Полезные ссылки и материалы
Здесь будут размещены материалы, которые могут быть использованы на уроках, и ссылки на сайты, ориентирующие на подготовку учащихся к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_analiza_liricheskogo_proizvedeniya.docx | 14.56 КБ |
kak_pisat_sochinenie.docx | 23.15 КБ |
oge_15.3_shablon.docx | 16.55 КБ |
oge_algoritm_raboty_nad_zadaniem_15_3.pdf | 1.01 МБ |
oge_zadanie_15_2.pdf | 747.78 КБ |
tema_15.1_shablon.docx | 11.36 КБ |
zachet_dlya_9_klassa.docx | 16.74 КБ |
otsenochnaya_tablitsa_uchenika.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план анализа лирического произведения
1. Кем и когда написано стихотворение?
2. Какие жизненные события легли в его основу.
3. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
4. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь,
размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики
( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.
(Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения
автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в
котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей
определенного времени, класса, их идеалы).
7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
8. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
9. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка,
особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического
текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли
и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.
Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск,
сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.
Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая,
торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы :
пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог,
звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные
элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания,
риторические вопросы, способ стихосложения.
10. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
11. Значение стихотворения для его современников, сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения
Предварительный просмотр:
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2014)
1. Как сформулировано задание С2.1?
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста …
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
2. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод
3. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.
Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я поддерживаю мнение …
4. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
- объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
- привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и (или) грамматические явления языка.
5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2013.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод.
10. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
11. Про почерк
Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.
УДАЧИ!
Предварительный просмотр:
ОГЭ-2015 СОЧИНЕНИЕ 15.3 по варианту 33
АБЗАЦ 1 Вступление (3-5 предл.) | а) Определение. | Слово «природа» имеет несколько значений . Согласно одному из них, природа – это весь растительный и животный мир Земли. |
б) Комментарий. | Этот мир богат и разнообразен, но в то же время он очень уязвим. Поэтому природа нуждается в человеческой заботе и защите. | |
в) Логический переход к аргументам. | Докажу справедливость своих слов конкретными примерами. | |
АБЗАЦ 2 Аргумент из прочитанного текста (5-7 предл.) | а) Тезис. | Образцом заботливого и трепетного отношения к представителям животного мира служит поступок мальчика Тёмы, героя повести русского писателя Н. Гарина-Михайловского. |
б) Доказательства (развитие мысли) | Его любимица – собачка Жучка – стала жертвой какого-то злого и бессердечного человека, который бросил её в колодец и тем самым обрёк на страдания. Тёма, не раздумывая, принимает решение во что бы то ни стало помочь несчастному животному, попавшему в беду. Ради спасения Жучки он даже готов преодолеть свой страх и, рискуя жизнью, спуститься в страшный колодец. | |
в) Микровывод. | Так, благодаря смелости и доброте маленького мальчика, было спасено беспомощное живое существо. | |
АБЗАЦ 3 Аргумент из жизненного (читательского) опыта (5-7 предл.) | а) Логический переход ко второму аргументу. | Подобный случай описывается и в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель». |
б) Тезис . | Цирковой пёс Арто мог стать игрушкой в руках избалованного ребёнка, если бы не благородный и отважный поступок мальчика Серёжи. | |
в) Доказательства (развитие мысли) | Обнаружив исчезновение своего четвероногого друга, Серёжа отправляется на его поиски. Узнав, что Арто был украден и заперт в подвале, мальчик бросается ему на помощь и вызволяет из каменного плена. | |
г) Микровывод. | Поведение Серёжи демонстрирует трепетное и заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | |
АБЗАЦ 4 Вывод (1-2 предл.) | а) Вывод из всего сказанного. | Таким образом, эти примеры ещё раз убеждают нас в том, что мир природы очень хрупок и беззащитен, и только любовь человека может спасти его от гибели . |
224 слова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Толстой в своём высказывании говорит о том, что __________________
___________________________________________________________________________ .
Докажем это на примерах из прочитанного текста.
Обратимся к тексту Куприна . Наш язык богат и лексически и грамматически. В предложении номер ___есть, например (что нашли) ______________, говоря о _________________, употребляет слово __________, которое содержит _______
____________________ и свидетельствует о _____________________________________. С точки зрения грамматики приведу в пример предложение номер... , где есть ....____________________Используется для_______________________.
Таким образом, прихожу к выводу, что________________________________________________________.
Д.И.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что __________________
___________________________________________________________________________ .
Докажем это на примерах из прочитанного текста.
В предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово __________, которое содержит _______
____________________ и свидетельствует о _____________________________________.
В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово - ____________. Его произносит ___________________________ в адрес ___________________________, которая _____________________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует ___________________________________________.
Таким образом, ________________________________________________________.
Предварительный просмотр:
Список тем, выходящих на зачет, который сдается в течение учебного года
Каждому участнику зачета выдается зачетная таблица, в которой, при успешном ответе на вопрос и принятой практической части, выставляется отметка о зачете по той или иной теме.
Темы для зачета.
Практическая часть зачета выдается после ответа на вопрос зачета.
- Средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнения, фразеологизмы, антитезу).
- Правописание приставок (а)приставки на –з, -с, б) приставки пре-, при-, в) приставки не-, ни- в отрицательных и неопределённых наречиях и местоимениях, г)влияние приставки на правописание наречий (из, до, с – суффикс а; в, за, на – суффикс О; д)неизменяемые приставки).
- Одна и две буквы Н в именах существительных, прилагательных (полных и кратких), причастиях (полных и кратких), наречиях.
- Падежные окончания имен существительных и прилагательных. Грамматические ошибки.
- Правописание НЕ с разными частями речи (с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями, местоимениями).
- Лексика. Группы слов по значению (омонимы, синонимы (нейтральные и стилистически окрашенные), антонимы).
- Однородные члены предложения.
- Обособление слов, не являющихся членами предложений (вводных слов, вставных конструкций, обращений, междометий).
- Обособление распространенных и нераспространённых определений, выраженных причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и одиночных определений, выраженных прилагательными. Обособление приложений. Обособление несогласованных определений, отличие их от приложений.
- Обособление распространенных и нераспространенных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, сравнительными оборотами и конструкциями с производными предлогами (несмотря на, благодаря, включая и т.д.). Обособление уточняющих обстоятельств в предложении (как найти, какой вопрос задать и т.д.). Обособление дополнений.
- Типы связи в словосочетании (управление, примыкание, согласование). Конструкции, не являющиеся словосочетанием. Как преобразовать один тип связи в другой? Примеры.
- Простое предложение. Типы сказуемого в простом предложении (ПГС, СГС, СИС). Односоставные предложения (типы: ОЛП, НЛП, БЛП и назывное).
- Постановка запятой в сложном предложении. ССП (союзы, виды, способы связи частей), СПП (союзы, виды, способы связи частей), БСП (союзы, виды, способы связи частей).
- Типы соподчинения придаточных в СПП (однородное, параллельное и последовательное).
- Предложение с разными видами связи (как найти, как понять какая связь).
- Грамматическая основа предложения (способы выражения подлежащего и сказуемого).
- Как писать сочинения по темам 15.1 (лингвистическое), по теме 15.2 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста), 15.3 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста и из жизни).
Предварительный просмотр:
Оценочная таблица ученика (-цы) 9 «___» класса______________________________________
Номер вопроса | Устный ответ | Практическая часть | Зачет-незачет | Комментарии к ответу |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|