Календарно- тематическое планирование по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

На данной сранице представлено развёрнутое календарно- тематическое планирование и рабочие программы по всем предметам начальной школы по всех классам(1-4) по программе "Перспективная начальная школа",  соответствующие требованиям ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП 1 класс ПНШ444.54 КБ
Файл КТП 4 класс ПНШ2.17 МБ
Файл КТП 3 класс ПНШ481.77 КБ
Файл КТП 2 кл ПНШ1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы В.С.Кузина.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

В 1 классе детей учат определять и называть цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цветовых отношений; соразмерность и пропорциональность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображения действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием видеоматериалов, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 классе отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства..

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий: включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на разделы программы «Знания и умения учащихся», учитывая особенности национальной культуры.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени в 1 классе 33  ч. (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.

Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности.

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных  художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать различные жанры пластических искусств; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (9 ч)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.

Примерные задания:

а) рисование флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;

б) рисование простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.);

в) рисование игрушек на елку (шаров, бус, рыбок), детских игрушек(грузовика, троллейбуса, автобуса);

г) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунке смысловой связи между предметами.

Примерные задания:

 а) «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья — животные», «Путешествие на воздушном шаре»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Декоративная работа (8 ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Примерные задания:

а) рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно;

б) упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);

в) составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет»(в холодных тонах),«Золотые рыбки»(в теплых тонах),
«Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.

Лепка (4 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Примерные задания:

а) лепка простых по форме листьев деревьев (береза, осина, яблоня, сирень);

б) лепка птиц и зверей (курица, ворона, собака, кошка и др.) по памяти и по представлению.

Аппликация (3 ч)

Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы:

- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

- виды  изобразительного искусства и архитектура;

- жанры живописи;

-портреты детей в изобразительном искусстве;

-прекрасное вокруг нас(красота вещей);

-родная природа в творчестве русских художников(времена года, природа в разное время суток, вечер в рисунке и в живописи и т.д.)

К концу 1 класса учащийся научится :

- называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- получать новые цвета путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);

- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простые по композиции аппликации.

Ученик получит возможность научиться:

- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

- устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение.

Используемая литература:

  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2009;
  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 1 кл. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М,: Дрофа, 2009;

~ Кузин, В. С Изобразительное искусство : 1 кл.: кн. для учителя I В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М : Дрофа, 2007.



Предварительный просмотр:

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. – 4-е изд., дораб. – М. :  Дрофа, 2011.

2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.

3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин,  Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2011.

4. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3–4 классы : методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М. : Дрофа, 2011.

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

 формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Базисный учебный план

п/п

Класс

4

1.

Количество часов в год

34

2.

Количество часов в неделю

1

3.

Количество часов в   I четверти

4.

Количество часов во II четверти          

5.

Количество часов в   III четверти

6.

Количество часов в   IV четверти

Система работы: классическая форма уроков.

Система оценивания: пятибалльная 

Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

Раздел 2. Учебно-тематический план.

Название

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

2

Рисование на темы

7

3

Декоративная работа

7

4

Лепка

2

5

Аппликация

2

6

Беседы об изобразительном искусстве

4

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Изобразительное искусство» к концу четвертого года обучения

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественная форма), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
  • использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Программу обеспечивают:

1.        Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.-М.: Дрофа, 2010.

2.        Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: Дрофа, 2010.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Целевая ориентация рабочей программы
в практике образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.: Дрофа, 2013) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. – 4-е изд., дораб. – М. :  Дрофа, 2011.

2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.

3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин,  Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2011.

4. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3–4 классы : методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М. : Дрофа, 2011.


Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

 формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

 рисунок,  живопись (рисование  с  натуры,  рисование на темы)  (18 ч);

 декоративная работа (9 ч);

 скульптура (3 ч);

 восприятие произведений  искусства (4 ч).

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Задача учителя – помочь ребенку научиться видеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства; обращается особое внимание на роль художников в жизни человека.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, представленная в табличной форме ниже.

Характеристика деятельности учащихся

В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира

и усвоить:

 доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан и т. д.);

 элементарные приемы перспективного построения изображений – уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приемов загораживания;

 начальные сведения о приемах росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;

 правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

 выражать свое отношение к произведению искусства (понравилось или нет, что конкретно, какие чувства вызывает картина);

 чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

 сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

 выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

 соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

 чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

 выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

 использовать особенности силуэта, ритма в полосе, прямоугольнике, круге;

 творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;

 использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликации, плетении, вышивке, в изготовлении игрушек на уроках технологии.

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Дополнительные пособия для учителя:

1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение : Владос, 1994.

3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989.

4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и К, 1999.

5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологич. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991.

6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007.

7. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.

8. Изобразительное искусство. 1–4 классы : упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.

9. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

10. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.

11. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи  /  М. Ильченко. – М. : ИД «Грааль», 2002.

12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин [и др.]. – М. : Дрофа, 2004.

13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе : учебник для студентов средних специальных и художественных факультетов педагогических институтов и университетов / В. С. Кузин. – М., 1998.

14. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие  для  вузов /  В. С. Кузин. – М., 2005.

15. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1982.

16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методы его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. М. Сокольникова. – М., 2006.

17. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе  /  А. С. Хворостов. – М., 1981.

Интернет-ресурсы:

 Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Единая коллекция ЦОР. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

 Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

 Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su

 Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

 Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru    

 Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

 http://moikompas.ru/tags/plastilin

 http://www.vasnecov.ru

Средства обучения

1. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства:

Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца.

Бах Р. Памятник А. С. Пушкину.

Белых А. Кострома.

Бенуа А. Баба Яга.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам.

Богоматерь Владимирская. Икона.

Брюллов К. Автопортрет.

Бучкин П. Углич. Первый снег.

Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы.

Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века.

Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба Яга.

Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам.

Ватто А. Голова молодой женщины в профиль.

Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан.

Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя.

Герасимов С. Лед прошел.

Гоген П. Студийные зарисовки.

Горбатов Г. Новгород. Пристань.

Грицай А. В Жигулях. Бурный день.

Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Крыло голубого зимородка.

Ефимов И. Кошка с шаром.

Жуков Н. Сестра и брат.

Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина.

Игошев В. Моя Родина.

Иванов А. Ветка; Набросок коня.

Каменский Ф. Молодой скульптор.

Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Коровин К. Москворецкий мост.

Крымов А. Деревенский пейзаж.

Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака.

Куприн А. Зима. Москва. 

Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь.

Леонардо да Винчи. Наброски коня.

Лиотар Ж. Шоколадница.

Мане К. Портрет госпожи Гийоме.

Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

Моне К. Скалы в Бель-Иле.

Мочальский М. Псков.

Мухина В. Рабочий и колхозница.

Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили».

Нисский Г. Подмосковье. Февраль.

Орлов С. Сюжет из сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок».

Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову.

Оссовский П. Московский Кремль зимой.

Павлов С. Натюрморт.

Петровичев П. Ростов Ярославский.

Петров-Водкин К. Мать.

Пикассо П. Мать и дитя.

Пименов Ю. Новая Москва.

Пластов А. Мама; рисунки животных.

Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик.

Рафаэль. Сикстинская мадонна; Мадонна Альба.

Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны.

Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова.

Ромадин Н. Жигули – моя родина; У сельсовета.

Рудаков К. Иллюстрации к сказкам.

Руднев Л., Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета.

Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна.

Серов В. Рабочие с тачками; Борзые.

Синьяк П. Гавань в Марселе.

Судейкин С. Натюрморт.

Суриков В. Минусинская степь.

Ткачев А., Ткачев С. Матери; Отец; Дождик.

Толстой Ф. Стрекоза.

Тройон К. Отправление на рынок.

Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.

Фирсов И. Юный живописец.

Шевченко Т. У Киева.

Шилунь Цзян. Полевые ирисы.

Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи.

Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.

Эрьзя С. Женский портрет.

Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень.

Яблонская Т. Хлеб.

Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края.

2. Печатные пособия.

 Комплект таблиц. Искусство. Введение в цветоведение (16 таблиц). – М. : Спектр, 2007.

 Комплект таблиц. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства (12 таблиц). – М. : Спектр, 2007.

 Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учебно-наглядное пособие для учащихся 1–4 классов (папка) / Е. И. Коротеева. –  М. : Просвещение, 2009.

 Кузин, В. С. Художники в начальной школе : дидактическое пособие / В. С. Кузин, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010.

3. Модели и натурный фонд.

 Гербарии.

 Гипсовые геометрические тела.

 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

 Муляжи фруктов и овощей.

4. Информационно-коммуникативные средства.

 Аудиозаписи. Классическая музыка.

 Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (DVD).

 Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] : мультимедийное УМК. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.  – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

 Овощи. Фрукты [Электронный ресурс] : наглядно-дидактический материал. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).

 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).

 Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).

 Секреты живописи для маленьких художников (возраст от 4 до 10 лет) [Электронный ресурс]. – М. : Media 2000, 1999–2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM «Форма»).

5. Технические средства обучения.

 Компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Экран проекционный.

 Принтер.

 Интерактивная доска.

 DVD.

 Музыкальный центр.

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Кузина В.С., Ломова С.П.,  Шорохова Е.В. «Изобразительное искусство». Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:

Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;

Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;

Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 2006.

         Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

 овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

 развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания; система  межпредметных  связей  (литературное чтение,  русский язык,  музыка,  окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программой по изобразительному искусству во 2 классе предусмотрены шесть основных видов работ: рисование с натуры (рисунок, живопись) - 8 часов, рисование на темы - 8 часов, декоративная работа - 8 часов, лепка - 3 часа, аппликация - 3 часа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа.  

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий: включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на разделы программы «Знания и умения учащихся», учитывая особенности национальной культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

В том числе практические

1.

Мы рисуем осень

8

8

2.

Мы рисуем сказку

8

8

3.

Мои друзья

10

10

4.

С чего начинается Родина

8

8

Итого

34

34

СОДЕРЖАНИЕ

  1. «Мы рисуем осень» - 8 часов (1 четверть)

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
  • доступные сведения о художественной росписи (Хохлома, Полхов-Майдан, Гжель)
  • роль трудовой деятельности в жизни человека

уметь:

  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

  1. «Мы рисуем сказку» - 8 часов (2 четверть)

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся 

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

  • понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

уметь:

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

  1. «Мои друзья» - 10 часов (3 четверть)

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

  • понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

уметь:

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
  • лепить простейшие объекты действительности

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

  1. «С чего начинается Родина» - 8 часов (4 четверть)

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

уметь:  

  •  соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

      Обучающиеся к концу 2-го года обучения по курсу «Изобразительное искусство» должны знать/понимать:

  • понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
  • доступные сведения о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
  • о цветах, спектрах в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, жёлтый, синий);
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
    составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  9. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  10. Изобразительное искусство. 1–4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2008
  11. Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;
  12. Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Дрофа, 2008;
  13. Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 2006.