9 класс

Фокина  Анастасия Львовна

Задание: заполнить таблицу по § 41

               "Особенности слоёв кожи" 

Название слоя

Образующая ткань

Особенности слоя (структуры)

Функции

Эпидермис

 

 

 

Дерма

 

 

 

Подкожная жировая клетчатка

 

 

 

 

 

 

 

Задание по теме от 18.10.24 "Норма и режим питания"

Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром.

Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность ужина?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег? Для ответа на вопрос прочтите следующий текст и проведите расчёты:

"Организм человека потребляет очень много энергии, так как работа мышц, почек, мозга и любых других систем требует постоянных её затрат. Различные питательные вещества при окислении выделяют разное количество энергии, единицей измерения которой является джоуль (Дж). Раньше количество теплоты определяли по изменению температуры 1 г воды на 1 °С. Эта единица получила название калория (ккал). Одна калория примерно равна 4,19 Дж. Специалисты, занимающиеся проблемами питания человека, часто употребляют ещё одну единицу — Калория (пишется с прописной буквы). На самом деле она является килокалорией (1 ккал), равной 1000 калорий. Все перечисленные единицы измерения используют при расчётах энергетической ценности продуктов и энергозатрат организма при различных видах нагрузки"

 

3) Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

      Таблица 1

 Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Геркулес

303

12,8

6,0

65,4

Гречневая каша

153

5,8

1,7

29,1

Овсяная каша

115

4,5

5,0

13,6

Манная каша

119

3,0

5,2

15,4

Макаронные изделия

356

10,9

0,6

74,0

Картофель вареный

74

1,7

0,2

15,8

Пшенная каша

131

4,6

1,3

25,9

Вареный рис

123

2,5

0,7

36,1

Суп из пакета

333

10,7

3,3

51,6

Лапша быстрого

приготовления

326

10,0

1,1

69,0

Говядина тушеная (вес нетто одной банки обычно 350 г)

220

16,8

17,0

0,0

Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г)

362

17,5

32,3

0,0

Колбаса сырокопченая

473

24,8

41,5

0,0

Сухари сладкие

377

9,0

4,6

72,8

Сыр

370

26,8

27,4

0,0

Хлеб

235

8,0

0,9

50,0

Сладкое печенье

445

7,5

16

68,0

Апельсиновый сок

60

0,7

0,1

13,2

Чай без сахара

0

0,0

0,0

0,0

Чай с сахаром (две чайных ложки)

68

0,0

0,0

14,0

Таблица 2

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

  • Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

  • Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

  • Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

  • Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

  • Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин

 

Задание от 14.10.24

Изучить §37, Записать тему "Норма  и режим питания", выполнить работу с терминами:  выписать термины в тетрадь: ОСНОВНОЙ ОБМЕН, ОБЩИЙ ОБМЕН, ЭНЕРГОЁМКОСТЬ ПИЩИ, СУТОЧНАЯ НОРМА ПИТАНИЯ, ПИЩЕВОЙ РАЦИОН, УСВОЯЕМОСТЬ ПИЩИ),  используя текст §37 и интернет источники раскрыть термины (дать определения); Полученный результат учить, ориентироваться в терминах и понятиях

 

 

Задание по теме "Регуляция обмена веществ в организме человека"

все материалы для выполнения см. в рубрике "скачать"

1. Прочесть текст

2. Перенести схемы в тетрадь и выполнить задание, используя текст 

 

 

 

 

Абиотичические факторы сред обитания.

 

Среда обитанияблагоприятные факторы для обитания

не благоприятные 

факторы для обитания

водная  
наземно - воздушная  
почвенная  
организменная   

 

 

 

 

 

Сравнение митоза и мейоза

признаки сравнениямитозмейоз
в каких клетках осуществляется  
набор хромосом в исходной клетке  
количество делений  
количество дочерних клеток  
набор хромосом в дочерней клетке клетке  
значение деления  

 

Таблица. Характеристика типов размножения.

 

Тип размножения

Отличительные признаки

Биологическое значение

Способы размножения

Бесполое

 

 

 

 

Половое

 

 

 

 

 

 

 

Составить сравнительную характеристику фаз фотосинтеза по схеме в тетради

 

Название фазы

Место протекания

Источник энергии

Продукты фазы

 Процессы

Световая

 

 

 

 

Темновая

 

 

 

 

 

 

 

 Сравнение нуклеиновых кислот ДНК и РНК

 Признаки сравненияДНКРНК
Строение молекулы  
Состав нуклеотида  
Функции в клетке  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.

Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле?  На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины  XIX в.  

Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.

Выпишите в тетрадь:

- Эволюционное учение - это .....

- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.

- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.

Домашнее задание: 

Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.

 

 

 

 

 

 

9 "А" класс, 10.02.22

Тема занятия: Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

 Изучив § 35 и познакомившись с материалом видео урока вы сможете познакомиться с теорией эволюции

  Ч. Дарвина, положения, которой он изложил в книге "Происхождение видов путём естественного отбора" в 1859 году. 

Задания:

1) назовите движущие силы эволюции , исследованные  Ч.Дарвиным, для объяснения процесса эволюции органического мира.

2) назовите причины борьбы за существование,  возникающей в природе между организмами.

3)  дайте определение дивергенции, определите роль дивергенции  в эволюционном процессе?

4) определите роль естественного отбора в эволюции органического мира.

 

Домашне задание. Ответить на вопрос: с. 153 (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9Б - 08.02.22

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите  причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

07.02.22

5 урок                                                9 "В" 

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

6 урок                                9 "А

Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.

Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле?  На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины  XIX в.  

Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.

Выпишите в тетрадь:

- Эволюционное учение - это .....

- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.

- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.

Домашнее задание: 

Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 "Б" и  9 "В"

Для 9 "В"  выполнить тест на Якласс "Современные представления о развитии жизни на Земле" (05.02.2022 12:35 05.02.2022 16:00)

Тема занятия: "Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни"

Прочтите внимательно § 32.

Найдите в тексте параграфа ответы к вопросам на с. 142 (1-3)

Дз: подготовить устный пересказ по разделам параграфа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9А на 03.02.22

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

 

 

9б на 01.02.22

Тема занятия: Современные представления о происхождении жизни на Земле.

 Задания:

1. Смотреть внимательно видеоурок  Современная теория возникновения жизни на Земле

2. Составить краткое описание основных этапов биохимической эволюции по теории А.Н.Опарина.

3.  Отразить сильные и слабые стороны теории эволюции живой материи А.Н. Опарина

Домашнее задание:§ 31, читать;  выполнить   задания на платформе Якласс (откроется с 01.02.22 в 18:00 до  04.02 до 18:00)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 . 29.01.22

Задания для 9 "Б" , "В" классов

*Выполнить тестовую работу на платформе Якласс (Срок проведения: 29.01.2022 11:30 30.01.2022 20:00)

 

Тема занятия: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 Вся работа по теме строится на материале видео урока и § 30.

1. Какой вопрос занимал центральное место в естествознании , вызывая споры и разногласия?

2.  Опишите кратко,  взгляды естествоиспытателей, существовшие вплодь до конца XIX века,  на этот вопрос .

3. В чём прогрессивность каждого  типа  теорий? Подумайте и запишите.

4. Изучите опыт Луи Пастера, объясните почему  он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком?

5. Мог ли такой же опыт   провести Ф. Реди в XVII веке? Ответ обоснуйте.

Домашнее задание:

1. Почему, на вопрос  "как возникла  жизни на Земле?", нет чёткого ответа? 

 

  

 

 

Тема: Обеспечение клетки энергией

Таблица. Характеристика этапов энергетического обмена в клетке

этапы место локализацииисходные продуктыконечные продуктыэнергетическая ценность (количество молекул АТФ)

подготовительный

(гидролиз)

    
гликолиз

 


 

   
кислородное окисление

 


 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объясните почему популяцию можно рассматривать как одну из форм биосистем? Ответ запишите.

2.Тема урока: Сообщества.  

Задания:

1) изучите материал, связанный с понятием "сообщество"  или "биоценоз".  Для того вам понадобится   §  54 и  видео урок  природные сообщества

2) прокоментируйте схему «Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп». 

Ответьте на вопросы:

- какую средообразующую роль в сообществе играют животные, бактерии и грибы?

- почему в природном сообществе ель является мощным эдификатором7

- в чём значение ярусного строения природного сообщества?                                

3)  познакомьтесь с понятием экологическая ниша, посмотрев видео урок.

сформулируйте понятие, приведите примеры экологических ниш.

Д/з с. 235(3) 

 

 

                                                                                             

 

День дистанционного обучения 22.02.21

На этом занятии вам предстоит вспомнить основные признаки (критерии), по которым организмы объединяются в один вид и расширить эти критерии. определить пути, по которым идут процессы видообразования. 

Используйте для работы видео урок  и § 37-38

Выполните задания:

1. Дайте определение классификационной единице  Вид.

2. Сравните взгляды на вид и видообразование Линнея, Ламарка и Дарвина.

Взгляды учёных-биологов на развитие органического мира

 
Сравниваемые положения К.ЛиннейЖ.Б. Ламарк Ч.Дарвин
Существование видов   
Единица эволюции    
Движущие силы эволюции   
причины возникновение приспособлений у организмов   

 

3. Назовите единицу эволюции в современной теории эволюции.

4. § 37.Определите критерии, по которым чёрную и золотистую смородины относят к разным видам. 

5. Используя полученные результаты, укажите механизмы, препятствующие скрещиванию этих двух видов.

6. § 38.  Выпишите определение процесса- видообразование, определите и выпишите, что лежит в основе видообразования.

7. Определите пути образования новых видов. Перечислите, причины этих способов видообразования.

8. Выполните устно тестовые задания, предлагаемые в конце видео урока.

Домашнее задание: 

1. На примере видов смородины чёрной и золотистой определите способ образования этих видов.  Выпишите причины, возникновения изоляции видов. 

2. с. 163 (4)

 

 

Тема: Этапы развития жизни на Земле

1. Продолжите знакомство с характеристиками этапов  используя видео урок .

2. Ответьте на вопросы:

 

Отвечая на вопросы пользуйтесь своими знаниями из предидущих курсов.

2.1, какие крупные изменения произошли на Земле в Архее?

2.2, какие организмы, по мнению учёных,  были предками первых многоклеточных организмов?

     Приведите примеры современных колониальных организмов.

2.3, какой организм, появившийся в конце Протерозоя, сохранился на планете в современное время? Представителем, какой классификационной группы он является? Какими примитивными чертами обладает?

2.4, какие изменения произошли в Палеозое? Какие представители растительного мира первыми начали           

      заселение суши?

2.5, какое приемущество  появляется у семенных папоротников по сравнению  со споровыми растениями? Что стало причиной вымирания растений в каменноугольный период палеозойской эры?

2.6, какие важные события в животном мире произошли в Палеозое?

2.7, позвоночные животные, какой классификационной группы первыми начали осваивать сушу? Какие особенности их обитания не давали им распространиться вглубь суши?

2.8, какие преимущества сформировались у древних пресмыкающихся, давшие им приемущества перед древними амфибиям? 

2.9, в какой эре появляются первые покрытосеменные растения? Какие преимущества сформировались у этой группы перед голосеменными растениями?

​2.10, какие важные события в мире позвоночных  произошли в начале Мезозоя? что позволило этим классификационным группам получить преимущество перед пресмыкающимися, господствовавшими в это время?

2.11, какие изменения и событие произошли в первые периоды Кайнозойской эры?

 

 

 

 

 
 

Для тех, кто не смог подключиться к конференции работа с вопросами:

1) могут ли гены, один из которых определяет окраску глаз, а другой её интенсивность быть аллельными? Ответ обоснуйте.

2) объясните разницу  понятий:  генотип  и кариотип.

3) вспомните определение ВИДа, один из критериев которого -  "представители одного вида дают плодовитое потомство". Почему представители разных видов  не дают потомство, или их гибриды бесплодны?

4) при скрещивании гороха двух чистых линий  с розовыми цветками и белыми Мендель получал растения только с розовыми цветками. Как называется проявившийся признак? Чем он определяется?

5)   объясните связь наследования признаков со свойством размножения.

                                             ответы запишите в тетрадь.

 Тема: Закономерности изменчивости.

на рисунке представители одного вида тетерева, как известно обладающих общими наследственными характеристиками, рассмотренными в предыдущей теме. Но не смотря на это, они имеют отличия фенотипов.

 

Как объяснить это явление.

Для этого вам предстоит познакомиться с материалом § 27  и видео урок. 

1.Составьте схему классификации типов изменчивости, указав виды генотипической изменчивости.

2. Заполните таблицу: Характеристика наследственной изменчивости

 

 

вид наследственной изменчивости

Причины возникновения

Значение  в живой природе

Цитоплазматическая  

Комбинативная

 

 

Мутационная

 

к

3. Изучив материал объясните причины различия особей тетеревов.

Какая изменчивость проявляется у представителей под номерами  1-4,6?

Какая изменчивость характерна для особи под номером 5? Ответ обоснуйте.

Все ответы запишите в тетрадь. К уроку повторить материал и подготовиться к устному обсуждению результатов.

 

 

Тема урока: Популяция. Функционирование популяции в природе.

На этом уроке вы продолжите знакомство с единицей эволюции - популяцией.  Вам предстоит изучить характеристики популяции и процессы происходящие в популяции. Для этого воспользуйтесь § 52-53,  а так же видеоуроками: Популяция  и Функционирование популяции. Изучив материал выполните тест на сайте Якласс "Экологические факторы. Популяции", который будет доступен с15:00 18.05.20,  до 20:00, 20.05.20.

 

 

 

Тема: Биотические связи в природе.

Для изучения темы вы можете воспользоваться  учебником § 51 или видео уроком, а так же видео примеры    и отрывок фильма ВВС.

 Вы уже знаете, что на любой организм в природе  оказывают влияние экологические факторы. С закономерностями  влияния абиотических факторов, вы уже познакомились. Сегодня вам предстоит познакомиться поближе с биотическими факторами. Вспомните, что такое биотические факторы. Из определения понятно, что это связь  организмов друг с другом и окружающей средой. Такие связи  поддерживают жизненные процессы организмов.

Задание 1. Назовите жизненные процессы, зависящие от биотических связей.

 Как вы понимаете биотические связи разнообразны. На этом уроке вы познакомитесь подробнее с трофическими связями, т.е. пищевыми. И дадите им характеристики.

Задание 2. Заполнить таблицу

"Различные  типы пищевых связей".

Группы связейтипы связейПримеры взаимодействующих организмов
взаимополезные (++)

1. Мутуализм

2.

3.

 
полезно-нейтралные (+0)

1.

2.

 
полезно-вредные (+ - )

1.

2.

 

взаимовредные

(- -)

  

Изучив типы трофических связей, ответьте на вопросы:

1) какое жизненное свойство любого организма поддерживается трофическими связями? 

2) все ли способы  добывания пищи одинаковы по затратам   времени и энергии?

Назовите более энергозатратные.

3) почему малейшее вмешательство человека в природное сообщество может  привести  его  к серьёзным изменениям?

 

 

Тема урока: Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы.

Изучив закономерности развития жизни на Земле, мы приступаем к изучению закономерностей взаимоотношений организмов и среды. Разобраться в этом нам поможет уже хорошо известное вам направление в биологии - экология. Для понимания законов влияния окружающей среды на организмы вам предстоит продолжить знакомство с характеристиками сред жизни и экологическими факторами. Для этого познакомьтесь с § 48.

1. Выпишите определения: экология, абиотические, биотические и антропогенные факторы.

2. Заполните таблицу "Среды жизни" 

 

Среды жизни название группы организмовпримеры организмов
наземно-воздушная  
почвенная  
водная  
организменная  

3. Перечислите закономерности действия факторов среды на организмы, о которых идёт речь в § 49.

Д/з. Используя полученные представления о закономерностях ответьте на вопросы:

а) почему жару человек переносит легче в сухом климате, чем во влажном? С какой закономерностью  это связано?

б) что является причиной периодичности в жизни организмов?

  

 

 

 

Тема урока: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Мы завершаем изучение вопроса, связанного с развитием человека, как биологического вида. Но вы так же знаете, что человек имеет ещё одну сторону своей природы - социальную. Эта сторона позволила не только выделиться из животного мира, но и создать свою культурную среду. Что не могло отразиться на природе Земли. На этом уроке мы рассмотрим человека, как жителя биосферы и выделим основные  преобразования в его деятельности,  повлиявшие на биосферу. 

 Раскрыть  влияние человека на биосферу вам помогут источники   информации:  § 47 и  видеоурок .

 По ходу изучения  влияния человека на биосферу, вам  предлагается  заполнить  таблицу

"Революционные преобразования в деятельности человека и их влияние на биосферу"   

преобразования в деятельности человекасуть преобразованийвлияние на биосферу
сельско-хозяйственная революция  
промышленная революция  
научно-техническая революция  

Объясните, почему человека называют жителем биосферы.

 

 

 Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение.

С понятием - расы, вы знакомы из курса Географии и других источников информации.   

Ваша задача,  ещё раз вернуться к этому понятию и рассмотреть как один из примеров адаптации биологического вида Человек разумный  с точки зрения СТЭ. 

К вашему вниманию предлагаются источники информации - учебник  § 46,  видеоурок

И задания, которые помогут сформировать новые знания . А так же вопросы, которые помогут вам применить полученные знания.

1) раскройте понятия: морфология, полиморфность, раса;

2)вспомните морфологические особенности рас человека;

3) сделайте вывод по сравнительной характеристике  рас;

4) приведите аргументы, подтверждающие адаптивное происхождение расовых признаков человека.

5) используя таблицу "Этапы антропогенеза" и рис. 90  определите, какая раса более древняя. Ответ аргументируйте.

Вопросы:

1) чему, по вашему мнению, соответствует человеческая раса: роду, виду, подвиду, популяции?

2) антропологи утверждают, что расы являются структурами одного вида. Какой аргумент в пользу целостности и единства вида является наиболее значимым?

 

 

 

 

      Тема урока: этапы эволюции человека.

Как вы помните, вид Человек разумный относится к роду Человек, в состав которого входили и другие  виды людей. Все эти виды, в том числе и наш вид, сформировались в результате  идиодаптации.  

В эволюциичеловека выделяют 4 этапа:

1) стадия предшественника (австралопитеки)

2) стадия архантропов (древнейшие люди - питекантропы и сиснантропы)

​3) стадия палеоантропов (древние люди - неандертальцы)

4)  стадия неоантропы (современные люди - Человек разумный, ископаемая форма которго - кроманьонец)

Исползуя источники,  § 45 учебника и видео урок  выполните ряд заданий, для знакомства с этими этапами антропогенеза и охарактеризовать социальные факторы эволюции.

Результаты своего знакомства зафиксируйте в таблице

"Сравнительная характеристика этапов антропогенеза"

Характеристикиавстралопитекархантропыпалеоантропынеоантропы
время существования    
объём головного мозга      
особенности  строения черепа    
образ жизни и умения    
распространение    

 

По результатам знакомства с этапами  охарактеризуйте социальные факторы антропогенеза.

 

 

 

   

 

 

 

  

​Тема урока: "Эволюционное происхождение человека"

То, что вид   Человек разумный сформировался в процессе биологической эволюции, вы уже знаете. Но какие предпосылки послужили формированию нашего вида? И какое масто Человек разумный занимает в эволюции животных и Приматов? На эти вопросы вы пока ответить не можете.

Но нет ничего невозможного, если у вас есть источники информации:   видеоурок "Человек как представитель царства животных. Эволюция человека" и § 43-44. 

Изучив этот материал выполните слудующие задания:

1) запишите, что такое антропогенез

2) перечислите доказательства биологического происхождения Человека.

3) назовите  причины отнесения Человека к отряду Приматы.

4) объясните причину, по которой современные обезьяны немогут  эволюционировать в людей.

5) перечислите факторы (движущие силы) антропогенеза в форме схемы.

Д/з Запишите классификацию человека, отразив его положение в животном мире и в составе отряда Приматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0306/000323cd-77538d8d/img47.jpg              https://itexts.net/files/online_html/38692/i_118.png

https://itexts.net/files/online_html/260763/i_058.png



Предварительный просмотр:

ОБМЕН БЕЛКОВ. В состав белков организма человека входит приблизительно 20 видов аминокислот, которые соединяются в строго определённом порядке для каждого вида белка в длинные цепочки. Белки пищи, распадаясь в желудочно-кишечном тракте до отдельных аминокислот, всасываются в тонком кишечнике в кровяное русло и разносятся к отдельным клеткам организма, в которых и происходит синтез новых белков, свойственных человеку. Распадаясь, аминокислоты образуют воду, углекислый газ и ядовитый аммиак. В клетках печени аммиак превращается в мочевину. Вода и мочевина выводятся из организма в составе мочи, а углекислый газ выдыхается через лёгкие. При окислении 1 г белка выделяется 17,2 кДж (4,1 ккал) энергии. Однако организм редко использует большое количество белков для покрытия своих энергетических затрат, так как белки нужны для выполнения других функций. В сутки с пищей в организм должно поступать не менее 40 г белков (лучше 100—150 г).

ОБМЕН УГЛЕВОДОВ. В организм углеводы поступают в виде различных соединений: крахмал, гликоген, сахароза или фруктоза и др. Всасываются углеводы в виде глюкозы ворсинками тонкого кишечника и попадают в кровь. При большом количестве углеводов в пище их избыток превращается в полисахарид гликоген и откладывается про запас. Например, в печени человека может откладываться до 300 г гликогена. Продукты распада углеводов выводятся из организма через почки (вода) и  лёгкие (углекислый газ). Углеводы являются главным источником энергии в  организме. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,2 кДж (4,1 ккал) энергии. Глюкоза особенно необходима для нормальной работы мозга. Снижение содержания глюкозы в плазме крови с 0,1 до 0,05 % приводит к быстрой потере сознания, судорогам и гибели. Взрослому человеку необходимо получать с пищей не менее 150 г углеводов в сутки.

ОБМЕН ЖИРОВ. Жиры являются соединениями, включающими в себя жирные кислоты и глицерин. Под действием ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника, а также при участии желчи жиры перевариваются и всасываются в лимфатические капилляры ворсинок тонкого кишечника и далее с током лимфы попадают в кровь. Как и углеводы, жиры распадаются до углекислого газа и воды. Жиры являются важнейшим источником энергии для организма человека. Окисление 1 г жиров приводит к высвобождению 38,9 кДж (9,3 ккал) энергии. Потребность в жирах определяется энергетическими потребностями организма в целом и составляет в среднем 80—100 г в сутки. Значительная часть энергетических потребностей печени, мышц, почек (но не мозга) покрывается за счёт окисления жиров.

ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН. В сутки организм человека теряет около 2,0—2,5 л воды. Столько же он получает в сумме с питьём (1 л) и пищей (1 л). Вода и растворённые в ней минеральные соли всасываются по всему желудочно-кишечному тракту, но больше всего через ворсинки тонкого кишечника. Обезвоживание организма приводит к быстрой гибели, человек без воды может прожить не более 5—6 дней. Организм, помимо воды, нуждается в постоянном поступлении минеральных солей. И хотя они составляют не более 4 % от массы тела, набор их очень разнообразен. В сутки в организм человека должно поступать с пищей и питьём не менее 4,4 г натрия, 5 г хлора, 2 г калия, 1 г кальция, 1 г фосфора, 0,2 г железа. Эти вещества называют макроэлементами. Химические элементы, содержащиеся в организме в низких концентрациях. Химические элементы, содержащиеся в организме в низких концентрациях (долях миллиграмма), но необходимые для его нормальной жизнедеятельности, называют микроэлементами. К микроэлементам относят медь, йод, цинк, фтор, магний и многие другие вещества.

РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. Регуляция обмена веществ осуществляется нейрогуморальным путём, в том числе связана с работой в организме таких биологически активных веществ, как ферменты, гормоны и витамины. Нервная регуляция осуществляется гипоталамусом (в нём располагаются центры голода, насыщения, жажды, теплорегуляции). Вегетативная нервная система управляет работой органов, влияя, в свою очередь, на обмен веществ. Гуморальная регуляция происходит посредством гормонов, перемещаемых жидкостями организма. Например, тироксин — гормон щитовидной железы, активизирует основной обмен, инсулин и глюкагон (гормоны поджелудочной железы) регулируют уровень глюкозы, альдостерон (гормон коры надпочечников) — водно-солевой обмен. Скорость многочисленных биохимических процессов в живых организмах также зависит от температуры, при которой они протекают. Рыбы, например, имеют такую же температуру тела, как и окружающая их водная среда, поэтому интенсивность процессов у них напрямую зависит от температуры окружающей их воды. Птицы и млекопитающие, к которым относится и человек, имеют постоянную температуру тела. Поэтому скорость реакций обмена у этих организмов не зависит от колебаний температуры окружающей среды. Сохранение постоянной температуры тела является важнейшим проявлением гомеостаза в организме человека. ФЕРМЕНТЫ. Одновременно в организме человека происходят миллионы различных химических взаимодействий. Все эти реакции протекают при температуре, близкой к 37 °С, и малых колебаниях кислотности. В таких условиях химические реакции должны были бы длиться очень долго, а многие из них вообще не должны были бы происходить. Однако в организме все реакции обмена веществ протекают быстро, и многие из них длятся миллионные доли секунды. Это происходит благодаря участию в реакциях обмена веществ ферментов.

Ферменты — это специальные белковые молекулы, ускоряющие протекание химических реакций в организме. Ферменты также называют биологическими катализаторами. В организме человека выявлено не менее тысячи ферментов, каждый из которых избирательно катализирует какую-то реакцию обмена веществ. Например, фермент каталаза способствует превращению образующегося в клетках и очень для них ядовитого пероксида водорода в воду и кислород. Сам фермент в реакциях не участвует, но он способен мгновенно запускать химический процесс с очень малыми затратами энергии. При этом одной молекулы каталазы достаточно, чтобы за 1 с утилизировать 10 тыс. молекул токсичной перекиси.

 РОЛЬ ФЕРМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА. Ферменты за счёт своей каталитической активности очень важны для нормальной работы систем нашего   организма. Поэтому отсутствие или нарушение активности какого-либо фермента может привести к заболеваниям, а иногда и к гибели. Ферменты необходимы для синтеза белков, переваривания и усвоения питательных веществ, реакций энергетического обмена, мышечного сокращения, нервно-психической деятельности, размножения, процессов выведения веществ из организма и т. д. Для диагностики многих заболеваний человека применяют определение активности ферментов в крови, моче, спинномозговой жидкости и других структурах. Например, анализируя ферменты в плазме крови, можно выявить вирусный гепатит, ранние стадии инфаркта миокарда, заболевания почек и др



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2024-09-26\001.jpg

           C:\Users\user\Pictures\2024-09-26\002.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2024-09-26\003.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2024-09-26\004.jpg