Инновационность в организации работы с детьми (участие в научно-методической, опытно-экспериментальной работе)
Образовательную деятельность строю на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Главной целью своей работы считаю развитие познавательной и речевой активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. Для повышения уровня познавательной активности воспитанников мною был разработан и реализован долговременный образовательный проект «Мы исследователи». Главная цель, которого подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, ведь самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. За основу работы мною взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения». При проведении НОД отбираю содержание и средства для коррекции не только речи, но и неречевых процессов, использую разнообразные приемы и методы обучения. В работе применяю традиционные и инновационные технологии:
Участие в инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работе, конференциях:
Международный уровень:
2018 год – Публикация материала по теме «Использование технологии развития критического мышления» на Международном образовательном портале «Маам»
2018 год – Публикация материала по теме «Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при приеме в речевую группу детского сада» на Международном образовательном портале «Маам»
Федеральный уровень:
2015 год – Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления и информационно – компьютерных технологий для формирования мыслительной деятельности дошкольников» на ХVII Всероссийской научно практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребёнка»
2017 год - Участник медианара по теме "Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон - технологии" на образовательном форуме "Знанио"
2017год - Участник вебинара в Учебно-методическом центре "Школа 2100" по теме "Социоигровая технология"
2018год - Участник вебинара в Учебно-методическом центре "Школа 2100" по теме "Вариативность дошкольного образования детей с ОВЗ"
2018 год – Публикация материала по теме «Календарно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе» в социальной сети работников образования «nsportal.ru»
2018 год – Публикация материала по теме «План профессионально-личностного развития» в социальной сети работников образования «nsportal.ru»
Регионального уровня:
2018 год – Участник выставки дидактических пособий и методических материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» .
Муниципального уровня:
2015 год - Мастер – класс «Составление описательных рассказов с детьми дошкольного возраста» на городском методическом объединении воспитателей по теме «Развитие связной речи»
2016 год –Участие в городской августовской конференции работников образования - секция «Выявление эффективных образовательных практик в реализации ФГОС ДО»
2016 год – Мастер класс «Нетрадиционные формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста при составлении описательных рассказов», на городском фестивале инновационных практик «Взаимодействие педагога с детьми в различных видах деятельности»
2017 год – Творческая мастерская - мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми дошкольного возраста»
2017 год - Открытый показ к семинару-практикуму «Организация коррекционно-развивающей работы, по теме «Коррекционный час»
2017 год – Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по «Формированию элементарных математических представлений» для учителей в рамках сетевого взаимодействия
2017 год - Открытый показ к семинару-практикуму «Организация коррекционно-развивающей работы, по теме «Коррекционный час»
2018 год - Открытый показ к семинару-практикуму «Взаимодействие взрослых и детей в образовательной деятельности» по теме «Формирование элементов критического мышления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 1.2 МБ |
master_-_klass_neudahinoy_e.p.docx | 19.48 КБ |
znakomye_neznakomtsy.pdf | 1.41 МБ |
doklad_master_na_konkurs.docx | 23.44 КБ |
neudahina_e.p.pdf | 2.39 МБ |
proekt17g_neudahina_ep.docx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«Использование технологии развития критического мышления и информационно – компьютерных технологий для формирования мыслительной деятельности дошкольников»
Неудахина Елена Петровна
воспитатель коррекционной группы
МБДОУ д/с № 3 «Речецветик»
г. Зеленогорск
Мне хотелось бы представить опыт работы целью, которого является формирование мыслительной деятельности дошкольников через развитие познавательно-исследовательской и речевой активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для формирования мыслительной деятельности воспитанников использую в своей работе элементы технологии развития критического мышления.
Вопрос аудитории - Как вы думаете что такое «критическое мышление»? Кто такой критически мыслящий человек?
Практическая работа:
Предлагаю ответить на этот вопрос на листе бумаги. (время обдумывания 1 минута)
После объединиться в пары и составить единое определение. (время осуждения 2 мин)
Далее – в четверки – и вновь составьте определение. (время обсуждения 3 минуты)
Прием, который мы использовали, называется методом развивающей кооперации. Объединение допустимо до 8 человек, в процессе таких совместных обсуждений идет трансформация знаний. (Для детей старшего дошкольного возраста подгруппа не более 4 детей).
Даётся определение (на слайде) – Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе, так и в России под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры как ребёнка так и педагога. Ребёнок, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, умеет аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Предлагаю разобрать несколько приёмов построенных по технологии развития критического мышления, которые я использую в детском саду.
Например «Кластер» является отражением нелинейной формы мышления. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера.
Правила составления кластеров (сопровождаются показом) :
1 этап - посередине чистого листа (доски) пишется ключевое слово или изображение предмета, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап – воспитанники называют все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг ключевого слова "разбрасываются" слова или образы, подходящие для данной темы (эта модель называется "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи или образы объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное понятие.
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
У каждого из "спутников" в свою очередь тоже могут появиться "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.
Практическая работа:
Предлагаю самостоятельно создать кластер по теме «Транспорт»
(Время для работы 3 минуты).
Следующий приём который мы с вами разберём «Таблица – Знаю. Хочу узнать. Узнал, и что осталось узнать» Эта таблица способствует умению определять уровень собственных знаний. Пробуждает у воспитанников интерес к получению новой информации. Развивает умение планировать дальнейшую работу. Данную таблицу дети заполняют, зарисовывая символы.
Заполняя первую часть таблицы «Знаю», воспитатель совместно с воспитанниками составляет список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. В первой части таблицы можно использовать уже известный нам приём «Кластер».
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
По окончании совместной деятельности (во время которой дети получают новую информацию по определённой теме) воспитанники заполняют третью графу таблицы «Узнал» идёт подведение итогов и мотивация к последующей деятельности.
Можно использовать также ещё одну разновидность таблицы «ЗХУ»:
З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | Где получить информацию |
Практическая работа:
Предлагаю самостоятельно заполнить эту таблицу по той же теме «Транспорт» где для заполнения первой графы таблицы можно использовать ваш кластер (время заполнения 3 мин.).
Стараюсь, чтобы все наши совместные с детьми «исследования» начинались с вопросов, которые возникают у детей. Главная задача - создать ситуации для возникновения этих вопросов. Поэтому мне хотелось бы познакомить вас ещё с одним приёмом технологии критического мышления «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») главная задача этого приёма умение задавать вопросы разных типов, что очень важно для детей логопатов.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: воспроизведение (знание), понимание, применение, анализ, синтез и оценка (на столах схематическое изображение «Ромашки Блума» с классификацией уровней познавательной деятельности).
Практическая работа:
Предлагаю совместно в подгруппах заполнить таблицу, соотнося типы вопросов с уровнями познавательной деятельности.
Проверка правильности заполнения таблицы (таблица на слайде):
Классификация уровней познавательной деятельности | Типы вопросов | Вопросы |
Воспроизведение (знания) | Простые вопросы | Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание | Уточняющие вопросы | Правильно ли я понял..? |
Применение | Практические вопросы | Как можно применить..? Что можно сделать из..? |
Анализ | Интерпретационные вопросы | Почему? |
Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? |
Оценка | Оценочные вопросы | Как вы относитесь ? |
Труднее всего воспитанникам даются творческие и практические вопросы.
Но именно благодаря этим вопросам, мы совместно с детьми учимся лучше разбираться в разнообразных ситуациях и учимся смотреть на них под разными углами зрения.
Использование информационно – компьютерных технологий при проведении НОД позволило повысить качество усвоения материала и повысить познавательный интерес воспитанников. Был создан ряд презентаций, видео презентаций и познавательных фильмов по лексическим темам. Хочу представить вашему вниманию некоторые из них (предлагаю просмотр вариантов презентаций и видео презентаций).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«Инновационные подходы при составлении описательных рассказов с детьми дошкольного возраста»
Неудахина Елена Петровна
воспитатель коррекционной группы
МБДОУ д/с № 3 г. Зеленогорск
Красноярского края
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты. Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.
Переход от диалогической речи к различным формам монологической очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специальной речевой подготовки через следующие виды:
- Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям .
- Рассказы описания предметов (игрушки, овощи, фрукты и т.п.), и описание предмета по предметной картинке.
- Рассказы по сюжетной картине.
- Рассказы по серии сюжетных картинок.
- Рассказы из личного опыта, и творческие рассказы.
При определении использования того или иного вида мы опираемся на актуальный и ближайший уровни развития детей.
Определение тематики зависит не только от планируемых лексических тем, но что более важно, от запросов и интересов детей. А для того чтобы интерес и лексическая тема совпали, создаем ТАКУЮ среду, чтобы эти вопросы возникли.
Так же немаловажным во взаимодействии является предоставление детям возможности самостоятельного выбора, например, определение очередности рассказывания.
Практическое задание: Коллеги, какие варианты выбора ребёнка используете вы в своей работе?
(Рассуждения)
( Например,
- учёт желания ребенка,
- либо мы договариваемся с детьми о том, что сегодня будут - рассказывать первыми тот, у кого в одежде присутствует красный цвет,
- либо дети договариваются передавать эстафетную палочку рассказчика друг другу по желанию,
- или любой другой вариант, который вы определите вместе с детьми.)
Очень важно чтобы дети имели возможность при обсуждении договариваться друг с другом, устанавливать эти правила и их соблюдать.
Давайте разберём такой вид как Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Коллеги договоритесь, кто из вас сейчас возьмет на себя роль детей, необходимо два человека.
Скажите, пожалуйста, почему именно вы вышли, и какие у вас были мотивы.
(рассуждения – заострить внимание что:
- у детей могут быть разнообразные мотивы которые с первого взгляда могут показаться несущественными и наивными но для ребёнка они важны)
Практическая часть:
- Итак, вы ребенок. Вам дается инструкция (Подойди к столу возьми мяч и положи его в корзину) а второй ребёнок смотрит, что он делает, и отвечают на вопрос: Что сделал первый ребёнок?
Постепенно задания усложняются. Дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения.
Более сложный вариант – когда инструкция говорится наедине одному ребенку, а второй описывает ее выполнение («дети» меняются ролями)
Еще один вид речевой подготовки - Рассказы - описания предметов
Это может быть описание игрушек, овощей, фруктов, листьев, комнатных растений и т.д. которое может проходить не только во время НОД, но и в любой режимный момент (например, детей заинтересовала птица, прилетевшая на участок или ребёнок принёс в группу интересную игрушку т.п.).
Уже в младшей группе дети подходят к составлению небольших описательных рассказов по игрушкам, они начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план - два-три вопроса - название игрушки, основные ее качества и действия с ней. Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы.
Для повышения эффективности обязательно вносим игровые приемы. Так, например в группе составлению описательного рассказа по игрушке предшествовала сюжетно-ролевая игра, «Пограничники» которая, помогла педагогу как бы невзначай подойти к описанию игрушки.
В ходе игры детям была дана возможность выбора между биноклем и подзорной трубой, разными видами фуражек и т.д. хотя мы понимаем, что это «ложный выбор». Но для ребенка важно, что с его мнением считаются и что он является полноправным «субъектом» взаимодействия.
По аналогии проводится Описание предмета по предметной картинке Только надо помнить, что объект рассказа должен быть хорошо известен ребенку.
Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ по игрушке, можно предложить воспитанникам составить сюжетный рассказ по набору игрушек.
Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, дерево, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты.
Практическое задание Коллеги давайте совместно придумаем вопросы к этому набору игрушек. ( Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?)
А теперь давайте поразмышляем, для того чтобы работа по данному виду была более эффективной, что может предложить педагог детям?
НАПРИМЕР Самостоятельно собрать набор игрушек, либо добавить к этому набору один предмет и т.д.
Наиболее эффективным приёмом облегчающим процесс становления связной речи, является наглядное моделирование.
Так например - описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет)
Модель должна быть нарисована ребенком, пусть коряво, но это должна быть их схема их продукт деятельности!!!!!
- Коллеги опишите машинку по схеме составленной детьми
Важно что бы эти схемы созданные руками детей продолжали жить в таком виде в группе. И дети могли бы взять в любой момент эти схемы и в свободной деятельности составить рассказ про заинтересовавший их объект.
Как правило, дети лучше составляют рассказы по своим схемам, т.к. при создании были задействованы все анализаторы. они это прожили создавая, как бы «пропустили через себя».!!!!
Когда дети хорошо усвоили данную схему можно познакомить их с более сложной схемой.
Описание предмета по обобщающей схематической зарисовке (используется при описании предметов относящиеся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.)
Практическое задание: Коллеги давайте представим такую ситуацию - дети нарисовали схемы по теме транспорт и каждая по-своему хороша, но перед нами стоит задача, оставить только одну общую схему (например, для выступления на детской научной конференции). Что в этой ситуации мы можем предложить детям…..(рассуждения)
Наша с вами задача научить детей договариваться при выборе наиболее удачного варианта, (возможно, даже на своём личном примере).
При составлении описательного рассказа немаловажную роль играет правильное построение предложения, а помня о том, что у детей часто нарушены структура фразы и внутреннее планирование высказывания, мы используем «Мини – сказки – связки» которые представляют собой цепочку картинок и схем (схемы – предлоги, схемы – действия, предметы). Они выстроены в логической последовательности и имеют законченную мысль, т.е. предложение.
Ребенок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, лексически и синтаксически правильно. То есть мы даём образец правильного построения предложения.
Практическое задание: Предлагаю попробовать прочитать эти предложения
А теперь попробуйте самостоятельно зарисовать схему одного предложения с заданными предметами, предлогами, и словами действиями.
- Предлагаю объединиться в пары и выбрать, по вашему мнению наиболее удачный вариант
- Далее – в четверки – и вновь выбрать один из вариантов.
- А потом объединиться по 8 человек и так же выбрать один вариант.
Прием, который мы использовали, называется методом развивающей кооперации. Который как правило используется в ст. под.)
Освещая вид рассказывание по сюжетной картине, я не буду останавливаться на методике, которой вы владеете. Я остановлюсь на приемах для активизации и привлекательности детям данного вида деятельности.
У вас на столах приведён примерный перечень игровых упражнений и их классификация, с его помощью вы посмотрев видеосюжет можете определить какие методы и приемы использовал воспитатель на этапе подготовительной работы по составлению описательного рассказа по картине.
(Показ видео)
Подводя итог мы можем отметить, что в младшем и среднем возрасте мы чаще используем игровые приемы, в старшем, мы включаем приёмы на развитие навыков исследовательского поиска, при которых создаются условия, способствующие проявлению детской инициативы.
На данный момент мы с вами, педагоги, находимся в ситуации перестроения привычной позиции ведомых, на позицию сотрудничества, где ребенок является полноправным субъектом педагогического творчества.
РЕФЛЕКСИЯ (сосуды) Предлагаю коллегам заполнить три сосуда (красный, жёлтый, и зеленый) записками с пожеланиями или предложениями.
Зеленый сосуд - получили информацию в полном объёме (что больше всего понравилось?)
Жёлтый – информации получили достаточно, но хотелось бы еще, что, то узнать (о чём хотелось узнать больше?)
Красный сосуд – Материал был непонятен или информации было не достаточно.