Самообразование

Стельмах Светлана Назаровна

Самообразование является непременным условием повышения моего профессионального роста. Составляю программу по самообразованию, которую корректирую и вношу дополнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад »

Тема по самообразованию:

 «Использование информационно-компьютерных технологий в работе логопеда»  

Учитель-логопед :

Стельмах  С.Н.

г.Пыть-Ях

Структура папки по самообразованию

        1. Содержание:

а) тема;

б) цель;

в) задачи;

г) срок реализации;

д) предполагаемый результат;

е) форма отчетности;

ж) папка самообразования.

        2. Список использованных источников.

        3. Отчет о проделанной работе за учебный год.

        4. Приложения.

Содержание

Тема самообразования изучаемая с 15.09.17 - 15.09.21. :  «Использование информационно-компьютерных технологий в работе логопеда».

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с обучающимися с использованием информационных компьютерных технологий

Задачи:

1.  Изучить и обобщить литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
2.  Выявить уровень развития речи обучающихся с использованием информационных компьютерных технологий.
3.  Разработать и систематизировать методические и дидактические материалы.
4.  Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися, распространение положительного опыта.

Обоснование выбранной темы: коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к логопедическим занятиям, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду можно добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Условия реализации поставленных задач:

• работу с компьютером на одном занятии проводить в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).

Предполагаемый результат:

• повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
• развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
• развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности;
• развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям;

 • повышение эффективности логопедической работы в целом.

Этап

Формы работы

Сроки

Практический выход

С детьми

С педагогами

С родителя-ми

1.Орга-низаци-онный

Диагностика уровня речевого развития.

Подготовить и разместить на образовательные сайты следующие материалы

Подготовить и разместить на образовательные сайты следующие материалы

Сентябрь

Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

2. Прог-нотический

Отобрать, установить и использовать в работе коррекционно-развивающие логопедические программы (компьютерная игра «Учимся говорить правильно», «Тренажер для развития внимания и памяти»).

Презентационные материалы применять для:

• развития речевого дыхания;
• гимнастики для глаз;
• автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, и связной речи;
• дифференциации акустически близких звуках и графически сходных букв;
• развития фонематического восприятия;
• развития элементарных и сложных форм языкового анализа и синтеза;
• усвоения лексических тем;
• развития навыков словообразования и словоизменения;
• развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

Октябрь

Формулирование целей и задач работы над темой.

Определение средств, форм и методов работы.

Прогнозирование результатов.

Применять интернет-ресурсы.

2. Прак-тичес-кий

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с применением компьютерных технологий.

Консультация для педагогов.

Выставка логопедических  игр.

Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями .

Практическое применение игр и упражнений по коррекции речи  для родителей.

Ноябрь

Создать и закачать из интернета, использовать медиатеки, содержащие презентации POWERPOINTMICROSOFT.

Декабрь-март

Создание и апробация, разработка методических рекомендации, конспектов занятий, консультации по автоматизация поставленных звуков, обучение грамоте с использованием ИКТ.

Апрель

Публикация в среде интернета.

Май

Написание отчета о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе за учебный год:

1.Изучала нормативно-правовую базу организации логопедической работы в детском саду с целью оптимизации работы.

2.Изучала методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи» с  целью обобщения опыта работы.

         3.Продолжила изучение методических пособий  Н.А. Зайцева, Н.В. Пятибратовой «Кубики Зайцева».

         4.Обобщила в презентациях "Сказка Теремок", «Лучший образовательный
мультимедиа – продукт для дошкольников» опыт своей работы.

         5.Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед», «Учимся читать с удовольствием», «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева», «Я пишу слова» О.В. Оперенова.

6.Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

7.Разработала буклеты по коррекции произношения звуков.

8.Широко применяла ресурсы Интернет для логопедической работы с целью внедрения инновационных технологий.

9.Участвовала в интерактивном педагогическом портале «Обучение чтению по кубикам Зайцева». Получила  сертификат участия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Самообразование по теме:

«Развитие речи детей с ОВЗ посредством ознакомления с окружающим миром»

Учитель-логопед

МАОУ  «КСОШ-ДС»

Стельмах С.Н.

        Начальное изучение окружающего мира с детьми с ОВЗ ставит своей целью:

- сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, об изменениях природы и труда людей по временам года;

- обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;

- раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;

- дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.

        Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1.  Способствовать формированию у учащихся:

- элементарных сведений о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по временам года;

- познавательного  интереса к наблюдениям явлений живой и неживой природы.

- взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека.

 2.   Начать формирование краеведческих умений:

Важным принципом преподавания окружающего мира является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим педагогом с учетом особенностей данной местности. Изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе.

  3.  Начать формировать знания о значении охраны природы.

 - формировать начальные знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности.

  4.  Начать формирование навыков гигиены.

 -  формирование первоначальных гигиенических знаний, навыков личной и общественной гигиены. В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.

  5.  Развивать речь и словесно – логическое мышление учащихся.

Актуальность:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

План  работы на 2021-2025 учебный год

Этапы работы

Содержание

Формы работы

Сроки

Теоретический

этап

Изучение нормативно-правовых документов

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Ежегодно

Ежегодно

Особенности развития детей школьного возраста

Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.

Ежегодно

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме: «Развитие речи детей с ОВЗ посредством ознакомления с окружающим миром»

Методическая копилка

Ежегодно

Октябрь –

Ноябрь

Использовать полученные знания для практической деятельности.

Методическая копилка

Ежегодно

Декабрь

-

Май

Основной

(Практический)

этап

Составить план работы

Работа с детьми

Ежегодно

Сентябрь  

Учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе

Работа с детьми

Сентябрь-

Май

Познакомить детей с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).

 Работа с детьми

В течении года

Работа с родителями

 - консультации для родителей;

- буклеты;

- родительское собрание  

Ежегодно

Заключительный

этап

Представление опыта работы

Отчет по теме самообразования –

Презентация для педагогов

Май

2022 г.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Рассмотрено:

на заседании методического совета

протокол от ________ № __

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «КСОШ-ДС»

_______________К.Е. Данилов

приказ № ОД-553 от 31.08.2021

САМООБРАЗОВАНИЕ

«Использование инновационной здоровьесберегающей технологии
Н. Зайцева и Н. Пятибратовойв в обучении чтению детей с ТНР»

Учитель-логопед:

Стельмах С.Н.

г. Пыть-Ях

2023 г.

Тема самообразования: «Использование инновационной здоровьесберегающей технологии Н. Зайцева и Н. Пятибратовойв в обучении чтению детей с ТНР»

Работа над темой планируется  в 2026 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2030 году.

Цель: Сформировать у детей умение находить нужные буквы в складах, читать склады, составлять слова, а способствовать формированию УУД через внедрение современных эффективных технологий в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • Включить цикл занятий и мероприятий по теме в коррекционную работу учителя-логопеда.
  • Разработать информационные листы для родителей, с рекомендациями по ознакомлению детей с играми используя кубики Зайцева.
  • Подготовить совместными усилиями детей и родителей итоговое занятие с использованием игр с кубиками Зайцева.
  • использование современных эффективных технологий с целью формирования знаний, умений, навыков;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочей программы по данной теме самообразования;
  • Среди первоклассников на базе логопункта к концу года из 30(100%) детей обучающихся по методике Зайцева и Пятибратовой ,85% – читающих.
  • В играх типа «Кто больше составит слов». «Кто быстрее составит слово (предложение)» Дети за 10 минут составляют от 10 до 28 слов. Печатают небольшие рассказы по таблицам. Составляют предложения из кубиков. Результат варьируется в зависимости от соматического здоровья ребёнка, регулярности посещения занятий.
  • участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

 

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы и методические пособия.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах профессиональной переподготовки

регулярно

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 регулярно

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам начальной школы.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе.

3. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки.

10. Разработать программы кружковой работы по предметам.

12. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

Информационно-технологические технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2026

1. Пройти курсы повышения  квалификации

2. Выступление на заседании школьного МО

3. Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1. Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

2026

1. Участие в онлайн-вебинарах

2. Выступление на школьных и муниципальных мероприятиях, участие в методических круглых столах

3. Работа в МО «Одаренный ребенок»

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2026-2028

1. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

2.Участие в вебинарах

3. Выступление на МО

4. Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей

4.Участие в олимпиадах, конкурсах.

5.Публикации в электронном СМИ.  (nsportal.ru)

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2028-2030

1. Участие в работе городского МО учителей начальных классов и в проведении городских семинаров.

2. Участие и результаты в муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

3. Ведение персонального мини-сайта

4. Участие в работе школьного сайта.

5. Открытые уроки на школьном  и муниципальном уровне.

6. Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2028-2030

1. Результаты работы над темой самообразования разместить на личном мини сайте.

 

План работы.

Знакомство детей с кубиками Зайцева.

Занятие № 1

Все кубики на столе, таблицы на стене.

Знакомство с кубиками.

Рассмотреть, назвать различие и сходство (цвет, форма, размер, буквы, звук, звонко звучат - звонкие, глухо-глухие, большие кубики - твердые, маленькие - мягкие.)

Игра: «Угадай, что внутри?» В конце игры показать детям, что находиться внутри кубика.

Игра: «Покажи - большой железный, маленький железный, большой деревянный, маленький деревянный, большой золотой, маленький золотой».

Игра: «Принеси большой железный кубик на ладошке». Затем «Принеси большой деревянный кубик на ладошке», «Принеси маленький железный кубик на ладошке», «Принеси маленький деревянный кубик на ладошке». Оставшиеся золотые – назовём главными, их мы будем петь.

Далее все вместе садимся на большой паровоз, и едем в страну железных и деревянных человечков.(Идём к таблицам). Пропеваем таблицу. А теперь кубики устали и хотят спать, давайте сложим их обратно в коробку. Сначала пойдут спать, большие железные, потом большие деревянные и т.д. ( По типу игры «Принеси…»).

Сначала дети приносят кубик педагогу на ладошке и тот пропевает, и демонстрирует на кубике соответствующий склад. Делать нужно это очень быстро, поэтому педагогу надо потренироваться, чтобы хорошо запомнить порядок пропевания. Например: большой золотой – У, О, А, Э, Ы., или большой железный – ЛУ, ЛО, ЛА, ЛЭ, ЛЫ, Л,. Чтобы детям было интересней, за каждый правильно принесённый кубик можно давать детям поощрительную фишку.

Занятие № 2.

Занятие начинается с вопроса: «Кто помнит, как мы делим кубики?»

Затем проводится игра по типу: « Принеси …» каждый кубик при этом пропевается вместе с ребёнком.

Когда все кубики выстроены в нужном порядке, опять садимся на весёлый паровозик и едем в сторону железных и деревянных человечков.

Пропеваем таблицы, только теперь, например большие – твёрдые стоя, маленькие – сидя.

И снова собираем кубики в коробку т.к. они устали и хотят спать. Делается это, так же как и на первом занятии.

Занятие № 3

На этом занятии строим из кубиков паровозики.

Например: из больших кубиков строим большой паровозик со складами на «о», НО, МО, ЛО, и т.д., из маленьких на «ё», НЁ, МЁ, ЛЁ, и т.д. При этом педагог сам ставит первый золотой кубик на «О» и на «Ё». ОБА ПАРОВОЗИКА НУЖНО ПРОЧИТАТЬ.

Далее едем на паровозике пропевать таблицы.

Затем возвращаемся к кубикам и составляем слова таким образом: «Кто видит «МО» принеси его, а кто видит «ЛО»- принеси его, а кто видит «КО» принеси его. Учитель-логопед выставляет все эти кубики на полочку по порядку, так чтобы всем детям было видно. Эти кубики подружились, и получилось слово, которое обозначает продукт, из которого делается мороженое – прочитаем все вместе – МОЛОКО!

После этого кубики складываются в коробочку как обычно с пропеванием.

Занятие № 4.

Это занятие начинается, так же как и 3 со складывания паровозиков, но только уже со складами на другую гласную. Например: «ЛА», «МА», «НА», и т.д. «ЛЯ», «МЯ», «НЯ», и т.д.

Затем идём к таблицам и пропеваем. Загадываем загадку, например про зайца. Педагог быстро печатает отгадку по таблице. Затем, когда дети прочитают, она просит ребёнка напечатать это слово по таблице (можно вызвать двух или трёх одновременно).

Потом можно помочь зайчику поменять шубку с белой на серую,

или, наоборот (для этого понадобится заранее заготовленные на листочке силуэт зайчика и карандаши или краски).

Занятие заканчивается тем, что дети складывают кубики с пропеванием. Складывать можно тоже по порядку. Например: сначала принесите только железные потом только деревянные т.д.

Занятие № 5.

Это занятие проводится по типу занятия №3, меняется только гласная на складах. Например: «ЛЭ» , «МЭ», «НЭ» и т.д. «ЛЕ», «МЕ», «НЕ» и т.д. Паровозики так же пропеваются и дети « едут на них в город человечков» пропевать таблицы. Так же составляем слова из кубиков (можно не одно) и отправляемся складывать кубики в коробку, перед этим пропевая их. Если логопед видит, что дети уже выучили песенку по таблице - нужно её поменять.

Далее начало, и конец занятия повторяются.

Основной этап.

Октябрь.

1. Знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Угадай, что в нутрии?»

Игра « принеси мне большой железный кубик»

Пропевание таблицы.

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

2. Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто запомнил, что в нутрии?»

Игра « принеси мне большой деревянный кубик»

Пропевание таблицы (под музыку)

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

3. Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Узнай по звуку, что в нутрии?»

Игра « принеси мне маленький деревянный кубик»

Пропевание таблицы (под музыку)

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

4. Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Узнай по звуку, что в нутрии?»

Игра « принеси мне маленький железный кубик»

Пропевание таблицы (под музыку)

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

5. ТЕМА: БУКВА «У»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозик из больших железных кубиков»

Лепим из пластилина букву «У»

Пропевание таблицы (под музыку) «У»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

6. ТЕМА: БУКВА «О»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозик из больших деревянных кубиков»

Лепим из пластилина букву «О»

Пропевание таблицы (под музыку) «О»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

7. ТЕМА: БУКВА «Ы»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозик из больших деревянных кубиков»

Лепим из пластилина букву «Ы»

Пропевание таблицы (под музыку) «Ы»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

8. ТЕМА: БУКВА «А»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозик из маленьких железных кубиков»

Лепим из пластилина букву «А»

Пропевание таблицы (под музыку) «А»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

Ноябрь.

9. ТЕМА: БУКВА «Э»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозик из маленьких деревянных кубиков»

Лепим из пластилина букву «Э»

Пропевание таблицы (под музыку) «Э»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

10. ТЕМА: БУКВА «У; О; А; Э; Ы»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие).

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозики из больших кубиков – большой, а из маленьких маленький»

Выкладываем из палочек «У; О; А; Э; Ы.»

Пропевание таблицы (под музыку) «У; О; А; Э; Ы.»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

11. ТЕМА: БУКВА «Ю»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозики из железных кубиков – железный, а из деревянных деревянный»

Лепим из пластилина букву «Ю»

Пропевание таблицы (под музыку) «Ю»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

12. ТЕМА: БУКВА «Ё»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй заборчики, из железных кубиков – железный, а из деревянных деревянный»

Лепим из пластилина букву «Ё»

Пропевание таблицы (под музыку) «Ё»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

13. ТЕМА: БУКВА «Я»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра: «Построй заборчики из железных кубиков – железный, а из деревянных - деревянный»

Лепим из пластилина букву «Я»

Пропевание таблицы (под музыку) «Я»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

14. ТЕМА: БУКВА «Е»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра: «Построй заборчики из железных кубиков - железный, а из деревянных - деревянный»

Лепим из пластилина букву «Е»

Пропевание таблицы (под музыку) «Е»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

15. ТЕМА: БУКВА «И»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозики из больших кубиков – большой, а из маленьких маленький»

Лепим из пластилина букву «И»

Пропевание таблицы (под музыку) «И»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

16. ТЕМА: БУКВЫ «Ю; Ё; Я; Е; И»

Продолжать знакомство с кубиками (золотые, деревянные, железные, большие, маленькие)

Игра «Кто помнит, как мы делили кубики?»

Игра «Построй паровозики из больших кубиков – большой, а из маленьких маленький»

Выкладываем из палочек «Ю; Ё; Я; Е; И»

Пропевание таблицы (под музыку) «Ю; Ё; Я; Е; И»

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

Декабрь.

17. ТЕМА: БУКВЫ «О» и «Ё» в складах

Учимся находить нужную букву в складах.

Игра «Построим паровозик с буквой «О» - большой, и с буквой «Ё» - маленький»

Чтобы паровозик поехал его нужно прочитать! Оба паровозика прочитываем.

Далее едем на паровозике пропевать таблицы. При этом меняем попевки.

Возвращаемся к кубикам. Игра «Кто найдёт нужный кубик!»

Например: «Кто видит МО - принеси, кто видит ЛО - принеси, кто видит КО – принеси, выстраиваем кубики на высокую полочку – эти кубики подружились, и получилось – молоко!»

Читаем вместе. А откуда берётся молоко? А что можно из него сделать? А вы знаете, какая польза в молоке?

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

18. ТЕМА: БУКВЫ «У» и «Ю» в складах

Учимся находить нужную букву в складах.

Игра «Построим паровозик с буквой «У» - большой, и с буквой «Ю» - маленький»

Чтобы паровозик поехал его нужно прочитать! Оба паровозика прочитываем.

Далее едем на паровозике пропевать таблицы. При этом меняем попевки.

Возвращаемся к кубикам. Игра «Кто найдёт нужный кубик!»

Например: «Кто видит РУ - принеси, кто видит КА - принеси, выстраиваем кубики на высокую полочку – эти кубики подружились, и получилось – РУКА!» Читаем вместе.

А покажите мне то, что мы с вами сейчас прочитали? А что можно делать руками?

Ребята, а вы знаете, что прежде чем садиться кушать руки обязательно надо мыть с мылом? А зачем?

А давайте мы с вами слово МЫЛО тоже составим, чтобы вы помнили всегда о том, что руки надо мыть с мылом.

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием

19. ТЕМА: БУКВЫ «А» и «Я» в складах

Учимся находить нужную букву в складах.

Игра «Построим автобус с буквой «А» - большой, и с буквой «Я» - маленький»

Чтобы автобус поехал его нужно прочитать! Оба паровозика прочитываем.

Далее едем на автобусе пропевать таблицы. При этом меняем попевки.

Возвращаемся к кубикам. Игра «Кто найдёт нужный кубик!»

Например: «Кто видит МА - принеси, кто видит ШИ - принеси, кто видит НА - принеси, выстраиваем кубики на высокую полочку – эти кубики подружились, и получилось – машина!» Читаем вместе.

А кто мне скажет, какие бывают машины? А кто знает, как нужно переходить через дорогу? Что-то наш автобус загрустил, как вы думаете почему? Потому что слово автобус тоже начинается на букву А! А мы его не составили давайте его тоже составим!

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием

20. ТЕМА: БУКВЫ «Э» и «Е» в складах

Учимся находить нужную букву в складах.

Игра «Построим паровозики с буквой «Э» - большой, и с буквой «Е» - маленький»

Чтобы паровозик поехал его нужно прочитать! Оба паровозика прочитываем.

Далее едем на паровозике пропевать таблицы. При этом меняем попевки.

Возвращаемся к кубикам. Игра «Кто найдёт нужный кубик!»

Например: «Кто видит Э - принеси, кто видит ХО - принеси, выстраиваем кубики на высокую полочку – эти кубики подружились, и получилось – ЭХО!» Читаем вместе.

А кто мне скажет, что это такое? А давайте мы сегодня с вами будем волшебниками?

Мы изменим только одну букву, а слово станет совсем другое – УХО. Давайте прочитаем, что получилось и покажите мне это!

Игра «Соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

21. ТЕМА: ПЕЧАТАЕМ БУКВЫ «У» и «Ю» по таблице

Продолжаем учиться находить нужную букву в складах на кубиках.

Игра «Построим паровозики на «У»- большой и на «Ю» - маленький»

Читаем паровозики. Идём к таблицам, пропеваем их.

Загадать загадку: «суп из рыбки?» Ответ логопед печатает на таблице. УХА.

Когда дети прочитают, попросить желающих напечатать это слово по таблице.

Затем воспитатель показывает юлу и спрашивает: «Что это?» ЮЛА. А как ещё можно её назвать? игрушка. Учитель-логопед печатает слово ЮЛА по таблице и просит желающих сделать тоже - самое.

Раскрашиваем на заранее заготовленных листочках юлу и печатаем слово юла.

Игра «соберём кубики в коробочку» с пропеванием.

22. ТЕМА: ПЕЧАТАЕМ БУКВЫ «А» и «Я» по таблице

Продолжаем учиться находить нужную букву в складах на кубиках.

Игра «Построим паровозики на «А» - большой и на «я» - маленький»

Читаем паровозики. Идём к таблицам, пропеваем их.

Загадать загадку: «Сверху зелёный – внутри красный и сладкий?» Ответ учитель-логопед печатает на таблице. АРБУЗ.

Когда дети прочитают, попросить желающих напечатать это слово по таблице.

Затем воспитатель задаёт вопрос: «Ребята, а арбуз - это ягода, фрукт, или овощ?». Воспитатель печатает ответ по таблице - это ягода, и просит желающих сделать тоже - самое.

Рисуем, на заранее заготовленных листочках полоски на арбузе и печатаем слово АРБУЗ и ЯГОДА.

Игра «соберём кубики в коробочку» с пропеванием

23. ТЕМА: ПЕЧАТАЕМ БУКВЫ «О» и «Ё» по таблице

Продолжаем учиться находить нужную букву в складах на кубиках.

Игра «Построим паровозики на «О»- большой и на «Ё» - маленький»

Читаем паровозики. Идём к таблицам, пропеваем их.

Загадать загадку: «Зелёная, пушистая на праздник к нам пришла и много, много радости детишкам принесла?» Ответ учитель-логопед печатает на таблице. Ёлка.

Когда дети прочитают, попросить желающих напечатать это слово по таблице.

Затем логопед задаёт вопрос: «Ребята, а чем украшают новогоднюю ёлку?». Учитель-логопед печатает ответы по таблице – игрушки, шары, сосульки. « А какой геометрической формы шары? А на какую букву похож круг?»

Рисуем, на заранее заготовленных листочках круглые шарики разного цвета на ёлке и печатаем слово ёлка.

Игра «соберём кубики в коробочку» с пропеванием

24. ТЕМА: ПЕЧАТАЕМ БУКВЫ «Ы» и «И» по таблице

Продолжаем учиться находить нужную букву в складах на кубиках.

Игра «Построим паровозики на «Ы» - большой и на «И» - маленький»

Читаем паровозики. Идём к таблицам, пропеваем их.

Загадать загадку: «Ребята, а что общего у ёлки, и ёжика?» Ответ учитель-логопед печатает на таблице. ИГОЛКИ. Когда дети прочитают, попросить желающих напечатать это слово по таблице.

Затем педагог задаёт вопрос: «Ребята, а что мы вешали на новогоднюю ёлку на прошлом занятии?». Воспитатель печатает ответ по таблице – шары. Ответ логопед печатает на таблице шары. Когда дети прочитают, попросить желающих напечатать это слово по таблице.

Рисуем, на заранее заготовленных листочках иголки на ёлке и печатаем слово ИГОЛКА.

Игра «соберём кубики в коробочку» с пропеванием

25.Тема: Буква «м».

Учить находить кубик с буквой «м». Придумывать, составлять и прочитывать слова с буквой «М» по таблице и составлять из кубиков.

Пропеваем таблицу.

Игра: «Построим паровозик с буквой «А»» Прочитаем его.

Ребята, где было «МА»? А какое слово самое родное начинается с буквы «М»? (Мама)

Давайте составим из кубиков это слово. А кто ещё знает слова, начинающиеся с буквы «М».

Игра: «Составь из кубиков и прочитай». А давайте сейчас эти слова напечатаем по таблице.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием)

26.Тема: Буква «Л».

Учить находить букву «Л» на кубиках. Придумывать, составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «л». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «о»».

Игра: «Подскажи слово в конце стихотворения»

Тихо-тихо снег идёт, белый снег, лохматый.

Мы расчистим снег и лёд во дворе …..(лопатой)

Ребята, а где кубик, на котором было «ло» кто принесёт?

А где кубик, на котором было «па» кто принесёт?

А где кубик, на котором было «та» кто принесёт?

Читаем, что получилось - ЛОПАТА.

А кто ещё знает слова с буквой «Л»? Игра: «Составим из кубиков придуманное слово».

Едем на « паровозике» ПРОПЕВАТЬ ТАБЛИЦУ.

Игра: «Напечатай на таблице запомнившееся слово со звуком «Л».

Игра: «Сложим кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

27.Буква «Н».

Учить находить букву «Н» на кубиках. Придумывать, составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Н». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «о»».

Игра: «Пропевание по таблице складов»»;

Я сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте угадать.

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

А что можно делать с ножницами? (разрезать)

Ребята, а давайте я вам покажу, как слово печатается по таблице.

А теперь вы кто самый внимательный?

А может, кто - нибудь сам придумает слово с буквой «Н»

Игра: «придумай слово с буквой «Н» и напечатай по таблице».

Игра: «составь из кубиков слово, которое ты печатал по таблице».

Игра: «соберём кубики обратно в коробочку».

28.Тема: Буква «Р».

Учить находить букву «Р» на кубиках. Придумывать, составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Р». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь паровоз с буквой «А»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать.

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.

Только выпустит хвост - понесётся до звёзд. (Ракета.)

Ребята, а где был кубик «РА» кто принесёт?

Кто принесёт кубик «ке»? Кто принесёт кубик «та»?

Поставим кубики рядом по порядку. Читаем, что получилось? РАКЕТА.

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков. Игра: «пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Придумай, напечатай по таблице и прочитай слова с буквой «Р»».

Игра: «Соберём кубики в коробочку» (с пропеванием).

29.Тема: Буква «В».

Учить находить букву «В» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «В». Печатать по таблице придуманные слова. Закреплять название птиц. Угадывать по описанию название птиц.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «А»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. О ком я сейчас говорю?

Зимующая птица серые бока, чёрные крылья, гнёзда на деревьях вьёт кар- кар весну зовёт (ворона).

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ВО», а теперь «РО», а теперь «НА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (ВОРОНА)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай название, какой птицы я напечатала по таблице»

Сначала учитель-логопед печатает, дети читают, потом желающие дети печатают, остальные читают.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

30.Тема: Буква «З». Учить находить букву «З» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «З». Печатать по таблице придуманные слова. Закреплять все буквы через пение.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «У»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. О ком я сейчас говорю? Летом серый, а зимой белый. (ЗАЯЦ).

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ЗА», а теперь «Я», а теперь «Ц». А теперь поставим по порядку и прочитаем. Какое слово получилось? (ЗАЯЦ).

Ребята слово ЗАЯЦ, с какой буквы начинается? (ЗА)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков. Игра: «пропоём все вместе склады на таблице»

Давайте я напечатаю, а вы прочитаете скороговорку:

зе-зе-зе, зе-зе-зе - дали травку мы козе,

За-за-за-,за-за-за- съела травку всю коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу- мы погладили козу,

За-за-за-, за-за-за- уходи домой коза.

А теперь кто хочет рассказать скороговорку?

Игра: «Сложим кубики в коробку» (через пропевание).

31.Тема: Буква «Д».Учить находить букву «Д» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Д». Печатать по таблице придуманные слова. Закреплять все буквы через пение.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «Ы»».

Мы сейчас с вами будем волшебниками.

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ДЫ», а теперь «М». А теперь поставим по порядку и прочитаем. Какое слово получилось? (ДЫМ). Выставляется картинка, на которой нарисован дым.

А теперь закройте глаза и сосчитайте до 10. Воспитатель меняет «Ы» на «О» и картинку дым на дом. Теперь открывайте глаза. Что поменялось? (картинка и слово). Да вот так мы поменяли только одну букву, а значение слова помялось.

Предлагаю, на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков. Игра: «пропоём все вместе склады на таблице»

Ребята, а с какой буквы начинается слово дым? ( с буквы «Д»)

А кто ещё знает слова, которые начинаются с буквы «Д»?

Игра: «Ты напечатай по таблице слово начинающиеся с буквы «Д», а мы прочитаем».

Игра: «Сложим кубики в коробку» (через пропевание).

32.Тема: Буква «Г».

Учить находить букву «Г» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Г». Печатать по таблице придуманные слова. Закреплять название птиц. Угадывать по описанию название птиц.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «О»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. О чём я сейчас говорю?

Это фрукт, вкусная сладкая, растёт на дереве, зелёная или жёлтая, начинается на букву «Г» (груша).

А кто мне найдёт и принесёт кубик «Г», а теперь «РУ», а теперь «ША».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (груша)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Напечатай по таблице свой любимый фрукт, а мы прочитаем»

Сначала воспитатель печатает, дети читают, а потом желающие дети печатают, остальные читают. Игра: «Составь из кубиков название своего

любимого фрукта»

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

33.Тема: Буква «Ж».

Учить находить кубик с буквой «Ж». Придумывать, составлять и прочитывать слова с буквой «Ж» по таблице и составлять из кубиков.

Игра: «Построим паровозик с буквой «У»» Прочитаем его.

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ЖУ», а теперь «К», а теперь поставим эти кубики рядом. Прочитаем, что получилось? (ЖУК). А кто это жук? (это насекомое).

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

А кто ещё знает насекомых?

Игра: « Напечатай по таблице название насекомого ,а мы прочитаем»

Игра: «Составим из кубиков название насекомого».

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

34.Буква «Ф».

Учить находить букву «Ф» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Ф». Печатать по таблице придуманные слова. Закреплять умение классифицировать.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «У»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. Как можно, одним словом назвать то о чём я говорю? Яблоко, груша, апельсин, персик, хурма (фрукты). А кто мне найдёт и принесёт кубик «Ф», а теперь «РУ», а теперь «К», а теперь «ТЫ».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (фрукты)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Напечатай по таблице слово, обозначающее твой любимый фрукт, а мы прочитаем».

Игра: «Составь из кубиков название фрукта».

Игра: «Сложим кубики в коробку» (через пропевание).

35.Тема: Буква «С».

Учить находить букву «С» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «С». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «О»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать (показывается картинка с изображением сороки)? Что за птица на картинке? (сорока)

А кто мне найдёт и принесёт кубик «СО», а теперь «РО», а теперь «КА».

Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (сорока)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай название, какой птицы я напечатала по таблице»

Учитель-логопед раздаёт детям картинки с изображением птиц, и просит их напечатать по таблице название этих птиц, а потом составить из кубиков эти названия.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

36.Тема: Буква «Т».

Учить находить букву «Т» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Т». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «о»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать (показывается картинка с изображением Тополя). Что за дерево на картинке? (тополь)

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ТО», а теперь «ПО», а кто найдёт маленький кубик «ль».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (ТОПОЛЬ)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай название, какого дерева я напечатала по таблице. Учитель-логопед раздаёт детям картинки с изображением деревьев, и просит их напечатать по таблице название этих деревьев, а потом составить из кубиков эти названия.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

37.Тема: Буква «К».

Учить находить букву «К» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «К». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «О»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. Ребята, мы часто пьём полезное и очень вкусное молоко, а откуда берётся? Кто нам его даёт?

А кто мне найдёт и принесёт кубик «КО», а теперь «РО», а теперь «ВА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (КОРОВА)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай название домашнего животного, которое я напечатала по таблице» (кошка, кролик, корова, коза). Ребята, с какой буквы начинаются все эти слова? «К»

Игра «напечатай на таблице слова, какие я скажу» (кошка, кролик, корова, коза).

Игра: «Принеси кубик, который попрошу».

Игра: «Составь слово из кубиков»

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

38.Тема: Буква «П».

Учить находить букву «П» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «П». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «А»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. А кто мне найдёт и принесёт кубик «ПА», а теперь «ПА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (папа)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай слово, которое я напечатала по таблице» (папа). Ребята, с какой буквы начинаются это слово? «П»

Ребята, а кто ещё знает слова, которые начинаются с буквы «П» напечатайте их по таблице? (остальные читают)

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

39.Тема: Буква «Ч».

Учить находить букву «Ч» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Ч». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «А»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. (показывается картинка с изображением чашки) Что это на картинке? (чашка)

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ЧА»,а теперь «Ш», а теперь «КА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (ЧАШКА) С какой буквы начинается это слово?

Учитель-логопед раздаёт картинки с изображением предметов (чайник, вилка, ложка, и т. д.) Ребята, что нарисовано у вас на картинках? А как всё это назвать одним словом? (посуда).

Игра «составь из кубиков название предмета, который нарисован на картинке».

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

40.Тема: Буква «Ш».

Учить находить букву «Ш» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Ш». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «и»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. О чём я сейчас говорю?

Она бывает кедровая, еловая, а бывает и на лбу (шишка).

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ШИ», а теперь «Ш», а теперь «КА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (ШИШКА)

Какая буква встречается в слове « шишка» два раза? (Ш)

Да, сегодня мы с вами будем печатать по таблице, и составлять из кубиков слова с буквой «Ш».

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай что, я напечатала по таблице»

Сначала воспитатель печатает, а дети читают, потом желающие дети печатают, остальные читают.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

41.Тема: Буква «Щ».

Учить находить букву «Щ» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Щ». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «Ё»».

Послушайте чистоговорку: Два щенка щекой к щеке, щиплют щётку в уголке.

Какой звук часто встречается в этой чистоговорке? «Щ»

Да, сегодня мы с вами будем печатать по таблице, и составлять из кубиков слова с буквой «Щ».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А кто мне найдёт и принесёт кубик «ЩЁ», а теперь «Т», а теперь «КА».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (щётка)

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай, что я напечатала по таблице»

Сначала учитель-логопед печатает, дети читают, потом желающие дети печатают, остальные читают.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

42.Тема: Буква «Х».

Учить находить букву «Х» на кубиках. Составлять из кубиков и прочитывать слова с буквой «Х». Печатать по таблице придуманные слова.

Игра: «Составь и прочитай паровоз с буквой «Е»».

Мы сейчас с вами будем составлять слово из кубиков.

А какое вы должны угадать. О чём я сейчас говорю?

Мы каждый день его кушаем, его пекут в печке, он сделан из муки? (ХЛЕБ)

А кто мне найдёт и принесёт кубик «Х», а теперь «ЛЕ», а теперь «Б».

А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (ХЛЕБ)

С какой буквы начинается слово хлеб? ( «Х»)

Да, сегодня мы с вами будем печатать по таблице, и составлять из кубиков слова с буквой «Х».

А теперь давайте на нашем паровозике отправимся в страну железных и деревянных человечков.

Игра: «Пропоём все вместе склады на таблице»

Игра: «Прочитай, что я напечатала по таблице»

Сначала педагог печатает, дети читают, потом желающие дети печатают, остальные читают.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

43.Игра «Ручеёк» с большими «железными» кубиками.

Продолжать учить детей находить на большом «железном» кубике склады с нужной буквой, и прочитывать их. Закреплять алфавит. Приучать убирать за собой игрушки на место. Закреплять понятие «железные»- звонкие. Напомнить, что склады на больших кубиках прочитываются – твёрдо.

Пропевание складов по таблице.

Ребята сегодня мы с вами будем учиться играть в игру: «Ручеёк» с «железными» - звонкими кубиками.

Педагог раздаёт детям большие «железные» кубики каждому по одному. Дети выстраиваются парами друг за другом. Педагог показывает детям на большом золотом кубике, букву, которую дети должны найти у себя на большом «железном» кубике. Затем дети по очереди прочитывают склад на своём кубике. Когда все дети прочитают, начинается игра ручеёк. Когда все дети пробежали в «ручейке» игра повторяется с другой буквой.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

44. Игра «Ручеёк» с большими «деревянными» кубиками.

Продолжать учить детей находить на большом «деревянном» кубике склады с нужной буквой, и прочитывать их. Закреплять алфавит. Приучать убирать за собой игрушки на место. Закреплять понятие «деревянные» - глухие. Напомнить, что склады на больших кубиках прочитываются – твёрдо.

Пропевание складов по таблице.

Ребята сегодня мы с вами будем учиться играть в игру: «Ручеёк» с «деревянными» кубиками - глухими.

Учитель-логопед раздаёт детям большие «деревянные» кубики каждому по одному. Дети выстраиваются парами друг за другом. Педагог показывает детям на большом золотом кубике, букву, которую дети должны найти у себя на большом «деревянном» кубике. Затем дети по очереди прочитывают склад на своём кубике. Когда все дети прочитают, начинается игра ручеёк. Когда все дети пробежали в «ручейке» игра повторяется с другой буквой.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

45. Игра «Ручеёк» с маленькими «деревянными» кубиками.

Продолжать учить детей находить на маленьком «деревянном» кубике склады с нужной буквой, и прочитывать их. Закреплять алфавит. Приучать убирать за собой игрушки на место. Закреплять понятие «деревянные» - глухие. Напомнить, что склады на маленьких кубиках прочитываются – мягко.

Пропевание складов по таблице.

Ребята сегодня мы с вами будем учиться играть в игру: «Ручеёк» с маленькими «деревянными» кубиками - глухими.

Учитель-логопед раздаёт детям маленькие «деревянные» кубики каждому по одному. Дети выстраиваются парами друг за другом. Далее показывает детям на маленьком золотом кубике, букву, которую дети должны найти у себя на маленьком «деревянном» кубике. Затем дети по очереди прочитывают склад на своём кубике. Когда все дети прочитают, начинается игра ручеёк. Когда все дети пробежали в «ручейке» игра повторяется с другой буквой.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

46. Игра «Ручеёк» с маленькими «железными» кубиками.

Продолжать учить детей находить на маленьком «железном» кубике склады с нужной буквой, и прочитывать их. Закреплять алфавит. Приучать убирать за собой игрушки на место. Закреплять понятие «железные»- звонкие. Напомнить, что склады на маленьких кубиках прочитываются – мягко.

Пропевание складов по таблице.

Ребята сегодня мы с вами будем учиться играть в игру: «Ручеёк» с маленькими «железными» кубиками.

Логопед раздаёт детям маленькие «железные» кубики каждому по одному. Дети выстраиваются парами друг за другом. Далее показывает детям на маленьком золотом кубике, букву, которую дети должны найти у себя на маленьком «железном» кубике. Затем дети по очереди прочитывают склад на своём кубике. Когда все дети прочитают, начинается игра ручеёк. Когда все дети пробежали в «ручейке» игра повторяется с другой буквой.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

47.Игра: «Болото».

Закреплять умение читать склады; умение составлять слова из кубиков по картинкам.

Пропевание складов по таблице. Игра «болото» по командам.

Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся по четыре картинки. Нужно составить из кубиков слова обозначающие предметы, изображённые на картинках. Чтобы добыть кубик нужно пройти через «болото» по следам прочитывая склады, написанные на них. Если ребёнок пройдёт не по следам то он « утонул в болоте». Когда все дети прошли по следам, и принесли нужные кубики в команду, дети составляют слова. Чья команда быстрее справится с заданием те и победили. В конце прочитываются слова обеих команд, если есть ошибки, команда исправляет их.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

48;49;50-Такая игра по командам, повторяется четыре раза, меняются следы со складами (по 5 букв в одной игре), и картинки со словами.

51.Игра: «Чья команда больше придумает и составит из кубиков слов». По командам.

Закреплять умение составлять слова из кубиков, читать.

Пропевание складов по таблице. Дети делятся на 2 команды.

Ребята мы сегодня будем играть в игру «Чья команда больше придумает слов». Все кубики лежат на столе. Каждая команда составляет слова из кубиков, приносит воспитателю, прочитывает его, и уносит кубики обратно на стол. Логопед записывает это слово на специально приготовленный лист с названием команды. Игра продолжается 10 минут. Затем учитель-логопед считает, сколько слов придумала каждая команда и подводит итоги.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

52.Игра: «Кто больше придумает и составит слов».

Закреплять умение составлять слова из кубиков, читать.

Пропевание складов по таблице.

Ребята мы сегодня будем играть в игру «Кто больше придумает слов». Все кубики лежат на столе. Каждый ребёнок сам составляет слово из кубиков, приносит, логопеду прочитывает его, и уносит кубики обратно на стол. Логопед записывает это слово на специально приготовленный лист с именем этого ребёнка. Игра продолжается 10 минут. Затем педагог считает, сколько слов придумал каждый ребёнок и подводит итоги.

Игра: «Соберём кубики обратно в коробочку» (с пропеванием).

Игры с кубиками и таблицами.

1.Нахождение данного слога по таблице или на кубиках.

Когда показывает ребёнок по таблице – это письмо. Когда показывает педагог, а ребёнок читает – это чтение.

2. Пропевание складовых песенок. Песенки периодически меняются.

3. «Паровоз» на определение гласных и последующим чтением, делением на части и чтением под ударением.

4. «Братишки и сестрёнки». Выстраивание кубиков в определенном порядке. (Большие кубики – братишки, маленькие – сестрёнки.)

5. «Найди такой же, как у меня».

6. « Компьютер» Кубики на столе ребёнок показывает, логопед читает, затем наоборот.

7. «Смешные слова» чтение слов под разным ударением. Чтение «неправильных слов». Например: ребёнок составил из 2-3 кубиков «ки – се – мо» логопед прочитывает вместе с детьми, получается очень смешно.

8. Письмо из двух кубиков, без акцента. Например: Логопед прокручивает кубик, с пропеванием не делая акцента. Затем задаёт вопрос, где было «во». То же самое со вторым кубиком «где было «да»». Когда ребёнок находит «во» и «да» составляется слово – вода и прочитывается.

9. «Составь слово». Ребёнку даётся два кубика, и даются следующие установки: сначала предлагается на конкретном кубике найти определённый склад, а затем составить слово. Далее, когда ребёнок уже хорошо это делает, ему просто предлагается два кубика и просят составить слово.

10. «Чья команда быстрее» дети делятся на две и более команды, им даются кубики и просят составить слово или несколько слов.

11. «Загадки». Учитель-логопед задаёт загадку, а дети отгадку либо печатают по таблице, либо составляют из кубиков.

12. «Составь слово». Даётся два кубика и задание, - какие слова можно составить из этих кубиков.

13. «Придумай слово, где первым будет, второй кубик предыдущего слова».

14. «Придумай новое слово» Из уже составленного слова. Кубики можно добавлять, убирать, переставлять.

15. «Составь слово, из кубиков которое - написано на карточке».

16. «Составь слово, из кубиков которое, я напечатаю по таблице». И на оборот.

17. Печатание предложений по таблице.

18. Составление предложений из кубиков.

Интернет источники: Проект «Использование инновационной здоровьесберегающей технологии Н. Зайцева и Н. Пятибратовой в обучении чтению детей с ТНР» (multiurok.ru)