Конспект открытого занятия
Предварительный просмотр:
Образовательная область: познавательная
Вид деятельности: непосредственно – образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: совершенствовать и обобщать знания о свойствах воздуха
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
Воспитательные:
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Предварительная работа:
Дидактические игры на определение силы воздуха: «Чей кораблик доплывёт быстрее до причала?», игры с мыльными пузырями, надувание воздушных шаров и игры с ними. Просмотр диафильма «Человек и воздух», Заучивание загадок и четверостиший о воздухе, воде и ветре.
Рассматривание энциклопедии «Загадочные явления».
Словарная работа:
Прозрачный, невидимый, бесцветный, воздушный, кипящий, бурлящий.
Материал и оборудование:
воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Злая тучка», слайды с изображением городов).
Действующие лица: Незнайка (н), дети (д)
Ход:
Н: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Незнайка. А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? Миша! Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький
Д: Сдулся.
Н: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
Н- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
Н- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Д: прозрачный,
бесцветный,
невидимый.
Н- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
Н- Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём?
Д: Он пуст.
Н- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: На подушку
Н- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: .Потому что вышел воздух и он сдулся.
Н- Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
Н- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: Мы выпустили изо рта воздух в стакан с водой через трубочку
и он выходит в виде пузырьков. А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Н: Дети, а вы знаете стихотворение про воздух?
Д:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Н- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Д: На кипящюю воду,
На бурлящий поток,
На шторм,
На бурю.
Н - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).
Н - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
Д: Камушки.
Н - А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Д: Играть,
Кидать,
Строить.
Н - Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете? Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
Д: Они тонут.
Н - Интересно, а почему камешки тонут?
Д: Они тяжёлые
Н - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Д: Нет, потому что они лёгкие
.
Н - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).
Н - А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).
Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: надулся,
стал большим
Н - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!