Разработки к уроку химии

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Николай Николаевич Зинин

«АМИНЫ»

( 10 класс, профильный уровень)

Разработала:

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна,

учитель химии МОУ ВМР « СОШ №11 г.Вольска»

                                     г.Вольск , 2022 год

                           

                                                                                                    Технологическая карта урока.  

                                                                                                                                                                                                    

Предмет

химия

Класс

10

Тема урока

Амины

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели

-рассмотреть строение, классификацию и свойства класса аминов;

-закрепить знания учащихся о причинах многообразия аминов;

- познакомить со способами получения и  с областями применения аминов .

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-познакомиться с определением класса «амины»;

-определять классификацию аминов, уметь называть их по систематической номенклатуре.

-ознакомиться со строением молекул аминов как производных аммиака;

-познакомиться со способами получения аминов

-уметь характеризовать свойства аминов, обусловленные наличием аминогруппы;

-уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства аминов;

- уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекулах аминов;

-знать области применения аминов на основании их свойств.

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении формул аминов; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями;

формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
  • оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
  • руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

Организа-ционный момент

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Настаивает на деловой ритм

Открываем тетради, записываем число, классная работа

Готовность  к уроку.

 Записывают дату.

2

Проверка

домашнего задания. Актуализация знаний.

 Регулятивные: волевая саморегуляция.  Личностные: действие смыслообразования

Что мы изучали на прошлом уроке?

Дайте название и определите класс:    

А) Н3С-О-СН3;                Б)Н3С-С=О

                                                              \                      

                                                           О- СН3;

В) С6Н5-С=О                

           \ О-С2Н5;             Г) СН3-СН2-О-С-СН3;        

                                                                  \\

                                                                   О

Д) С2Н5- NO2;              

                               

  О                                  О                

    \\                                \\                        

Е)НО-С-С2Н5;     Ж) Н-С-О-С3Н7;  

 Есть ли среди этих веществ изомеры? Если да, то назовите их.

Составьте формулу по названию вещества:

А) 2-метил -3-этил- гексановая кислота;        

Б) изопропилформиат

Отвечают на вопросы

Дают название, определяют класс

Работают в рабочих листах

3

Самоопределение к деятельности

Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Решение задачи на выведение формулы:

Некоторое органическое соединение, помимо углерода и водорода, содержит азот, массовая доля которого

23,7%.Это соединение обладает нециклическим строением, взаимодействует с соляной кислотой с образованием соли, молекула его содержит два углеводородных радикала. На основании этих данных:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) приведите уравнение реакции его взаимодействия с соляной кислотой.

Оказывает помощь в  составлении формулы и написании реакции.

Сформулируйте цель нашего урока

Запишите тему нашего урока: Амины

Решают задачу

Испытывают затруднение при составлении структурной формулы и написании уравнения

Формулируют цель урока.

4

Работа по теме урока

а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

Восприятие, осмысление, обобщение и систематизация нового материала об аминах.

Задание для 1 группы:

1.Сравните состав аммиака NH3 и аминов CH3NH, (CH3)2NH и (CH3)3N и дайте определение аминов как производных аммиака.

2.Назовите данные вещества, опираясь на правило: к наименованию углеводородного радикала добавляют слово «амин».

3.Сформулируйте определения первичных, вторичных и третичных атомов углерода и попытайтесь дать классификацию аминов по числу замещенных атомов водорода в молекуле аммиака.

4.Составьте формулы двух изомеров вещества C5H11NH2углеродного скелета положения функциональной группы NH2-


Задание для 2 группы:

1.Зная, что аммиак проявляет основные свойства, предположите химические свойства аминов и запишите УХР:

а) взаимодействие с кислотами NH3+HCl=NH4Cl
б) взаимодействие с водой NH
3+HOH=NH4OH

2.Запишите УХР горения амина CH3NHпо аналогии с реакцией горения аммиака:

4NH3+3O2=2N2+6H2O

3.Как вы думаете, какие из веществ будут проявлять более сильные основные свойства: аммиак или его производные- амины? Ответ обоснуйте, опираясь на знания о взаимном влиянии атомов в молекулах.

Задание для 3 группы:

1.Разберите способы получения аминов и запишите УХР получения вещества C2H5NH2.

-взаимодействие галогеналканов с аммиаком

CH3I+ NH3= CH3NH2+HI
-взаимодействие одноатомных спиртов с аммиаком
CH
3OH+ NH3= CH3NH2+ H2O
-восстановление нитросоединений (реакция Н.Н.Зинина)

CH3NO2+6H= CH3NH2+ H2O

Заслушивает выступление групп, корректирует ответы. Контролирует заполнение рабочих листов.

Выступление учителя.

Николай Николаевич Зинин и его вклад в науку

Николай Николаевич Зинин родился 13 (25) августа 1812 года в городе Шуша на территории современной Азербайджанской Республики в семье дипломата. После смерти всей семьи от свирепствовавшей на Кавказе эпидемии был отправлен в Саратов к дяде. В 1820-м пошел в гимназию, спустя десять лет уехал в Казань, где поступил на математическое отделение философского факультета Казанского императорского университета. После учебы остался там преподавать физику и механику. По просьбе математика Лобачевского Зинин возглавил кафедру химии и в 1837-м отправился на учебу за границу. Так российская наука получила блестящего химика и основателя научной школы. Вернувшись и защитив диссертацию, до 1847 года Зинин оставался в Казани, а затем получил приглашение перейти на службу в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию в качестве профессора химии. В 1865 году избран ординарным академиком Санкт-Петербургской академии наук, а в 1868-м вместе с Менделеевым и другими видными химиками выступил организатором Русского химического общества и в течение десяти лет являлся его президентом

Научное наследие Николая Зинина весьма обширно. Однако одним из самых важных направлений его исследований можно назвать изучение реакций окисления и восстановления органических веществ. В подтверждение слов об огромном вкладе Зинина в науку можно привести мнение основателя анилинокрасочной промышленности в Германии химика Августа Гофмана, высказанное на заседании Немецкого химического общества в 1880 году:

«Если бы Зинин не научил нас ничему более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии».

Первые работы Зинина были посвящены исследованию производных бензола. По природе эти вещества очень реакционноспособны, поэтому ученый задался целью полностью раскрыть их потенциал в органической химии, в том числе реакции с другими веществами. Подвергая масло горького миндаля, нитробензол и ряд других производных бензола обработке сероводородом или раствором сульфида натрия, химик ожидал выделить продукт, в котором должна содержаться сера. Но в итоге бесцветная жидкость, полученная в результате взаимодействия нитробензола с сероводородом, ко всеобщему удивлению, не содержала даже следов серы. Учитывая результаты опытов, проведенных ранее химиком Фрицше, который добыл анилин из природного красителя индиго, Зинин сделал вывод, что выделенная жидкость — анилин, поскольку запах был аналогичный, а вот цвет ее отличался. Ученый послал образец в лабораторию Фрицше, и его предположение подтвердилось: это действительно был анилин

Оба вещества, выделенные в результате химических реакций обоими химиками, оказались полностью идентичными, только в отличие от того, которое было получено из индиго, образец Зинина был более чистым. До этого момента анилин удавалось выделять как продукт разложения разнообразных природных веществ. После открытия Зинина и опубликования его результатов была доказана возможность получения анилина более простым и дешевым способом — восстановлением нитробензола сероводородом.

Данное открытие вызвало бурный интерес у ученых Европы. Статью, в которой излагался метод синтетического получения анилина, перепечатали многие европейские журналы по химии. Это подстегнуло промышленников к активному использованию анилина, хотя ранее он не имел широкого практического применения. Реакция, открытая Зининым, предлагала почти неиссякаемый источник получения этого вещества, поэтому ученый не остановился на достигнутом, а продолжил ее изучение. В итоге ему удалось показать общность открытой им химической реакции для всех соединений, содержащих нитрогруппу. В результате новых исследований Зинин получил другие подобные соединения.

Спустя несколько лет вещества, синтезированные химиком, стали основой промышленного производства анилиновых красителей и даже взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов.

Работа в группах с учебником. Выполняют задание в малых группах по теме урока: анализ полученной информации; сравнения состава и свойств изученных веществ и свойств аминов; классификации аминов по определенным признакам.

Выполняют задания, записывают решения в виде ОПК, обсуждают ответы в группе, корректируют, обосновывают свои решения.

Деятельность групп:

1.Сравнивают строение аммиака и его производных, формулируют определения класса амин. Дают названия предложенных веществ. Формулируют принципы номенклатуры аминов. Составляют формулы изомеров, обобщают и составляют схему: виды изомерии аминов.

2.Сравнивают и характеризуют свойства веществ аммиака и аминов, составляют УХР, подтверждающие их свойства. Выявляют закономерности изменения химических свойств разных аминов.

3.Изучить способы получения, аминов и составить примеры УХР получения представителя аминов. Обобщить информацию в виде опорной схемы: Способы получения аминов.

Отчеты групп. По мере выступления групп заполняются рабочие листы.

Комментируют ответы одноклассников

Корректируют ответы одноклассников

Слушают учителя.

5

Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

1. За счет аминогруппы амины обладают ... свойствами

А)  Кислотными Б) Амфотерными  В) Основными

2. Наиболее выраженные основные свойства у ... аминов

А) Первичных Б) Вторичных В)Третичных

3. Ароматические амины получают в ходе реакции

 А) Вюрца Б)  Дюма В)Лебедева Г)Зинина

4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействует диметиламин.

1) C2H4;

2) HCl;

3) CH3Cl;

4) NH4Cl;

5) Cu(OH)2;

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

5.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует анилин.

1) бромная вода;

2) гидроксид калия;

З) хлорид натрия;

4) соляная кислота;

 5) гидроксид меди (II);

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

6.Этиламин можно получить при взаимодействии

1) C2H6 и HONO2;

2) C2H4 и NH3;

З) C2H5OH и N2;

4) [C2H5NH3]Cl и NaOH;

 5) C2H5NO2 и H2.

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

7.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми может взаимодействовать метиламин.

1) иодоводород;

2) бензол;

3) гидроксид калия;

4) хлорэтан;

5) анилин

Работа в рабочих листах

Взаимопроверка выполненной работы.

6

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

Осуществите цепочку превращений

Работа у доски одного из учеников, остальные в рабочих листах

7

Рефлексия

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

 Мы достигли поставленной цели?

Какие трудности вы испытали при изучении новой темы?

Ответы обучающихся.

8.

Домашнее задание

Химия. 10 класс. Углубленный уровень . В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин,  А.А. Дроздов, В.В. Лунин ; под ред. В.В.Лунина –М.: Просвещение,2021 г

.§.53 упр 6-8


                                       Рабочий лист

Дата_____________

1.Дайте название и определите класс:    

А) Н3С-О-СН3;                Б)Н3С-С=О

                                                              \                      

                                                           О- СН3;

В) С6Н5-С=О                

           \ О-С2Н5;             Г) СН3-СН2-О-С-СН3;        

                                                                  \\

                                                                   О

Д) С2Н5- NO2;              

                               

  О                                  О                

    \\                                \\                        

Е)НО-С-С2Н5;     Ж) Н-С-О-С3Н7;    Есть ли среди этих веществ изомеры? Если да, то назовите их.

Составьте формулу по названию вещества: А) 2-метил -3-этил- гексановая кислота;        

Б) изопропилформиат

2.Решите задачу:

Некоторое органическое соединение, помимо углерода и водорода, содержит азот, массовая доля которого

23,7%.Это соединение обладает нециклическим строением, взаимодействует с соляной кислотой с образованием соли, молекула его содержит два углеводородных радикала. На основании этих данных:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) приведите уравнение реакции его взаимодействия с соляной кислотой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________

3.Изучаем материал :

3.1. Амины -___________________________________________________________________

__________________________________________________________

3.2. Классификация аминов:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

3.3.Дайте названия, дайте классификацию.:

3.4.Химические свойства:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5.Способы получения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Николай Николаевич Зинин, выдающийся русский химик-органик, академик Петербургской Академии наук, первый президент Русского химического общества

Марка, выпущенная к 150-летию со дня рождения Н. Н. Зинина

Изучая химическую природу веществ методами окисления и восстановления, он разработал в 1841 г. методы получения бензоина из бензальдегида и бензила окислением бензоина. Это был первый случай бензоиновой конденсации – одного из универсальных способов получения ароматических кетонов.

 В 1841 г. ученый впервые синтезировал бензиловую (дифенилгликолевую) кислоту, описал ее свойства и установил состав.

В 1842 г. Н.Н. Зинин открыл реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послужившую основой новой отрасли химической промышленности – анилокрасочной. Таким путем были получены анилин и α-нафтиламин (1842 г.), μ -фенилендиамин и дезоксибензоин (1844 г.), бензидин (1845 г.).

4.Проверим знания:

1. За счет аминогруппы амины обладают ... свойствами

А)  Кислотными Б) Амфотерными  В) Основными

2. Наиболее выраженные основные свойства у ... аминов

А) Первичных Б) Вторичных В)Третичных

3. Ароматические амины получают в ходе реакции

 А) Вюрца Б)  Дюма В)Лебедева Г)Зинина

4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых взаимодействует диметиламин.

1) C2H4; 2) HCl; 3) CH3Cl; 4) NH4Cl; 5) Cu(OH)2;.

5.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует анилин.1) бромная вода; 2) гидроксид калия; З) хлорид натрия; 4) соляная кислота; 5) гидроксид меди (II);

6.Этиламин можно получить при взаимодействии 1) C2H6 и HONO2; 2) C2H4 и NH3; З) C2H5OH и N2; 4) [C2H5NH3]Cl и NaOH;  5) C2H5NO2 и H2.

7.Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми может взаимодействовать метиламин. 1) иодоводород; 2) бензол; 3) гидроксид калия; 4) хлорэтан; 5) анилин

5.Осуществите цепочку превращений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Домашнее задание

.§.53 упр 6-8

                                                     Задание для 1 группы:

1.Сравните состав аммиака NH3 и аминов CH3NH, (CH3)2NH и (CH3)3N и дайте определение аминов как производных аммиака.

2.Назовите данные вещества, опираясь на правило: к наименованию углеводородного радикала добавляют слово «амин».

3.Сформулируйте определения первичных, вторичных и третичных атомов углерода и попытайтесь дать классификацию аминов по числу замещенных атомов водорода в молекуле аммиака.

4.Составьте формулы двух изомеров вещества C5H11NH2углеродного скелета положения функциональной группы NH2-


                                                     
Задание для 2 группы:

1.Зная, что аммиак проявляет основные свойства, предположите химические свойства аминов и запишите УХР:

а) взаимодействие с кислотами NH3+HCl=NH4Cl
б) взаимодействие с водой NH
3+HOH=NH4OH

2.Запишите УХР горения амина CH3NHпо аналогии с реакцией горения аммиака:

4NH3+3O2=2N2+6H2O

3.Как вы думаете, какие из веществ будут проявлять более сильные основные свойства: аммиак или его производные- амины? Ответ обоснуйте, опираясь на знания о взаимном влиянии атомов в молекулах.

                                                         Задание для 3 группы:

1.Разберите способы получения аминов и запишите УХР получения вещества C2H5NH2.

-взаимодействие галогеналканов с аммиаком

CH3I+ NH3= CH3NH2+HI
-взаимодействие одноатомных спиртов с аммиаком
CH
3OH+ NH3= CH3NH2+ H2O
-восстановление нитросоединений (реакция Н.Н.Зинина)

CH3NO2+6H= CH3NH2+ H2O



Предварительный просмотр:

                                                               Урок по химии 9 класс «Химические свойства металлов»

                                                                        Дата: 25.10.16

                                                                    Учитель : Татаринова-Гордяйкина Н.С

Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
  2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
  3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат

Предметные умения

Формирование представления о металлах как восстановителях. Использование электрохимического ряда напряжений металлов для характеристики конкретных свойств металлов .Наблюдать химические явления и записывать уравнения химических реакций ,характеризующих свойства металлов.

 Личностные УУД:

Актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из  межпредметных знаний,умения обосновать для чего нужно знать химические свойства металлов  в жизни.

Регулятивные УУД:

Планирование химического эксперимента,составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов  опытов. Сравнение результатов  с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в парах, умения договориться, учет  личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента

                                                                                                 Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1 мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Самоконтроль готовности к уроку.

Актуализация  опорных знаний и умений (Повторение пройденного)

7 мин

1.Устный опрос:

-Положение металлов в ПС?

-Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

-Сплавы.

2.Решение задачи на доске / условие на слайде /

На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

3.Тестовое задание / карточка- получают 5 учеников/ . Затем проводится проверка соседом по парте с использованием эталона ответа/

Учитель выставляет отметки за д/з

Дают устный ответ

Решение задачи

Выполнение теста, взаимопроверка

Постановка учебной проблемы

2 мин

Ребята, давайте вспомним какой металл в обычных условия  находится в жидком агрегатном состоянии? / ртуть/

Где мы можем ее встретить в домашних условиях? /градусник/

Что делать , если градусник разбил и ртуть растеклась по полу?  /Аккуратно скатать листом бумаги все шарики и поместить в пакет/

Почему  необходимо убрать ртуть?  /Может привести к отравлению/

Собрать ртуть недостаточно, необходимо ее остатки обработать химическим раствором.        Можем ли  мы сейчас ответить на  вопрос каким раствором ? Почему? /не знаем с кем взаимодействует ртуть, т.е химические свойства/

Выслушав учащихся учитель еще раз уточняет названную  тему урока « Химические свойства металлов» и говорит о том, что одновременно необходимо вспомнить ранее изученный материал, касающейся химических реакций ( типы химических реакций, составление ОВР)

В конце урока мы вернемся к проблемному вопросу и с помощью полученных знании на уроке  найдем способ , которым  можно обезвредить ртуть.  

Отвечают на вопросы

Учащиеся делают заключение ,что речь пойдет о реакциях

В которые будут вступать металлы ,или о химических свойствах металлов

Записывают число и тему урока.

Открытие нового знания

20 мин

Мы вспомнили, положение металлов в ПС и пришли к выводу , что все металлы являются восстановителями

                                       Ме0- n е = Ме+n

Для того чтобы прошла реакция записанная на доске  ,необходимо наличие окислителя.

По реэультатам обсуждения составляется список веществ,которые могут вступать в реакции с металлами

1. Неметаллы: кислород,галогены,сера,водород и др.

2  Вода

3. Кислоты

4. Соли

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс. Изучение материала сопровождается демонстрационными опытами.

1. Взаимодействуют с неметаллами.

Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

Опыт!

  1. Взаимодействия натрия с водой.
  2. Взаимодействие меди с водой.

Из опытов видно, что металлы реагируют с водой неоднозначно.

а) Щелочные металлы и щелочноземельные Ca и Ba c водой образуют гидроксиды соответствующих металлов и водород!

        

б) Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Pb с водой реагируют при нагревании с образованием оксидов металлов и водорода.

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

в) Cu, Ag, Au, Нg, с водой не реагируют

3. Взаимодействие с кислотами

Просматриваются д/о взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Взаимодействие металлов с кислотами  протекает с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения  /распечатать на стол/

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Учащиеся рассуждают и вспоминают вещества, которые могут служить в качестве окислителей при взаимодействии с

металлами.

Учащиеся вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивая их с помощью электронного баланса.

Записывают ОВР, 2 ученика работают у доски

Записывают ОВР, 2 ученика работают у доски

Первичная проверка понимания

5 мин

В четырех колонках приведены формулы попарно взятых веществ. Сопоставьте вещества и определите между какими парами веществ возможны химические реакции

 1.   медь и сера

 2.  цинк и соляная кислота  

 3. серебро и соляная кислота

 4.  медь и сульфат цинка

5.  железо и хлорид меди

3 ученика выходят к доске и составляют ОВР возможных реакций

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения  осуществимых реакций

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предлагаются тесты разного уровня сложности

Самостоятельная работа

Рефлексия учебной деятельности

2 мин

- Как вы можете использовать  полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни?

- Как бы вы оценили свою работу?

Д/З: П. 8 № 5,7

Для сдающих ОГЭ по химии задание 20 В1-3

В оставшееся врем даем ответ на проблемный вопрос .Чтобы обезвредить ртуть необходим окислитель, например хлорид железа 3

 2FeCl3+2Hg=2FeCl2+Hg2CI2

Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

.

Работа с дневниками

ТЕСТ . Сплавы

1. Сплав меди и олова 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

2. Сплав железа с углеродом 1) бронза 2) чугун 3) латунь 4) дюралюминий

З. Сплав алюминия, марганца и меди 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

4. Укажите верное суждение:

А) компонентами сплавов могут быть металлы;

Б) компонентами сплавов могут быть неметаллы и соединения.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Неоднородным сплавом является 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

6. Содержание углерода в чугуне 1) 1 - 1,5% 2) 1 - 3% 3) 2 - 4,5% 4) 3 – 6%

7. К черным сплавам относится 1) латунь 2) мельхиор 3) дюралюминий 4) сталь

8. К цветным сплавам относится 1) латунь 2) легированная сталь 3) чугун 4) углеродистая сталь

9. Сплав, содержащий медь и 10 - 50% цинка  1) латунь 2) бронза 3) мельхиор 4) дюралюминий

10.Сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля  1) латунь 2) бронза 3) мельхиор 4) дюралюминий

Ответ : 1243234113

                                                          Тест - контроль по теме “Химические свойства металлов”

                                                                             Вариант 1

Вопрос

Варианты ответов

Базовый уровень

1.

Металлические свойства натрия слабее, чем у

А) магния и калия,

Б) калия и рубидия,

В) лития и магния

2.

Неактивные металлы с водой…

А) реагируют при нагревании;

Б) не реагируют;

В) реагируют при нормальных условиях

3.

С хлороводородной кислотой взаимодействуют

А) литий, кальций, железо;

Б) серебро, магний, медь;

В) цинк, ртуть, никель.

4.

В химических реакциях Fe0  выполняет роль

А) окислителя;

Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

5.

 С раствором Fe(NO3)2  будет реагировать

А) Ag

Б) Al

В) Cu

Повышенный уровень

Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия Аl с веществами: сера, кислород,  гидроксид натрия, серная кислота, магний, сульфат  меди 2, оксид кальция. Одно из уравнений запишите в виде ОВР.

                                              Тест - контроль по теме “Химические свойства металлов”

                                                                                                         Вариант 2

Вопрос

Варианты ответов

Базовый уровень

1.

Восстановительные свойства алюминия слабее, чем у

А) кремния и бора,

Б) галлия и кремния;

В) магния и натрия.

2.

С соляной кислотой не реагируют

А) Cu, Ag, Hg, Pb;

Б) Ca, Вe, Na, Li;

В) Ca, Na, Li, Ba..

3.

Активно реагируют с водой

А) золото, ртуть, платина

Б) железо, цинк, медь;

В) литий, кальций, натрий

4.

Железо не взаимодействует с…

А) соляной кислотой;

Б) кислородом воздуха;

В) оксидом калия.

5.

В химических реакциях металлы Ме0 выполняют роль

А) восстановителей;

Б) окислителей;

В) окислителей и восстановителей.

                                                                                                    Повышенный уровень

Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия Ca с веществами: сера, хлор, кислород, калий гидроксид, вода, оксид натрия, алюминий. Одно из уравнений запишите в виде ОВР.

                                                              Критерии оценивания:

Базовый уровень: для получения оценки 3 необходимо указать не менее 3 верных ответов.

Повышенный уровень: за каждую правильную реакцию по 1 баллу+2  балла за ОВР /  всего 6 б/

2-3 б—3

4-5б—4

6б –5

                                                                                             Домашнее задание

                                                                                        Карточка для сдающих ОГЭ

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

 

 

Определите окислитель и восстановитель.

2. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

 

 

Определите окислитель и восстановитель

3. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

 

 

Определите окислитель и восстановитель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

25.10.16 Классная работа На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

Слайд 2

Ответ: 1243234113 5-6 правильных ответов – 3 7-8 правильных ответов – 4 9-10 правильных ответов – 5

Слайд 3

Что делать если разбили градусник ?

Слайд 4

25.10.16 Классная работа Химические свойства металлов

Слайд 5

Металлы-хорошие восстановители. Ме 0 - n е = Ме +n Металлы могут вступать в реакции с: 1. Неметаллы: кислород , галогены , сера, водород и др. 2 Вода 3. Кислоты 4. Соли

Слайд 7

Между какими парами веществ возможны химические реакции ? 1. Cu и S 2. Zn и HCl 3. Ag и HCl 4. Cu и ZnSO 4 5. Fe и CuCl 2

Слайд 8

Домашнее задание П.8 упр.5,7



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии в 8 классе на  тему

« Окислительно- восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций»                                Выполнила: учитель химии Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Тема урока

Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

Цели занятия:

Обучающие:                                                                                                                                                                1.Сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.                                                                                                                                                                      2.Дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;                                                                                                            3.Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Развивающие:  Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций

Воспитательные:способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные:                                                                                                                                                                    Иметь представление: о степени окисления и её классификации; об окислительно-восстановительных реакциях;                                                                                                                                                                                  Знать: процессы окисления и восстановления, проходящих в ходе химических превращений;                                Уметь: устанавливать окислительные и восстановительные свойства веществ, участвующих в химических реакциях, определять коэффициенты, необходимые для уравнивания уравнений окислительно – восстановительных реакций                                                                                                                                       Личностные:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Метапредметные:                                                                                                                                        регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;                                            коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;                                                                                                                                              познавательные: умение определять понятия, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Основные понятия:

Степень окисления, процессы окисления и восстановления, важнейшие окислители и восстановители, окислительно – восстановительные реакции (ОВР).

Методы и методические приемы

Проблемное обучение, фронтальная и индивидуальная форма работы.

                                                                                                         Ход урока 

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент .Этап мотивации у учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу. Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность, староста сдает рапорт о присутствии на уроке.Дети настраиваются на работу

2

Актуализация и пробное учебное действие

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, настроить учащихся на восприятие нового материла

Провести повторение по теме «Типы химических реакций»

Зачитывает слова Н.Н.Семенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии», задает вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»

-Как определить ,что прошла химическая реакция?

- Химические превращения многочисленны и разнообразны. Как необходимо поступить чтобы облегчить их изучение?

-Какие типы реакций вам известны?

-Демонстрирует слайд с типами реакций

-Предлагаю вам поработать с карточками и определить тип химической реакции.

-Проверим ваши работы (обменяйтесь листами)

Отвечают на вопрос:

Химические реакции- это превращение одних веществ другие

-Называют признаки химической реакции ( изменение цвета, появление запаха, выпадение и растворение осадка, выделение или поглощение тепла и т.д.)

-говорят о необходимости классификации  химических реакций.

-Перечисляют известные им  типы реакций.

Определяют типы реакций                                                            

Работают в карточках

Взаимопроверка (выставляют отметку в рабочие листы)

3.

Этап выявления места и причины затруднения

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

-Знание типов химических реакций проверяются при прохождении ГИА в 9 классе в задании №6 (демонстрирует задания с РЕШУ ОГЭ)

Все ли задания вы смогли выполнить ?

-Какая же цель будет нашего урока?

Запишите тему урока в рабочие  листы

Определяют типы реакции , отвечают фронтально

Испытывают затруднение при выполнении задания №4

Предполагают что целью урока будет: сформировать понятие об О–В реакциях

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.                                                                                                                                                                      Дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;                                                                                                            Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Организует фронтальную беседу о степени окисления элементов и её возможных значениях.

1. Что такое степень окисления?

2.Какой она может быть?

3.Какие элементы имеют постоянную степень окисления?

4.Какой заряд имеет молекула? Почему?

Я вам напомню, как определяются с.о.в молекулах .Приводит пример вычисления с.о. в серной кислоте

Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединение

Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью. 
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Как называются реакции , идущие с изменением с.о.? Вы получите ответ , если прочитаете определение на стр.262

Запишем уравнение ОВР
Hg0 – 2e – Hg+2 окисление, восстановитель
S0 + 2e –S-2 восстановление, окислитель

В ОВР число отдаваемых электронов восстановителем, равно числу принимаемых электронов окислителем, т.е.соблюдается электронный баланс. Метод электронного баланса применяют для записей электронных уравнений процессов окисления и восстановления

В ходе фронтальной работы отвечают на вопросы преподавателя:

1.С.о. называют условный заряд атома элемента, который вычисляется, исходя из предположения, что все связи в молекуле ионные.

2.С.о. м.б.положительной, отрицательной, дробной или равной нулю.

3.Щелочные и щелочноземельные металлы имеют с.о.+1 и +2, фтор -1.

4.Молекула электронейтральна. Электронейтральность молекулы предполагает равенство 0 суммы степеней окисления атомов элементов с учетом состава молекулы.


Слушают, записывают в тетрадь

Работают в рабочих листах

Изменились у ртути и у серы.

Работают с учебником, один из учеников зачитывает определение

Работают в листах

Записывают в листы определение окислителя и восстановителя

ФИЗМИНУТКА

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием  во внешней речи

Научить определять окислительно-восстановительные реакции.

Вернемся к заданию №4 РЕШУ ОГЭ .Определим степени окисления в молекулах  и определим какая из реакция является ОВР

1) 

2) 

3)                                                                                                    

 4) Запишем электронный баланс для первой реакции

Работаю  в тетрадях и у доски.ОВР является реакция №1

6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения материала

Предлагает уравнять ОВ реакцию методом электронного баланса: .

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0-2e = Zn+2  1   в-ль, ок-ие

2H++2e = H20  1  ок-ль, в-ие

Работают индивидуально, осуществляют взаимопроверку по слайду

7.

Этап включения в систему знаний и повторение

Скорректировать и закрепить знания об ОВР

5K2S+4O3 + 2KMn+7O4 + 3H2SO4 ® 6K2S+6O4 + 2Mn+2SO4 + 3H2O

 

             электронный баланс

Mn+7 + 5ē ® Mn+2

2

S+4 – 2ē ® S+6

5

Работают с учителем

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализирует проделанную работу обучающихся, оценивает её.

Выслушивают преподавателя.

9

Домашнее задание

п.44 упр.1,7 п

По желанию и для детей планирующих сдать химию при прохождении ГИА , задание в рабочем листе

Записывают д.з. в дневник



Предварительный просмотр:

Урок химии на тему "Гормоны". 10-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: лекция, с практическими задачами

УМК Габриелян О.С. И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев химия 10 класс (углубленный уровень)

Цель: сформировать представление о гормонах, их классификация и функции.

Образовательные задачи:

1. Актуализировать и обобщить знания о гормонах.

2. Познакомить с их классификацией и обозначением. Определить роль гормонов в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины..

Развивающие задачи:

1Формирование умения выделять причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и поддержание здорового образа жизни

Методы обучения: словесные (лекция с элементами беседы), словесно-наглядно-практический.

Ход урока

  1. Организационный момент

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Главная особенность гормонов – способность производить мощное воздействие в ничтожно малых концентрациях. Общий вес желез внутренней секреции не превышает 100 г, а количество выделяемых ими гормонов измеряется десятитысячными долями миллиграмма, но эффект они оказывают колоссальный! Поскольку гормональная продукция напрямую зависит от состояния нервной системы, которая у нас с вами страдает от последствий психологического и социального стресса, во всем мире наблюдается рост эндокринных заболеваний. Заработать гормональный сбой – это не палец порезать! В какой бы железе не появились неполадки, из-за вызванных ими нарушений обмена веществ страдает весь организм. Проблемы возникают не только с самочувствием, но и с внешним видом. Поэтому мы сегодня говорим о гормонах!

а) Рассказ о биологическом значении гомонов. На столах <Рисунок1>.

Рис. 1

б) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

в) Что такое гормоны, история их открытия.

г) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

д) Действие гормонов в организме, на что влияют.

е) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

ж) Номенклатура и классификация.

з) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

к) Основные гормоны человека.

л) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

м) Избыток и недостаток гормонов.

н) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

о) Заболевания, связанные с гормонами.

п) Вопросы к выступающему (оцениваются вопросы и их количество “учителями” Приложение 2).

4. А теперь проверим как вы усвоили материал, предлагаем вам ситуативные задачи, можете пользоваться сотовыми телефонами, время на решение 4 мин. (Приложение 4, Приложение 5)

Задача №1 [2]

И.С. Тургенев “Живые мощи” “Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая: ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.

1. Признаки какого заболевания описаны в этом произведении?

2. С каким гормоном связано это заболевание?

3. Какими причинами вызвана эта болезнь?

4. Как часто встречается это заболевание?

Задача №2 [3]

Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

1. Назовите данную болезнь?

2. Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

3. Как возникает это заболевание?

4. Кто подвержен этому заболеванию?

Задача №3

Пациент 17 лет жалуется, что в определенное время, например, перед экзаменом у него дрожат руки, диарея, зуд на теле, тахикардия, он не может понять, что это и что ему делать?

1. Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

2. В какой эндокринной железе он вырабатывается?

3. Почему его называют гормоном активных действий?

4. Как избавиться от избыточности данного гормона?

Итог урока: рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Уравняйте схемы реакций, определите их тип Вариант 1 1 ) HNO 3 + CaO → Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O 2) Ba + O 2 → BaO 3.) BaO + H 2 SO4 → BaSO 4 + H 2 O 4) Fe + С uCl 2 → FeCl 2 + С u Вариант 2 1) C + O 2 → CO 2 Mg(OH) 2 → MgO+ H 2 O Ca + HCl → CaCl 2 + H 2 4) KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + H 2 O

Слайд 3

Проверим! Вариант 1 1) 2 HNO 3 + CaO → Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O обмен 2) 2 Ba + O 2 → 2 BaO соединение 3) BaO + H 2 SO4 → BaSO 4 + H 2 O обмен 4) Fe + С uCl 2 → FeCl 2 + С u замещение Вариант 2 1) C + O 2 → CO 2 соединение Mg(OH) 2 → MgO+ H 2 O разложение Ca + 2 HCl → CaCl 2 + H 2 замещение 4) 2 KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2 H 2 O обмен

Слайд 4

Критерии оценивания: 6 б- отметка «5» 5-отметка «4» 4-3б –отметка «3»

Слайд 5

7.05.18. Классная работа Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций



Предварительный просмотр:

                               Конспект урока химии 11 класс

Составила : учитель химии Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Тема урока: Анализ итогового тестирования Подготовка к ГИА  по теме « Ионные уравнения»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: провести анализ контрольной работы и закрепить умения по составлению ионных уравнений

Задачи:

Образовательная:

1) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

2)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая : Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

                                    Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Виды деятельнос-

ти

1.Орг. мо-

мент.Создание мотивации-онного настроя

2.Анализ контрольной работы

3. Подготовка к ГИА  по теме « Ионные уравнения»

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание

Учитель приветствует обучающихся, выясняет , кто отсутствует. Создает благоприятный настрой на урок.

Откройте тетради для контрольных работ, запишите дата, работа над ошибками. По результатам контрольной работы , вы  не справились с номерами 19 и 20

Разберем решение  данных заданий:

Вариант 1

№19 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить данные превращения:

             KMnO4        KOH, t0   НCI     KOНхол.   HI

         HCI→ CI2 →X1 → X2 →X3→ X4

1)16НCl + 2KMnO4 = 5Cl2 + 2MnCl2 + 2KCl + 8H2O
2Cl(-) -2e = Cl2
Mn(+7) + 5e = Mn(+2)

2)3Cl2 + 6KOH = KClO3 + 5KCl + 3H2O

3) KClO3+6HCl=3Cl2+KCl+3H2O
Cl+5+6e=Cl-   1 окислитель
2Cl--2e=Cl0 2 3 восстановитель

4) 2KOH+Cl2 = KCl+KClO+H2O

5) KCLO + 2HI = KCL + I2 + H2O

Вариант 2

19

    H2O    KOH,сплав  . H2O   KOНр-р.     HCI

AI→ X1→ X2 → X1 →X3 → AIСl3

1)2Al+6H2O =2 Al(OH)3 + 3H2

2)Al(OH)3+KOH–>KAlO2+2H2O

3)KAlO2+2H2O=Al(OH)3+KOH

4) Al(OH)3+KOH–>K[Al(OH)4]

5) K[Al(OH)4] + 4HCl → AlCl3 + KCl + 4H2O

20Рассчитайте, какой объем 10%-ного раствора хлороводорода плотностью 1,05г/мл пойдет на полную нейтрализацию гидроксида кальция, образовавшегося при гидролизе карбида кальция, если выделившийся при гидролизе газ занял объем 8,96л (н.у.)

Составим уравнения реакций:

 

 

Рассчитаем количество вещества ацетилена и щелочи:

 

 

Рассчитаем количество вещества хлороводорода и его массу:

 

 

Определим массу и объем раствора кислоты:

 

20.Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7%-ного раствора гидроксида калия с 9,0г хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

KOH + NH4Cl → NH+ KCl + H2O
n( NH4Cl) = 9/ 53,5 = 0,17 моль
m(KOH) = 0,07*160 = 11,2 г
n(KOH) = 11,2 / 56 = 0,2  моль (В избытке, т.к. 0,2  0,17 )
Дальнейшие расчеты ведем по недостатку.
n (NH4Cl) = n (NH3)= 0,17 моль
m(NH3)= n*M = 0,17*17 = 2,89 г
w = m (в-ва)*100 % / m р-ра
m(р-ра) = m(H2O) + m(NH3)= 75 + 2,89 = 77,89 г
w = 2,89/ 77,89 = 0,0371= 3,7%
Ответ: 3,7 %

ФИЗМИНУТКА

Выполнение задания №31 ЕГЭ

1.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: хлороводород, нитрат серебра (I), перманганат калия, вода, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

образуются растворимые вещества, а также не реагирует с азотной кислотой, так как кислота с

 

2.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: серная кислота, сероводород, карбонат натрия, вода, марганцовая кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

 

3.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, бромоводород, гидрокарбонат калия, сульфат натрия, нитрат калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

4.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: иодид калия, гидроксид калия, серная кислота, азот, сульфат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

5.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: сероводород, диоксид углерода, марганцовая кислота, карбонат кальция, вода. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

6.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: оксид фосфора (III), ортофосфорная кислота, монооксид углерода, азотная кислота, гидроксид лития. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции

Учитель подводит итоги урока, выставление отметок

Сборник ЕГЭ:

варианты 17-23

№31,  №34

Настраиваются на продуктив-ную работу

Записывают дату и тему

Дети работают у доски и в тетрадях

Работают с карточками



Предварительный просмотр:

                                               Карта с заданиями 11 класс

                                                                ХИМИЯ

1.Работа над ошибками

В-1

19          KMnO4        KOH, t0   НCI     KOНхол.   HI

         HCI→ CI2 →X1 → X2 →X3→ X4

В-2

19

    H2O    KOH,сплав  . H2O   KOНр-р.     HCI

AI→ X1→ X2 → X1 →X3 → AIСl3

В-1

20Рассчитайте, какой объем 10%-ного раствора хлороводорода плотностью 1,05г/мл пойдет на полную нейтрализацию гидроксида кальция, образовавшегося при гидролизе карбида кальция, если выделившийся при гидролизе газ занял объем 8,96л (н.у.)

В-1

20.Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7%-ного раствора гидроксида калия с 9,0г хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

2.Подготовка к ГИА « Ионные уравнения»

1.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: хлороводород, нитрат серебра (I), перманганат калия, вода, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

образуются растворимые вещества, а также не реагирует с азотной кислотой, так как кислота с

 

2.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: серная кислота, сероводород, карбонат натрия, вода, марганцовая кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

 

3.Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, бромоводород, гидрокарбонат калия, сульфат натрия, нитрат калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

4.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: иодид калия, гидроксид калия, серная кислота, азот, сульфат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

5.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: сероводород, диоксид углерода, марганцовая кислота, карбонат кальция, вода. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

6.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: оксид фосфора (III), ортофосфорная кислота, монооксид углерода, азотная кислота, гидроксид лития. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

3.Домашнее задание

Сборник ЕГЭ:

варианты 17-23

№31,  №34



Предварительный просмотр:

                                                           Тема: «Гормоны»

УЭ -0.

Цель: Сформировать понятие о гормонах. Ознакомить учащихся с классификацией гормонов и отдельными представителями.

УЭ -1.

Задание 1. Изучите текст учебника . и ответьте на вопрос ы:

1.Что такое гормоны?

2. Чем вырабатываются гормоны?

3. Какую роль выполняют гормоны в живых организмах?

В тексте найдите определение гормонов и запишите в тетрадь.

УЭ –2.

Цель: Ознакомить учащихся с классификацией гормонов.

Задание 1. Изучите текст учебника

Характерные свойства гормонов

Задание 2. В тексте учебника найдите определение гомеостаза . Запишите в тетрадь.

Гомеостаз- это

Задание 3. Изучите текст учебника закончите схему:

Гормоны по химическому строению

                                                           Тема: «Гормоны»

УЭ -0.

Цель: Сформировать понятие о гормонах. Ознакомить учащихся с классификацией гормонов и отдельными представителями.

УЭ -1.

Задание 1. Изучите текст учебника . и ответьте на вопрос ы:

1.Что такое гормоны?

2. Чем вырабатываются гормоны?

3. Какую роль выполняют гормоны в живых организмах?

В тексте найдите определение гормонов и запишите в тетрадь.

УЭ –2.

Цель: Ознакомить учащихся с классификацией гормонов.

Задание 1. Изучите текст учебника

Характерные свойства гормонов

Задание 2. В тексте учебника найдите определение гомеостаза . Запишите в тетрадь.

Гомеостаз- это

Задание 3. Изучите текст учебника закончите схему:

Гормоны по химическому строению



Предварительный просмотр:

                                                                           Занятие в условиях  удалённого режима обучения

( урок проводится в  Skype  с использованием графического планшета и онлайн-доски sBoard, демонстрация презентации )

Урок по химии 9 класс «Химические свойства металлов»

 Учебник : О.С.Габриелян Химия 9 класс. М.: Дрофа , 2019 г.

                                                                    Учитель : Татаринова-Гордяйкина Н.С

Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
  2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
  3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат

Предметные умения

Формирование представления о металлах как восстановителях. Использование электрохимического ряда напряжений металлов для характеристики конкретных свойств металлов .Наблюдать химические явления и записывать уравнения химических реакций ,характеризующих свойства металлов.

 Личностные УУД:

Актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из  межпредметных знаний,умения обосновать для чего нужно знать химические свойства металлов  в жизни.

Регулятивные УУД:

Планирование химического эксперимента,составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов  опытов. Сравнение результатов  с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в парах, умения договориться, учет  личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента

                                                                                                 Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1 мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Самоконтроль готовности к уроку.

Актуализация  опорных знаний и умений (Повторение пройденного)

7 мин

1.Устный опрос:

-Положение металлов в ПС?

-Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

-Сплавы.

2.Решение задачи на доске / условие на слайде /

На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

3.Тестовое задание / ссылка на тест в чате /

Критерии:

 5-6 правильных ответов – 3

7-8 правильных ответов – 4

9-10 правильных ответов – 5

Учитель выставляет отметки за д/з

Дают устный ответ

Решение задачи с использованием онлайн-доски sBoard

Выполнение теста по ссылке Google Формах

Ссылка для прохождения теста размещается в чате Skype , доступна для всех обучающихся

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc2YLkuDRJkLgelv-t_l6DEF2Fci0NJa67M3zRi1-IzMYJxfQ/viewform?usp=sf_link

Постановка учебной проблемы

2 мин

Ребята, давайте вспомним какой металл в обычных условия  находится в жидком агрегатном состоянии? / ртуть/

Где мы можем ее встретить в домашних условиях? /градусник/

Что делать , если градусник разбил и ртуть растеклась по полу?  /Аккуратно скатать листом бумаги все шарики и поместить в пакет/

Почему  необходимо убрать ртуть?  /Может привести к отравлению/

Собрать ртуть недостаточно, необходимо ее остатки обработать химическим раствором.        Можем ли  мы сейчас ответить на  вопрос каким раствором ? Почему? /не знаем с кем взаимодействует ртуть, т.е химические свойства/

Выслушав учащихся учитель еще раз уточняет названную  тему урока « Химические свойства металлов» и говорит о том, что одновременно необходимо вспомнить ранее изученный материал, касающейся химических реакций ( типы химических реакций, составление ОВР)

В конце урока мы вернемся к проблемному вопросу и с помощью полученных знании на уроке  найдем способ , которым  можно обезвредить ртуть.  

Отвечают на вопросы

Учащиеся делают заключение ,что речь пойдет о реакциях

В которые будут вступать металлы ,или о химических свойствах металлов

Записывают число и тему урока.

Открытие нового знания

20 мин

Мы вспомнили, положение металлов в ПС и пришли к выводу , что все металлы являются восстановителями

                     Ме0- n е = Ме+n

Для того чтобы прошла реакция записанная на доске  ,необходимо наличие окислителя.

По реэультатам обсуждения составляется список веществ,которые могут вступать в реакции с металлами

1. Неметаллы: кислород,галогены,сера,водород и др.

2  Вода

3. Кислоты

4. Соли

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс. Изучение материала сопровождается демонстрационными опытами.

1. Взаимодействуют с неметаллами.

Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

Опыт!

1.Взаимодействия натрия с водой.

2.Взаимодействие меди с водой.

Из опытов видно, что металлы реагируют с водой неоднозначно.

а) Щелочные металлы и щелочноземельные Ca и Ba c водой образуют гидроксиды соответствующих металлов и водород!

        

б) Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Pb с водой реагируют при нагревании с образованием оксидов металлов и водорода.

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

в) Cu, Ag, Au, Нg, с водой не реагируют

3. Взаимодействие с кислотами

Просматриваются д/о взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Взаимодействие металлов с кислотами  протекает с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения  /распечатать на стол/

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять

до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

  1. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Учащиеся рассуждают и вспоминают вещества, которые могут служить в качестве окислителей при взаимодействии с

металлами.

Учащиеся вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивая их с помощью электронного баланса.

Просмотр видеопыта

Просмотр видеопыта

Записывают ОВР, 2 ученика работают с онлайн- доской

Просмотр видеопыта

Записывают ОВР, 2 ученика работают онлайн- доской

Просмотр видеопыта

Выполнение заданий с использованием онлайн-доски sBoard

Видеоопыт «Горение магния в кислороде»

https://youtu.be/KpM1g0H06hk

Видеоопыт «Взаимодействие натрия с водой»

https://youtu.be/b6L9fbf7sLA

Выполнение заданий с использованием онлайн-доски sBoard

Видеоопыт «Взаимодействие алюминия с соляной кислотой»

https://youtu.be/7pL_3jx3W7Q

Выполнение заданий с использованием онлайн-доски sBoard

Видеоопыт «Взаимодействие железа с сульфатом меди»

https://youtu.be/Xm5RB0qljQo

Первичная проверка понимания

5 мин

В четырех колонках приведены формулы попарно взятых веществ. Сопоставьте вещества и определите между какими парами веществ возможны химические реакции

 1.  медь и сера

 2.  цинк и соляная кислота  

 3. серебро и соляная кислота

 4.  медь и сульфат цинка

5.  железо и хлорид меди

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения  осуществимых реакций.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение теста по ссылке Google Формах

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdzP6lHykREsgiujRms0nH7AZWNk6ALzymLEWU1SLN7OWNGfA/viewform?usp=sf_link

Рефлексия учебной деятельности

2 мин

- Как вы можете использовать  полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни?

- Как бы вы оценили свою работу?

Выставление оценок.

Работа с  Дневник.ру

Д/З: П. 8 , теория, пройти тест по ссылке указанной в Дневник .ру

Для сдающих ОГЭ по химии задание

сайте  РЕШУ ОГЭ   № 2170112

Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

.

Работа с  Дневник.ру

Получают задание на сайте  РЕШУ ОГЭ   № 2170112

https://edu.skysmart.ru/student/ligidatore

ТЕСТ . Сплавы

1. Сплав меди и олова 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

2. Сплав железа с углеродом 1) бронза 2) чугун 3) латунь 4) дюралюминий

З. Сплав алюминия, марганца и меди 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

4. Укажите верное суждение:

А) компонентами сплавов могут быть металлы;

Б) компонентами сплавов могут быть неметаллы и соединения.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Неоднородным сплавом является 1) бронза 2) чугун 3) сталь 4) дюралюминий

6. Содержание углерода в чугуне 1) 1 - 1,5% 2) 1 - 3% 3) 2 - 4,5% 4) 3 – 6%

7. К черным сплавам относится 1) латунь 2) мельхиор 3) дюралюминий 4) сталь

8. К цветным сплавам относится 1) латунь 2) легированная сталь 3) чугун 4) углеродистая сталь

9. Сплав, содержащий медь и 10 - 50% цинка  1) латунь 2) бронза 3) мельхиор 4) дюралюминий

10.Сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля  1) латунь 2) бронза 3) мельхиор 4) дюралюминий

Ответ : 1243234113

                                                         

Тест - контроль по теме “Химические свойства металлов”

                                                                             Вариант 1

Вопрос

Варианты ответов

Базовый уровень

1.

Металлические свойства натрия слабее, чем у

А) магния и калия,

Б) калия и рубидия,

В) лития и магния

2.

Неактивные металлы с водой…

А) реагируют при нагревании;

Б) не реагируют;

В) реагируют при нормальных условиях

3.

С хлороводородной кислотой взаимодействуют

А) литий, кальций, железо;

Б) серебро, магний, медь;

В) цинк, ртуть, никель.

4.

В химических реакциях Fe0  выполняет роль

А) окислителя;

Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

5.

 С раствором Fe(NO3)2  будет реагировать

А) Ag Б) Al

В) Cu

Повышенный уровень

Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия Аl с веществами: сера, кислород,  гидроксид натрия, серная кислота, магний, сульфат  меди 2, оксид кальция. Одно из уравнений запишите в виде ОВР.

                                              Тест - контроль по теме “Химические свойства металлов”

                                                                                                         Вариант 2

Вопрос

Варианты ответов

Базовый уровень

1.

Восстановительные свойства алюминия слабее, чем у

А) кремния и бора,

Б) галлия и кремния;

В) магния и натрия.

2.

С соляной кислотой не реагируют

А) Cu, Ag, Hg, Pb;

Б) Ca, Вe, Na, Li;

В) Ca, Na, Li, Ba..

3.

Активно реагируют с водой

А) золото, ртуть, платина

Б) железо, цинк, медь;

В) литий, кальций, натрий

4.

Железо не взаимодействует с…

А) соляной кислотой;

Б) кислородом воздуха;

В) оксидом калия.

5.

В химических реакциях металлы Ме0 выполняют роль

А) восстановителей;

Б) окислителей;

В) окислителей и восстановителей.

                                                                                                    Повышенный уровень

Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия Ca с веществами: сера, хлор, кислород, калий гидроксид, вода, оксид натрия, алюминий. Одно из уравнений запишите в виде ОВР.

                                                              Критерии оценивания:

Базовый уровень: для получения оценки 3 необходимо указать не менее 3 верных ответов.

Повышенный уровень: за каждую правильную реакцию по 1 баллу+2  балла за ОВР /  всего 6 б/

2-3 б—3

4-5б—4

6б –5

                                                                                             Домашнее задание

                                                                                        Карточка для сдающих ОГЭ

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

 

 

Определите окислитель и восстановитель.

2. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

 

 

Определите окислитель и восстановитель

3. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

 

 

Определите окислитель и восстановитель