Открытый урок

Петреченко Светлана Владимировна

Конспект открытого урока  по теме "Полные и краткие причастия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastiya_polnye_i_kratkie.docx46.47 КБ
Файл polnye_i_kratkie_prichastiya.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №109. Полные и краткие причастия.

Цель деятельности учителя

Познакомить с  понятием «краткое причастие», показать  отличие кратких причастий от полных и роль в предложении

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Дата урока

25.01.2016г.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки

 Образовательные ресурсы

Учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский зык. 6 класс». http://festival.1september.ru/

Задачи урока

Образовательные: дать представление о кратких причастиях;

ознакомиться с правописанием Н в кратких причастиях;

совершенствовать умения по использованию кратких причастий  в речи. 

Развивающие: развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;

совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

развивать  информационную компетентность и компетентность разрешения проблем,

развивать коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: воспитывать патриотизм в детях, объективное знание истории.;

содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Формы и методы

фронтальная, в парах, дифференцированная работа, индивидуальная

Основные термины и понятия

 причастие, форма глагола, полные и краткие причастия

Планируемые результаты

Предметные:  знать: определение краткого причастия, сходства и различия полных и кратких причастий, синтаксические функции полных и кратких причастий; уметь распознавать краткие причастия в предложении, выполнять синтаксический разбор предложений с краткими причастиями.

Личностные:  самоопределение - личностное, жизненное самоопределение

Метапредметные:

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий  

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел уже звонок -

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Приветствуют учителя, желают друг другу хорошего настроения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

Личностные:

действие смыслообразования

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, сегодняшнее занятие я хотела бы приурочить к очень серьёзной и важной дате –Дню  снятия блокады Ленинграда.

27 января наша страна отмечает День снятия блокады Ленинграда. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду    «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. СЛАЙД 1-2.

-Что значит блокада Ленинграда? (окружение города со всех сторон. )

-О какой войне идет речь? (ВОВ)

-Ребята, какую дату мы отмечали в 2015году? (70-летие Победы)

 -Послушайте отрывок из стихотворения русского поэта Михаила Дудина «Подводный свет».  

Не забыть мне зарниц Шлиссельбурга,

Батареи немецкой налет.

Зимней ночи косматая бурка

Опустилась на ладожский лед.

Но расстреляно рваное небо,

Полыньи от бомбежки дымят.

Пополненья,

Снарядов

И хлеба

Дожидается твой Ленинград.

И машины идут сквозь торосы

И, по дифер в воде, тормозят.

Оплетенные цепью

Колеса

По торосам на ощупь скользят.

-О чём  идёт речь в стихотворении? (о дороге жизни) 

-Поздней осенью по замерзшему льду Ладоги проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. по ещё не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. СЛАЙД 3.

-Прочитайте самые главные строки. СЛАЙД 4

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд..

-Почему я выделила два слова? Что у них общего? (Это причастия)

-А что вы знаете о причастиях, давайте вспомним.

Продолжите фразу: СЛАЙД 5

Причастие- это…

Причастия бывают двух разрядов:…

Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени:….

Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени:….

Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени:….

Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени:….

-Хорошо, молодцы!

-А чем отличаются выделенные причастия? СЛАЙД 6.

-Выделите окончания.

-У некоторых из вас это вызвало трудности.

-Какова же тема нашего урока? (Полные и краткие причастия.) СЛАЙД 7.

Запишем тему в тетрадь.

-Какие задачи  нам надо поставить на  урок? СЛАЙД 8.

- Повторим….(уже известные сведения о причастии)

- Узнаем…(новое о полных и кратких причастиях)

- Применим…(полученные сведения на практике)

-Ребята, а какими методами будем решать поставленные задачи?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Обосновывают выбор ответа

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Формулируют тему урока, задачи.

Регулятивные: 

Планируют необходимые действия, операции

Познавательные:

осознают учебно-познавательную задачу

Коммуникативные УУД 

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Актуализация знаний.

Постановка проблемы

 (Сказать о ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ)

Работа в тетрадях. СЛАЙД 9.

- Образуйте от причастий краткие формы:

заваленные снегом улицы – улицы завалены снегом

озаренное вспышками  небо – небо озарено вспышками

промерзшие стены домов - ……

разбитая витрина магазина  - витрина магазина разбита

-Определите разряд причастий.

ПРОВЕРКА по СЛАЙДУ 10.

-Какую закономерность вы выявили? От каких причастий можно образовать краткие формы?

-Верно, краткая форма образуется только от страдательных причастий.

-А сейчас посмотрите на доску. Я выписала два предложения из прочитанного стихотворения. (Предложения написаны на доске)

-Прочитаем их.

-Какое слово не понятно?

Маша поработает со словарем.

ТОРОС – это нагромождение льда, образовавшееся в результате бокового давления ледяных полей друг на друга, а также на берега и на мелководные участки дна, и происходящего при этом обламывания их краёв.

-Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните их грамматические основы.

1) Но расстреляно рваное небо

2) Оплетенные цепью колеса  по торосам на ощупь скользят.

-Петя и Коля работают  на доске.

-Коля, а каким членом предложения является слово оплетенные?

 -Обратите внимание на полное и краткое причастия в предложениях. Какой вывод об их синтаксической функции вы можете сделать?

-А что скажете об их орфографии? Что заметили? Н и НН.

-Итак, какой вывод сделаем?

-Давайте обратимся к учебнику, посмотрим, что нам говорится о полных и кратких причастиях в нём. С.185-186

Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выдвигают гипотезы.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Задают вопросы для уточнения информации.

Формулируют выводы наблюдений.

Познавательные :

поиск и выделение необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные:

осознают свои трудности  и стремятся преодолеть их; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: 

осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля

Физминутка

Вы, наверное, устали?                          И за парты все уселись.

Ну, тогда все дружно встали,                        Глазки крепко закрываем,

Ножками потопали,                             Дружно до пяти считаем.

Ручками похлопали.                                                       Открываем, поморгаем

Покружились, повертелись.                                                       И работать      

                                                                                                             Продолжаем.

выполняют движения

Личностные:

осознают необходимость заботы о здоровье

Первичное усвоение новых знаний.

Работа в парах.

 -Восстановите текст, соблюдая указания в скобках. Работайте в парах. В листочках можно писать.

«Дневник Тани Савичевой» не был изданный (краткое причастие ед ч., муж.р.)______________. Детская рука  терять (действит. причастие наст. вр.)___________________ силы от голода писала неровно, скупо.

     Хрупкая душа поразить (полное страдат. прич. ед ч., жен.р.) ____________ невыносимыми страданиями была уже не способна на живые эмоции. Сегодня дневник  выставленный (краткое причастие ед ч., муж.р.)________________  в Музее истории Санкт-Петербурга.

Таню же, потерять (действит. причастие пр. вр., ж.р.) __________________  сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходить (действит. причастие наст. вр.) __________________  ленинградские дома. Таню  не смогли спасти, было уже очень поздно.

-Прочтите восстановленный текст.

- О ком идет речь?

-Кто это? (Это наверное самая известная блокадница, которая оставила после себя дневник. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева писала об ужасе фашизма. И погибла она, не дождавшись Победы: Таня умерла – в июле 1944года. )

Сверяют с образцом СЛАЙД 11.(12,13 слайды о Тане Савичевой)

-Дальше работаем по вариантам.

1 вариант – 1-ый абзац.

2 вариант – 2-ой абзац.

  2 человека у доски  - подчеркивают причастия как члены предложения.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ – поставьте себе баллы, если вы работали и отвечали верно.

выполняют упражнения,

сверяют с образцом

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ – поставьте себе 0-3 балл, если вы работали и отвечали верно.

Осуществляют

самооценку

Познавательные: 

структурирование знаний, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные: 

Осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления

Первичная проверка понимания

Дифференцированная работа

Три вида заданий:

высокий уровень: упр. 428 – 1 у доски самостоятельно (его не видно)

средний уровень: упр. 429 -  сами, но проверка по слайду (СЛАЙД 14)

низкий уровень: упр. 430 – вместе  с учителем

Выберите сами себе уровень заданий.

ОЦЕНКИ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ – поставьте себе 0-3 балл, если вы работали и отвечали верно.

выполняют упражнения

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные: 

оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Первичное закрепление.

В ЧЕТВЕРКАХ

(текст читается вслух учеником)

СЛАЙД 15 о Шостаковиче.+ 1мин.-прослушивание фрагмента Ленинградской симфонии.

-Что можете сказать о музыке? Какая она? (Звучит, как марш. Это тема сопротивления. Маршевая, торжественная, она звучит страстью и великим гневом, решительно противостоя теме нашествия.)

        До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляющие в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозившие истощенных людей. Скольких спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога!

     Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, в первые месяцы Великой Отечественной Войны находившийся в Ленинграде, начал работать над Седьмой симфонией. Симфония была исполнена  на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года и получила название Ленинградской.

СЛАЙД 16 с текстом.

1. группа – определить стиль и тип речи текста (устно)

2. группа – подобрать заголовок (устно)

3. группа – выписать краткие причастия, выполнить морфемный разбор (у доски)

4. группа выписать полные причастия, выполнить морфемный разбор (у доски)

5. группа – и выпишите слова с орфограммой Н и НН (СЛАЙД 17)

6.группа – от глагола спасать образуйте все возможные причастия (устно)

7.группа - от глагола получать образуйте все возможные причастия (устно).

ЛИСТ САМООЦЕНКИ – поставьте себе баллы, если вы работали и отвечали верно.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ – поставьте себе 0-3 балл, если вы работали и отвечали верно.

 отвечают на вопросы, определяют уровень приобретённых знаний

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

1 группа – упр. 433

2 группа – упр. 432

3 группа – упр. 431 СЛАЙД 18.

слушают инструктаж, записывают, задают вопросы

осуществляют учебные действия по намеченному плану

Рефлексия

СЛАЙД победа

Поведем итоги:

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ: СЛАЙД 19.

Сегодня на уроке

  • Я открыл…  
  •  Я научился…  
  • Я постарался…  
  • Я вспомнил…

-В  ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ  подсчитайте баллы.

9-10  - «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».  Передайте листы самооценки.

-Всем спасибо за работу!

соотносят цель и итог, заполняют лист самооценки

Осуществляют

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:  приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День воинской славы

Слайд 2

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. « Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Слайд 3

Дорога жизни Поздней осенью по замерзшему льду Ладоги проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым . 22 ноября 1941 г. по ещё не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Слайд 4

Но расстреляно рваное небо, Полыньи от бомбежки дымят. Пополненья, Снарядов И хлеба Дожидается твой Ленинград. И машины идут сквозь торосы И, по дифер в воде, тормозят. Оплетенные цепью Колеса По торосам на ощупь скользят. Михаил Дудин «Подводный свет»

Слайд 5

Продолжите фразу: Причастие- это… Причастия бывают двух разрядов:… Назовите суффиксы действительных причастий н. вр .:…. Назовите суффиксы действительных причастий пр. вр .:…. Назовите суффиксы страдательных причастий н. вр .:…. Назовите суффиксы страдательных причастий пр. вр .:….

Слайд 6

Но расстреляно рваное небо, Полыньи от бомбежки дымят. Пополненья, Снарядов И хлеба Дожидается твой Ленинград. И машины идут сквозь торосы И, по дифер в воде, тормозят. Оплетенные цепью Колеса По торосам на ощупь скользят. Михаил Дудин «Подводный свет»

Слайд 7

Полные и краткие причастия

Слайд 8

З адачи урока: Повторим…. Узнаем … Применим …

Слайд 9

Заваленные снегом улицы – Промёрзшие стены домов – Разбитая витрина магазина – Озарённое вспышками снарядов небо – Плачущие от голода дети – - Определите разряд причастий. Образуйте от причастий краткие формы

Слайд 10

Заваленные снегом улицы – улицы завалены снегом. Промёрзшие стены домов –… Разбитая витрина магазина –витрина магазина разбита . Озарённое вспышками снарядов небо – небо озарено вспышками снарядов. Плачущие от голода дети –… . Проверка:

Слайд 11

«Дневник Тани Савичевой» не был издан. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, поражённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Сегодня дневник выставлен в Музее истории Санкт-Петербурга. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходивших ленинградские дома. Таню не смогли спасти, было уже очень поздно.

Слайд 12

Блокадный дневник Тани Савичевой

Слайд 14

ПрервАть - прЕрванный , прЕрван , прЕрвана . НазвАть – нАзванный , нАзван , нАзвана и названА . ОтобрАть – отОбранный , отОбран , отОбрана . СобрАть – сОбранный,сОбран , сОбрана и собранА . Проверка упражнение 429.

Слайд 15

Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию".

Слайд 16

До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляющие в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозившие истощенных людей. Скольких спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, в первые месяцы Великой Отечественной Войны находившийся в Ленинграде, начал работать над Седьмой симфонией. Симфония была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года и получила название Ленинградской .

Слайд 17

Автоклонны , жизненно, Отечественной, исполнена.

Слайд 18

Домашнее задание: 1 группа – упр. 433 2 группа – упр. 432 3 группа – упр. 431

Слайд 19

День воинской славы В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 года в Ленинграде был дан праздничный салют. День воинской славы России — День снятия блокады города Ленинграда отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».

Слайд 20

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ: Сегодня на уроке Я открыл… Я научился… Я постарался… Я вспомнил…