9 класс
Задание к теме "Рост и развите ребёнка после рождения"
Задания:
1) Прочесть текст РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
НОВОРОЖДЁННОСТЬ. ГРУДНОЙ ПЕРИОД.
Новорождённым ребёнок считается первые 10—30 дней своей жизни, а затем его называют грудным, подчёркивая этим его зависимость от питания грудным молоком матери (рис. 95). Грудной возраст условно продолжается до года. За это время увеличивается рост и масса тела, объём мозга, в частности мозжечка. Ребёнок овладевает всё более сложными движениями. К трём месяцам он должен держать голову, а к шести — ползать и самостоятельно садиться. Обычно к годовалому возрасту ребёнок овладевает навыками ходьбы. Одновременно он начинает говорить.
ЯСЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
В раннем детстве (1—3 года) скорость роста ребёнка несколько замедляется, но зато активно формируется мышление и речь. К концу этого периода словарный запас может составлять 500—600 слов. Ребёнок стремится во всём подражать находящимся рядом с ним взрослым, он активно исследует окружающий мир. Он становится способным совершать тонкие движения, овладевает довольно сложными двигательными программами. Если период раннего детства протекает в плохих условиях (ребёнком мало занимаются, не обращают на него внимания), то это обязательно приводит к нарушениям его физического и психического развития.
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Этот период условно продолжается от 3 до 6 лет. В это время дети быстро развиваются, общаясь во время игр со своими сверстниками. Активно развивается мозг, совершенствуется абстрактное мышление и внутренняя речь. Многие дети овладевают чтением и зачатками письма.
ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Этот возрастной период (7—18 лет) характеризуется очень большими изменениями, ребёнок превращается во взрослого человека. В частности, в период 11— 15 лет происходит половое созревание, причём в настоящее время наблюдается значительное ускорение и физического, и полового развития — так называемая акселерация.
2) составить описание периодов развития в табличной форме
период развития | возраст | особенности развития |
Задание: Прочесть текст и ответить на вопросы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Важнейшим жизненным свойством, характерным для всех живых организмов, является размножение, или репродукция (от лат. productio — производство), — воспроизведение себе
подобных. Человек, как и все млекопитающие, является существом раздельнополым, и для него свойственно половое размножение — размножение при помощи половых клеток.
При половом размножении происходит слияние мужской и женской половых клеток, в результате чего новый организм получает от родителей характерную для него генетическую информацию.
Напомним, что все особенности, делающие нас именно людьми, передаются из поколения в поколение при помощи генов. Каждый ген представляет собой участок сложного химического соединения — дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Она является основой ядерных структур клеток — хромосом. Реализация заложенной в генах наследственной информации, приводящая к биосинтезу различных белков, и приводит, в свою очередь, к развитию нового организма с присущими ему признаками.
ПОЛ И ХРОМОСОМНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
В ядрах большинства клеток тела человека, т. е. в соматических клетках, насчитывается 46 хромосом —двойной набор хромосом (2n), из которых 23 он получает от матери и столько же от отца (рис. 87). Половые клетки, которые образуются в половых железах, содержат уменьшенный вдвое, т. е. одинарный, набор хромосом (n). Хромосомы в каждой из 22 пар, получаемых от родителей, одинаковы по своему внешнему виду, а одна пара различается у мужчин и женщин. Эти хромосомы называются половыми. У женщин в каждой клетке содержатся одинаковые половые хромосомы. Их называют Х-хромосомами. У мужчин одна половая хромосома такая же, как и у женщин (Х), а другая имеет иную форму и размеры и называется Y-хромосомой.
НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ У ЧЕЛОВЕКА.
И в хромосомах, доставшихся ребёнку от матери, и в хромосомах, доставшихся от отца, есть пары генов, определяющие любой признак человека, например гены, кодирующие цвет глаз. При этом если ребёнку достался от мамы ген кареглазости, а от папы — голубоглазости, то глаза у ребёнка будут скорее всего карими, так как ген карих глаз является доминирующим. Кроме того, от генов, полученных человеком от родителей, во многом зависит не только его внешний облик, но и физические и умственные возможности, характер, предрасположенность или, напротив, устойчивость к тем или иным болезням, естественная продолжительность жизни и многое другое. То, что каждый признак закодирован двумя родительскими генами, очень важно. Ведь в случае повреждения генов одного родителя (например, в результате радиационного облучения или других негативных факторов окружающей среды) признаки, полученные ребёнком, могут нормально развиваться за счёт здоровых генов другого родителя. В случае когда дефектными являются оба гена, полученные от родителей, возникают различные генетические отклонения. Они часто приводят к развитию заболеваний, которые могут закончиться гибелью нового организма. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
К настоящему времени известно более 2 тыс. наследственных болезней человека, однако достаточно полно изучено не более 500 из них. Причиной таких заболеваний могут быть различные нарушения генетического аппарата человека. Часть из них может быть связана с нарушениями в структуре хромосом (альбинизм, дальтонизм, полидактилия, гемофилия и др.), а часть с изменением их числа в соматических клетках (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера и др.). Современные микроскопы позволяют хорошо видеть хромосомы в ядрах клеток. Если число хромосом в клетках человека больше или меньше 46 или хромосомы имеют ненормальную форму, то вероятность рождения ребёнка с генетическими заболеваниями очень высока. Кроме того, на проявление любого признака сильное влияние оказывает воздействие внешней среды. Это связано с тем, что обычно наследуется не сам признак, а способность проявить его в определенных условиях. В ряде случаев формирование тех или иных признаков является симптомами развития какого-либо наследственного заболевания, к которому у человека имеется генетическая предрасположенность. Среди нихнекоторые болезни сердца, гипертония (повышенное давление крови), ревматизм, диабет, шизофрения и многие другие. Однако здоровый образ жизни позволяет предотвратить развитие таких заболеваний у многих носителей вредоносных генов. РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ. Для того чтобы снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний, в развитых странах существует медико-генетическое консультирование. Одним из его методов является составление родословной (рис. 88). В процессе составления родословного древа осуществляется сбор информации о заболеваниях, которыми страдали представители нескольких поколений данного семейства. Именно при помощи этого метода было определено, как наследуется гемофилия в королевских семьях Европы.
Вопросы к теме "Особенности репродукции человека и наследование признаков"
1. Чем половые клетки человека отличаются от соматических клеток?
2. Что получает ребёнок от своих родителей в результате слияния их половых клеток?
3. Какое биологическое значение имеет то, что каждый формирующийся у но вого организма признак кодируется не одним геном, а парой, полученной от обоих родителей?
4. Какие генетические отклонения могут привести к проявлению генетических заболеваний человека?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Исследование.
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Цель работы: опытным путём определить тип кожи и получить практический опыт ухода за кожей лица.
Оборудование и методы: мыло, бумажная косметическая салфетка (бумажноый платок)
1. Умойтесь с мылом и через 3—4 ч плотно промокните лицо бумажной кос- метической салфеткой. По числу и интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков можно сделать вывод о типе кожи.
Нормальная кожа — на салфетке остаются незначительные жировые отпечатки (в области носа и лба).
Сухая кожа — на салфетке не остаётся жировых отпечатков.
Жирная кожа — на салфетке заметны интенсивные жировые отпечатки в области носа, щёк, лба и менее интенсивные в других областях лица.
Комбинированная кожа — умеренные жировые отпечатки располагают- ся в Т-зоне лица (лоб, нос, подбородок).
2. Сделайте вывод о жирности своей кожи на разных участках кожи лица.
3. Обсудите полученные результаты с родителями.
4. Опишите возможные меры по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
5. Разработайте рекомендации по уходу за кожей своего лица и волосами в соответствии с общими гигиеническими рекомендациями.
Задание по теме "Роль кожи в терморегуляции"
1) составить описание механизма терморегуляции, заполнив таблицу. Подготовить устное пояснение к таблице.
Механиз терморегуляции
Условия среды | интенсивность процессов | значение изменения интенсивности процессов | структуры кожи участвующие в терморегуляции | |
теплообразование | теплоотдача | |||
повышение температуры окружающей среды | ||||
понижение температуры окружающей среды |
Задание: заполнить таблицу по § 41
"Особенности слоёв кожи"
Название слоя | Образующая ткань | Особенности слоя (структуры) | Функции |
Эпидермис |
|
|
|
Дерма |
|
|
|
Подкожная жировая клетчатка |
|
|
|
Задание по теме от 18.10.24 "Норма и режим питания"
Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром.
Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность ужина?
2) Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег? Для ответа на вопрос прочтите следующий текст и проведите расчёты:
"Организм человека потребляет очень много энергии, так как работа мышц, почек, мозга и любых других систем требует постоянных её затрат. Различные питательные вещества при окислении выделяют разное количество энергии, единицей измерения которой является джоуль (Дж). Раньше количество теплоты определяли по изменению температуры 1 г воды на 1 °С. Эта единица получила название калория (ккал). Одна калория примерно равна 4,19 Дж. Специалисты, занимающиеся проблемами питания человека, часто употребляют ещё одну единицу — Калория (пишется с прописной буквы). На самом деле она является килокалорией (1 ккал), равной 1000 калорий. Все перечисленные единицы измерения используют при расчётах энергетической ценности продуктов и энергозатрат организма при различных видах нагрузки"
3) Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?
Таблица 1
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Геркулес | 303 | 12,8 | 6,0 | 65,4 |
Гречневая каша | 153 | 5,8 | 1,7 | 29,1 |
Овсяная каша | 115 | 4,5 | 5,0 | 13,6 |
Манная каша | 119 | 3,0 | 5,2 | 15,4 |
Макаронные изделия | 356 | 10,9 | 0,6 | 74,0 |
Картофель вареный | 74 | 1,7 | 0,2 | 15,8 |
Пшенная каша | 131 | 4,6 | 1,3 | 25,9 |
Вареный рис | 123 | 2,5 | 0,7 | 36,1 |
Суп из пакета | 333 | 10,7 | 3,3 | 51,6 |
Лапша быстрого приготовления | 326 | 10,0 | 1,1 | 69,0 |
Говядина тушеная (вес нетто одной банки обычно 350 г) | 220 | 16,8 | 17,0 | 0,0 |
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г) | 362 | 17,5 | 32,3 | 0,0 |
Колбаса сырокопченая | 473 | 24,8 | 41,5 | 0,0 |
Сухари сладкие | 377 | 9,0 | 4,6 | 72,8 |
Сыр | 370 | 26,8 | 27,4 | 0,0 |
Хлеб | 235 | 8,0 | 0,9 | 50,0 |
Сладкое печенье | 445 | 7,5 | 16 | 68,0 |
Апельсиновый сок | 60 | 0,7 | 0,1 | 13,2 |
Чай без сахара | 0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Чай с сахаром (две чайных ложки) | 68 | 0,0 | 0,0 | 14,0 |
Таблица 2
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; колка дров | 9,5 ккал/мин |
Задание от 14.10.24
Изучить §37, Записать тему "Норма и режим питания", выполнить работу с терминами: выписать термины в тетрадь: ОСНОВНОЙ ОБМЕН, ОБЩИЙ ОБМЕН, ЭНЕРГОЁМКОСТЬ ПИЩИ, СУТОЧНАЯ НОРМА ПИТАНИЯ, ПИЩЕВОЙ РАЦИОН, УСВОЯЕМОСТЬ ПИЩИ), используя текст §37 и интернет источники раскрыть термины (дать определения); Полученный результат учить, ориентироваться в терминах и понятиях
Задание по теме "Регуляция обмена веществ в организме человека"
все материалы для выполнения см. в рубрике "скачать"
1. Прочесть текст
2. Перенести схемы в тетрадь и выполнить задание, используя текст
Абиотичические факторы сред обитания.
Среда обитания | благоприятные факторы для обитания | не благоприятные факторы для обитания |
водная | ||
наземно - воздушная | ||
почвенная | ||
организменная |
Сравнение митоза и мейоза
признаки сравнения | митоз | мейоз |
в каких клетках осуществляется | ||
набор хромосом в исходной клетке | ||
количество делений | ||
количество дочерних клеток | ||
набор хромосом в дочерней клетке клетке | ||
значение деления |
Таблица. Характеристика типов размножения.
Тип размножения | Отличительные признаки | Биологическое значение | Способы размножения |
Бесполое
|
|
|
|
Половое
|
|
|
|
Составить сравнительную характеристику фаз фотосинтеза по схеме в тетради
Название фазы | Место протекания | Источник энергии | Продукты фазы | Процессы |
Световая |
|
|
|
|
Темновая |
|
|
|
|
Сравнение нуклеиновых кислот ДНК и РНК
Признаки сравнения | ДНК | РНК |
Строение молекулы | ||
Состав нуклеотида | ||
Функции в клетке |
Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.
Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле? На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины XIX в.
Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.
Выпишите в тетрадь:
- Эволюционное учение - это .....
- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.
- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.
Домашнее задание:
Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.
9 "А" класс, 10.02.22
Тема занятия: Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
Изучив § 35 и познакомившись с материалом видео урока вы сможете познакомиться с теорией эволюции
Ч. Дарвина, положения, которой он изложил в книге "Происхождение видов путём естественного отбора" в 1859 году.
Задания:
1) назовите движущие силы эволюции , исследованные Ч.Дарвиным, для объяснения процесса эволюции органического мира.
2) назовите причины борьбы за существование, возникающей в природе между организмами.
3) дайте определение дивергенции, определите роль дивергенции в эволюционном процессе?
4) определите роль естественного отбора в эволюции органического мира.
Домашне задание. Ответить на вопрос: с. 153 (3)
9Б - 08.02.22
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите причины поэтапного развития жизни на Земле.
07.02.22
5 урок 9 "В"
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.
6 урок 9 "А
Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.
Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле? На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины XIX в.
Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.
Выпишите в тетрадь:
- Эволюционное учение - это .....
- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.
- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.
Домашнее задание:
Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.
9 "Б" и 9 "В"
Для 9 "В" выполнить тест на Якласс "Современные представления о развитии жизни на Земле" (05.02.2022 12:35 - 05.02.2022 16:00)
Тема занятия: "Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни"
Прочтите внимательно § 32.
Найдите в тексте параграфа ответы к вопросам на с. 142 (1-3)
Дз: подготовить устный пересказ по разделам параграфа.
9А на 03.02.22
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.
9б на 01.02.22
Тема занятия: Современные представления о происхождении жизни на Земле.
Задания:
1. Смотреть внимательно видеоурок Современная теория возникновения жизни на Земле
2. Составить краткое описание основных этапов биохимической эволюции по теории А.Н.Опарина.
3. Отразить сильные и слабые стороны теории эволюции живой материи А.Н. Опарина
Домашнее задание:§ 31, читать; выполнить задания на платформе Якласс (откроется с 01.02.22 в 18:00 до 04.02 до 18:00)
. 29.01.22
Задания для 9 "Б" , "В" классов
*Выполнить тестовую работу на платформе Якласс (Срок проведения: 29.01.2022 11:30 - 30.01.2022 20:00)
Тема занятия: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Вся работа по теме строится на материале видео урока и § 30.
1. Какой вопрос занимал центральное место в естествознании , вызывая споры и разногласия?
2. Опишите кратко, взгляды естествоиспытателей, существовшие вплодь до конца XIX века, на этот вопрос .
3. В чём прогрессивность каждого типа теорий? Подумайте и запишите.
4. Изучите опыт Луи Пастера, объясните почему он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком?
5. Мог ли такой же опыт провести Ф. Реди в XVII веке? Ответ обоснуйте.
Домашнее задание:
1. Почему, на вопрос "как возникла жизни на Земле?", нет чёткого ответа?
Тема: Обеспечение клетки энергией
Таблица. Характеристика этапов энергетического обмена в клетке
этапы | место локализации | исходные продукты | конечные продукты | энергетическая ценность (количество молекул АТФ) |
подготовительный (гидролиз) | ||||
гликолиз |
| |||
кислородное окисление |
|
1. Объясните почему популяцию можно рассматривать как одну из форм биосистем? Ответ запишите.
2.Тема урока: Сообщества.
Задания:
1) изучите материал, связанный с понятием "сообщество" или "биоценоз". Для того вам понадобится § 54 и видео урок природные сообщества
2) прокоментируйте схему «Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп».
Ответьте на вопросы:
- какую средообразующую роль в сообществе играют животные, бактерии и грибы?
- почему в природном сообществе ель является мощным эдификатором7
- в чём значение ярусного строения природного сообщества?
3) познакомьтесь с понятием экологическая ниша, посмотрев видео урок.
сформулируйте понятие, приведите примеры экологических ниш.
Д/з с. 235(3)
День дистанционного обучения 22.02.21
На этом занятии вам предстоит вспомнить основные признаки (критерии), по которым организмы объединяются в один вид и расширить эти критерии. определить пути, по которым идут процессы видообразования.
Используйте для работы видео урок и § 37-38
Выполните задания:
1. Дайте определение классификационной единице Вид.
2. Сравните взгляды на вид и видообразование Линнея, Ламарка и Дарвина.
Взгляды учёных-биологов на развитие органического мира
Сравниваемые положения | К.Линней | Ж.Б. Ламарк | Ч.Дарвин |
Существование видов | |||
Единица эволюции | |||
Движущие силы эволюции | |||
причины возникновение приспособлений у организмов |
3. Назовите единицу эволюции в современной теории эволюции.
4. § 37.Определите критерии, по которым чёрную и золотистую смородины относят к разным видам.
5. Используя полученные результаты, укажите механизмы, препятствующие скрещиванию этих двух видов.
6. § 38. Выпишите определение процесса- видообразование, определите и выпишите, что лежит в основе видообразования.
7. Определите пути образования новых видов. Перечислите, причины этих способов видообразования.
8. Выполните устно тестовые задания, предлагаемые в конце видео урока.
Домашнее задание:
1. На примере видов смородины чёрной и золотистой определите способ образования этих видов. Выпишите причины, возникновения изоляции видов.
2. с. 163 (4)
Тема: Этапы развития жизни на Земле
1. Продолжите знакомство с характеристиками этапов используя видео урок .
2. Ответьте на вопросы:
Отвечая на вопросы пользуйтесь своими знаниями из предидущих курсов.
2.1, какие крупные изменения произошли на Земле в Архее?
2.2, какие организмы, по мнению учёных, были предками первых многоклеточных организмов?
Приведите примеры современных колониальных организмов.
2.3, какой организм, появившийся в конце Протерозоя, сохранился на планете в современное время? Представителем, какой классификационной группы он является? Какими примитивными чертами обладает?
2.4, какие изменения произошли в Палеозое? Какие представители растительного мира первыми начали
заселение суши?
2.5, какое приемущество появляется у семенных папоротников по сравнению со споровыми растениями? Что стало причиной вымирания растений в каменноугольный период палеозойской эры?
2.6, какие важные события в животном мире произошли в Палеозое?
2.7, позвоночные животные, какой классификационной группы первыми начали осваивать сушу? Какие особенности их обитания не давали им распространиться вглубь суши?
2.8, какие преимущества сформировались у древних пресмыкающихся, давшие им приемущества перед древними амфибиям?
2.9, в какой эре появляются первые покрытосеменные растения? Какие преимущества сформировались у этой группы перед голосеменными растениями?
2.10, какие важные события в мире позвоночных произошли в начале Мезозоя? что позволило этим классификационным группам получить преимущество перед пресмыкающимися, господствовавшими в это время?
2.11, какие изменения и событие произошли в первые периоды Кайнозойской эры?
Для тех, кто не смог подключиться к конференции работа с вопросами:
1) могут ли гены, один из которых определяет окраску глаз, а другой её интенсивность быть аллельными? Ответ обоснуйте.
2) объясните разницу понятий: генотип и кариотип.
3) вспомните определение ВИДа, один из критериев которого - "представители одного вида дают плодовитое потомство". Почему представители разных видов не дают потомство, или их гибриды бесплодны?
4) при скрещивании гороха двух чистых линий с розовыми цветками и белыми Мендель получал растения только с розовыми цветками. Как называется проявившийся признак? Чем он определяется?
5) объясните связь наследования признаков со свойством размножения.
ответы запишите в тетрадь.
Тема: Закономерности изменчивости.
на рисунке представители одного вида тетерева, как известно обладающих общими наследственными характеристиками, рассмотренными в предыдущей теме. Но не смотря на это, они имеют отличия фенотипов.
Как объяснить это явление.
Для этого вам предстоит познакомиться с материалом § 27 и видео урок.
1.Составьте схему классификации типов изменчивости, указав виды генотипической изменчивости.
2. Заполните таблицу: Характеристика наследственной изменчивости
вид наследственной изменчивости | Причины возникновения | Значение в живой природе |
Цитоплазматическая | ||
Комбинативная |
|
|
Мутационная |
| к |
3. Изучив материал объясните причины различия особей тетеревов.
Какая изменчивость проявляется у представителей под номерами 1-4,6?
Какая изменчивость характерна для особи под номером 5? Ответ обоснуйте.
Все ответы запишите в тетрадь. К уроку повторить материал и подготовиться к устному обсуждению результатов.
Тема урока: Популяция. Функционирование популяции в природе.
На этом уроке вы продолжите знакомство с единицей эволюции - популяцией. Вам предстоит изучить характеристики популяции и процессы происходящие в популяции. Для этого воспользуйтесь § 52-53, а так же видеоуроками: Популяция и Функционирование популяции. Изучив материал выполните тест на сайте Якласс "Экологические факторы. Популяции", который будет доступен с15:00 18.05.20, до 20:00, 20.05.20.
Тема: Биотические связи в природе.
Для изучения темы вы можете воспользоваться учебником § 51 или видео уроком, а так же видео примеры и отрывок фильма ВВС.
Вы уже знаете, что на любой организм в природе оказывают влияние экологические факторы. С закономерностями влияния абиотических факторов, вы уже познакомились. Сегодня вам предстоит познакомиться поближе с биотическими факторами. Вспомните, что такое биотические факторы. Из определения понятно, что это связь организмов друг с другом и окружающей средой. Такие связи поддерживают жизненные процессы организмов.
Задание 1. Назовите жизненные процессы, зависящие от биотических связей.
Как вы понимаете биотические связи разнообразны. На этом уроке вы познакомитесь подробнее с трофическими связями, т.е. пищевыми. И дадите им характеристики.
Задание 2. Заполнить таблицу
"Различные типы пищевых связей".
Группы связей | типы связей | Примеры взаимодействующих организмов |
взаимополезные (++) | 1. Мутуализм 2. 3. | |
полезно-нейтралные (+0) | 1. 2. | |
полезно-вредные (+ - ) | 1. 2. | |
взаимовредные (- -) |
Изучив типы трофических связей, ответьте на вопросы:
1) какое жизненное свойство любого организма поддерживается трофическими связями?
2) все ли способы добывания пищи одинаковы по затратам времени и энергии?
Назовите более энергозатратные.
3) почему малейшее вмешательство человека в природное сообщество может привести его к серьёзным изменениям?
Тема урока: Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы.
Изучив закономерности развития жизни на Земле, мы приступаем к изучению закономерностей взаимоотношений организмов и среды. Разобраться в этом нам поможет уже хорошо известное вам направление в биологии - экология. Для понимания законов влияния окружающей среды на организмы вам предстоит продолжить знакомство с характеристиками сред жизни и экологическими факторами. Для этого познакомьтесь с § 48.
1. Выпишите определения: экология, абиотические, биотические и антропогенные факторы.
2. Заполните таблицу "Среды жизни"
Среды жизни | название группы организмов | примеры организмов |
наземно-воздушная | ||
почвенная | ||
водная | ||
организменная |
3. Перечислите закономерности действия факторов среды на организмы, о которых идёт речь в § 49.
Д/з. Используя полученные представления о закономерностях ответьте на вопросы:
а) почему жару человек переносит легче в сухом климате, чем во влажном? С какой закономерностью это связано?
б) что является причиной периодичности в жизни организмов?
Тема урока: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Мы завершаем изучение вопроса, связанного с развитием человека, как биологического вида. Но вы так же знаете, что человек имеет ещё одну сторону своей природы - социальную. Эта сторона позволила не только выделиться из животного мира, но и создать свою культурную среду. Что не могло отразиться на природе Земли. На этом уроке мы рассмотрим человека, как жителя биосферы и выделим основные преобразования в его деятельности, повлиявшие на биосферу.
Раскрыть влияние человека на биосферу вам помогут источники информации: § 47 и видеоурок .
По ходу изучения влияния человека на биосферу, вам предлагается заполнить таблицу
"Революционные преобразования в деятельности человека и их влияние на биосферу"
преобразования в деятельности человека | суть преобразований | влияние на биосферу |
сельско-хозяйственная революция | ||
промышленная революция | ||
научно-техническая революция |
Объясните, почему человека называют жителем биосферы.
Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение.
С понятием - расы, вы знакомы из курса Географии и других источников информации.
Ваша задача, ещё раз вернуться к этому понятию и рассмотреть как один из примеров адаптации биологического вида Человек разумный с точки зрения СТЭ.
К вашему вниманию предлагаются источники информации - учебник § 46, видеоурок.
И задания, которые помогут сформировать новые знания . А так же вопросы, которые помогут вам применить полученные знания.
1) раскройте понятия: морфология, полиморфность, раса;
2)вспомните морфологические особенности рас человека;
3) сделайте вывод по сравнительной характеристике рас;
4) приведите аргументы, подтверждающие адаптивное происхождение расовых признаков человека.
5) используя таблицу "Этапы антропогенеза" и рис. 90 определите, какая раса более древняя. Ответ аргументируйте.
Вопросы:
1) чему, по вашему мнению, соответствует человеческая раса: роду, виду, подвиду, популяции?
2) антропологи утверждают, что расы являются структурами одного вида. Какой аргумент в пользу целостности и единства вида является наиболее значимым?
Тема урока: этапы эволюции человека.
Как вы помните, вид Человек разумный относится к роду Человек, в состав которого входили и другие виды людей. Все эти виды, в том числе и наш вид, сформировались в результате идиодаптации.
В эволюциичеловека выделяют 4 этапа:
1) стадия предшественника (австралопитеки)
2) стадия архантропов (древнейшие люди - питекантропы и сиснантропы)
3) стадия палеоантропов (древние люди - неандертальцы)
4) стадия неоантропы (современные люди - Человек разумный, ископаемая форма которго - кроманьонец)
Исползуя источники, § 45 учебника и видео урок выполните ряд заданий, для знакомства с этими этапами антропогенеза и охарактеризовать социальные факторы эволюции.
Результаты своего знакомства зафиксируйте в таблице
"Сравнительная характеристика этапов антропогенеза"
Характеристики | австралопитек | архантропы | палеоантропы | неоантропы |
время существования | ||||
объём головного мозга | ||||
особенности строения черепа | ||||
образ жизни и умения | ||||
распространение |
По результатам знакомства с этапами охарактеризуйте социальные факторы антропогенеза.
Тема урока: "Эволюционное происхождение человека"
То, что вид Человек разумный сформировался в процессе биологической эволюции, вы уже знаете. Но какие предпосылки послужили формированию нашего вида? И какое масто Человек разумный занимает в эволюции животных и Приматов? На эти вопросы вы пока ответить не можете.
Но нет ничего невозможного, если у вас есть источники информации: видеоурок "Человек как представитель царства животных. Эволюция человека" и § 43-44.
Изучив этот материал выполните слудующие задания:
1) запишите, что такое антропогенез
2) перечислите доказательства биологического происхождения Человека.
3) назовите причины отнесения Человека к отряду Приматы.
4) объясните причину, по которой современные обезьяны немогут эволюционировать в людей.
5) перечислите факторы (движущие силы) антропогенеза в форме схемы.
Д/з Запишите классификацию человека, отразив его положение в животном мире и в составе отряда Приматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛР №5 Приспособленность организмов к среде обитания | 650.08 КБ |
Обмен веществ и его регуляция | 18.06 КБ |
Схема углеводного обмена к тексту | 199.07 КБ |
Схема липидного обмена к тексту | 192.06 КБ |
Схема белкового обмена к тексту | 178.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОБМЕН БЕЛКОВ. В состав белков организма человека входит приблизительно 20 видов аминокислот, которые соединяются в строго определённом порядке для каждого вида белка в длинные цепочки. Белки пищи, распадаясь в желудочно-кишечном тракте до отдельных аминокислот, всасываются в тонком кишечнике в кровяное русло и разносятся к отдельным клеткам организма, в которых и происходит синтез новых белков, свойственных человеку. Распадаясь, аминокислоты образуют воду, углекислый газ и ядовитый аммиак. В клетках печени аммиак превращается в мочевину. Вода и мочевина выводятся из организма в составе мочи, а углекислый газ выдыхается через лёгкие. При окислении 1 г белка выделяется 17,2 кДж (4,1 ккал) энергии. Однако организм редко использует большое количество белков для покрытия своих энергетических затрат, так как белки нужны для выполнения других функций. В сутки с пищей в организм должно поступать не менее 40 г белков (лучше 100—150 г).
ОБМЕН УГЛЕВОДОВ. В организм углеводы поступают в виде различных соединений: крахмал, гликоген, сахароза или фруктоза и др. Всасываются углеводы в виде глюкозы ворсинками тонкого кишечника и попадают в кровь. При большом количестве углеводов в пище их избыток превращается в полисахарид гликоген и откладывается про запас. Например, в печени человека может откладываться до 300 г гликогена. Продукты распада углеводов выводятся из организма через почки (вода) и лёгкие (углекислый газ). Углеводы являются главным источником энергии в организме. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,2 кДж (4,1 ккал) энергии. Глюкоза особенно необходима для нормальной работы мозга. Снижение содержания глюкозы в плазме крови с 0,1 до 0,05 % приводит к быстрой потере сознания, судорогам и гибели. Взрослому человеку необходимо получать с пищей не менее 150 г углеводов в сутки.
ОБМЕН ЖИРОВ. Жиры являются соединениями, включающими в себя жирные кислоты и глицерин. Под действием ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника, а также при участии желчи жиры перевариваются и всасываются в лимфатические капилляры ворсинок тонкого кишечника и далее с током лимфы попадают в кровь. Как и углеводы, жиры распадаются до углекислого газа и воды. Жиры являются важнейшим источником энергии для организма человека. Окисление 1 г жиров приводит к высвобождению 38,9 кДж (9,3 ккал) энергии. Потребность в жирах определяется энергетическими потребностями организма в целом и составляет в среднем 80—100 г в сутки. Значительная часть энергетических потребностей печени, мышц, почек (но не мозга) покрывается за счёт окисления жиров.
ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН. В сутки организм человека теряет около 2,0—2,5 л воды. Столько же он получает в сумме с питьём (1 л) и пищей (1 л). Вода и растворённые в ней минеральные соли всасываются по всему желудочно-кишечному тракту, но больше всего через ворсинки тонкого кишечника. Обезвоживание организма приводит к быстрой гибели, человек без воды может прожить не более 5—6 дней. Организм, помимо воды, нуждается в постоянном поступлении минеральных солей. И хотя они составляют не более 4 % от массы тела, набор их очень разнообразен. В сутки в организм человека должно поступать с пищей и питьём не менее 4,4 г натрия, 5 г хлора, 2 г калия, 1 г кальция, 1 г фосфора, 0,2 г железа. Эти вещества называют макроэлементами. Химические элементы, содержащиеся в организме в низких концентрациях. Химические элементы, содержащиеся в организме в низких концентрациях (долях миллиграмма), но необходимые для его нормальной жизнедеятельности, называют микроэлементами. К микроэлементам относят медь, йод, цинк, фтор, магний и многие другие вещества.
РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. Регуляция обмена веществ осуществляется нейрогуморальным путём, в том числе связана с работой в организме таких биологически активных веществ, как ферменты, гормоны и витамины. Нервная регуляция осуществляется гипоталамусом (в нём располагаются центры голода, насыщения, жажды, теплорегуляции). Вегетативная нервная система управляет работой органов, влияя, в свою очередь, на обмен веществ. Гуморальная регуляция происходит посредством гормонов, перемещаемых жидкостями организма. Например, тироксин — гормон щитовидной железы, активизирует основной обмен, инсулин и глюкагон (гормоны поджелудочной железы) регулируют уровень глюкозы, альдостерон (гормон коры надпочечников) — водно-солевой обмен. Скорость многочисленных биохимических процессов в живых организмах также зависит от температуры, при которой они протекают. Рыбы, например, имеют такую же температуру тела, как и окружающая их водная среда, поэтому интенсивность процессов у них напрямую зависит от температуры окружающей их воды. Птицы и млекопитающие, к которым относится и человек, имеют постоянную температуру тела. Поэтому скорость реакций обмена у этих организмов не зависит от колебаний температуры окружающей среды. Сохранение постоянной температуры тела является важнейшим проявлением гомеостаза в организме человека. ФЕРМЕНТЫ. Одновременно в организме человека происходят миллионы различных химических взаимодействий. Все эти реакции протекают при температуре, близкой к 37 °С, и малых колебаниях кислотности. В таких условиях химические реакции должны были бы длиться очень долго, а многие из них вообще не должны были бы происходить. Однако в организме все реакции обмена веществ протекают быстро, и многие из них длятся миллионные доли секунды. Это происходит благодаря участию в реакциях обмена веществ ферментов.
Ферменты — это специальные белковые молекулы, ускоряющие протекание химических реакций в организме. Ферменты также называют биологическими катализаторами. В организме человека выявлено не менее тысячи ферментов, каждый из которых избирательно катализирует какую-то реакцию обмена веществ. Например, фермент каталаза способствует превращению образующегося в клетках и очень для них ядовитого пероксида водорода в воду и кислород. Сам фермент в реакциях не участвует, но он способен мгновенно запускать химический процесс с очень малыми затратами энергии. При этом одной молекулы каталазы достаточно, чтобы за 1 с утилизировать 10 тыс. молекул токсичной перекиси.
РОЛЬ ФЕРМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА. Ферменты за счёт своей каталитической активности очень важны для нормальной работы систем нашего организма. Поэтому отсутствие или нарушение активности какого-либо фермента может привести к заболеваниям, а иногда и к гибели. Ферменты необходимы для синтеза белков, переваривания и усвоения питательных веществ, реакций энергетического обмена, мышечного сокращения, нервно-психической деятельности, размножения, процессов выведения веществ из организма и т. д. Для диагностики многих заболеваний человека применяют определение активности ферментов в крови, моче, спинномозговой жидкости и других структурах. Например, анализируя ферменты в плазме крови, можно выявить вирусный гепатит, ранние стадии инфаркта миокарда, заболевания почек и др
Предварительный просмотр: