Конспект организованной образовательной деятельности: "Звездочка из прошлого"
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности: "Звездочка из прошлого"
Подготовила: воспитатель Фёдорова Н.А
МАДОУ ЦРР д/с 14. г.Кропоткин.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах;
Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти»,
Пополнить словарный запас детей: лапти, береста, полушалок, кофта – баска;
Расширить кругозор детей;
Прививать интерес к русскому народному творчеству;
Воспитывать любовь к Родному краю
Оборудование: Игрушка – Звездочка, светящаяся; сундучок; лапти и береста; онучи; русский народный костюм женский и мужской; 2 открытки с заданиями от Звездочки; куклы в национальных костюмах; план – карта, группы со стрелочками, указывающими направление движения.
Предварительная работа:
1.Экскурсия в музей.
2. Беседа о русском народном костюме.
3. Беседа о старинном головном уборе.
4. Беседа о других национальных костюмах.
5. Беседа о вышивке.
6.Индивидуальная работа с родителями по подготовке к занятию: «Русский народный костюм». рассматривание фотографий старинной одежды.
7. Разучивание частушек и русских народных песен.
Ход ООД :
1.часть Организационный момент: (воспитатель находит в сундуке Звездочку)
-Ребята, сегодня ночью в наш чудесный сундучок упала «Звездочка прошлого». Хотите посмотреть? (заглядывают в сундучок)
-Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в детский сад из прошлого и хочу послушать, что вы знаете о русском народном костюме.»
2 часть.
-Хорошо звездочка, послушай наших ребят.
-Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. (Воспитатель показывает куклы-сувениры.)
- У нас тоже есть свой костюм. Как он называется?
- Посмотрите на иллюстрации с изображением костюма и расскажите звездочке, что наши женщины носили раньше.
- Какого цвета раньше шили сарафаны, кофты - рубахи?
- Какие головные уборы носили?
- Как украшали одежду?
- Для чего еще нужна вышивка? Оберег.
- А что вы знаете о старинной одежде мужчин?
- Какого цвета были рубашки, порты?
- Чем украшали одежду?
- Где располагали украшения?
- Какой головной убор носили?
Физминутка.
Ребята, посмотрите, что у меня есть! (Достает коробочку – сундучок с бусами, кушаками, венчиками)
А давайте для нашей гостьи споем веселую, русскую, народную песню. («Во деревне то было в Ольховке..»)
3 часть.
-Звездочке понравилась наша песня, и она засверкала еще ярче.
Хотите еще раз заглянуть в наш сундучок?
-Ой, а тут еще что-то лежит. (достает лапоточки)
-Что же нам хотела подсказать звездочка? Наверно, мы забыли рассказать о том, какую обувь носили раньше. Хотите, расскажу?
-В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины. Пока плетут лапти, частушки про них придумывают.
- А какие частушки про лапти знают Ваня и Никита?
«Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»
«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.»
-А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
-Лапти носили с онучами. Повторите слово онучи. (онучи)
-А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.
-Как вы думаете, а сейчас лапти плетут? (Как сувенир, обувь для дома)
-Когда в Россию приезжают иностранцы, они часто покупают лапти, как сувенир.
-Про лапти есть много различных поверий:
Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут много яиц.
Если в засушливую погоду положить в лапоть траву – мокрицу и бросить в реку, будет дождь.
4 часть.
- Что еще есть в нашем сундучке? (достает план-карту, рассматриваем, идем в коридор по плану и звездочкам, выставка костюмов
-Ребята, что это? Вот так сюрприз подготовила нам звездочка
-Хотите, я расскажу вам, что это? Время шло, и одежда людей менялась.
-Как вы думаете, почему? (появлялись новые ткани)
-Наши бабушки шили вот такие костюмы, а называется он - «Парочка». Повторите. (парочка)
-Почему его так назвали? (костюм одного цвета, состоит из двух предметов) -А как вы думаете, как называются части этого костюма? Это кофта – баска. Посмотрите, какая она красивая, нарядная, украшена лентами, кружевом, складками. Где ленты, покажите складки, кружево?
-Что это? (сарафан) Чем он украшен? (лентами, кружевом)
- А еще надевали передник - фартук и платок – полушалок. (полушалок)
-Вот такой костюм носили в старину, вспомните, как он называется? (парочка)
5 часть.
-Интересную выставку подготовила нам звездочка, а сейчас пойдемте. Поиграем со звездочкой в русскую народную игру «Лапоть».
Русская народная игра «Лапоть».
На полу круг, водящий в центре, участники стоят спиной к водящему.
Дети –Лапти сплели?
Ведущий –Нет.
Дети – Лапти сплели?
Ведущий – Да.
Дети вбегают в круг и берут свой предмет. Водящий старается задеть играющих только в кругу. Кто не успеет взять предмет, выбывает из игры.
- Ребята, посмотрите, как сверкает наша Звездочка, наверное, хочет, что-то сказать. Она мне шепчет, что благодарит вас за интересный рассказ, игру и верит, что вы много знаете о русском народном костюме, дарит раскраски. А сейчас скажем звездочке «До свидания».
Итог:
-Ребята, о чем вы рассказывали Звездочке? (о русском народном костюме)
А, что нового вы узнали? (какую обувь носили раньше, какой костюм носили наши прабабушки)
-Как называется старинная обувь из бересты и костюм наших прабабушек? (лапти, парочка)