10 класс

Фокина  Анастасия Львовна

Задания, видеоуроки, фильмы

Задание: причесть тексти выполнить задание. 

                                         "1и 2 закон Менделя"

Грегор Мендель, будущий создатель генетики, родился в 1822 г. в Чехии, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. При рождении он получил имя Иоганн. После окончания гимназии юноша принял монашескийпостриг под именем Грегор. Уже будучи монахом, Мендель окончил Венский университет и стал преподавать математику и другие предметы детям в монастырской школе. Одновременно он начал проводить опыты по гибридизации гороха. Всего в ходе проведения экспериментов Менделем было исследовано 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 чистых (не дающих расщепления по
изучаемым признакам при самоопылении) сорта. В 1868 г. Мендель стал настояте­ лем Августинского монастыря в городе Брно и отошёл от научной деятельности. Опыты Менделя. В 1865 г. Мендель опубликовал свою работу «Опыт над
растительными гибридами», которая была встречена профессиональными ботаниками насмешками. Только в 1900 г. за­
кономерности наследования были одновременно переоткрыты исследователями из трёх стран. Все эти учёные: Гуго де Фриз, Карл Корренс и Эрих Чермак-Зейзенегг — признали первенство Грего­ра Менделя в открытии данных закономерностей.
Если повторить на практике опыты Менделя, то в случае моногибридного скрещивания растений гороха двух чистых линий, например с жёлтыми и зелёными семенами, в первом поколении гибри­дов все семена будут жёлтого цвета, а зелёный
цвет горошин второго родителя не проявится, т. е. всё первое поколение гибридов будет единообразным
Родители
                  АА                          X              аа
            жёлтые семена                   зелёные семена
Гаметы          А                                         а
F (первое поколение)       Аа
 

Далее исследователь обнаружил, что если из семян, полученных в резуль­тате гибридизации в первом поколении (FJ, вырастить растения гороха и вновь искусственно скрестить их между собой, то большинство горошин у растений второго поколения будут жёлтыми, а некоторая часть — зелёными. После количественного подсчёта результатов своего опыта Мендель установил, что 6022 семени были жёлтыми, а 2001 горошина была зелёной. То есть 3/4 горошин имели доминантный вариант признака, т. е. жёлтую окраску, и 1/4 — рецессивный, т. е. зелёную окраску. Это явление получило название расщепление признаков, а Мендель сформулировал свой второй закон о расщеплении. Такое количественное соотношение легко объяснимо, если учесть, что во втором поколении три из каждых четырёх потомков будут содержать в своих клетках один (/о) или два (АА) доминантных гена и, естественно, их семе­на будут иметь жёлтую окраску. В свою очередь, один из четырёх потомков получит и от отца, и от матери оба рецессивных гена (аа), и его горошины соответственно будут иметь зелёную окраску. Важно помнить, что Мендель ничего не мог знать о ДНК, о генах, о том, что в клетках тела растения гороха двойной (2п), а в гаметах — одинарный (п) набор хромосом. Он также не знал, что в момент оплодотворения в клетках будущего организма восстанавливается (п + п = 2п) двойной набор хромосом. Но Гре­гор Мендель был прекрасным аналитиком. По­ этому он смог предположить, что наблюдаемые им закономерности наследования могут быть только в том случае, если из двух «элементов наследственности», которые содержатся в клетках тела, в гамету, через которую осуществляется связь между поколениями, попадает только один «элемент наследственности» (ген)— «желтизны» или «зелёности» семян. Эта ги­потеза была названа законом чистоты гамет.

Задача:

Условие: У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушённой. Гомо­зиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушённые плоды. 
Вопросы:
Сколько типов гамет может образовывать растение с опушёнными плодами?
Сколько растений  F1, могут быть гомозиготными?
Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды (%)?
Сколько растений F2 могут иметь опушённые плоды (%)?
Сколько разных генотипов может образовываться в F2 ?

СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ.

Прочесть текст.

Раскрыть основные понятия из  текста: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ГЕНЕТИКА, ГЕН, ГИБРИДИЗАЦИЯ, АЛЛЕЛЬ, ГОМОЗИГОТА, ГЕТЕРОЗИГОТА, ГЕНОТИП, ФЕНОТИП, ЧИСТАЯ ЛИНИЯ, МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Наследственность и изменчивость.
Рассматривая особенности организменно­
Нго уровня организации живого, нельзя обойти стороной два таких важных свойства живых существ, как наследственность и изменчивость.
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки потомству. Изменчивость — это свойство живых организмов существовать в различных фор­мах, которое может реализоваться у отдельных организмов или клеток в ходе
индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений при половом или бесполом размножении.
Оба этих свойства являются предметом изучения генетики — науки о зако­нах наследственности и изменчивости. Учёных, занимающихся исследованиями в данной области биологической науки, называют генетиками. Преемственность наследственных свойств в череде поколений обеспечива­ ется прежде всего передачей генетической информации от родителей потом­кам. Разумеется, особенности передачи различаются в зависимости от того, в результате какого процесса она осуществлялась — полового или бесполого размножения. В первом случае весь дочерний организм, состоящий из мил­
лиардов клеток, представляет собой результат деления одной единственной клетки — зиготы, поэтому во всех соматических клетках организма фактически содержится одинаковая совокупность наследственного материала, полученного
от родительских особей. При бесполом размножении в большинстве случаев дочерний организм представляет собой полную копию родительской особи.
Совокупность наследственного материала, заключённая в клетв(геном), у прокариотов и эукарио­тов различается по своему составу и строению. У бактерий — типичных прокариотов — он представлен един­ственной хромосомой, состоящей И довольно большой кольцевой молекулы ДНК, и дополнительными небольшими колечками ДНК — плазмидамиОни физически обособлены от хромосомной ДНК и способны к автономной репликации.­ У эукариотов материальные единипитательные вещества, 4 — плазма­
цы наследственности (гены) локализованы прежде всего в линейно орга­низованных хромосомах, находящихся в ядре, а также внутри митохондрий и пластид (хлоропластов), имеющих свой генетический материал, сходный по структуре с генетическим материалом у прокариотов. Изредка в клетках эука­риотов также встречаются плазмиды — в основном они сконцентрированы!
пластидах и митохондриях.
Ген — это единица наследственности, определяющая наследование признака. Он представляет собой участок молекулы ДНК, хранящий информацию о последова­ тельности аминокислот в определённом белке. У вирусов, представляющих собой неклеточную форму жизни, также име­ется геном. В зависимости от типа вируса он может быть представлен либо
молекулами ДНК, либо молекулами РНК. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической (наслед­
ственной) информации, полученной особью от родителей. Некоторые молеку­лярные механизмы этих процессов были рассмотрены нами ранее, прежде все­го на примере процессов биосинтеза белка (см. § 24 учебника для 10 класса).
Кроме того, следует обратить внимание, что в процессе онтогенеза у каждой особи на общем фоне признаков, характерных для вида, к которому она при­надлежит, могут проявляться и некоторые индивидуальные признаки, отличющиеся от таковых у исходных родительских особей.
Генетика как наука. Первоначально эта наука изучала общие закономерности наследственности и изменчивости только на основании описания внеших признаков у исследуемых особей. Понимание механизмов наследственности т. е. роли генов как элементарных носителей наследственной информации, формулирование теоретических обобщений и закономерностей стали возможными с применением методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин. Но для того чтобы ознакомиться с основами генетики, нужно сначала запомнить термины и условные обозначения, используемые этой наукой. 
Гибридизация — процесс образования и получения потомства (гибридов, F) с новыми наследственными свойствами от двух родителей, размножающихся половым путём. Гибридизация может быть осуществлена путём естественного или искусственного (при искусственном оплодотворении) объединения в одной клетке генетического материала разных клеток. Естественная гибридизация осущест­вляется в процессе случайного скрещивания (полового размножения) особей одного вида в естественных природных условиях. Сливаясь в результате процесса оплодотворения, гаметы родительских особей приносят в зиготу гомологичные хромосомы с определённым набором генов, каждый из которых отве­чает за формирование определённых признаков. Разумеется, механизмы такой естественной гибридизации различаются у разных организмов и зависят от
биологических особенностей вида, к которому они принадлежат. 
Аллельные гены (аллели) — парные (гомологичные) гены соматических клеток, доставшиеся от отца и матери, отвечающие за развитие определённого признака. В половых клетках (гаметах) оба аллеля находиться не могут, поскольку гаметы
содержат лишь один набор хромосом, т. е. гаплоидны. В простейшем случае в ходе онтогенеза за развитие у организма того или
иного признака отвечает только один из аллельных генов. На основании это­ го различают доминантные и рецессивные аллели. В более сложных случаях наблюдаются другие типы аллельных взаимодействий. Доминантные аллели определяют развитие преобладающих (доминантных) признаков. В применяемых генетиками схемах скрещивания эти гены обозначаются заглавными буквами (А, В, С, D и др.). Рецессивные аллели определяют подавляемые (рецессивные) признаки. Эти гены обозначаются строчными буквами (a, b, с, d и др.). Гомозигота — это организм, произошедший от зиготы, имеющий в гомо­логичных хромосомах одинаковые аллели, т. е. или два доминантных, или два рецессивных (АА или аа) аллеля. Гетерозигота в отличие от гомозиготы пред­ставляет собой организм, имеющий различные аллельные гены (Аа). Генотип и фенотип представляют собой базовые понятия генетики. Совокупность всех генов какого-либо организма, полученную от родителей, называют генотипом, а совокупность всех внешних и внутренних признаков организма — фенотипом.
Закономерности наследования признаков. Некоторые принципы передачи наследственных признаков от родителей к их потомкам впервые были описаны ещё  в начале XIX в. Однако открытие основных закономерностей наследования
признаков, да и развитие генетики как науки в целом, чаще всего связывают с именем великого австрийского учёного Грегора Менделя (1822—1884), который не только описал их на примере экспериментов с горохом, но и с помощью математических методов доказал справедливость открытых им законов. Выбор Менделем гороха в качестве объекта исследования был весьма
удачен, так как в условиях Южной Чехии, где проживал исследователь, это растение даёт 2—3 урожая в год. Горох отличается полным доминированием признаков, и, кроме того, хотя он и является самоопыляемым растением, его можно опылять перекрёстно, что было необходимо для опытов. В сво­их работах Мендель усовершенствовал гибридологический метод, сущность которого заключается в проведении анализа наследования отдельных признаков, придерживаясь нескольких правил.
Во-первых, он скрещивал растения, относящиеся к чистым линиям, т. е. одни из них давали при самоопылении растения с семенами (горошинами) только жёлтого цвета, а другие — только зелёного цвета. В природе такие чистые линии не сме­шиваются, поскольку, как было сказано выше, горох — самоопыляемое растение. Во-вторых, Мендель намеренно выбрал для скрещивания такие растения гороха, которые отличались только по одному признаку — или цвету горошин (жёлтые и зёленые), или их форме (гладкие и морщинистые), или по другим признакам. Такое скрещивание получило название моногибридного.
В-третьих, Мендель впервые применил для обработки полученных при скрещивании данных количественные методы, точно учитывая, сколько горошине альтернативными признаками появилось у гибридных растений.
 Дальнейшая математическая обработка полученных данных позволила исследователю достоверно обосновать некоторые закономерности, выявленные при моногибридном скрещивании растений гороха двух чистых линий.
 

 

 

 

Задание по теме "Клеточный цикл"

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА"

этапы клеточного циклафазы периодовосновные процессы

 количество хромосом и молекул ДНК

(ЗАПОЛНЯЕТСЯ НА УРОКЕ)

                           ИНТЕРФАЗА
       G1   
        S   
        G2   
                                             МИТОЗ
    ПРОФАЗА   
   МЕТАФАЗА   
   АНАФАЗА   
   ТЕЛОФАЗА   

 

 

 

 

"Типы клеточного питания"

1) заполнить таблицу

"Хемосинтезирующие организмы"

название организмовусловия жизниокисляемый субстратпродукты окисления
    
    
    
    
    

​2) выписать ответы на вопрос, используя § 23 

Вопросы по теме «Фотосинтез» 10 класс

1. Что такое фотосинтез?

2. Какой тип реакций  лежит  в основе фотосинтеза?

3. Какие структуры  хлоропласта участвуют в фотосинтезе?

4. Что такое фотосистема? Какую роль играет реакционный центр фотосистемы?

5. Чем отличается «фотосистема I» от «фотосистемы II”? Какова роль каждой из  них в световой фазе фотосинтеза?

6. Определите роль воды в световой фазе фотосинтеза.

7. Что такое «протонная помпа», какова её роль в фотосинтезе?

8. Что образуется в результате световой фазы фотосинтеза? Какую роль, эти соединения играю в темновой фазе фотосинтеза?

 

9. Как расшифровывается НАДФ и АТФ?

 

 

 

 

 

 

 

 

"Ферменты - биологические катализаторы"

Лабораторная работа "Выявление активности каталазы"

Цель работы: сравнить ферментативную активность каталазы в живых и мертвых клетках.

Тебе понадобятся следующие оборудование и материалы: 

 

  • кусочки сырого и вареного картофеля;
  • пробирки (2 шт.); 
  • 3 %-й раствор пероксида водорода.

Понаблюдай, что происходит в пробирках, и результаты наблюдений занеси в таблицу.

 

 

Объект

Явления, наблюдаемые в пробирке

Объяснение наблюдений

Сырой картофель  
Вареный картофель  
Сырое мясо  
Вареное мясо 

 

  • Сделай вывод о ферментативной активности каталазы в живых и мертвых клетках.  

 

 

 

 

  по теме "Сцепленное наследование признаков"

Задача. У мышей неаллельные гены, обуславливающие серую окраску шерсти и нормальную длину шерсти доминируют над генами, контролирующими чёрную окраску шерсти и длинную шерсть. Эти неаллельные гены расположены в одной аутосоме и наследуются сцепленно. 

При скрещивании серых самок, имеющих нормальную длину шерсти с  чёрным длинношерстным самцом в потомстве среди мышат получилось следующее расщепление: 50- серых с шерстью нормальной длины, 12 - серых длинношерстных, 54 - чёрных длинношерстных и 14 - чёрных с шерстью нормальной длины. Определите расстояние (в маргонидах) между сцепленными генами и процент кроссоверных мышат.

 

 

 

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание ( I и II закон Менделя)

Задания

1) выписать формулировку  I  и  Iзакона Менделя;

2) выполнить задачу:

а) Каким будет потомство (F1) по генотипу и фенотипу от скрещивания серой гомозиготной самки дрозофилы с чёрным  гомозиготным самцом?

б) Каким будет потомство по генотипу и фенотипу от скрещивания таких потомков?

в) Каким будет потомство от скрещивания гибрида  F1 с чёрным самцом дразофилы?

 

 

Тема занятия: "Зарождение и смена биогеоценоза"

Задания:

1.  Изучить материал  § 19 и видео урока4

2. Дать определение понятия - смена биогеоценоза, определить факторы, влияющие на смену биогеоценоза.

3. Опишите два пути влияния  изменений на биогеоценоз.

4. Выделите отличия коренного или конечного биогеоценоз, (или климаксоной экосистемы — это экосистема, в которой устанавливается равновесное состояние биоценоза со средой обитания, а общая продукция вещества и энергии примерно равна их затратам.)  от временного биогеоценоза?

5. Составьте описание этапов формировнаия лесного биогеоценоза на заброшенной пашне по рис. 26.

​6. Дайте характеристику типам сукцессии, заполнив таблицу.

типы сукцессии характеристикапример       
первичная  
вторичные  

Домашнее задание: выполнить тест на Якласс (Срок проведения: 10.02.2022 15:00 15.02.2022 16:00)

 

03.02.22

Задания:

1. Выполнить тест  "Проверочная работа Совместная жизнь видов в биогеоценозе" (см. в разделе Скачать),  ответы заполнить в таблицу и выслать фотоотчёт на эл. почту учителя 

в форме таблицы

Задание 4 записать в свободной форме

 

2.Тема занятия: Причины устойчивости биогеоценозов.

​2.1.  Запишите, что понимают под термином  "уситойчивость биогеоценоза"

2.2. Изучите текст  § 18, выпишите причины, обеспечивающие устойчивость биогеоценозов.

2.3. Используя текст § 18, ответьте на вопросы: с. 99 (2,3), ответы запишите в тетрадь

 

Домашнее задание:

1.Прочтите текст,  пример какого свойства биогеоценоза приведён в тексте, определяющего его устойчивость?

Ответ обоснуйте.

 Бобров обычно называют инженерами экосистемы, и они поражают наше воображение своим строительством плотин, каналов и хаток. Бобры строят плотины на ручьях и реках, после чего они возводят свои убежища под названием хатки в искусственно созданном пруду. Они также создают каналы для перемещения строительных материалов, которые сложно транспортировать по суше. Пробелы между ветвями в своих строениях, бобры заполняют грязью и сорняками, пока плотина не наберет достаточно воды, чтобы окружить хатку. Бобровые плотины строятся как защита от хищников, таких как медведи, койоты и волки, а также для обеспечения легкого доступа к пище в зимнее время года. Бобры славятся своим трудолюбием, и работают даже ночью. Животные могут построить серию плотин по всей реке. В процессе строительства своих плотин они удаляют загрязняющие вещества и отложения в водоемах. Однако животные способствуют обезлесению и влияют на структуру корней, почвы и распределение воды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Проверочная работа по теме «Совместная жизнь видов в биогеоценозе»

  1. Соотнесите понятие и определение:
  1. Коэволюция

А. один из видов покровительственной окраски и формы, при котором наблюдается сходство животного с предметами окружающей среды, растениями, а также несъедобными для хищников или защищенными от них животными.

  1. Мимикрия

Б. тесное полезное сожительство определенных конкретных видов

  1. Коадаптации

В. Эволюционные взаимодействия организмов разных видов, не обменивающихся генетической информацией между собой, но тесно связанных биологически

4. Симбиоз

Г. взаимно приспособительные свойства, сложившиеся у организмов на протяжении длительного времени исторического развития экосистем взаимного сосуществования.

  1. Мутуализм

Д. Любая взаимополезная связь видов

  1. Соотнесите типы биологических связей и их виды.

1.Взаимополезные

А. комменсализм

2.Полезнонейтральные

Б. нахдебничество

3.Полезноврдные

В. хищничество

  1. Взаимновредные

Г. симбиоз

Д. антогонизм

Е. мутуализм

Ж. квартиранство

З. паразитизм

И. конкуренция

К. полупаразитизм

3.Соотнесите:

1. Протокооперация 

А. форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда.

2. Комменсализм 

Б один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда

3. Квартирантство

В. форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения.

4. Сотрапезничество

Г оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи

5.хищничество

Д один организм питается остатками пищи другого

6. Нахлебничество

Е. Биотические отношения, при которых организмы одного вида ловят, умерщвляют и поедают других животных

 

 

  1. Ответьте на  вопрос: в чем отличие симбиоза от мутуализма?