Анализ предметно — пространственной развивающей среды в группы
Нашей главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neudahina_elena_petrovna_.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. А среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста подчеркивается необходимость: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей старшего дошкольного возраста: она содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна , вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям, запросам и интересам воспитанников, содержанию Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Большое значение имеют игровые средства. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми запросам детей. Представления об окружающем мире у воспитанников постепенно обогащаются, в соответствии с этим постепенно расширяется детский арсенал самодельных игрушек.
В группе своевременно обогащается центр сюжетно-ролевых игр, различные виды театров (ширмы, атрибуты, ряженье, музыкальный центр), размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал. Самодельные макеты, модели, предметы-заместители и т.д.
Трансформируемость пространства помогает участникам игрового взаимодействия максимально реализовать детские замыслы и фантазии. Все части пространства группы могут изменяться по объёму, сжиматься или расширяться, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих
Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель, модули. Такое игровое оборудование создаёт атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности и для всех детей в целом.
Полифункциональность различных составляющих предметной среды (детская мебель на колёсах, маты, мягкие модули, лёгкие ширмы, и т.д.), не обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов, используются детьми соответственно разворачиваемому сюжету, содержанию собственной игры. Так, например в нашей группе у детей есть возможность преобразовать часть групповой стены по своему вкусу (маркерная стена).
Наряду с образными игрушками в группе представлен обобщенный, неоформленный материал: предметы-заместители, бросовый материал: проволока, природный материал, бечевка, куски ткани и т.д. для самостоятельного изготовления атрибутов к игре, «Сундук заброшенных вещей». Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы, создаёт условия для развития воображения, творчества.
Вариативность среды в группе представлена в виде различных игровых пространств, наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детыми деятельности. А также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды нашей группы это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Это достигается открытым пространством мебели, все полки расположены соответственно росту детей.
Безопасность предметно-пространственной среды заключается в соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе исключены случаи: падения с высоты, удары и ушибы в результате неустойчивости оборудования, травмирование об острые углы и т.п. Игровой материал сертифицирован.