6 класс
Задание по теме "Ткани ратсения"
составить характеристику тканей по § 5
Таблица «Растительные ткани»
Название ткани | Выполняемые функции | Особенности строения клеток ткани |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание к теме "Строение растительной клетки" (§ 2)
Прочесть внимательно о значении клеточных структур
(клеточная стенка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль)
и заполнить таблицу.
"Значение клеточных структур в клетке"
Клеточные структуры | Особенности строения | Значение в клетке |
Клеточная стенка |
|
|
Клеточная мембрана |
|
|
Цитоплазма |
|
|
Ядро |
|
|
Пластиды |
|
|
Вакуоль |
|
|
Задание по теме "Опыление"
1) читать текст § 11, стр. 64-65
2) заполнить таблицу:
" Приспособления у растений к опылению"
Группа растений | Приспособления к опылению | Примеры растений |
Ветроопыляемые | ||
Насекомоопыляемые |
Задание: "Типы размножения растений"
ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ | ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗМНОЖЕНИЯ | БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
Задание к теме "Распространение плодов и семян растениями"
Для выполнения этого задания используйте печатный материал с рис. растений и их плодов.
1. Прочтите в § 12 "Распространение плодов и семян"
2. Найдите в тексте раздела описание приспособлений, сформировавшихся у растений
для распространения своих плодов с семянами разнообразными способами.
3. Заполните таблицу
" Приспособления растений к распространению плодов и семян"
№ п/п | Назваине растения | Название плода | Способ распространения | Приспособления для распространения данным способом |
1 | воспользуйтесь дополнительной информацией для заполнения этой граф | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Задание к теме " Плоды и их классификация "
и спользуя текст § 12 и рис. 80-81, заполнить таблицу:
Характеристика плодов
Название плода | тип плода сухой/сочный | тип плода односеянный/ многосемянный | пример растения, имеющего данный плод |
боб | |||
ягода | |||
многокостянка | |||
семянка | |||
зерновка | |||
тыквина | |||
орех | |||
коробочка (листовка) | |||
жёлудь | |||
яблоко | |||
стручок | |||
костянка |
Задания по теме "СОЦВЕТИЯ"
1) записать определение соцветия: СОЦВЕТИЕ - это группа цветков,
рсположенных близко друг к другу в определённой последовательности
на одном общем цветоносе (гланой оси).
2)используя текст "Соцветия" (см. раздел скачать) заполнить таблицу
3) учить названия соцветий и их схему
СОЦВЕТИЯ
Название простых соцветий | Схема соцветия (см. рис. 74, § 11) | Примеры растений (из текста) |
Кисть | ||
Щиток | ||
Колос | ||
Зонтик | ||
Початок | ||
Головка | ||
Корзинка |
Задание к схеме "К
лассификация цветков"
перенести схему в тетрадь (см. Скачать) и выписать из параграфа 11 определения к терминам из схемы
Лабораторная работа
"Строение клубня картофеля и луковицы репчатого лука"
Цель: изучить строение клубня и луковицы.
Оборудование: вымытый клубень картофеля, раствор йода.
Ход работы:
Часть 1. Строение клубня
1. Рассмотреть клубень картофеля, найти основание и верхушку клубня.
2. Рассмотрите глазки. Как они расположены на клубне? Рассмотрите почки, расположенные в глазках.
Подсчитать количество глазков на клубне: _______________
3. Зарисовать внешний вид клубня и обозначить и назвать его части.
4. Разрезать клубень поперёк и на одну из половинок нанести капельку раствора йода.
Что наблюдаете? __________________________________
Какое вещество, содержащееся в клубне окрасилось? _________________________________________________________.
Часть2.
1. Рассмотрите луковицу. Чем она покрыта с наружи?
______________________________________________________ .
2. Разрежьте луковицу вдоль. Найдите укороченный стебель – донце, чешуи – листья, почки.
Что развивается из этих почек? _________________________.
Какую функцию выполняют мясистые чешуи – листья?
_____________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте луковицу в продольном разрезе и подпишите её части.
Обобщение.
По каким признакам клубень и луковица относятся к видоизменённым побегам? _____________________________________________________
Характеристика листьев различных растений.
для выполнения этого задания см. материал в разделе "скачать" (характеристика листьев различных растений и определение формы листьев). На основе полученных результатов заполните таблицу"
6
Название растения | Форма листовой пластинки | Наличие черешка (черешковый/сидячий) | Тип жилкования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа (см. в разделе скачать) работу
Задание по теме "Химический состав семян"
"Определение всхожести семян"
Лабораторная работа № 7. «Органические вещества семян»
цель: обнаружение в семенах органических веществ: белков, жиров и углеводов.
оборудование: пшеничная мука, вода, раствор йода, семена подсолнечника, мешочек из марли , текст "Состав семян для работы (см. в разделе "скачать, нижняя часть страницы.
Ход работы:1. Замесите комочек пресного теста (вода с мукой), положите его в мешочек из марли. Промойте тесто в стакане с водой. Прочитайте в тексте, (см. раздел «Скачать» в нижней части страницы) и определите, какое вещество осталось на марле?
2. В образовавшуюся мутную жидкость в стакане добавьте раствор йода (2-3 капли йода на столовую ложку воды). Что вы наблюдаете? Определите из текста, какое вещество содержится в стакане с водой?
3. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
4. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу:
Ход работы | Что наблюдаете | Какое вещество определили |
Промывание теста в стакане с водой |
|
|
Добавление в стакан с мутной жидкостью раствора йода |
|
|
Раздавливание семян подсолнечника на бумаге |
|
|
Практическая работа №1. «Определение всхожести семян»
цель: научиться создавать условия для прорастания семян и определять всхожесть семян (%).
оборудование: 30 семян (фасоли или гороха или др. семена), мисочка для проращивания.
Ход работы:
1.Отсчитайте 30 семян.
2.Создайте условия для прорастания семян
3.Накройте семена, чтобы не испарялась влага.
4.Поставьте в теплое место на несколько суток (2-3).
5. После появления молодого корешка посчитайте количество проросших семян.
6.Определите по формуле % всхожести: Х= n*100/30, где n – число проросших семян.
Задание по теме "Органы цветкового растения" см. в нижней части страницы, в разделе скачать.
"Жизненные формы растений"
жизненная форма растения | оличительные черты | примеры растений |
деревья | ||
кустарники | ||
кустарнички | ||
полукустарники | ||
травы |
Таблица "Характеристика семейств растений
отдела Покрытосеменные"
Название семейства | Представители | Название соцветия | Формула цветка | Название плода | Особенности семейства |
Лилейные | для каждого семейства перечислить по одному примеру дикорастущего и культурного растения |
| смотреть в тетради |
образуют видоизменённые побеги: корневище или луковицу | |
Луковые |
|
| |||
Злаки |
|
| см. § 26 |
Название семейства | Представители | Название соцветия | Формула цветка | Название плода | Особенности семейства |
Розоцветные | для каждого семейства перечислить по одному примеру дикорастущего и культурного растения |
| смотреть в тетради | сочные "плоды" земляники и шиповника, не плоды, это видоизменённые цветоложа цветка | |
Мотыльковые |
|
| см. 25 в параграфе | ||
Крестоцветные |
|
| найдите, чем плод - стручок отличается от плода - боб | ||
Паслёновые |
|
| все представители в разных органах накапливают соланин, сильно ядовитое вещество | ||
Сложноцветные |
|
| различают три типа цветков: язычковые, воронковидные и трубчатые |
В разделе "скачать" размещены: таблица "сранение семенных ратений", "формулы цветков покрытосеменных растений
Для
Выполнить тестовую работу "Водоросли. Высшие споровые растения", каждый свой вариант в рабочей тетради (см. в нижней части страницы Скачать)
Тема занятия: Рост и развитие растений.
Задания:
1. Просмотреть видео урок , учебный фильм "Развитие растения из семени"
2. Используя материал видеоурока, фильма и § 18 выписать определения понятий :
рост, развитие и индивидуальное развитие.
3. Ответьте на вопросы:
а) какую роль играет постоянный рост корня и побега в жизни растений?
б) какие новые органы появляются у растений в результате развития?
в) перечислите факторы, влияющие на рост и развитие растения.
Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос 4, с. 100
Тема занятия: Вегетативное размножение растений.
1. Выполнение теста на платформе Якласс отправленное учащимся на 26.01.22на 12:30.
2. Записать в тетради дату занятия, классная работа и тему занятия.
3. Познакомится с особенностями вегетативного размножения у цветковых растений прочитав § 17 (1 раздел).
выписать в тетрадь что такое вегетативное размножение.
4. Познакомиться со способами вегетативного размножения с использованием учебного фильма
Вегетативное размножение растений, работая с § 17 (1 и 2 разделы)
выпишите в тетрадь, какие способы были показаны в фильме и какие органы растений использовались:
"Способы вегетативного размножения"
способ вегетативного размножения | название органа растения | примеры растений |
5. Определите, о каких способах вегетативного размножения указанных в параграфе, не говорилось в фильме.
запишите их названия в таблицу и заполните графы.
Д/з с. 95вопрос 2, письменно в тетради.
Заполнить таблицу к § 12, с использованием рисунка (см. в разделе Скачать)
Способы распространения и приспособления растений к распространению плодов и семян.
Примеры растений | Способ распространения | Приспособления к распространению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание для 6 классов по теме "Цветок. его строение и значение"
Заполнить таблицу "Строение цветка покрытосеменного растения"
Части цветка | Описание строения | Значение |
Околоцветник | ||
Тычинка |
|
|
Пестик |
|
|
______________________________________________________________
Тема Клеточное строение стебля
| |||
Название структуры стебля | Образующая ткань | Особенности строения структуры | Функции структуры |
Корка (кожица) |
|
|
|
Луб |
|
|
|
Камбий
|
|
|
|
Древесина |
|
|
|
Сердцевина |
|
|
Задание по теме корень.
таблица заполняется только ручкой.
Используйте материал п. 7 и учебного фильма "Зоны корня"
Таблица. Внутреннее строение корня. Зоны корня.
название зоны корня | образующая зону- ткань | особенности клеток зоны корня | значение зоны корня |
чехлик |
|
|
|
деления и растяжения |
|
|
|
всасывания (поглощения) | покровная |
|
|
|
| ситовидные трубки ( ) |
|
сосуды и трахеи ( ) |
|
Таблица по теме Плауны, Хвощи, Папоротники. Смотрите в разделе учебные фильмы.
Отдел | Особенности строения вегетативного тела | Место расположения спорангиев | Примеры представителей отдела |
Плауны |
|
|
|
Хвощи |
|
|
|
Папоротники |
|
|
|
Ди 1. Выполнить тест на Якласс по теме "Жизнедеятельность растений"
2. Познакомиться с материалом видео урока.
Определите тему, которой посвящён видео урок.
Запишите эту тему себе в тетрадь.
3. Выделите основное понятие, о котором шла речь в видео уроке.
Дайте этому направлению определение.
4. Изучите § 19, выпишите название метода, применяемого в систематике.
Что является основой деления на группы?
Перечислите единицы классификации от наименьшей к наибольшей,используя рис.104.
5. Перечислите признаки, по которым растения объединяются в одну группу "вид".
6. Выпишите значение систематики в ботанике.
Домашнее задание
ответить на вопрос.4, с. 107, письменно в тетради. Привести примеры бинарных названий видов
растений рассмотренных в параграфе.
Вопросы к теме "Воздушное питание растения" для 6"Б" класса
1) какой тип питания характерен для растений?
2) почему питание растений с помощью листьев называется воздушным?
3) какой процесс лежит в основе воздушного питания?
4) почему лист, орган воздушного питания?
5) какие ещё условия необходимы для осуществления воздушного питания?
Запишите определение фотосинтеза.
Задание для 6 классов по теме "Цветок. его строение и значение"
Лабораторная работа "Видоизменённые подземные побеги"
Цель: найти доказательства, что клубень картофеля и луковица репчатого лука – видоизменённые побеги.
Ход работы:
Часть 1.
1. Рассмотреть клубень картофеля, найти почки, расположенные в углублениях (глазках).
Подсчитать количество глазков на клубне: _______________
2. Зарисовать внешний вид клубня и обозначить и назвать его части.
3. Разрезать клубень поперёк и на одну из половинок нанести капельку раствора йода. Что произошло? __________________________________
_____________________________________________________________ .
Какое вещество, содержащееся в клубне окрасилось? _________________________________________________________.
В каких органах растения образовалось это органическое вещество? _______________________________________________ .
Каким путём крахмал попал в клубни картофеля?
_________________________________________________________.
Часть2.
1. Рассмотрите луковицу. Чем она покрыта с наружи?
______________________________________________________ .
2. Разрежьте луковицу вдоль. Найдите укороченный стебель – донце, чешуи – листья, почки.
Что развивается из этих почек? _________________________.
Какую функцию выполняют мясистые чешуи – листья?
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте луковицу в продольном разрезе и подпишите её части.
Обобщение.
По каким признакам клубень и луковица относятся к видоизменённым побегам? _____________________________________________________
______________________________________________________________
Тема Клеточное строение стебля
Название структуры стебля | Образующая ткань | Особенности строения структуры | Функции структуры |
Корка (кожица) |
|
|
|
Луб |
|
|
|
Камбий
|
|
|
|
Древесина |
|
|
|
Сердцевина |
|
|
|
Тема "Клеточное строение листа"
Название структуры листовой пластинки | Образующая ткань | Особенности строения структуры | Функции структуры |
Кожица |
|
|
|
Устьице |
|
|
|
Мякоть
|
|
|
|
Жилка |
|
|
|
Тема "Корень"
Задание : составить характеристику зон корня ф табличной форме
Характеристика зон корня
Зона корня | образующая ткань | значение |
чехлик | покровная | |
деления | ||
растяжения (роста) | ||
всасывания | ||
проведения |
Лабораторная работа№ 1
«Внешнее и внутреннее строение семени»
оборудование: заранее замоченные семена гороха или фасоли.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение семени гороха, обратите внимание на форму
семени, найдите рубчик и семявход, кожуру;
2. Зарисуйте внешнее строение семени, отразив форму семени, на
рисунке обозначьте кожура, рубчик и семявход.
3. Снимите кожуру с набухшего семени. Семя раскроется двумя
половинками.
4. Рассмотрите внутреннее строение семени. Найдите зародыш нового
растения,
5. Изучите строение зародыша. Найдите у зародыша зародышевый
побег, зародышевый корешок и семядоли, при необходимости
используйте рис. 27 (Б) в § 5.
6. Зарисуйте две раскрытые семядоли и зародыш на одной из них.
На этом рисунке обозначьте и подпишите части зародыша: зародышевый побег, зародышевый корешок и семядоли.
7. Ответьте на вопросы письменно в тетради:
1)какую роль играет эндосперм в семени?
2)что развивается из зародыша семени?
8. Запишите вывод в тетрадь, вписав пропущенные слова:
семя является органом семенного размножения потому, что внутри семени есть … , который состоит из … , … и … .
смотрите учебные фильмы
Мох Кукушкин лён и Мох Сфагнум
1. В дополнение к урокам в школе предлагаюься видеоуроки - "Бология. 6 класс"
2. Учебные ФИЛЬМЫ по темам.
I. Клеточное строение растений: "Растительная клетка"
II. Органы растения:
III. Процессы жизнедеятельности растений
Отделы растений:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Способы распространения полодов и черты их приспособленности
Предварительный просмотр:
Водоросли. Высшие споровые растения.
- вариант.
А1.Фотосинтез у водорослей происходит в:
- Хроматофоре 3) Светочувствительном глазке
- Хлоропластах 4) Вакуолях
А2. В отличие от водорослей, мхи имеют:
- Корень и побег 3)Органы и ткани
- Цветок и плод 4) Семена
А3.Коробочка на ножке у мхов – это
- Гаметофит 3) протонема
- Спорофит 4) зародыш
А4.При прорастании споры папоротника образуется:
- Протонема 3) зигота
- Заросток 4) спорангии
А5. Верны ли следующие суждения?
А. У папоротников , как и у мхов ткани слабо развиты
Б. В цикле развития мхов преобладает гаметофит.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. Выберите три верных ответа. По каким признакам мхи относятся к высшим споровым растениям?
- имеют корни, листья, стебли
- способствуют заболачиванию почвы
- хлорофилл находится в хлоропластах
- в теле имеется фотосинтезирующая ткань
- размножаются спорами
- ризоиды поглощают воду из почвы
Водоросли. Высшие споровые растения.
2вариант.
А1. К водорослям не относится
- хламидомонада 3) хлорелла
- маршанция 4) улотрикс
А2. В отличие от мхов, папоротники:
1) размножаются спорами 3)имеют проводящие ткани
2) имеют листья и стебли 4)являются автотрофами
А3. В жизненном цикле мхов преобладает
1)спорофит 3) протонема
2) гаметофит 4) бесполое поколение
А4. У хвощей споры развиваются
1)в спороносных колосках 3) в коробочках
2)на нижней стороне листа 4) на летних побегах
А5. Верны ли следующие суждения?
А. Хвощ полевой – показатель кислой почвы
Б. Из багрянок получают вещество агар-агар
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. Выберите три верных ответа. Каковы особенности папоротников?
- Имеют корни, стебли, листья
- Способствуют заболачиванию почвы
- Хорошо развиты механические и проводящие ткани
- Оплодотворение не зависит от воды
- Образуют два вида побегов, весенний и летний
- Споры образуются в спорангиях
Предварительный просмотр:
1. ФОРМУЛЫ ЦВЕТКОВ РАЗЛИЧНЫХ СЕМЕЙСТВ
ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ:
1) Ч4Л4Т2+4П1
2) Ч5Л5ТМНОГОП1/П много
3) Ч(5)Л(5)Т5П1
4) Ч(5)Л1+2+ (2)Т(9)+1П1
5)Ч0 Л(5)Т5П1
6) О3+3Т6П1
7) О(2)+2Т3П1
2. Вопросы к материалу урока (выполнить письменно в общей тетради)
1) чем плод боб отличается от плода стручок? Зарисовать внешний вид плода и вид раскрывшегося плода.
2)Какую роль в жизни бобовых играют клубеньки на корнях этих растений
3) Почему зелёные клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? Ответ пояснить.
Предварительный просмотр:
Перенесите рис. и схемы в тетрадь. Выполните задания.
Задание 1. Зарисуйте фиалку трёхцветную, обозначьте и подпишите органы цветкового растения.
Задание 2. Перенесите схемы в тетрадь и заполните:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения побега растения, на примере ветки дерева».
цель: в процессе изучения побега, найти части побега: стебель, узлы, междоузлия, боковые (пазушные) почки и верхушечную почку, листовой рубчик.
Ход работы:
1. Рассмотрите участок ветки дерева, найдите стебель, узлы, междоузлия. Сосчитайте количество узлов и междоузлий на этом участке. Измерьте длину одного из междоузлий. Запишите полученные результаты.
2. На побеге найдите верхушечную почку и боковые почки, расположенные в узлах. Рассмотрите листовой рубчик, расположенный в основании почки и образующий пазуху листа.
По схеме расположения почек определите расположение для данного побега.
3. Выполнить рисунок изученного участка побега, дать название рисунку, указать и подписать части побега, рассмотренные в п.1,2: стебель, узлы, междоузлия, боковые (пазушные) почки и верхушечную почку, листовой рубчик.
Предварительный просмотр:
Спользуйте таблицу «Форма листовой пластинки для выполнения Д/з
Предварительный просмотр:
Классификация цветков
Предварительный просмотр:
СОЦВЕТИЯ.
Соцветие кисть имеют капуста, ландыш, черёмуха. В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси. Если несколько кистей отходит от общего стебелька, соцветие называют метёлкой. Такое соцветие имеют сирень, виноград.
Простой колос образуют не имеющие цветоножек, т. е. сидячие, цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками, у ржи, например, двумя.
Початок отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия.
Простой зонтик — соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия. Такое соцветие у примулы, вишни. Морковь и петрушка имеют соцветия, состоящие из нескольких простых зонтиков. Такое соцветие называют сложным зонтиком.
Корзинка — это соцветие подсолнечника, астры, одуванчика, осота, бодяка и многих других растений. В нём многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе соцветия. Снаружи это соцветие защищено зелёными листьями — обёрткой.
У растений встречаются и другие соцветия, например головка, завиток, щиток.
Головкой называют соцветия, где цветки сидят на оси плотной кучкой. Главная ось укорочена, цветки сидячие или цветоножки развиты плохо. Соцветие встречается у клевера, люцерны хмелевой.
В соцветии завиток от главной оси с единственным цветком отходит другая ось с единственным цветком, а от той — ось третьего порядка и так далее, при этом все цветки направлены в одну сторону. Встречается у медуницы, незабудки.
Соцветие щиток — это вид кисти, или промежуточное соцветие между кистью, зонтиком и головкой. Цветы на цветоножках в нём располагаются на главной оси. Отличие в более длинных нижних цветоножках. Выбрасывая цветки вверх, они становятся на один уровень с верхними и получаются расположены в одной плоскости. Соцветие характерно для садовой груши, яблони, сливы, боярышника.