированию. Умение определять вид не сплошного текста. -Какие виды не сплошных текстов перед нами представлены? -Убедите меня, что это таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку о склонении имен существительных) Умение читать не сплошной текст, вычитывать явную информацию и подтекст. Комплекс заданий, направленных на развитие данного умения. а) Предположите о содержании текста на основе заглавия. б) Определите особенности структуры текста. в) Расставьте по ходу чтения специальные графические знаки («˅» - эту информацию знал, знаю, вспомнил; «+» - это новая для меня информация; «-» -думал иначе; «?» - эта информация для меня непонятна, у меня появились вопросы). г) Выделите ключевые слова в тексте. д) Сформулируйте информацию, которая содержится в тексте в явном виде. е) Задайте вопросы проблемного характера по ходу и после чтения. ж) Сформулируйте подтекст (информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде) с пояснением своих формулировок. з) Озаглавьте не сплошной текст. Умение переводить информацию в другие текстовые формы. Комплекс заданий, направленных на развитие данного умения. а) Составьте на основе данного не сплошного текста устного (письменного) сплошного текста. б) Сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста. в) Представьте информацию из данного сплошного текста в форме таблицы: определите количество столбцов, строк, заглавие и т.д. г) Представьте текст правила (определения) в форме схемы, опорного конспекта и т.д. - Как можно озаглавить текст? - Чек. -Как вы догадались? (По ключевым словам: кассир, продажа… ) - Явная информация на виду, а какую подтекстовую информацию можно вычитать? - Покупатель был в магазине бытовой химии. Он расплатился пятисотенной купюрой, кассир попросила добавить 31 рубль 60 копеек, чтобы сдать ровно 300 рублей. Далее предлагаю детям на основе чека составить текст математической задачи. Таким образом, ребята переводят не сплошной текст в сплошной. Умение менять вид не сплошного текста Комплекс заданий, направленных на развитие данного умения. а) Сформулируйте информацию, данную в тексте в явном и неявном виде, и подтвердите ее на другом виде не сплошного текста. б) Докажите неудобство прочтения одного вида не сплошного текста и преимущества при прочтении другого вида. в) Информацию, вычитанную из одного вида не сплошного текста (например, из рисунка), разместите в другой вид не сплошного текста (например, в таблицу). Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши. Прошу доказать сделанный вывод на другом не сплошном тексте Физической карте полушарий. - По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов. Умение самостоятельно создавать и оформлять не сплошной текст. Комплекс заданий, направленных на развитие данного умения. а) Дополните предложенную таблицу (схему) недостающими данными. б) Прочитайте сплошной текст, выделите новую информацию и запишите ее ключевыми словами. в) Расширьте исходный не сплошной текст. г) Прочитайте сплошной текст и обоснуйте выбор вида не сплошного текста. д) Составьте на его основе таблицу (схему, график, диаграмму и т.д.). Предлагается сплошной текст о падежах русского языка. Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается не сплошной текст. Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, при подготовке к написанию ВПР. Слайд 16
Список литературы:
| |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность
Текст сплошной н е сплошной описание, рассуждение, повествование графики, диаграммы , схемы , таблицы , карты, планы , чеки расписания , меню
Русский язык Математика Результаты пробных проверочных работ
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Отличие традиционного урока от урока продуктивного чтения Традиционный урок: До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения : текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению. Продуктивное чтение: До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Этапы работы с текстом
Структура урока I Этап – Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Кот-ворюга
II Этап – Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом.
А.Л.Барто «Мячик» Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
III Этап – Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Знакомство с писателем . Работа с заглавием, иллюстрациями . Творческие задания,
Творческое задание Кубик Блума Придумай Назови Почему?
Приемы работы по формированию умений чтения не сплошных текстов Умение определять вид не сплошного текста. Умение читать не сплошной текст, вычитывать явную информацию и подтекст . Умение переводить информацию в другие текстовые формы Умение менять вид не сплошного текста Умение самостоятельно создавать и оформлять не сплошной текст.
Список литературы: Е.В . Бунеева , О.В. Чиндилова . Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // журнал «Начальная школа До и После» № 11, 2004, с. 3-17. Кобзарь В.Н. Обучение школьников продуктивному чтению //интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/101400/ Н.Е. Мишутина, Л.Л. Давыдова. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой»№ 5, 2010, с. 19-34. Образовательные технологии // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна . Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс , 2010. Е.А. Самойлова Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» № 8, 2012, с. 1-2. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач . классов / О. Соболева. – М.: Баласс , 2010. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=82401 Источник https://informatio.ru/news/education/middledu/proverochnye_raboty/