Разработки к уроку биологии

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

____________________Тема: Планы, хвощи, папоротники. Их общая характеристика.

1.Прогрессивные черты плаунов, хвощей и папоротников по сравнению с моховидными:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Представители:

 

Плаун булавовидный

Хвощ  полевой

Папоротник-орляк

3.Размножение:

 

4. Сравнительная характеристика хвоща, плауна и папоротника.

Признак для сравнения

Хвощи

Плауны

Папоротники

Условия обитания

Форма листьев

Представители

Значение

____________________Тема: Планы, хвощи, папоротники. Их общая характеристика.

1.Прогрессивные черты плаунов, хвощей и папоротников по сравнению с моховидными:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Представители:

 

Плаун булавовидный

Хвощ  полевой

Папоротник-орляк

3.Размножение:

 

4. Сравнительная характеристика хвоща, плауна и папоротника.

Признак для сравнения

Хвощи

Плауны

Папоротники

Условия обитания

Форма листьев

Представители

Значение



Предварительный просмотр:

_______________Тема: Размножение и оплодотворение у растений.

1.Размножение_________________________________________________________________

А)Бесполое размножение________________________________________________________

        

2.Половое размножение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3..Гаметы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Оплодотворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Зигота___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Схема полового размножения:

7.Двойное оплодотворение:

НАВАШИН СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

Годы жизни: 1857-1930

Место рождения: село Царевщина Саратовской губернии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дата:______________

Тема: Стебель, его строение и значение

1.Стебель__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стебель по размеру междоузлий

1._______________________           2._______________________

        

2.Внутреннее строение стебля

Часть стебля:                                                  Функция

1.________________________                     ________________________________________

2_________________________                      _______________________________________

3.________________________                     ________________________________________

4.________________________                    ________________________________________

5.________________________                   _________________________________________

6.________________________                  __________________________________________

3.Функции стебля:

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

4. Видоизменения стебля

клубни:______________________________________________________________________корневища:___________________________________________________________________луковицы:____________________________________________________________________листообразная форма:_________________________________________________________

усики________________________________________________________________________

колючки_____________________________________________________________________

5.Лабораторная работа №4 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Цель:__________________________________________________________________

                                       Ход работы:

1.Рассмотрите внимательно клубень и разрез луковицы:

Используя рисунки и текст учебника, сделайте надписи к рисунку.

2.Разрежьте картофель и капните на него разбавленным раствором йода (1:3)

Что наблюдали?___________________________________________________

Это качественная реакция на обнаружение ____________________________

Значит в клубне картофеля накапливаются_____________________________

3.Запишите какие функции выполняют видоизмененные побеги:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

________  Тема: Корень, его строение и значение

Корень – это _________________________________________________________

Функции корня:______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Корневая система – это _____________________________________________

Виды корневых систем

1.______________________________________2.____________________________________

1. Виды корней

Вид корня

Из чего возникает?

Главные

Боковые

Придаточные

Закрепим знания:

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

2.Корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

5.Придаточные корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая система

Б) система всех корней растений

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

 

2. Отберите растения со стержневой корневой системой.

3. Отберите растения с мочковатой корневой системой

4. Заполните таблицу.

Номер рисунка

Тип корневой системы

Название растения

В чем различие  в строение таких корневых систем?

Вывод:



Предварительный просмотр:

Урок 7. «Наука о жизни. Повторение».

Цели.

Предметные результаты:

формировать умение применять полученные знания.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

   1. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

    1. Сформировать умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  2. Сформировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.
  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Актуализация знаний

Обобщение знаний по плану:

1. Биология и ее значение для человека

2. Признаки живого

3. Научные методы

4.Основные группы живых организмов

5.Профессии живых организмов

презентация

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

физкультминутка

2. Самостоятельное применение знаний.

  Контрольная работа  по теме  «Наука о жизни.»

                                              Вариант 1

1.Умение понимать смысл биологических терминов, характеризовать методы биологии

Необходимый уровень: Заполни выбранные тобой три строки таблицы до конца, вписав где надо термины или их краткое определение ( своими словами)

Термин

Определение термина

Систематизированное знание о природе и обществе

Наблюдение

Установление сходства и различия предметов или  явлений

Факт

Наблюдение в искусственно созданных условиях, отличающихся одним свойством

Повышенный уровень: Заполни все строки таблицы до конца

2.Умение различать  основные группы живых организмов.

Необходимый уровень: Впишите недостающие понятия в схему. Допишите фразы и тогда получится характеристика этого понятия

                                                           Живые организмы

                                Безъядерные                                                          Ядерные

                                                        Растения     Грибы               _______

В клетках есть _____________  , но нет ______________ .Гетеротрофы.Пищу______________________________________________________

Повышенный уровень: Кажите , чем отличается дописанная тобой группа от грибов

______________________________________________________________________________________

3. Умение  выделять «профессии» живых организмов в экосистеме:

Необходимый уровень: Заполните схему:

                                             Организмы в экосистеме

        Производители       _________                ______________

Повышенный уровень : к каждой профессии приведите примеры живых организмов.

____________________________________________________________________________

4. Умение  понимать смысл  терминов:

Необходимый уровень: Сформулируйте термин :

Биология-это_________________________________________________________________

Повышенный уровень: Заполните схему:

                                         Роль биологии в жизни человека

                     Контрольная работа  по теме  «Наука о жизни.»

                                                           Вариант 2

1.Умение понимать смысл биологических терминов, перечислять отличительные свойства живого

Необходимый уровень: Заполни выбранные тобой три строки таблицы до конца, вписав где надо термины или их краткое определение ( своими словами)

Термин

Определение термина

Обмен веществ

Увеличение числа организмов

Приспособленность

Реакция живого организма на окружающую среду

рост

Повышенный уровень: Заполни все строки таблицы до конца

2.Умение различать  основные группы живых организмов.

Необходимый уровень: Впишите недостающие понятия в схему. Допишите фразы и тогда получится характеристика этого понятия

                                                           Живые организмы

                                Безъядерные                                                            Ядерные

                                                      Растения     ________               Животные

В клетках есть _____________  , но нет ______________ .Гетеротрофы.Пищу______________________________________________________

Повышенный уровень: Кажите , чем отличается дописанная тобой группа от  животных

_____________________________________________________________________________________

3. Умение  выделять «профессии» живых организмов в экосистеме:

Необходимый уровень: Заполните схему:

                                             Организмы в экосистеме

        _____________       _________                    Разрушители

Повышенный уровень : к каждой профессии приведите примеры живых организмов.

___________________________________________________________________________________

4. Умение  понимать смысл  терминов:

Необходимый уровень: Сформулируйте термин :

Биология-это_________________________________________________________________

Повышенный уровень: Заполните схему:

                                         Роль биологии в жизни человека

Карточки с заданиями

ТОУУ

Регулятивные УУД

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Личностные УУД

1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

1. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 

II. Итог урока.

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание.

– Заинтересованным учащимся предлагаем выполнить исследовательский проект (с. 51).

Регулятивные УУД

1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения

        



Предварительный просмотр:

                                                                                                            Тема: Химический состав клетки

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  .

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических. .

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать  с учебником.

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Этап

  Содержание

Оборудование

Формирование УУД

1.Организационный момент

Проверка  готовности к уроку. Включение  в  деловой  ритм.

Р: уметь организовать собственную деятельность.

Л. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Проверка выполнения д\з ( мини- исследование по изучению состава пищевых продуктов . Защита работ

- Ребята, скажите , что вы исследовали дома? (Ответы детей)

Давайте сформулируем проблему нашего урока. ( предлагают свои формулировки)

-Сегодня мы будем изучать химический состав клетки.

Проекты детей

К: - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Р.:        

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

3 Совместное открытие знаний.

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр.  25   и попробуйте самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

       

                                 вещества клетки

неорганические вещества          органические вещества

вода       минеральные соли  белки         жиры           углеводы

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Вещества, из которых состоят клетки  разнообразны. Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов  в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в  виде химических веществ.

Для того , чтобы выяснить какие вещества входят в состав клеток проведем с вами  ряд опытов.

Все наши результаты будем фиксировать в таблицу:

Что делаем

наблюдения

выводы

1.Положить сухие семена в пробирку и прокалить их на огне

Появились на стенка пробирки вода

Тела живых организмов содержат воду

2.Сжечь в фарфоровой чашке сухой лист дерева

Появился дым, осталась зола

В телах живых организмов содержатся минеральные соли

3.Капнем на клубень картофеля раствором йода

Клубень посинел

В картофеле содержится крахмал

4.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста ,завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике

Б) отольем немного полученного раствора и добавим раствор йода

Получили мутный раствор

Раствор посинел

Содержится крахмал

5.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его .Потрогаем пальцем

Клейкая тягучая масса

Клейковина- растительный белок

6. Возьмем несколько семян подсолнечника и положим их между листами салфетки. Раздавим их.

Масляное пятно

В состав семян входит жир

Вывод: Тела живых организмов состоят из неорганических и органических веществ

Работа с текстом учебника» Роль неорганических и органических веществ в клетке. Прочитайте текст с 26-27 . Заполните таблицу.

Вещество

Роль

1.Неорганические вещества

вода

Участвует в о всех жизненно важных процессах клетки

Минеральные соли

Обеспечивают выполнение жизненных функций организма, входят в состав костей и раковин

2. Органические вещества

Белки

Гемоглобин доставляет к клеткам кислород и удаляет углекислый газ. Белок мышц обеспечивает движение

углеводы

Глюкоза, крахмал-источник энергии

Клетчатка- строительная функция

жиры

Запасной источник энергии

Учебник, карточки

П:

Продолжить формирование умения работать  с учебником.

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Л.:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы

Р.:Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах :

1

О

2

Р

3

Г

4

А

5

Н

6

И

7

Ч

8

Е

9

С

10

К

11

И

12

Е

Вопросы к кроссворду:

Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.

Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.

Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

Общее название солей, содержащихся в клетке.

Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. Ответы:

й

О

д

с

а

х

а

Р

у

Г

л

е

р

о

д

к

р

А

х

м

а

л

м

и

Н

е

р

а

л

ь

н

ы

е

ж

И

р

ы

н

е

о

р

г

а

н

и

Ч

е

с

к

и

е

б

Е

л

к

и

т

е

С

т

о

К

л

е

й

к

о

в

и

н

а

с

И

н

и

й

к

л

у

б

Е

н

ь

Л.:Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

К.:

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

5.Итог урока

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание п.6., записи в тетради. В.1-4 с 27

Л.:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию


                        Изучение состава химического клетки

Что делаем

наблюдения

выводы

1.Положить сухие семена в пробирку и прокалить их на огне

2.Сжечь в фарфоровой чашке сухой лист дерева

3.Капнем на клубень картофеля раствором йода

4.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста ,завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике

Б) отольем немного полученного раствора и добавим раствор йода

5.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его .Потрогаем пальцем

6. Возьмем несколько семян подсолнечника и положим их между листами салфетки. Раздавим их.

                          Изучение состава химического клетки

Что делаем

наблюдения

выводы

1.Положить сухие семена в пробирку и прокалить их на огне

2.Сжечь в фарфоровой чашке сухой лист дерева

3.Капнем на клубень картофеля раствором йода

4.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста ,завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике

Б) отольем немного полученного раствора и добавим раствор йода

5.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его .Потрогаем пальцем

6. Возьмем несколько семян подсолнечника и положим их между листами салфетки. Раздавим их.

Вопросы к кроссворду:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

5.Общее название солей, содержащихся в клетке.

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал

1

О

2

Р

3

Г

4

А

5

Н

6

И

7

Ч

8

Е

9

С

10

К

11

И

12

Е

Вопросы к кроссворду:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

5.Общее название солей, содержащихся в клетке.

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал

1

О

2

Р

3

Г

4

А

5

Н

6

И

7

Ч

8

Е

9

С

10

К

11

И

12

Е



Предварительный просмотр:

                                                                                                 Урок «Научные методы».

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать методы биологии;

– формировать умение понимать смысл терминов: наука, научный метод, наблюдение, факт, сравнение, эксперимент, теория.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Проверка домашнего задания

Назовите какое значение для человека имеет биология? (1)

Личностные УУД

1.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 41.

– В чём заблуждался Антошка? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Что такое эксперимент и какие другие методы использует наука?     1

Составление плана (основные методы науки).      2

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».     1

– Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.)

– Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные? (Жизненный опыт.)

Учебник, рисунки и мультимедий-ные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

3. Совместное открытие знаний.

1. – Чем занимается наука и что такое научный метод?

Постарайтесь ответить на вопрос рубрики, выскажите предположения, о чём в ней будет говориться. Обсуждение версий. Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника).             3

2. Работа в группах  (каждая группа занимается изучением определённого метода науки).   1  2  2

Группы отвечают на вопросы 1–3 на с. 47 применительно к тому методу науки, над которым работает вся группа.

Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 42–43 и рис. 6.1 и 6.2, чем наблюдение отличается от факта, а факт – от гипотезы.

Для этого ответьте на вопросы:

1.С чего начинается познание окружающего мира? ( с наблюдения)

2.С помощью  чего осуществляется наблюдение? (прямо-с помощью органов чувств, косвенно- с помощью приборов)

3.Когда наблюдение станет фактом? (когда его подтвердят другие исследователи)

4.Почему важна проверка наблюдений? ( человек может ошибаться)

5.Как появляется гипотеза? ( когда описали факты и пытаются объяснить явление)

Группа №2. Объясните с помощью текста на с. 43 и рис. 6.3, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения.                 2

Для этого ответьте на вопросы:

1. Где начинается наука? ( где обнаруживаются повторяющиеся факты)

2.Как мы различаем любые явления ? ( путем сравнения)

3.Что называют сравнением? (установление сходства и различия предметов или явлений)

4.Что нельзя получить без сравнения?

(научный  результат)

Группа №3. Объясните с помощью текста на с. 44–45 и рис. 6.4, какую роль в науке играет эксперимент. 1 2

Для этого ответьте на вопросы:

1.Что выходит на первое место , когда проведены наблюдения и получены факты? (гипотеза)

2.Что объясняет гипотеза? ( результаты научных изысканий)

3.Для чего ученые проводят эксперимент? ( чтобы найти истинную причину явления)

4. Чем отличаются условия контрольной и экспериментальной групп на рис.6.4 ( в экспериментальной есть растение , которое выделяет кислород)

Что называют теорией? ( Теория- взаимосвязанные закономерности)

Группа №4. Объясните с помощью текста на с. 45–46 и рис. 6.5, зачем нужны в науке инструменты.

Для этого ответьте на вопросы:

1.Что позволяет расширить возможности человеческих органов чувств? ( приборы, инструменты, приспособления)

2.Какой прибор позволяет увидеть мельчайшие детали?(микроскоп)

3.Какой прибор может обнаружить явление, которое не воспринимают наши органы чувств?( дозиметр радиации)

4.Какой прибор позволяют количественно оценивать наблюдение? ( термометр)

Группа №5. Объясните с помощью текста на с. 46, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения.

Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос  в виде схемы: 4

Наука- систематизированное знание о природе и обществе

 Научные методы-способы действий, направленные на достижение какой-либо цели:

                             Методы:

1.Наблюдение (в результате  появляются факты( действительные явления) и гипотезы                                 ( предположения))

2.Сравнение-установление сходства и различия предметов или явлений

3.Эксперимент ( превращает гипотезу в теорию -взаимосвязанные закономерности)

4.Измерение ( формулирует законы природы в количественной форме)

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ

Личностные УУД

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Самостоятельное применение знаний.

Вопрос 4 и 5 на с. 47.

5 Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание.

 §6


Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 42–43 и рис. 6.1 и 6.2, чем наблюдение отличается от факта, а факт – от гипотезы. Для этого ответьте на вопросы:

1.С чего начинается познание окружающего мира? ________________________________________

2.С помощью  чего осуществляется наблюдение? ___________________________________________

3.Когда наблюдение станет фактом? ______________________________________________________

4.Почему важна проверка наблюдений? __________________________________________________

5.Как появляется гипотеза? ______________________________________________________________

Группа №2. Объясните с помощью текста на с. 43 и рис. 6.3, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения.    Для этого ответьте на вопросы:

1. Где начинается наука? _________________________________________________________

2.Как мы различаем любые явления ?__________________________________________________

3.Что называют сравнением? _________________________________________________________

4.Что нельзя получить без сравнения?________________________________________________

Группа №3. Объясните с помощью текста на с. 44–45 и рис. 6.4, какую роль в науке играет эксперимент.

Для этого ответьте на вопросы:

1.Что выходит на первое место , когда проведены наблюдения и получены факты? __________________

2.Что объясняет гипотеза?___________________________________________________________________

3.Для чего ученые проводят эксперимент? ______________________________________________________

4. Чем отличаются условия контрольной и экспериментальной групп на рис.6.4 ___________________

5.Что называют теорией? ___________________________________________________________________

Группа №4. Объясните с помощью текста на с. 45–46 и рис. 6.5, зачем нужны в науке инструменты. Для этого ответьте на вопросы:

1.Что позволяет расширить возможности человеческих органов чувств? ____________________________

2.Какой прибор позволяет увидеть мельчайшие детали?__________________________________________

3.Какой прибор может обнаружить явление, которое не воспринимают наши органы чувств?____________________________________________

4.Какой прибор позволяют количественно оценивать наблюдение? _________________________________

Группа №5. Объясните с помощью текста на с. 46, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения.?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Определяем проблему урока Антошка: Из желудя вырастает дуб, из горошины- горох. А вот могут ли бактерии, заквашивающие капусту, превратиться в возбуди- телей туберкулеза?

Слайд 3

Проблема урока: Как потомки перенимают свойства родителей? Тема урока: Наследственность воспроизведение детьми свойств родителей.

Слайд 4

Решаем проблему: 1. – Что такое наследственность? 2. – Если бактерии сохраняют свои свойства, могут ли они изменяться? 3.Что такое изменчивость? К чему приводит?

Слайд 5

Программа развития записана в молекуле ДНК Работаем в парах: Каково значение «инструкции»? Какой должна быть «инструкция»?

Слайд 6

ДНК= « инструкция» 1.« Инструкция» управляет развитием и работой организма на всех этапах, передается от предков потомству. 2.Днк компактна , но детальна ( написана 4 «буквами») 3.Быстро и безошибочно переписывается

Слайд 7

У бактерий молекула замкнута в кольцо

Слайд 8

Насытившись , бактерии делятся на две

Слайд 9

Почему нельзя пить лекарства без назначения врача? Работа с рисунком 11.2 с 71 После гибели неустойчивых бактерий устойчивые быстро размножаются .

Слайд 10

Две бактерии могут обменяться инструкциями Процесс коньюгации- обмен участками ДНК



Предварительный просмотр:

               Тема : Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

        

1.Зарисовать строение хламидомонады рис.108 с.109

2.Размножение улотрикса рис.109.с.110

3.Заполнить таблицу

                                                   Многообразие водорослей

Отдел

Представители

На какой глубине обитают

Значение

Тема : Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

        

1.Зарисовать строение хламидомонады рис.108 с.109

2.Размножение улотрикса рис.109.с.110

3.Заполнить таблицу

                                                   Многообразие водорослей

Отдел

Представители

На какой глубине обитают

Значение