12. Уроки биологии
На странице представлены метадическиеразработки уроков биологии. К урокам прилагаются мультимедийные приложения (презентации), видеоролики, иллюстрации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Люфт Е.В., учитель биологии,
МБОУ «СОШ №10», г.Когалыма
«Размножение и развитие птиц» (7 класс)
- Урок по теме «Размножение и развитие птиц» является составной частью раздела «Птицы», на изучение которого программой курса «Биология» в 7 классе отводится 7 часов. Это третий урок данного радела. Он тесно связан с предыдущим и является его логическим звеном. При подготовке к уроку были учтены программные требования, государственные образовательные стандарты, материал учебника «Биология 7 класс» под редакцией В.М. Константинова.
- В основе урока – технология проектного обучения и принципы деятельностного подхода.
- Тип урока – изучение нового материала.
- Дидактическая цель – создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации по данной теме.
- Основная цель урока: формирование представления о размножении и развитии птиц.
- Для достижения данной цели необходимо:
- расширить знания учащихся по теме «Птицы» и познакомить с особенностями размножения и развития птиц;
- научить таким способам деятельности как умение работать с информацией, анализировать и отбирать необходимый материал;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся через сотрудничество, активную деятельность в составе группы при выполнении учебного задания.
- Средства обучения - мультимедийные и информационные средства обучения,
- Формы организации учебной деятельности - групповые и коллективные.
- Методы обучения: поисковый, практический и самостоятельный.
- Форма проведения урока – орнитологическая лаборатория.
Технологическая карта урока
Тема: «Размножение и развитие птиц»
№ | Этап урока | Действия | Содержание |
Организационный момент | 1.Приветствие, знакомство с классом 2. Ознакомление с планом работы. | Вступительное слово учителя | |
Подготовка к восприятию темы «Я наблюдаю мир» | 1.Эпиграф урока 2. Беседа по вопросам «Ассоциация с птицами» 3. Проблемный вопрос: «Почему птицы поют? Почему птицы имеют красивое оперение? | Стихотворение Е. Винокурова «Лебеди из математической задачи» журнал «Роман – газета» - Ребята, человек издавна восхищался птицами. Им были посвящены литературные и музыкальные произведения. А как вы относитесь к птицам? Какие ассоциации возникают у вас при слове «Птица»? Повторение биологических терминов: «размножение, половой диморфизм, брачное поведение» | |
Актуализация новой темы «Стадия вызова» | 1.Философия вопроса 3.Просмотор видео сюжета «Яйцо или курица» | «Что появилось раньше: яйцо или курица?» Перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Откуда взялось яйцо, и как туда попал цыпленок?» | |
Изучение новой темы Стадия осмысления | 1.Работа над презентационным проектом. Продукт проекта – информационный буклет «Откуда взялось яйцо, и как туда попал цыпленок?» Класс делится на 3 группы, каждая отвечает за научные данные определенной страницы буклета. | 1.Инструктаж по работе в группе. 2. Групповая работа «Орнитологическая лаборатория». Учащиеся работают с источниками информации, отбирая необходимый материал, согласно поставленной задачи. Макет буклета выполнен заранее учителем («До яйца», «В яйце», «После яйца») | |
Первичное закрепление знаний | 1.Беседа по вопросам |
| |
Вывод | Рефлексия Оценивание |
Лебеди
Евгений Винокуров
Я чуть не плакал. Не было удачи!
Задача не решалась хоть убей.
Условие было трудным у задачи.
Дано:
«Летела стая лебедей…»
Я, щеку подперев рукою,
Делил, слагал – не шли дела на лад!
Но лишь глаза усталые закрою,
Я видел ясно: вот они – летят…
Они летят под облачную гущей
С закатом, догорающим на них.
Закинув шею тонкую ведущий
Назад и окликает остальных.
Простор небес крылами били,
Снегам вершин и облакам сродни!...
Никто представить бы не мог, что были
Из школьного задачника они
Уважаемые сотрудники орнитологической лаборатории!
Обращается к вам Сергей Семенов. У меня двое детей – мальчик и девочка. Последнее время они задают мне множество вопросов, на которые я не могу ответить. Например, старший сын требует ответа: что появилось раньше яйцо или курица. А дочь интересует, как в яйцо попал цыпленок. Помогите, пожалуйста. Ваши ответы помогут мне сохранить авторитет отца.
Сергей Семенов.
Задание для сотрудников
Готовится к выпуску детский журнал ««Откуда взялось яйцо, и как в него попал цыпленок?»
Ваш отдел отвечает за рубрику «Птичьи встречи: от песни до гнезда»
Редакторы уже подготовили для вас дизайн страниц. Вам необходимо изучить информацию и подготовить научный материал.
Лебединая верность – это символ прекрасной, настоящей и чистой любви. Свою возлюбленную лебедь никогда не спутает с другой!
Новая лебединая семья появляется следующим образом.
Молодая лебедушка плавает в окружении своих братьев и сестер, ну и, конечно же, родителей. Папаша всячески оберегает свою дочь, отгоняя и нападая на жениха, что делает ритуал ухаживания не только долгим, но и опасным. Однако, молодой красавец не сдается, он долго плавает вокруг возлюбленной, призывно гогоча и красуясь. Такое ухаживание может длиться до двух недель, пока сердце строгого папаши не оттает, и он не согласится подпустить ухажера к своей дочери.
Покидая родителей, невестушка гогочет и подплывает к избраннику, что означает ее согласие на этот брак. Вот и все, союз заключен, и больше они никогда не расстанутся…
Строительство гнезд, добыча пищи, перелеты на зимовку и воспитание детей – у лебедей все это делается совместно. Они собирают огромную кучу камыша, рогоза или другой растительности. Внутри все гнездо щедро устлано травами, мхом, мягким лебяжьим пухом. Пух сохраняет тепло даже тогда, когда насиживающая яйца самка бывает вынуждена покинуть гнездо.
Яиц в кладке обычно с полдюжины. Насиживает их всегда самка. Но лебедь-самец все время находится поблизости от нее, охраняя подругу, гнездо и всю занятую территорию.
40 дней насиживания требуется для того, чтобы на свет появились птенцы
Уважаемые сотрудники орнитологической лаборатории!
Обращается к вам Сергей Семенов. У меня двое детей – мальчик и девочка. Последнее время они задают мне множество вопросов, на которые я не могу ответить. Например, старший сын требует ответа: что появилось раньше яйцо или курица. А дочь интересует, как в яйцо попал цыпленок. Помогите, пожалуйста. Ваши ответы помогут мне сохранить авторитет отца.
Сергей Семенов.
Задание для сотрудников
Готовится к выпуску детский журнал ««Откуда взялось яйцо, и как в него попал цыпленок?»
Ваш отдел отвечает за рубрику «Кто живет в яйце»
Редакторы уже подготовили для вас дизайн страниц. Вам необходимо изучить информацию и подготовить научный материал.
Необходимая информация находится в параграфе вашего учебника.
«Профессорская» информация:
- В желтке содержатся белки, витамины, железо. Считается, чем ярче окрашен желток, тем качественнее яйцо, поскольку в этом случае птица питалась естественным путем, а именно травой, содержащей кроме хлорофилла еще и пигменты – каротиноиды . Желток обеспечивает питание зародыша.
- Развивающийся эмбрион складирует токсичные вещества в аллантоисе. Аллантоис – эмбриональная оболочка, которая участвует в газообмене зародыша с окружающей средой и выделении жидких отходов
- Птицы очень часто переворачивают свои яйца. Причем, как бы они не изменяли положение яйца, зародыш всегда находится на верху, ближе к телу матери. Это объясняется тем, что в яйце смешен центр тяжести, точно так же как в игрушке – неваляшке.
Уважаемые сотрудники орнитологической лаборатории!
Обращается к вам Сергей Семенов. У меня двое детей – мальчик и девочка. Последнее время они задают мне множество вопросов, на которые я не могу ответить. Например, старший сын требует ответа: что появилось раньше яйцо или курица. А дочь интересует, как в яйцо попал цыпленок. Помогите, пожалуйста. Ваши ответы помогут мне сохранить авторитет отца.
Сергей Семенов.
Задание для сотрудников
Готовится к выпуску детский журнал ««Откуда взялось яйцо, и как в него попал цыпленок?»
Ваш отдел отвечает за рубрику «Здравствуйте, я появился!»
Редакторы уже подготовили для вас дизайн страниц. Вам необходимо изучить информацию и подготовить научный материал.
Пары у пеликанов образуются только на один сезон. Гнездятся пеликаны колониями, насчитывающими сотни пар. Строительством гнезда занимается самка, самец приносит материал. Нередко несколько пар пеликанов строят общее гнездо. В кладке 2—3 голубоватых или желтоватых яйца с рыхлой шероховатой скорлупой. Насиживание длится 30—42 дня; насиживают оба родителя, но самка интенсивнее. Птенцы вылупляются слепыми и голыми, пухом одеваются на 8—10-й день, способными к полету становятся на 70—75-й день жизни. Молодых выкармливают оба родителя полупереваренной рыбой из собственного желудка.
Пеликаны и символы
Пеликан — персонаж многих сказок и легенд. У мусульман он считается священной птицей — по преданию пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке.
В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью.
Пеликан был символом Петербургского Воспитательного дома и остался символом Педагогического университета. Изображение пеликана, кормящего птенцов помещено на воротах при входе в институт. Своеобразным отголоском этой легенды о самопожертвовании ради детей является символический приз лучшему учителю года в России — статуэтка «Хрустальный пеликан».
В Скандинавии пеликан — эмблема доноров.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с терминами 1 вариант ФСО Гидроскелет Регенерация Параподии 2 вариант Целом Систематика Сегмент Параподии
Задание 2 1 вариант Нервная Кровеносная Половая 2 вариант Пищеварительная Выделительная Дыхательная Какую функцию выполняет система? Какое строение системы?
Задание 3 1 вариант Яичники Хитиновые зубцы Кокон 2 вариант Известковые железы Кишечник Усики Запишите функции органов
Задание 4 1 вариант дождевые черви – помощники фермеров? 2 вариант дождевые черви – лакомство для животных? ПОДУМАЙТЕ, п очему
Задание 5 1 вариант п иявка – кольчатый червь? 2 вариант Пескожил- кольчатый червь ПОДУМАЙТЕ, п очему
Благодарю за знания! Надеюсь, вы справились!
Предварительный просмотр:
ИЗУЧАЕМ ПАУКОВ
Ученик, следуй всем этапам, предложенным в программе,
и ты напишешь контрольный тест на «5» Удачи!
Этап | Что нужно сделать? | Как нужно сделать? |
1. | Изучить внешнее строение паука: Отделы, конечности, глаза. | Использую, стр. 120 учебника, найди сведения о внешнем строении. 1. Допиши предложения: Хелицеры – Хитин – углевод, который входит в состав… Кол-во глаз – Кол-во ног – 2. Какая из функций паутины лишняя? А) ловля жертвы, б) изготовление коконов, в) привлечение самок запахом паутины, г) расселение паучков на большие расстояния д) сырье для текстильной промышленности. Запишите это так: Паутина не выполняет функцию (запишите ответ, который считаете верным)
3. Ответьте на вопрос. Если ногощупальца паучков рассмотреть под микроскопом, они пушистые, как лапки млекопитающих. Как вы думаете, зачем эти волоски? |
2 | Изучить многообразие Паукообразных. | 4. Используя, текст учебника на стр. 122 – 123, ответьте на вопросы: 1.Какой паук строит из паутины шалаш, паук опасный для человека- 2.Пауки, ловящие жертву на скаку, в прыжке – 3.Самый крупный паук России – 4.Пауки, способные к самокалечению - 5.Паук, имеющий на конце удлиненного и подвижного брюшка, жало – 5. Подумайте: Почему скорпион при внешней схожести с раком, относится к классу Паукообразных, а не Ракообразных. |
3. | Изучить отличительные признаки пауков и клещей. |
|
4 | Этап для умников! |
|
Критерии оценивания: Правильное выполнение заданий 1-4 оценивается в «3» балла
Правильное выполнение заданий 1 – 8 оценивается в «4» балла
Правильное выполнение заданий 1 – 8 + одно из 9-11 «5» баллов