Практическая работа по химии
Карточки к практическим работам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4 Признаки химических реакций Вариант 2 Цель работы: пронаблюдать и изучить признаки химических реакций в ходе проведения опытов. Оборудование: штатив с пробирками, H2SO4, HCl, мел (CaCO3), BaCl2, КОН, фенолфталеин Ход работы: 1.Инструктаж по ТБ 2.Выполнение практической части Опыт 1. Взаимодействие мела с кислотой Поместите в пробирку небольшой кусочек мела и прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции Опыт 2. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария Прилейте в пробирку 1 мл хлорида бария и добавьте несколько капель серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции Опыт 3.Взаимодействие гидроксида калия с соляной кислотой В пробирку прилейте 1-2 мл гидроксида калия и добавьте несколько капель фенолфталеина Прилейте 1 -2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции .Определите тип реакции 3.Оформление результатов
Вывод: |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества».
Цель: научиться раствор с заданной массовой долей растворённого вещества путём растворения рассчитанной массы твёрдого вещества в определенном объёме воды
Оборудование: мерный цилиндр, стакан, весы, сода, NaCl, вода
Ход работы:
1.Инструктаж по ТБ
2.Теоретическая часть
1 вариант.
№ 1. Для полоскания горла используется 2 % раствор соды. Вычислите массу соды и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 20 г такого раствора. Приготовьте раствор.
№ 2. Для засолки огурцов применяется 10 % раствор поваренной соли. Вычислите массу соли и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 30 г такого раствора. Приготовьте раствор.
Дополнительное задание. Решите задачу.
Уксусная эссенция (70 % раствор уксусной кислоты) обычно продаётся в бутылочках по 200 г. Вычислите объём воды, который нужно добавить к эссенции, чтобы получить столовый уксус с содержанием кислоты 9 %?
3.Практическая часть
Приготовьте растворы, работу оформите в виде таблицы
№ | Что делали? | Масса вещества | Масса воды | Масса раствора | Массовая доля растворенного вещества |
Вывод:
Приведите в порядок рабочее место!
Практическая работа
«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества».
Цель: научиться раствор с заданной массовой долей растворённого вещества путём растворения рассчитанной массы твёрдого вещества в определенном объёме воды
Оборудование: мерный цилиндр, стакан, весы ,KMnO4 , СuSO4 , вода
Ход работы:
1.Инструктаж по ТБ
2.Теоретическая часть
2 вариант.
№ 1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют (протравливают) 1% раствором перманганат калия. Вычислите массу перманганата калия и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 20 г такого раствора. Приготовьте раствор.
№ 2. Для удаления с побелки ржавых пятен используют 2 % раствор сульфата меди. Вычислите массу сульфата меди и объём воды, которые необходимо взять для приготовления 30 г такого раствора. Приготовьте раствор.
Дополнительное задание. Решите задачу.
120 г 10% раствора соли упарили до 80 г. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
3.Практическая часть
Приготовьте растворы, работу оформите в виде таблицы
№ | Что делали? | Масса вещества | Масса воды | Масса раствора | Массовая доля растворенного вещества |
Вывод:
Приведите в порядок рабочее место!
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Вариант 1
Цель: практически доказать химические свойства кислот, закрепить навыки проведения эксперимента
Оборудование: фенолфталенин, метиловый оранжевый, Zn, HCl, CuO, AgNO3 , NaOH , спиртовка ,держатель, пробирки
Инструктаж по ТБ
Ход работы:
Задание: Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты
Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
Оформление результатов
Название опыта | Что делали? | Наблюдение | Уравнения реакций | Вывод |
1.Изменение цвета индикатора. | ||||
2.Взаимодействие с металлами. | ||||
3. Взаимодействие с оксидами металлов. | ||||
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов. | ||||
5. Взаимодействие с солями. |
Вывод:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Вариант 2
Цель: практически доказать химические свойства кислот, закрепить навыки проведения эксперимента
Оборудование: фенолфталенин, метиловый оранжевый, Zn., H2SO4 , CuO, BaCl2, NaOH , спиртовка ,держатель, пробирки
Инструктаж по ТБ
Ход работы:
Задание: Осуществить реакции, характерные для раствора серной кислоты
Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
Оформление результатов
Название опыта | Что делали? | Наблюдение | Уравнения реакций | Вывод |
1.Изменение цвета индикатора. | ||||
2.Взаимодействие с металлами. | ||||
3. Взаимодействие с оксидами металлов. | ||||
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов. | ||||
5. Взаимодействие с солями. |
Вывод:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
«Правила Т.Б. Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Цель урока: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.
Оборудование:
- инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;
- образцы химической посуды, лабораторный штатив.
План урока.
- Организационный момент.
- Ознакомление с правилами техники безопасности.
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
- Химическая посуда.
- Лабораторный штатив.
- Выполнение практической работы, оформление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы проводим урок-практикум. Этот первый урок знакомство поможет вам в дальнейшем при выполнении других практических занятий.
2. Ознакомление с правилами техники безопасности.
Учитель представляем общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:
- Пробирки.
- Плоскодонные колбы.
- Круглодонные колбы.
- Химические стаканы.
- Воронки.
- Длительные воронки.
- Фарфоровые чашечки.
- Мерные цилиндры.
- Щипцы.
Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.
4. Выполнение практической работы, оформление.
Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.
Практическая работа №1
Правила техники безопасности.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием
ИНСТРУКЦИЯ.
Порядок выполнения работы.
- Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.
- Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
- Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
- Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
- Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.
- Письменно ответьте на вопросы:
- Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?
- Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?
- Как переливают жидкость из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом?
- Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания?
7. Сделайте вывод по итогам работы.
Приложение 2 Шаблон работы
ДАТА
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Цель работы:
- Изучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
- Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование:
- Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив
Оформление работы
Задание 1. Образцы химической посуды
Назначение: Назначение: Назначение:
Задание 2. Лабораторный штатив.
Основные детали:
1) __________________;
2) __________________;
3) __________________;
4) __________________;
5) __________________.
Задание 3. Ответы на вопросы.
1. ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите рабочее место в порядок.
Приложение 3 Правила оформление работы
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Цель работы:
- Изучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
- Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование:
- Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив
Оформление работы
Задание 1. Образцы химической посуды
Назначение
Проведение опытов, смешивание малого количества вещества
Назначение
Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом
Назначение
Для измерения объема жидкости
Задание 2. Лабораторный штатив.
1) стержень;
2) поставка;
3) муфта;
4) лапка;
5) кольцо.
Задание 3. Ответы на вопросы.
1. Твердые вещества из баночек необходимо
брать только сухой ложечкой или сухой пробиркой.
2. Перемешивание растворов в пробирке производят
быстрыми и энергичными движениями. Запрещено встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем.
3.С помощью воронки
4.Не более 1\3 объема чашки
Вывод:
Изучили основные правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Познакомились с различными образцами химической посуды и их назначением. Научились работать с лабораторным штативом.
Приведите рабочее место в порядок.
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.
Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка; карбоната натрия, сульфат меди , гидроксида натрия,
Инструктаж по ТБ
Ход работы
1. Выполните опыты
2. Оформите таблицу
Название опыта | Что делали? | Наблюдения | Вывод, уравнения реакции. |
1.Взаимодействие кислот с металлами | В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты. | ||
2.Взаимодействие кислот с солями | В пробирку добавили немного карбоната натрия, прилили 1-2 мл соляной кислоты | ||
4.Взаимодействие оснований с кислотами | В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида натрия , добавили фенолфталеин, а затем прилили 1-2 мл соляной кислоты. | ||
5.Разложение гидроксидов | В пробирку налили 1-2 мл раствора сульфата меди, затем прилили раствор гидроксида натрия, затем нагрели. |
3.Напишите вывод :
4. Приведите в порядок своё рабочее место.
Практическая работа
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.
Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка; карбоната натрия, сульфат меди , гидроксида натрия,
Инструктаж по ТБ
Ход работы
1. Выполните опыты
2. Оформите таблицу
Название опыта | Что делали? | Наблюдения | Вывод, уравнения реакции. |
1.Взаимодействие кислот с металлами | В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты. | ||
2.Взаимодействие кислот с солями | В пробирку добавили немного карбоната натрия, прилили 1-2 мл соляной кислоты | ||
4.Взаимодействие оснований с кислотами | В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида натрия , добавили фенолфталеин, а затем прилили 1-2 мл соляной кислоты. | ||
5.Разложение гидроксидов | В пробирку налили 1-2 мл раствора сульфата меди, затем прилили раствор гидроксида натрия, затем нагрели. |
3.Напишите вывод :
4. Приведите в порядок своё рабочее место.
Предварительный просмотр:
Тема: Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Цель: закрепить и применить теоретические знания в решении экспериментальных задач, оценить уровень овладения экспериментальными умениями.
Задачи:
-образовательные: научить учащихся применять знания по качественному анализу на распознавание веществ; закрепить умения по составлению уравнений реакций и знания правил поведения в химическом кабинете, при выполнении работы.
-развивающие: развивать умения учащихся выполнять конкретные задачи по неорганической химии; формировать умения у учащихся извлекать нужную информацию при слушании, умения повторять за учителем практические действия.
-воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность, четкость при выполнении эксперимента, организации рабочего места; воспитание навыков сотрудничества и коммуникабельности при работе в группе
Тип урока: практическая работа
Ход урока:
1.Организационный момент. Актуализация знаний ( 1-2 мин)
Сегодня на уроке мы должны применить теоретические знания и умения для решения практических задач. Знаний у вас достаточно, чтобы применять их для решения реальных задач повседневной жизни и доказать, что вы умеете ориентироваться в полученной информации, обращаться с химическими веществами.
Запишите дату, тему урока: Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ ( СЛАЙД 1)
-По каким признакам вы можете узнать , что прошла химическая реакция? ( выслушиваются ответы обучающихся) СЛАЙД 2
2.Подготовка к ОГЭ .Разбор задания №22 ( 22 мин)
Умение решать экспериментальные задачи проверяется при сдачи ГИА в форме ОГЭ по химии при выполнении задания 22. За правильное выполнение задания вы можете получить 5 баллов.
При проведении эксперимента необходимо наблюдать . СЛАЙД 3
Объяснение учителя. Задание представлено на слайде.
СЛАЙД 4
Задание 22 № 1 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы:
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат кальция. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение:
Составим два уравнения реакции:
1)
2)
Опишем признаки протекания реакций:
3) для первой реакции: выделение белого осадка;
4) для второй реакции: растворение осадка, выделение бесцветного газа.
Составим сокращённое ионное уравнение второй реакции:
5)
СЛАЙД 5
Задание 22 №2 Даны вещества: Cu, CuO, NaCl, AgNO3, HCl(р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Решение:
Составлены два уравнения реакции: 1) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O 2) CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Cu(NO3)2 Описаны признаки протекания реакций: 3) для первой реакции: растворение осадка; 4) для второй реакции: образование белого осадка. Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 5) Ag+ + Cl– = AgCl
СЛАЙД 6
Каждая группа получают карточку с заданием. По окончанию работы представитель каждой группы фиксируют результат на доске. Учитель напоминает правила работы в группе
Задание 1 группы:
Задание 22 № 713. Даны вещества: , .
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Решение:
Составлены два уравнения реакции:
1)
2)
Описаны признаки протекания реакций:
1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди; изменение окраски раствора с голубого до бледно-желтого.
2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка.
Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции:
Задание 2 группы:
Задание 22 № 1268. Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид меди (II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение.
Решение.
Составим два уравнения реакции:
1)
2)
Опишем признаки протекания реакций:
3) для первой реакции: выделение серого осадка металлического серебра, изменение цвета раствора;
4) для второй реакции: выпадение голубого осадка;
Составим сокращённое ионное уравнение второй реакции:
Задание для 3 группы :
Решение:
Задание для 4 группы:
2.Инструктаж по ТБ. ( 1 мин) СЛАЙД 7
3.Выполнение практической работы. ( 12 мин) СЛАЙД 8
Обучающиеся работают в группах. Результаты оформляют в карточках. Тетради сдаются на проверку. Учитель корректирует и направляет работу обучающихся
4.Подведение итогов урока. СЛАЙД 9
Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы. Выставление оценок. ( 2-3 мин)
5.Домашнее задание. ( 1 мин) СЛАЙД 10
1-2 задачи - «3»
3 задачи - « 4»
4-5 задач- «5»
Задание №01D211
Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы серной кислоты, гидроксида кальция, нитрата кальция, нитрата бария, металлическое железо.
Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор нитрата железа(II).
Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Задание №0902D4
Даны вещества: Fe, NaHCO3, HCl(р-р), FeSO4, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Задание №0B7D1E
Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Задание №0D4F81
Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, Cu, NaOH, раствор H2SO4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Задание №14D56E
Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.