Семинар "Педагогическая концепция учителя физической культуры"

Топчеева Галина Вениаминовна (Учитель физической культуры)

Семинар проходил в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года 2021". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса педагогического мастерства

«Учитель года 2021»

Топчеева Галина Вениаминовна,  

учитель физической культуры  

МБОУ «Озерновская ООШ»

Педагогический стаж 31 год.

Представляю Вам опыт своей работы на тему: «Педагогическая концепция учителя физической культуры».

Я считаю, что моя профессия – одна из самых сложных и интересных, но вместе с тем она нужная и благородная.

      За последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Учителю физкультуры противостоят плохая экологическая обстановка, хронические отклонения в состоянии здоровья детей с раннего возраста и всеобщая компьютеризация. Современные дети играм на свежем воздухе предпочитают домашний уют наедине с компьютером.

       Ведущая идея моей концепции – укрепление и сохранение здоровья школьников.

 Направлена она на формирование у школьников ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья в условиях современной жизни, осознание здоровья не только как смысла жизни, но и как ресурса для повседневной жизни.

      Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры?

Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям?

      Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, педагогу важно уметь определить цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе, которым необходимо неукоснительно следовать, а затем уже приобщать учащихся.

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.

Основные задачи, которые перед собой поставила:

1 .Организационные:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • создание основы для нормального роста и полноценного развития учащихся, путем целесообразной двигательной активности;
  • организация сотрудничества педагогов, детей, родителей.

2. Методические:

  • использование в работе современных педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
  • использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультаций специалистов.

3. Образовательные:

  • формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

4 . Воспитательные задачи:

  • воспитать потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитывать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и применять их в активном отдыхе;
  • воспитание личностных качеств (волевых, моральных, нравственных и т.д.).

5. Оздоровительные задачи:

  • укреплять здоровье учащихся;
  • содействовать нормальному физическому развитию (формирование правильной осанки, содействие развитию основных функциональных систем организма);
  • повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды;
  • привитие гигиенических навыков.

       Успех обучения, воспитания и развития школьника во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать его, увлечь идеалом физического совершенства.

 Так как же построит систему работы, какие средства и методы будут использованы при этом?

      За  годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

      Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить.

      За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты.

Индивидуальный подход

      Одним из главных принципов современного урока физической культуры я считаю принцип – «НЕ НАВРЕДИ», поэтому применяю индивидуальный подход и личностно – ориентированное обучение, позволяющие диагностировать и развивать индивидуальные физические данные ребенка.

Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки?

 На практике это реализуется следующим образом: построение не по росту, а по степени физической подготовленности; индивидуальные физические упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия.

Главное правильно рассчитать физическую нагрузку, это является важным условием для воспитания уверенности в своих силах, появляется положительный психологический настрой, необходимый для достижения успеха.

Например, при выполнении нападающего удара в волейболе для менее подготовленных детей нападающий удар проводится без прыжка, т.е. в опорном положении. Упражнение в подтягивании на перекладине для хорошо подготовленных учащихся выполняется в положении хват сверху, а для ослабленных – хват снизу и т.д.

Практикую на своих уроках работу в группах. Распределение по группам целесообразно проводить с учетом их подготовленности или успешности в данном виде спорта.

Дети не всегда это правильно воспринимают, поэтому чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым бы тянулись и остальные ученики.

В спортивных играх и различных эстафетах, группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды.

Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

Говоря об индивидуальном подходе, хочу отметить удачный опыт применения на своих уроках такого метода, как работа по карточкам с заданиями. Особенно такой метод эффективен на уроках гимнастики, общей физической подготовки, да и на спортивных играх то же.

Карточки подразделяются по объему материала и сложности задания. Ученик может выбрать себе задание и спокойно работать над ним. Дети могут объединяться в группы по 2-3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Учитель обязательно консультирует детей, помогает им выполнять сложные задания, обучает их новым движениям, страхует.

При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным детям.

  Принципиально важно, чтобы на уроке физкультуры, учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

Известно, что привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставлю не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Учащийся нацеливается на улучшение собственного результата, а поскольку эта цель реальна, достижима (в отличие от норматива на «5», недоступного для большинства учащихся) то это поддерживает интерес у учащихся к предмету. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива.

Такой подход будет более прогрессивен, потому что, норматив плох тем, что есть группа детей – хорошо физически развитых, имеющая генетическую наследственность и им не составляет труда сдать эти нормативы и есть группа детей практически здоровых и имеющие какие - то физиологические особенности и им эти нормативы не по силам.

Не секрет, что некоторые дети идут на урок физкультуры далеко не с удовольствием, боясь что чего-то не смогут выполнить, думая что будут смешны.

Задача учителя найти к каждому такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его становление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенство. В этом и есть суть лично-ориентированного подхода к учащимся на уроках физической культуры.

А реализуется такой подход через применение методических приемов:

- владение педагогическим чувством такта;

- обладание чувством толерантности (терпимости);

И, конечно же, использование похвалы, как средства поощрения. Похвала пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, она укрепляет их волю.

На мой взгляд, каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него. Для этого использую на уроках наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега – в какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираем упражнение по элементам: разбег, толчок, полет и приземление. У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее и лучше решают поставленную задачу.

Такой метод формирует мир представлений школьника, воспитывает его ум и волю, целеустремленность, прививает ему нравственные и эстетические качества.

Говоря о педагогических технологиях, нельзя не отметить информационно - коммуникативные технологии.

21 век – век высоких технологий. Это значит, что использование ИКТ в школе – процесс объективный и закономерный.

 Я стараюсь идти в ногу со временем и применяю ИКТ в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры и секционных занятиях.

Когда впервые заговорили об использовании ИКТ на уроках, у меня сразу возник вопрос: «Разве компьютер и физкультура понятия совместимы?» Ведь физкультура это прежде всего движение. Но постепенно осваивая информационные технологии, стала пробовать применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ конечно можно обойтись, но не желательно. Конечно для этого необходимо, чтобы спортивный зал был оснащен техническими средствами. Мне в этом смысле повезло. Руководство школы, понимая полезность и эффективность применения ИКТ на уроках физкультуры оснастили спортзал видеопроектором, ноутбуком, колонками.

Исходя из своего опыта работы, считаю, что использование ИКТ не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

С помощью ИКТ объясняю и демонстрирую технику выполнения разучиваемых сложных движений, исторические сведения и события из мира спорта, фото и биография выдающихся спортсменов, освещение теоретических вопросов.

На мой взгляд, обязательные инструктажи,  проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, в виде презентаций, позволяют с интересом воспринимать ту же самую информацию, которая ранее  предъявлялась  в традиционной устной  форме.

При изучении программы спортивные игры на уроках и секционных занятиях  применяю электронный вариант тактических схем и технических действий, обучающие видео спортивных  игр (волейбол, баскетбол и т.д.). Это способствует быстрому пониманию поставленных задач и усвоению учебного материала. Использование электронных схем помогает учащимся лучше понять структуру техники и тактики упражнений и комбинаций в спортивных играх. А на практических занятиях они легче воспроизводят элементы отдельных упражнений с мячом и без него. Детям нравится данный метод, и они с нетерпением ждут новых записей.

Мне нравятся Слова Римского философа Луция Сенека «Уча других,  мы учимся сами…».

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я  нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк. Стараюсь быть примером для своих учеников. Делюсь опытом работы с коллегами на педагогических советах, семинарах, конференциях. Провожу открытые уроки и мероприятия. Размещаю свои разработки, статьи на различных сайтах, в педагогических изданиях.

Подрастают новые «звездочки», и я все делаю, чтобы их становилось больше и больше, чтобы каждый ребенок сумел проявить способности и таланты. Без этого, по моему мнению, невозможна работа современной школы.

Награда за все это – веселые улыбки и искренняя благодарность моих ребят.