3. Самообразование
Тема самообразования "Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование опыта проектной деятельности | 378 КБ |
Индивидуальный план профессионального развития | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – сад №10»г. Когалыма
Формирование опыта
проектной деятельности учащихся
Люфт Елена Валерьевна,
учитель биологии МАОУ «Школа- сад №10»,
первая квалификационная категория
г.Когалым, 2022
Формирование опыта проектной деятельности учащихся
Актуальность педагогического опыта
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современная система образования должна не только вооружить обучающегося знаниями, но и сформировать у него готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, учащиеся должны быть вовлечены в учебно – исследовательскую, проектную и информационную деятельность, в ходе которых они научатся изобретать и осваивать новое.
Проблемы, с которыми чаще всего сталкивается учитель в процессе преподавания предмета – это низкий уровень усвоения знаний, умений и навыков. Так, по последним результатам международного контроля уровня знаний, умений и навыков российских школьников в возрасте 15 лет из 30 стран мира мы оказались на 21 месте. Наши ученики не владеют навыками самостоятельной работы (выбирают простые способы решения, работают по образцу), затрудняются работать с информацией (отбирать необходимый материал, систематизировать, обобщать), не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях; низок интеллектуальный уровень школьников, и, в целом, наблюдается снижение интереса к учебе
В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов преподавания, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний.
Примечательно, еще Л. Н. Толстой, создавая свои школы, обращал внимание на то, что если в школе детей не научить творить, создавать, то и в жизни они будут следовать шаблонам и образцам. Наверное, поэтому сегодня все чаще говорят о деятельностном подходе обучения, о вовлечении учащихся в активную познавательную деятельность, которая, без сомнения, имеет большие преимущества.
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение проектной технологии обучения отвечает поставленным задачам образования.
Достоинство проектной технологии в том, что у учащихся формируются универсальные учебные действия, создается возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Учитель, использующий данную технологию, во – первых, получает возможность отойти от оценки как основного инструмента оценивания знаний и умений учащихся, во – вторых, создает условия для включения всех учащихся в учебный процесс, в – третьих, ставит каждого ученика в позицию «самоучителя».
Суть этой системы заключается в том, что каждый ребенок обучается в своем темпе и на своем уровне, при этом не испытывает дискомфорт, поскольку в любом случае учащийся выйдет на результат. Любой результат будет оценен по достоинству.
Таким образом, необходимость формирования опыта проектной деятельности школьников обусловлена новыми возможностями для создания интереса у учащихся. В процессе проектной деятельности также формируются навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и других видах деятельности. Понимание необходимости проектной технологии обучения в последние годы все чаще приводит к организации конкурсов проектных работ школьников. Участие в подобных конкурсах требует серьезной подготовки и профессиональной помощи педагогов.
Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена тем, что данная технология направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Каждый учитель решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» - к методам обучения, «чем учить» - к инструментарию учителя. Задачей любого учителя, на мой взгляд, является создание условий, при которых учащийся сможет и захочет учиться.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности, я определила две основные цели: развитие познавательного интереса у учащихся и предоставление инструментов, необходимых для организации этого процесса, так как считаю, что именно познавательный интерес является одним из основных факторов, который вызывает у детей эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, что переходит в творческую деятельность. Все новое рождает в человеке любопытство, переходящее в любознательность. Именно любознательность, на мой взгляд, является первым шагом, начальным этапом в проектной деятельности.
Дальнейшая индивидуальная или групповая работа над поставленной учителем проблемой позволяет целенаправленно воздействовать на различные группы качеств личности. Учащиеся имеют возможность:
- объективно оценить свои знания;
- использовать индивидуальный или коллективный опыт работы над поставленной задачей;
- совершенствовать свои ораторские умения;
- проявлять творчество и индивидуальность
- видеть результат своего труда
Таким образом, в ходе организации работы школьников в проектной деятельности успешно реализуются следующие задачи:
образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, эрудиции
воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности.
Главным результатом использования проектной технологии можно считать компетентность учащихся в предметной области и мета - предметные компетенции:
- умение анализировать,
- структурировать и преобразовывать информацию,
- уметь извлекать пользу из опыта,
- умение сотрудничать в группе,
- нести ответственность за конечный результат.
Таким образом, в виду перемен, происходящих в современном образовании, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, я определила цель своего педагогического опыта:
- развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной деятельности
Новизна педагогического опыта состоит в создании целостной системы работы по формированию навыков проектной деятельности на уроках и внеурочное время.
Ключевая идея педагогического опыта - идея личностно- ориентированного, компетентстного и деятельностного подходов.
Методологическая основа опыта
- проектное обучение (Дж.Дьюи, В. Килпатрик)
Организация проектной деятельности
Проектную технологию в образовательном процессе я использую с 2007 года. За этот период сложилась определенная система работы.
Формирование элементарных навыков проектной деятельности начинается с 5 класса. Во – первых, учащиеся знакомятся с видами проектов, алгоритмом работы в группах, во – вторых, учатся обосновывать проблему и искать способы ее решения. В рамках урока целесообразно начинать работу по проектной деятельности с мини – проектов под руководством учителя.
Учитывая, что проект – это поэтапная деятельность, которую необходимо четко продумывать, его осуществление требует соблюдения определенного алгоритма. На разных этапах выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. (Приложение 1)
Следует отметить, что для успешной работы необходимо наличие социально – значимой задачи (проблемы). Поиск социально – значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися.
Таким образом, дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Проектная деятельность органично сочетается с проблемными и исследовательскими методами обучения.
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Гидросфера. Вода и ее значение»
определяем проблему: Ученики школы не закрывают питьевой фонтанчик
формулируем задачу – вычислить, путем измерений, сколько воды выливается «впустую», какие последствия этого явления могут быть?
и предлагаем способы решения
Продукт - агитационный лист, информационный бюллетень
Обсуждение результата - получилось ли решить проблему, с какими трудностями столкнулись.
Этот пример, показывает, что мини – проекты вполне доступны для группы учащихся 5 – 6 классов. Решая вначале небольшую проблемную задачу, ученики формируют навыки исследования, наблюдения, принятия решений, опыт работы в группах.. Один из главных результатов – у учащихся появляется интерес к проектной деятельности. На этом же этапе апробируются различные виды проектов: групповые, индивидуальные, коллективные.
Работу на уроке над проектом можно организовать в двух вариантах: первый - каждая группа учащихся выполняет определенный элемент общего проекта, либо каждая группа учащихся выполняет свой собственный проект по одной проблеме. В данном случае работа в группах сопровождается состязательным характером, поскольку сравнивается конечный результат и рациональность его достижений.
На следующей ступени при организации проектной деятельности следую принципу от «простого к сложному», поэтому к 7 – 8 классу учащиеся выходят на выполнение долгосрочных проектов, выходящих за рамки классно – урочной системы. Ярким примером является проект «Экономь бумагу – береги лес!». Так в ходе его реализации появились новые идеи, расширился круг его участников и работу над ним продолжили в рамках эколого – краеведческого объединения «Туесок», далее он был представлен на конкурсах различных уровней. (1 место в областном конкурсе социально – значимых проектов «Зеленая планета – 2012» г.Тюмень и 1 место на международном форуме «Одна планета – одно будущее», г.Ханты – Мансийск)
Не менее важный аспект в работе над проектом – определение миссии проекта – сверхцели, достижение которой может способствовать реализуемый проект. Алгоритм данной работы представлен в следующей таблице:
Проблема, тема проекта | Миссия проекта | Цель |
6 класс Проблема – жители города обрывают городские клумбы Проект «Цвети, мой город!» | Сохранение чистоты и эстетичности нашего города | Формирование экологической ответственности у учащихся и их родителей за эстетичность города; в том числе за сохранность городских клумб |
7 класс Проблема – беспричинное уничтожение насекомых Проект «Защитим беззащитных!» | Сохранение целостности органического мира, сбережение животных | Формирование знаний о значении насекомых |
8 класс Проблема – искривление позвоночника у школьников Проект «Выпрями спинку!» | Сохранение здоровья будущего поколения | Разъяснить причины искривления позвоночника и раскрыть отрицательное воздействие неправильной осанки на здоровье ребенка |
При организации проектной деятельности наиболее перспективной считаю групповую форму работы: при этом класс делится на группы «Сотрудников», каждая из которых решает определенную задачу, нацеленную на решение проблемы. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения. Деятельность групп представлена в таблице.
Группа «Сотрудников» | Деятельность |
1.Учредители проекта | Миссия, цель, задачи, результаты, название |
2. Критики проекта | Ресурсы, сильные и слабые стороны |
3. Актеры | Мероприятия, направленные на эмоциональную причастность |
4. Исследователи | Статистика, общественное мнение, анализ |
5. Мотиваторы | Пути решения проблемы |
6. Агитаторы | Буклеты, листовки, памятки, статьи |
7. Эксперты | Заполнение карты, рефлексия, защита |
Среди многообразия видов проектов наиболее эффективными в рамках классно – урочной системы, считаю мини – проекты, которые реализуются в рамках одного – двух уроков. Для успешного результата все этапы проекта выполняются в сжатом виде. В процессе их выполнения ребята учатся кратко излагать свои мысли, логически связно выстаивать сообщение, готовить наглядность. Учитель лишь обобщает, резюмирует и дает оценку деятельности учащихся.
Реализация мини – проектов на уроке требует от учителя более тщательной подготовки: предоставление информационных ресурсов, дидактического материала, инструктивных карт с алгоритмом действий для учащихся.
Организацию мини – проектов можно рассмотреть на примере следующих уроков:
Информационный мини – проект «Болейте, на здоровье», 8 класс
Данный проект направлен на сбор информации о причинах простудных заболеваний, способах лечения (медицинский, народный), методах профилактики простудных заболеваний.
Проблемные вопросы проекта:
– как повысить иммунитет во время эпидемии простудных заболеваний?
- эффективно ли лечение народными средствами?
Продукт проекта «Информационные листовки для школьного стенда»
Презентационный мини – проект «Судьба городских птиц зимой», 7 класс
Каждой проектной группе предстоит изобразить на листе ватмана рисунок на тему «Судьба городских птиц зимой» Рисунки должны отображать следующие вопросы:
- видовой состав городских птиц,
- условия обитания и их приспособления,
- поведение людей по отношению к птицам,
- агитация населения «Покормите птиц зимой!»
Защита проектов проводится в форме конкурса. Критерии для оценивания –качество выполнения продукта (плаката), оригинальность предложенных решений.
Особый интерес вызывает работа над творческими проектами, которые выходят за рамки урока и предполагает продолжение в качестве домашнего задания. Например:
Творческий проект «Зоологический фестиваль мультфильмзвёзд», 5 класс
Проект сосредотачивает внимание ребят на животных, которые часто выступают героями мультфильмов. Класс делится на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Собаки, Кошки, Зайца, Волка, Медведя и т.д. Затем группе предстоит «защитить» своего героя и постараться сделать так, чтобы именно он получил звание кинозвезды.
Проблемные вопросы:
- Почему именно эти животные являются героями детских сказок и мультфильмов?
- Какие животные не встречаются в мультфильмах, почему?
Продукт проекта - галерея портретов животных, знакомых по телеэкрану;
- анимационная презентация, (мультфильм, с участием животных, которые «не снимались»).
Оценивание деятельности проектного обучения
В заключение реализации мини – проектов на уроке оценивается уровень развития проектных навыков у учащихся. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники. Обычная пятибалльная оценка при этом не подходит, более приемлема рейтинговая. При такой оценке перед защитой проекта на каждого ученика выдаётся индивидуальная карта, которая заполняется в ходе самой защиты педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, которая затем переводится в 5-ти бальную отметку. Оценка проектных умений, на мой взгляд, может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки. В любом случае, при проектном обучении учащиеся достигают двух результатов – внешнего и внутреннего.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Проектная деятельность во внеурочное время
Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ, поскольку здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.
Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся увереннее принимают участие в школьных проектах, успешно их защищают и выходят на конкурсы различных уровней.
Однако подготовить и реализовать проект не просто: необходимо заинтересовать учащихся (выбор темы исходя из интереса учащихся), создать условия к деятельности.
Следует отметить, что при выборе темы проекта необходимо придерживаться определенных правил:
- тема проекта должна быть интересна учащимся не только сегодня, но и в ближайшем будущем;
- тема проекта должна предполагать решение какой– либо проблемы, иметь практическое применение.
Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время – это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
В последнее время актуальность набирают практико – ориентированные проекты, нацеленные на социальные интересы самих участников проекта.
Являясь руководителем эколого – краеведческого объединения «Туесок», цель которого формирование экологической культуры школьников и приобщение их к изучению родного края, в течение последних трех лет организую работу по реализации социально – значимых проектов, которые были представлены на городском, региональном и всероссийском уровнях и привлекли внимание общественности
Самым успешным и значимым проектом считаю коллективный школьный проект «Семейный альбом», который занял 1 место в окружном конкурсе социально – значимых проектов «Стратегия успеха – 2012» , учрежденного ООО ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь. Проект охватил всех учащихся школы и большую часть сотрудников, включая вспомогательные службы.
Уникальность проекта заключалась в том, что в его реализации участвовало 18 педагогов школы, каждый из которых отвечал и реализовывал свой проект, идеи и задачи которых объединялись в реализации единого замысла – укрепление института семьи, формирования чувства сопричастности к своим корням, к истории своей семьи и страны в целом.
Работа над проектом началась с мини – проекта «Моя родословная» на уроках по изучению генетики в 9 классе и нашла свое продолжение в объединении с параллельно разработанным творческим проектом «Фестиваль семейных традиций» В результате объединения проект расширял спектр своего действия и привлек к его реализации учащихся 5 – 11 классов, весь педагогический коллектив и все службы школы, т.е. стал школьным проектом и имеет дальнейшие перспективы развития. Реализация данного проекта осуществляется за счет средств гранта ООО ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь.
Реализация массовых проектов, на мой взгляд, имеет огромный воспитательный эффект. Учащиеся, родителя и учителя объединяются в решении одной проблемы, которая объединяет и сплачивает коллектив. Несомненно, любой проект имеет и сильные, и слабые стороны. Это нужно учитывать организаторам проекта и учить анализировать и прогнозировать результат своей деятельности самих учащихся.
За последние два года в рамках объединения разработано и реализовано около 10 различных проектов (социально – значимые, исследовательские, индивидуальные)
Примеры наиболее значимых проектов представлены в следующих материалах:
Социально – значимый проект «Городские подснежники: берегись, опасно!»
Миссия проекта: забота о чистоте и эстетичности нашего города
Цель проекта: привлечение внимание властей и общественности к проблеме загрязнения улиц города продуктами жизнедеятельности собак
Проблемные вопросы: кто обязан убирать городские улицы от продуктов
жизнедеятельности, имеются ли санкции на выгул собак.
Этап проекта | Задачи | Деятельность | |
Организационный | Определить миссию, цель, задачи, прогноз результатов | Определить участников проекта, распределить обязанности, составить технологическую карту проекта. | |
Реализация проекта | Старт – проекта | Сформировать экологическую причастность к проблеме | Игровое мероприятие «Наши верные друзья – кошки и собаки», Тематический классный час «Завел собаку – стань ей другом» |
Исследовательский | Выяснить, как фекалии животных могут воздействовать на здоровье жителей города; Проанализировать общественное мнение на предмет проблемы, Предположить возможные пути решения проблемы | Анкетирование населения, Анализ результатов, Консультации с городскими службами: жилищно – коммунальными, административными, медицинскими | |
Экспериментальный | Разработать информационные и запрещающие знаки для населения, в том числе собаководов | Мастер – класс по изготовлению информационных листовок и агиток | |
Агитационно– мотивационный | Информирование населения о результатах исследовательского и экспериментального этапа. Создать пути решения проблемы | Выпуск буклетов, оформление стенда, привлечение СМИ; Осуществление способов решения экологической проблемы | |
Подведение итогов | Проанализировать слабые и сильные стороны проекта; проанализировать перспективы решения проблемы | Диспут, мониторинг, сотрудничество со службами ЖКХ |
Исследовательский проект «Жизнь по биологическим часам»
В основе проекта лежит исследовательская работа «Биоритмы человека», научные результаты которой использовались для реализации проекта. Проект направлен на решение проблемы, связанной с нарушением режима дня школьника, нарушение организации труда и отдыха. Проект позволяет учащимся проанализировать свой распорядок дня и соотнести его с уровнем учебной успешности и состоянием здоровья.
Проблемные вопросы:
- психофизиологические особенности «сов», «жаворонков», «голубей»
- как организовать день, чтобы «времени хватило на все»,
- последствия для здоровья учащихся, связанных с нарушением режима дня.
Продукт проекта:
- составление индивидуального распорядка дня,
- ведение личного дневника, анализ соблюдения данного распорядка
Индивидуальный проект «Моя родословная»
Индивидуальный проект направлен на исследование истории совей семьи, реализация проекта имеет морально – нравственно значение. В результате проекта учащиеся обучаются навыкам архивной работы, развиваются умения составления биографических очерков, усиливается родственная связь, укрепляются семейные отношения.
Продукт проекта:
- родословная книга,
-календарь семейных дат,
- чемодан семейных ценностей
Опыт и продукт проекта становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе полученные знания и ценности.
Условия, обеспечивающие успех работы
Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно – познавательной деятельности. Внедряя метод проектов в классно – урочную и внеурочную систему организации учебно – воспитательного процесса, необходимо учитывать следующее:
Проектное обучение
- не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение;
- должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе;
- организация учебных проектов должна содействовать решению задач по освоению программного материала;
- количество учебных реализуемых проектов не должно быть много
Результативность педагогического опыта
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамика уровня обученности (с 60% до 70%)
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектной деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.
Мои ученики показывают успешные результаты участия в различных форумах, конференциях, конкурсах. За последние два года мною подготовлено 18 победителей и призеров. Результаты участия представлены в следующей таблице.
Год | Тема проекта | Муниципальный уровень | Региональный | Всероссийский уровень |
2012 | 1. «Городские подснежники: берегись, опасно!» | 1 место в экологической игре «Мой дом – Югра» | Конкурс проектов «Природа – бесценный дар» Областного экологического форума «Зеленая планета – 2012» (участие) | |
2. «Экономь бумагу – спаси лес» | 1 место в краеведческой конференции «Знать, любить, беречь» | ___ | ___ | |
3. «Семейный альбом» | 1 место в окружном конкурсе социально –значимых проектов «Стратегия успеха – 2012» | |||
1. «Биоритмы - часы для школьников» | 1 место в городской НИК «Шаг в будущее» | |||
2. «Наушники – «за» и «против» | 1 место в городской НПК «Открытие» (6 класс) | |||
3. «Экономь бумагу – спаси лес» | 1 место в конкурсе социально –значимых проектов на экологическом форуме «Зеленая планета – 2013», г. Тюмень | 1 место в конкурсе социально – значимых проектов на Международном экологическом форуме «Одна планета – одно будущее», г. Ханты – Мансийск | ||
4. «Энергия природы: шаг навстречу» | 3 место в региональном конкурсе проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» | |||
5. Творческий проект «Экоералаш в школе» | З место в региональном конкурсе социальной экологической рекламы «Экология и мы» |
Приложение 1
Алгоритм реализации проекта
на примере проекта «Экономь бумагу – спаси лес!»
Проблема | Неэкономное использование бумаги. Экономия бумаги как фактор сохранения природных ресурсов. Как можно решить эту проблему? Нужно ли ее решать? Зачем? Можно ли добиться положительного результата? |
Ресурсы | Кто может помочь в решении проблемы? (Участники) Информационные ресурсы (какие, где?) Информация: Интернет – сайты, книги, журналы Какую информацию необходимо выяснить? - Краткий экскурс в историю изготовления бумаги. - Количество природных ресурсов на изготовление бумаги? - Сколько бумаги расходуют учащиеся школы и пр. Материальные ресурсы ( сколько? источники) |
«За» и «против» | Возможные варианты исхода проекта. По каким причинам проект может не реализоваться? Как избежать неудач? |
Старт – проекта | Как привлечь внимание к проблеме? Как сформировать эмоциональную причастность к проблеме. Как разбудить «жалость и сочувствие»? Чем удивить? |
Агитация и мотивация | Как побудить людей (учащихся) к действиям, направленным на решение проблемы. Агитационные действия. |
Результат | Что будет являться продуктом проекта? Какое применение эта продукция получит? (Оформление экологического стенда, создание пункта приема макулатуры, пригодной для вторичного использования на черновики) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-сад № 10» города Когалыма
Индивидуальный план профессионального развития учителя биологии
Люфт Елены Валерьевны
по теме «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования»
на 2018-2023 гг.
г. Когалым
Пояснительная записка
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современная система образования должна не только вооружить обучающегося знаниями, но и сформировать у него готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, учащиеся должны быть вовлечены в воспитательный процесс через учебно – исследовательскую, проектную и информационную деятельность, в ходе которых они научатся изобретать и осваивать новое.
Проблемы, с которыми чаще всего сталкивается педагог в процессе взаимодействия с обучающимися снижение мотивации к созидательной деятельности. Наши ученики не владеют навыками самостоятельной работы (выбирают простые способы решения, работают по образцу), затрудняются работать с информацией, не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях; низок интеллектуальный уровень школьников, и, в целом, наблюдается снижение интереса к учебе
В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов взаимодействия с детьми, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний в области функциональной грамотности.
Наверное, поэтому сегодня все чаще говорят о деятельностном подходе обучения, о вовлечении учащихся в активную познавательную деятельность, которая, без сомнения, имеет большие преимущества.
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый педагог создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в воспитании и развитии. На мой взгляд, применение проектной технологии обучения отвечает поставленным задачам образования.
Достоинство проектной технологии в том, что у учащихся формируются универсальные учебные действия, создается возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Учитель, использующий данную технологию, во – первых, получает возможность отойти от оценки как основного инструмента оценивания знаний и умений учащихся, во – вторых, создает условия для включения всех учащихся в учебный процесс, в – третьих, ставит каждого ученика в позицию «самоучителя».
Суть этой системы заключается в том, что каждый ребенок обучается в своем темпе и на своем уровне, при этом не испытывает дискомфорт, поскольку в любом случае учащийся выйдет на результат. Любой результат будет оценен по достоинству.
Таким образом, необходимость формирования опыта проектной деятельности школьников обусловлена новыми возможностями для создания интереса у учащихся. В процессе проектной деятельности также формируются навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и других видах деятельности. Понимание необходимости проектной технологии обучения в последние годы все чаще приводит к организации конкурсов проектных работ школьников. Участие в подобных конкурсах требует серьезной подготовки и профессиональной помощи педагогов.
Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена тем, что данная технология направлена не только на повышение компетенции школьников
Цели самообразования:
- развитие личных профессиональных компетенций;
- создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством решения экспериментальных задач по химии в рамках реализации ФГОС.
Задачи самообразования:
- изучить методическую литературу по теме самообразования;
- создать условия для проявления активизации познавательной деятельности учащихся;
- поиск новых технологий обучения;
- сформировать представление у учащихся о значении биологии в современной жизни;
- обучать умению ставить и решать практические проблемы;
- развивать общенаучные и практические умения и навыки;
- воспитывать формирование научного мировоззрения школьников и ориентацию школьников на соответствующие профессии;
- разрабатывать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
- повышать качество усвоения по химии до 65%;
- способствовать самореализации каждого учащегося через участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях
- обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования через разные формы.
Форма самообразования: индивидуальная и групповая (участие в методических мероприятиях).
План мероприятий
№ п\п | Мероприятия по самообразованию | Сроки | Результат | |
1. | Изучение психологической, литературы самообразования | педагогической, специальной, по теме | 2017- 2022гг. | Список Интернет-ресурсов по теме самообразования. Изучение опыта работы других педагогов на порталах и сайтах. |
2. | Обучение на курсах повышения | ежегодно | Прошла 7 курсов повышения | |
квалификации | квалификации | |||
3. | Участие в | методических | Ежегодно | Заседания городского методического |
мероприятиях: | вебинары, | объединения учителей биологии | ||
семинары, конференции по теме самообразования. | 2020г. | Городской круглый стол «Организация обучения с | ||
применением дистанционных форм» | ||||
2021г. | Всероссийский вебинар «Выбираем | |||
учебник для углубленного изучения | ||||
биологии» | ||||
2022г. | Городской семинар «По следам | |||
предметной недели химии и | ||||
биологии» | ||||
2022г. | Всероссийский вебинар «Подходы к | |||
оценке компетенций естественно- | ||||
научной грамотности» | ||||
2022г. | Всероссийский вебинар по | |||
естественно-научной грамотности | ||||
2022г. | Городской семинар «Развивающая | |||
среда как необходимое условие | ||||
обучения и воспитания» | ||||
2022г. | Всероссийский вебинар | |||
«Визуализация материала на уроках |
как эффективный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность» | |||
2022г. | Всероссийский вебинар «Организация работы с одаренными детьми» | ||
2022г. | Всероссийский вебинар ФГБНУ «ФИПИ» об изменениях КИМ ЕГЭ 2023 | ||
2022г. | Городской круглый стол городского методического объединения учителей химии и биологии «Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии и во внеурочной деятельности». | ||
2023г. | Городская Форсайт-сессия «Работы проектных команд» | ||
4. | Обновление программно- методического материала для организации образовательной деятельности | ежегодно | Разработка и корректировка рабочих программ по учебному предмету, в том числе для детей с ОВЗ разработка дидактического материала. |
ежегодно | Участие в составлении олимпиадных заданий для школьного этапа для 8 класса | ||
2021г. | Составление заданий ОГЭ для 9 класса для городских пробных экзаменов | ||
5. | Посещение мастер-классов, учебных занятий коллег и участие в обмене опытом | ежегодно | Применение в работе новых методик, технологий, используемых коллегами |
6. | Проведение открытых занятий | 2019г. | Интегрированное мероприятие в рамках реализации проекта «Школа – лаборатория науки и творчества» |
2020г. | Открытый урок «Эндокринная система» с демонстрацией практических навыков учащихся. | ||
2022г. | Интегрированный урок по химии и биологии «Как уберечь дом от плесени» | ||
7. | Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования | 2020г. | Заседание ГМО, доклад «Из опыта использования создания онлайн- тестов на платформе onlinetestpad.com.» |
2022г. | Городской семинар «Развивающая среда как необходимое условие обучения и воспитания». | ||
2022г. | Городской семинар «Высокая доля учащихся с рисками учебной неуспешности» с докладом |
«Вовлечение родителей в жизнь школу» | |||
2022г. | Заседание ШМО доклад «Формирование функциональной грамотности в рамках преподавания учебного предмета «Биология» | ||
8. | Изучение и внедрение в образовательную деятельность проектных и НИК учащихся. Консультативная деятельность для участников конкурсов, предполагающих исследовательскую, проектную деятельность. | 2017г. | Победитель городской научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее», секция «Мировая художественная культура» (работа интегрировалась с биологией и психологией) |
2017г. | Участник I Всероссийской научно- практической конференции «Современные тенденции развития инновационной политики в России». | ||
9. | Достижение высоких результатов учащихся в ВОШ городского и регионального уровня и других олимпиадах по химии | ежегодно | Призовые места в ВОШ |
Предполагаемый результат:
- накопление банка методической литературы по теме самообразования;
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- применение новых технологий обучения в уроках по биологии;
- сформировано представление у учащихся о значении биологии в современной жизни;
- сформировано умение учащихся ставить и решать практические проблемы;
- развиты общенаучные и практические умения и навыки;
- сформировано научное мировоззрение у школьников и ориентация их на соответствующие профессии;
- разработка учебной документации (рабочие программы, планы, технологические карты и тд.) и дидактического материала.
- качество усвоения по биологии 65%;
- результативность участия учащихся в конкурсах, олимпиадах и конференциях;
- диссеминация опыта.