Полезные ссылки и материалы

Ратвина Ольга Владимировна

Здесь будут размещены материалы, которые могут быть использованы на уроках, и ссылки на сайты, ориентирующие на подготовку учащихся к итоговой аттестации. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный план анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение?

2. Какие жизненные события легли в его основу.

3. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

4. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь,

размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики

( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

(Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения

автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в

котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей

определенного времени, класса, их идеалы).

7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

8. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

9. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка,

особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического

текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли

и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.

Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск,

сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.

Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая,

торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы :

пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог,

звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные

элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания,

риторические вопросы, способ стихосложения.

10. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения

11. Значение стихотворения для его современников, сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2014)

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста …

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я поддерживаю мнение …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и (или) грамматические явления языка.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  

   грамматическое;

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .

В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2013.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец 1 

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

  

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. 

8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): 

1 абзац - тезис,

2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,

3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

4 абзац - вывод

10. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

11. Про почерк

Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.

УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

ОГЭ-2015  СОЧИНЕНИЕ  15.3 по варианту 33

АБЗАЦ  1

Вступление

(3-5  предл.)

а) Определение.

Слово «природа»  имеет несколько значений . Согласно одному из них,  природа – это весь растительный и животный мир Земли.

б) Комментарий.

Этот мир  богат и разнообразен, но в то же время он очень  уязвим. Поэтому природа нуждается в человеческой заботе и защите.

в) Логический переход к аргументам.

Докажу справедливость своих слов  конкретными примерами.

АБЗАЦ 2

Аргумент  из прочитанного текста

(5-7  предл.)

а) Тезис.

Образцом  заботливого и трепетного отношения к представителям животного мира  служит поступок мальчика Тёмы, героя повести русского писателя Н. Гарина-Михайловского.

б) Доказательства (развитие мысли)

Его любимица – собачка Жучка – стала жертвой какого-то злого и бессердечного  человека, который бросил её в колодец и тем самым обрёк на страдания. Тёма, не раздумывая, принимает решение во что бы то ни стало помочь несчастному животному, попавшему в беду.  Ради спасения Жучки он даже готов преодолеть свой страх и, рискуя жизнью, спуститься в страшный колодец.

в) Микровывод.

Так, благодаря смелости и доброте  маленького мальчика, было спасено беспомощное живое существо.

АБЗАЦ 3

Аргумент  из жизненного (читательского) опыта

(5-7 предл.)

а) Логический переход ко второму аргументу.

Подобный случай  описывается и в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

б) Тезис .

Цирковой пёс Арто мог стать игрушкой в руках избалованного ребёнка, если бы не благородный и отважный поступок мальчика Серёжи.

в) Доказательства (развитие мысли)

Обнаружив исчезновение своего четвероногого друга, Серёжа отправляется на его поиски. Узнав, что Арто был украден и заперт в  подвале, мальчик бросается ему на помощь и вызволяет из каменного плена.

г) Микровывод.

Поведение  Серёжи демонстрирует  трепетное и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

АБЗАЦ 4

Вывод                         (1-2 предл.)

а) Вывод из всего сказанного.

Таким образом, эти примеры ещё раз убеждают нас в том, что мир природы очень хрупок и беззащитен, и только любовь человека может спасти его от гибели .

224 слова


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Толстой в своём высказывании говорит о том, что __________________
___________________________________________________________________________ .
Докажем это на примерах из прочитанного текста. 

Обратимся к тексту Куприна . Наш язык богат и лексически и грамматически. В предложении номер ___есть, например (что нашли) ______________, говоря о _________________, употребляет слово __________, которое содержит _______
____________________ и свидетельствует о _____________________________________. С точки зрения грамматики приведу в пример предложение номер... , где есть ....____________________Используется для_______________________.

Таким образом, прихожу к выводу, что________________________________________________________.

  Д.И.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что __________________
___________________________________________________________________________ .
Докажем это на примерах из прочитанного текста. 


           В предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово __________, которое содержит _______
____________________ и свидетельствует о _____________________________________. 

     

           В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово - ____________. Его произносит ___________________________ в адрес ___________________________, которая _____________________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует ___________________________________________.


          Таким образом, ________________________________________________________. 



Предварительный просмотр:

Список тем, выходящих на зачет, который сдается в течение учебного года

Каждому участнику зачета выдается зачетная таблица, в которой, при успешном ответе на вопрос и принятой практической части, выставляется отметка о зачете по той или иной теме.

Темы для зачета.

Практическая часть зачета выдается после ответа на вопрос зачета.

  1. Средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнения, фразеологизмы, антитезу).
  2. Правописание приставок (а)приставки на –з, -с, б) приставки пре-, при-, в) приставки не-, ни- в отрицательных и неопределённых наречиях и местоимениях, г)влияние приставки на правописание наречий (из, до, с – суффикс а; в, за, на – суффикс О;  д)неизменяемые  приставки).
  3. Одна и две буквы Н в именах существительных, прилагательных (полных и кратких), причастиях (полных и кратких), наречиях.
  4. Падежные окончания имен существительных и прилагательных. Грамматические ошибки.
  5. Правописание НЕ с разными частями речи (с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями, местоимениями).
  6. Лексика. Группы слов по значению (омонимы, синонимы (нейтральные и стилистически окрашенные), антонимы).
  7. Однородные члены предложения.
  8. Обособление слов, не являющихся членами предложений (вводных слов, вставных конструкций, обращений, междометий).
  9. Обособление распространенных  и нераспространённых определений, выраженных причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и одиночных определений, выраженных прилагательными. Обособление приложений. Обособление несогласованных определений, отличие их от приложений.
  10. Обособление распространенных и нераспространенных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, сравнительными оборотами и конструкциями с производными предлогами (несмотря на, благодаря, включая и т.д.). Обособление уточняющих обстоятельств в предложении (как найти, какой вопрос задать и т.д.).  Обособление дополнений.
  11. Типы связи в словосочетании (управление, примыкание, согласование). Конструкции, не являющиеся словосочетанием. Как преобразовать один тип связи в другой? Примеры.
  12. Простое предложение. Типы сказуемого в простом предложении (ПГС, СГС, СИС). Односоставные предложения (типы: ОЛП, НЛП, БЛП и назывное).  
  13. Постановка запятой в сложном предложении. ССП (союзы, виды, способы связи частей), СПП (союзы, виды, способы связи частей), БСП (союзы, виды, способы связи частей).  
  14. Типы соподчинения придаточных в СПП (однородное, параллельное и последовательное).
  15. Предложение с разными видами связи (как найти, как понять какая связь).
  16. Грамматическая основа предложения (способы выражения подлежащего и сказуемого).
  17. Как писать сочинения по темам 15.1 (лингвистическое), по теме 15.2 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста), 15.3 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста и из жизни).


Предварительный просмотр:

Оценочная таблица ученика (-цы) 9 «___» класса______________________________________

Номер вопроса

Устный ответ

Практическая часть

Зачет-незачет

Комментарии к ответу

  1.  Средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнения, фразеологизмы, антитезу).

  1. Правописание приставок (приставки на –з, -с, приставки пре-, при-, приставки не-, ни- в отрицательных и неопределённых наречиях и местоимениях, неизменяемые  приставки).

  1. Одна и две буквы Н в именах существительных, прилагательных (полных и кратких), причастиях (полных и кратких), наречиях.

  1. Падежные окончания имен существительных и прилагательных. Грамматические ошибки.

  1. Правописание НЕ с разными частями речи (с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями, местоимениями).

  1. Лексика. Группы слов по значению (омонимы, синонимы (нейтральные и стилистически окрашенные), антонимы).

  1. Однородные члены предложения.

  1. Обособление слов, не являющихся членами предложений (вводных слов, обращений, междометий).

  1. Обособление распространенных  и нераспространённых определений, выраженных причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и одиночных определений, выраженных прилагательными. Обособление приложений. Обособление несогласованных определений, отличие их от приложений.

  1. Обособление распространенных и нераспространенных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, сравнительными оборотами и конструкциями с производными предлогами (несмотря на, благодаря, включая и т.д.). Обособление уточняющих обстоятельств в предложении (как найти, какой вопрос задать и т.д.).  Обособление дополнений.

  1. Типы связи в словосочетании (управление, примыкание, согласование). Конструкции, не являющиеся словосочетанием. Как преобразовать один тип связи в другой? Примеры.

  1. Простое предложение. Типы сказуемого в простом предложении (ПГС, СГС, СИС). Односоставные предложения (типы: ОЛП, НЛП, БЛП и назывное).  

  1. Постановка запятой в сложном предложении. ССП (союзы, виды, способы связи частей), СПП (союзы, виды, способы связи частей), БСП (союзы, виды, способы связи частей).  

  1. Типы соподчинения придаточных в СПП (однородное, параллельное и последовательное).

  1. Предложение с разными видами связи (как найти, как понять какая связь).

  1. Грамматическая основа предложения (способы выражения подлежащего и сказуемого).

  1. Как писать сочинения по темам 15.1 (лингвистическое), по теме 15.2 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста), 15.3 (сочинение-рассуждение, включающее аргументы из текста и из жизни).