Методические разработки

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

 Мастер класс :    Формирование познавательных УУД на этапах урока биологии и   обществознания

Цель : формирование познавательных УУД на урока биологии и обществознания через использование электронных образовательных ресурсов

                                                           Ход урока:

1.Этап формирования темы урока, постановка целей

Просмотр: фрагмента из фильма « Робинзон Крузо»

Вопрос к классу:

- Человек таков? Что это означает?

-Что помогло выжить Робинзон Крузо на необитаемом острове и почему он всеми силами пытался покинуть свое пристанище?

Предполагаемый ответ :Человек нашел источники для изни: пищу, воду,  построил жилище, но ему не хватало общения?

Учитель: Какова цель нашего занятия?

Предполагаемый ответ : изучить природу человека.

 ( формирование общеучебного универсального действия: самостоятельное выделение познавательной цели)

Тема нашего занятия : Биосоциальная природа человека.

Учитель обществознания: Человек – существо биосоциальное, а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

 Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

(логическое УД: подведение под понятие)

 2.Этап изучения нового материала:

Учитель биологииБиологического в человеке достаточно много — это: 

  •  анатомия и физиология:,
  •   потребность в сне, еде, движении;
  •  и самое интригующее — наши инстинкты.

Учитель обществознания :Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • речь;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • сознание и разум;
  • и (венец всего) — творчество. 

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного:  человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

 

Учитель биологии: Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ

Учитель обществознания Социальная информация представлен сумой знаний умений навыков , которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

 Демонстрация  отрывок из мультика « Маугли»

Вопрос: Может ли ребенок , выросший  стае волков, быть полноценным членом социума?

Предполагаемый ответ : Нет ( приводят доказательства)

(формирование логических УД : выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство)

Учитель биологии:  наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития. Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря, если с ним занимаются и общаются.

 

Учитель обществознания: история о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью. Ребенок лишенный человеческого общения в ранние периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.

Учитель биологии:  Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.

3.Этап закрепления:

использование ЭОР практикум

(формирование логических УД: синтез системы знаний по теме, восполняя недостающие компоненты)

4.Этап контроля:

Использование ЭОР контроль

( формирование логических УД: ориентирование в своей системе знаний)

5.Этап рефлексии :

Предлагается закончить предложение:

Сегодня я научился…

Сегодня я задумался…

Самым интересным сегодня на уроке было…

Самым сложным сегодня на уроке было…

Сегодня я понял…

Формирование познавательных УД :

-рефлексия способов и условий действий:

-оценка процесса и результатов деятельности

6.Домашнее задание:

Подготовить презентацию  « Антропогенез»

Познавательные УД : самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



Предварительный просмотр:

      Региональный дистанционный конкурс « Современный урок»

Химические реакции.  Уравнение химических реакций

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна, учитель химии

муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя

общеобразовательная школа г.Вольска Саратовской области»

                                                Аннотация

Тема урока

Химические реакции.  Уравнение химических реакций

Класс

8

Рекомендуемые сроки

1-я неделя февраля

Профиль

Оборудование :

для учителя

для учащихся

Компьютер и проектор

ноутбук

Электронные образовательные ресурсы

http://fcior.edu.ru/card/4539/testy-po-teme-fizicheskie-i-himicheskie-yavleniya-rol-himii-v-zhizni-cheloveka.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef0c0d5d-0c22-4b64-b8af-7f1f4e87f7ab/view/

http://fcior.edu.ru/card/5485/trenazher-sostavlenie-uravneniy-himicheskih-reakciy-soedineniya.html

http://fcior.edu.ru/card/10532/testy-po-teme-himicheskaya-reakciya.html

http://fcior.edu.ru/card/10474/trenazher-sostavlenie-uravneniy-himicheskih-reakciy-zameshcheniya.html

Элементы содержания урока

признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества. Понятие о об уравнении химической реакции .Составлять уравнения химических реакций

Учебник

О.С. Габриелян « Химия 8 класс» М.: Дрофа, 2013 г

Класс - 8

Тема  : Химические реакции.  Уравнение химических реакций

Тип урока урок открытия нового знания

Цель: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Обучающая

  • Сформировать понятие о химическом  уравнении;
  • Обучать умению составлять химические уравнения.

Развивающая

  • Развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи;
  • Развитие аналитических навыков мышления.

Воспитывающая

  • Воспитание коммуникативных навыков (работа в паре, высказать и доказать свою точку зрения, умение слушать и слышать);
  • Развитие  познавательного интереса к предмету

Планируемые результаты:

Личностные результаты Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Метапредметные результаты 

Познавательные результаты: Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию. Умение структурировать знания. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение устанавливать причинно- следственные знания .Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

 Регулятивные результаты Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. : Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

 Коммуникативные результаты Умение формулировать высказывание. Умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. Умение организовывать учебное сотрудничество .Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; смыслообразование. Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания

Предметные результаты Умение называть вещества изученных классов, составлять уравнения химических реакции

                                                                                                     Технологическая карта урока                                                            

п/п

Этап урока

Деятельность

Планируемые результаты

ЭОР

учителя

учащихся

личностные

метапредметные

предмет-ные

1.

Организационный этап

Приветствует детей.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Самоорганизация.

Личностные: смыслообразование

2.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-Какие  явления называются физическими?

-Какие явления называются химическими?

-Назовите признаки химических реакций.

Предлагает пройти тестирование

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Осознание своих возможностей.

Познавательные: Структурирование знаний

Личностные: Мотивационная основа учебной деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество

Регулятивные:

контроль

Признаки химичес-кой реакции

http://fcior.edu.ru/card/4539/testy-po-teme-fizicheskie-i-himicheskie-yavleniya-rol-himii-v-zhizni-cheloveka.html

3.

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Демонстрация опыта (горение фосфора в кислороде)

Давайте запишем происходящее  с помощью химического языка.

У детей возникает затруднение

Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Коммуникативные:

 уметь оформлять свои мысли в устной форме.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/view/

4.

Этап выявления места и причины затруднения;

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока

Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как можно записать химическую реакцию. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу

 Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

5.

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Совместное составление алгоритма словесного описания

Замена слов на условную запись

Мы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто мне поможет?

Как химики обозначают на письме фосфор, кислород?

Можем ли мы между левой частью и правой частью нашей записи поставить знак равенства.

Почему - нет?

(Учитель преднамеренно ставит знак равенства)

Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы и необходимо ли это делать?

Чтобы правильно ответь на вопрос мы должны обратиться к закону  сформулированному в 1756 г М.В. Ломоносовым , который гласит:

Масса веществ , вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате нее.

( демонстрация видеоопыта )

Должен ли соблюдаться закон для горения фосфора?

Чтобы соблюсти закон сохранения массы нам необходимо уравнять число атомов каждого элемента в левой и правой части , используя математические знаки

Что же называют химическим уравнением?

(Химическое уравнение-это условная запись химической реакции с помощью химических формул и  математических знаков)

Конечное определение представлено  на слайде

Совместное составление алгоритма словесного описания

Запись химических формул фосфора, кислорода, оксида фосфора (V)

P+O2 → P2O5

Ожидаемые ответы:

Нет

Ожидаемые ответы:

Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов

Предположения

Записывают определение в тетрадь

Да

уравнивают

Внесение дополнений в запись реакции на основе математических вычислений

Конечная запись реакции

4P+5O2 → 2P2O5

Формулируют определение, проверяют по учебнику, записывают в тетрадь

Познавательные:

Определение понятий Умение структурировать знания. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение устанавливать причинно- следственные знания Личностные: Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: познавательная инициатива Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Для закрепления самостоятельное составление уравнений реакций на основе видеопыта

Демонстрация опыта «Горение железа в кислороде»

Вызывает ученика к доске для записи химического уравнения

.

Организует работу с ЭОР в парах

Просматривают опыт , записывают уравнение.

Ученик проговаривает алгоритм своих действий. Класс проверяет .

Работают в парах. Озвучивают результат работы.

Развитие трудолюбия и ответственнос-ти за качество своей и коллективной деятельности.

 Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

Алгоритм составле-ния уравнения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef0c0d5d-0c22-4b64-b8af-7f1f4e87f7ab/view/

http://fcior.edu.ru/card/5485/trenazher-sostavlenie-uravneniy-himicheskih-reakciy-soedineniya.html

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу

Составить уравнения предложенных реакций,.

Na + Cl? 🡪

H2CO3 🡪 C+4?O? + H2O

Fe(OH)3 🡪 Fe+3?O? + H2O

Al + S 🡪Al?S-2?

Ag+1?Br-1? 🡪 Ag + Br2

Li?O? + H2O 🡪 LiOH

C+4?H? 🡪 C2H2 + H?

Уравнения представлены на слайде

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в тетрадях.

Самопроверка по эталону

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные :.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Состав-ление химичес-ких уравне-ний

8.

Этап включения в систему знаний и повторения;

Организует работу

Применяют знания на практике.

Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда

 Регулятивные:.

Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные:

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

Состав-ление химичес-ких уравне-ний

http://fcior.edu.ru/card/10532/testy-po-teme-himicheskaya-reakciya.html

9.

Информация о домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске: §27  №2, ЭОР

Записывают в дневник

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Личностные: Личностное самоопределение

http://fcior.edu.ru/card/10474/trenazher-sostavlenie-uravneniy-himicheskih-reakciy-zameshcheniya.html

10.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Фиксирует степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов. Применяет прием «Для меня сегодняшний урок…»

Получает оценку за контрольное тестирование на основе установленных ранее критериев. В индивидуальной карточке, подчеркивает слово напротив фраз, характеризующих его работу на уроке и оценивает полученный результат собственной деятельности

1.На уроке я работал( активно ,пассивно)

 2.Своей работой на уроке я (доволен, недоволен)

3.Результат собственной деятельности

(Отлично ,хорошо, удовлетво-

рительно, неудовлетворительно)

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                        Мои педагогические технологии.

При организации учебного процесса, с точки зрения системно-деятельностного подхода, главное место я отвожу  активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

       Образовательный стандарт требует от меня как учителя химии постепенного ухода от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Способствуя формированию логического мышления учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода это: принцип деятельности , принцип непрерывности ,принцип целостности ,принцип минимакса ,принцип вариативности и т.д.

       Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на моем уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности. Поэтому я применяю такие технологии как, например , технология личностно-ориентированного обучения, позволяющая сформировать умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Вопросы, касающиеся самого человека, его окружения и жизни непосредственно, всегда вызывают неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях. Например, почему изменяется цвет чая при добавлении в него ломтика лимона? Отчего темнеют украшения из серебра? Что такое активированный уголь и зачем его принимают? Эти вопросы учитель часто даже не задаёт, они возникают у самого ученика, а то, что интересно, будет хорошо изучено.

Часто применяю технологию разноуровневого обучения, осуществляемого на всех этапах урока. Так при письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты двух-трех уровней, составленные таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ, на работу с рисунками и схемами, то есть полностью в соответствии с КИМами. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на закрепление, предлагать дифференцированное домашнее задание. Самостоятельные, проверочные, контрольные работы должны содержать задания обязательного и повышенного уровня сложности. Можно предложить приготовить сообщения, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, презентации, составить кроссворд, опираясь на изученный материал;

Кроме того использую технологию проектного обучения, которая  позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся .

Это конечно не все технологии, которые применяет учитель, в том числе и я.


Предварительный просмотр: